Научная статья на тему 'Технология социологического обеспечения управления информатизацией органов государственной власти на региональном уровне'

Технология социологического обеспечения управления информатизацией органов государственной власти на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
311
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / TECHNOLOGY / SOCIOLOGICAL SUPPORT / INFORMATIZATION / MANAGEMENT / GOVERNMENT AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фролов Владимир Анатольевич

В данной статье рассматриваются основные подходы к разработке технологии социологического обеспечения управления информатизацией региональных органов государственной власти. Обосновывается необходимость данной технологии, предлагаются подходы к ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фролов Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF THE SOCIOLOGICAL SUPPORT OF THE INFORMATIZATION MANAGEMENT IN THE GOVERNMENT AUTHORITIES ON THE REGIONAL LEVEL

This article considers the basic approaches to the development of the technology of sociological support of the regional authority bodies’ informatization. The author substantiates the necessity of such a technology and proposes an approach to its implementation.

Текст научной работы на тему «Технология социологического обеспечения управления информатизацией органов государственной власти на региональном уровне»

УДК 316.354 : 351/354 Фролов Владимир Анатольевич

начальник научно-исследовательской группы Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации, г. Орел dom-hors@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Frolov Vladimir Anatolyevich

Chief of research group, Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation, Orel dom-hors@mail.ru

TECHNOLOGY OF THE SOCIOLOGICAL SUPPORT OF THE INFORMATIZATION

MANAGEMENT IN THE GOVERNMENT AUTHORITIES ON THE REGIONAL LEVEL

Аннотация:

В данной статье рассматриваются основные подходы к разработке технологии социологического обеспечения управления информатизацией региональных органов государственной власти. Обосновывается необходимость данной технологии, предлагаются подходы к ее реализации.

Ключевые слова:

технология, социологическое обеспечение, информатизация, управление, органы государственной власти.

Summary:

This article considers the basic approaches to the development of the technology of sociological support of the regional authority bodies’ informatization. The author substantiates the necessity of such a technology and proposes an approach to its implementation.

Keywords:

technology, sociological support, informatization, management, government authorities.

Как известно, эффективность управления зависит от качества исходной информации об управляемых процессах и объектах: ее достоверности, полноты, оперативности и доступности. По многим направлениям управленческой деятельности обеспечить руководителей необходимой информацией требуемого качества об управляемых процессах и явлениях могут только социологические исследования, давно ставшие неотъемлемой частью механизма управления в различных областях деятельности. По мнению автора, к таким процессам, требующим применения социологических исследований, обязательно должна быть отнесена и информатизация органов государственной власти.

Данное утверждение следует, во-первых, из определения информатизации, под которой применительно к органам государственной власти понимаем процесс, направленный на создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав органов государственной власти, их должностных лиц, на основе разработки и внедрения в их деятельность современных информационно-коммуникационных технологий, формирования и использования информационных ресурсов [1, с. 609]. Как следует из приведенного определения, целью информатизации является удовлетворение информационных потребностей, а определить их в содержательном, качественном, методическом и иных аспектах, оценить степень их реализации, возможно только с помощью социологических исследований. Иными словами, определение целей информатизации органов государственной власти, оценка их достижения не должны сводиться к степени «компьютеризации» и «автоматизации», а обязательно осуществляться на основе определенных социальных индикаторов, формирование и наблюдение за которыми возможно только при организации социологического сопровождения процессов информатизации.

Во-вторых, необходимость организации социологического обеспечения управления информатизацией органов государственной власти следует из современного научного понимания данного процесса. В научном поле социологии в настоящее время информатизация понимается как сложный инновационный социотехнический, социокультурный процесс самоорганизации, саморазвития и самосовершенствования «информатизируемых» структур. Так Н.В. Лопатина в своей статье отмечает, что: «информатизация представляет собой совокупность процессов интеграции в социальные системы и структуры разнообразия информационных феноменов, информационных инструментов и решений задач по освоению социального пространства, удовлетворению информационных потребностей социального развития, вызывающих коренные изменения отдельных элементов социальных систем и структур, предопределяющих их переход к качественно новому состоянию, появлению новых функций и свойств [2].

То есть информатизация органов государственной власти помимо основного ресурса повышения эффективности их деятельности является мощным модернизирующим фактором, обязательно приводящим к преобразованию методов, способов, форм деятельности государственных служащих, необходимости изменения их знаний, навыков, информационных взаимосвязей, а зачастую и структуры самих органов государственной власти. Спрогнозировать такое трансформирующее воздействие, оценить его степень, положительные и негативные последствия, подготовиться к ним опять же позволяют только социологические исследования.

В-третьих, необходимость и возможность организации социологического обеспечения управления информатизацией основывается на возможностях, функциях социологии как общественной науки, изучающей социальные институты, процессы и социальные отношения в них. Наиболее важными и интересными с точки обеспечения управленческого процесса представляются такие функции социологии как: прогностическая, познавательная, информационная, социального контроля и планирования. То есть, возможности социологии позволяют использовать ее инструментарий в ходе управления информатизацией органов государственной власти при реализации практически всех стандартных управленческих функций от целеполагания до контроля реализации управленческих решений.

Таким образом, можно сделать вывод о возможности и необходимости применения инструментария социологических исследований в ходе организации управления информатизацией региональных органов государственной власти, разработки соответствующей технологии социологического обеспечения. Базируясь на исследования в области социологического обеспечения управленческих процессов [3; 4], определим социологическое обеспечение управления информатизацией региональных органов государственной власти как процесс своевременного представления ему агрегированной информации требуемого качества, получаемой по результатам социологических исследований с целью обоснованного решения задач информатизации региональных органов государственной власти. А под технологией будем понимать совокупность методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения и представления информации при реализации органом управления всех функций управления информатизацией.

С учетом того, что результатом применения технологии социологического обеспечения является не материальный, а информационный продукт, основными его составляющими будут:

- сбор данных или первичной информации;

- обработка данных и получение результативной информации;

- выдача пользователю результативной информации для принятия на ее основе решений.

Анализ технологий проведения социологических исследований [5; 6] и информационноаналитической деятельности [7; 8] позволяет сделать вывод не только о схожести указанных методов, но и рассматривать социологическое обеспечение как разновидность информационно-аналитического обеспечения. Специфика социологического обеспечения заключается в применении инструментария при реализации информационно-аналитического обеспечения практически всех функций управления информатизацией, а возможности социологического инструментария, как показывает исследования, могут решать целый комплекс возникающих при этом задач, перечень которых приведен в таблице 1.

Таблица 1 - Задачи, решаемые с помощью социологического инструментария в ходе реализации управленческих функций управления информатизацией органов государственной власти____________________________________________

Реализуемая функция управления Задачи, решаемые с помощью социологического инструментария

Анализ, выявление и формулирование проблем Ан ализ информационно-коммуникационных потребностей органов государственных органов, их должностных лиц, возможных способов их реализации на базе разработки и внедрения в управленческую деятельность современных информационно-коммуникационных технологий, готовности должностных лиц к использованию, иных возможных проблем их внедрения. Оценка состояния информатизации, удовлетворенности должностными лицами, гражданами ее результатами

Целеполагание Формулирование целей информатизации органов государственной власти, разработка целевых социальных показателей и индикаторов информатизации, определение наиболее необходимых и перспективных направлений информатизации, разработка возможных вариантов и мероприятий по информатизации

Принятие решения Выбор оптимальных (рациональных) вариантов информатизации, формулирование ее направлений и задач, выбор необходимых технологий информатизации, подготовка необходимых нормативных правовых документов

Продолжение таблицы 1

1 2

Планирование Разработка системы мер (программ, планов), направленных на достижение поставленных целей, включая ответы на вопросы: что должно быть сделано? К какому сроку? Какие ресурсы предстоит задействовать? Что необходимо получить в результате? Кто за это отвечает?

Контроль Организация наблюдения (сбора и обработки информации) за объектом и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния информатизации необходимому состоянию, предусмотренному принятыми нормативными правовыми актами, а также программами, планами. Осуществление корректирующих воздействий на объект управления, обеспечивающих эффективную реализацию поставленной цели

Необходимо отметить, что только применение конкретных социологических исследований совместно с другими методами обследования объектов информатизации может обеспечить необходимую полноту и точность ответов на вопросы: какая информация нужна органу государственной власти, его подразделению, конкретному должностному лицу в содержательном и качественном аспектах; готовы ли они к использованию современных информационно-коммуникационных технологий; разработка и внедрение каких именно информационно-коммуникационных технологий, формирование каких информационных ресурсов приведет к повышению эффективности их деятельности в частности, и системы государственного управления в целом.

Очевидно, что ответы должностных лиц органов государственной власти на поставленные вопросы будут зависеть от множества факторов, как внешних: сфера деятельности, должностные обязанности, используемые информационно-коммуникационные технологии и т.д., -так и внутренних: образование, навыки использования информационно-коммуникационных технологий и т.д. Естественно, данные ответы будут изменяться во времени в зависимости от появления новых проблем социально-экономического развития регионов, изменения круга решаемых задач, статуса, роли и опыта должностных лиц органов государственной власти, уже решенных задач информатизации и многих других факторов.

Поэтому социологическое обеспечение управления информатизацией должно быть организовано как постоянно осуществляемый процесс, позволяющий не только обеспечить руководителей необходимой для принятия решения информацией в конкретный момент времени, но и отслеживать динамику результатов информатизации, моделировать и прогнозировать возможные последствия. Осуществление данных требований возможно при реализации технологии социологического обеспечения на базе интеллектуального анализа данных, концептуальная модель которого представлена на рисунке 1.

Реализацию данной модели в органах государственной власти предлагается осуществлять

с помощь регулярно проводимых в автоматизированном режиме социологических, экспертных

опросов должностных лиц по различным аспектам информатизации - от выявления проблем в

данной области, до задания требования к средствам автоматизации их деятельности.

Ссылки:

1. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 240-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собр. законодательства Российской Федерации. 1995. 20 февраля. № 8.

2. Лопатина Н.В. Управление информатизацией как приоритетная задача социального развития // Информационные ресурсы России. 2005. № 1. и^: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2005/number_1/number_1_2/ digi-tal_resources515273747788/ (дата обращения: 01.09.2013).

3. Козачок В.И. Социологическое обеспечение процессов формирования аппарата управления в федеральных органах государственной власти: дис. ... д-ра социол. наук. Орел, 2007.

4. Шагина Е.В. Социологическое обеспечение управления кадровыми процессами в государственной гражданской службе Российской Федерации: дис. ... канд. социол. наук. М., 2010.

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2003.

6. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: учеб. пособие. М., 2009.

7. Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ: учеб. по информационно-аналитической работе. М., 2001.

8. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-

аналитической работы. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.