Научная статья на тему 'Компетентность служащих органов государственной власти субъектов РФ в сфере информационных технологий'

Компетентность служащих органов государственной власти субъектов РФ в сфере информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
638
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ПЕРЕПОДГОТОВКА / INFORMATION COMPETENCE / ELECTRONIC GOVERNMENT / RETRAINING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипова Н. В.

Исследование компетентности государственных служащих в сфере информационных технологий дает возможность выявить различные уровни информационной грамотности служащих и на основании этого подобрать индивидуальную траекторию обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Осипова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Employees competence in IT of the state authorities in the Russian Federation subjects

The study of the competence of public servants in the field of information technology makes it possible to identify different levels of information literacy of employees and on this basis to select an individual trajectory of study.

Текст научной работы на тему «Компетентность служащих органов государственной власти субъектов РФ в сфере информационных технологий»

Нехватка специалистов в области управления проектами развития информационного общества и электронного правительства привела к возникновению магистерской программы «Управление государственными информационными системами», подготовленной к реализации с 1 сентября 2011 г. Программа ориентирована на подготовку специалистов, необходимых органами государственной власти и органам местного самоуправления для реализации проектов развития информационного общества, а также специалистов для ИТ-компаний, сотрудничающих с госсектором. Компетентностная модель магистра по профилю подготовки «Управление государственными информационными системами» охватывает набор общенаучных компетенций, компетенций, необходимых для обучения по направлению подготовки ФГОС ОП- 220100 Системный анализ и управление, а также комплекс компетенций, разработанный ЦТЭП и реализованный в программах учебных модулей по профессиональному профилю.

Таким образом, задача подготовки управленцев в сфере электронного правительства решается в двух направлениях: повышение квалификации и подготовка магистров. Реализация системного подхода позволяет разрабатывать образовательные программы обучения на основе реальных требований рынка труда и запросов госсектора.

Программы активно поддерживаются потенциальными работодателями как в среде гос-службы, так и среди бизнес-компаний, что способно обеспечить высокий уровень интеграции процесса обучения и применения полученных знаний и навыков.

Литература

1. Филимонов С. Где учат на С10? // CNews, 2010. № 52

2. Трутнев, Д. Р. Подходы к повышению эффективности подготовки государственных и муниципальных служащих для реализации задач создания электронного правительства / Д.Р. Трутнев, А.В. Чугу-нов // Интернет и современное общество: Труды XIII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 19 - 22 октября 2010 г. — СПб., 2010. С. 242 - 247.

3. Игропуло И. Ф., Ботвинева Н.Ю. Профессиональная направленность обучения в вузе в контексте компетентностного подхода. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки», №4. Электронный ресурс: http://science.ncstu.ru/articles/hs/2006_04/ped/09.pdf/file_download

4. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Электронный ресурс: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

5. Информационный раздел о программах обучения ЦТЭП СПбГУ ИТМО. Электронный ресурс: http://egov-center.ru/ru/edu/about

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СЛУЖАЩИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Н. В. Осипова, доцент кафедры «Педагогика и психология»

Тел.: (8412) 49 65 73, e-mail: O_Natali_V@mail.ru Пензенской государственной технологической академии http://www.pgta.ru/

The study of the competence of public servants in the field of information technology makes it possible to identify different levels of information literacy of employees and on this basis to select an individual trajectory of study.

Исследование компетентности государственных служащих в сфере информационных технологий дает возможность выявить различные уровни информационной грамотности служащих и на основании этого подобрать индивидуальную траекторию обучения.

Ключевые слова: информационная компетентность, электронное правительство, переподготовка.

Keywords: information competence, electronic government, retraining.

Современные процессы информатизации характеризуются пониманием информации как ресурса, постоянным возникновением и развитием новых технологий обработки, передачи и хранения информации, возникновением информационной среды. Информатизация общества предъявляет новые требования к общему и профессиональному образованию, результатом которого

должны стать развитие способностей к освоению, расширению и совершенствованию новых видов деятельности и соответствующих им новых знаний, умений и навыков.

Полагается, что информационная компетентность - системное образование знаний и умений в области информационно-коммуникационных технологий и опыт их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать принципиально новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств, таких, как компьютер, принтер, факс, модем и т.п.

Формирование информационной компетентности государственных служащих представляет собой длительный процесс постепенного перехода от незнания к знанию, от совершенствования одних умений к появлению новых. Отметим, что этот процесс протекает в условиях трансформации информационного поведения взрослого человека, интеграции информационной и профессиональной сфер деятельности. Информационная компетентность является одной из наиболее значимых, поскольку информация формирует материальную среду жизнедеятельности человека, определяет его социокультурную жизнь, служит основным средством реализации межличностных отношений [5].

В данной статьей под информационной компетентностью государственных служащих автор понимает прежде всего умения и навыки владения служащим персональным компьютером и программным обеспечением, различными информационными технологиями и использование их в своей профессиональной деятельности.

Следовательно, информационная компетентность может быть охарактеризована как эффективность, конструктивность информационной деятельности [3]. В условиях информатизации всех сфер возрастает роль таких качеств, как владение методами и технологией работы с информацией, приобретение умений и навыков поиска, передачи, обработки и анализа информации, ее использования для решения профессиональных задач. В связи с этим актуальным становится не только выделение критериев и признаков информационной компетентности, но и анализ ее уровня [6].

В условиях формирующегося российского информационного общества, обеспечение открытости и прозрачности государственной службы невозможно без должной квалификации государственных служащих в области ИКТ-компетентности, компьютерной грамотности, информационной культуры [2].

Однако выявить исходный уровень знаний кандидата на государственную должность при собеседовании при приеме на работу невозможно, т.к. в настоящее время в российском законодательстве отсутствуют нормативно-правовые акты, предметно регулирующие вопросы квалификации государственных служащих в области ИКТ. Попытки как-то исправить ситуацию, однако, предпринимаются - статья 7 новой редакции ФЦП «Электронная Россия» предполагает «повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки работников органов государственной власти в области ИКТ». Несмотря на такое внимание к квалификации чиновников со стороны федерального центра, сегодня нет единого подхода к методике и измерителям знаний [7].

В связи с отсутствием утвержденного Правительством РФ стандарта знаний государственных служащих в области ИКТ, перед автором работы стояла задача разработки методики оценки ИКТ квалификации госслужащих и рекомендаций по организации процесса их обучения в данной сфере.

Автором работы в 2008 г. было проведено социологическое исследование, которое позволило выявить уровень профессионализма и компетентности государственных служащих в сфере информационных технологий. В ходе исследований было опрошено 578 государственных служащих Пензенской области. Первичная социологическая информация была собрана в ходе анкетного опроса государственных и муниципальных служащих. Анкетный опрос проводился посредством гнездовой и квотно-случайной выборки. Квотирующим признаком являлся место работы, занимаемая должность, Для обработки первичной информации использовались методы системного анализа, одномерной и многомерной группировки, корреляционного анализа статистических данных.

По результатам исследования был установлен базовый уровень информационной компетентности госслужащих. Анкетирование проводилось по разработанной анкете, составленной на основании признаков информационной компетентности.

Сегодняшнему управленцу уже недостаточно лишь опыта в работе, необходимо постоянное самосовершенствование, приобретение новых знаний. Управленец должен избавиться от старых

рутинных технологий и имеющийся в кабинете компьютер использовать как инструмент, мощное средство при подготовке и принятии управленческих решений. Он просто обязан владеть новыми информационными технологиями. Именно синтез качеств, навыков, умений, опыта, теории, практики, приобретенных знаний в процессе учебы и дает основания заявлять о госслужащем как о профессионале.

Анализ проведенного социологического исследования показал, что эта проблема в государственном региональном управлении воспринимается не всегда адекватно как со стороны лиц готовящих решения, так и со стороны лиц, принимающих решения. Так на вопрос «Приходилось ли Вам ранее в Вашей трудовой деятельности сталкиваться с информационными технологиями?» большинство опрошенных ответили да (79%), нет - 15% и только 6% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос. На вопрос внедряются ли в Вашем органе государственной власти новые информационные технологии утвердительно ответили 51% опрошенных госслужащих. 33% опрошенных отметили, что информационные технологии внедряются очень редко, почти не видят такого внедрения 9% опрошенных и лишь 7% сказали, что такого внедрения не происходит совсем.

На сегодняшний день процесс внедрения новых информационных технологий сводится в основном к приобретению дорогостоящей компьютерной техники, использующейся не по ее основному назначению. По результатам проведенного исследования выявлены основные проблемы информационного обеспечения управленческой деятельности на региональном уровне. Среди них: преобладание неполноты и незавершенности сведений, опирающихся на случайную информацию, интуитивные соображения; слабое использование в практической работе (40% опрошенных), причем в виде письменного или устного слова; отсутствие оперативности подготовки необходимых обоснованных решений; несостыкованность с информацией на других уровнях управления; наличие количественных показателей в ущерб качественным; отсутствие культуры информации.

Проблемы эффективности управленческой информации имеют важнейшее значение, так как они напрямую затрагивают вопросы изменения структуры и функций государственного управления. Это подтверждается результатами анализа социологического исследования. На вопрос о целесообразности использования информационных систем пользователи дали утвердительный ответ, при этом 77,2% из них считают, что автоматизация управления повысит оперативность и достоверность получения информации, 82,6% считают, что сократится время на текущий сбор и обработку информации, а это приведет к высвобождению рабочего времени руководителей и специалистов для решения перспективных проблем; 53,4% пользователей считают, что появляется возможность периодического анализа информации и выявления проблемных ситуаций; 13,3% пользователей полагают, что это обеспечит сокращение документооборота и численности аппарата управления. Радует тот факт, что только 0,9% опрошенных госслужащих не ожидают от автоматизации улучшения управления социально-экономическим развитием региона и высказывают недоверие (1,4%) к информационным технологиям при подготовке и принятии управленческих решений. Кроме этого, 85% опрошенных госслужащих уже сегодня готовы к внедрению новых ИТ.

Данные проведенного социологического исследования позволяют сделать вывод о том, что государственный служащий как потребитель информации готов в организационном, в экономическом, в социальном плане к внедрению новых информационных технологий в повседневную деятельность госаппарата.

Отсюда возникает проблема востребованности профессионально подготовленных управленческих кадров, способных применять и активно использовать в своей практической деятельности новые информационные технологии. Согласно Федеральному Закону «Об информации, информатизации и защите информации», заложившему основу законодательной базы информационного обеспечения государственного управления, в условиях, когда «интеллектуальный труд превращается в труд производительный, создающий стоимость», госаппарату необходим «особый класс» (социально-профессиональная группа) интеллектуалов, поставляющих новые знания и обучающих им». Соответствуют ли опрошенные государственные служащие этим требованиям?

На вопрос: «Каким пользователем ПК Вы себя считаете?» 45% опрошенных ответили, что средним, 46% - уверенным и только 4% сказали, что плохо владеют ПК. Результаты проведенного исследования показывают, что практически все опрошенные госслужащие хорошо владеют ПК. Но при этом 77% опрошенных госслужащих отметили, что нуждаются в повышении квали-

фикации в сфере ИТ и только 11% ответили что в этом нет необходимости. Однако работа в данном направлении ведется недостаточная, так как 47,5% опрошенных ответили, что такого обучения не проводится и только 24,5% ответили, что проводится. При этом причины того, что не проводится такое обучение, заключаются в нехватке свободного времени, загруженности на работе, отсутствии финансирования.

Современные информационные технологии открывают достаточно широкие возможности для сбора, обработки, накопления и распространения информации. Особое место среди этих технологий занимает глобальная информационная сеть Интернет, обеспечивающая оперативный доступ к огромному количеству информационных ресурсов. Поэтому интересны ответы опрошенных на вопрос «Какими основными программными средствами должны Вы владеть согласно вашим должностным обязанностям?» Так 84% опрошенных ответили, что MS OFFICE; 42% -INTERNET EXPLORER; 17% - MS POWER POINT; 16% - MS ACCES. 15% опрошенных дали свой вариант ответа на данный вопрос. Из них 63% отметили, что должны владеть специальными компьютерными программами, которые связаны непосредственно с исполнением их должностных обязанностей; 33% - справочными правовыми системами; 11% отметили, что это не отражено в должностном регламенте; электронной почтой - 16% и 7% - прикладным, отраслевым программным обеспечением. Опрошенные госслужащие владеют: MS OFFICE - 68% опрошенных; INTERNET EXPLORER - 32%; MS POWER POINT - 18%; MS ACCES - 15%. Кроме этого, опрошенные госслужащие владеют: специализированными компьютерными программами - 12% опрошенных; справочными правовыми системами - 13%; всеми программами, необходимыми для работы - 8%; OUTLOOK EXPRESSE - 4%; прикладным отраслевым программным обеспечением - 8% и 23% не дали ответа на этот вопрос.

Таким образом, как видно по результатам проведенного исследования, у многих опрошенных есть проблемы с владением ПК и ИТ. Правительство предлагает внедрить систему постоянного обновления знаний, совершенствуя вечерние, заочные и дистанционные формы обучения.

Аналогичное исследование было проведено в 2009 г. в администрации Воронежской и Тамбовской областей. Всего было опрошено 576 человек. Несмотря на некоторые различия в полученной в ходе исследования данных, основные тенденции сохраняются [1]. Следует отметить, что все установленные в ходе исследования факты укладываются в одну логическую цепочку, в которой успех в трудовой деятельности государственных служащих связан с профессиональными навыками и умениями в сфере информационных технологий, а также с такой системой ценностей, где повышение собственной квалификации занимает не последнее место. Указанный ценностный расклад позволяет служащим органов государственной власти сочетать работу с повышением профессиональной компетентности, что даст им, в конечном счете, возможность успешно продвигаться по карьерной лестнице.

Автор считает, что новыми в данной работе являются следующие положения и результаты. Проблематика, связанная с анализом информационной компетентности государственных служащих, является новой для отечественной социологии. Существующие теоретические изыскания пока явно недостаточно подкрепляются результатами прикладных социологических исследований в выявлении роли и места социоинформационных факторов в информатизации органов государственного управления. В недостаточной мере изучены вопросы типологии и диагностики информационной компетентности персонала, развития профессионализма служащих в условиях информатизации органов государственного управления, особенно в мониторинговом режиме. Нерешенность этих вопросов, затрудняет оценку эффективности информатизации органов государственного управления, разработку и реализацию научно обоснованных программ как информатизации, так и профессионально-образовательного развития персонала в сфере ИТ.

В заключении стоит отметить, что авторитет власти - в ее кадрах, но сила ее - в информации. Смысл информационного обеспечения в конечном итоге заключается в органическом соединении научных знаний, научной методологии и методики с новейшими техническими средствами во всех проявлениях информационной работы.

Литература

1..Бершадский А. М., Бождай А. С., Осипова Н. В. Разработка методики мониторинга состояния информатизации органов государственной власти // Известия ВолгГТУ. - Серия «Актуальные проблемы управления, ВТ и информатики». Выпуск 7, № 12. - 2009 г. с.96-98

2.Бершадский А. М., Бождай А. С., Осипова Н.В., Гудков А. Разработка методики оценки качества подготовки профессиональных кадров с учетом их востребованности на рынке труда Материалы XXXVI

Международной конференции и дискуссионного научного клуба «Информационные технологии в науке. Социологии, экономике и бизнесе». - Украина, Крым, - 2009 г. - С. 235 - 237

3.Бершадский А. М., Бождай А. С., Осипова Н. В., Гудков А. Разработка методов информационноаналитического обеспечения процесса подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих в области информационных технологий с учетом социально-экономической специфики региона // Открытое образование. - №1.-2008г.- с. 23-34

4.Игнатов В. Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», 2006. - 448 с.

5.Ракитов А. И. Прогноз развития науки и технологии в России на период до 2025 года // Вестник РАН. - М., 1998. - № 8. - С.746-753.

6.Романенко В. С. О некоторых вопросах теории информационного права// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2009. - №1.

7. Сытник А. А., Мельникова Н.И., Папшев С. В., Шульга Т. Э. Информационно-коммуникационные технологии в глобальном образовательном пространстве. Труды X Всероссийской научно-методической конференции «Телематика'2003». - М: изд-во ИТМО, 2002.- Т.2. - С 526-527.

УДК 316.4

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

С. В. Матюкин, аспирант Тел.: (963) 109 2566, e-mail: sergeypnz@ya.ru Ю. Р. Канеева, научный сотрудник Тел.: (963) 109 2572, e-mail: kaneeva58@ya.ru Российского государственного университета инновационных технологий

и предпринимательства http://www.itbu.ru

The authors review the approaches to the development of training programs for public administrators, their implementation using IT and distant learning. Matrix comparing the competencies and training areas by category and groups of public administrators positions are offered in order to formalize the working out of educational content. The advantages of using ICT and distant learning are highlighted, and technologies for their implementation in programs of continuous training of public administrators are proposed.

Авторами рассмотрены подходы к разработке программ подготовки государственных служащих, а также их реализации с использованием ИКТ и дистанционного обучения. В целях формализации разработки образовательных программ предложена матрица сопоставления компетенций и направлений подготовки в разрезе категорий и групп должностей гражданской службы. Обоснованы преимущества использования ИКТ и дистанционного обучения, а также предложены технологии их реализации в программах непрерывной подготовки государственных служащих.

Ключевые слова и словосочетания: категории и группы должностей государственных служащих, ИКТ и дистанционное образование.

Key words and word-combinations: the categories and groups of positions of public administrators, IT and distance learning.

Статья подготовлена в рамках государственного контракта № П60 от 2 апреля 2010г. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.