Научная статья на тему 'Институционализация социального театра в России: потребности общества, групп, индивидов'

Институционализация социального театра в России: потребности общества, групп, индивидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный театр / социальный институт / институционализация / потребности / соци-альная группа / общество / индивид / social theater / social institution / institutionalization / needs / social group / society / individual

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Александр Николаевич Шеремет

В статье сформулировано авторское определение социального театра. На его основании стало возможным различение данного понятия и других терминов, иногда очень схожих содержательно, обо-значающих различные театральные явления. На основании рассмотрения существующих социологических подходов к исследованию общественных институтов и процессу их появления предложена авторская модель изучения социального театра. Поэтапное наполнение ее эмпирическими данными сможет дать целостное представление о степени и характере институционализации социального театра в России. В предлагаемой статье решена первая из задач, стоящих на этом пути – выявление и анализ потребностей, удовлетворяемых институтом социального театра в современном российском обществе. Отмечено, что на макроуровне данный процесс осуществляется за счет интеграции членов социума, постановки перед ними какой-либо значимой общественной проблемы, изменения угла зрения на нее; на микроуровне социальный театр выступает сред-ством удовлетворения потребностей отдельных индивидов или их групп в самореализации, коммуникации, творческом самовыражении, адаптации к социуму и включении в него на правах равных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutionalization of Social Theater in Russia: The Needs of Society, Groups, Individuals

The article presents the author’s definition of social theater. According to it, it became possible to distinguish this concept and other terms, sometimes very similar in content, denoting various theatrical phenomena. Based on the consideration of existing sociological approaches the author’s model of studying social theater as a social institution, as well as the process of its institutionalization, is proposed for the study of social institutions and the process of institutionalization. Step-by-step filling of the specified model with empirical data will be able to give a holistic view of the degree and nature of the institutionalization of social theater in Russia. The proposed article addresses the first of the tasks on this path – to identify and analyze the needs satisfied by the institution of social theater in modern Russian society. It is emphasized that at the macro level this process is carried out through the integration of society members, raising any significant social problem before them, changing the angle of view on it; while at the micro level social theater acts as a means of satisfying the needs of individuals or their groups in self-actualization, communication, creative self-expression, adaptation to society and inclusion in it as equals.

Текст научной работы на тему «Институционализация социального театра в России: потребности общества, групп, индивидов»

Научная статья УДК 316.3

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.10.11

Институционализация социального театра в России: потребности общества, групп, индивидов

Александр Николаевич Шеремет

Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н.М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия, 201071sh@gmail.com

Аннотация. В статье сформулировано авторское определение социального театра. На его основании стало возможным различение данного понятия и других терминов, иногда очень схожих содержательно, обозначающих различные театральные явления. На основании рассмотрения существующих социологических подходов к исследованию общественных институтов и процессу их появления предложена авторская модель изучения социального театра. Поэтапное наполнение ее эмпирическими данными сможет дать целостное представление о степени и характере институционализации социального театра в России. В предлагаемой статье решена первая из задач, стоящих на этом пути - выявление и анализ потребностей, удовлетворяемых институтом социального театра в современном российском обществе. Отмечено, что на макроуровне данный процесс осуществляется за счет интеграции членов социума, постановки перед ними какой-либо значимой общественной проблемы, изменения угла зрения на нее; на микроуровне социальный театр выступает средством удовлетворения потребностей отдельных индивидов или их групп в самореализации, коммуникации, творческом самовыражении, адаптации к социуму и включении в него на правах равных.

Ключевые слова: социальный театр, социальный институт, институционализация, потребности, социальная группа, общество, индивид

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Шеремет А.Н. Институционализация социального театра в России: потребности общества, групп, индивидов // Теория и практика общественного развития. 2023. № 10. С. 103-108. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.10.11.

Original article

Institutionalization of Social Theater in Russia: The Needs of Society, Groups, Individuals

Alexander N. Sheremet

The Rimashevskaya Institute of Socio-Economic Problems of Population of Science, Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, 201071sh@gmail.com

Abstract. The article presents the author's definition of social theater. According to it, it became possible to distinguish this concept and other terms, sometimes very similar in content, denoting various theatrical phenomena. Based on the consideration of existing sociological approaches the author's model of studying social theater as a social institution, as well as the process of its institutionalization, is proposed for the study of social institutions and the process of institutionalization. Step-by-step filling of the specified model with empirical data will be able to give a holistic view of the degree and nature of the institutionalization of social theater in Russia. The proposed article addresses the first of the tasks on this path - to identify and analyze the needs satisfied by the institution of social theater in modern Russian society. It is emphasized that at the macro level this process is carried out through the integration of society members, raising any significant social problem before them, changing the angle of view on it; while at the micro level social theater acts as a means of satisfying the needs of individuals or their groups in self-actualization, communication, creative self-expression, adaptation to society and inclusion in it as equals. Keywords: social theater, social institution, institutionalization, needs, social group, society, individual Funding: Independent work.

For citation: Sheremet, A.N. (2023) Institutionalization of Social Theater in Russia: The Needs of Society, Groups, Individuals. Theory and Practice of Social Development. (10), 103-108. Available from: doi:10.24158/ti-por.2023.10.11 (In Russian).

Дискуссии вокруг социального театра в России продолжаются в публичном и научном дискурсах едва ли не с самого его появления. Однако и теперь, спустя пару десятилетий, профессиональные сообщества так и не пришли к единому мнению относительно объема и содержания

© Шеремет А.Н., 2023

понятия «социальный театр». Мы не склонны оценивать это как серьезную проблему, препятствующую социологическому изучению данного феномена, и уж тем более не станем предлагать единственно верное определение понятия. В рамках той или иной сферы практической деятельности, разных научных дисциплин или разных парадигм одной дисциплины таковыми могут оказаться самые разные дефиниции и подходы. Кроме того, феномен социального театра в России еще очень молод, историческая дистанция мала, поэтому круг рефлексирующих на эту тему ученых пока невелик. Насколько нам известно, никто из отечественных социологов не предпринял более или менее серьезных попыток всестороннего изучения социального театра. И в этом смысле мы решили встать на путь первопроходцев.

В рамках предлагаемой работы достаточно будет определить социальный театр как сферу деятельности, охватывающую применение любых театральных практик, технологий и методов в целях постановки и решения конкретных социальных проблем. Казалось бы, под предложенное определение могут попасть практически все виды и формы театра: профессиональный, любительский, народный, студенческий и т.п. Действительно, потребление и производство художественно-театрального продукта, помимо сугубо эстетических целей, всегда несет в себе существенный социальный заряд. И об этом - о социальном функционировании искусства в целом и театра в частности - написано много, довольно глубоко и подробно, в том числе о социальных целях и функциях (Фохт-Бабушкин, 2001). Но перечисленные выше и многие другие виды театра, за исключением рассматриваемого нами социального, в качестве своей основной, окончательной (можно назвать ее дефинитивной) цели ставят перед собой цель эстетическую. И как бы ни были важны при этом иные цели и, возможно, функции (познавательные, воспитательные, цен-ностно-ориентирующие, информационные, идеологические, интеграционные и др.), все виды театра, кроме социального, нацелены прежде всего на достижение художественно-эстетических, творческих целей, а уж затем - всех остальных, в том числе социальных. В предложенном нами определении деятельность социального театра направлена в первую очередь на постановку и решение конкретных общественных проблем «здесь и сейчас». Но этого нельзя сказать об основной направленности любых иных видов театра. Для социального же общественные изменения, постановка и содействие решению конкретных социальных проблем являются основными целями, без которых театр будет каким угодно, но точно не социальным. Используя наше определение, характеризуемый им феномен будет несложно выделить из обилия иных театральных практик и организаций для дальнейшего изучения.

Явление социального театра в России - результат заимствования и адаптации зарубежного опыта, накопленного на протяжении прошлого столетия. В свою очередь само рождение этого феномена в его сегодняшнем понимании в 80-90-е гг. XX в. обусловлено так называемым «социальным поворотом» искусства (Бишоп, 2005; Jacques, 2004). По нашим оценкам, полученным в ходе поисковых обследований в 2018-2021 гг., сегодня в России практиками социального театра так или иначе охвачено несколько сотен тысяч человек, объединенных во множество формальных и неформальных организаций. И если еще 10-15 лет назад деятельность социальных театров в нашей стране представляла собой разрозненные усилия отдельных лидеров-энтузиастов, то сегодня есть все основания утверждать, что данный феномен находится на завершающих стадиях процесса институционализации.

Социальный институт - одна из основных социологических категорий, с помощью которых исследователи описывают и объясняют общество. Данная тема в целом, функции и признаки подобных объединений, собственно процессы институционализации довольно глубоко и всесторонне разработаны в мировой и отечественной социологии. Несмотря на некоторые, иногда существенные, расхождения в подходах к трактовке понятия «социальный институт», наблюдается относительное единогласие в этом контексте между специалистами реалистической и номиналистической онтологической ориентации, между представителями макро-, микро- и интегратив-ных социологических парадигм. В качестве иллюстрации данного утверждения приведем ряд определений и характеристик социального института, предложенных известными социологами -от классиков-основателей до наших современников.

Э. Дюркгейм полагал, что «можно назвать институтом все верования, все способы поведения, установленные группой» (Дюркгейм, 1995).

Согласно Т. Веблену, под социальным институтом понимается «совокупность общественных обычаев, воплощение определённых привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним» (Веблен, 1984).

По М. Веберу, социальным институтом является ценностно-нормативная система, упорядочивающая деятельность людей в той или иной сфере жизни общества - в политике, экономике, культуре, социальной сфере и т.д. Исследователь считает, что социальные институты должны «изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентируются на них в своих действиях» (Вебер, 1990).

Я. Щепаньский приходит к выводу, что «социальный институт представляет собой систему учреждений, в которой определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных и безличных функций ради удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп» (Щепаньский, 1969).

Для Т. Парсонса социальным институтом является «организованная система культурных представлений норм, общих для большинства индивидов» (Парсонс, 2002).

Э. Гидденс предлагает следующее определение: «Социальные институты - это устойчивые формы социальной деятельности, воспроизводимые во времени и пространстве, то есть повторение схожих, однотипных моделей действий и поведения индивидуумов, отделенных друг от друга временем и пространством» (Гидденс, 1999).

По определению С.С. Фролова, социальный институт предстает как «организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества»1.

Согласно подходу Д.В. Иванова, «социальные институты - комплексы универсальных и абстрактных норм, регулирующих взаимодействие людей и превращающих это взаимодействие в систему социальных ролей»2.

Для А.И. Кравченко социальный институт - это «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определённой сфере жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов»3.

Обобщив перечисленные и некоторые другие подходы, в качестве рабочего определения предлагаем следующее: социальный институт - совокупность социальных норм и ценностей, ролей и статусов, организаций и ресурсов, объединенных вокруг той или иной потребности и упорядочивающих поведение и деятельность индивидов в данной сфере. Общими признаками социального института в таком случае выступают:

- потребность, требующая удовлетворения;

- ценностно-нормативный комплекс;

- совокупность социальных ролей и статусов;

- деятельность организаций, обеспеченная соответствующими ресурсами.

В современной науке существует два взаимодополняющих подхода к становлению и развитию социальных институтов. Согласно первому, институты рассматриваются как реальность, которую индивиды, приходя в этот мир, находят в готовом виде. Согласно второму подходу, они рассматриваются как результаты совместных действий индивидов, которые своей деятельностью создают, воспроизводят и видоизменяют социальные институты. Учитывая то обстоятельство, что социальный театр в России лишь обретает статус института, что его становление началось буквально недавно, «на наших глазах», для нашего исследования более подходящим представляется второй из описанных подходов. Институционализацию можно определить как процесс возникновения, становления и развития социального института, как процесс замены спонтанного поведения на предсказуемое. Наиболее соответствующей задачам нашей работы представляется концепция институционализации, предложенная П. Бергером и Т. Лукманом (Бергер, Лукман, 1995). Согласно ей, созданию любого института предшествуют стадии хабитуализации (опривычивания) и типизации. Более того, исследователи утверждают, что уже «любая типизация есть институт» (Бергер, Лукман, 1995). Третьей стадией, которая одновременно является первым этапом уже собственно институционализации, выступает формирование ролей, норм, ценностей, правил - форм и средств общественного регулирования. Социальный институт в конечном итоге представляет собой результат объективации и экстериоризации человеческой деятельности.

Полагаем, что описать социальный театр в качестве института, оценить степень и характер его становления, основываясь на рассмотренных и принятых нами выше теоретико-методологических положениях, возможно по следующим основным признакам-характеристикам:

- потребности, удовлетворяемые в результате его деятельности;

- статусно-ролевая и ценностно-нормативная структура;

- социально-театральные организации;

- экономические основы функционирования;

- фестивальная деятельность;

- образование.

В ходе комплексного изучения феномена социального театра в современном российском обществе, в том числе в целях определения его институционального статуса, нами были проведены следующие исследования:

1 Фролов С.С. Социология : учебное пособие. М., 1994. 255 с.

2 Социология: теория, история, методология : учебник / под ред. Д.В. Иванова. СПб., 2019. 480 с.

3 Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология : учебное пособие для вузов. СПб., 2003. 640 с.

- интервью с руководителями социальных театров (п = 187), действующих в 32 регионах России (2020-2023 гг.);

- наблюдение и включенное наблюдение за деятельностью социальных театров Москвы и Санкт-Петербурга (2021-2022 гг.);

- изучение текстовых и аудиовизуальных документов в сети Интернет (1 100 источников за 2014-2023 гг.), связанных с деятельностью социальных театров в России.

В ходе обработки полученных данных мы ставили перед собой задачу выявления и анализа потребностей, удовлетворяемых социальным театром. Обобщив ответы интервьюируемых и приняв во внимание содержание других изученных источников, мы пришли к выводу, что посредством деятельности социального театра могут удовлетворяться потребности на макро- и микроуровнях. В первом случае его деятельность направлена на удовлетворение потребностей общества в интеграции и солидарности, в постановке и решении актуальных социальных проблем, в разработке сценариев будущего и адаптации к новым вызовам. Существование указанных потребностей не вызывает сомнений. В условиях постглобализации, становления многополярного мира, беспрецедентного развития технологий, культурного и субкультурного многообразия, новых демографических вызовов, углубляющейся социальной дифференциации обществу просто необходимо сохранять определенную степень интеграции, решать разнообразные социальные проблемы, адаптироваться к новым реальностям и обстоятельствам. Наряду со многими другими традиционными и современными социальными институтами деятельность социального театра направлена на удовлетворение перечисленных потребностей на макроуровне.

В качестве иллюстрации данного положения приведем выдержки из интервью с основателями и руководителями социальных театров России, свидетельствующие о нацеленности (осознанной или неосознанной) последних на соответствующие потребности общества. «Вижу свою задачу в том, чтобы менять отношения людей, создавать возможности для взаимодействия разных людей. Мне кажется, что общество будет меняться за счет этого взаимодействия, опыта общения, потому что чаще всего все стереотипы идут от гомогенизации. Иногда мы какого-то представителя общества очень сильно упрощаем, приводим к какой-то функции и говорим: "Не, не, не! Это чужое, неродное, не мое!". Когда есть опыт коммуникации, такого не возникает, либо возникает гораздо реже», - рассуждает руководитель одного из инклюзивных социальных театров.

По мнению лидера другой такой структуры, работающего с проблемой бездомных, «многим зрителям стало больше понятно про бездомность, что это частая и совершенно не выбранная человеком позиция. Снялась стигма "сами виноваты". И зрители по-другому на это посмотрели. Большинство зрителей впервые встречались как человек с человеком, а не как домный и бездомный. Мы могли говорить об этом как о проблеме общества в необычных условиях».

«Мы называем себя группой творческих активистов, потому что для нас важна социальная повестка, и в манифесте мы прописывали, что все наши проекты касаются какой-то социальной темы», - говорит продюсер творческой группы, сосредоточенной на таких острых темах, как проблемы мигрантов, подростковые трудности, ментальные особенности.

На микроуровне социальный театр содействует удовлетворению потребностей отдельных индивидов и общественных групп. Часто ключевая проблема, привлекающая внимание социального театра, прямо связана с соответствующей «угнетенной» (Boal, 2000) группой, например: люди с инвалидностью, бездомные, мигранты, ВИЧ-инфицированные, лица, употребляющие наркотики, трудные подростки, лица с девиантным и делинквентным поведением, осужденные и т.д. Благодаря практикам социального театра как отдельные индивиды, так и целые социальные группы, подвергнутые или находящиеся в зоне риска общественной эксклюзии, получают возможность удовлетворить свои потребности в социальной адаптации и интеграции в общество (Шеремет, 2021). Подтверждения тому обнаруживаются практически в каждом интервью с руководителями социальных театров, в отзывах участников, их родственников и друзей. «Ребята очень поменялись. Когда мы начинали наши занятия, ребят всегда приводили родители... Сейчас мы родителей вообще не видим. Иногда грустно, потому что мы с некоторыми родителями сильно подружились. Ребята стали абсолютно самостоятельные. Родители говорят, что раньше они их терроризировали дома, а теперь все поменялось», - рассказывает руководитель инклюзивного социального театра-студии для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основатель социального театра, работающего с бездомными, также поделилась своими наблюдениями и выводами: «Я хочу сказать про то, как изменились женщины. Когда мы начали все это делать, когда я задавала им вопросы, им было сложно разговаривать и отвечать. Чем больше возникало доверия, тем больше они говорили, рассказывали целые истории». «Они точно стали больше понимать, кто они. Даже в плане тела. Я много давала телесных практик. То, что они делали друг с другом, для них было огромным шагом. Танцевать, импровизировать, взаимодействовать. Они объединились в труппу, у них сформировалось понятие партнера», - рефлексирует руководитель проекта социального театра в одной из женских исправительных колоний.

В ходе описанных практик происходит адаптация и интеграция не только отдельных индивидов, но и целых групп населения, во-первых, благодаря эффекту простого суммирования подобных случаев и, во-вторых, за счет актуализации проблем той или иной социальной общности в публичном поле. Помимо интеграции в группы и в общество в целом социальный театр на индивидуальном уровне удовлетворяет базовые потребности субъектов в общении, творчестве, самовыражении, признании.

Однако и в мире, и в России рассматриваемый нами феномен появился на фоне «социального поворота» искусства благодаря усилиям именно театральных деятелей, и лишь после этого попал в поле зрения других государственных и общественных структур, социальных групп и организаций. Расширяющееся поле театра, его проникновение в смежные поля политики, социальной политики, образования, здравоохранения сформировало соответствующую потребность в расширении спектра деятельности, что в свою очередь и привело к возникновению и развитию социального театра. Следовательно, в качестве общественного института он удовлетворяет также потребность расширяющегося поля театра и его агентов. В индивидуальном измерении это означает, что значительное количество профессионалов (режиссеров, драматургов, актеров, художников, продюсеров) под влиянием упомянутого «социального поворота» искусства ощутили потребность в творческом развитии, в изменении карьерной траектории, связанной далее с социальным театром. Таким образом, последний удовлетворяет потребности не только театрального поля в целом, но и отдельных его деятелей в творчестве и самовыражении. «Я вообще занимаюсь актуальным современным искусством. Мне интересен стык, когда реальность становится искусством. За счет этого мы можем ее осмыслить, и наоборот, когда факт искусства влияет на нашу реальную жизнь. Вот это мне интересно - исследовать, как одно перетекает в другое. Срывайтесь, делайте, что хотите. Я утрирую чуть-чуть, но были моменты непростые, и именно эта позиция помогла мне взаимодействовать с очень сложными, страшными темами. Иначе бы я закопался», - так рассуждает актер и фрилансер в независимых социально-театральных проектах, специализирующихся на профилактике наркопотребления, делинквентного поведения, сопровождения ВИЧ-инфицированных. Или, например, откровения куратора инклюзивного социального театра: «Я хочу, чтобы у нас был очень крутой хореографический спектакль, а не танцы на колясках, которые везде пропагандируют». И еще одна очень характерная цитата из интервью руководителя инклюзивного театра: «Возникают дурацкие ситуации, когда нам на гастролях пытаются предложить вместо арфы сломанную арфу, арфу без струн, арфу с меньшим количеством струн, потому что не считают, что то, что мы делаем - это художественный продукт, а я считаю, что это в первую очередь художественный продукт, это искусство, а уже как побочный продукт - какая-то социальная работа, но общество еще так не думает».

Не станем здесь особо заострять внимание на том, что наш подход к определению социального театра расходится с подходами, проиллюстрированными последними цитатами из интервью с профессиональными театралами - руководителями социальных театров. Полагаем, что в данном случае многое объясняется несовпадением социологического и художественного подходов, постмодернистской модой на эстетизацию неэстетических объектов, борьбой за ресурсы между различными полями социального пространства и между агентами одного поля (Бурдье, 2005) и рядом других причин. Все это рассматривается и еще будет рассмотрено нами и нашими коллегами в рамках других исследований. Тем более что указанное расхождение никак не препятствует изучению потребностей, удовлетворяемых в результате деятельности социального театра.

Итак, социальный театр удовлетворяет на уровне общества (макроуровень) следующие потребности: в интеграции и солидарности, в постановке и решении актуальных социальных проблем, в разработке сценариев будущего и адаптации к новым вызовам. На уровне индивидов и групп (микроуровень) он способен удовлетворять потребности индивидов в общении, самореализации, творчестве, самовыражении, признании. Согласно имеющимся результатам исследований (Шеремет, 2021), потребность в социальной адаптации и интеграции в обществе индивидов и групп, находящихся в состоянии или подвергнувшихся риску социальной эксклюзии, - одна из самых распространенных, удовлетворяемых в результате деятельности социального театра.

Список источников:

Бергер П., Лукман Т. Конструирование социальной реальности. М., 1995. 324 с.

Бишоп К. Социальный поворот в современном искусстве // Художественный журнал. 2005. № 58/59. 1^1.: https://mam.garagemca.org/issue/30/article/509 (дата обращения: 28.09.2023).

Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М. ; СПб., 2005. 576 с.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.

Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. 367 с.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. 703 с.

Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. 352 с.

Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. 830 с.

Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей: конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века: история и методология. СПб., 2001. 554 с.

Шеремет А.Н. Социальный театр как способ преодоления социальной эксклюзии // Социология. 2021. № 4. С. 227-235.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. 237 с.

Boal A. Theatre of the Oppressed. L., 2000. 208 р.

Jacques R. Malaise Dans L'esthetique. Paris. 172 р. (на фр. яз.)

References:

Berger, P. & Lukman, T. (1995) Konstruirovanie sotsial'noi real'nosti [The construction of social reality]. Moscow. 324 p. (In Russian). Bishop, K. (2005) Sotsial'nyi povorot v sovremennom iskusstve [Social turn in contemporary art]. Moscow Art Magazine. 2005. № 58/59. Available from: https://mam.garagemca.org/issue/30/article/509 (viewed 28 September 2023). (In Russian). Boal, A. (2000) Theatre of the Oppressed. London. 208 р.

Burd'e, P. (2005) Sotsial'noe prostranstvo: polya i praktiki [Social space: fields and practices]. Moscow ; St. Petersburg. 576 p. (In Russian).

Dyurkgeim, E. (1995) Sotsiologiya, ee predmet, metod, prednaznachenie [Sociology, its subject, method, purpose]. Moscow. 352 p. (In Russian).

Fokht-Babushkin, Yu. U. (2001) Iskusstvo vzhiznilyudei: konkretno-sotsiologicheskie issledovaniya iskusstva v Rossii vtoroi poloviny XX veka: istoriya i metodologiya [Art in people's lives: specific sociological studies of art in Russia in the second half of the XX century: history and methodology]. St. Petersburg. 554 p. (In Russian). Giddens, E. (1999) Sotsiologiya [Sociology]. Moscow. 703 p. (In Russian). Jacques, R. (2004) Malaise Dans L'esthetique. P., 2004. 172 р. (in French) Parsons, T. (2002) O sotsial'nykh sistemakh [On social systems]. Moscow. 830 p. (In Russian).

Shchepan'skii, Ya. (1969) Elementarnye ponyatiya sotsiologii [Elementary concepts of sociology]. Moscow. 237 р. (In Russian). Sheremet, A. N. (2021) Social Theater as a Way to Overcome Social Exclusion. Sotsiologiya. (4), 227-235. (In Russian). Veber, M. (1990) Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow. 808 p. (In Russian). Veblen, T. (1984) Teoriya prazdnogo klassa [Theory of the leisure class]. Moscow. 367 p. (In Russian).

Информация об авторе А.Н. Шеремет - кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории социально-экономических проблем человеческого развития Института социально-экономических проблем народонаселения имени Н.М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1071268

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author A.N. Sheremet - PhD in Sociology, Associate Professor, Leading Research Fellow of the Laboratory of Socio-Economic Problems of Human Development, Rimashevskaya Institute of Socio-Economic Problems of Population, Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1071268

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.08.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 26.09.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 24.10.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.