УДК 316.354:351/354
Фролов Владимир Анатольевич
аспирант кафедры социологии и психологии управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Орловский филиал) [email protected] Vladimir A. Frolov
graduate student of Sociology and Psychology
of Management Department The Russian Presidential
Academy of National Economy and
Public Administration
(Orel branch)
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
INSTITUTIONALIZATION OF SOCIOLOGICAL INFORMATION-ANALYTICAL SUPPORT OF MANAGEMENT INFORMATIZATION OF THE REGIONAL AUTHORITIES
Аннотация.: В статье обосновывается необходимость организации социологического информационно-аналитического обеспечения управления информатизацией региональных органов государственной власти, раскрывается содержание данного понятия. Предлагаются подходы к его институционализации на основе коллегиального способа осуществления социологического информационно-аналитического обеспечения управления информатизацией.
Ключевые слова: социологическое информационно-аналитическое обеспечение, информатизация, управление, органы государственной власти, институционализация.
Annotation. In the article the necessity of organization of sociological information-analytical support of regional government, disclosed the contents of this concept. Offers an approach to its institutionalization based on collegial manner of exercise of sociological information-analytical support of management informatization.
Keywords: sociological information and analytical support, informatization, management, public authorities, institutionalization.
Как известно, эффективность управления зависит от качества исходной информации об управляемых процессах и объектах: ее достоверности, полноты, оперативности и доступности. По многим направлениям управленческой деятельности обеспечить руководителей необходимой информацией требуемого качества об управляемых процессах и явлениях могут только социологические исследования, давно ставшие неотъемлемой частью механизма управления в различных областях деятельности. По мнению автора, к таким процессам, требующим применения социологических исследований, обязательно должна быть отнесена и информатизация органов государственной власти (ОГВ).
Данное утверждение следует, во-первых, из определения информатизации, под которой применительно к ОГВ понимается процесс, направленный на создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав органов государственной власти, их должностных лиц, на основе разработки и внедрения в их деятельность современных информационно-коммуникационных технологий, формирования и использования информационных ресурсов [1, с. 609]. Как следует из приведенного определения, целью информатизации является удовлетворение информационных потребностей, а определить их в содержательном, качественном, методическом и иных аспектах, оценить степень их реализации, как показывают исследования, возможно только с помощью социологических исследований.
Во-вторых, необходимость организации социологического обеспечения управления информатизацией ОГВ следует из современного научного понимания данного процесса. В научном поле социологии в настоящее время информатизация понимается как сложный инновационный социотехнический, социокультурный процесс самоорганизации, саморазвития и самосовершенствования «информатизируемых» структур. Так Н. В. Лопатина в своей статье отмечает, что: «информатизация представляет собой совокупность процессов интеграции в социальные системы и структуры разнообразия информационных феноменов, информационных инструментов и решений задач по освоению социального пространства, удовлетворению информационных потребностей социального развития, вызывающих коренные изменения отдельных элементов социальных систем и структур, предопределяющих их переход к качественно новому состоянию, появлению новых функций и свойств [2].
То есть, информатизация ОГВ, помимо основного ресурса повышения эффективности их деятельности, является мощным модернизирующим фактором, обязательно приводящим к преобразованию методов, способов, форм деятельности государственных служащих, необходимости изменения их знаний, навыков, информационных взаимосвязей, а зачастую и структуры самих ОГВ. Спрогнозировать такое трансформирующее воздействие, оценить его степень, положительные и негативные последствия, подготовиться к ним, опять же позволяют только социологические исследования.
В-третьих, необходимость и возможность организации социологического обеспечения управления информатизацией основывается на возможностях, функциях социологии как общественной науки, изучающей социальные институты, процессы и социальные отношения в них. Наиболее важными и интересными с точки обеспечения управленческого процесса представляются такие функции социологии как: информационная, диагностическая, прогностическая, контрольная, экспертная [3, с. 75]. Таким образом, возможности социологии позволяют использовать ее инструментарий в ходе управления информатизацией ОГВ при реализации практически всех стандартных управленческих функций: от целеполагания до контроля реализации управленческих решений.
Анализ сущности и содержаний понятий «информация», «аналитика», «аналитическое обеспечение управленческих процессов», «социологические исследования», показывает, что аналитика является одним из базовых элементов социологических исследований, одной из методологий, применяемых при их осуществлении, а сами социологические исследования, могут быть, а зачастую являются одной из форм информационно-аналитического обеспечения деятельности органов управления.
Сравнение базисных функций информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности [4, с. 24], социально-управленческих функций социологического обеспечения государственного управления [3, с. 75], необходимость применения социологических исследований при организации управления информатизацией позволяет сделать вывод о возможности и необходимости организации социологического информационно-аналитического обеспечения (СИАО) управления информатизацией региональных ОГВ.
Под СИАО управления информатизацией региональных ОГВ понимается вид деятельности по сбору, обработке социологическими методами и представлению органу управления информации, необходимой для обоснованного принятия решений и реализации мероприятий по информатизации региональных ОГВ. При этом процедурно оно рассматривается как совокупность операций, осуществляемых в определенной временной последовательности с использованием методов социологии управления, социологических исследований, приводящих к получению качественно новой информации, необходимой для организации управления информатизацией.
Основными функциями СИАО управления информатизацией региональных ОГВ должны стать:
- диагностическая (выявление новых задач, направлений и мероприятий информатизации, определение проблем в информатизации, оценка существующего состояния информатизации);
- аналитико-прогностическая (прогнозирование новых задач информатизации, моделирование альтернативных вариантов информатизации, оценка возможных последствий их реализации);
- поддерживающе-направляющая (планирование, корректировка мероприятий по информатизации, синтез методических и иных рекомендаций, формирование обеспечивающих мероприятий по информатизации);
- оценочно-контрольная (анализ, контроль и оценка результатов реализации мероприятий по информатизации, влияния их на эффективность государственного управления).
Диагностическая и оценочно-контрольная функции реализуются посредством методов социологических исследований, таких, как анализ документов, социологические анкетный и экспертный опросы, интервью.
Аналитико-прогностическая функция в СИАО управления информатизацией региональных ОГВ реализуется с помощью методов социального прогнозирования, социального проектирования, базирующихся в зависимости от масштабов мероприятий информатизации (информатизация всей системы регионального государственного управления, ОГВ, его конкретного подразделения, должностного лица) на применении различных подходов: проблемно-ориентированного, объектно-ориентированного, субъективно-ориентированного.
Поддерживающе-направляющая функция реализуется посредством методов социального планирования, разработки необходимых социальных технологий, направленных на обеспечение реализации мероприятий по информатизации.
Институционализацию СИАО управления информатизацией региональных ОГВ предлагается осуществлять на основе разработки соответствующей социальной технологии и системы.
Целью реализации технологии СИАО управления информатизацией региональных ОГВ является повышение обоснованности решений по их информатизации, качества реализации мероприятий по информатизации на основе вовлечения в процесс управления информатизацией современных методов социологии управления, социологических исследований.
Технология СИАО управления информатизацией региональных ОГВ включат в себя следующие этапы и процедуры:
Этап 1 - Диагностика проблем.
Анализ внешних условий, определяющих необходимость повышения эффективности государственного управления, формулирование проблемной области.
Анализ информационно-коммуникационных потребностей региональных
ОГВ.
Выявление проблем, сдерживающих факторов информатизации.
Этап 2 - Целеполагание.
Разработка целей, задач информатизации.
Разработка возможных вариантов мероприятий по информатизации.
Прогнозирование результатов информатизации.
Выбор рациональных вариантов исходя из складывающих условий, имеющихся ресурсов.
Этап 3 - Планирование.
Планирование мероприятий по информатизации.
Определение необходимых ресурсов, организационных изменений.
Планирование обеспечивающих мероприятий информатизации (повышение квалификации государственных служащих, материально-технического обеспечения и др.)
Этап 4 - Организация.
Разработка порядка, процедур, операций управленческой деятельности в изменяющихся условиях.
Налаживание (корректировка) информационного взаимодействия.
Этап 5 - Контроль и оценка.
Контроль выполнения мероприятий по информатизации.
Анализ динамики информационно-коммуникационных потребностей региональных ОГВ, проблем в их реализации.
Оценка степени достижения цели информатизации, ее влияния на повышение эффективности управленческой деятельности.
Корректировка порядка, процедур, операций управленческой деятельности в изменяющихся условиях.
Предложенные Е. П. Тавокиным способы включения социологической информации в практику управленческой деятельности позволяют определить три способа реализации СИАО управления информатизацией региональных ОГВ [5].
Первый способ СИАО управления информатизацией региональных ОГВ может быть определен как административный. При данном способе СИАО осуществляется силами подразделений самих ОГВ, функциями которых являются информационно-аналитическое обеспечение деятельности ОГВ, их должностных лиц. Несомненным достоинством данного способа является ее максимальная управляемость, возможность охвата социологическими исследованиями всех органов государственной власти, их подразделений и должностных лиц, возможность использования служебной информации, дополнительных методов исследований информационно-коммуникационных потребностей, таких как анализ запросов, проведение бесед, углубленных интервью и др.
Но рассматриваемый способ не лишен ряда недостатков. Прежде всего, они связаны с дефицитом квалифицированных специалистов-социологов в органах государственной власти, недостаточной социологической культурой государственных гражданских служащих. Это подтверждают исследования Н. В. Проказиной, в которых она говорит: «Изучение когнитивных ориентаций показало, что у государственных гражданских служащих прослеживаются фрагментарные представления о социологии, профессиональных характеристиках деятельности социологов и возможностях социологии в профессиональной деятельности государственной гражданской службы» [6, а 22].
Такое положение вещей не позволяет обеспечить качественную
разработку необходимого инструментария социологических исследований, обработку социологических показателей информатизации органов государственной власти, их необходимую интерпретацию в необходимые мероприятия информатизации.
Второй способ можно определить как аутсорсинговый. Под аутсорсингом понимается (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. Она предполагает приглашение независимых специалистов -социологов и экспертов в области совершенствования информационных процессов и технологий различных структур. Как и первый, данный способ имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным чертам относится то, что подготовку к социологическим исследованиям, их проведение и интерпретацию полученных данных в данном случае осуществляют специалисты, имеющие хорошую теоретическую подготовку и навыки проведения социологических исследований, а так же реинжиниринга управленческих процессов на базе внедрения современных информационных технологий. Это обеспечивает большую достоверность полученных данных, возможность их глубокой интерпретации и сопоставления с результатами других исследований, разработку наиболее актуальных мероприятий информатизации органов государственной власти.
К недостаткам данного способа следует, прежде всего, отнести закрытость бюрократического управления, проявляющейся в нежелании государственных служащих идти на сотрудничество с внешними структурами, особенно в вопросах совершенствования их деятельности. Кроме этого, к возможному снижению качества предлагаемых решений в рамках данного способа может приводить незнание привлекаемыми специалистами реалий, практики деятельности автоматизируемых структур. Также является проблематичной возможность практической реализации предлагаемых сторонними специалистами решений, результаты исследований могут так и остаться на бумаге и не найти своего практического применения.
Третий способ может быть определен как коллегиальный. В рамках данного способа предполагается создание для решения наиболее сложных задач СИАО управления информатизацией региональных ОГВ, таких как разработка либо корректировка социологического инструментария, обработка, анализ и интерпретация полученных данных рабочих групп, включающих в себя социологов, специалистов в области информационных технологий, экспертов в области реинжиниринга управленческих процессов. Данный способ, по мнению автора, является наиболее предпочтительным, так как позволяет снять либо значительно нивелировать недостатки первых двух.
Для институционализации системы СИАО управления информатизацией региональных ОГВ предлагается выполнить следующие мероприятия:
- образование коллегиального органа, реализующего основные процедуры СИАО управления информатизацией региональных ОГВ;
- разработка регламента, методических материалов для выполнения процедур СИАО управления информатизацией региональных ОГВ;
- регулярное повышение квалификации государственных служащих в области использования информационных технологий в управленческой деятельности;
- разработка и внедрение необходимой автоматизированной информационной системы СИАО управления информатизацией региональных ОГВ.
Наиболее рациональной является реализация СИАО управления информатизацией ОГВ в системе информационно-аналитического обеспечения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Литература
1. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 240-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 8. С. 609.
2. Лопатина Н.В. Управление информатизацией как приоритетная задача социального развития / Информационные ресурсы России. 2005. № 1. URL: http://www.aselibrary.ru/ digital_resources/journal/irr/2005/ number_1/number_1_2/ digital_resources515273747788/ (дата обращения
20.01.2013).
3. Константинова Л.В. Социологическое обеспечение государственной службы//Информационный бюллетень № 10. - М., 1996. - 156 с.
4. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. - М.: РУСАКИ, 2004. -512 с.
5. Тавокин Е.П. Управление. Социальное управление. Социология управления: введение. URL: http:// www.tavokin.ru/socioinfor (дата обращения:
02.02.2014).
6. Проказина Н.В. Развитие социологической культуры государственных гражданских служащих региона : автореф. дис. ... д-ра. социол. наук: 22.00.08 - Белгород: 2013. - 40 с.
Literature
1. Federal law of February 20, 1995, № 240-FZ «On information, Informatization and information protection» // collected législation of the Russian Fédération dated February 20, 1995, № 8. P. 609.
2. Lopatina N.V. Century Manage information as a priority for social development / Information resources of Russia. 2005. № 1. URL:
http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2005/number_1/ number_1_2/ digital_resources515273747788/ (date of access 20.02.2013).
3. Konstantinova L.V. Century Sociological support of state service// Information Bulletin № 10. - M, 1996. - 156p.
4. Kurnosov J.V., Konotopov P.U. Intelligence: methodology, technology and organization of information-analytical work. - M: HARE, 2004. - 512 p.
5. Tavokin E. P. Management. Social management. Sociology of management: an introduction. URL: http:// www.tavokin.ru/socioinfor (date of access: 22.02.2014).
6. Prokazina N.V. Development of sociological culture of civil servants of the region : Avtoref. dis. ... d-ra. social. sciences: 22.00.08 - Belgorod: 2013. - 40p.