Научная статья на тему 'Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства'

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6877
677
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / БИЗНЕС ИНКУБАТОРЫ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарук Анастасия Андреевна

Государственная политика играет решающую роль в стимулировании развития малого и среднего бизнеса. Ориентация на малый бизнес в настоящее время является важнейшим элементом государственной экономической стратегии. В статье освещены важность и необходимость государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Представлен обзор видов и основных целей государственной поддержки области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Описана инфраструктура в сфере малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае. Так же описаны принципы и инструменты реализации государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гончарук Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Гончарук А.А.

Гончарук Анастасия Андреевна - студент, кафедра международного бизнеса, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

Аннотация: государственная политика играет решающую роль в стимулировании развития малого и среднего бизнеса. Ориентация на малый бизнес в настоящее время является важнейшим элементом государственной экономической стратегии. В статье освещены важность и необходимость государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Представлен обзор видов и основных целей государственной поддержки области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Описана инфраструктура в сфере малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае. Так же описаны принципы и инструменты реализации государственной поддержки.

Ключевые слова: виды государственной поддержки, малое и среднее предпринимательство, инфраструктура, бизнес - инкубаторы, многофункциональные центры.

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.

Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу с общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества [1].

С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).

С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).

В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству [2].

Подлинная цель экономических реформ - создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения; достойное участие России в мировом экономическом сообществе. Развитое малое предпринимательство - уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Государственное содействие развитию малого бизнеса должно быть комплексным и системным при соблюдении принципов, приведенных на рисунке 1.

Принципы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства

Сотрудничество органов власти с общественными объединениями пр едпринимател ей Адресность и приоритетность осуществляемых мер

Непр отиво действие Реальность мер и обеспеченность их ресурсами

Рис. 1. Принципы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства

Правовой основой государственной политики в данной сфере является Федеральный закон № 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [3].

В настоящее время одним из препятствий оказанию действенной поддержки малым предприятиям является отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий [4].

Крупные предприятия создают себе инфраструктуру сами: учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру (подъездные пути, инженерные сети и прочее), открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих.

Малое предприятие так действовать не может. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, для успешной конкуренции продукции предприятия, руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сети сбыта [5].

Предоставлять такую возможность на доступных условиях должна инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют десятки объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, очевидно, что без поддержки государства и местных органов власти комплексная и эффективная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать не может.

Именно поэтому одна из первых задач - создание комплексной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства - это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг [6].

К инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства относятся: и их функции представлены в таблице 1.

- центры и агентства по развитию предпринимательства,

- государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства,

- фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств),

- акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства,

- технопарки,

- научные парки,

- инновационно-технологические центры,

- бизнес-инкубаторы,

- палаты и центры ремесел,

- центры поддержки субподряда,

- маркетинговые и учебно-деловые центры,

- агентства по поддержке экспорта товаров,

- лизинговые компании,

- консультационные центры и иные организации.

Функции организаций, относящихся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства представлены в таблице 1.

Таблица 1. Функции организаций, относящихся к инфраструктуре поддержки субъектов малого предпринимательства

Вид организации Функции

1 2

Бизнес-школы Подготовка, переподготовка и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонала малых предприятий (бухгалтеров, финансовых директоров, маркетологов и др.), государственных и муниципальных служащих, учащихся старших классов, а также граждан, желающих создать собственное дело, и безработных

Агентства поддержки малого предприниматель ства оказание услуг малым предприятиям в регистрации, обучении персонала, получении инвестиций и др.

Региональные фонды и центры поддержки малого предприниматель ства отбор, экспертиза предпринимательских проектов и их финансирование, контроль использования финансовых ресурсов, формирование региональной информационной базы предпринимательских проектов, финансирование региональных программ, мероприятий федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства

Технопарки использование научного потенциала этих и коммерциализация разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий

Инновационно-технологические центры коммерциализация и трансфер технологий

Бизнес-инкубаторы размещение на своих площадях на льготных условиях специально отобранных малых предприятий и оказание им консалтинговых, образовательных и офисных услуг

Учебно-деловые центры реализация образовательных программ, консалтинговое и организационное сопровождение проектов

Вид организации Функции

1 2

Социально-деловые центры обучение безработных граждан, молодежи по всем направлениям, необходимым для организации собственного дела

Бизнес-центры предоставление на платной основе помещений для переговоров, средств связи, компьютерной и оргтехники, сдача в аренду офисных помещений

Региональные информационно-аналитические центры информационное обслуживание предпринимателей (предоставление консультационной, юридической, справочной, нормативно-технической, экономической, налоговой информации), проведение работ по созданию реестра малых предприятий и банка инвестиционных и инновационных проектов, осуществление рекламной и издательской деятельности, осуществление образовательной деятельности, предоставление услуг по приобретению, установке и эксплуатации компьютерной техники, разработке компьютерных программ

В Красноярском крае для упрощения процедур получения гражданами и юридическим лицами массовых, социально значимых государственных и муниципальных услуг, а также сокращения сроков их предоставления Правительством Красноярского края были созданы МФЦ.

Многофункциональные центры (МФЦ) - это государственное учреждение, в котором созданы условия для повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Граждане имеют возможность бесплатно получить консультацию и набор услуг различных ведомств федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Красноярского края и органов местного самоуправления в одном месте. На сегодняшний день, в Красноярском крае функционирует 58 структурных подразделений и 142 территориально-обособленных структурных подразделения (ТОСП) в сельских поселениях.

КГБУ МФУ предоставляет незаменимый комплекс услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, такие как «Бизнес МФЦ. Старт!» и «Бизнес МФЦ. Развитие!» «МФЦ для бизнеса» - это комплексная система развития предпринимательства.

Созданная инфраструктура позволяет субъектам предпринимательства получать государственные, муниципальные и дополнительные (сопутствующие) услуги комплексно - по принципу «одного окна».

Организация помощи субъектам предпринимательства осуществляется с использованием построения бизнес-ситуаций, с которыми встречается каждый субъект малого и среднего предпринимательства.

Унифицированные бизнес-ситуации позволяют специалисту многофункционального центра в максимально короткие сроки предоставить наиболее полный ответ на возникающий у предпринимателя вопрос, будь то открытие собственного бизнеса или выход на новый уровень.

В рамках комплекса услуг «Бизнес МФЦ. Старт!» КГБУ МФЦ осуществляет бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и

46

принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц (в части приема запроса и выдачи справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов) [7].

Помимо «Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» в Красноярском крае имеются бизнес-инкубаторы (БИ), которые вносят так же немаловажный вклад в развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.

Бизнес-инкубаторы (БИ) - структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Бизнес-инкубаторы могут действовать как самостоятельные структуры, так и в составе технопарков, техноцентров и т.п. В красноярском крае, на сегодняшний день, работают всего 8 бизнес-инкубаторов. Сегодня бизнес-инкубаторы популярны у предпринимателей. Красноярск - город с хорошо развитым коммерческим сектором, поэтому услуги бизнес-инкубаторов очень востребованы.

«Малые и средние технологические компании в условиях жесткой рыночной конкуренции нуждаются в особых мерах поддержки и сопровождения со стороны государственных институтов развития. Таким институтом развития в Красноярском крае на протяжении уже 6 лет является наш региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор КРИТБИ», - говорит Е.В.Соломко, исполнительный директор КГАУ «КРИТБИ» [8].

Так же в рамках краевой целевой программы «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Красноярском крае» на 20062007гг. Правительством Красноярского края был создан электронный Портал SMB24.RU. Портал осуществляет информационную систему поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства [9].

Наличие таких организаций в инфраструктуре Красноярского края облегчает и оптимизирует работу субъектов малого и среднего предпринимательства. Благодаря таким организациям количество субъектов малого и среднего предпринимательства с каждым годом растет.

Список литературы

1. Корчагин А.Д. Значение и роль предпринимательства в инновационном процессе // Инновации, 2014. №5. С. 23 -29.

2. Кресс В.М. В Томской области власть поддерживает предпринимателей // Наука и промышленность России, 2001. № 7. С. 44-47.

3. Блинов А.С. Малое предпринимательство: Теория и практика. - М.: Инфра-М, 2006. 4. Булатов А.С. Экономика 3-е издание переработанное и дополненное. М.: БЭК, 2007.

4. Горфинкель В.Я. Малый бизнес. М.: Юнити, 2016.

5. Горфинкель В.Я. Предпринимательство: учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2016.

6. Гуськов С.В. Организация предпринимательской деятельности. М.: Инфра-М, 2015.

7. КГБУ МФЦ. [Электронный ресурс]. www.24mfc.ru.(Дата обращения 05.06.2018)

8. Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.kritbi.ru. (дата обращения 05.06.2018).

9. Красноярский край Малый и средний бизнес - Информационная система. [Электронный портал]. Режим доступа: www.smb24.ru/ (дата обращения 05.06.2018).

ПРАВА ИСТЦА НА ИЗМЕНЕНИЯ В ИСКОВОМ СПОРЕ

Алибекова А.М.

Алибекова Асият Мурадовна - студент, Юридический институт, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, касающиеся возможности изменения предмета или основания иска, увеличения или уменьшения размера исковых требований в суде первой и апелляционной инстанции.

Ключевые слова: права на изменения иска, основание иска, предмет иска, изменения размера исковых требований.

УДК.347.9

Среди многочисленных процессуальных прав сторон, которые реализуются по всем стадиям судопроизводства и составляют содержание ряда процессуальных институтов, выделяется группа особых прав, принадлежащих только сторонам. Это так называемые диспозитивные распорядительные права. К ним относятся права по изменению иска и отказу от иска, признанию иска и заключению мирового соглашения. Реализация указанных прав влияет на динамику гражданского судопроизводства.

Реализация права на изменения иска истцом может осуществляться путем изменения основания или предмета иска, увлечения или уменьшения размера исковых требований. В частности, такое предложение обозначено в п. 4.1 Концепции единого Гражданского процессуального кодекса РФ [1]

Прежде чем приступить к рассмотрению природы изменения иска, необходимо раскрыть содержание понятий «предмет» и «основание» иска.

В процессуальных кодексах не содержатся дефиниций предмета и основания иска. Возникает необходимость обращение к работам ученых — процессуалистов.

Анализ трудов ученых-процессуалистов, посвященных проблемам иска, позволил сделать вывод, что существуют различные точки зрения относительно того, что является предметом и основанием иска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.