УДК 316.354 : 351/354 Фролов Владимир Анатольевич
начальник научно-исследовательской группы Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации, г. Орел [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Frolov Vladimir Anatolyevich
Chief of research group, Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation, Orel [email protected]
TECHNOLOGY OF THE SOCIOLOGICAL SUPPORT OF THE INFORMATIZATION
MANAGEMENT IN THE GOVERNMENT AUTHORITIES ON THE REGIONAL LEVEL
Аннотация:
В данной статье рассматриваются основные подходы к разработке технологии социологического обеспечения управления информатизацией региональных органов государственной власти. Обосновывается необходимость данной технологии, предлагаются подходы к ее реализации.
Ключевые слова:
технология, социологическое обеспечение, информатизация, управление, органы государственной власти.
Summary:
This article considers the basic approaches to the development of the technology of sociological support of the regional authority bodies’ informatization. The author substantiates the necessity of such a technology and proposes an approach to its implementation.
Keywords:
technology, sociological support, informatization, management, government authorities.
Как известно, эффективность управления зависит от качества исходной информации об управляемых процессах и объектах: ее достоверности, полноты, оперативности и доступности. По многим направлениям управленческой деятельности обеспечить руководителей необходимой информацией требуемого качества об управляемых процессах и явлениях могут только социологические исследования, давно ставшие неотъемлемой частью механизма управления в различных областях деятельности. По мнению автора, к таким процессам, требующим применения социологических исследований, обязательно должна быть отнесена и информатизация органов государственной власти.
Данное утверждение следует, во-первых, из определения информатизации, под которой применительно к органам государственной власти понимаем процесс, направленный на создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав органов государственной власти, их должностных лиц, на основе разработки и внедрения в их деятельность современных информационно-коммуникационных технологий, формирования и использования информационных ресурсов [1, с. 609]. Как следует из приведенного определения, целью информатизации является удовлетворение информационных потребностей, а определить их в содержательном, качественном, методическом и иных аспектах, оценить степень их реализации, возможно только с помощью социологических исследований. Иными словами, определение целей информатизации органов государственной власти, оценка их достижения не должны сводиться к степени «компьютеризации» и «автоматизации», а обязательно осуществляться на основе определенных социальных индикаторов, формирование и наблюдение за которыми возможно только при организации социологического сопровождения процессов информатизации.
Во-вторых, необходимость организации социологического обеспечения управления информатизацией органов государственной власти следует из современного научного понимания данного процесса. В научном поле социологии в настоящее время информатизация понимается как сложный инновационный социотехнический, социокультурный процесс самоорганизации, саморазвития и самосовершенствования «информатизируемых» структур. Так Н.В. Лопатина в своей статье отмечает, что: «информатизация представляет собой совокупность процессов интеграции в социальные системы и структуры разнообразия информационных феноменов, информационных инструментов и решений задач по освоению социального пространства, удовлетворению информационных потребностей социального развития, вызывающих коренные изменения отдельных элементов социальных систем и структур, предопределяющих их переход к качественно новому состоянию, появлению новых функций и свойств [2].
То есть информатизация органов государственной власти помимо основного ресурса повышения эффективности их деятельности является мощным модернизирующим фактором, обязательно приводящим к преобразованию методов, способов, форм деятельности государственных служащих, необходимости изменения их знаний, навыков, информационных взаимосвязей, а зачастую и структуры самих органов государственной власти. Спрогнозировать такое трансформирующее воздействие, оценить его степень, положительные и негативные последствия, подготовиться к ним опять же позволяют только социологические исследования.
В-третьих, необходимость и возможность организации социологического обеспечения управления информатизацией основывается на возможностях, функциях социологии как общественной науки, изучающей социальные институты, процессы и социальные отношения в них. Наиболее важными и интересными с точки обеспечения управленческого процесса представляются такие функции социологии как: прогностическая, познавательная, информационная, социального контроля и планирования. То есть, возможности социологии позволяют использовать ее инструментарий в ходе управления информатизацией органов государственной власти при реализации практически всех стандартных управленческих функций от целеполагания до контроля реализации управленческих решений.
Таким образом, можно сделать вывод о возможности и необходимости применения инструментария социологических исследований в ходе организации управления информатизацией региональных органов государственной власти, разработки соответствующей технологии социологического обеспечения. Базируясь на исследования в области социологического обеспечения управленческих процессов [3; 4], определим социологическое обеспечение управления информатизацией региональных органов государственной власти как процесс своевременного представления ему агрегированной информации требуемого качества, получаемой по результатам социологических исследований с целью обоснованного решения задач информатизации региональных органов государственной власти. А под технологией будем понимать совокупность методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения и представления информации при реализации органом управления всех функций управления информатизацией.
С учетом того, что результатом применения технологии социологического обеспечения является не материальный, а информационный продукт, основными его составляющими будут:
- сбор данных или первичной информации;
- обработка данных и получение результативной информации;
- выдача пользователю результативной информации для принятия на ее основе решений.
Анализ технологий проведения социологических исследований [5; 6] и информационноаналитической деятельности [7; 8] позволяет сделать вывод не только о схожести указанных методов, но и рассматривать социологическое обеспечение как разновидность информационно-аналитического обеспечения. Специфика социологического обеспечения заключается в применении инструментария при реализации информационно-аналитического обеспечения практически всех функций управления информатизацией, а возможности социологического инструментария, как показывает исследования, могут решать целый комплекс возникающих при этом задач, перечень которых приведен в таблице 1.
Таблица 1 - Задачи, решаемые с помощью социологического инструментария в ходе реализации управленческих функций управления информатизацией органов государственной власти____________________________________________
Реализуемая функция управления Задачи, решаемые с помощью социологического инструментария
Анализ, выявление и формулирование проблем Ан ализ информационно-коммуникационных потребностей органов государственных органов, их должностных лиц, возможных способов их реализации на базе разработки и внедрения в управленческую деятельность современных информационно-коммуникационных технологий, готовности должностных лиц к использованию, иных возможных проблем их внедрения. Оценка состояния информатизации, удовлетворенности должностными лицами, гражданами ее результатами
Целеполагание Формулирование целей информатизации органов государственной власти, разработка целевых социальных показателей и индикаторов информатизации, определение наиболее необходимых и перспективных направлений информатизации, разработка возможных вариантов и мероприятий по информатизации
Принятие решения Выбор оптимальных (рациональных) вариантов информатизации, формулирование ее направлений и задач, выбор необходимых технологий информатизации, подготовка необходимых нормативных правовых документов
Продолжение таблицы 1
1 2
Планирование Разработка системы мер (программ, планов), направленных на достижение поставленных целей, включая ответы на вопросы: что должно быть сделано? К какому сроку? Какие ресурсы предстоит задействовать? Что необходимо получить в результате? Кто за это отвечает?
Контроль Организация наблюдения (сбора и обработки информации) за объектом и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния информатизации необходимому состоянию, предусмотренному принятыми нормативными правовыми актами, а также программами, планами. Осуществление корректирующих воздействий на объект управления, обеспечивающих эффективную реализацию поставленной цели
Необходимо отметить, что только применение конкретных социологических исследований совместно с другими методами обследования объектов информатизации может обеспечить необходимую полноту и точность ответов на вопросы: какая информация нужна органу государственной власти, его подразделению, конкретному должностному лицу в содержательном и качественном аспектах; готовы ли они к использованию современных информационно-коммуникационных технологий; разработка и внедрение каких именно информационно-коммуникационных технологий, формирование каких информационных ресурсов приведет к повышению эффективности их деятельности в частности, и системы государственного управления в целом.
Очевидно, что ответы должностных лиц органов государственной власти на поставленные вопросы будут зависеть от множества факторов, как внешних: сфера деятельности, должностные обязанности, используемые информационно-коммуникационные технологии и т.д., -так и внутренних: образование, навыки использования информационно-коммуникационных технологий и т.д. Естественно, данные ответы будут изменяться во времени в зависимости от появления новых проблем социально-экономического развития регионов, изменения круга решаемых задач, статуса, роли и опыта должностных лиц органов государственной власти, уже решенных задач информатизации и многих других факторов.
Поэтому социологическое обеспечение управления информатизацией должно быть организовано как постоянно осуществляемый процесс, позволяющий не только обеспечить руководителей необходимой для принятия решения информацией в конкретный момент времени, но и отслеживать динамику результатов информатизации, моделировать и прогнозировать возможные последствия. Осуществление данных требований возможно при реализации технологии социологического обеспечения на базе интеллектуального анализа данных, концептуальная модель которого представлена на рисунке 1.
Реализацию данной модели в органах государственной власти предлагается осуществлять
с помощь регулярно проводимых в автоматизированном режиме социологических, экспертных
опросов должностных лиц по различным аспектам информатизации - от выявления проблем в
данной области, до задания требования к средствам автоматизации их деятельности.
Ссылки:
1. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 240-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собр. законодательства Российской Федерации. 1995. 20 февраля. № 8.
2. Лопатина Н.В. Управление информатизацией как приоритетная задача социального развития // Информационные ресурсы России. 2005. № 1. и^: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2005/number_1/number_1_2/ digi-tal_resources515273747788/ (дата обращения: 01.09.2013).
3. Козачок В.И. Социологическое обеспечение процессов формирования аппарата управления в федеральных органах государственной власти: дис. ... д-ра социол. наук. Орел, 2007.
4. Шагина Е.В. Социологическое обеспечение управления кадровыми процессами в государственной гражданской службе Российской Федерации: дис. ... канд. социол. наук. М., 2010.
5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2003.
6. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: учеб. пособие. М., 2009.
7. Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ: учеб. по информационно-аналитической работе. М., 2001.
8. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-
аналитической работы. М., 2004.