Научная статья на тему 'УЛИЧНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МОБИЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ'

УЛИЧНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МОБИЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
383
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР / УЛИЧНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР / МОБИЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шеремет Александр Николаевич

Проблема бездомных людей существует в мире повсеместно. Это является свидетельством серьезных проблем в обществе. Брошенные, десоциализированные, отчаявшиеся в жизни, такие люди становятся носителями девиантных форм поведения. Сегодня все большее распространение получает мобильная социальная работа как способ проникновения в среду людей, находящихся или проживающих на улице. С целью решения их социальных проблем социальные работники внедряют технологии уличного социального театра, который позволяет целевой аудитории увидеть свои проблемы со стороны и найти альтернативные пути выхода из сложных ситуаций. Социально-интерактивный театр является важным инструментом реализации образовательных программ в рамках концепции «равный-равному» и показывает, что оптимальным методом профилактической работы является обучение между сверстниками, когда молодой человек овладевает знаниями и приобретает социальный опыт в ходе общения с ровесниками, - именно такой опыт дает школа равных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STREET SOCIAL THEATER AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGY OF MOBILE SOCIAL WORK

The problem of homeless people is everywhere in the world. This is evidence of serious problems in society. Abandoned, desocialized, desperate in life, such people become carriers of deviant forms of behavior. Today, mobile social work is becoming more widespread as a way to penetrate the environment of people who are or live on the street. In order to solve their social problems, social workers introduce technologies of street social theater, which allows the target audience to see their problems from the outside and find alternative ways out of difficult situations. Socio-interactive theater is an important tool for the implementation of educational programs within the framework of the concept of “peer-to-peer” and shows that the best method of preventive work is education between peers, when a young person acquires knowledge and acquires social experience in the course of communication with peers - this is exactly the experience gives the school of equal opportunities.

Текст научной работы на тему «УЛИЧНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МОБИЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Уличный социальный театр как инновационная технология мобильной социальной работы

Шеремет Александр Николаевич,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальных и общегуманитарных дисциплин АНО «Высшая школа сценических искусств» (Театральная школа Константина Райкина)

E-mail: 201071sh@gmail.com

Проблема бездомных людей существует в мире повсеместно. Это является свидетельством серьезных проблем в обществе. Брошенные, десоциализированные, отчаявшиеся в жизни, такие люди становятся носителями девиантных форм поведения. Сегодня все большее распространение получает мобильная социальная работа как способ проникновения в среду людей, находящихся или проживающих на улице. С целью решения их социальных проблем социальные работники внедряют технологии уличного социального театра, который позволяет целевой аудитории увидеть свои проблемы со стороны и найти альтернативные пути выхода из сложных ситуаций. Социально-интерактивный театр является важным инструментом реализации образовательных программ в рамках концепции «равный-равному» и показывает, что оптимальным методом профилактической работы является обучение между сверстниками, когда молодой человек овладевает знаниями и приобретает социальный опыт в ходе общения с ровесниками, - именно такой опыт дает школа равных возможностей.

Ключевые слова: социальная работа, социальный театр, уличный социальный театр, мобильная социальная работа.

Социально-интерактивный театр является важным инструментом реализации образовательных программ в рамках концепции «равный-равному» и показывает, что оптимальным методом профилактической работы является обучение между сверстниками, когда молодой человек овладевает знаниями и приобретает социальный опыт в ходе общения с ровесниками, - именно такой опыт дает школа равных возможностей. Нами была изучена многолетняя работа школы равных возможностей по привлечению молодежи к социальным действиям, формированию слоя социально активных молодых людей, неравнодушных к процессам, происходящим в обществе, имеющих желание изменить общество к лучшему, а также поиску новых эффективных методик социальной работы и их адаптации к современным российским реалиям.

Социально-интерактивный театр жизни тесно связан с методологическими принципами форум-театра, однако имеет и некоторые особенности. Форум-театр - методика интерактивной работы в разных слоях общества, направленной на решение социальных проблем. Главной темой спектаклей форум-театра является ситуация угнетения и насилия в различных их проявлениях.

Без особого внимания ученых остаются такие аспекты, как особенности применения технологии уличного театра в мобильной социальной работе, обоснование интегрированного понятия «уличный социальный театр» и специфики внедрения различных его видов. Недостаточно изученной остается также динамика развития зрелищ в связи с насущными вопросами общественной жизни, не хватает полноценного анализа современного зрелища как одной из самых эффективных форм уличной социальной работы.

Главной целью предлагаемой статьи работы является теоретическое обоснование особенностей уличного социального театра как инновационной технологии мобильной (уличной) социальной работы, характеристика методики внедрения этой технологии в практическую деятельность уличных социальных работников и волонтеров.

В мобильной (уличной) работе выделяют два направления:

1) аутрич-работа (англ. outreach work - достигающая работа) - работа, направленная на привлечение представителей целевой группы с улицы в социальное учреждение, где им окажут социальные услуги и помощь;

2) детач-работа (англ. detach work - отдельная, самостоятельная работа) - работа, призванная оказывать социальную поддержку непосред-

сз о

о Л о

о сз о в

ственно и только на улице, в среде жизнедеятельности определенной социальной группы [11].

Стоит отметить, что в западной практике мобильная (уличная) работа является разновидностью индивидуальной социальной работы и предполагает регулярные встречи социальных работников с клиентами на основе преимущественно устных контрактов.

На территории России уличная работа, к сожалению, в основном осуществляется эпизодически по определенным в социальном паспорте района маршрутам (совместные рейды с представителями правоохранительных органов, выездные консультативные пункты и тому подобное). Между тем эффективную мобильную (уличную) работу следует выстраивать не как «социальную пожарную команду», а как долгосрочное социальное сопровождение клиента или группы клиентов.

Внимание заслуживает то, что специалисты к уличной социальной работе относят не только индивидуальную, но и групповую работу, которая в основном проводится в таких формах, как: игротеки, дискотеки, уличный театр, митинг, уличное шествие, работа выездного пункта социальной поддержки (консультирование), рейды и другие [2].

В научных источниках и средствах массовой информации употребляются термины «социальный театр» и «уличный театр». Целесообразным считаем раскрыть их особенности и сформулировать на этой основе определение понятия «уличный социальный театр».

Как считает ряд авторов, социальный театр -это вид театра, который освещает актуальные общественные явления, используя любые средства выражения. Основателями социального театра в России считаются М. Калинин, Н. Крупская, А. Луначарский. Первый социальный театр появился более ста лет назад в далеком 1919 году в форме агитпоездов, которые стали одним из эффективных пропагандистских методов после Октябрьской революции.

В вагоне обустраивалась импровизированная сцена, с которой, собственно, и велась агитация. Возможности были самыми широкими: такие поезда использовались для пропаганды здорового образа жизни, в частности, по стране курсировал один из таких, на сцене которого демонстрировали театрализованную постановку о том, как уберечь себя от туберкулеза. Подобная активность социальным театром тогда не называлась, но по сути именно этим и была [13].

Наличие момента импровизации позволяет применять технологию социального театра как социальными педагогами в общеобразовательном учебном заведении, так и социальными работниками в условиях уличного пространства. То есть спектакли сое циального театра могут происходить как в специ-ц ально оборудованных помещениях, так и на улице. ^ Подчеркивая неповторимость уличного театра, ° обратимся к трудам авторитетного исследователя театра П. Пави, который утверждал, что обо-

значенный вид театра осуществляет масштабное, большой силы публичное психологическое воздействие и воплощается в развлекательных или воспитательных функциях [8]. То есть уличный театр обязательно презентует свои спектакли на улице, а также может касаться как социальных болезненных проблем, так и носить развлекательный характер.

По нашему мнению, интегрированным и более узким понятием является «уличный социальный театр», которое объединяет отдельные признаки и функции социального театра и уличного театра. Обозначенное понятие характеризует вид театра, который посвящен проигрыванию актуальных, болезненных, социальных проблем в условиях уличного пространства.

Учитывая направления уличной социальной работы [11], выделена целевая аудитория, с которой работают актеры уличного социального театра. К ней относятся: ВИЧ-инфицированные лица (в т.ч. болеющие СПИДОМ) и лица, которые имеют риск заражения; лица, употребляющие психоактивные вещества; бездомные люди; беспризорные дети, в т.ч. социальные сироты. Таким образом, уличная социальная работа предусматривает работу со многими социальными группами и использует как общие, так и специфические социальные технологии.

Преимуществом уличного социального театра является возможность установить контакт с большим количеством людей, провести реальную оценку ситуации и целевой аудитории, вникнуть в ее проблемы, наблюдать за ее поведением в реальных условиях. Организация такой деятельности способствует установлению положительных контактов с человеком или группой, помогает им улучшить свою жизнь [5].

Уличный социальный театр является источником новых знаний, воспитывает и развлекает целевую аудиторию, предоставляя ей возможности отдохнуть и увидеть варианты выхода из сложных ситуаций. Данная форма театральных презентаций заставляет зрителей и участников эстетически переживать, стимулирует переживание индивидуальных и коллективных эмоций; дает им ощущение эмоционального удовлетворения и коллективной сплоченности, понимания того, что только через сердце и духовность возможно воплощение новых надежд.

Свидетельством правомерности этого утверждения является научная позиция английского искусствоведа Б. Мейсона, который считает, что уличный театр является социально-эстетическим масштабным явлением. Отмечая социальный характер уличного театра, он акцентирует внимание преимущественно на его эстетической составляющей. Б. Мейсон указывает на то, что уличным театральным коллективам свойственны пластичность выразительных средств, четкость формы, яркость подачи, что является важным аргументом в пользу широких эстетических возможностей уличного театра [17].

Важнейшей характеристикой уличного социального театра является его близость со зрительской аудиторией. В этом контексте Б. Мейсон отмечает, что «каждый компонент уличного действия обращен к зрителю, подчинен организации его внимания, его впечатлений. Речь (слово), пластика (жест), языковая среда, динамические, механические эффекты являются системой воздействия, которая направлена на зрителя» [17]. Суть этого влияния заключается в том, чтобы актуализировать эмоционально-эстетическое, идейно-эмоциональное общение, что сопровождается эффектом соучастия, сопереживания и сотворчества зрителя [17].

Разнообразные формы уличного социального театра реализуют коммуникативную, эстетическую, символическую, просветительскую, образовательную, воспитательную и развлекательную функции. Наиболее важной для целевой аудитории является социальная функция, которая служит одним из важнейших средств социализации человека - приобщение его к системе тех норм и ценностей, которые доминируют в обществе.

Сегодня существует множество видов социального театра, которые могут быть использованы в условиях улицы. Большинство из них распространены в западной практике мобильной социальной работы. В России популярностью пользуются следующие формы социального театра: форум-театр (театр-форум), театр «равный-равному», театр плейбек (Р1ауВаск), вербатим.

Поскольку форум-театр - это целенаправленный, специально созданный процесс передачи информации от участников к зрителям и ее усвоения и воспроизведения актерами и привлеченными специалистами, он имеет свои этапы подготовки (выбор проблемы, которая опирается на реальные жизненные истории; создание сюжета, сценария; репетиция мизансцен; анализ и корректировка спектакля; создание и показ форум-театра). Фазами форум-театра являются: разогрев; просмотр спектакля; форум; передача профилактической информации; обратная связь; обсуждение актерами и специалистами. Спектакль, как правило, длится 10-20 минут и состоит из 3-6 четко структурированных мизансцен. Сценарий разрабатывается группой, работающей под руководством фасилитатора, и проигрывается актерами, которые являются членами этой группы. Очень важен предварительный просмотр предлагаемого театрального действия ведущим с целью расстановки акцентов в спектакле [7; 10].

Исполнители главных ролей в процессе взаимодействия со зрителями должны учитывать особенности характера своих персонажей и адекватно реагировать на влияние (или реакцию) зрителей.

Выполняя роль актера, зритель глубже погружается в эмоциональные переживания главного персонажа, ощущая результаты своего вмешательства. Попытка собственного участия может привести зрителя к другому взгляду на пробле-

му, и вероятна возможность нахождения другого выхода из сложной ситуации. Одной из особенностей форума-театра является отсутствие рекомендаций зрителям, как необходимо себя вести, ведь каждый человек делает свой выбор самостоятельно [16].

Следующей эффективной формой работы в условиях уличного пространства является театр «равный-равному». Такая форма социального театра обычно используется при работе с молодежью. Актеры из числа школьников или студентов готовят небольшие постановки о различных общественных проблемах. Представленные истории могут быть как реальными, так и сконструированными из нескольких сюжетов. После просмотра спектакля зрители задают вопросы героям сцены. Особенность этой формы состоит в том, что актеры отвечают на них, не выходя из роли, что позволяет гораздо лучше понять мотивацию и внутренний мир персонажа [13].

Вербатим (с латинского языка означает «дословно») - это новый вид театрального искусства, обозначенный как «документальный театр». В основе его - интервью с реальными людьми. Диалоги и монологи, а также сюжетная канва спектакля - это расшифровка и интерпретация собранных материалов. Принцип работы с вербатимом:

- выбирается тема (предмет разговора) и основная мысль (идея) постановки;

- определяется среда или социальная прослойка героев постановки;

- формулируется главный вопрос, ответ на который и станет основой вербатима;

- исследователи (часто - сами артисты) отправляются на поиски своих героев;

- задавая всем один и тот же вопрос, исследователи ищут не столько ответ на него, сколько реакцию человека: его переживания, состояние, воспоминания, которые появляются в процессе ответа на этот вопрос.

Вербатим призван превратить человека из толпы в героя спектакля, а взаимодействие собранных образов и воспоминаний - в сюжетную канву. Так создается реальная история, переносящая на сцену «дух времени» [3].

Кроме перечисленных, существует немалое число других форм социального уличного театра, благодаря которым сценическое искусство способно помочь, как в решении глобальных социальных проблем, так и изменить жизнь отдельного человека.

Поскольку ограниченное количество социальных работников не позволяет реализовывать в полной мере технологию уличного социального театра, А. Капская утверждает, что в постоянно действующие бригады уличной социальной работы входят как штатные работники социальных служб, так и привлеченные специалисты, волонтеры в роли организаторов и непрофессиональных актеров.

Волонтерское движение объединяет молодых людей, которые на добровольных началах

сэ о

о Л о

о сз о в

и по собственной инициативе принимают участие в уличном социальном театре по предупреждению негативных явлений и оказанию помощи целевой аудитории по развитию, социальному становлению, интеграции в общество и тому подобное. Уличный социальный театр - это одна из самых эффективных форм работы с различными социальными категориями [1].

В бригаде уличной социальной работы должен быть руководитель группы (супервизор), в обязанности которой входит организация, координация деятельности ее членов. Также на него возлагается ответственность за технику безопасности работы волонтеров его отряда и участников мероприятия. Желательно, чтобы волонтеры в каждой группе были смешаны по полу и возрасту и имели отличительный знак своей организации [1; 9].

Первоочередной задачей волонтера-актера уличного социального театра является установление доверительных отношений с представителями целевой группы, гармонизация взаимоотношений различных социальных групп. А его необходимыми личностными качествами являются коммуникабельность, открытость, эмпатийность, доброта, отзывчивость, честность, мобильность, гибкость, готовность к нестандартным ситуациям, близкая к детству позиция, креативность, устойчивость к невзгодам, развитая интуиция, тонкое ощущение человека и тому подобное. Также успех работы волонтера зависит от знания методики проведения уличного социального театра и возрастных и личностных особенностей представителей целевой аудитории [9].

Следовательно, ценность уличного социального театра заключается в том, что он базируется на активном взаимодействии актеров и зрителей, которые имеют возможность не только увидеть проблему со стороны, но и благодаря собственным ресурсам разработать алгоритм, создать модель успешного поведения в сложной, на первый взгляд, безвыходной,ситуации.

Поскольку потенциальные «зрители» обычно не доверяют представителям государственных органов и тяжело идут на контакт, применение в мобильной социальной работе инновационной технологии уличного социального театра направлено на сближение социальных работников с целевой группой на их территории, презентацию социальной проблемы в новом свете, прокламацию гуманистического отношения к жизни. Такая форма работы с различными категориями стимулирует к интенсивному творческому труду, формирует умение видеть социальный мир в контексте живой реальности.

Перспективы дальнейшего исследования уличного социального театра в качестве одной из новых форм мобильной социальной работы обуслов-е лены необходимостью освещения внутренних ор-ц ганизационных моментов создания спектаклей, ^ методики их внедрения в социальную среду, спец° ифики подготовки уличных социальных работников.

STREET SOCIAL THEATER AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGY OF MOBILE SOCIAL WORK

Sheremet A.N.

Higher School of Performing Arts (Konstantin Raikin Theater School)

The problem of homeless people is everywhere in the world. This is evidence of serious problems in society. Abandoned, desocialized, desperate in life, such people become carriers of deviant forms of behavior. Today, mobile social work is becoming more widespread as a way to penetrate the environment of people who are or live on the street. In order to solve their social problems, social workers introduce technologies of street social theater, which allows the target audience to see their problems from the outside and find alternative ways out of difficult situations. Socio-interactive theater is an important tool for the implementation of educational programs within the framework of the concept of "peer-to-peer" and shows that the best method of preventive work is education between peers, when a young person acquires knowledge and acquires social experience in the course of communication with peers - this is exactly the experience gives the school of equal opportunities.

Keywords: social work, social theater, street social theater, mobile social work.

References

1. Brahma, J., Pavarala, V., & Belavadi, V. (2019). Driving Social Change Through Forum Theatre: A Study of Jana Sanskriti in West Bengal, India. Asia Pacific Media Educator, 29(2), 164177. https://doi.org/10.1177/1326365X19864477

2. Cárdenas-Rodríguez, R., Terrón-Caro, T., & Monreal, M. C. (2017). The social theater as a teaching tool for the development of intercultural competences [El Teatro Social como herramienta docente para el desarrollo de competencias interculturales]. Revista de Humanidades (SPAIN), (31), 175-194. https://doi.org/10.5944/rdh.31.2017.19078

3. Ciceo, A., & lonescu, A. (2014). Particularities of the social media communication for the theatres in transylvania. Transylvani-an Review, 23(3), 133-155.

4. Cordero Ramos, N., & Muñoz Bellerin, M. (2019). Social work and applied theatre: creative experiences with a group of homeless people in the city of Seville [Trabajo Social y Teatro Aplicado. Experiencias Creativas con un Grupo de Personas sin Hogar en la Ciudad DE Sevilla]. European Journal of Social Work, 22(3), 485-498. https://doi.org/10.1080/13691457.2017.13662-98

5. Criado, F. L. (2011). Joaquín Dicenta's theater: The other social revolution [El teatro de Joaquín Dicenta: La otra revolución social]. Arbor, 187(752), 1197-1207. https://doi.org/10.3989/ar-bor.2011.752n6014

6. Dutta, M. (2015). Women's Empowerment through Social Theatre: A Case Study. Journal of Creative Communications, 10(1), 56-70. https://doi.org/10.1177/0973258615569951

7. Faigin, D. A., & Stein, C. H. (2015). Community-Based Theater and Adults with Psychiatric Disabilities: Social Activism, Performance and Community Engagement. American Journal of Community Psychology, 55(1-2), 148-163. https://doi.org/10.1007/ s10464-014-9695-6

8. Ferrari, S., Veronelli, A., Nardi, E., & Rivoltella, P. C. (2016). Social & theatre body and identity education in sexting prevention. Comunicazioni Sociali, 2016(2), 261-271.

9. Jennings, S. (2009). Dramatherapy and social theatre: Necessary dialogues. Dramatherapy and Social Theatre: Necessary Dialogues. https://doi.org/10.4324/9780203876367

10. Llamas, C. C., & Del Alba Pedregal Novas, L. (2020). The social theater as a tool for intervention [El teatro social como herramienta de intervención socioeducativa]. Artseduca, (27), 6-18. https://doi.org/10.6035/ARTSEDUCA.2020.27.1

11. Madsen, W. (2018). Raising social consciousness through verbatim theatre: a realist evaluation. Arts and Health, 10(2), 181194. https://doi.org/10.1080/17533015.2017.1354898

12. Polonyi, R. (2021). Disrupting the hierarchy of knowledge production: the case of documenting social theatre in Palestine. Studies in Theatre and Performance, 41(1), 21-39. https://doi. org/10.1080/14682761.2021.1888565

13. Rahman, M. K. A. (2019). Saba social theatre: The solution to the conflict of supernatural characters as a healing process. In-

ternational Journal of Innovation, Creativity and Change, 10(6), 259-269.

14. Ranta-Tyrkko, S. (2010). Theatre as social work in Orissa, India: Natya Chetana's theatre for awareness. Social Work Education, 29(8), 923-927. https://doi.org/10.1080/02615479.2010.5170-2

15. Schinina, G. (2009). Like ham in a temperance hotel: Healing, participation and education in social theatre. Dramather-apy and Social Theatre: Necessary Dialogues. https://doi. org/10.4324/9780203876367-10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.