Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСКЛЮЗИИ'

СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСКЛЮЗИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
434
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКЛЮЗИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шеремет Александр Николаевич

Целью развития всякого общества является повышение качества жизни населения. Люди и их возможности должны являться окончательными критериями для оценки развития любой страны мира, любого региона. [14] В связи с этим сохраняет свою актуальность проблема социальной эксклюзии, появление ее новых видов и поиска новых путей ее преодоления. Статья посвящена анализу теоретических аспектов социальной эксклюзии как феномена, процесса и механизма социального исключения. Целью статьи является уточнение основных видов, проявлений, распространенности социальной эксклюзии в современных обществах, а также анализ особенностей социальной эксклюзии в России. Отмечены негативные тенденции социального, экономического и политического развития в мире в течение последнего десятилетия, среди которых: глобальные проблемы дефицита ресурсов, падение жизненного уровня, экономическая и социальная нестабильность, военные действия и вынужденная миграция и т.п. Исследование теоретических аспектов социальной эксклюзии как социальной исключенности стимулирует поиск практических путей преодоления нищеты, бедности, сиротства, неравенства и несправедливости, проявлений социальной депривации, различных социальных барьеров, ограничивающих доступ тех или других групп людей к культурным благам, а также эффективной защиты прав и свобод человека. В статье рассмотрены основные способы и социальные практики преодоления социальной эксклюзии в России и в мире, включая социальное искусство в целом и социальный театр в частности. Уточнены основные аспекты деятельности социального театра в ракурсе практики социальной инклюзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL THEATER AS A WAY TO OVERCOME SOCIAL EXCLUSION

The goal of the development of society is to improve the quality of life of every person. People and their capabilities should be the ultimate criteria for assessing the development of any country in the world. In this connection, the problem of widespread social exclusion in modern society, the emergence of its new types and the search for ways to overcome it still does not lose its relevance. The article is devoted to the analysis of the theoretical aspects of social exclusion as a phenomenon, process and mechanism of social exclusion. The purpose of the article is to clarify the main types, manifestations, prevalence of social exclusion in modern societies, as well as to analyze the features of social exclusion in Russia. Negative tendencies of social, economic and political development in the world over the past decade are noted, including: global problems of resource scarcity, uncontrolled decline in living standards, economic and social instability, military operations and forced migration, which are intensifying the processes of degradation and marginalization of society. It is noted that the study of the theoretical aspects of social exclusion as social exclusion stimulates the search for practical ways to overcome poverty, poverty, orphanhood, unevenness and injustice, overcoming manifestations of social deprivation, various social barriers that restrict the access of certain groups of people to cultural benefits, as well as effective protection of the rights and freedoms of all people without exception. The article examines the main methods and social practices of overcoming social exclusion in Russia and in the world, including social art in general and social theater in particular. The main aspects of the application of social theater from the perspective of the practice of social inclusion have been clarified.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСКЛЮЗИИ»

Социальный театр как способ преодоления социальной эксклюзии

Шеремет Александр Николаевич,

кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории социально-экономических проблем человеческого развития Института социально-экономических проблем народонаселения ФГБУН ФНИСЦ РАН E-mail: [email protected]

Целью развития всякого общества является повышение качества жизни населения. Люди и их возможности должны являться окончательными критериями для оценки развития любой страны мира, любого региона. [14] В связи с этим сохраняет свою актуальность проблема социальной эксклюзии, появление ее новых видов и поиска новых путей ее преодоления.

Статья посвящена анализу теоретических аспектов социальной эксклюзии как феномена, процесса и механизма социального исключения. Целью статьи является уточнение основных видов, проявлений, распространенности социальной эксклюзии в современных обществах, а также анализ особенностей социальной эксклюзии в России. Отмечены негативные тенденции социального, экономического и политического развития в мире в течение последнего десятилетия, среди которых: глобальные проблемы дефицита ресурсов, падение жизненного уровня, экономическая и социальная нестабильность, военные действия и вынужденная миграция и т.п. Исследование теоретических аспектов социальной эксклюзии как социальной исключенности стимулирует поиск практических путей преодоления нищеты, бедности, сиротства, неравенства и несправедливости, проявлений социальной депривации, различных социальных барьеров, ограничивающих доступ тех или других групп людей к культурным благам, а также эффективной защиты прав и свобод человека. В статье рассмотрены основные способы и социальные практики преодоления социальной эксклюзии в России и в мире, включая социальное искусство в целом и социальный театр в частности. Уточнены основные аспекты деятельности социального театра в ракурсе практики социальной инклюзии.

Ключевые слова: социальная эксклюзия, социальное исключение, социальная депривация, социальное неравенство, социальная инклюзия, социальный театр.

Определить понятия и сущности социального привлечения или социальной инклюзии, социального отторжения или социальной эксклюзии уже длительное время пытаются ученые разных стран. Социологический анализ проблем социального отторжения и его преодоления базируется на теориях зарубежных ученых, в частности К. Маркса и М. Вебера (теория социальной стратификации), Н. Лумана (системная теория), Э. Гидденса (теория структура-ции), Х. Силвера (теория социального отчуждения и солидарности), Дж. Дэ-виса (теория возникновения социальных революций) и др. [13] Определение понятия социального отторжения, анализ его форм и причин, обоснование различных методологических подходов к исследованию отторжения содержат работы П. Абрахамсона, Н. Каби-ра, Р. Ленуара Р. Листера, Х. Сильвер, А. Турена и многих других британских и французских исследователей. Вопросам определения понятия социального привлечения (инклюзии) посвятили свои работы такие зарубежные ученые, как Р. Аткинсон, Р. Дименштейн, Г. Эн-дрювайт, Р. Левитас, Е. Марлье, Л. Уи-лсон, Э. Фелпс и др. Не оставили без внимания эту проблему и современные российские исследователи. Исследованию социальной политики в категориях эксклюзии / инклюзии, выделению важнейших признаков этого процесса и состояния посвящены работы таких ученых, как М. Астоянц, Ф. Бород-кин, М. Ефлова, И. Ларинова, Н. Лов-цова, Л. Корель, Д. Мохов, Н. Тихонова, Ш. Рамон, П. Романов, И. Россихина, Л. Солдатова, В. Шмидт и др. Отметим, что на сегодняшний день постоянных русскоязычных аналогов категорий «social inclusion» и «social exclusion» не существует. В русскоязычной литературе используются как синонимичные термины «инклюзия» и «эксклю-зия», «включение» и «выключение»,

227

«отторжение» и «привлечение», которые являются аналогами англоязычных терминов «inclusion» и «exclusion» [6].

Концепция социального привлечения неразрывно связана с теорией социальной эксклюзии (отторжения), которая сформировалась в начале 70-х гг. ХХ в. во Франции. Рене Ленуар определил социально исключенные группы как группы людей из всех социальных категорий, которые не были охвачены системой социальной защиты [9]. Социальная эксклюзия трактуется в современной социологии как процесс исключения человека или группы людей из определенной системы социальных отношений, которые дают доступ к социокультурным благам и гарантируют удовлетворение индивидуальных и социальных потребностей. Указанный процесс и механизм восстановления социальных различий, социального неравенства и несправедливости, социальной депривации, нарушения прав и свобод человека стали актуальным направлением современных исследований.

Депривация является процессом сокращения или лишения возможностей удовлетворять основные жизненные потребности отдельных индивидов или даже определенных социально-демографических групп населения в результате разрушения социальных связей. Оценить ее можно на основе показателей уровня жизни, а к основным ее проявлениям относятся следующие: состояние социального дискомфорта, разнообразные психические расстройства личности, нарушения или деформация социальных связей. Это вызывает социальную напряженность, неустойчивость массовых настроений и общественного мнения по различным вопросам социально-экономического развития страны и т.д. [4]

Для любого современного общества характерна поляризация социальных групп в экономической, политической, социальной, культурной и других сферах их жизнедеятельности. Процесс социальной эксклюзии анализируется как последовательность обстоятельств,

при которых лицо (группа лиц) переходят из обычного состояния в состояние социальной эксклюзии (относительной депривации). Как правило, характерными чертами социального исключения признают: низкие уровни потребления и дохода индивидов или групп, ограниченный доступ к общественным механизмам повышения благосостояния, преимущественно пассивный тип взаимодействия с обществом. Кроме того, решение проблемы социального включения невозможно без понимания структуры современного общества. Современная социальная теория в этом контексте базируется на идеях российско-американского ученого П. Сорокина. Структура общества - это иерархия статусов, которые являются неравными по отношению друг к другу. Люди определенного статуса имеют больше власти, чем лица других статусов. Статус одних позволяет иметь материальных благ и власти больше, чем у других. В то же время эта иерархия в современном обществе не является постоянной, но постоянно меняется. Одни люди (индивидуальная мобильность) или группы (групповая мобильность) поднимаются по ступеням социального неравенства (восходящая мобильность), другие опускаются (нисходящая мобильность). При этом некоторые люди (или группы лиц), оставляя свою социальную группу, то есть теряя свой предыдущий социальный статус, вследствие различных причин уже не могут войти в другие социальные группы, то есть получить новый статус. В таком случае лица вообще выпадают из социальной иерархии [13].

Несколько последних десятилетий в России и в мире глобализация повлияла на технологические процессы; трансформацию существующих идеологий; демографическую ситуацию; миграцию, приведшую к превращению однородных национальных обществ в мультикультурные с рядом статусных изменений внутри многих стран. Необходимо обратить внимание, что именно эти процессы в сочетании с экономическими кризисами, техногенными ката-

228

строфами и Covid пандемиями последних лет способствуют увеличению количества лиц, входящих в группы риска. По расчетам специалистов Высшей школы экономики, риск социального исключения актуален для 13,1% жителей и 19,8% домохозяйств в России. Наибольшие риски ограничения доступа к экономической и социальной сферам в стране имеют безработные (3б,2%) и многодетные семьи (22%) [10]. Основными проявлениями и формами социальной эксклюзии в современном мире выступают бедность, субординация в системе социальных идентичностей, дискриминация по состоянию здоровья, по социальным позициям, демографическим характеристикам и др. Социальные барьеры являются проявлением процесса и механизма социальной экс-клюзии. Они искусственно формируют социальные фильтры и ограничения в доступе людей к тем или иным социокультурным благам и таким образом восстанавливают неравенство, иерархию и несправедливость. В связи с этим для воплощения эффективной государственной социальной политики, характеризующейся бережным отношением к особо уязвимым группам населения и активным вовлечением их в экономическое, социальное, культурное и политическое жизни общества, важен особый подход в форме отдельных видов инклюзивной социальной политики [2].

Социальное включение может происходить двумя путями. Во-первых, путем повышения социального статуса лица или группы лиц (восходящая мобильность), при условии, что новый статус даст им большее влияние на все стороны жизни общества. Во-вторых, путем возвращения лица или группы лиц к общепризнанной социальной иерархии. В любом случае речь идет о попытке получить новый социальный статус, войти в новые социальные группы. Именно в этом и заключается сложность социального включения, ведь каждая социальная группа сопротивляется вхождению в нее новых членов, «выставляя» так называемые «социальные барьеры». Такими барьерами, в зави-

симости от группы, могут быть деньги (определенный их объем), уровень культуры, уровень образованности, профессиональные навыки, стиль жизни и т.д. Для их преодоления лицо должно, кроме желания, иметь еще и достаточные ресурсы, и готовность преодолевать эти барьеры [5].

Дальнейшие научные исследования в области социальной политики привели к изменению отношения к решению проблемы социального отторжения населения, механизмы борьбы с которым отличаются от концепции бедности и заключаются теперь в создании системы социальных услуг, направленных на социальное привлечение (инклюзию), что должно находить свое отражение в национальной стратегии социально-экономического развития страны. Изучение и анализ подходов к пониманию сущности социального привлечения показывает, что в его определении, как правило, применяется смешанный подход, когда оно объясняется и как процесс, и как социальные связи, и как способность сообщества к формированию собственной идентичности и т.д. Процессы общественных трансформаций, безусловно, предусматривают преодоление социальных барьеров и противопоставление механизмов социальной инклюзии проявлениям социальной эксклюзии. Это является одним из путей уменьшения социальной напряженности, социальных противоречий и конфликтов. [6].

Одной из сфер человеческой жизнедеятельности, существенно влияющей на становление личности и ее социализацию, является искусство. Оно вместе с другими общественными институтами и формами включает личность в систему интересов и потребностей общества. Как известно, социальная значимость искусства определяется уровнем воздействия на систему потребностей, ценностей, ценностных ориентаций, мотиваций личности. Социальная сущность искусства прежде всего проявляется в его цели и предмете. Целью искусства является совершенствование человека и общества, в котором

229

этот человек существует. Данная сфера связана с поисками человеком различных форм и средств самовыражения, реализации себя. Искусство является весомым механизмом воздействия на личность, на внутренний мир человека, на формирование его идеалов, правил поведения. Оно дает человеку возможность и средства самореализации, нахождение собственной индивидуальности [5].

Интеграционным видом искусства, объединяющим в себе различные средства воздействия на личность, что нашло эффективное применение в социальной практике, является театр. Театральное искусство - один из самых древних и значимых видов творческой деятельности человека. Театр, в первую очередь как социальный институт, является средством адаптации и ориентации отдельного человека в обществе, позволяет овладеть системой социальных ценностей, повышает значимость и роль личности. Современная социология театра рассматривает его как систему социально значимых действий, где происходит овладение системой социальных ролей, социальным опытом, что и определяет функцию театра как способа регулирования социальных процессов и освоение общей культуры и коммуникации. Театр как один из распространенных видов искусства проносит через века специфику своего влияния на личность. Театр влияет на осознание личностью своих поступков, духовно обогащает внутренний мир благодаря возможности сопереживания героям, перевоплощению в разные персонажи. Будучи социальным институтом, театр имеет комплекс культурных норм и норм поведения, принципов, охватывает определенную совокупность людей (зрителей), обеспечивая относительную устойчивость социальных отношений [7].

Начиная с XIX века, в искусстве появляются направления, в которых поиск жизненной правды выходит на первое место. Эти поиски отражаются в театре и вырисовывается его новый вид -документальный. Документальный те-

атр очень похож на документальный фильм. Большинство практиков документального театра работают с архивными материалами, оригинальными документами, судебными протоколами, интервью, статистикой и исследовательскими отчетами, чтобы создать сценарий, который по сути является научно-популярным. Они также используют биографический театр, местный театр и формы реконструкции. Один из наиболее известных документальных театральных проектов в США -«Проект Ларами», который фокусируется на реакции на убийство на почве ненависти студента колледжа-гея Мэтью Шепарда. Спектакль основан на интервью с членами сообщества, публичных репортажах и личной реакции членов труппы. Кристин Ампфен-бах снимает документальный театр, посвященный социальным и политическим реалиям городов. Часто источником вдохновения для ее работ является историческое событие, социально-политическая тема (например, миграция, бездомность или неравенство) или исторически значимое место. Хотя ее произведения освещают индивидуальный опыт, они предназначены для того, чтобы пролить свет на опыт более широкой группы или определенного политического, или исторического периода [8].

В театре «нового поколения» (ХХ в.) К.С. Станиславский и его последователь Е.Б. Вахтангов активно развивали и пропагандировали метод импровизации, опираясь на принципы и механизмы, задействованные в итальянской комедии «дель арте». Впрочем, перенос их на новую почву и другие реалии в корне изменило принципы импровизации, в результате чего возник уникальный феномен - синтез импровизационного и психологического театра. Отбросив устаревшие виды импровизации, К.С. Станиславский довел этот метод до технического совершенства в тандеме с внутренней духовной наполненностью актера. Новая интерпретация К.С. Станиславским этого понятия была основана на том, что чело-

230

век (а, следовательно, и актер на сцене) не может повторить любые действия дважды абсолютно одинаково. Таким образом, если актер исполняет свои действия на сцене вполне правдиво, то каждая репетиция и спектакль будут проходить в свободной импровизации, или, как говорят, в «импровизационном самочувствии» [11]. По утверждению Станиславского, начальный уровень в овладении искусством актера заключается в его умении создать в себе на сцене абсолютно естественное человеческое мировосприятие. Б. Брехт, которого считают основателем эпического («диалектического») театра, хотел создать театр, который побудил бы зрителя к размышлениям и рассуждениям, а не к состраданию. Для этого он «отстранил» игру актеров, чтобы сделать ее похожей на обычную жизнь («эффект отчуждения») [3]. По сравнению с К.С. Станиславским, Б. Брехт обращается к эстетическим вопросам с идеологической позиции, которая, тем не менее, должна всегда быть готовой приспособить менее четко очерченный материал к театральной практике. К этому можно добавить: оба стремятся к тому, чтобы и режиссер, и исполнитель задавали себе вопрос: «Что происходит в пьесе?».

Театр «вырос» из специфических потребностей прошлых поколений, являясь формой выражения чувств, средством общения и формой удовлетворения многих потребностей. Беря тему из повседневной жизни человека, театр со временем выполнял все больше социальных, образовательных, эмоциональных и эстетических функций. Выполняя эти функции в сменяющие друг друга эпохи, он становился важным инструментом социальной практики: в процессах обучения и воспитания, познания действительности, формирования моральных установок и системы ценностей, как в прошлом, так и в настоящее время.

Развитие инклюзивного театра в России начинается в 1960-е годы. В 1962 году в Москве создаётся Театр мимики и жеста, который становится

первым в мировом опыте профессиональным театром для неслышащих актеров. В 1997 г. создан Интегрированный театр-студия «Круг II» (Москва), а в 2005 г. открыл свои двери для всех желающих театр «ШедЭврика» (Санкт-Петербург), в 2014 г. создан «Театр равных» (Воронеж), в 2015 г. - театр-студия «Ora» (Екатеринбург), в 2015 г. - театр «Особенный ТИП» (Новосибирск) и др. В статье А.Э. Еваевой и соавт. подробно рассмотрены социальные проекты и работы театральных деятелей, таких, например, как: Борис Юхананов (работает с людьми с синдромом Дауна), Евгений Миронов с социокультурным проектом «Прикасаемые» по интеграции слепоглухих людей в творческую среду и др. [5]

Уличный театр - это одна из наиболее эффективных форм социальной работы в условиях открытого пространства. Важны исторические и теоретические труды исследователей уличного театра: М.М. Евреинова, А.Д. Силина, Д.М. Генкина, П. Пави, Ж.К. Круза, Б. Мейсона и др. Уличный театр - это не только специфическая форма эстетической культуры, но достояние театрального искусства в целом. Уличный театр не только эстетически, но и социально, психологически и морально, хотя бы на время объединяет, сплачивает людей, инициирует коллективное ощущение и проявление единодушия. В этом смысле уличный театр играет важную и универсальную роль социокультурной коммуникации, и имеет свою целостную зрелищную культуру с такими аспектами, как эстетичность, художественность, зрелищные формы, имеющиеся в человеческой культуре [8].

В 80-х годах в Великобритании возник театр Вербатим, постепенно распространяясь в материковой Европе и Северной Америке. В 2000 году вер-батим, благодаря драматургическим семинарам лондонского театра «Рой-ял Корт» проник и в Россию. Верба-тим - одновременно и технология создания пьесы, и жанр современного документального театра. Получил рас-

231

пространение и Плейбек-театр или «театр воспроизведения» - разновидность интерактивного театра импровизации, состоящий из двух основных комплементарных практик: рассказы зрителями личных историй на публику и мгновенной инсценировки актерами этих рассказов в специфических формах. У каждого зрителя есть возможность стать соавтором и героем спектакля, в буквальном смысле увидеть себя со стороны и вместе со всеми пережить настоящий катарсис. В плейбек-театре инсценизируются не литературные произведения (в отличие от театра репертуарного) и не личные содержания исполнителей (в отличие от театра чистой импровизации), а индивидуальные истории присутствующих на спектакле зрителей, то есть любых случайных людей. Действие плейбек-театра обычно называют «перформансом», поскольку в нем акцент не на результате, а на процессе творчества, из чего следует непосредственная ценность художественных действий участников в режиме реального времени: и рассказы зрителей, и игра актеров, музыкантов, других создателей, и реакции ведущего и всех присутствующих являются во многом непредсказуемыми, спонтанными. Плейбек-театр часто используется как инструмент социальных изменений на уровне малых и средних закрытых и открытых, однородных и неоднородных групп. Комплексный социально-психологический эффект, который испытывает на себе группа, объясняется концептом «нарративной ретику-ляции», предложенным автором идеи и основателем плейбек-театра Джонатаном Фоксом. Плейбек-театр возник в США в 1975 году, сегодня существует в том или ином виде в 63-х странах мира. В 1990 году была создана международная организация («Сеть») плейбек-театров, в 1993-м - школа («Центр») подготовки практиков и тренеров по собственным стандартам, в 2017-м -независимый блог плейбек-театра, существуют общие ресурсы в социальных сетях; проводятся исследования; печатается собственный журнал («IPTN

Journal»), выходят статьи, методические пособия и монографии, проводятся городские, национальные, международные и другие встречи, конференции, семинары, фестивали и т.п.

Бразильским режиссером и политиком Аугусто Боалем в 60-х годах ХХ века во время диктатуры в Бразилии была создана театральная методика «Театр угнетенных». С помощью ее Боаль стремился создать безопасное пространство для участия каждого в творческом процессе и обсуждения и решения социально-экономических проблем людей, страдающих от угнетения и несправедливости. Методика представляет собой систему упражнений, игр и техник, которые работают с телом, чувствами и личным опытом участников с целью создания возможностей для диалога, критической рефлексии социальной реальности и активного поиска низовых решений социальных проблем. Как интерактивная форма театра, основанная на соучастии, она помогает людям провести репетицию действий и найти в безопасном пространстве театра различные возможности, которые позже могут быть реализованы в жизни.

Форум-театр является методикой интерактивной работы среди различных слоев общества, направленная на решение социальных проблем. Целевые группы, с которыми работает форум-театр, включают: угнетенных лиц, попавших в сложную ситуацию и страдающих от различных форм насилия или собственной зависимости. Не менее важна работа с лицами, которые должны улучшить ситуацию в обществе путем проведения предупреждающих мероприятий и оказания помощи людям, страдающим от угнетения - социальные работники, медики, правоохранители и т.д.

М.В. Крупник, рассматривая практики работы с незащищенными группами, приводит наиболее яркие институции/проекты/спектакли и примеры социального театра. Спектакль «Пока ты здесь» труппы Liquid Theatre, который использует приемы визуального, физи-

232

ческого, танцевального театра, онлайн-видео и документальный материал. Спектакль «Акын-опера» дает зрителю возможность услышать голос мигрантов для того, чтобы начать разбираться, какие именно эти люди. Спектакль «Отдаленная близость» - театральный проект социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг» (POO СТР «Круг») и театра «Центр драматургии и режиссуры». Сенсорный спектакль «Четыре ветра» и др. [7]

По итогам I Форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд» опубликованы разработки инклюзивных проектов, спектаклей с участием подростков, заключенных, мастер-классы и т.д. Социальные спектакли и мастер-классы рассказывают, с какими трудностями сталкиваются люди с особенностями, и позволяют им быть услышанными. Союз театральных деятелей РФ при участии проекта «Разговоры» представил новую инициативу в виде театра по телефону «Алло». Главным партнёром театра в этом случае является воображение зрителя. Театр всегда показывает «не всё», самый визуально богатый спектакль больше утаивает, чем высказывает, и наиболее интенсивный диалог зритель ведёт с самим собой, своим воображением, интеллектуальными установками или эмоциональной памятью. Во время пандемии необходимо вспомнить, что театр определяется не формой подачи, а фактом непосредственного чувственного переживания зрителем сюжета представления [1].

Выводы. Социальная эксклюзия сопровождает общество на протяжении всей его истории, формируя сложные процессы воспроизводства социального неравенства, иерархии и несправедливости. И хотя экслюзия как социальное явление существует в любом обществе, ей может противостоять политика социальной инклюзии, основанная на ценностях гуманизма и демократизма, социальной справедливости, интеграции, солидарности, социального партнерства и взаимопомощи.

Независимо от типа театра (классический, альтернативный или любительский), можно полноценно участвовать в общественной жизни, конструировать позитивные образы и «корректировать» / акцентировать негативные явления в повседневном социальном пространстве. Ценность социального театра заключается в том, что он базируется на активном взаимодействии актеров и зрителей, которые имеют возможность не только увидеть проблему со стороны, но и благодаря собственным ресурсам разработать алгоритм, создать модель успешного поведения в сложной, на первый взгляд, безвыходной, ситуации. Таким образом, социальный театр становится эффективной формой предотвращения и компенсации негативных последствий социальной эксклюзии.

Литература

1. «Алло» театр по телефону // Режим доступа: http://stdrf.ru/news/2633/

2. Абрахамсон П. Социальная эксклюзия и бедность // Общественные науки и современность. - 2001. -№ 2. - С. 158-168.

3. Брехт Б. Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания: в 5 т. Москва: Искусство, 1965. Т. 5/1. Коммент. И. Фрадкина. 527 с.

4. Вершинина И.А., Мартынен-ко Т.С. Неравенство в современном мире: обзор международных докладов // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2016. № 3. С. 74-91.

5. Еваева А.Э. Инклюзивный театр. Социальный проект или искусство // Актуальные вопросы в науке и практике. Самара: Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2019. - С. 109-116.

6. Ефлова М.Ю. Социальная эксклю-зия депривированных групп (наркозависимых и людей, живущих с ВИЧ) в российском обществе (стратегии институционализации и опыт интеграции): автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук - Саранск, 2015. - 22 с.

233

7. Крупник М.В. Концептуальный компас социального театра // Шаги/ Steps. 2017. № 3.

8. Матюшкина Е.А., Ушаков А.Л. Социальный театр - актуальный социокультурный институт современной России // Искусство и образование в современном мире: сб. науч. тр. Международной научно-практической конференции «Искусство и образование в современном мире». - Тюмень, 2012. - С. 192195.

9. Осипова Н.Г. Социальное неравенство в современном мире. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2019. 25 (4), 124-153.

10. Смирнов С.Н., Капустин А.К. Статистика социальной исключенности в РФ // Социально-трудовые исследования. - 2018. - № 4(33). - С. 9398.

11. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. Москва: Искусство, 1953. 240 с.

12. Тихонова Н.Е. Феномен социальной эксклюзии в условиях России // Мир России. Социология. Этнология. -2003. - Т. 12. - № 1. - С. 36-84.

13. Чукреев П.А. Социальная эксклю-зия: теоретические и прикладные аспекты исследования // Вестник БГУ. 2010. № 6.

14. Локосов В. В., Рюмина Е.В., Ульянов В.В. Кластеризация регионов России по показателям качества жизни и качества населения // Народонаселение. 2019. Том. 22. № 4. С. 4-17.

SOCIAL THEATER AS A WAY TO OVERCOME SOCIAL EXCLUSION

Sheremet A.N.

ISESP FCTAS RAS

The goal of the development of society is to improve the quality of life of every person. People and their capabilities should be the ultimate criteria for assessing the development of any country in the world. In this connection, the problem of widespread social exclusion in modern society, the emergence of its new types and

the search for ways to overcome it still does not lose its relevance.

The article is devoted to the analysis of the theoretical aspects of social exclusion as a phenomenon, process and mechanism of social exclusion. The purpose of the article is to clarify the main types, manifestations, prevalence of social exclusion in modern societies, as well as to analyze the features of social exclusion in Russia. Negative tendencies of social, economic and political development in the world over the past decade are noted, including: global problems of resource scarcity, uncontrolled decline in living standards, economic and social instability, military operations and forced migration, which are intensifying the processes of degradation and marginalization of society. It is noted that the study of the theoretical aspects of social exclusion as social exclusion stimulates the search for practical ways to overcome poverty, poverty, orphanhood, un-evenness and injustice, overcoming manifestations of social deprivation, various social barriers that restrict the access of certain groups of people to cultural benefits, as well as effective protection of the rights and freedoms of all people without exception. The article examines the main methods and social practices of overcoming social exclusion in Russia and in the world, including social art in general and social theater in particular. The main aspects of the application of social theater from the perspective of the practice of social inclusion have been clarified.

Keywords: social exclusion, social exclusion, social deprivation, social inequality, social inclusion, social theater.

References

1. «Hello» theatre on the phone // http://stdrf. ru/news/2633/

2. Abrahamson P. Social exclusion and poverty // Social sciences and modernity. -2001. - № 2. - p. 158-168.

3. Brecht B. Theatre: Plays. Articles. Statements: in the 5th t. Moscow: Art, 1965. T. 5/1. I. Fradkin's comment. 527 p.

4. Vershynina I.A., Marthinenko T.S. Inequality in modern world: review of the international reports// Vestnik of the Moscow university. Series 18: Sociology and politology. 2016. № 3. p. 74-91.

5. Evaeva A.E. Inclusive theatre. Social project or art // Relevant questions in science and practice. Samara: LLC Dendra, 2019. -p. 109-116.

234

6. Eflova M.U. Social exclusion of deprived groups(drug addicts and people, loving with HIV) in Russian society(strategies of institutionalization and experience on the integration): autoabstract and thesis on the application of PhD of sociology - Saransk, 2015. - 22 p.

7. Krupnic M.V. Conceptual compass of social theatre// Steps. 2017. № 3.

8. Matushkina Е.А., Ushakov A.L. Social theatre - relevant socially-cultural university of the modern Russia// Art and education in the modern world: сб. науч. тр. International science and practical conference «Art and education in the modern world». - Tyumen, 2012. - p. 192-195.

9. Osipova N.G. Social inequality in the modern world. Vestnik of the Moscow University. Series 18. Sociology and politology,2019. 25 (4), 124-153.

10. Smirnov S.N., Kapustin A.K. Statistics of the social exclusion in Russia // Social and labour researches -. - 2018. - № 4(33). -p. 93-98.

11. Stanislavsky K.S. Articles. Speeches. Talks. Letters. Moscow: art, 1953. 240 p.

12. Tikhonova N.E. Phenomenon of social exclusion in circumstances of Russia // World of Russia. Sociology. Ethnology. - 2003. -T. 12. - № 1. - p. 36-84.

13. Chukreev P.A. Social exclusion: theoretical and applied aspects of the research // Vestnik PGS. 2010. № 6.

14. Lokosov V. V., Ryumina E.V., Uly-anov V.V. Clustering of Russian regions by indicators of quality of life and quality of population // Population. 2019.Volume. 22. No. 4. pp. 4-17.

235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.