Научная статья на тему 'Организационно-управленческие методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях рыночных реформ'

Организационно-управленческие методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях рыночных реформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / GOVERNMENT REGULATION / SMALL ENTREPRENEURSHIP / INTERNATIONAL ECONOMY / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ценддоржу Долгорсурен

Выявлена роль государства по стимулированию экономических процессов. Исследованы формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в США и Японии. Рассмотрен уровень развития малого и среднего бизнеса в России. Проведен анализ инфраструктуры сферы малого и среднего бизнеса. Выработаны предложения по повышению эффективности системы государственного регулирования процессов становления и развития малого и среднего предпринимательства. Проведена группировка элементов механизма государственного регулирования деятельности в области малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL METHODS OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MIDDLE ENTREPRENEURSHIP UNDER CONDITIONS OF MARKET REFORMS

The role of the state in stimulating economic processes is described. The forms of state support of small and middle entrepreneurship in the USA and Japan are studied. The development level of small and middle entrepreneurship in Russia is examined. The infrastructure of small and middle businesses is analyzed. The author makes some proposals on increasing the efficiency of the system of government regulation of the processes of small and middle entrepreneurship establishment and development. The mechanism's constituents of government regulation of the activities in the sphere of small and middle entrepreneurship are grouped.

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческие методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях рыночных реформ»

ЦЕНДДОРЖУ ДОЛГОРСУРЕН

докторант Монгольского государственного университета

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ

Государство с помощью преимущественно экономических рычагов стимулирует производство или предотвращает «перегрев» экономики, способствует укреплению позиций национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках и, что особенно важно, сглаживает резкие колебания рыночной конъюнктуры.

Необходимость существования действенного механизма государственной поддержки обусловливается тем, что малое и среднее предпринимательство, несмотря на его существенные преимущества и значимость, является сектором экономики, наиболее подверженным негативному влиянию различных колебаний рыночной конъюнктуры, а также таких экономических явлений, как инфляция, особенности финансовых отношений, монополизация экономики и т.д.

Развитие малого и среднего предпринимательства в условиях переходного периода должно явиться органической составной частью экономической политики государства, направленной на общую стабилизацию экономики и ее постепенный подъем.

В странах с развитой рыночной экономикой много внимания уделяют развитию малого и среднего предпринимательства, создавая для этого управленческие структуры поддержки и развития наиболее значимых, с точки зрения государства, направлений. Это способствует росту малых и средних предприятий. Например, в США общее число фирм всех форм собственности превысило 22 млн. Из этого числа всего 7 тыс. фирм классифицируются как крупные (менее 1%), все остальные принадлежат к категории мелких, к которой официальная американская статистика относит юридически самостоятельные предприятия с числом занятых до 500 чел. Но основная часть фирм — это мельчайшие: в 94,7% из них заняты менее 20 чел. В США на долю мелкого бизнеса приходится 40% валового национального продук-та1. В Японии на предприятиях со штатом менее 50 работников трудятся 49% занятых, а производят они около трети всей промышленной продукции страны.

По уровню экономического развития Япония вышла на второе место после США во многом благодаря развитию малых и средних предприятий. На долю этих предприятий приходится 55% реализованной продукции промышленности, 60% объема оптовой торговли и более 80% — розничной торговли2.

Опыт развитых и развивающихся стран показывает, что рост малых и средних предприятий ведет к активизации и насыщению потребительского спроса, несет в себе большой потенциал стимулирования предпринимательского духа. Малые и средние предприятия представляют собой прекрасную основу для применения талантов предпринимателя и

управляющего, большая нехватка которых сильно сдерживает экономическое развитие3.

Однако в России доля малого и среднего бизнеса в производстве и занятости, инвестициях в настоящее время остается крайне невысокой, а рост числа малых и средних предприятий происходит весьма медленно. После августа 1998 г. 25—35% малых и средних предприятий практически прекратили свою деятельность. Остальные вернулись к масштабам своего бизнеса докризисного периода за счет снижения численности персонала и оплаты его труда.

За рубежом правительство оказывает малым и средним предприятиям серьезную помощь. Это могут быть так называемые чрезвычайные меры, предусматривающие различные кредитные и налоговые льготы. Законодательно устанавливается, кто, в каких случаях и при каких обстоятельствах, условиях может воспользоваться льготами, которые стимулируют развитие приоритетных направлений предпринимательской деятельности. Например, в Японии государственная поддержка оказывается для перехода малых и средних предприятий в сферу, новую для предпринимательской деятельности. Правительственные организации оказывают малым и средним предприятиям техническое содействие, обеспечивают социальную защиту их служащих и т.д.

Практически каждое государство формирует собственную систему законов в сфере мало-

© Ценддоржу Долгорсурен, 2003

го и среднего предпринимательства, которая максимально соответствует потребностям общества. Такие системы являются хорошо продуманными, гибкими, динамичными, четко организационно оформленными, что дает государству возможность прямо и косвенно влиять на развитие малого и среднего предпринимательства. Однако использовать существующий опыт регулирования данного сектора экономики нужно очень осторожно, с учетом социально-экономических реалий в стране.

Научной политика поддержки становится только тогда, когда она основывается на объективно действующей системе экономических законов с учетом реалий, интересов общества и субъектов малого и среднего предпринимательства. Главное — выработать совокупность в их эффективном сочетании финансовых и нефинансовых (организационно-управленческих) мер развития малого и среднего предпринимательства.

Повышение эффективности системы государственного регулирования процессов становления и развития малого и среднего предпринимательства основывается на определенных принципах. Точнее, для успешной реализации политики необходимо четко сформулировать ее основные задачи, которые отражали бы стратегию государства по отношению к малому и среднему предпринимательству как важнейшему из компонентов социально-экономического развития страны.

В перспективе региональной системе государственного экономического регулирования деятельности малых и средних предприятий вполне под силу создание условий для повышения устойчивости и динамичного развития данного сектора путем совершенствования нормативно-правовой базы, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки, создания производственной и социальной инфраструктуры.

Это в свою очередь требует решения следующих первоочередных задач:

- преодоление административных барьеров;

- ускорение освоения новых форм кредитно-инвестиционного механизма (франчайзинг, микрокредитование, инвестиционные конкурсы и т.д.);

- создание действенной инфраструктуры, облегчающей доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым, информационным, производственным и другим ресурсам;

— создание региональных лизинговых компаний;

— развитие межрегионального и международного сотрудничества;

— укрепление социального статуса предпринимателя;

— обеспечение безопасности.

Для решения этих задач необходимы:

— нормативно-правовое обеспечение — имеется в виду дальнейшее развитие законодательной базы предпринимательской деятельности;

— совершенствование системы финансовоимущественной поддержки;

— инфраструктурная поддержка;

— интеграция в рамках СНГ;

— согласованность действий всех региональных и федеральных органов системы поддержки малых предприятий для исключения дублирования функций и возможности возникновения «белых пятен».

Важным моментом организационноуправленческого обеспечения развития малого и среднего предпринимательства является осуществление правовой регламентации и защиты данного сектора экономики.

Под инфраструктурой системы государственного экономического регулирования деятельности малых и средних предприятий следует понимать совокупность ее рыночно ориентированных организационных элементов, обеспечивающих жизнеспособность малого и среднего предприятия на начальном этапе его развития, стабильность его будущей деятельности, повышение устойчивости и динамичное развитие малого и среднего бизнеса в целом на основе развития экономического потенциала и финансовой устойчивости субъектов малого и среднего предпринимательства, содействия преодолению ограниченности внутренних экономических ресурсов при производстве и реализации ими товаров и услуг, пользующихся спросом.

Данное определение позволяет выделить приоритетные направления развития сферы малого и среднего предпринимательства, реализация которых будет гарантирована организационными элементами инфраструктуры:

— активизация и совершенствование инвестиционных процессов в малом и среднем бизнесе, повышение инвестиционной привлекательности и кредитоспособности малых и средних предприятий;

— развитие инновационной деятельности малых и средних предприятий, в первую очередь в

высокотехнологичных отраслях промышленного производства и в научно-технической сфере, обеспечение внедрения нововведений во все виды деятельности таких предприятий.

Указанные приоритетные направления развития малого и среднего бизнеса в свою очередь потребуют решения со стороны организационных элементов инфраструктуры ряда функциональных задач, связанных:

— с нормативно-правовым обеспечением;

— с научно-методическим сопровождением;

— с инфраструктурным обеспечением;

— с кадровым обеспечением;

— с финансовым обеспечением;

— с содействием производству и сбыту продукции и услуг;

— с информационным обеспечением;

— с поддержкой международных экономических связей;

— с социальной защитой и обеспечением безопасности;

— с пропагандой положительного опыта развития малых и средних предприятий и их государственной поддержки, формированием позитивного отношения общества к цивилизованному предпринимательству.

Решение каждой из перечисленных задач позволяет малым и средним предприятиям использовать полученный результат как дополнительный ресурс в продвижении к общей цели. Сформулированные базовые подходы к построению в регионе инфраструктуры системы государственного экономического регулирования деятельности малых и средних предприятий — основа для распределения

различных типов организационных элементов по системам, составляющим инфраструктуру.

Инфраструктура включает институциональные образования, консультативно-информационное обеспечение, обучение кадров, научно-аналитическое сопровождение (рисунок).

Ядро инфраструктуры составляют институциональные образования. Это такие субъекты инфраструктуры сферы малого и среднего бизнеса, как бизнес-инкубаторы, бизнесцентры, технопарки, инновационные центры, консультационные агентства, учебно-деловые центры и прочие институциональные образования, которые обеспечивают реализацию остальных ее организационных элементов, оказывая малым и средним предприятиям консультационные услуги, собирая для них необходимую информацию, готовя для них кадры, предоставляя методическую и иную помощь.

Представленное на рисунке распределение организационных элементов инфраструктуры по образующим ее системам, безусловно, не является исчерпывающим и, тем более, единственно возможным. Оно может включать большое разнообразие типов этих элементов.

Главное назначение такого элемента инфраструктуры, как бизнес-инкубаторы, — это первоначальная поддержка малого, преимущественно инновационного, ориентированного на наукоемкие технологии, предпринимательства, помощь потенциальным предпринимателям, которые хотят, но не могут открыть собственное дело.

Инфраструктура сферы малого и среднего бизнеса

Как показывает опыт развитых стран, инкубатор — это небольшая организация (5—30 чел.), в которой создаются особые, «тепличные», условия для тех, кто начинает новое дело, но недостаточно хорошо знает, как это сделать. Здесь на помощь приходят специалисты инкубатора — эксперты по самым разным хозяйственным и юридическим вопросам, готовые за определенную плату и на конкретных условиях по договору в течение какого-то периода опекать новичка, давать ему советы, консультации, вводить в курс дела, знакомить с другими предпринимателями и клиентами, погашать долги и убытки и пр., пока предприниматель не сможет сам самостоятельно вести бизнес.

Как видно, бизнес-инкубатор — структура достаточно универсальная. Он выступает для субъекта малого и среднего предпринимательства и в качестве арендодателя помещений и производственных площадей, и как консалтинговая фирма, и как гарант перед кредиторами, а также осуществляет его информационную и рекламную поддержку. Бизнес-инкубатор должен носить муниципальный характер и ставить следующие основные цели: создание рабочих мест, экономический рост и диверсификация экономики региона. Основными источниками финансирования его деятельности могут быть субсидии правительства, средства местных органов власти, университетов и промышленных фирм.

Важно отметить, что создание инкубатора может себе позволить только достаточно крупная и стабильная в финансовом отношении структура. Она должна располагать финансовыми возможностями, а также способностью создания благоприятных условий и оказания услуг по менеджменту, маркетингу, ведению бухгалтерского учета. Обеспечивая такие условия, инкубатор бизнеса может эффективно связывать вместе талант, технологию, капитал и ноу-хау для того, чтобы стимулировать предпринимательство и ускорять развитие новых компаний.

Серьезным тормозом в развитии малого и среднего предпринимательства является труднодоступность информации в различных областях деятельности. Информационное и консалтинговое обеспечение, комплексное информационное обслуживание, свободный доступ предприятий к информации (правовой, нормативно-справочной, маркетинговой, научно-технологической, коммерческой и т.д.) в

процессе как образования малых и средних предприятий, так и их функционирования являются важными составляющими государственной программы поддержки развития малых и средних форм хозяйствования.

Открытой на сегодняшний день остается и проблема профессиональной подготовки кадров для предпринимательской деятельности. В этой области необходимо, во-первых, обеспечить доступность качественного бизнес-образования для начинающих и действующих предпринимателей; во-вторых, создать распределительную сеть образовательных учреждений на уровне регионов и муниципальных образований.

По данным западных экспертов, именно плохой менеджмент является самой распространенной причиной банкротства малых и средних предприятий в странах с развитой рыночной экономикой. По статистике, учредителями и одновременно руководителями 49% малых и средних предприятий выступают люди в возрасте 39—48 лет, которые хотя в большинстве своем и имеют высшее образование, но далеко не все — экономическое.

Принимая во внимание то, что зачастую такие формы обучения платные, государство должно взять на себя часть расходов на обучение граждан азам бизнеса, осознавая, что это тот капитал, вложение в который даст многократную отдачу.

Очень важным направлением поддержки малого и среднего предпринимательства является обеспечение участия его субъектов в производстве продукции для государственных нужд. Осуществить это можно путем включения данного сектора экономики в процесс выполнения государственных заказов. Кроме того, улучшение условий сбыта для данного сектора означает проведение определенной внешнеэкономической политики, предполагающей комплекс протекционистских мероприятий и антимонопольных мер, направленных на создание конкурентной среды.

Обобщение многочисленной фактологической и статистической информации позволило выделить и сгруппировать следующие элементы государственного организационно-управленческого воздействия, направленного на развитие малого и среднего предпринимательства:

— создание разветвленной системы государственной поддержки малого и среднего пред-

принимательства и соответствующих организационных общественных объединений;

— разработка адекватной нормативно-правовой базы создания и функционирования малых и средних предприятий;

— развитие рыночной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства;

— оказание государственной консультативной и юридической помощи и обеспечение свободного доступа к информации в различных сферах деятельности;

— повышение качества профессиональной подготовки кадров и создание адекватной системы образования;

— оказание малым и средним предприятиям содействия в сфере сбыта (через размещение на них государственных заказов).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Практическое руководство по созданию и деятельности малых и средних предприятий, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Челябинск, 1992. С. 7.

2 Серегин С. Эффективность малого и среднего бизнеса. М., 1990. С. 9—10.

3 Мелкий бизнес в Западной Европе: Науч.-аналит. обзор. М., 1991. С. 9—10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.