Научная статья на тему 'Проблемы обучения государственных служащих в условиях информатизации системы государственного управления: социологический анализ на примере Республики Татарстан'

Проблемы обучения государственных служащих в условиях информатизации системы государственного управления: социологический анализ на примере Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
103
92
Поделиться
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Логинова Ирина Вадимовна

Статья посвящена социологическому анализу проблем обучения в сфере применения информационно-коммуникационных технологий в органах государственного управления, а также выявлению степени удовлетворенности государственных служащих проводимым образованием в условиях информатизации

Problems of Training of Civil Servants in the Context of Informatization of the System of State Management: Sociological Analysis as Exemplified by the Republic of Tatarstan

The paper deals with sociological analysis of training problems in the area of application of information and communication technologies in the state administration bodies. The author reveals the degree of satisfaction of civil servants by training in the context of modernization.

Текст научной работы на тему «Проблемы обучения государственных служащих в условиях информатизации системы государственного управления: социологический анализ на примере Республики Татарстан»

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 1

Социология

УДК 316:35.08

Проблемы обучения государственных служащих в условиях информатизации системы государственного управления: социологический анализ на примере Республики Татарстан

Логинова И.В.

Аспирант кафедры государственного, муниципального управления и социологии Казанского национального исследовательского технологического университета

Статья посвящена социологическому анализу проблем обучения в сфере применения информационно-коммуникационных технологий в органах государственного управления, а также выявлению степени удовлетворенности государственных служащих проводимым образованием в условиях информатизации

Ключевые слова: обучение государственных служащих, информатизация, электронное правительство.

Переход к информационному обществу предъявляет новые требования как к системе органов государственного управления, так и к самим государственным служащим. В условиях административной реформы, информатизации органов государственного управления, перехода к электронному оказанию государственных услуг особую важность приобретает профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников органов государственного управления в области использования информационно-коммуникационных технологий. По правильному замечанию В.С. Романенко, возрастает важность таких качеств, как владение методами и технологией работы с информацией, приобретение умений и навыков поиска, передачи, обработки и анализа информации, ее использования для решения профессиональных задач [1]. В свою очередь, недостаточный уровень информационной и компьютерной грамотности сотрудников аппарата, отсутствие понимания сущности процесса информатизации крайне негативно сказываются на внедрении инфо-коммникационных технологий и проведении административной реформы [2-4].

Принятие государственной программы «Информационное общество (2011-2020 гг.)», на наш взгляд, ознаменовало начало нового этапа информатизации. В связи с этим в настоящее время как никогда становится актуальным акцентирование внимания именно на социальных проблемах внедрения Электронного Правительства в органы государственного

управления и обеспечении качественной системы обучения государственных служащих.

С октября 2011 г. по январь 2012 г. автором был проведен социологический опрос государственных служащих методом анкетирования с целью анализа социально-организационных аспектов информатизации системы органов государственного управления. В рамках данного социологического исследования отдельный блок вопросов был посвящен изучению проблем обучения в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Социологический опрос было проведено на базе региональных органов исполнительной власти Республики Татарстан. Стоит отметить, что государственные служащие данного субъекта Российской Федерации были выбраны в качестве объекта исследования неслучайно. Достаточно высокий уровень информатизации, насыщение инфокоммуникаци-онными технологиями органов государственного управления позволяют Республике Татарстан быть одним из лидеров в сфере внедрения и использования Электронного Правительства и обладать определенным потенциалом для перехода на качественно новый этап развития процесса информатизации, когда основное внимание будет уделяться социально-организационным аспектам.

Генеральная совокупность в исследовании представлена 4812 государственными служащими региональных органов исполнительной власти Республики

332

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 1________________________________Социология

Татарстан (по данным на конец сентября 2011 г.) [5].

Необходимый объем репрезентативной выборочной совокупности был рассчитан по методу В.И. Паниотто и примерно равен 370 государственным служащим с допущением 5%-тной ошибки. Выборочная совокупность исследования представлена 396 государственными служащими органов исполнительной власти Республики Татарстан. Отбор респондентов проводился комбинированным методом с применением квотно-случайной выборки по следующим параметрам: занимаемая должность и место работы.

Говоря о месте работы, следует отметить, что для полноты и репрезентативности данных социологический опрос был проведен в региональных органах исполнительной власти разного уровня и сферы деятельности. Так, автором были отобраны министерства, агентства и ведомства, характеризующиеся социальной, экономической, экологической и иной направленностью своей деятельности.

Анализ распределений ответов респондентов из обследуемой совокупности выявил следующие социально-демографические характеристики сотрудников региональных органов исполнительной власти.

По занимаемым должностям государственные служащие распределены на три группы: руководители, заместители руководителей - 30,3 %; специалисты (должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций) - 34,4 %; обеспечивающие специалисты (должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов) - 35,3 %.

Доли мужчин и женщин в обследуемой совокупности составляют 62,4 % и 37,6 %, что в принципе отражает среднее статистическое распределение по половому признаку на территории Российской Федерации (54 % и 46 % соответственно) [6].

Возраст опрошенных государственных служащих характе-

ризуется следующим распределением: 18-30 лет - 38,9 % респондентов; 31-40 лет -27,1 %; 41-50 лет - 14,9 лет; 51-60 лет - 17,6 %; старше 60 лет - 1,4 %.

Полученные данные свидетельствуют об «омоложении» кадрового состава государственной службы.

Переходя к анализу проблем обучения в

условиях информатизации системы государственного управления, прежде всего, следует установить уровень компетентности государственных служащих в сфере применения информационно-коммуникационных технологий. Так, в результате социологического опроса было выявлено, что подавляющее большинство респондентов (69,2 %) оценивает свой уровень знаний как достаточный для работы в системе: они хорошо ориентируются в ней, однако иногда им нужен совет или консультация. Четверть опрошенных(25,3 %) считает свой уровень высоким: у них не возникает трудностей, они быстро адаптируются к любым техническим изменениям и в полной мере используют предоставляемые системой возможности и инструменты. И лишь 5 % имеют пока недостаточный уровень: плохо ориентируются в системе и пытаются, по возможности, избежать работы в ней.

Продуктивным для нашего исследования является анализ уровня знаний государственных служащих и их мотивированности к обучению в рамках параметра «Занимаемая должность». Рассматривая уровень руководителей, стоит отметить, что 28,8 % из них имеют высокий уровень, 68,2 % - достаточный для работы в системе и лишь 3 % оценивают свои знания и умения как пока недостаточные. При этом 53,7 % руководителей активно интересуются IT-сферой и повышают свою грамотность в данной области, 41,8 % отметили, что повышают свои навыки и знания в данной сфере только в случае необходимости и лишь 4,5 % не уделяют никакого внимания развитию в данном направлении (табл. 1).

Схожую картину в отношении оценки уровня в сфере использования ИКТ можно наблюдать и в оставшихся группах должностей. Так, 19,7 % специалистов и 28,2 % обслуживающих специалистов имеют высокий уровень знаний, 72,4 % и 67,9 % соответственно - достаточный для работы в системе, 7,9 % и 3,8 % - оценивают свои знания и умения как пока недостаточные. Однако, в отличие от руко-

Таблица 1

Распределение ответов в разрезе занимаемой должности на вопрос «Постарайтесь, как можно объективнее оценить уровень своих знаний, умений и навыков для работы с внутренним контуром Электронного Правительства?»

Постарайтесь, как можно объективнее оценить уровень своих знаний, умений и навыков для работы с внутренним контуром Электронного Правительства?

Высокий Достаточный для работы Пока недостаточный Итого

Занимаемая должность Руководители 28,8 % 68,2 % 3,0 % 100,0 %

Специалисты 19,7 % 72,4 % 7,9 % 100,0 %

Обслуживающие специалисты 28,2 % 67,9 % 3,8 % 100,0 %

Итого 25,5 % 69,5 % 5,0 % 100,0 %

333

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1

Социология

водящего состава, большинство специалистов и обслуживающих специалистов (48,7 % и 47,4 % соответственно) предпочитают повышать свои навыки только в случае необходимости, при этом постоянно развиваются в данном направлении 44,7 % специалистов и 44,9 % обслуживающих специалистов, никак не повышают свой уровень информационной и компьютерной грамотности 6,6 % и 7,7 %.

На первый взгляд, складывается впечатление, что проблемы с обучением и низкой квалификацией кадров в сфере использования информационно-коммуникационных технологий практически отсутствуют. Однако, как показывает распределение ответов на вопрос «С какими трудностями Вы сталкиваетесь в ходе информатизации», основной проблемой остается недостаточный уровень квалификации государственных служащих в области ИКТ (34,4 %).

Подтверждает неблагополучную ситуацию в сфере обучения государственных служащих и тот факт, что наиболее широко используемым способом повышения уровня знаний, умений и навыков в сфере применения инфокоммуникационных технологий у государственных служащих является общение с коллегами (81,2 %). Второе место с явным отрывом занимает посещение обучающих курсов и тренингов (23,7 %), на третьем месте находится чтение специализированной литературы (20,8 %).

Таким образом, полученные на вопрос «Как Вы повышаете свой уровень в области использования ИКТ?» ответы респондентов (предлагалось выбрать не более 2-х вариантов) говорят о том, что в основном государственные служащие предпочитают черпать информацию через общение с коллегами. Однако в данной ситуации возникает закономерный вопрос о качестве передаваемой и получаемой информации. Ибо, на наш взгляд, данный способ не может расцениваться как действительно эффективный: с помощью него невозможно получить фундаментальные знания и приобрети основательные навыки и умения.

Стоит отметить, что сложившаяся ситуация в области методов получения необходимых по использованию инфокоммуникационных технологий знаний принципиально ничем не отличается от положения дел 10 лет назад. Как показывают результаты социологического опроса готовности государственных служащих к применению информационных компьютерных технологий, проведенного в 2002 г. Е.В. Ивановой (общая выборочная совокупность составила 600 респондентов), две трети государственных служащих получали знания, необходимые для работы на компьютере, с помощью нерегулярных форм обучения: самостоятельно или путем консультаций у специалистов [7, c. 98].

Еще одним доказательством низкой эффективности обучения является уровень удовлетворенности государственных служащих образованием в области

применения информационно-коммуникационных технологий. Так, лишь 19,5 % государственных служащих полностью удовлетворены системой обучения. На их взгляд, образование проходит постоянно, также существует система консультаций по возникающим вопросам. Однако, большая часть опрошенных (62,4 %) удовлетворены ей лишь отчасти. По их мнению, обучение носит стихийный характер, и в основном оно проходило на начальном этапе информатизации. 18,1 % респондентов не удовлетворены системой обучения, так как не чувствуют никакой поддержки по данному направлению.

Стоит отметить, что об острой необходимости улучшения качества образования в области использования инфокоммуникационных технологий свидетельствует тот факт, что одними из приоритетных мер по повышению эффективности процесса информатизации государственные служащие назвали создание эффективной системы обучения персонала, способствующей получению необходимых знаний и навыков, а также повышению информационной культуры государственных служащих в целом (58,4 %), а также формирование понимания сотрудниками сущности процесса информатизации, его целей и сопутствующих организационных изменений (25,8 %).

Проведя анализ обучения государственных служащих в сфере применения информационно-коммуникационных технологий, мы пришли к выводу о том, что его уровень не находится на должном уровне. Результаты социологического опроса показали, что в органах государственного управления отсутствует грамотное, комплексное, перманентное образование по данному направлению. Большинство государственных служащих лишь частично удовлетворены проводимым обучением, а их уровень знаний и умений является достаточным лишь для работы с системой Электронного Правительства. Беспокойство вызывает тот факт, что основная масса респондентов черпает необходимую информацию из общения с коллегами, не используя более надежные и эффективные способы пополнения знания.

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на высокий уровень информатизации органов государственного управления Республики Татарстан, процесс внедрения системы Электронного Правительства во многом носит технократический характер, что приводит к нивелированию таких важных социальных аспектов, как обеспечение грамотной системы обучения и формирование информационной компетентности сотрудников государственного управления. К сожалению, сложившаяся ситуация не позволяет говорить о том, что Республика Татарстан в настоящее время обладает достаточным потенциалом для перехода на последующий этап информатизации и выхода на качественно новый уровень государственного управле-

334

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1

Социология

ния, предполагающий акцентирование внимания на социальных аспектах, высокий профессионализм государственных служащих, осознание и использование трансформационного потенциала информационно-коммуникационных технологий.

Литература:

1. Романенко В.С. О некоторых вопросах теории информационного права// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2009. - N° 1. - C. 57-60.

2. Осипова Н.В. Информационная компетентность государственных служащих: проблемы повышения и взаимодействия с населением. - URL: http://it2011.petrsu.ru/thesis/form/44.docx

3. Бершадская Л.А. Системный подход к реализации программ подготовки управленцев в сфере электронного правительства // Открытое образование. - 2011. - № 2. - С. 267-270.

4. Волохатых Д.С. Развитие информационнокоммуникационной компетентности. - URL: http://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2011_7-2_13.pdf

5. О численности и оплате труда государственных гражданских и муниципальных служащих на региональном уровне в январе-сентябре 2011. -URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW. exe/Stg/d02/265.htm

6. Численность мужчин и женщин. - URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ main/population/demography/#

7. Иванова Е.В. Эффективность использования информационных компью-терныхтехнологий государственными и муниципальными служащими (по результатам социолог, исслед.) // Социология власти. - 2003. - № 4. - С. 94-105. - URL: http:// elibrary.ru/download/65984628.pdf

Problems of Training of Civil Servants in the Context of Informatization of the System of State Management: Sociological Analysis as Exemplified by the Republic of Tatarstan

I. Loginova

Kazan National Research Technological University

The paper deals with sociological analysis of training problems in the area of application of information and communication technologies in the state administration bodies. The author reveals the degree of satisfaction of civil servants by training in the context of modernization.

Key words: civil servants training, informatization, electronic government.

335