Социальное искусство как фактор человеческого развития
Шеремет Александр Николаевич,
кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории социально-экономических проблем человеческого развития Института социально-экономических проблем народонаселения ФГБУН ФНИСЦ РАН E-mail: [email protected]
Социальное искусство в целом и социальный театр в частности рассказывают обществу о самом себе, надеясь указать на взгляды и образ мышления нынешнего общества. С этой точки зрения искусство участия может стать альтернативой самой политике, параллельным полисом, гражданской силой вовлечения и вмешательства граждан, действующей в рамках гражданского общества и выходящей за рамки власти государства.
Статья посвящена рассмотрению социального искусства как фактора человеческого развития. Представлен краткий обзор современных проблем человеческого развития, уровня человеческого развития в разных регионах и странах мира. Уточнены и проанализированы существующие проблемы и препятствия на пути человеческого развития, предпринята попытка раскрыть причины социальной эксклюзии. Предложены новые возможности человеческого развития под воздействием искусства в целом и социального искусства в частности. Отмечено особое влияние социального театра как фактора человеческого развития на современном этапе.
Ключевые слова: человеческое развитие, социальная экс-клюзия, инклюзия, социальное искусство, социальный театр.
В конце 1990-х годов была сформирована концепция устойчивого роста и ее ключевое понятие «человеческий потенциал». В формировании теории «человеческого потенциала» решающее значение принадлежало исследованиям К. Гриффин, Т. Маккинли, М. Уль-Хак, Р. Джолли, А. Корнеа, А. Сен. Теория «человеческого потенциала» исходит из особой роли человека в современном обществе.
В настоящее время наряду с понятием «человеческий потенциал» также широко используются понятия «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», «human development», «индекс человеческого развития», как в научной литературе, так и в СМИ, в качестве показателей, отражающих экономическое и социальное развитие страны.
Т. Шульц признает человеческим капиталом врожденные и приобретенные способности, которые имеют определенную ценность и могут быть приумножены за счет инвестирования. При этом значимость человека не ограничивается только необходимостью инвестиций в его развитие, и развитие общества не сводится только к увеличению объема материальных ценностей и услуг, подъему материального или экономического благосостояния. Фактически это означает развитие способностей людей и предоставление им возможности их использовать.
Основы человеческого развития - это долгая, здоровая и творческая жизнь, обладание знаниями и доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни, повышения благосостояния людей путем обеспечения справедливой, устойчивой и стабильной планеты. С другой стороны, недостаточные инвестиции в человеческий капитал способствуют созданию цивилизационного разрыва и угрожают экономической стагнацией.
Человеческий потенциал по своему значению является гораздо более широким понятием, чем человеческий капитал. Проблема человеческого потенциала поднималась в рамках теории человеческого развития 70-х и 80-х годов ХХ века различными зарубежными учеными (Г.С. Беккер, М. Фридман, С. Фишер и Т. Шульц и др.). Большой вклад в изучение проблем человеческого развития внесла Организация Объединенных Наций (ООН). Концепция развития человеческого потенциала означает анализ всех важных вопросов общественного развития с позиции личных интересов и расширения возможностей. Возможности человека расширяются (или ограничиваются) собственными усилиями, а также институтами и условиями общества [5].
Человеческое развитие состоит из четырех основных столпов: равенство, устойчивость, произ-
сз о
о Л о
о сз о в
водительность, расширение прав и возможностей. В ежегодном Докладе о человеческом развитии международной организации Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) представлен Индекс человеческого развития (ИЧР) как показатель достижений по основным параметрам человеческого развития в разных странах. Страны используют его, чтобы оценить, какой доход они упускают из-за нехватки человеческого капитала и насколько быстрее они смогут превратить эти потери в прибыль, если будут действовать сейчас [4].
Первое издание ИЧК, опубликованное Группой Всемирного банка в октябре 2018 года и обновленное в 2020 году, на основании которого составляется рейтинг стран мира, показывает наличие серьезного кризиса человеческого капитала во многих странах мира с серьезными последствиями для экономического роста и коллективной способности общества покончить с бедностью к 2030 году. Так, страной с самым высоким ИЧР является Норвегия (0,957), за которой следуют Ирландия, Швейцария и Гонконг (Китай) с более низкими значениями ИЧР 0,955, 0,955 и 0,949 соответственно. Большинство людей этих стран сегодня живут дольше, более образованы и имеют больший доступ к товарам и услугам, чем когда-либо прежде. Несмотря на беспрецедентные достижения в области человеческого развития за последние 25 лет, серьезные проблемы остаются, особенно для развивающихся стран. Многие люди по-прежнему живут за чертой бедности. Так, наиболее низкие показатели ИЧР отмечены в Чаде (0,398), Центральноафриканской Республике (0,397) и Нигерии (0,394) [4]. Следует отметить, что в странах с низким доходом на душу населения самые низкие продолжительность жизни и грамотность. В беднейших странах мира четыре из пяти бедных не охвачены системой социальной защиты, что делает их чрезвычайно уязвимыми для потрясений.
Российская Федерация находится в данном рейтинге на 52 позиции с значением ИЧР 0,824. Социологи В.В. Локосов и В.Д. Роик в статье «Жизненные возможности людей: концептуальные подходы и измерение» отмечают медленное и непоследовательное формирование новых институтов в России, что не позволяет проводить реформы, направленные на создание современной структуры социальных институтов [5]. Существуют доказательства того, что практически все современные проблемы индивидуального благополучия, семейной и общественной жизни - насилие, наркотики, преступность и лишения свободы; психическое заболевание; плохие результаты в учебе; проблемы с физическим здоровьем и преждевременная смерть, а также социальное е расслоение, группы людей, подвергшиеся соци-ц альной эксклюзии, или исключению (инвалиды, й бездомные, бедные и нищие, осужденные и т.п.) -еЗ все это чаще встречается в менее равноправном Ц обществе.
Благодаря социальному взаимодействию люди с ограниченными возможностями оцениваются в соответствии со степенью их соответствия таким стандартам, как воспринимаемая независимость, функциональные способности и социальная взаимность. Как правило, люди с ограниченными возможностями воспринимаются как не соответствующие этим социальным стандартам, что приводит к низкому положению в обществе. Низкий социальный рейтинг означает, что люди с ограниченными возможностями воспринимаются как неспособные функционировать так же независимо, достигать таких же результатов или иметь такие же взаимные отношения, как люди без инвалидности. Риски для жизни, характеризующие, в частности, степень защищенности населения, к которым относятся основные социально значимые заболевания (туберкулез, алкоголизм, наркомания, ВИЧ / СПИД и др.), риск смерти по основным причинам и преждевременная смертность, инвалидность, убийства, самоубийства, все виды ДТП и другие демографические риски, а также преступность, безработица, санитарные условия жизни, прожиточный минимум, жилищные условия, как последствия неравенства еще больше видны среди промыш-ленно развитых стран, демонстрируя, что, хотя бедность явно оказывает негативное влияние на социальные результаты, богатства и сильной экономики недостаточно для обеспечения человеческого благополучия. В целом социальная изоляция описывает состояние, в котором люди не могут в полной мере участвовать в экономической, социальной, политической и культурной жизни, а также процесс, ведущий к такому состоянию и поддерживающий его [6].
Человеческий капитал или коллективный набор навыков и знаний отдельного человека для создания экономической ценности играет фундаментальную роль в экономическом росте и является краеугольным камнем развития. Причинами социальной эксклюзии в первую очередь являются такие явления, как: стигматизация, депривация, репрессивные институты, неэффективные общественные институты, общественное мнение. Конфликтные события и пандемии могут иметь разрушительное воздействие на человеческий капитал в результате потери жизней, средств к существованию, питания и прекращения оказания основных медицинских и образовательных услуг. Такие воздействия, вероятно, будут отражаться на протяжении всей жизни многих людей, ограничивая их производительность. Тем не менее инвестиции в рабочую силу через образование, питание, здравоохранение, культуру, качественное образование, рабочие места и навыки помогают развивать человеческий капитал, а это ключ к искоренению эксклюзии, крайней бедности и созданию более инклюзивных обществ, которые являются новой формой человеческого богатства [5].
В ответ на растущую осведомленность о последствиях и распространенности социальной
изоляции исследователи и политики изучают идею социальной интеграции по всему миру. Вместо того, чтобы рассматривать каждую из проблем социальной изоляции как отдельные проблемы, объектив социальной интеграции призывает ученых и практиков мыслить целостно и оценивающе, то есть позитивно и предвосхищающе, о том, как создать более инклюзивную организацию или общество, которые одновременно решали бы ряд проблем, связанных с социальной изоляцией.
Не может быть успешного человеческого развития без интеграции, реабилитации, инклюзии исключенных групп населения. Процессы социальной интеграции требуют устранения факторов исключения, в том числе определенных политических и социальных институтов, а также дискриминационного отношения и поведения с одновременным активным включением исключенных групп людей. Мысля глобально и целостно, ООН включила важность социальной интеграции в ряд своих целей в области устойчивого развития.
На рубеже ХХ-ХХ1 столетий «человеческое развитие» для большей части «развивающегося мира» стало ключевым концептуальным мерилом социально-экономического благополучия и прогресса. «Развитие» в ХХ1 веке предполагает ключевую роль государственных институтов в создании и развертывании человеческого потенциала. Успешный опыт человеческого развития в ряде стран, как правило, поддерживает это согласованное понимание. Наряду с наращиванием базового человеческого потенциала государство, приверженное человеческому развитию, при надлежащей ориентации и мобилизации политической воли может и должно способствовать участию в общественной жизни.
Человеческое развитие означает не только экономическое, политическое и этическое развитие, но также означает художественное и духовное развитие. Все эти измерения развития взаимосвязаны. В рамках данного направления социологи П. Бергер и Т. Лукман в своей работе «Социальное конструирование реальности» утверждают, что общество создается людьми и человеческим взаимодействием. Их теория стремится объяснить процесс, посредством которого создаются знания, смысл которых создается посредством социальных взаимодействий и воспринимается как реальность. Человек не только строит собственное общество, но и принимает его таким, какое оно есть, потому что другие создали его до нас. Точно так же то, как человек видит других людей, влияет на их действия, а также на его действия по отношению к ним. На протяжении всей жизни все люди выполняют разные роли, и их социальные взаимодействия зависят от того, какие роли они принимают, с кем люди их принимают, и от сцены, где происходит взаимодействие [1].
Теория структурации Э. Гидденса отмечает непрерывное взаимодействие социальных акторов и институты, образующие социальную структуру. Упорядочение деятельности людей играет ключе-
вую роль в формировании устойчивых элементов социальной структуры [3]. В связи с этим социолог Э. Гоффман выдвинул идею о том, что человек подобен актеру на сцене. Называя свою теорию драматургией, Э. Гоффман полагал, что человек использует «управление впечатлением», чтобы представить себя другим так, как он надеется быть воспринятыми. Каждая ситуация -это новая сцена, и люди исполняют разные роли в зависимости от того, кто присутствует. Можно выдвинуть предположение о том, что искусство в целом предоставляют широкие возможности для человеческого развития, что может быть реализовано на диапазоне от индивидуального развития личностного потенциала до благоприятного влияния на здоровье, в том числе через отвлечение от пагубных привычек и практик [2]. Так, в обзоре А.Ю. Шеманова и соавт. подчеркивается тенденция к объединению терапевтической, образовательной, социальной и личностной направленности в применении практик искусства [7].
Искусство - неотъемлемая часть общества. Роль искусства в развитии человека освещает творческую сущность человечества. Ибо человеческие акты творения сшивают разноцветные нити сердца, разума и души в каждом человеке. Более широкая картина того, что объединяет человеческую семью, проявляется в сходстве между культурами в творческом самовыражении человека, начиная с самых ранних изображений наскальных рисунков, созданных на всех континентах нашими предками. Искусство всегда было частью гражданского дискурса и всегда было социально вовлечено, претерпевая изменения в функционировании в ответ на радикальные преобразования социальной, политической и экономической жизни. В связи с чем по-прежнему не теряет своей актуальности проблема соотнесения высокого и массового искусства с факторными его оценками в качестве интеграционного социального поля в пространстве человеческих масс и индивидуумов.
Оно представляет незаменимую ценность для поддержания духовного баланса и правильного функционирования общества. Эта позиция искусства вытекает как из социальных потребностей общества. В некотором смысле все произведения искусства выполняют социальную функцию, поскольку они создаются для аудитории с целью социального намерения с помощью искусства вызывать у различной публики реальный характер ответа. То есть искусство выполняет социальную функцию, когда влияет на коллективное поведение людей.
Во всех случаях человек реагирует на искусство с осознанием того, что он член группы, группы, которая так или иначе охарактеризована или побуждается к определенным действиям под влиянием произведения искусства, свидетелем которого он является. Многие произведения искусства преднамеренно созданы, чтобы повлиять на груп-
сз о
о Л о
о сз о в
повое мышление. Художники могут попытаться рассмешить одними и теми же явлениями; принять экономические, религиозные или социальные идеологии; идентифицировать себя с классом или этническим интересом; или посмотреть на социальную ситуацию человека так, как раньше не было очевидно. Помимо обучения самовыражению, исполнительское искусство помогает обществу в целом в самопознании и понимании. Театральное искусство, как и другие виды искусства, может функционировать как язык похвалы и праздник, гнев и протест, сатира и насмешки.
А. Боаль, основатель Театра Угнетенных утверждает, что «сам театр - это репетиция революции» и его заявление отражает идею о том, что театр как социальное пространство служит местом, где люди могут практиковать внесение изменений. Таким образом, цель социального театра - создавать незавершенные произведения или прототипы будущего общества, совместно разработанные участниками. Даже несмотря на то, что возможности театра социальных изменений широки, существует общая тема расширения прав и возможностей человека через совместную деятельность.
Социальное искусство в целом и социальный театр в частности рассказывают обществу о самом себе, надеясь указать на взгляды и образ мышления нынешнего общества. Другими словами, социальное искусство может влиять на отношение людей в группах, влияя на их образ мышления или чувства и, в конечном итоге, то, как они действуют. С этой точки зрения искусство участия может стать альтернативой самой политике, параллельным полисом, гражданской силой вовлечения и вмешательства граждан, действующей в рамках гражданского общества и выходящей за рамки власти государства. Сила искусства позволяет человеку понять социальные проблемы, используя все тело человека, а также преобразовать абстрактные идеи и незаметную силу внутри общества в нечто осязаемое.
В отличие от других видов театра, социальный театр - это театральный ансамбль, призванный повысить осведомленность о влиянии социальных проблем через процесс взаимодействия с общественностью. Эта концепция взаимодействия, стирающая границу между аудиторией и актером, превращает театр в симуляцию, позволяющую участникам поиграть с различными факторами, сценариями и т.д. и варианты действий для моделирования последствий. Этот процесс проб и ошибок имеет целью выявить все необходимые шаги, которые необходимо предпринять для того, чтобы общество достигло приемлемого состояния, которое принесет пользу обществу в целом. В более в ранних публикациях [8] театр как направление е! социальной инклюзии и источника социальных Я изменений демонстрируется нами как прототип, ~ созданный людьми для людей, которые служат ^ не только инструментом для решения сегодняш-
них проблем, но и инструментом для переосмысления лучшего будущего.
Литература
1. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: «Медиум», 1995. - 323 с.
2. Власова, О.А. Социология человека Ирвинга Гофмана: личность как сопротивление социальному в теориях стигматизации и тотальных институций // Социологический журнал. 2011. № 4. С. 5-20.
3. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Академический проект, 2003. - 528 с.
4. Доклад о человеческом развитии 2020: Следующий рубеж - Человеческое развитие и ан-тропоцен // http://hdr.undp.org/sites/default/ files/ hdr2020_ru.pdf (дата обращения: 12.11.2021).
5. Локосов, В.В., Роик, В.Д. Жизненные возможности людей: концептуальные подходы и измерение // Народонаселение. 2020. Том. 23. № 4. С.19-25.
6. Осипова, Н.Г. Социальное неравенство в современном мире. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2019. 25 (4), 124-153.
7. Шеманов, А.Ю., Востров, И.М., Егорова, В.А., Шехорина, А.В. Социальный поворот искусства и проблемы инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 1. С.30-42.
8. Шеремет, А.Н. Социальный театр как способ преодоления социальной эксклюзии / А.Н. Шеремет // Социология. - 2021. - № 4. - С. 227235.
SOCIAL ART AS A FACTOR HUMAN DEVELOPMENT
Sheremet A.N.
Institute of Socio-Economic Problems of Population
Social art in general, and social theater in particular, tell the public about itself, hoping to indicate the views and ways of thinking of the current society. From this point of view, the art of participation can become an alternative to politics itself, a parallel polis, a civil force for the involvement and intervention of citizens, operating within the framework of civil society and beyond the power of the state. The article is devoted to the consideration of social art as a factor of human development. A brief overview of modern problems of human development, the level of human development in different regions and countries of the world is presented. The existing problems and obstacles to human development are clarified and analyzed, an attempt is made to uncover the causes of social exclusion. New possibilities of human development under the influence of art in general and social art in particular are proposed. The special influence of social theater as a factor of human development at the present stage is noted.
Keywords: human development, social exclusion, inclusion, social art, social theater.
References
1. Berger, P., Lukman, T. Social construction of reality. A treatise on the sociology of knowledge. - M.: "Medium", 1995. - 323 p.
2. Vlasova, O.A. Irving Hoffman's Sociology of man: personality as resistance to the social in theories of somatization and total institutions // Sociological Journal. 2011. No. 4. pp. 5-20.
3. Giddens, E. Organization of Society: An essay on the theory of structuration. - M.: Academic Project, 2003. - 528 p.
4. Human Development Report 2020: The Next Frontier - Human Development and the Anthropocene // http://hdr.undp.org/sites/ default / files/hdr2020_ru.pdf (accessed date: 12.11.2021).
5. Locosov, V.V., Roik, V.D. Life opportunities of people: conceptual approaches and measurement // Population. 2020. Volume. 23. No. 4. pp. 19-25.
6. Osipova, N.G. Social inequality in the modern world. Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science, 2019. 25 (4), 124-153.
7. Shemanov, A. Yu., Vostrov, I.M., Egorova, V.A., Shekhorina, A.V. The social turn of art and the problems of inclusion of persons with disabilities // Modern foreign psychology. 2012. Volume 1. No. 1. pp. 30-42.
8. Sheremet, A.N. Social theater as a way to overcome social exclusion / A.N. Sheremet // Sociology. - 2021. - No. 4. - pp. 227235.