Научная статья на тему 'Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства: современное состояние и перспективы развития'

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства: современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1123
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (МСП) / ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МСП / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МСП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищенко Виталий Викторович, Лапшин Евгений Александрович

Экономические реформы в Российской Федерации привели к возрождению предпринимательства как гармоничной части рыночной экономики. Малое и среднее предпринимательство в значительной степени определяет характер и интенсивность экономического роста, уровень и структуру занятости населения, объем и качество валового внутреннего продукта. Являясь пока не ведущей составляющей рыночной экономики, малое и среднее предпринимательство ориентируется в своем развитии, прежде всего, на территориальные образования. Оно строит свою деятельность в расчете на спрос местного населения. В сложный современный экономический период малое и среднее предпринимательство в России не способно динамично развиваться без целенаправленной государственной политики по его поддержке. В данной статье показана нарастающая роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны, уточняются цели и задачи его государственной поддержки в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мищенко Виталий Викторович, Лапшин Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства: современное состояние и перспективы развития»

УДК 658.114

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ

В. В. Мищенко, Е. А. Лапшин Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Экономические реформы в Российской Федерации привели к возрождению предпринимательства как гармоничной части рыночной экономики. Малое и среднее предпринимательство в значительной степени определяет характер и интенсивность экономического роста, уровень и структуру занятости населения, объем и качество валового внутреннего продукта.

Являясь пока не ведущей составляющей рыночной экономики, малое и среднее предпринимательство ориентируется в своем развитии, прежде всего, на территориальные образования. Оно строит свою деятельность в расчете на спрос местного населения.

В сложный современный экономический период малое и среднее предпринимательство в России не способно динамично развиваться без целенаправленной государственной политики по его поддержке.

В данной статье показана нарастающая роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны, уточняются цели и задачи его государственной поддержки в современных условиях.

Ключевые слова: предпринимательство, малое и среднее предпринимательство (МСП), особенности и условия развития МСП, цели и задачи государственной поддержки МСП.

STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS: MODERN CONDITIONS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

V. V. Mischenko, E. A. Lapshin Altai State University (Barnaul, Russia)

Economic reforms in Russian Federation led to the revival of entrepreneurship as a harmonious part of the market economy. Small and medium-sized business largely determines the nature and intensity of economic growth, the level and structure of employment, the volume and quality of GDP. Being a minor component of the market economy, small and medium-sized enterprises are oriented in their development, first of all, to territorial entities. It plans its activities in response to local demand.

In a complex modern economic period, small and medium-sized enterprises in Russia are not able to develop dynamically without a purposeful government policy of support.

The article focuses on the growing role of small and medium-sized businesses in the country's economy, clarifies the goals and objectives of state support in modern conditions

Keywords: entrepreneurship, small and medium-sized business, features and conditions of development of small and medium-sized business, goals and objectives of state support for small and medium-sized business.

Возрождение малого и среднего предпринимательства в России ведет свою точку отсчета с момента принятия в 1987 г. закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», который определил стратегию развития для зарождающегося бизнеса, перспективы его становления и формирования.

Понятие «предпринимательство» в экономическую теорию первым ввел Р. Кантильон, который наделил предпринимателя такими качествами, как дальновидность, умение рисковать, отвечать за принятие решений.

Выдающийся экономист Адам Смит, в свою очередь, разработал теорию «экономического че-

ловека», интерес действий которого заключается в личной выгоде, в итоге определяются интересы общества в целом. Предприниматель, по мнению А. Смита, ради коммерческой выгоды с целью получения прибыли готов идти на любые экономические риски.

«Великая депрессия» внесла значительный вклад в понимание важности развития предпринимательства, сформировалось понимание его исключительной значимости в обеспечении устойчивого экономического роста. По мнению Й. Шумпетера, предпринимательская деятельность «заключается в создании и воплощении новых комбинаций факторов производства; используя новые комбинации, предприниматель создает инновации» [1].

В настоящее время, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, «предпринимательство — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [2].

В соответствии с Федеральным законом № 209 от 24.07.07 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства РФ», малый и средний бизнес — это бизнес, отвечающий следующим критериям [3]:

— юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, официально внесенные в государственный реестр (ЕГРИП или ЕГРЮЛ). Начиная с 1 августа 2016 г. действует единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который формирует Налоговая служба, опираясь на предоставляемые субъектами малого бизнеса следующие данные: сведения о доходах, среднесписочная численность работников, информация из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей, сведения из других официальных источников;

— часть уставного капитала юридического лица не может составлять для государственных компаний более 25 %о, иностранных предприятий, отечественных крупных фирм — более 49 %о. Эти ограничения не применяются в высокотехнологичных секторах экономики, например, для реализации проекта «Сколково», а также акционеров на предприятиях (организациях), которые реально применяют новейшие технологии, предложенные в обязательном порядке их создателями — бюджетными или научными учреждениями,

а также компаниями, которые однозначно входят в правительственный перечень структур, обеспечивающих государственную поддержку инновационной деятельности;

— штатный состав работников за отчетный год не должен превышать: на микропредприятиях — 5 человек, на малых — 100, на средних — от 101 до 250 человек. Общая численность работающих определяется согласно их среднесписочной численности на основании предоставления ежегодного отчета в налоговую инспекцию;

— выручка за предыдущий год за вычетом НДС, согласно финансовой отчетности, не должна превышать на предприятии следующие размеры: микро--120 млн руб.,

малые — 800 млн руб., средние — 2 млрд руб. Вместо оценки объема выручки предприятие может предоставить информацию о стоимости активов за прошедший отчетный год, эта стоимость также не должна превышать указанные цифровые значения.

Как показывает богатый опыт высокоразвитых государств, малые и средние предприятия могут быть высококонкурентными только тогда, когда их бизнес опирается на широко опробованные методики стимулирования их деятельности в интересах государства и общества в целом.

В высокоразвитых странах, где господствуют рыночные отношения, именно малый бизнес является экономическим фундаментом экономики государства. Хотя данный бизнес осуществляет свою деятельность, прежде всего, на локальных рынках, он может оказывать значительное влияние и на национальный рынок в целом. Суть государственной политики заключается не в том, чтобы направить некоторым субъектам малого и среднего предпринимательства необходимые им виды ресурсов, а в формировании правовых и экономических условий для наращивания ими объемов производства и динамичного развития на глобальных рынках [4].

Важность такого методологического подхода обусловлена объективными процессами — ключевые факторы, системно определяющие развитие МСП, находятся вне поля прямой, зачастую финансовой помощи, со стороны государства. В то же время эти факторы лежат в поле ответственности и деятельности органов государственного управления, то есть в зоне формирования соответствующих институциональных условий.

Непосредственно малый и средний бизнес формирует здоровую конкуренцию в рамках национального рынка, являясь высокомобильным сектором экономики, функционирующим с отно-

сительно меньшими инвестиционными затратами. В то же время это элемент, стабилизирующий экономические процессы в период кризисных тенденций за счет таких качеств, как гибкость, адаптивность, способность перманентно приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды [5].

За счет рассматриваемой группы субъектов рынка решается вопрос формирования предложения товаров и услуг в тех отраслях экономики страны, в которых их производство на крупных предприятиях не является выгодным. Интенсифицируя развитие здоровой конкуренции, малое и среднее предпринимательство обеспечивает эффективное увеличение объемов производства и повышение производительности общественного труда, качества предлагаемых продуктов, а, следовательно, обеспечивает реальный подъем экономики и повышение уровня удовлетворенности потребителей.

На малых и средних предприятиях также создаются рабочие места для работников, которые высвобождаются по самым разным основаниям из других, в том числе крупных бизнесов. Очевидно, что значительно количество малых и средних бизнес-единиц существуют достаточно короткий период. Тем не менее в целом малое и среднее предпринимательство гарантирует высокую стабильность поступлений в бюджет, особенно в бюджет муниципальных образований, что выгодно отличает их от крупных и сверхкрупных производств. Подавляющее большинство таких производств, к тому же, имеют ярко выраженную сырьевую составляющую [6].

Сегодня, когда экономическая нестабильность носит перманентный характер и происходит интенсивная перестройка самой структуры сырьевого рынка, резко возрастает значимость политической составляющей глобальных экономических процессов; зависимость экономики страны и, следовательно, налоговых доходов в ее бюджет от перечисленных выше факторов кардинально усиливается.

В условиях сегодняшней стадии развития национальной экономики России в качестве ключевой, то есть целевой, задачи макроэкономической политики выступает комплексное обеспечение экономической стабильности страны. Именно потому что малый и средний бизнес является одной из наиболее массовых форм предпринимательской деятельности, он играет принципиальную роль в обеспечении такой стабильности и, при благоприятных условиях, — экономического роста [7].

Формирование необходимых предпосылок для развития предпринимательской деятельности в период ее становления, а именно на ее начальном этапе, конкурентной среды на рынке, его малые и средние предприятия, в силу только присущих ему особенностей являются также максимально

уязвимыми к все нарастающим угрозам со стороны внешних факторов. В условиях нестабильно функционирующей современной экономики это проявляется особенно ярко.

Согласно основам муниципального менеджмента, малый и средний бизнес выполняет функции:

— производителя (в том числе выпуск продукции по прямому «муниципальному» заказу);

— источника финансирования муниципальных программ (являясь налогоплательщиком, плательщиком сборов и штрафов);

— инвестора (участие в реализации инвестиционных проектов, создание организационных форм собственности, организация мероприятий благотворительной деятельности);

— работодателя (создание новых рабочих мест, включая инвалидов, путем выделения рабочих мест);

— организатора и участника решения социально-экономических проблем населения (регулярная выплата зарплаты, создание и поддержание в функциональном состоянии собственных инфраструктурных объектов и другие);

— потребителя ресурсов (природных, материальных, энергетических, трудовых и иных ресурсов территориальных образований);

— предпринимательская деятельность может быть причиной экологического, финансового, социального либо других видов ущерба для региона, муниципалитета [8].

Выбор предприятий и проектов в качестве приоритетных объектов определяется выработанной стратегией развития территории, ресурсами, которыми она располагает, а также наличием соответствующих полномочий и ожидаемой социально-экономической эффективностью конкретных направлений помощи.

Достигнутый уровень развития экономики территориального образования — дополнительное условие для определения направления поддержки:

— сохранение и динамичное развитие имеющихся предприятий путем нейтрализации факторов, препятствующих их развитию;

— стимулирование увеличения спроса на производимую ими продукцию;

— содействие в создании новых фирм, разработка и реализация программ поддержки предпринимателей;

— привлечение в регион предприятий из других территорий [9].

Наибольшее количество рабочих мест создается путем применения вышеперечисленных спосо-

бов для наращивания экономики региона, а также путем динамичного развития уже существующих и создания новых фирм.

Приведенные критерии предпринимательства должны быть конкретными, соответствующим образом оформлены, закреплены нормативными документами и доведены до сведения заинтересованных лиц.

Опираясь на международный и отечественный опыт, считаем, что возможны следующие типы институциональных структур поддержки:

— финансовые, т. е. фонды поддержки, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды;

— бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры развития, пункты информационного обеспечения;

— учебные центры.

Опорными для развития малого и среднего предпринимательства принципами создания как системы являются:

— соответствие инфраструктуры уровню развития предпринимательства и перманентно меняющимся потребностям предпринимателей в пропускной способности ее каждого объекта, отраслевой и территориальной специализации бизнеса и т. п.;

— доступность объектов инфраструктуры для бизнеса — близость размещения ее объектов в территориальном аспекте, стоимость востребованных услуг, наличие подробной информации об имеющихся и потенциальных возможностях каждого элемента инфраструктуры;

— оперативная и основательная концентрация на принципиальных проблемах функционирования, выживания и развития малых и средних предприятий;

— участие государства через бюджетную поддержку регионов и муниципальных образований или через непосредственное участие соответствующих аффилированных организаций в создании объектов инфраструктуры для малого и среднего предпринимательства, финансирование их текущей деятельности либо в полном объеме, либо частично;

— ранжирование основных задач и, соответственно, различных объектов как элементов инфраструктуры по степени концентрации объемов практической деятельности на поддержке малого бизнеса на уровне муниципалитета или региона;

— оперативная координация деятельности и оптимизация функций различных объек-

тов инфраструктуры на одной и той же территории с целью повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, комплексного предоставления самых разнообразных услуг; — развитие инфраструктуры малого и среднего бизнеса на основе эффективного использования ресурсов общественных и профессиональных объединений предпринимателей, крупных корпораций, учебных и научных учреждений.

Сегодня современная эффективная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в значительном количестве субъектов Российской Федерации не только существует формально, но даже и отсутствует. Очень часто бизнес-инкубаторы, технопарки, агентства и центры развития предпринимательства в этой сфере деятельности ограничиваются лишь организацией юридического лица с соответствующим названием, фактически не выполняя свое предназначение [10].

Очень низка информированность предпринимателей и о наличии в регионах соответствующих объектов инфраструктуры для малого и среднего бизнеса, их местонахождении, перечне поставляемых услуг и условиях получения таких услуг. Главная причина этого — самоустранение федеральных, региональных и муниципальных органов власти от заинтересованного участия в создании и развитии объектов инфраструктуры малого и среднего предпринимательства [11].

Другими словами, опираясь на вышесказанное, можно утверждать, что малое и среднее предпринимательство — исключительно важный сегмент экономики страны, на который возложены исключительно важные функции по развитию экономики в целом. Субъекты малого и среднего предпринимательства при должном подходе со стороны государства могут стать «локомотивом» экономического роста как на национальном, так и на региональном уровне. Только в таком контексте, на наш взгляд, необходимо рассмотреть теоретические и практические аспекты государственной поддержки МСП в России.

Ключевые изменения в трактовке целей, форм и методов государственного регулирования деятельности предпринимательских образований произошли в течение последних ста лет. Взаимодействие власти и предпринимателей, как показывает отечественный и зарубежный опыт, не может сводиться только к использованию административных методов.

Значимость государственной поддержки малого и среднего предпринимательства объясняется и необходимостью динамичной реализации государственных программ развития в условиях кон-

кретных политических, экономических, и даже социальных ситуаций [12].

Помощь государства следует трактовать не как его обязательную функцию для абсолютно всех регионов и всех предприятий малого и среднего предпринимательства, а как инструмент, дающий возможность выявить наиболее эффективных представителей МСП, активно сотрудничающих с крупным бизнесом и государством по реализации стратегических задач развития Российской Федерации. Это возможно в рамках интеграции в контексте совместного поиска оптимальных решений, и дает возможность получить синергетический эффект. Реализуя такой подход, следует понимать, что поддержка не всегда должна быть финансовой. Не менее важно лоббирование интересов отдельных бизнесов; передача знаний и технологий в строгой логической последовательности и другое [13].

Иначе говоря, необходимо учитывать многие как общие, так и специфические факторы в контексте реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Внятное формулирование инструментов, выявление цели, задач государственной поддержки предпринимательства МСП дает возможность адекватно рассматривать ее социально-экономической механизм, перспективы его трансформации путем используемых методов.

Реализация государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства требует учета специфики постоянно трансформирующихся условий.

Во-первых, разнородный состав в отраслевом аспекте предпринимательства требует адекватного выбора перспектив развития МСП. Это, в свою очередь, определяется уровнем доступности материальных, финансовых и трудовых ресурсов, динамикой производственных циклов в разрезе отраслей, динамикой спроса на готовую продукцию и применяемые технологии.

Во-вторых, определение направлений развития организаций обусловлено их жизненными циклами, включая стадию ликвидации, и размерами самой организации.

В-третьих, выделяют в зависимости от величины организации следующие ее виды: микро-, малое, среднее, крупное.

В-четвертых, стратегический подход к разработке и реализации государственной поддержки МСП реализуется в контексте региональной и муниципальной политики.

В-пятых, используемые инструменты государственного регулирования развития деловой среды и поддержка МСП должны вытекать из ранее сформулированных целей и задач.

Традиционно выделяют следующие формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [14]:

— формирование организационно-правового поля, которое определяет контекст нормативно-правовых документов, характер и интенсивность развития соответствующих государственных институтов;

— финансовая доступность для развития субъектов МСП;

— меры по стимулированию занятости.

Сегодня очевидно, что оптимальным порядком для экономического развития, который, в свою очередь, обеспечивает равенство в реализации экономических и социальных возможностей для всех членов общества, включая собственную предпринимательскую деятельность, является социально-экономический механизм, в котором главенствующая роль отводится МСП.

На сегодняшний день четко проявили себя две основные тенденции:

— отход от политики запретительных санкций в пользу создания благоприятного режима для предпринимательской деятельности и коммерциализации знаний и инноваций;

— делегирование значительной части полномочий по развитию МСП с общегосударственного на муниципальный уровень.

В настоящее время первая тенденция четко прослеживается и в Российской Федерации. Однако оптимальным для нее является, на наш взгляд, вторая тенденция, поскольку для современного состояния регионов характерна асимметричность в их экономическом развитии.

Комплекс мер, направленный на нейтрализацию факторов, тормозящих динамичное развитие МСП, должен опираться на существующие объективные предпосылки и вызовы времени, что, в свою очередь, следует обеспечить на основе формулирования стратегических направлений реформирования социально-экономического механизма государственной поддержки и развития МСП [6].

Другими словами, как первая, так и вторая тенденции применимы в России в контексте динамичного продвижения к стратегической цели — повышению эффективности государственной поддержки МСП.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства реализуется, как известно, в рамках направлений, то есть видов предпринимательства, а также по приоритетным субъектам. Это разделение достаточно условное, поскольку государство, демпингуя деловую активность малого и среднего предпринимательства разных форм и отраслевой специфики, формирует для них при-

влекательные правовые, организационные и экономические условия [1].

Стратегическая цель государственной поддержки МСП объективно обусловливает формирование политических, правовых и социально-экономических условий свободного развития МСП, в числе которых [15]:

— создает средний класс, тем самым повышается социальная ответственность в деятельности субъекта МСП (снижение уровня безработицы, повышение средних доходов, а также уровня социальной защищенности работников);

— увеличивает воздействие стратегических факторов социально-экономического развития государства через сферы деятельности и экономико-социальный потенциал МСП, тем самым наращивает темпы развития и увеличивает долю МСП в формировании валового внутреннего продукта.

Итак, государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства в России на сегодняшний день в значительной степени развивается путем проб и ошибок, поскольку, не имея соответствующего обоснования, использовать опыт других стран без учета специфики экономики переходного к рыночным отношениям периода не только нецелесообразно, но и опасно.

Тем не менее, изучив тенденции и закономерности трансформации развития социально-экономического механизма государственной поддержки субъектов МСП в высокоразвитых странах, можно повысить ее эффективность и в Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выделяют следующие подходы к определению сущности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства: традиционный, социально-политический, системный и институциональный [14].

При традиционном подходе государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства рассматривается как совокупность мероприятий, направленных на развитие бизнеса, и сводится к стимулированию развития благоприятных условий для торговли и мелкого производства.

В современной хозяйственной практике в значительной мере преобладает именно такой подход со стороны государства по отношению к малому и среднему предпринимательству, когда государственная поддержка — только логически несвязанный набор мер. Главный недостаток данного подхода — случайное воздействие на бизнес, которое не ведет к формированию его поддержки как системы.

В ХХ! в. начал складываться социально-политический подход к государственной поддержке

предпринимательства, при котором оно выступает в качестве политической силы, а государственная поддержка — способ привлечения данной силы на свою сторону [13].

Предложенные подходы, в полном объеме отражающие сегодня официальную позицию власти, осуществляются в рамках государственного управления на основе нормативно-правового регулирования.

Поддержка субъектов МСП как деятельность органов государственной власти и местного самоуправления путем развития соответствующей инфраструктуры предусмотрена как федеральными, так и региональными и муниципальными программами в контексте реализации мероприятий, сформулированных в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Системный подход, как известно, базируется на комплексном исследовании любой системы, ее структуры и взаимосвязей между элементами. Тем не менее очень часто в научной и научно-популярной литературе и нормативно-правовых документах при упоминании понятия «система государственной поддержки субъектов МСП», определение самой системы не приводится [12].

Хотя сам по себе системный подход позволяет провести глубокий анализ государственной поддержки в контексте системы, однако он не дает возможности получения системного эффекта, так как описывает уже сложившиеся системы, поэтому и нет эффекта от попыток структурной оптимизации форм рассматриваемой поддержки. Другими словами, вопросы эффективного функционирования и оптимизации системы рассматриваются в традиционном русле.

Итак, государственная поддержка субъектов МСП в общепринятом понимании не отражает в полном объеме имеющие место экономические отношения, что требует, в свою очередь, привлечения более широкого спектра инструментов именно государственной поддержки в целях развития всех без исключения функций малого и среднего предпринимательства [16].

Как традиционный, так и социально-политический и системный подходы рассматривают все основные направления государственной поддержки субъектов МСП, включающие формирование нормативно-правовой базы, наличие финансовой, консультационной и других видов поддержки, снижение административных барьеров, формирование и реализацию программ поддержки, создание специальных органов, осуществляющих государственную поддержку МСП, предполагают развитие инфраструктуры.

В то же время во всех перечисленных выше подходах сбалансированность и приоритетность

входящих в систему элементов однозначно не определяются, даже наоборот, появляется возможность для размывания ответственности и, как результат, повышения транзакционных издержек МСП в условиях поиска необходимой поддержки. Другими словами, для рассматриваемых подходов характерен низкий уровень отдачи.

Неэффективность сложившихся подходов подтверждает и анализ развития МСП в территориальном развитии. Так, региональные различия в развитии МСП являются результатом разницы в региональных условиях формирования МСП и его государственной поддержки. Особенности функционирования и развития малого и среднего предпринимательства, включая недостаток финансовых ресурсов, требуют адекватного государственного воздействия. Более того, каждый регион формирует систему мер государственного воздействия на развитие МСП, опираясь на представление властей региона, то есть даже сегодня отсутствует какая-либо регламентация по формированию региональных систем государственной поддержки, следовательно, данная система не является полной и не всегда может обеспечить необходимый уровень поддержки бизнесу. Инвестиции и поддержка регионов должны осуществляется на конкурсной основе в контексте реализации государственных программ [15].

А пока в регионах не существует единого механизма поддержки МСП, что, в свою очередь, резко снижает эффективность данного направления государственной политики и ведет к несогласованным действиям структур поддержки [17].

Государство, регулируя развитие МСП, может эффективно использовать свои исключительные ключевые функции в целях обеспечения устойчивого динамичного развития национальной экономики и достижения тактических (занятость населения; эффективное производство; динамический рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней) и стратегических (благосостояние населения, доходы на душу населения, ВВП, инновационная активность) целей. Именно поэтому стратегические цели государственной поддержки субъектов МСП формируются на государственном уровне, а тактические цели — на региональном и муниципальном уровне.

Интересы общества в целом и предпринимательства, реализующиеся через механизм государственной поддержки, с одной стороны, совпадают, поскольку нацелены на повышение благосостояния каждого члена общества в отдельности, а с другой — противоположны. В наращивании объемов

прибыли заинтересованы все субъекты МСП без исключения, а в наделении этих субъектов социальными функциями — государство.

Как показывает мировой опыт, даже сформированные во всех регионах механизмы поддержки, включающие все основные элементы системы поддержки МСП, не везде являются эффективными. Причина — не отлажен единый механизм государственной поддержки МСП и реализации таких мер, а также единый подход к измерению эффективности мер поддержки [18].

Итак, в целях развития МСП государством должны быть решены следующие задачи:

— сформирована правовая среда для развития сферы МСП;

— обеспечение государственной финансовой поддержки субъектов МСП должно быть гарантированным;

— соответствующие услуги и необходимые ресурсы для МСП в рамках его региональной инфраструктуры должны быть широко доступны;

— необходимо постоянно повышать эффективность механизма поддержки МСП органами государственной власти как на уровне региона, так и муниципальных образований;

— должен быть разработан эффективный механизм сотрудничества власти и предпринимательства при реализации стратегии развития региона и выбора в данном контексте приоритетов при поддержке субъектов МСП;

— субъекты МСП регионов должны быть постоянно включенными в разработку как муниципальных, так и региональных и национальных программ развития.

Стратегические цели, задачи, основные направления и формы государственной поддержки субъектов МСП должны определяться на федеральном уровне, а их конкретизация — на уровне региона и муниципальных образований. В этой связи особо следует выделить муниципальный уровень власти, который напрямую участвует в реализации государственных и региональных программ поддержки предпринимательства в границах собственных поселений. Однако сегодня уровень эффективности поддержки его участия в данном процессе пока очень низкий, что объясняется несогласованностью региональных и местных программ, их формализмом; отсутствием в наличии реальных ресурсов для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 2008. 400 с.

2. Гражданский кодекс РФ (Часть I): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. От 30.04.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 238 // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant. ru/10107501/

3. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 01.01.2010 г.) // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/1214247/

4. Дуденков Б. Малые и средние предприятия — шаг к рынку // Вопросы экономики. 2014. № 8. С. 6975.

5. Чепуренко А. Ю. Малое и среднее предпринимательство в социальном контексте // Вопросы экономики. 2016. №9. С.153-155.

6. Яковлев В. М. Малое и среднее предпринимательство в России: проблемы переходного периода. М., 2014. 214 с.

7. Еваленко М. И. Потенциал малого и среднего предпринимательства и экономика российских регионов // Предприниматель. 2016. № 9. С. 30-38.

8. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики : учебник для вузов. 3-е изд. М., 2015. 495 с.

9. Гришин И. Л. Формирование предпринимательской среды малого и среднего бизнеса в регионе : автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2015. С. 58-61.

10. Колмакова И. Д. Мешки на ваши ноги. Региональные особенности развития малого бизнеса // Российское предпринимательство. 2015. № 3. С. 58-61.

11. Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М., 2014. 234 с.

12. Блинов А. О. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2016. С. 95-141.

13. Сиванков А. А. Государственное регулирование малого предпринимательства // Собственность и рынок. 2016. № 8. С. 17-23.

14. Попова Е. В. Оценка практики государственной поддержки МСП // Собственность и рынок. 2014. № 8 С. 24-28.

15. Колесникова Л. А. Порядок для хаоса: государство и предпринимательство в переходной экономике. М., 2016. 76 с.

16. Трайнев В. А. Стратегия и тактика предпринимательской деятельности в отечественной и зарубежной практике. М., 2015.

17. Шеховцов А. Законодательство и развитие малого и среднего бизнеса в регионах // Вопросы экономики. 2017. № 1. С. 84-91.

18. Оганян О. О. О государственной поддержке малого и среднего бизнеса в России // Экономист. 2016. № 8. С. 45-51.

REFERENCES

1. Schumpeter, J. (2008) The theory of economic development. Moscow. 400 p. (in Russian).

2. The civil code of Russian Federation (Part I): Federal Law of 30.11.1994 No 51-FZ (as in force on 30.04.2016 r.). URL: http://base.garant.ru/10107501 (in Russian).

3. Federal Law of 26.12.2008 No 294-FZ «On the protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control (supervision) and municipal control» (as in force on 01.01.2010 r.). URL: http://base.garant.ru/1214247 (in Russian).

4. Dudenkov, B. (2008) Malye i srednie predpriyatiya — shag k rynku / Issues of Economics. № 8. P. 69-75 (in Russian).

5. Chepurenko, A. Yu. (2016) Maloe i srednee predprinimatel'stvo v sotsial'nom kontekste // Issues of Economics. № 9. P. 153-155 (in Russian).

6. Yakovlev, V. M. (2014) Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii: problemy perekhodnogo perioda. Moscow. 214 p. (in Russian).

7. Evalenko, M. I. (2016) Potentsial malogo i srednego predprinimatel'stva i ekonomika rossijskikh regionov // Entrepreneur. № 9. P. 30-38 (in Russian).

8. Granberg, A. G. (2015) Osnovy regional'noj ekonomiki. Student's book. 3rd edition. Moscow. 495 p. (in Russian).

9. Grishin, I. L. (2015) Formirovanie predprinimatel'skoj sredy malogo i srednego biznesa v regione: extended abstract of dissertation. Volgograd. № 3. P. 58-61 (in Russian).

10. Kolmakova, I. D. (2015) Meshki na vashi nogi. Regional'nye osobennosti razvitiya malogo biznesa / Russian Entrepreneurship. № 3. P. 58-61 (in Russian).

11. Kolesnikova, L. A. (2014) Predprinimatel'stvo i malyj biznes v sovremennom gosudarstve: upravlenie razvitiem. Moscow. 234 p. (in Russian).

12. Blinov, A. O. (2016) Gosudarstvennoe regulirovanie rynochnoj ekonomiki. Moscow. P. 95-141 (in Russian).

13. Sivankov, A. A. (2016) Gosudarstvennoe regulirovanie malogo predprinimatel'stva / Property and market. № 8. P. 17-23 (in Russian).

14. Popova, E. V. (2014) Otsenka praktiki gosudarstvennoj podderzhki MSP // Property and market. № 8. P. 24-28 (in Russian).

15. Kolesnikova, L. A. (2016) Poryadok dlya khaosa: gosudarstvo i predprinimatel'stvo v perekhodnoj ekonomike. Moscow. 76 p. (in Russian).

16. Trajnev, V. A. (2015) Strategiya i taktika predprinimatel'skoj deyatel'nosti v otechestvennoj i zarubezhnoj praktike. Moscow. (in Russian).

17. Shekhovtsov, A. (2017) Zakonodatel'stvo i razvitie malogo i srednego biznesa v regionakh / Issues of Economics. № 1. P. 84-91 (in Russian).

18. Oganyan O. O. (2016) O gosudarstvennoj podderzhke malogo i srednego biznesa v Rossii / Economist. № 8. P. 45-51 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.