Научная статья на тему 'Современные формы интеграции предпринимательских структур'

Современные формы интеграции предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левина Яна Геннадьевна

Рассматриваются практические подходы к развитию малого и среднего бизнеса и основные направления государственной стратегии поддержки малого предпринимательства. Раскрыта роль и место бизнес-инкубаторских структур в системе практических форм поддержки малых предприятий. Приводится историческая характеристика развития бизнес-инкубирования, проанализирована терминология, определены основные функции и цели деятельности подобных структур. Рассмотрены место и эффективность подобной формы поддержки малого бизнеса в России, модели построения и классификация бизнес-инкубаторских структур. Сформулированы основные проблемы на пути повышения эффективности деятельности бизнес-инкубаторов в России и перспективы развития подобных структур интеграции. Библиогр. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical approaches to small and middle business development and main directions of state support strategy for small business are shown in the article. The role and place of business-incubator structures in the system of practical supporting forms for small business are discovered. Historical characteristic of business-incubators is cited terminological problems of business-incubation are analyzed the main functions and activity aims of such structures are determined. The place and effectiveness of such a form of government support of small business in Russia, and design and classification models of business-incubators structures are shown. The author of the article formulates the main problems, which may occur while increasing the effectiveness of business-incubators" activity in Russia, and perspectives of the development of these integration structures.

Текст научной работы на тему «Современные формы интеграции предпринимательских структур»

ББК 65.2.92

Я. Г. Левина

Астраханский государственный технический университет

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

На современном этапе, ознаменованном всесторонним международным сотрудничеством, среди государственных, общественных и научных структур, имеющих отношение к функционированию малого предпринимательства, расширились представления о развитии и поддержке малого бизнеса за рубежом, о мерах по стимулированию и увеличению эффективности малых форм предпринимательства, увеличился инструментарий в решении конкретных проблем. Опыт зарубежных стран по созданию благоприятного предпринимательского климата для субъектов малого и среднего бизнеса имеет большое значение для Российской Федерации, поскольку государственные меры и система поддержки развития и защиты малых предприятий являются важной частью экономической политики всех развитых стран. Изучение и использование подобного опыта может сыграть положительную роль в разработке жизнеспособной стратегии развития и поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.

Проблема жизнеспособности малых предприятий на начальном этапе функционирования актуальна и для стран с развитой рыночной экономикой. Опыт развитых стран показывает, что чем более развита страна экономически, тем больше мер предпринимают государство и местное самоуправление по стимулированию и поддержке малого предпринимательства. Рынок имеет возможность функционировать полноценно только при условии эффективной работы в стране сотен тысяч малых предприятий. По результатам выборочного анкетного опроса, проведенного Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства во всех регионах Российской Федерации, в первые три года существования только 68 % зарегистрированных субъектов малого бизнеса могут адаптироваться и выжить [1]. При этом необходимо принять во внимание и то, что начать собственное дело за рубежом значительно проще, чем в России, где система государственной поддержки находится в стадии формирования.

Среди практических подходов к развитию малого и среднего бизнеса, появившихся в последнее время, выделим создание специализированных бизнес-центров, организуемых в научнотехнических, производственно-технологических комплексах, в области высоких технологий и прочих отраслях. Подобный подход к организации поддержки малых предприятий получил название бизнес-инкубирования.

В своей основе бизнес-инкубирование призвано быть инструментом для формирования определенной благоприятной предпринимательской среды и оказания конкретной поддержки для вновь создаваемых субъектов малого бизнеса в какой-либо отрасли хозяйствования. Бизнес-инкубатор как элемент инфраструктуры поддержки помогает малому бизнесу выжить и адаптироваться в стартовый период деятельности, т. е. в период наибольшей уязвимости с финансовой точки зрения, берет на себя решение различных организационных задач, необходимых для успешного функционирования молодого предприятия. Благодаря деятельности бизнес-инкубаторов «обеспечивается возможность в значительной степени сократить стоимость создающихся предприятий, а из этого следует, что больше предпринимателей сможет позволить себе создать их» [2, с. 17].

История развития бизнес-инкубаторов во всем мире соотносится с эволюцией взглядов ведущих экономически стран на роль малого предпринимательства в структуре национальной экономики и процессов осознания государством своей роли в развитии, укреплении и становлении этого сектора экономики. Прототип современного бизнес-инкубатора был создан в США в штате Нью-Йорк в 1959 г. [3], когда ставшие безработными после закрытия фабрики служащие создали в опустевших помещениях свои предприятия. Подобный опыт оказался успешным, но процесс работы с начинающими предприятиями до момента полной адаптации к условиям и начала получения прибыли развивался медленно. К 1980 г. в США работало 12-15 инкубаторов и несколько подобных проектов существовало в Западной Европе, во всем мире их было не более 70, в 1992 г. их насчитывалось 470, в 1995 г. - 1 100, из них 525 в США и 75 в Китае. Сегодня только в Северной Америке работает более 1 000 бизнес-инкубаторов, а по всему миру их насчитывается около 5 000.

В Европе деятельность по бизнес-инкубированию началась уже с 60-х гг. Идея бизнес-инкубации, возникнув в США, получила дальнейшее развитие в Великобритании. Среди европейских стран идеи бизнес-инкубации были успешно реализованы в Великобритании. В 1972 г. был создан первый в стране научный парк в Херриот Уотт (Шотландия) и Кембридже, а десятью годами позже разразился настоящий бум «инкубаторства». К концу 1984 г. было уже 16 научных парков, в 1986 г. - 26, в начале 1989 г. - 38 научных парков общей площадью 2,8 млн футов2. К середине 1990 г. в Великобритании действовало около 170 бизнес-парков [2].

Активное развитие бизнес-инкубаторских структур и идей произошло за последние 20 лет. В период с 1984 по 1997 г. были определены методы работы и цели бизнес-инкубаторов. В 1997 г. началась реализация программы создания инкубаторов в рамках Европейского союза. Важным шагом на пути этой программы стала Лиссабонская конференция (2000 г.), на которой европейское сообщество составило программу экономического развития Европы на ближайшие 15-20 лет [4].

Несмотря на признанную и проверенную временем эффективность такой структуры поддержки, как бизнес-инкубатор, до настоящего времени не сформирован единый понятийный аппарат. Различные организации и эксперты определяют бизнес-инкубирование по-разному. Например, президент Национальной ассоциации бизнес-инкубаторов (НАБИ, США) Дана Аткинс определяет бизнес-инкубатор как программу комплексной помощи вновь создаваемым, молодым предприятиям, предусматривающей создание благоприятных условий для их становления и успешного развития [5].

Руководитель центра региональных проектов Института предпринимательства и инвестиций, директор Национального содружества бизнес-инкубаторов (НСБИ, Российская Федерация) Е. А. Сошникова дает определение бизнес-инкубатора как специально создаваемой структуры для поддержки предпринимателей и малых предприятий на начальном этапе их деятельности путем предоставления оборудованных помещений под офисы и производства, возможности доступа к сети реализации продукции и широкого спектра других услуг, а также оказания информационной и консалтинговой помощи по всем аспектам предпринимательства [6].

Кроме этого, бизнес-инкубатор как организацию, создающую наиболее благоприятные условия («среду») для стартового развития малых предприятий и фирм, определяет председатель координационного совета НСБИ, директор Института предпринимательства и инвестиций В. Каганов [7]. В [1] приводится определение бизнес-инкубатора как инструмента регионального содействия развитию экономики, направленного на эффективную поддержку только что созданных или молодых предприятий на начальной стадии. Научно-исследовательский аспект деятельности бизнес-инкубаторов прослеживается в определении представителей Тамбовского бизнес-инкубатора: «Бизнес-инкубатор - это научно-исследовательская, организационноматериальная база, инновационный инструмент экономического развития, который предназначен для ускорения роста и успешной самореализации предпринимательских фирм посредством обучения, предоставления им комплекса ресурсов и услуг по организации, планированию и поддержанию коммерческой деятельности» [8, с. 28].

Некоторые международные организации также дают определения бизнес-инкубаторов. Европейская комиссия называет бизнес-инкубатор местом плотной концентрации новообра-зующихся фирм с основной целью - повышение шансов фирм на рост и выживание за счет предоставления им помещений модульного типа с общей инфраструктурой (телефакс, компьютерное оборудование и т. д.), а также управленческой поддержки и вспомогательных услуг. Отмечается, что бизнес-инкубаторы наиболее эффективны для развития местной экономики и создания рабочих мест [9]. Национальная ассоциация бизнес-инкубаторов Соединенных Штатов (НАБИ, США) определяет бизнес-инкубатор как «инструмент экономического развития, предназначенный для ускорения роста и успешной самореализации предпринимательских компаний посредством предоставления им комплекса ресурсов и услуг по поддержке коммерческой деятельности», основной задачей которого является создание успешно работающих предприятий [9, с. 27]. В определении концепции бизнес-инкубирования группа экспертов по научным паркам и инновационным центрам (группа СПАЙС) бизнес-инкубаторы разделяются по функциям на научные и технологические парки, предназначенные для наукотехноемких исследовательских и производственных организаций, и бизнес-инкубаторы и инновационные центры, оказы-

вающие услуги техноемким предприятиям. СПАЙС выделяет также смешанные инкубаторы, стимулирующие экономическое развитие и рост через поддержку предпринимательства и предлагающие услуги всем видам предприятий; инкубаторы для экономического развития, ориентированные на создание рабочих мест или структурную перестройку промышленности; техноинкубаторы, оказывающие поддержку начинающим техноемким компаниям с целью передачи и распространения технологий [9].

На официальном уровне в РФ принято следующее определение бизнес-икубатора, приведенное в тексте постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»: «Бизнес-инкубаторы - это организации, созданные для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг» [10].

Анализ определений понятия «бизнес-инкубатор» показывает, что существуют различия в подходах к созданию и функционированию этой структуры, например по направленности и цели предоставляемых бизнес-инкубатором услуг. Это вызвано спецификой деятельности каждой из организаций, определяющей бизнес-инкубирование.

Таким образом, бизнес-инкубатор - это один из элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, специализированная организация, создаваемая с целью формирования благоприятной предпринимательской среды на начальном этапе функционирования предприятий и стимулирования успешного развития с помощью предоставления целого комплекса услуг. При этом на первый план выходит полнота предоставляемых услуг: секретарских, бухгалтерских, юридических, образовательных, консалтинговых, потому что именно комплексность имеет значение для стартового развития малых предприятий. Бизнес-инкубатор берет на себя решение всех организационных и методических задач, необходимых для успешного создания и развития малого предприятия, вследствие чего и является одним из ключевых элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса [11].

Согласно приведенным определениям, сущность поддержки малых предприятий в бизнес-инкубаторе состоит в создании благоприятных, «тепличных» условий [12] для успешного развития предприятий, что достигается путем ограждения малых предприятий от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и комплексной помощи на ранних стадиях развития.

Главной задачей бизнес-инкубаторских структур является снижение для малых предпринимателей входных барьеров в начале их деятельности. Предприниматели, начиная свою деятельность, сразу же сталкиваются с множеством вопросов, связанных с организационноправовыми формальностями, налогообложением, лицензированием и сертификацией тех или иных видов деятельности. Начинающий предприниматель, часто не имея достаточных средств, должен решить проблему подбора персонала, профессиональной подготовки, организационного планирования. Недостаток практического предпринимательского опыта, специальных знаний и финансовых ресурсов в сочетании с рыночными и административными барьерами создает неблагоприятные условия для «выживания» начинающего предпринимателя.

Функции бизнес-инкубаторов и набор услуг, предоставляемых в нем, зависят от назначения и вида конкретного бизнес-инкубатора. Тем не менее можно выделить следующие общие функции. Бизнес-инкубатор предоставляет предприятиям помещения в аренду и обеспечивает офисное обслуживание, в том числе выставочные площади, различные виды связи, оборудование и оргтехнику, предоставление почтовых и секретарских услуг. В бизнес-инкубаторе малым начинающим фирмам оказывают консультативную помощь по экономико-правовым и технологическим вопросам, помощь в разработке бизнес-планов предприятий, привлечении инвестиций и поиске инвесторов. Проводятся семинары, конкурсы, конференции, курсы по современным методикам обучения предпринимательству. Бизнес-инкубатор может оказывать также помощь в вопросах стратегического планирования, предоставлении услуг, связанных с организацией технических обзоров, оценкой конкурентоспособности технологий, определением технических этапов, включающих в себя: стоимостный анализ, оценку финансовых альтернатив, организацию анализа стратегического маркетинга и планирования. Помощь в учебно-методической работе заключается в создании условий для самообучения предпринимателей через предоставление различных средств обучения (специализированные компьютерные программы, базы дан-

ных, деловая библиотека, содержащая текущую информацию по специальным вопросам развития предпринимательства, экономики, бухгалтерскому учету, юриспруденции). Кроме этого, в бизнес-инкубаторе создается благоприятная интеллектуальная и психологическая среда, способствующая росту научных результатов, рождению высоких технологий. Процесс инкубирования предоставляет начинающему предпринимателю все необходимое для успешной деятельности. Завершив разработку, он может создать свою фирму или воспользоваться услугами уже существующей. Сроки пербывания предприятия в бизнес-инкубаторе четко оговариваются и составляют от 3 до 5 лет. За счет этого обеспечивается доступ к поддержке другим предпринимателям. Предприятия, выросшие из бизнес-инкубатора, могут продолжать пользоваться консультационными услугами бизнес-инкубаторов [2]. Особенностью является дифференциация арендной платы предприятиями в зависимости от срока пребывания в инкубаторе. Например, может применяться следующая схема: 1 и 2 годы аренды - 50 % рыночной цены, 3 год аренды -70 % рыночной цены, 4 год аренды - 80 % рыночной цены, 5 год аренды - 90 % рыночной цены, начиная с 6 года - рыночная цена [1]. В настоящее время наблюдается тенденция к снижению начальной ставки арендной платы, некоторые инкубаторы устанавливают ее в размере всего 20 % рыночной цены.

Таким образом, оказывая широкий спектр услуг, бизнес-инкубатор обеспечивает выживание находящихся на ранней стадии развития малых предприятий, создание новых рабочих мест, поощрение и рост новых малых предприятий, продвигающих новые технологии и коммерциализирующих научные знания. Но этим роль и вклад бизнес-инкубаторов в экономику стран и регионов не исчерпаны. Поддерживая малое предпринимательство, бизнес-инкубаторы способствуют развитию региональных рынков, диверсификации экономики, сохранению инновационного потенциала, реструктуризации промышленности, снижению социальной напряженности. Гибкость данной структуры позволяет применять бизнес-инкубаторы для решения конкретных проблем и целей экономического развития в регионе с учетом потребностей малых предприятий, уровня развитости инфраструктуры поддержки, доступности местных ресурсов [3].

Анализ мирового опыта функционирования бизнес-инкубаторов подтверждает, что с их помощью возможно не только развивать малое предпринимательство, но и оказывать комплексное влияние на развитие локальных экономических систем. Бизнес-инкубаторы также играют важную роль в коммерциализации науки и инновационных технологий, обеспечивая наиболее эффективный путь развития инновационного предпринимательства как одной из форм ускорения использования научно-технических достижений в рыночной экономике. С их помощью процесс от зарождения идеи до внедрения становится достижимым и доводится до рынка научно-технической продукции, бизнес-инкубаторы помогают в 2-3 раза сократить время, необходимое для реализации идеи в продукте или производственном процессе. Из стен бизнес-инкубаторов во всем мире в свое время вышли преуспевающие сегодня высокотехнологичные компании.

Доказанная эффективность деятельности подобных структур привела к тому, что, по данным Национальной ассоциации бизнес-инкубаторов США, за последние 10 лет количество бизнес-инкубаторов в мире возросло с 800 до 5 000. Бизнес-инкубаторы действуют в 67 странах: США - 981, Чили - 400, Германия - 380, Корея - 289, Япония - 269, более 150 расположены в странах Восточной Европы [2]. Благодаря поддержке, оказываемой через бизнес-инкубаторы, а также различные программы поддержки малых инвестиционных компаний, в США получили возможность развиваться такие всемирно известные компании как Intel, Compaq, America Online, FedEx и многие другие [2]. Во всех странах правительства затрачивают силы и средства на создание условий для развития малого предпринимательства, обеспечения условий для старта новых предприятий.

Во многих странах в последние годы достигнут значительный прогресс в сфере бизнес-инкубирования. По сравнению с их успехами достижения России выглядят более чем скромно [13]. В Российской Федерации к числу бизнес-инкубаторов относятся около 80 объектов инфраструктуры, созданных в том числе за счет средств региональных и местных бюджетов. В развитии сети бизнес-инкубаторов в России можно выделить три стадии: создание (до 1996 г.); координация и интеграция на уровне страны (1996-2003 гг.); международная кооперация (2003 г. -по настоящее время) [13]. Старейший бизнес-инкубатор - АО «Ритм» (Москва) - работает с 1990 г., бизнес-инкубаторы из Волхова, Москвы, Ульяновска и Кирова - с 1996 г. [14].

2005 г. был отмечен возрастанием интереса местных властей к бизнес-инкубированию, а за последние полгода наблюдается своеобразный «бум» бизнес-инкубирования. В 2005 г. при финансировании из федерального бюджета начата реализация 40 проектов по созданию бизнес-инкубаторов в 33 регионах России. 7 проектов имеют инновационную направленность (Томск, Новосибирск, Москва и др.), 10 проектов - комбинированного офисно-производственного назначения (Оренбург, Бурятия и др.), 23 бизнес-инкубатора - офисного типа. Совокупный объем расходов федерального и региональных бюджетов на строительство, реконструкцию и ремонт соответствующих объектов (находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации), а также закупку офисной техники и оборудования составит более 990 млн руб. (56 % - федеральный бюджет, 44 % - региональные бюджеты). При этом будет создано около 6 780 современных, хорошо оснащенных рабочих мест, что позволит единовременно размещать более 1 500 стартующих компаний и, при средней продолжительности нахождения в бизнес-инкубаторе 2 года, позволит ежегодно создавать около 3 400 рабочих мест. Средняя площадь создаваемых бизнес-инкубаторов составит 2 400 м2 в диапазоне 800-10 000 м2. Общая площадь -96 000 м2. Средняя цена создания одного квадратного метра оборудованной площади составит около 10,5 тыс. руб. [15].

Преимуществом при принятии решений о поддержке за счет средств федерального бюджета пользуются проекты создания (развития) бизнес-инкубаторов, имеющие явно выраженную специализацию и ориентированные на высокотехнологичные предприятия. В течение 11-111 кварталов 2006 г. планируется открытие первых 15 бизнес-инкубаторов. 12 мая 2006 г. состоялось открытие инновационного инкубатора общей площадью около 10 тыс. м2 в г. Казани (60 отдельных офисов - 500 рабочих мест). К 2008 г. при федеральной поддержке планируется создать от 150 до 180 бизнес-инкубаторов.

К настоящему времени система бизнес-инкубаторов превратилась в развернутую структуру со своей классификацией и системой моделей построения.

Среди всего многообразия форм и моделей бизнес-инкубаторов эксперты выделяют два базовых подхода к построению подобных структур. Наиболее распространен и перспективен функционально-стоимостный подход, предоставляющий возможность изучения особенностей бизнес-инкубаторов в максимально обобщенном виде. Проектирование бизнес-инкубатора на основе методов функционально-стоимостного подхода осуществляется по схеме: потребности -цели - функции - элементы (ресурсы, составляющие), что позволяет учесть современное состояние экономики и специфические местные условия и потребности при создании бизнес-инкубаторов в разных регионах [2]. Существует также структурный подход, но структурная модель бизнес-инкубаторов более сложна - именно при реализации функций через структуру появляются наибольшие расхождения в бизнес-инкубаторах. Среди структурных элементов бизнес-инкубаторов чаще всего выделяют следующие: небольшой персонал; внештатные консультанты; площади; оборудование; капитал; знания, методики; внешние связи.

К классификации бизнес-инкубаторов и признакам, по которым она проводится, существует несколько подходов. Среди таковых можно отметить классификацию бизнес-инкубаторов, предложенную Полом Хэнноном (Бизнес-школа университета г. Дархэм, Великобритания), классификацию НАБИ, а также классификацию Академии менеджмента и рынка. Наиболее полной и приемлемой для наших условий является классфикация НАБИ с коррективами российских авторов [2].

Согласно НАБИ, классификацию бизнес-инкубаторов можно провести по следующим признакам: цель создания; вид спонсора; профессиональная ориентация; степень самостоятельности; форма обслуживания; демографический признак.

Несмотря на перспективность и поддержку бизнес-инкубаторов, данные структуры в своей деятельности сталкиваются с серьезными проблемами. В РФ сохраняется непростая ситуация по созданию благоприятного предпринимательского климата и поддержке малых предприятий, причем проблемы часто взаимозависимы и усиливают друг друга. Российское малое предпринимательство нуждается во всесторонней поддержке, в том числе и государственной. Главным инструментом для создания благоприятной для развития и функционирования предпринимательства в стране сферы видится создание жизнеспособной инфраструктуры. Этим можно объяснить возросший в последнее время интерес в различных регионах РФ к научно-

технологическим паркам и бизнес-инкубаторам - структурам, ориентированным на стимулирование развития новых фирм. Тем не менее в России наблюдаются скромные результаты по созданию сети бизнес-инкубаторов - за 10 лет их появилось по разным данным от 80 до 100. Это объясняется наличием ряда проблем и препятствий в деятельности бизнес-инкубаторов.

По результатам опросов руководителей бизнес-инкубаторских структур, наибольшие сложности представляют следующие группы проблем. Наибольшее количество структур сталкивается с финансовыми проблемами, связанными с недостатком денежных средств, высокой себестоимостью содержания площадей, оборудования, отсутствием финансовых льгот для бизнес-инкубаторов (76 %). Материально-технические проблемы (недостаток площадей, оборудования, плохое техническое состояние) осложняют деятельность 46 % бизнес-инкубаторов. Отмечено также отсутствие поддержки бизнес-инкубаторов со стороны федеральных и региональных властей - 23 %. С юридическими проблемами, в частности с законодательной базой в сфере малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого бизнеса, столкнулись 15 % бизнес-инкубаторов. Другие серьезные проблемы, затрудняющие оказание услуг бизнес-инкубаторами, -это недостаток знаний и практического опыта инкубации малых предприятий, а также кадровые проблемы - 15 % [2].

Таким образом, для успешного развития сети бизнес-инкубаторов в России необходимо всестороннее изучение принципов и механизмов инкубации малых предприятий, систематизация мирового опыта и поиск возможностей его использования в специфической российской ситуации, анализ опыта эффективных российских бизнес-инкубаторов и структур поддержки малого бизнеса, разработка методов и приемов создания бизнес-инкубаторов в условиях различных регионов Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багрова Н. Б. Бизнес-инкубатор - эффективный механизм реализации государственной поддержки малого предпринимательства // Бизнес-инкубаторы как инструмент содействия развитию экономики на муниципальном уровне / Под ред. X. Берра, Н. В. Александровой. - СПб, 2000. - 54 с.

2. Основы построения бизнес-инкубаторов / О. В. Айгистова, В. Л. Горбунов, В. Ш. Каганов и др. - М.: Логос, 1999. - 124 с.

3. Ломоносова Т. В. Основы создания бизнес-инкубаторов для поддержки малого предпринимательства в России. - М.: Ин-т предпринимательства и инвестиций, 1999. - 108 с.

4. Иоффе А. Д. Бизнес-инкубирование как ключевое направление развития малого предпринимательства // Материалы I Межрегион. науч.-метод. конф. по бизнес-инкубированию, 29-30 июня 2006 г., Москва, Зеленоград. - М., 2006. - С. 8-11.

5. Аткинс Д. Практика бизнес-инкубирования: международный опыт // Взаимодействие малого и крупного бизнеса: Материалы Междунар. конф. (Форум АТЭС), 7-9 июня 2004 г., Москва. -М., 2004. - С. 128-132.

6. Положительный опыт малого предпринимательства в России / Аналит. сб. - М: АМиР, ИПИ, 2000.

7. Каганов В., Рыбин М. Как создать и сделать успешным бизнес-икубатор: Учеб.-практ. пособие. - М.: ТОО «Бизнес-центр «Анроконсалт», 1996. - 82 с.

8. Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт / Под редакцией Э. Маркварта. - М.: ИПИ, 2001. - 136 с.

9. Оптимальная практика организации бизнес-инкубаторов. Организация Объединенных Наций. - Нью-Йорк, Женева: ООН, 2000. - 146 с.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 года № 249. «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // Российская газета. - 2006. - № 10. - С. 3-6.

11. Шанс для молодежи / Торговая газета. - 2006. - № 49-50. - С. 2-4.

12. Горбунов В. Маркетинговое исследование базовых бизнес-инкубаторов // Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт / Под ред. Э. Маркварта. -М.: ИПИ, 2001. - 136 с.

13. Моисеева Н. К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, обновление, маркетинг. - М.: Внешторгиздат, 1993. - 505 с.

14. Организация поддержки малого бизнеса. - М.: Академия менеджмента и рынка, 1996. - 128 с.

15. Греф Г. О. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства // Доклад на заседании Правительства РФ от 24.05.2006.

Получено 25.12.2006

CONTEMPORARY INTEGRATION FORMS OF ENTERPRISES

Ya. G. Levina

Practical approaches to small and middle business development and main directions of state support strategy for small business are shown in the article. The role and place of business-incubator structures in the system of practical supporting forms for small business are discovered. Historical characteristic of business-incubators is cited; terminological problems of business-incubation are analyzed; the main functions and activity aims of such structures are determined. The place and effectiveness of such a form of government support of small business in Russia, and design and classification models of business-incubators structures are shown. The author of the article formulates the main problems, which may occur while increasing the effectiveness of business-incubators’ activity in Russia, and perspectives of the development of these integration structures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.