УДК 378.1 : 316.772.5
ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ВУЗЕ: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
© 2017
Желнина Евгения Валерьевна, доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология» Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор кафедры, заведующий кафедрой «Социология» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: выявить и изучить основные факторы, влияющие на процесс внедрения информационно-компьютерных технологий в вузе. Методы: бихевиористский подход к изучению поведения человека в обществе, позволяющий проанализировать мотивы и стимулы поведения в разрезе социально-демографических показателей; структурно-функциональная парадигма, дающая возможность исследовать процессы информатизации образования и управления образовательными учреждениями с точки зрения структуры (составляющих элементарных частей и их соотношений), функций и дисфункций. Бихевиористский подход и структурно-функциональная парадигма определили выбор конкретных методов эмпирического социологического исследования: экспертный опрос (интервью). Результаты: на основе анализа данных, полученных в результате интервьюирования, выявлено, что большинство руководителей считает главным условием успешного развития ИКТ - дополнительное финансирование и использование современного технического оборудования. Научная новизна: в статье впервые на основе использования эмпирических социологических данных выявлены основания трансформации управленческой и образовательной деятельности в современном российском вузе в условиях глобальной информатизации образования. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях информатизации образования; а также федеральными, региональными и муниципальными органами государственной власти при разработке и реализации мероприятий по информатизации образования.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, модернизация образования, информатизация образования, информационная политика, социологическое исследование, интервью, информационно-коммуникативные технологии.
TRANSFORMATION OF MANAGEMENT IN MODERN RUSSIAN UNIVERSITY: INFORMATIZATION OF EDUCATION
© 2017
Zhelnina Evgeniya Valeryevna, doctor of sociological Sciences, Professor of «Sociology» Ivanova Tatyana Nikolaevna, doctor of sociological Sciences, Professor, head of Department «Sociology»
Togliatti state University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str, 14, e-mail: [email protected])
Abstract. Purpose: to identify and study the main factors influencing the process of implementation of information and computer technologies at the University. Methods: a behavioral approach to the study of human behavior in society, allowing us to analyse the motives and incentives of conduct in terms of socio-demographic indicators; the structural-functional paradigm, giving the opportunity to investigate the processes of Informatization of education and management of educational institutions in terms of structure (components of elementary parts and their relations), functions and dysfunctions. Behavioral approach and the structural-functional paradigm have determined the choice of methods of empirical social research: survey of experts (interview). Results: based on the analysis of data obtained through interviews, revealed that most of managers considers the main condition of successful development of information and computer technologies - additional financing and use of the modern technical equipment. Scientific novelty: the article first based on the use of empirical sociological data revealed the Foundation of the transformation of the management and educational activities in modern Russian higher school in the conditions of global Informatization of education. Practical relevance: the main provisions and conclusions of the article can be used in research and teaching when considering questions about the nature and trends of Informatization of education; as well as Federal, regional and municipal public authorities in the development and implementation of Informatization of education.
Keywords: higher education, modernization of education, Informatization of education, information policy, case study, interview, information and communication technology.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с обеспечения у персонала (I II 1С. УВП, администрация)
важными научными и практическими задачами. С на- высокого уровня информационно-компьютерной куль-
ступлением эпохи глобализации [1, с. 4] и сопровожда- туры, которая сегодня становится ключевым элементом
ющей ее эры всеобщей (даже можно сказать, тотальной) профессионально-деловой сферы [2-10]. В связи с этим,
информатизации деятельность современного учебного актуализируются потребности изучения основных фак-
заведения (в том числе - высшего) заметно трансформи- торов, влияющих на процесс внедрения информацион-
ровалась: еще больше усилился его многопрофильный, но-компьютерных технологий в вузе.
многофункциональный характер, появилась необходи- Анализ последних исследований и публикаций, в ко-
мость открытости и информатизации его деятельности торых рассматривались аспекты этой проблемы и на
(процессы, документация, результаты). В связи с этим которых обосновывается автор; выделение неразре-
управленческое воздействие на основе информацион- шенныхраньше частей общей проблемы. Проблематика
ных технологий становится архисложной задачей, кото- модернизации образования является весьма популяр-
рая должна обеспечить комплексные решения организа- ной темой в научном дискурсе и представлена широ-
ционных, технологических, образовательных, научных, ким спектром работ таких авторов, как И. В. Бестужев-
маркетинговых задач. Остановимся более подробно на Лада, В. И. Кондратьев, Н. И. Лапин, В. Я. Ляудис,
проблемах использования информационно-компьютер- А. И. Пригожин и другие. В данных работах можно
ных технологий (ИКТ) сотрудниками различного уровня найти различные мнения на сущность понятия модер-
(преподавателями, заведующими кафедрами, руководи- низации и ее значимость, обнаруживаются социальные
телями структурных различных подразделений и их под- и иные противоречия, предлагаются различного рода
чиненными, секретарями и т.п.) в управлении учебным алгоритмы модернизации тех или иных сфер жизне-
процессом университета. В указанных условиях мно- деятельности общества. Поднимаются не только во-
гие современные вузы столкнулись с необходимостью просы модернизации общества в целом, но и отдель-
Zhelnina Evgeniya Valeryevna, Ivanova Tatyana Nikolaevna TRANSFORMATION OF MANAGEMENT IN MODERN ..
ных его сфер (в том числе и образования). Например, даже в самых первых работах (Г. Тард, И. Шумпетер, Н. Г. Кондратьев), в которых модернизация трактуется как многофункциональное понятие, сфера образования показывается как самая очевидная для трансформаций. Можно сделать вывод, что социальный институт образования должен стремиться стать флагманом всехпреобра-зования, заяинающихся в государстве и обществе.
В работе «Теория экономического развития» австрийского экономиста И. Шумпетер [11] описан механизм освоения нововведения, который является фундаментом процесса модернизации и предполагает наличие тесной связи теоретических исследований в цепочке «наука - исследование - разработка - производство -потребление» [11]. Именно поэтому социальный институт образования утверждается в качестве субъекта мо-дернизационных изменений.
Проблематика процессов информатизации образования начала осмысление с начала 60-х годов XX века в работах зарубежных социологов: П. Бурдье, Э. Гидденс, П. Друкер, Р. Инглегарт, М. Кастельс, Ч. Миллс, Н. Смелзер, А. Этциони,.
Интересны и полезны для нашего исследования выводы ученых, изучаемых инновации и инновационные процессы. Так, Ф. Басс [12, р. 1 - 22] в предложенной диффузной модели существенную роль втрансформа-ции отводит и субъекту, и среде. Социальный институт образования может выступать в двух этих ипостасях: это и субъект, который ищет и осваивает инновации, это и среда, которая знакомит, транслирует имеющиеся в обществе инновации.
Э. Роджерс в своих работах [13], выделяя основных субъектов инновационного процесса, определил пороговое количество (5-7 %) «ранних потребителей» (инно-ваторов), при котором распространение новшеств приобретает необратимый характер. Высшие учебные заведения привлекают большое количество индивидов (студенты, III 1С. управленческий аппарат). Если учитывать только ближний круг социальных связей этих индивидов (семья, друзья, коллеги), то получится даже больее количество, чем необходимо для порогового значения. В очередной раз мы находим подтверждение флагманской роли вузов в модернизационных процессах.
Американский исследователь Алека Инкельс предложил модель современного человека [14, р. 329-133]. Следует отметить, что главной его характеристикой современной личности автор определил открытость инновациям и изменениям. В связи с этим выводом, вузы, будучи флагманами трансформационных и модерниза-ционных процессов в обществе, должны поддерживать в своих работниках данные социально-психологические качества.
Перечисленные выводы подтверждаются и современными исследованиями и их авторами.
Многие российские авторы (И. М. Ильинский, Л. И. Романкова, Л. Г. Титоренко, В. Н. Филиппов) определяют сущность модернизации в проблеме структурных и институциональных противоречий, которые возникают в процессе социальной трансформации российского образования. Отметим, что здесь на первый план выдвигается несогласование структурных и институциональных функций. Данная проблема нуждается в специальном исследовании и анализе.
В исследовательских работах И. В. Мостовой, Л. Ми-тевой, В. Н. Федорова отмечается эффективность дея-тельностного подхода к трансформациям. В российской теоретическом научном дискурсе выявились противоречия между информатизацией как таковой и социокультурными технологическими ориентациями, имеющимися в обществе.
Многие российские ученые, признавая важность и необходимость модернизации российского института образования, неоднозначно высказывают сомнения в эффективности происходящих трансформаций. Отдельный
аспект темы составляет изучение влияния институциональных дисфункций российской системы образования на духовную жизнедеятельность общества и молодежи (Ю. А. Зубок, А. И. Ковалева, В. И. Чупров и др.). Также известный специалист в сфере российского образования Д. Л. Константиновский отмечает, что «... институт образования оказался неготовым к социальным изменениям российского общества ...» [15, с. 144].
Но до настоящего времени еще явно недостаточно представлен социологический аспект информатизации развития высшего образования и его трансформации у этих условиях как ресурса развития модернизации. Именно этой темы касается предлагаемая работа.
Формирование целей статьи (постановка задания). Как показывают выводы многочисленных исследований, информационные технологии на сегодняшний день являются обязательными и необходимыми в процессе управления образовательным процессом. Данные технологии проявляют себя и в процессе составления учебных планов и образовательных программ, формирования групп и отслеживания их образовательной активности, в работе с абитуриентами, в создании электронных архивов с наполнением их информацией самого различного плана: об успеваемости и посещаемости до сведений об основных образовательных программах, а также в функциях контроля над деятельностью работников вуза и т. п.
Одной из главных проблем внедрения информационно-компьютерных технологий в современные российские вузы является недостаточно ясное понимание работниками университетов (и управленческого, и учебно-вспомогательного, и профессорско-преподавательского состава) всех преимуществ использования ИКТ. В первую очередь это вызвано тем, что персонал владеет не достаточным уровнем знаний и навыков работы в ИКТ-инфраструктуре.
Объектом нашего аналитического исследования являются представители администрации ТГУ, руководители среднего звена управления: зав. кафедрами факультетов и институтов ТГУ, начальники отделов, структурных подразделений в возрасте от 25 до 70 лет со стажем работы в настоящей должности не менее года.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В ходе исследования нами были опрошены десять человек, из которых шестеро являются заведующими кафедрами юридического, гуманитарного, электротехнического, инженерно-строительного и педагогического институтов, а остальные четверо - руководителями отделов научного, инфраструктурного, административного подразделений вуза. Возраст респондентов от 29 и более 50 лет. Все опрошенные имеют высшее образование, большинство, а именно 8 человек из 10 имеют кандидатскую степень. Стаж работы руководителей в должности варьируется от 1 года до 15 лет.
Очень интересны рассуждения С. Кувшинова, проректора по информатизации и новым технологиям в образовании РГГУ о необходимости поддержания высокого уровня квалификации преподавательского состава учебных заведений рассказал, в котором проводится подготовка коллег и из других учебных заведений Москвы. Он отметил, что самое главное - это «мотивировать преподавателей-предметников смело и эффективно использовать новые образовательные технологии в своем учебном процессе» [2]. Кроме того, эксперт отметил и трансформацию социальной роли преподавателя вуза: «он становится «мультимедийным дирижером информационных потоков» [2].
Из разговоров с заведующими кафедрами и руководителями отделов мы также выяснили, какими сетями для общения они пользуются, а именно: электронной почтой - чаще всего, локальной сетью вуза - иногда, а также документооборотом и телефонным электронным справочником. Респондент (муж., 48 лет), работающий
в Испытательном центре ТГУ указал также ICQ, а другой опрошенный (жен., 29 лет) сказал, что «когда большая загруженность работой, например, одновременно несколько проектов, мы используем «Гугл-календарь», что позволяет планировать одновременно деятельность каждого сотрудника и экономить время» [16].
Обратимся к данным, опубликованным в журнале «Вопросы информатизации образования», в котором говорится, что в рамках изучения проблем управления в высших образовательных школах России ГОУ Центром образования №1329 г. Москвы было проведено исследование с целью выявления применимости и эффективности информационных технологий в образовательном процессе [17, с. 7]. Проанализировав данные, можно констатировать, что ИКТ в вузе используются в следующих целях:
1. Администрация вуза:
- 51,1% - электронная отчетность;
- 48,3% - электронное расписание;
- 36,8% - общение на форумах.
2. Профессорско-преподавательский состав вуза:
- 36% - электронная отчетность;
- 39,8% - электронное тестирование;
- 30,7% - конспекты лекций в электронном виде;
- 26,4% - общение на форумах.
Можно сделать вывод, что использование ИКТ в современных вузах носит бессистемный характер, что способствует процессу нивелирования всех преимуществ информационно-коммуникационных технологий.
В ходе проведенного авторского исследования (экспертное интервью) руководители рассказали, как они используют ИКТ в образовательном процессе. Выяснилось, что заведующие кафедрами, многие из которых также имеют учебную нагрузку, применяют подобные технологии в различных ситуациях: большинство создают презентации, изучают литературу из электронной библиотеки университета, передают информацию сотрудникам в электронном виде, общаются со студентами и абитуриентами на форумах университетского сайта, подготавливают учебный план кафедры, кроме того разрабатывают электронные учебники и методички для учащихся, осуществляют подготовку видео-занятий, построение в электронном виде различных графиков и схем для удобства и наглядности. Кроме этого, что сотрудники некоторых кафедр в рамках экспериментальных площадок разрабатывают различные курсы в автономном режиме, в ходе которых на основе специализированных программ студенты выполняют самостоятельные задания на компьютерах в стенах университета. Практика данного курса хорошо зарекомендовала себи и с успехом используется в вузе [16].
Во многих российских университетах сейчас пользуются популярностью учебные курсы в электронном виде [17-21]. Они содержат достаточно большой объем информации: собственно учебная программа, ФГОС ВО, пояснительные записки, список литературы и источников, РПД, всевозможные учебно-методические материалы (темы рефератов, курсовых и квалификационных работ и др.) [22, 23].
Важным условием благоприятного развития ИКТ в вузе является высокий уровень компьютерной грамотности всех участников образовательного процесса, поэтому мы выяснили, стремятся ли руководители и сотрудники к ее повышению. Мнения респондентов по этому поводу разделились: кто-то говорил, что постоянно старается самостоятельно развиваться в данной области званий, приобретать новые навыки, а также убеждает своих сотрудников в необходимости повышения знаний и умений в сфере ИКТ. Другая половина опрошенных призналась, что вопрос о повышении компьютерной грамотности их несильно волнует. Они объясняли свои ответы следующим: «я и так знаю все, что необходимо для моей работы на сегодняшний день, а мои сотрудники, если хотят работать - учатся сами»,
«я не сомневаюсь в высоком уровне знаний и навыков работы с компьютером своих сотрудников, поэтому мне это незачем», «на курсы по повышению компьютерной грамотности я не хожу - не хватает времени, у меня много других курсов» [16].
Значительную роль в общей работе всего коллектива играет социально-психологический климат, т. е. социо-эмоциональная атмосфера, включающая настроения, переживания сотрудников, их отношения друг к другу, к работе и прочему, поскольку она оказывает влияние на их образ жизни, самочувствие, работоспособность и уровень самореализации [24, с. 25]. Именно поэтому мы выяснили у руководителей, как, на их взгляд, изменился социально-психологический климат после внедрения ИКТ в образовательный процесс вуза. Большинство респондентов сказали, что им стало легче работать с коллективом, организовывать работу подчиненных, уточняя, что «Все сотрудники уже не хотят работать с бумагами, с помощью компьютера проще, удобнее». Кроме этого, респонденты отмечали, что у сотрудников повышается самоощущение, своя значимость в коллективе, они стали больше общаться, быстрее и больше работать благодаря ИКТ. Тем не менее, руководители говорили и о том, что некоторых их сотрудников подобные инновации в профессиональной деятельности дезорганизовали, люди отдалились, дистанцировались от коллектива, поскольку ориентируются только на расписание, а не на личное общение. Было также отмечено, что не каждого руководителя это устраивает, для многих необходим визуальный контакт, эффект личного присутствия. И особенно эти требования высоки к штатным преподавателям, т. е. у кого в ТГУ основное место работы.
Из интервью мы выяснили, что для руководителей значимы следующие плюсы ИКТ: во-первых, это сокращение времени, сил сотрудников на выполнение работы, во-вторых, видимость обратной связи. В-вторых, поддержание корпоративного духа, удобное планирование деятельности своей и своих подчиненных, контроль над их действиями. В-третьих, возможность мгновенного реагирования на получаемую информацию, легкость ее в нахождении, мобильная доступность в любой точке мира. Также для руководителей оказалось немаловажным то, что компьютерные технологии способствуют оперативности работы персонала, четкости их действий, логичности взаимосвязи между сотрудниками, увеличивают динамичность общей работы всего коллектива.
Среди основных причин негативного влияния ИКТ руководители выделили следующие:
1. Из-за сбоев в программах или недостатке свободной техники замедляется весь учебный процесс, потому как преподаватель просто не может распечатать задание для студентов или подготовить занятие, ему становится тяжело возвращаться к работе с бумагами;
2. Преподавателю необходим непосредственный контакт со студентом, чтобы понять насколько он понимает материал, никакое общение с помощью компьютера, например, он-лайн консультация, не может заменить личной беседы;
3. Потеря рукописных навыков. Постоянное использование ИКТ мешает чистоте почерка, возникает проблема грамотности написания. Год от года заметно отсутствие элементарной грамотности и базовых навыков русского языка, возможности логичного изложения.
4. Отсутствие цепочки передачи информации от руководителя к подчиненному.
5. Проблема индивидуализма.
Что касается нашей гипотезы о зависимости отношения респондентов к внедрению и использованию информационно-компьютерных технологий и их возраста, то она не подтвердилась. И молодые сотрудники, не достигшие еще тридцатилетия, и респонденты старшего возраста, от 40 и более 50 лет, относятся к развитию и распространению информационных технологий одинаково хорошо. Мы выяснили, что независимо от данного
Zhelnina Evgeniya Valeryevna, Ivanova Tatyana Nikolaevna TRANSFORMATION OF MANAGEMENT IN MODERN ..
критерия, руководители считают компьютеры простыми в управлении и удобными средствами передачи информации, которые облегчают их работу в коллективе, помогают успешно организовывать деятельность своих сотрудников.
Гипотеза относительно наиболее ценных для руководителей преимуществ использования ИКТ в работе, подтвердилась отчасти, поскольку не все предположенные нами положительные стороны применения данных средств связи были названы респондентами. Мы узнали, что, действительно, они стремятся в первую очередь к сокращению времени и сил на поиск нужной информации, поскольку кроме выполнения обязанностей руководителей отделов и заведующих кафедрами, также имеют и другую нагрузку, в частности, учебную. Но кроме этого, мы выяснили, что вместо экономии материальных средств, для респондентов более важны такие аспекты, как видимость обратной связи и удобное планирование деятельности своей и своих подчиненных, контроль над их действиями. А преимуществу оперативной передачи различного объема и вида информации на расстояния, а также хранению ее в течение продолжительного времени, опрошенные предпочли возможность мгновенного реагирования на получаемую информацию, легкость ее в нахождении, доступность в любой точке мира.
Следующий блок вопросов был направлен на выяснение перспектив дальнейшего развития ИКТ в вузах, выявление наиболее важных проблем во внедрении подобных средств связи в вузе, которые, по мнению руководителей среднего звена, требуют особенного внимания. Для этого, вначале, мы поинтересовались, насколько хорошо, по их мнению, организован процесс информатизации в университете? На что большинство респондентов нам ответили, что налицо высокая организация информационной системы. Аргументировали они свои ответы наличием в вузах и центров информационных технологий, и технических отделов в институтах, и центров развития сотрудников.
Тем не менее, были и те, кто не согласился с вышесказанным по этой проблеме. К существенным проблемам, требующим скорейшего решения, респонденты отнесли: недостаточное финансирование данной области, отмечая, что это проблема должна рассматриваться на уровне Министерства образования и Министерства экономического развития; необходимость подготовки управленческого персонала, «умеющего продвигать идею эффективного использования и распространения ИКТ в вузе»; развитие технических средств, их увеличение; немаловажно и улучшение общей работы вуза, как единого целого; укрепление корпоративного духа; формирование связи между подразделениями; повышение степени доступности к информационным данным, путем пересмотра работы самого сайта или путем размещения информации не на бумажном носителе, а на большом электронном табло; создание унифицированной базы, которая бы позволяла защищать интеллектуальную собственность, права преподавателей и научных работников университета [16, 25].
На вопрос, к каким социальным последствиям может привести дальнейшее развитие электронных средств управления в университете, мнения респондентов разделились. Несколько руководителей посчитали, что это прямо или косвенно повлияет на сокращение управленческого персонала. «Ведь вместо десяти человек, которые ходят по корпусам передают документы, информацию, достаточно одного, который, умело владея ИКТ, передаст их через компьютер». Были также высказано предположение о повышении степень доступности к информационным данным, путем пересмотра работы самого сайта или путем вывешивания информации не на бумажном носителе, а на большом электронном табло. Один из респондентов сказал, что «Мы скоро практически разучимся писать!». Других взволновал вопрос повышения степени виртуальности учебного процесса,
замечая, что в ситуации стремительно развивающихся информационных технологий важно, чтобы улучшался и морально-психологический, социально-психологический климат коллектива [16].
В конце нашего интервью мы выяснили, какие же перспективы информатизации вуза руководители среднего звена видят в дальнейшем. Большинство респондентов согласились во мнении, что ИКТ ждут только положительные перспективы, при условии должного финансирования и постоянной доработке существующей системы данных технологий. Хотя были высказаны по этому вопросу и другие мысли, а именно: «Проблемы в этой области будут всегда. Если же будет сокращение, то молодым будет легче адаптироваться к ИТ, чем пожилым, что связано с особенностью их памяти»; «Дистанционное обучение может в будущем заменить заочное»; «Информационные технологии, безусловно, будут развиваться, при условии уверенного владения руководителями данными средствами связи. Необходимо, проводить курсы, например, на тему «Как вести бюджет в электронном виде», чтобы их прохождение было допуском на определенную должность, чтобы человек умел применять эти знания, показать, как ими пользоваться на деле».
Хотелось бы закончить словами одного из респондентов нашего интервью: «...появление ИКТ - это социальная революция, которая очень быстро меняет приоритеты, перестраивается. Начинает складываться новый тип человека, который социализируется в сети. Такой человек лишен, зачастую, непосредственно коммуникации и нормального человеческого соприкосновения, т.е. когда даже телесный, тактильный контакт отсутствует, потому что вместо него есть компьютерный экран и виртуальная жизнь. С одной стороны это великая революция, которая перевернула все, даже систему чтения, общения, коммуникации, систему проектных работ, управления, с другой стороны - мы сталкиваемся с новой ментальностью. Это общемировая проблема, потому как университет существует в единой мировой системе, уже даже не только государственной».
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В заключении можно сказать, что наше предположение относительно того, что большинство руководителей считает главным условием успешного развития ИКТ - дополнительное финансирование, в связи с недостатком технического оборудования (компьютеров, ксероксов, принтеров и т.п.), а также отсутствием должного качества настоящей компьютерной техники на рабочих местах сотрудников университета, подтвердилась отчасти, поскольку респондентами были отмечены также и другие не менее важные, на их взгляд, момент, например, подбор и подготовка управленческого персонала, укрепление корпоративного духа сотрудников, формирование связи между подразделениями по средствам электронных средств общения.
В ходе исследования нами разработаны некоторые практические рекомендации относительно применения и использования ИКТ в высшем учебном заведении:
1. Для обеспечения качества образовательного процесса необходимо организовать прохождение всеми сотрудниками вуза курсов базовой подготовки ИКТ, на которых необходимо, например, для преподавателей показать азы разработки собственных оригинальных методик обучения и способы их использования в процессе обучения. Например, включать в свои занятия не только практические, но и лекционные проведение тестов в конце занятия с помощью ИКТ для того, чтобы проверить, какие вопросы студентами усвоены, а какие требуют дополнительного разъяснения. То есть использовать ИКТ на этапе закрепления знаний.
2. Партнерство вузов с организациями, осуществляющими распространение компьютерных информационных программ, это позволит упростить организацию курсов обучения работе с необходимыми программа-
ми: КонсультантПлюс, Гарант, 1С: Предприятие, Инек, АудитХР, «КомплексАудит», IT -Аудит и др.
3. Постоянное консультирование сотрудников в целях взаимовыгодного сотрудничества и устранения барьеров между отделами и другими структурными подразделениями.
4. Проведение телеконференций по обсуждению проблем научного и профессионального характера.
5. Развитие локальных компьютерных сетей вуза и включение их в межвузовскую государственную информационную среду. Необходимо представить вуз в качестве системы, которая может быть физически интегрирована в виде сети в какую либо общую систему баз знаний, это позволит снять, например, вопросы обеспечения междисциплинарных связей, защиты данных и др.
6. Проведение курсов компьютерной грамотности различного уровня, чтобы их прохождение было допуском на определенную должность;
7. Использование передовых технологий, с помощью которых возможно самостоятельное создание блогов, социальных сетей, что позволит формировать проектные сообщества, включая в них коллег из других вузов, предприятий, научных учреждений, проводить дистанционное обучение.
8. Недостаток заинтересованности персонала во внедрении ИКТ можно решить путем стимулирующих надбавок, пусть вначале и небольших, за применение новых технологий, различного рода благодарностей, поощрений.
В дальнейшем поднятая в данной статье проблематика может найти более подробное изучение в части каналов распространения информации о возможностях и преимуществах использования ИКТ в вузах, способах повышения компьютерной грамотности персонала и возможностях снижения негативных последствий и дисфункций внедрения ИКТ в деятельность современных российских вузов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дергачева Е. А. Концепция социотехноприрод-ной глобализации: Междисциплинарный анализ: монография. - М.: Ленанд / URSS, 2016. - 256 с.
2. Кувшинов С. Сегодня проблема образования в целом - это не проблема технологий, а проблема профессионализма преподавателей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/edu/ it_edu/high.shtml (дата обращения 13.04.2017 г.).
3. Третьякова Е.М. Роль информационных технологий в реформировании образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 148-149.
4. Миронов В. А. Информатизация образования: достижения и проблемы // Информатизация образования и науки. - 2017. - № 4 (36). - с. 3 - 18
5. Скворцов А. В., Абдрахманова Э. Р., Белов Ф. Д., Титова О. Н. Программа «Модернизация региональных систем дошкольного образования»: проведенные работы и технические решения // Информатизация образования и науки. - 2017. - № 4 (36). - с. 168 - 176.
6. Шамин Е.А., Генералов И.Г., Завиваев Н.С., Чере-мухин А.Д. Сущность информатизации, ее цели, субъекты и объекты // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 99-107.
7. Коваль Н.Н. Современные информационно-коммуникационные технологии в аналитической управленческой деятельности: проблемы и перспективы // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 39-44.
8. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.
9. Гудкова С.А., Якушева Т.С. Некоторые особенности развития межкультурной коммуникации преподавателей вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 190-194.
10. Панченко О.В., Коновалова Е.Ю. Применение ин-
формационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 32-34.
11. Шумпетер Й. Теория экономического развития. -М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 401 с.
12. Bass F. M. The Evolution of General Theory of the Diffusion of Technological Innovations. Polykarp Kusch Series. The University of Texas at Dallas, 1994.
13. Rogers E. M. Diffusion of innovations. - Simon and Schuster, 2010. - 518 p.
14. Inkeles A. A model of the modern man: theoretical and methodological issues, in: Black, 1976.
15. Константиновский Д. Л. Россия: Трансформирующееся общество. - М., 2001.
16. Ешкилева Л. Н. Социально-административные особенности внедрения информационно-компьютерных технологий в вузе / Регион глазами студентов: Межвуз. Сб. науч. работ студентов / Под ред. Шахматовой Н. В., Бегининой И. А. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-ва, 2011. -Вып. 11. - С. 55 - 57.
17. Богданова А.В., Кондаурова И.К. Основные аспекты проблемы эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 168-170.
18. Смирнова Е.В. Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 43-46.
19. Снегирева Л.В. Возможности электронного обучения в решении задачи индивидуализации учебного процесса в медицинском вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 190-192.
20. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 66-70.
21. Иванова Т.Н., Жукова И.В. Тенденции и перспективы дистанционного образования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 121-124.
22. Исаханян Н. Л. Главные проблемы - использование ИТ в управлении ОУ бессистемно и разрозненно // Вопросы информатизации образования. - 2011. - №17.
23. Эффективная работа преподавателя [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.e-teaching.ru/history/ Pages/intK.aspx (дата обращения: 18.04.2017 г.)..
24. Васильев В. Всем вузам нужны ИТ-директора [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=107943 (дата обращения: 17.04.2017 г.).
25. Андросова Л. А. Социология управления. - Пенза, 2002.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ «Концептуальная инновационная модель со-цио-эколого-экономической системы Самарского региона» (РФФИ 17-46-630560р_а)
Статья поступила в редакцию 05.11.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017