Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих: экспертные оценки'

Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих: экспертные оценки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / THE COMPETENCE / INFORMATION-COMMUNICATIVE COMPETENCE / THE CIVIL SERVANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волохатых Дарья Сергеевна

Цель: изучение мнения ученых и управленцев о состоянии информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих. Метод или методология проведения работы: экспертный опрос. Результаты: в исследовании выявлены уровень готовности и способность государственных служащих к овладению новой информацией, основные проблемы и уровень, условия и факторы развития информационнокоммуникативной компетенции государственных служащих. Область применения результатов: результаты исследования ориентированы на использование региональными органами власти в реализации кадровой политики. Также возможно использование материалов исследования для чтения соответствующих курсов в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волохатых Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CIVIL SERVANTS: EXPERT ESTIMATIONS

Purpose: studying of opinion of scientists and managers about a condition of information-communicative competence of civil servants. Methodology: expert poll. Results: in research level of readiness and ability of civil servants to mastering by the new information, the basic problems and level, conditions and factors of development of the information-communicative competence of civil servants are revealed. Practical implications: results of research are focused on use by regional authorities in personnel selection realization. Also use of materials of research for reading of corresponding courses in higher educational institutions is possible.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих: экспертные оценки»

УДК 316:35.08 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ

Волохатых Д.С.

Цель: изучение мнения ученых и управленцев о состоянии

информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих.

Метод или методология проведения работы: экспертный опрос.

Результаты: в исследовании выявлены уровень готовности и

способность государственных служащих к овладению новой информацией, основные проблемы и уровень, условия и факторы развития информационнокоммуникативной компетенции государственных служащих.

Область применения результатов: результаты исследования

ориентированы на использование региональными органами власти в реализации кадровой политики. Также возможно использование материалов исследования для чтения соответствующих курсов в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, информационно-

коммуникативная компетентность, государственный служащий.

INFORMATION-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CIVIL SERVANTS: EXPERT ESTIMATIONS

Volokhatykh D.S.

Purpose: studying of opinion of scientists and managers about a condition of information-communicative competence of civil servants.

Methodology: expert poll.

Results: in research level of readiness and ability of civil servants to mastering by the new information, the basic problems and level, conditions and factors of development of the information-communicative competence of civil servants are revealed.

Practical implications: results of research are focused on use by regional authorities in personnel selection realization. Also use of materials of research for reading of corresponding courses in higher educational institutions is possible.

Keywords: the competence, information-communicative competence, the civil servant.

Повсеместная информатизация профессиональной деятельности и перспективы активного функционирования «Электронного правительства» сделали очевидным достижение определенного уровня информационнокоммуникативной компетентности в профессиональной деятельности человека, в том числе и в системе российской государственной службы. Большое значение приобретают не только прочные профессиональные знания служащего, но и его способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся действительности, постоянно пополняя свой интеллектуальный багаж новой информацией, непрерывно занимаясь самообразованием и максимально эффективно используя источники информации для решения поставленных задач [4].

Динамизм и масштабность внедрения в государственное управление информационно-коммуникационных технологий сделали очевидными факт их высокой социальной значимости. Поэтому назрела необходимость диагностики информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих. Нами проведен экспертный опрос, направленный, главным образом,

на анализ восприятия состояния информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих научным сообществом и управленцами (25 экспертов). Критериями отбора экспертов являются: стаж научно-исследовательской работы в сфере социологии управления и государственной службы; стаж и должность государственной службы; наличие научных публикаций по проблемам компетентности и информатизации, государственного и муниципального управления. В ходе исследования были опрошены кандидаты и доктора наук (44%), руководители управлений и начальники отделов администрации губернатора Белгородской области (44%) и администрации города Белгорода (8%), руководители предприятий и подразделений (4%).

Таблица 1

Оценки экспертов насколько государственные служащие (5 - высший балл):

Средний балл

Г отовы к использованию информационных технологий (далее ИТ) 3

Способны решать профессиональные задачи с использованием ИТ 3

Мотивированы на использование ИТ 3

Способны к эффективной профессиональной коммуникации 4

Способны к самостоятельным действиям 3

Способны к самооценке 3

Г отовы к новшествам 3

Из представленной таблицы следует, что средний балл экспертных оценок предложенных суждений - 3, кроме оценки способности

государственных служащих к эффективной профессиональной коммуникации -

4. Следует, что предложенные варианты готовности, способностей и мотивации, эксперты оценивают как удовлетворительные.

На вопрос «С каким из определений информационно-коммуникативной компетентности Вы согласны?» ответы респондентов распределились следующим образом:

- это способность индивида решать профессиональные задачи с использованием современных информационных и коммуникационных технологий (10%);

- это качественная характеристика личности специалиста, выражающаяся в совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, позволяющих ориентироваться и адаптироваться в динамичном информационно-коммуникативном пространстве, выстраивать собственный стиль профессиональной инфокоммуникации, направленный на организацию продуктивной профессиональной деятельности (33%) [1];

- это сформированная человеком способность использовать полученные посредством образования и обучения навыки и умения создания, сохранения и передачи информации с применением новых технологий и технических средств, формирующие информационную культуру личности и выступающие основой для успешной профессиональной деятельности (19%) [3];

- комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИТ (38%) [5].

На вопрос «Из чего должна складываться информационнокоммуникативная компетентность государственных служащих?» экспертам предлагалось выбрать 3 варианта ответа. Большинство экспертов ответили, что из знаний, умений и навыков по поиску, отбору, хранению и передаче данных (80%) и применения новых информационных технологий в работе (60%). Следующие оценки получили такие характеристики как: умение решать возникающие задачи с использованием программного обеспечения (44%),

умение делать выводы и принимать решения на основе полученной информации (40%), навыки межличностного профессионального общения (32%). Вариант «стремление к предотвращению конфликтных ситуаций» отметили всего 8% опрошенных, а «стремление к достижению благоприятного психологического климата в коллективе» ни один человек.

По мнению экспертов, уровень информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих определяется: знанием источников информационных ресурсов, необходимых для профессиональной деятельности (48%), умением работать с различными видами информации (40%), знанием новых информационных технологий и умением воспринимать, понимать, оценивать полученную информацию (по 36%), конкретными навыками по использованию информационных технологий и готовностью к освоению информации и ее аналитической обработке (по 28%), готовностью к информационному взаимодействию со всеми субъектами (24%), умением использовать внутренний резерв в профессиональной деятельности, стремлением к формированию и развитию личных творческих качеств, наличием высокого уровня коммуникативной культуры (по 8%), готовностью к коллективной рефлексии и саморефлексии (4%).

Относительно профессиональной деятельности государственных служащих, мы считаем наиболее подходящей следующую уровневую структуру: низкий, нормативный, средний и высокий [2]. Характеризуя современный уровень информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих, экспертные мнения разделились практически поровну: 48% считают, что информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих соответствует нормативному уровню. Этот уровень подразумевает наличие у государственных служащих минимальных знаний, умений, навыков, внешних мотивов к освоению. 44% опрошенных считают, что информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих соответствует среднему уровню. Этот уровень характеризуется внутренними

мотивами, пониманием своих сильных и слабых сторон в области информатизации, необходимых профессионально важных качеств и способностей, зон профессионального развития в области новейших информационных технологий, средств профессиональной реализации с их использованием. 8% отметили низкий уровень информационнокоммуникативной компетентности государственных служащих. Ни один эксперт не считает, что информационно-коммуникативная компетентность находится на высоком уровне. То есть ни один государственный служащий не имеет способность выходить за рамки имеющегося в организации уровня информатизации и участвовать в разработке новых информационных технологий и их элементов. При этом 64% опрошенных отметили несущественное улучшение состояния информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих за последние 3 года. По 16% опрошенных отметили варианты «существенно улучшилось» и «практически не изменилось».

Стимулировать государственных служащих к повышению уровня информационно-коммуникативной компетентности, по мнению экспертов, в первую очередь может повышение заработной платы (72%), возможность самосовершенствоваться (48%) и страх потерять должность (44%). В меньшей мере это могут быть желание быть компетентнее других сотрудников (по 20%) и похвала от руководства (12%).

Экспертам был задан вопрос, о том существуют ли проблемы формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих и в какой степени, по их мнению, они проявляются.

Таблица 2

Процентное соотношение ответов экспертов на вопрос «Существуют ли, по Вашему мнению, проблемы формирования и развития информационно-

коммуникативной компетентности государственных служащих?»

Явно проявляется В какой-то степени проявляется Не проявляется

Низкая информационнокоммуникативная компетенция 28% 72% 0%

Несоответствие “языков” передачи информации 24% 40% 28%

Редкое использование необходимых информационных технологий 24% 44% 32%

Отсутствие у государственных служащих мотивации к получению знаний в информатике и развитию себя как субъекта процесса информатизации государственного управления 40% 48% 12%

Низкий уровень саморегуляции и саморефлексии 24% 32% 24%

Недостаточная профессиональная подготовка государственных служащих 8% 68% 20%

Недостаточное теоретическое и методическое сопровождение процесса становления и развития ИКК 28% 52% 12%

Из таблицы распределения видно, что эксперты придерживаются мнения о том, что проблемы действительно есть. Однако половина экспертов придерживаются мнения, что эти проблемы проявляются в какой-то степени. Четверть опрошенных считают явным наличие вышеперечисленных проблем. И только пятая часть считает, что проблемы не проявляются. Наиболее серьезными проблемами, по мнению экспертов, являются: отсутствие

мотивации, низкая информационно-коммуникативная компетенция, недостаточная профессиональная подготовка государственных служащих и недостаточное теоретическое и методическое сопровождение процесса становления и развития информационно-коммуникативной компетентности.

Наличие этих проблем у государственных служащих эксперты связывают, в первую очередь, с существованием стереотипов, установок (44%),

динамично меняющейся ИТ-средой (44%), большим объемом обязанностей (40%), с нехваткой времени (36%), несоответствием квалификации (32%). В меньшей мере с состоянием морально-психологического климата в коллективе (20%) и физическими и эмоциональными перегрузками (16%).

Из ответов на соответствующий вопрос следует, что наиболее значимыми профессиональными качествами для развития информационнокоммуникативной компетентности государственных служащих эксперты считают новаторство и открытость нововведениям, самостоятельность и инициативу, уровень профессионального образования, умение работать с информацией, общий кругозор и разносторонность мышления, умение работать с компьютером, техникой.

Более половины экспертов считают, что существуют особенности профессиональной деятельности государственных служащих, оказывающие влияние на становление и развитие их информационно-коммуникативной компетентности, 37,5% считают, что скорее существуют, чем нет, и только 8% говорят о том, что такие особенности скорее не существуют. Среди таких особенностей эксперты выделили следующие: большое количество

регламентов и инструкций (65%), большой объем обязанностей, а так же перегруженность бумажной работой (по 48%), жесткая служебная иерархия (35%) и большая ответственность (9%).

На вопрос «Какие меры, в первую очередь, будут способствовать повышению уровня информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих?» мнения экспертов распределились следующим образом:

56% - личный пример руководства;

48% - зависимость заработной платы чиновника от степени владения ИТ; политическая воля, проявляющаяся в жестком продвижении ИТ в государственное управление;

44% - разработка и реализация эффективной информационной политики; постоянное обучение государственных служащих работе с ИТ;

12% - усиление ответственности государственных служащих;

8% - активизация разъяснительной работы руководства.

В целом, проведенное исследование дает основание для ряда выводов.

1. Г отовность государственных служащих к использованию информационных технологий, к новшествам находится на среднем уровне. Так же на среднем уровне находится и способность государственных служащих к эффективной профессиональной коммуникации, способности к самостоятельным действиям и самооценке.

2. Необходимо заниматься формированием и развитием информационнокоммуникативной компетентности государственных служащих. Она представляет собой комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИТ.

3. Исследование мнения экспертов позволяет выделить ряд проблем формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих. Проблема теоретического характера. Она обусловлена тем, что информационно-коммуникативная компетентность находится на начальной стадии научной разработки. Отдельные вопросы ИКК в целом освещаются преимущественно в рамках педагогических и психологических работ и связаны с изучением школьников, студентов и преподавателей. Вследствие этого ощущается недостаточное теоретическое и методическое сопровождение процесса формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих. Практические проблемы ИКК государственных служащих: низкая информационно-коммуникативная компетенция и недостаточная

профессиональная подготовка государственных служащих; отсутствие у государственных служащих мотивации получения систематических знаний в информатике и необходимого развития себя как индивида, личности, субъекта процесса информатизации государственного управления; индивидуальнопсихологические особенности сознания государственных служащих, связанных со способностью к критической самооценке, то есть саморефлексии.

4. В целом, информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих на сегодняшний день соответствует нормативному уровню (минимальные знания, умения, навыки, внешние мотивы к освоению). Однако отмечается тенденция к повышению. Эксперты отмечают, что повысить его можно с помощью «внешней мотивации», представляющей собой готовность прилагать усилия ради определенных выгод, материальных благ, ориентированность на финансовые и карьерные достижения. Так же немаловажную роль играет «мотивация достижения», то есть ориентация на достижения, стремление проявлять себя, потребность познания нового и расширения сферы деятельности и общения.

5. Чтобы развивать информационно-коммуникативную компетентность,

государственный служащий должен обладать такими профессиональными качествами как новаторство и открытость нововведениям, самостоятельность и инициатива. У него должен быть высокий уровень профессионального образования, общий кругозор и разносторонность мышления. Он должен уметь работать с информацией, компьютером и техникой. Однако существуют особенности профессиональной деятельности государственных служащих, оказывающие влияние на содержание и развитие их информационнокоммуникативной компетентности, такие как: излишняя регламентация

служебной деятельности, большой объем обязанностей, а так же перегруженность бумажной работой и жесткая служебная иерархия.

Таким образом, можно сформулировать следующие практические рекомендации по развитию информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих:

1. Поскольку отмечается серьезная проблема теоретического и методического сопровождения процесса формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих, целесообразно предложить следующие меры по ее устранению:

- разработка и реализация информационной политики;

- разработка конкретных информационно-коммуникативных компетенций

и, что немаловажно, постоянное их обновление в условиях динамично меняющейся ИТ-среды;

- установление критериев и показателей сформированности информационно-коммуникативной компетентности;

- разработка и внедрение в практику обучения личностно-развивающего образования.

2. Необходимо усилить мотивационную составляющую процесса

формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих. В качестве «внешней мотивации» установить зависимость заработной платы чиновника от степени владения ИТ, жесткое продвижение ИТ в государственное управление через руководство. «Мотивация достижения» должна проявляться через: постоянное обучение

государственных служащих работе с ИТ; проведение связанных с конкретными проектами информационных мероприятий, семинаров, разъяснительных работ для сотрудников ведомств, которые помогут преодолеть инерцию большинства в ходе полномасштабного внедрения ИТ в государственное управление; активизацию разъяснительной работы руководства, поддержание новаторской деятельности работников. Очень важно стимулировать «внутреннюю мотивацию» - потребности, интересы, ценностные ориентации. Необходим личный пример руководства, усиление ответственности государственных

служащих. Ведь большую роль играет работа руководства со своим коллективом, его сплоченность. Важно не только материальное, но и моральное стимулирование персонала государственной службы.

Список литературы

1. Аитбаева Р.Р. Формирование информационно-коммуникативной

компетентности студента - будущего учителя. URL:

http://www.emissia.org/offline/2010/1459.htm (дата обращения 7.09.11)

2. Беспалов П.В. Акмеологическая концепция развития информационно-технологической компетентности государственных служащих: дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2006. 718 с.

3. Захарова О.А. Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих в условиях современных социокультурных изменений: автореф. дис... канд. культурологии. Москва, 2007. 24 с.

4. Сенкевич Л.Б. Формирование информационной компетентности будущего учителя математики средствами информационных и коммуникационных технологий: дис. .канд. пед. наук. Тобольск, 2005. 181с.

5. Тихонова Н.Ю. Что такое компетентностный подход в современном образовании? URL: http://festival.1september.ru/articles/594505 (дата обращения 7.09.11)

References

1. Aitbaeva R.R. Formirovanie informacionno-kommunikativnoj kompetentnosti studenta - budushego uchitelya [Formirovanie of information-communicative competence of the student - the future teacher]. http://www.emissia.org/offline/2010/1459.htm (accessed September 7, 2011).

2. Bespalov P.V. Akmeologicheskaya koncepciya razvitiya informacionno-tehnologicheskoj kompetentnosti gosydarstvennyh slujashih [The akmeologichesky

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

concept of development of information-technological competence of civil servants]. Moscow, 2006. 718 p.

3. Zaharova O.A. Informacionno-kommunikativnaya kompetentnost’

gosydarstvennyh slujashih v usloviyah sovremennyh sociokul’turnyh izmenenij [Information-communicative competence of civil servants in the conditions of modern социокультурных changes]. Moscow, 2007. 24 p.

4. Senkevich L.B. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti budushego uchitelya informatiki sredsvami informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij. [Formation of information competence of the future mathematics teacher by means of information and communication technologies]. Tobol’sk, 2005. 181 p.

5. Tihonova N.U. Chto takoe kompetentnostnyj podhod v sovremennom

obrazovanii? [What is competence the approach in modern formation?].

http://festival.1september.ru/articles/594505 (accessed September 7, 2011).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Волохатых Дарья Сергеевна, аспирант кафедры социальных технологий

Белгородский государственный национальный исследовательский университет ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия e-mail: wisewater@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Volokhatykh Darya Sergeevna, postgraduate student to chair of social technologies

Belgorod State National Research University 85, Victory street, Belgorod, 308015, Russia

Рецензент:

Гричаникова И.А., кандидат социологических наук, доцент, проректор по научной работе БГИИК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.