Научная статья на тему 'Социологический анализ информационно-коммуникационньхпотребностей региональных органов государственной власти'

Социологический анализ информационно-коммуникационньхпотребностей региональных органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
380
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Козачок В. И., Фролов В. А.

В статье приводятся результаты социологических исследований информационно-коммуникационных потребностей региональных органов государственной власти, показывается их динамика, подтверждается необходимость организации социологического обес-печения управления процессами информатизации органов государственной власти на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Козачок В. И., Фролов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ информационно-коммуникационньхпотребностей региональных органов государственной власти»

УДК 316.354:351/354 (CG?)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Козачок В.И., Фролов В.А.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF INFORMATION AND COMMUNICATION NEEDS OF THE REGIONAL PUBLIC AUTHORITIES

Kosachok V.I., Frolov VA.

Kosachok V.I. - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Academy of Federal Security Service of the Russian Federation, Russian Federation, Orel, e-mail: [email protected]

Frolov V.A. - Head of the Research Group, Academy of Federal Security Service of the Russian Federation, Russian Federation, Orel, e-mail: [email protected].

The article presents the results of sociological research of information and communication needs of regional public authorities, their dynamics is shown, and the need for the organization is confirmed to ensure the sociological management process of informatization of public authorities at regional level.

Keywords: sociological analysis, information and communication needs, informatization, management.

Исследования показывают, что повышение качества управления информатизацией региональных органов государственной власти возможно на основе организации социологических исследований их информационно-коммуникационных потребностей, под которыми понимается осознаваемая должностными лицами региональных органов государственной власти потребность в информации необходимого качества, методах и средствах работы с информацией, в коммуникациях, обусловленных необходимостью их дея-тельности1.

Авторы считают, что диагностика информационно-коммуникационных потреб-

ностей региональных органов государственной власти должна осуществляться в ходе специально организуемого социологического обеспечения управления их информатизацией. Основной формой данного обеспечения должен стать социологический мониторинг, проводимый с целью удовлетворения потребности органов управления, должностных лиц в информации требуемого качества, необходимой для разработки и осуществления обоснованных мероприятий по информатизации2.

Анализ теоретических основ социальной информатики, социологических исследований в области совершенствования информационного обеспечения ор-

1 Фролов В.А. Социологическое информационно-аналитическое обеспечение управления информатизацией региональных органов государственной власти: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. Орел, 2014. С. 75.

2 Козачок В.И., Фролов В.А. Социологическое обеспечение управления информатизацией региональных органов государственной власти // Среднерусский вестник общественных наук. -2013. - № 3. - С. 56.

ганов государственной власти3 позволил разработать систему показателей социологического мониторинга информационно-коммуникационных потребностей региональных органов государственной власти, структура которой представлена на рисунке 14.

В группу показателей, характеризующих информационные потребности органов государственной власти (государственных служащих), вошли:

- потребность в информации в ее содержательном аспекте;

- потребность в методах, технологиях, средствах работы с информацией (сбора, обработки, анализа, представления);

- потребность в обеспечении необходимого качества информации;

- факторы, мешающие реализации информационных потребностей.

3 Коган В.3., Уханов В.А. Человек: информация, потребность, деятельность. - Томск: Издательство Томского университета, 1991. 192 с.; Афанасьев В. Г Социальная информация. - М.: Наука, 1994. -201 с.; Кисилев А.Г Управленческая информация в системе государственного регионального управления (социологический аспект): дис. ... д-ра. со-циол. наук: 22.00.08. М., 2003. 432 с.; Бочарова ТА. Технологии информационно-аналитической работы в органах исполнительной власти региона: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. Белгород, 2009. 128 с.; Хижняков Д.П. Технология минимизации информационно-коммуникационных барьеров в органах исполнительной власти субъекта РФ: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. Белгород, 2011. 196 с.

4 Фролов В. А. Система социологических показателей информатизации органов государственной власти // Казанская наука. - 2013. № 9. - С. 323.

В группу показателей, описывающих потребности в коммуникациях органов государственной власти, проблемы в их осуществлении, включены:

- источники, получатели информации;

- необходимые технологии, средства коммуникаций;

- коммуникационные барьеры.

В группу показателей, отражающих информационную компетентность государственных служащих, входят:

- знание современных методов, средств работы с информацией, данными;

- навыки использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники.

Группу показателей, характеризующих саму информационную деятельность, составляют:

- объем, время выполнения тех или иных функций по работе с информацией;

- используемые технологии (методы и средства) работы с информацией;

- показатели оценки должностными лицами органов государственной власти условий и мероприятий информатизации.

Первые четыре группы формируют набор параметров, описывающих существующее либо желаемое состояние информатизации региональных органов государственной власти (государственных служащих), - информационный профиль.

В группу показателей оценки должностными лицами органов государственной власти условий и мероприятий информатизации включены:

Рисунок 1 - Система показателей социологического мониторинга информационно-коммуникационных потребностей региональных органов государственной власти

CENTRAL RUSSIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES

- самооценка к восприятию мероприятий информатизации;

- оценка перспектив выполнения мероприятий информатизации;

- оценка последствий мероприятий информатизации.

На основе разработанной системы показателей был разработан социологический инструментарий анализа информационно-коммуникационных потребностей региональных органов государственной власти (программа, анкета социологического опроса), и в 2006 и 2012 гг были проведены социологические исследования «Информационно-коммуникационные потребности региональных органов государственной власти» методом анкетного социологического опроса (2006 - N=3887, 2012 -N=3704). В роли опрашиваемых выступили государственные гражданские служащие законодательных, судебных, исполнительных органов государственной власти в 44 (2006 г) и 43 (2012 г) субъектах Российской Федерации. Выборка квотная. Квоты рассчитаны, исходя из пропорций численности государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации по ветвям государственной власти и субъектам Российской Федерации.

По результатам исследований сделаны следующие основные выводы:

1. Имеются отличия в информационно-коммуникационных потребностях различных категорий государственных служащих, органов государственной власти

по территории Российской Федерации, по ветвям государственной власти. Наибольшая динамика диагностируемых показателей в анализируемый период присутствует в системе органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, особенно для категории государственных служащих «специалист». Наименьшая динамика диагностируемых показателей присутствует в органах судебной власти.

2. Динамика информационных потребностей в содержательном аспекте, представленная на рис. 2, показывает интегральный по всей Российской Федерации рост актуальности для региональных органов государственной власти социально-экономической информации (средняя оценка по всем субъектам Российской Федерации 5,9 -2006 г., 7,3 - 2012 г.)5*, информации об общественно-политических процессах (4,8 - 2006 г., 5,6 - 2012 г), информации, отражающей общественное мнение по различным аспектам жизнедеятельности (3,7 - 2006 г, 4,8 -2012 г.). Информационная потребность в других видах информации демонстрирует меньшую динамику, при этом практически для всех органов государственной власти субъектов Российской Федерации по-прежнему наиболее значимой остается нормативно-правовая информация.

5 Фролов В. А. Социологическое информационно-аналитическое обеспечение управления информатизацией региональных органов государственной власти: Автореф. дис. . канд. социол. наук: 22.00.08. Орел, 2014. С. 17.

№ 2006 э; 2012

Рисунок 2 - Динамика информационных потребностей региональных органов государственной власти в содержательном аспекте (интегральный показатель по России)

3. В региональных органах государственной власти, особенно в органах исполнительной власти, наметилась тенденция к увеличению требований к своевременности (5,8 - 2006 г, 9,3 - 2012 г) и полноте информации (5,7 - 2006 г, 9,2 - 2012 г.), при этом требования к остальным диагностируемым показателям качества информации, используемой в региональных органах государственной власти (доступность, защищенность, адекватность, эргономичность, релевантность, долговечность и достоверность) остались практически неизменными.

4. Существует значительный дисбаланс между потребностями региональных органов государственной власти в методах, технологиях, средствах работы с информацией и имеющимися в их распоряжении информационными технологиями и средствами автоматизации.

В наибольшей степени данный дисбаланс проявляется в органах исполнительной власти при реализации функций анализа социально-экономических процессов, происходящих на территории субъектов Российской Федерации, организации информационного взаимодействия со всеми взаимодействующими субъектами, реализации принятых решений. При этом наблюдается рост интереса к таким методам анализа информации, как методы сравнительного анализа, методы выявления причинно-следственных связей.

5. Практически во всех региональных органах государственной власти снизились актуальность, частота использования таких способов коммуникации, как телеграфная связь, факсимильная связь. При этом актуальность, частота использования телефонной связи остались практически неизменными, а частота использования сервисов сети Internet, особенно электронной почты, посещения сайтов, а также передачи данных, значительно увеличилась.

Для большинства органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации структура источников информации трансформировалась по степени их важности. Для государственных органов судебной, законодательной власти степень важности источников информации практически не изменилась.

6. Имеется положительная динамика оценки государственными служащими своих знаний, современных методов, средств работы с информацией, данными, навыков использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники. Вместе с тем демонстрируется недостаточный уровень знания возможностей по использованию информационных технологий, автоматизированных систем в управленческой деятельности. С ростом общего времени применения в своей деятельности средств вычислительной техники выросла частота использования государственными служащими в своей деятельности баз данных, документального обмена, сети Internet. Однако по-прежнему государственные служащие используют средства вычислительной техники в основном для работы в текстовых, табличных редакторах.

7. Наблюдается рост положительной оценки государственными служащими роли мероприятий информатизации в решении стоящих перед ними задач. Вместе с тем оценка удовлетворенности государственных служащих мероприятиями информатизации в ряде субъектов Российской Федерации показывает тенденцию к снижению. В качестве основных сдерживающих факторов информатизации государственными служащими определяются незначительное финансирование в данной области, отсутствие приемлемых решений, заинтересованности у руководителей органов государственной власти во внедрении средств автоматизации.

Интерпретация полученных результатов обеспечивает формирование предложений по совершенствованию процесса информатизации региональных органов государственной власти. Так, по результатам проведенных исследований было предложено:

1. Перейти к построению мультисер-висной сети связи в интересах органов государственной власти, обеспечивающей интеграцию информационных ресурсов, реализацию необходимых информационно-коммуникационных сервисов, что позволяет:

- организовать оперативный поиск необходимой информации на удаленных информационных объектах;

CENTRAL RUSSIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES

- повысить своевременность представления необходимой информации;

- организовать необходимое информационно-коммуникационное взаимодействие по всей вертикали органов государственной связи и иными взаимодействующими структурами;

- перейти на электронный документооборот;

- интегрировать различные виды коммуникационного взаимодействия;

- предоставлять необходимые сервисы сети Интернет.

2. Развивать систему правовой информатизации.

3. Разработать ряд автоматизированных информационных систем, обеспечивающих:

- необходимые требования к качеству служебной информации;

- реализацию требуемых методов хранения, обработки информации, предоставления доступа к ней.

4. Развивать информационно-аналитическое обеспечение региональных органов государственной власти, осуществляемое территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Данные предложения нашли свое отражение в целом ряде нормативно-правовых, программных документов, направленных на совершенствование информационного обеспечения государственного управления и прежде всего на региональном уровне.

Таким образом, полученные результаты подтверждают утверждение авторов о возможности и необходимости социологического обеспечения управления информатизацией региональных органов

государственной власти, о практической результативности социологических исследований их информационно-коммуникационных потребностей.

Авторы уверены, что диагностика информационно-коммуникационных потребностей региональных органов государственной власти, организуемая в рамках социологического информационно-аналитического обеспечения управления их информатизацией, позволяет обеспечить требуемое качество информации, необходимое для организации управления информатизацией, и в итоге оказывает значительное положительное влияние на эффективность управленческой деятельности органов государственной власти, их должностных лиц в целом.

Библиография/References

Козачок В.И., Фролов В.А. Социологическое обеспечение управления информатизацией региональных органов государственной власти //Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - № 3. - С. 56.

Фролов В. А. Система социологических показателей информатизации органов государственной власти // Казанская наука. -2013. № 9. - С. 323.

Kozachok, V.l., Frolov, V.A., (2013) Socio-logicheskoe obespechenie upravlenija informa-tizaciej regional'nyh organov gosudarstvennoj vlasti //Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. № 3. р. 56. (In Russ.)

Frolov, V.A. (2013) Sistema sociologich-eskih pokazatelej informatizacii organov gosudarstvennoj vlasti // Kazanskaja nauka. № 9. р. 323. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.