Библиографический список
1. Клейнер Г.Б. Экономика должна быть гармоничной // Экономика и жизнь. - 2008. - №19.
2. Баймуратов У. О некоторых мифах в экономической теории и о гармоничной экономике
в странах с тремя «D» (продолжение статьи «Общество и его экономика - арена действия закона о гармонии») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aef.kz/virtualforam/fornm/ forum 12/topic153/
Чекмарёв Василий Владимирович
доктор экономических наук Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
tcheckmar@ksu.edu.ru
Юдина Татьяна Николаевна
доктор экономических наук Московский государственный университет имени М.В. Ломаносова
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА ИМПЕРАТРИЦАМИ ЕЛИЗАВЕТОЙ ПЕТРОВНОЙ И ЕКАТЕРИНОЙ (II) АЛЕКСЕЕВНОЙ РОМАНОВЫМИ
В статье исследуются проблемы домостроения в российской державе с позиций современной макроэкономической инстутуциональной теории.
Ключевые слова: институционализация, домостроительство, макроэкономическая институциональная теория.
В XVIII в. две Великие российские императрицы: Елизавета Петровна Романова (годы жизни: 18 декабря 1709 -25 декабря 1761 г.; императрица: 1741-1761 гг.) и Екатерина II Алексеевна Романова (годы жизни: 21 апреля 1729 г. - 6 ноября 1796 г.; императрица: 1762-1796 гг.) продолжили Великие реформы Петра Великого. Каждая из них претворила в жизнь свой имперский проект. Много общего было в их великих институционально-экономических преобразованиях (реформах) и в целом домостроительстве как совершенствовании, строительстве и укреплении Российской империи -Дома-Хозяйства. Их объединяло то, что они окружали себя русскими имперскими людьми, придерживались русских традиций в экономике и одновременно ее модернизировали. Государственными мужами ХУШ в., внесшими свой энциклопедический вклад в экономическую науку и домостроительство, были В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, а также член-корреспондент Российской Академии Наук П.И. Рычков. Их идеями обогатились экономическая наука и практика домостроительства.
Придя к власти 25 ноября 1741 г. Елизавета Петровна I провозгласила возрождение и продолжение дел своего отца и Отца своих верноподданных россиян, Отца Отечества. В монографии «Русские царицы и царевны» констатируется: «Между тем елизаветинское двадцатилетнее цар-
ствование, при ближайшем рассмотрении, является одной из важнейших страниц исторического прогресса в нашей стране. Поэтому существует и другое утверждение, состоящее в том, что Елизавета была образцовой монархиней, в которой соединились все свойства Великой государыни и правительницы» [1, с. 160].
Императрица Елизавета Петровна Романова (после своей коронации 25 апреля 1742 г. в Успенском соборе Кремля) провозгласила курс на дальнейшие социальные и институционально-хозяйственные реформы. Так в ее царствование постепенно меняется статус дворянства как служащего класса; дворян привлекают к предпринимательству, науке. Для развития отечественного предпринимательства императрица Елизавета Петровна подписала в 1760 г. Указ, разрешавший помещикам ссылать на поселение в Сибирь крестьян, с зачетом их за рекрутов. Ранее, в 1746 г. Елизавета Петровна дала разрешение купцам и разночинцам покупать крестьян. Во время царствования Елизаветы Великой происходило освоение природных богатств Сибири, Урала, развитие металлургии и других промыслов. Подготовка и проведение елизаветинских реформ определялись участием таких выдающихся отечественных мыслителей и экономистов, как Шувалов Петр Иванович (1710-1762 гг.), Татищев Василий Никитич (1686-1750 гг.), Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765 гг.), Рычков Петр Иванович
(1712-1777 гг.), Шувалов Иван Иванович (17271797 гг.) и др. В частности, фактически главой елизаветинского правительства был Петр Иванович Шувалов. Он являлся одним из инициаторов и главой исполнительной власти по проведению экономических реформ.
Способ принятия решений в отношении домостроительства в Российской империи императрицей Елизаветой Петровной, которая была Матерью Русского Дома, очень похож на сталинский манер. Действительно, и императрица Елизавета Петровна и «советский император» Иосиф Виссарионович Сталин медлительно, но мудро принимали свои решения, предварительно выслушав высказывания всех тех людей, которые участвовали в выработке государственного решения. Так историк С.М. Соловьев отметил, что, «выслушивая одно мнение, она принимала его и по живости характера не могла удержаться от выражения своего одобрения; не торопясь решать дело по первому впечатлению, она выслушала другое мнение и остановилась на новой стороне дела, приведенная в затруднение, сравнивая и соображая, она, естественно, медлила и тем приводила в раздражение людей, желавших, чтоб их мысль была приведена как можно скорее в исполнение. Они кричали, что императрица не занимается делами государственными, отдает все свое время удовольствиям» [2, с. 163-164]. Однако в этом состояла государственная мудрость Елизаветы Великой, не спешившей принимать государственное решение для общего блага Дома-Хозяйства и Дома-Государства.
Л.Г. Кислягина в своем исследовательском проекте о государственных учреждениях Государства Российского ХУ!-ХУШ вв. [3] определила, что: «правление Елизаветы Петровны отмечено дальнейшей централизацией власти». Великая русская императрица решала единолично не только важные государственные вопросы, но и очень мелкие. Действительно, императрица Елизавета Петровна продолжила Петровское строительство «государской экономии», «доброй економии или домостроительства» (по В.Н. Татищеву).
В период елизаветинского царствования проводились социальные реформы. Их результатом стало строительство инвалидных домов, богаделен, смягчение правовых норм, также фактическая (не юридическая) отмена смертной казни. В 1744 г. Елизавета Петровна Романова утвердила указ Сената «О неотмене смертной казни для
воров, разбойников, убийц и делателей фальшивых денег», однако ни один из людей, приговоренных к смертной казни, не был казнен. «Смертники», наказанные кнутом, становились каторжниками. Через один месяц после восшествия на престол в 1741 г. царица отменила, т.е. простила, недоимки за 1719-1730 гг., затем упразднила До-имочную комиссию при Сенате. Регулярно на 35 копеек снижалась подушная подать. Были прощены недоимки за 1730-1747 гг.
Следует выделить институциональные изменения в Российской империи за период 17411761 гг. Среди этих изменений можно выделить следующие:
- Главной институциональной особенностью отечественного домостроительства того периода стало возрождение и «выращивание» системы петровских институтов и элементов в области государственного хозяйственного устройства, т.е. государственного регулирования экономики, а также одновременное упразднение инородных норм и правил, введенных, «экспортированных» при Бироне. Так был восстановлен прежний статус Сената, т.е. был возвращен Сенат без внешних ведомств: военного, морского и иностранных дел. Сенат ведал только всеми внутренними делами (экономикой, в том числе финансами, культурой и др.). Одновременно он выполнял законодательную и судебную функции власти. Основное институциональное правило Елизаветы Петровны, по мнению историка С.Ф. Платонова, - это управлять Русским Домом - Государством и Домом-Хозяйством в духе Петра Великого, привлекая к государственному управлению русских православных людей.
- Начало университетского и профессионального образования в Российской империи. Именно императрица Елизавета Петровна является главной учредительницей и основательницей Императорского Московского университета (ИМУ) в 1755 г. по проекту Михаила Васильевича Ломоносова. И.И. Шувалов, также один из трех его основателей, стал первым куратором ИМУ. Наряду с Московским университетом была создана гимназия при нем, а также - гимназия в г. Казани. В елизаветинский век просвещения и художеств учреждается Академия художеств в Санкт-Петербурге в 1757 г. (ее название «Академия знатнейших художеств»).
Знаменательным фактом является также то, что в 1742 г. при императрице Елизавете Петров-
не в Академию наук, основанную 28 января / 8 февраля 1724 г в Санкт-Петербурге Указом императора Петра I, был избран великий русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов, внесший огромный вклад в развитие многих отраслей науки и в целом в становление русской науки и оказавший влияние на работу самой Академии Наук. Деятельность АН Российской империи в XVIII в. развивалась преимущественно в области математических и естественных наук, а также изучения природных богатств, пространственной экономики и экономической географии и состава населения; был проведен ряд научных экспедиций.
Наряду с университетским образованием в Российской империи развивается профессиональное образование, кстати это актуальная задача в РФ. В дело подготовки специалистов среднего звена внес русский энциклопедист В.Н. Татищев. Программа подготовки техников, ремес-
ленников, работников для развивающегося мануфактурного производства, в частности, в горнозаводских школах на Урале, изложена В.Н. Татищевым в его статье «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» [4, с. 51-132]. С 1755 г в России издавался первый русский научно-популярный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». В нем печатались экономические материалы, касающиеся вопросов предпринимательства, в частности, купеческой деятельности как одной из его форм, торговли, внутренней и внешней, денег, бухучета и др. [5] В нем публиковались в 1755 г. статьи, касающиеся проблем пространственной экономики, например, П.И. Рычкова «Переписка между двумя приятелями о коммерции [6], состоящая из нескольких писем.
- 30 августа 1756 г по указу императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге был открыт первый русский театр. На языке институциональ-
Рис. 1. Неизменно положительный баланс российской торговли (1742-1785 гг).
Источник: ЦГАДА, Фонд Воронцова, 602-1-59. По данным документа из ЦГАДА в Москве (фонд Воронцова, 602-1-59), который приводит баланс российской торговли, как сухопутной, так и морской. Два непродолжительных ухудшения баланса - в 1772 и 1782 гг., - несомненно, следствие расходов на вооружения. См.: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономия и капитализм XV-XVШ вв. Т. 3. Время мира. - 2-е изд. - М.: Издательство «Весь мир», 2007. - С. 504.
ной экономики о театре можно говорить как об организации, а на языке воспроизводственного хозяйства - как о субъекте непроизводственной сферы, производящим нематериальный, культурный продукт. Таким образом, в век Просвещения петровская «государственная экономия», «добрая економия или домостроительство» дополняется отраслями непроизводственной сферы и/или услуг (образование, наука, культура).
- Важным институциональным фактором укрепления Российской империи являются решения императрицей Елизаветой Петровной вопросов о престолонаследии. Елизавета Петровна никогда не забывала решения Земского Собора 1613 г., вознесшего царя Михаила Федоровича из рода Романовых как Помазанника Божия на Российский престол. Таким образом, императрица Елизавета Петровна укрепляла институт самодержавия.
Среди институциональных изменений следует описать, проанализировать, а, главное, представить синтез елизаветинских институциональных преобразований - реформ.
- Во-первых, они касались торговли, внутренней и внешней. Указами Елизаветы Петровны от декабря 1753 г. и апреля 1754 г. отменялись внутренние таможенные пошлины по всей стране и одновременно увеличились ввозные (импортные) пошлины. Под влиянием реализации елизаветинских таможенных указов и в целом таможенной реформы 1753 г. всероссийский рынок, начало которого было положено при дедушке царицы - императрицы Елизаветы Петровны -царе Алексее Михайловиче Романове - еще в XVII в. и даже ранее в конце XVI в., более эффективно развивался. Протекционистская внешнеэкономическая политика Елизаветы Петровны выразилась в новом таможенном тарифе 1757 г., повышавшем тарифные ставки на импортные промышленные товары. Императрица Елизавета Петровна Романова придерживалась следующего финансового принципа: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». В царствование «дщери Петра» в целом одновременно расширялась и внутренняя, и внешняя торговля. Российская империя имела активный торговый баланс, т.е. положительное сальдо торгового баланса (см. рис. 1).
- Во-вторых, как во времена Великих реформ Петра Великого в Российской империи, так и в период двадцатилетнего царствования Великой дочери Петра I обеспечивался дездефицитный го-
сударственный бюджет, несмотря на то, что велись войны: русско-шведская война (17411743 гг.), Семилетняя война. В Семилетней войне Россия выступила в союзе с Австрией, Францией, Саксонией и Швецией против Англии, Пруссии, Португалии. Чтобы государственная казна не опустошалась, по рекомендации графа П.И. Шувалова возросли косвенные налоги путем повышения цены на соль, вино. Елизавета Петровна воздерживалась от внешнего государственного долга. Продажа соли, вина была монополизирована государством. Повысились доходы государственной казны и за счет прямых налогов, т.е. подушной подати, которая была упорядочена в результате второй ревизии податного населения Российской империи.
- В-третьих, императрица Елизавета Петровна совершенствовала денежное обращение, начатое еще при Петре Великом, проводила денежные реформы. Елизаветинское правительство, возглавляемое П.И. Шуваловым, решило в целом вопросы медных, серебряных и золотых денег в империи. Так медные деньги (монеты) чеканились как в Москве, так и в Екатеринбурге, чтобы не было дефицита в медных монетах на обширном экономическом пространстве России. Денежная реформа в области серебряных денег проявилась в завершении обмена мелких серебряных монет и в чеканке мелких серебряных денег в Москве на Медном дворе на Неглинной. Чеканка 10-рублевых золотых империалов и 5-рублевых полуимпериалов с ноября 1755 г. - свидетельство успешной реализации елизаветинской денежной реформы.
Нововведением в области кредитно-денежной системы явилось открытие в 1754 г. Дворянского банка и в 1757 г. первого Купеческого банка в г. Санкт-Петербурге. В результате этих институционально-экономических новшеств, дворяне и купцы могли получать ссуды под 6% годовых с условием возврата половины самой ссуды и еще половины суммы процентов серебряными деньгами.
- В-четвертых, в период елизаветинского царствования была проведена военная реформа, в результате которой были полностью перевооружены армия и флот, что обеспечило Российской империи блестящие победы, прежде всего под предводительством генералиссимуса А.В. Суворова, не знавшего ни одного поражения на суше, и Святого ныне адмирала Ф.Ф. Ушакова, не имевшего ни одного морского поражения.
- В-пятых, синтезирующим результатом хозяйственных реформ Елизаветы Великой является значительный рост населения, свидетельством чему является перепись того периода подушного населения Российской империи. Есть исследования народонаселения Я.Б. Володарского и Б.П. Вейнберга. Так Володарский рассчитал, что население Российской империи в ХУШ в. увеличилось в 2,4 раза, с 15,5 млн. человек в 1719 г. до 37,2 млн. чел. в 1795 г. [7, с. 578].
Итак, наш анализ показал, что в елизаветинское царствование Российская империя добилась главной цели - роста народонаселения. Проводила сильную социальную политику. Русский Дом-Хозяйство как «государская экономия», «добрая економия или домостроительство» дополнился объектами непроизводственной сферы в области культуры, просвещения и науки. Важный итог - сбалансированные государственные финансы, отсутствие внешнего государственного долга положительный торговый баланс, а также укрепление самодержавия.
Другой Великой императрицей является Екатерина Алексеевна Романова [8, с. 1064]. Императрицу Екатерину II часто называют продолжательницей Петра Великого как за проведенные ею внутренние реформы, так и за присоединенные земли Крыма и других территорий, т.е. за расширение экономического пространства Российской империи. В первые годы царствования, изучив свое государство и порядок управления, Екатерина II убедилась в неизбежности реформирования прежде всего законодательства, т.е. изменении институциональных основ Дома-Хозяйства. Ее домостроительство имело специфические черты.
Развивался Всероссийский рынок. Сильно увеличился вывоз хлеба из Российской империи, возросло число мануфактур. Натуральное хозяйство в своей основе - крепостническое хозяйство -продолжало господствовать. Усилилась борьба между сторонниками крепостничества, выразителем взглядов которых выступал князь М.М. Щербатов [9] (1733-1790 гг.), и представителями торгово-промышленной буржуазии - П.И. Рычковым (1712-1777 гг), М.Д. Чулковым (1743-1793 гг) и др. Дворяне, имевшие монопольное право земельной собственности, требовали для себя монополии и на промышленную разработку недр, на обработку сельхозпродуктов и т.д. Требования дворянства различных монополий было направлено на подрыв предпринимательства куп-
цов и отчасти крестьянства. Предприниматели из числа купцов и богатых крестьян занимали двойственную позицию. С одной стороны, они боролись против дворянских монополий и привилегий, против феодальных ограничений купеческого самоуправления и суда и т.д. С другой стороны, купечество добивалось запрещения дворянам и особенно крестьянам заниматься промышленным предпринимательством и торговлей. Среди отдельной части дворянства стала распространяться идея о необходимости отмены крепостного права и перехода к капиталистическому хозяйству
Императрица Екатерина II понимала, что условия эпохи Просвещения, в которых оказались западные страны и Российская империя, требовали не просто пересмотра, а коренной перестройки законодательства, с одной стороны, на принципах просветительной западной философии и права, с другой стороны, учитывающего нужды различных социальных сословий. Для определения начал нового законодательства Екатерина Великая составила «Наказ» в 1767 г., где изложила свои общие взгляды по всем основным вопросам. Она использовала новые идеи в области политики и права, которые начинали входить в сознание людей в Европе в эпоху западноевропейского Просвещения. Она цитировала Монтескьё, Вольтера, Галлиани, Неккера, Беккария и даже ненавистного ей Руссо, когда это было нужно для подтверждния и аргументации своих положений. Поэтому «Наказ» получился очень либеральным и гуманным. Вольность по «Наказу» «не в том состоит, чтобы делать все, что кому угодно, но она есть право все то делать, что законы дозволяют». Характерной чертой «Наказа» было стремление убедить всех, что для Российской империи наиболее подходящим и одновременно целесообразным хозяйственным строем является по-прежнему домострой с институтом крепостничества, а политическим режимом -самодержавие. Вопрос о крепостном праве свелся в «Наказе» лишь к совету ограничить чрезмерное злоупотребление помещиков в отношении крестьян и к пожеланию стимулировать их труд. «Наказ» был издан на четырех языках (русском, французском, немецком и латинском). Цензура за границей не везде его пропускала как чересчур либеральную книгу.
«Наказ» императрицы Екатерины II Алексеевны Романовой никогда не имел силы действующего закона. Однако он важен как первая по-
пытка в Российской империи положить в основу законодательства выводы и идеи осмысленные, не противоречащие традиционным взглядам просветительской западной философии и права. Во второй, выдержке из «Наказа» Екатерины II своим «верноподданным гражданам» определено, что: «....всякаго честнаго человека въ обществе желание есть, или будетъ видети, все отечество свое на самый вышней степени благополучия, славы, блаженства и спокойствия». Очевидно, что домостроительство нацелено на повышение благополучия человека и общества в целом, а так же на достижение славы, блаженства и спокойствия.
Императрица Екатерина II, сравнивая Российскую империю со Вселенной, считая ее «самобытной», в качестве системообразующегося института называла самодержавие. В 10-й выдерж-
ке «Наказа» Екатерина II писала: «Пространное государство предполагаетъ самодержавную власть въ той особе, которая онымъ править... Какой предлогъ самодержавного правления? Не тотъ, чтобъ у людей отнять естественную ихъ вольность, но чтобы действия ихь направити кь получению самаго большаго ото всех добра.»
Императрица Екатерина II как Мать (Матушка) Дома-Хозяйства заботилась о сохранении и размножении российского народа. Она утверждала: «При великом благополучии государства легко умножается число граждань» (выдержка 272).
Общее государственное строительство по мнению Екатерины II разделяется на политическое и хозяйственное (выдержка 646).
В свою очередь «политическое обьемлеть всецелость народа и вещей...» (выдержка 647).
Таблица1
Динамика численности населения России до начала XX в. (млн. чел.)
Дата Европейская Россия в границах 1914 г. (Б.Ц. Урланис, 1941) В границах России на соответствующую дату (Б.П. Вейнберг, 1915) Я.Е. Водарский (1973) В границах СССР (В.И. Козлов, 1969) В.В. Покшишевский (1970) Оценка ООН (расчет Д. Дюрана, 1967)
5 тыс. лет до н. э. 1
Начало н. э. - - - 5-10 - -
1000 8,5 - - 10-15 13 -
1100 10,0 - - - - -
1200 11,0 - - - 17 -
1300 11,0 - - 10-15 - -
1400 13,0 - - - 17 -
1500 15,5 - 6,5 (сер. XVI в.) 15-20 - -
1600 18,3 8,9 (1613) 7,0 (к. XVI в.) 18-25 22 -
1650 18,3 - 10,5 (1678) - - -
1700 21,0 11,6 (1724) 15,5 (1719) 20-30 25 -
1750 24,0 27,2 (1780) - 25-45 - 42 (31-52)
1800 39,0 43,3 (1819) 37,2 (1795) 40-55 45 56 (46-66)
1850 61,6 65,5 (1846) 74,0 (1858) 65-80 - 76 (66-85)
1863 - 74,8 - - 80 -
1900 111,2 128,3 (1897) 128,9 (1897) 125-135 130 134 (121-140)
Источник: Вейнберг Б.П. Положение центра населенности России с 1613 по 1913. // Известия Русского географического общества. - 1915. - Т. 51. - Вып. 6.; Урланис Б.Ц. Рост населения в Европе. - М., 1941. -С. 414-415; Водарский Я.Е. Население России за 400 лет (XVI - н. XX в.). - М., 1973. - С. 151; Козлов В.И. Динамика численности народов. - М., 1969; ПокшишевскийВ.В. О гипотезе динамики численности и населения СССР за длительный исторический период. История географических значений и историческая география. Этнография. - М., 1970. - Вып. 4; Детерминанты и последствия демографических тенденций. Т. 1. Ч. 1. - С. 5657 (данные американского демографа Д. Дюрана, опубликованные в 1967).
В отношении домостроительства («хозяйственного строительства») императрица Екатерина II утверждала: «Хозяйское строительство имеет следующие предлоги: въ разсуждении начальных оснований строительства надлежитъ хранить безвредными источники онаго, сделать ихъ, если можно, обильнейшими, и почерпать из нихъ, не приводя в скудость и не изсушая их» (выдержка 649).
Екатерина II стремилась к тому «чтобы все расходы, если можно, не превышали доходов» (выдержка 653).
Однако она впервые в истории Российской империи институализировала внешний государственный долг [10].
Мудрейший «Наказ» Екатерины Алексеевны Романовой в пунктах 10, 643 и 949 подтверждает тот факт, что русское хозяйство - это домострой, русская государственность - самодержавие. Домостроительство Екатерины Великой направлено на сохранение и размножение российского народа (см. табл. 1), душеспасительство.
Действительно, в отличие от своих предшественников (русских императоров и императриц XVIII в.) императрица Екатерина II Алексеевна Романова, вступив на российский престол, имела вполне определенное представление об институциональных принципах и целях Дома-Государства и Дома-Хозяйства. Несмотря на то, что в мире господствовали западноевропейские принципы Просвещения XVIII в., «принципы разума», а именно: священное право частной собственности, равенство людей от рождения, построения государства на основе «общественного договора» между гражданами и властью, русская императрица Екатерина II смогла выработать свои «самобытные» принципы «просвещенного абсолютизма». С домостроительством и самодержавием. Императрица Екатерина II Алексеевна следовала принципам домостроительства, не императрицы Елизаветы Петровны, а императора Петра I, отвергая его жесткие, «варварские» методы, предпочитая более либеральные, «просвещенные». Целью Екатерины II была реализация идеи «всеобщего блага», что является традиционным для самодержавия (монархии) через развитую законодательную систему. Эта система должна обеспечивать полноту прав и взаимных обязанностей самодержавной власти и верноподданного народа.
«Правила управления» императрицы Екатерины II, которыми она руководствовалась в сво-
ей деятельности как МАТУШКИ Отечества, следующие:
- «Судите в правду». «Да сотворю суд людям Твоим по Закону Святому Твоему» [11, с. 115].
- Просвещать научно, которой должен управлять.
- Ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
- Способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
- Сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.
- Учредить в государстве хорошую полицию [12, с. 72].
В целом, знаменитый «наказ», составленный самой императрицей Екатериной II стал не только крупнейшим актом целостной государственной политики и законодательной доктрины второй половины XVIII в., но и самобытным выражением теории, в том числе домостроительной, и политики «просвещенного абсолютизма». Плановость, постепенность, последовательность, проработанность, принципиальность («судити в правду»), как главные характеристики деятельности императрицы Екатерины II на поле институциональных преобразований.
Библиографический список
1. Семенкова Т.Г., Карамова О.В. Русские царицы и царевны. Монография. - М.: Компания Алес, 2001. - С. 160.
2. Семенкова Т.Г., Карамова О.В. Русские царицы и царевны. - С. 163-164.
3. Кислягина Л.Г. Канцелярия статс-секретарей при Екатерине II // Государственные учреждения России XVI-XVIII веков. - М., 1991.
4. Татищев В.Н. Избранные произведения / Под общ. ред. С.Н. Валка. - Л.: Наука, 1979. - С. 51-132.
5. Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие. 1755-1757.
6. Рычков П.И. Переписка между двумя приятелями о коммерции // Ежемесячные сочинения. К пользе и увеселению служащие. 1755.
7. Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русское хозяйство / Гл. ред., составитель О.А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2006. - С. 578.
8. Екатерина II: pro et contra / Сост., прим., вступ. статья С.Н. Искюля. - СПб.: РХГА, 2006. -1064 с.
9.О взглядах князя М.М. Щербатова см.: История русской экономической мысли. Т. I. Ч. I. - М.: Госполитиздат, 1955. - С. 465-480; М.М. Щербатов. Соч. Т. I. - СПб., 1896; Т. II. - 1898.
10. Печатается по: Наказ Ее Императорского Величества Екатерины Вторыя, Самодержицы Всероссийския, данный комиссии о сочинении проекта новаго Уложения. - С-Петербургъ: Изд-е
Л.Ф. Пантелеева, 1893. - С. 2-200 (Кроме буквы «ъ», дано современное написание букв).
11. История государственного управления в России: Учебник. - Изд. 4-е, перераб. и доп. / Под общ. ред. Р.Г. Пиохои. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - С. 115.
12. Екатерина II. Наказ // О величии России. -М.: Эксмо, 2006. - С. 72.
УДК 330
Чистяков Сергей Витальевич
кандидат экономических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Основная идея сетевых взаимодействий образовательных учреждений заключается в том, что экономические отношения по производству образовательных продуктов осуществляются не в обезличенном пространстве, наполненном бесконечно большим количеством участников рынка, а в локальном, ограниченном определенным кругом субъектов отношений.
Ключевые слова: сетевая форма, информационно-сетевая культура, сетевой подход, трансформация форм взаимодействия.
Поводом написания настоящей статьи стало, повсеместное распространение сетевых взаимодействий акторов в процессе функционирования современных рынков [7; 9]. Особенно ярко сетевая форма организации экономических отношений проявляет себя на рынке образовательных услуг [2; 15]. Практика осуществления сетевых взаимодействий в высшей школе становится уже общепризнанной. Сошлемся хотя бы на опыт Европейской академической сети деканов фЕА№) [4, с. 115] или на опыт сетевого института экономического образования, в рамках которого сотрудничают Новосибирский, Костромской, Пермский, Казанский государственные университеты, Московский педагогический (все - Россия), Ольденбургский университет (Германия) и университет Париж-8 (Франция). М. Кастельс отмечает, что «согласно закону сетевых структур, расстояние (или интенсивность и частота взаимодействий) между двумя точками (или социальными положениями) короче тогда, когда обе они выступают в качестве узлов в той или иной сетевой структуре, чем когда они не принадлежат одной и той же сети».
Главной характеристикой, определяющей размер сети, является возможность совместного использования условий производства образовательных товаров и услуг (товарного комплекса). При
этом особо следует отметить, что в литературе различают фактический и ожидаемый размер сети [8; 9, с. 500-535], что имеет принципиальное значение с точки зрения экономических интересов производителей/потребителей образовательного продукта [1; 15]. Совпадение (совместимость) фактического и ожидаемого размера сети есть равновесие интересов.
М. Кац и К. Шапиро провели интересный анализ частных и общественных стимулов к сетевой совместимости, результаты которого могут быть адаптированы для анализа сетевых взаимодействий в сфере образования. Вывод: основная идея сетевых взаимодействий образовательных учреждений заключается в том, что экономические взаимодействия по производству образовательных продуктов (товаров и услуг) осуществляются не в обезличенном пространстве, наполненном бесконечно большим количеством участников рынка, а в локальном, ограниченном определенным кругом субъектов отношений. Более четкой и понятной становится структура взаимодействий субъектов сферы образования. При этом каждая из сетей живет по своим локальным правилам, по своей собственной «конституции» [5, с. 83; 12, с. 148]. Причем для членов локальных сообществ внутригрупповые нормы всегда значимее, чем любые нормы, навязываемые извне. Для универ-