Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2011. № 3
К 300-ЛЕТИЮ М.В. ЛОМОНОСОВА т. н. Юдина
ломоносовская модернизация российской империи
В статье М.В. Ломоносов позиционируется как великий русский ученый-энциклопедист, мыслитель, автор имперского проекта социально-экономического процветания России. Показано, что «сохранение и размножение российского народа», по Ломоносову, — главное богатство Российской империи и суть модернизации. В проекте Ломоносова Российская империя представлена как интеллектуальное, культурное пространство, даны основы пространственной экономики.
Ключевые слова. Сохранение и размножение российского народа, «благополучие, слава и цветущее состояние» Российской империи, земское домостроительство, государственная экономика.
In this article M.V.Lomonosov position himself as great Russian scientist-encyclopedist, thinker-designer: "the whole Russia" and "all in Russia". The Empire project of social-economic prosperity is introduced in it. It is shown, that "maintenance and reproduction of Russian nation" by definition of Lomonosov — the main wealth of Russian Empire and the key moment of modernization. In Lomonosov's project Russian Empire is shown as intellectual, cultural space, the basis of spatial economics is given.
Key word. Maintenance and reproduction of Russian nation, prosperity, "fame and prosperity state" of Russian Empire, zemskoe domostroitelstvo, government economy.
Наука в эпоху Просвещения стала силой, определяющей развитие индустриальной, экономической цивилизации, устремленной к обретению человечеством «совершенного блага» и даже «рая» на Земле. Это случилось благодаря экстенсивному росту научного знания (с конца XVII в. объем его удваивался каждые десять—пятнадцать лет). Наука, исторически связанная с техническим прогрессом как эволюционным процессом, а в последующем с научно-технической революцией и с инновационным процессом как процессом революционным, в значительной мере расширяла свое влияние на все сферы человеческой
Юдина Тамара Николаевна — действительный член Академии философии хозяйства, доктор экономических наук, доцент кафедры экономической теории факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: orchidflower@list.ru
жизни и все больше использовалась для построения мировоззрения. В результате этого некоторые мыслители на Западе и в России в век Просвещения (Модерна) вступили на путь противопоставления науки христианству.
Все это привело к искусственному внедрению вражды между верой и наукой, с чем с самого начала своей научной деятельности боролся великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711—1765). И в XXI в., в эпоху Постмодерна, ломоносовское представление о целостности научного познания о природе и обществе, обоснование единства всех областей знания (естественных и социальных), глубоко философски осмысленное, становится вновь актуальным. О величии ломоносовского гения говорят три открытых им и до сих пор не опровергнутых великих закона: всеобщий закон природы (сохранения материи); антропологический закон (сохранения в человеке внутренней свободы); закон сохранения и размножения российского народа.
Ломоносов, закладывая основы российской науки, всегда искал истину, правду, а значит, Бога, поскольку в соответствии с Евангелием сам Бог (Христос) — Правда. Он считал, что истинное познание возможно только на основе единства теории и опыта, а также единства веры православной и науки. Ломоносов писал: «Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший из всех способов к изысканию правды». Предвосхищая воззрения многих ученых наших дней, Ломоносов отмечал: «Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга — видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть то же, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии»1. Действительно, экономикой должны заниматься экономисты, а не церковнослужители, стремящиеся познать экономику (домострой) и отличающие экономику от хрематистики, не отрицая истинных начал.
Первый русский ученый говорил о реальности творения «Божиего мира». Об этом он писал в своем знаменитом «Письме о пользе стекла» в стихах И.И. Шувалову в 1752 г.:
«Под видом ложным сих почтения богов
Закрыт был звездный мир чрез множество веков.
Боясь падения неправой оной веры,
1 О вере и науке. М., 1998. С. 148.
Вели всегдашню брань с наукой лицемеры: Дабы она, открыв величество небес И разность дивную неведомых чудес, Не показала всем, что непостижна сила Единого Творца весь мир сей сотворила»2.
Действительно, М. В. Ломоносов «творцом мира» считал Бога. Он был убежден в том, что чем далее наука идет вперед, тем она все больше открывает Божие величие в творении. Подтверждением этому являются многие открытия ученых в различных областях знаний. Так, знаменитый философ И. Кант обосновал нравственное доказательство бытия Божия. Открытия квантовой физики служат также научным подтверждением бытия Божия. Доктор биологических наук П.П. Горяев утверждает, что ДНК — божественный текст, речь Творца.
В «Утреннем размышлении о Божием Величестве» М.В. Ломоносов писал:
«Творец! Покрытому мне тьмою Простри премудрости лучи И что угодно пред Тобою Всегда творити научи. И на Твою взирая тварь Хвалить Тебя, Безсмертный Царь»3.
Для развития русской науки нужен научный язык. М. В. Ломоносов осознал, установил, нашел меру, которая определяла отношение книжного (церковнославянского) языка и живого великорусского языка в эпоху Просвещения (Модерна). В эпоху Постмодерна эта мера исчезает, поскольку используется не живой великорусский язык, а реформированный русский язык с иностранными словами, «варваризмами». Общение с Творцом через такое слово чрезвычайно затруднено и для «простецов», и для «мудрецов». Ломоносов сожалел, что «варваризмы» «вкрадываются к нам нечувствительно, искажают собственную красоту нашего языка», а также смысловое содержание слова. «Исправление неисправ» касается и современного русского языка, в том числе и в экономической науке. Подытожим наше рассуждение следующими словами Ломоносова: «Да возрастет и российского слова исправность в богатстве, красоте и силе!»4. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, всем своим учением Ломоносов утверждал, что нет «вражды между верой и наукой», что истинная наука, а не лженаука ведет к Богу. Во-вторых, для описания научных явлений, введения в научный оборот категорий, в том числе
2 Ломоносов М.В. Сочинения. М.; Л., 1961. С. 242.
3 Там же. С. 144.
4 Там же. С. 25.
институционально-экономических, необходим научный язык, адекватно их отражающий.
Ломоносов об институтах домостроительства и самодержавия в России. «Русской правдой», исконно отечественными институтами являются два начала — домостроительство и самодержавие. Все русские цари и императоры строили Русский Дом-Хозяйство, в котором были хозяевами-домостроителями. Они в строительстве Дома-Хозяйства опирались на самодержавие. Последний русский император, закончивший полный университетский курс экономики и права на юридическом факультете,5 высшим благом для России считал самодержавие6. Институты домостроительства и самодержавия не нашли теоретического обобщения в специальных работах М. В. Ломоносова. Однако в его поэтических, прозаических, исторических, социально-экономических трудах они присутствуют. Самодержавие и домостроительство — понятия, в советское и в настоящее время стертые из памяти народной и из учебников, постепенно возвращаются (как и предпринимательство).
Для Ломоносова концепция божественного, непререкаемого происхождения монархической власти неотделима от его социально-экономических взглядов. По Ломоносову, любой русский император печется о благе вверенного ему царства-государства — империи, заботится о своих верноподданных, о благе народном, восстанавливает справедливость на Земле — «царскую правду». В опере «Жизнь за царя» поется: «Широко Царево сердце — хватит места всей Руси». Во все времена и у всех народов истинные цари заботились о благе народном (в отличие от партий, которые могут заботиться о благе части народа, ведь parte — часть).
Ломоносова упрекали при жизни и в советское время за то, что в одах он прославлял царей. Однако в этом заключается истинное служение на своем посту каждого верноподданного Российской империи. Именно в многочисленных одах, а также в трудах по истории проявляется истинное отношение этого русского верноподданного ученого к российским императорам.
В своих исторических трудах Ломоносов ниспроверг норманнскую историю происхождения Государства Российского. Это нашло отражение в «Древней Российской истории от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г., сочиненной
5 Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. М., 2003. С. 33.
6 В своей речи 17 января 1895 г. к земским депутациям император Николай II сказал: «Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления; пусть все знают, что я, посвящая все силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный родитель».
Михаилом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской императорской и королевской Шведской академий наук», впервые изданной в 1766 г. посмертно, а также в «Записках и заметках по Русской истории» (1749—1764), «Кратком Российском летописце с родословием» (1760) и др. Ломоносов писал во вступлении к «Древней Российской истории»: «Каждому несчастию последовало благополучие большее прежнего, каждому упадку — высшее восстановление; и к ободрению утомленного народа некоторым Божественным промыслом воздвигнуты были бодрые государи»7.
Россия, по мнению М.В. Ломоносова, «самодержавством (курсив мой. — Т. Ю.) как сначала усилилась, так и после несчастливых времен умножилась, укрепилась, прославилась». В самодержавии, «единона-чальном владении», Ломоносов видел залог «нашего блаженства»8. Ломоносов писал, что «Оскольд и Дир в полянех самодержавство начали, которое потом Ольгой укрепилось». Последовательно Ломоносов стоял на концепции «Москвы — России — Третьего Рима» и даже попытался показать родство Рюриковичей с Римским императором.
Ломоносов утверждал: «...многие римляне преселились к россам на варяжские береги. Из них, по великой вероятности, были сродники коего-нибудь римского кесаря, которые все общим именем Августа, сиречь величественные и самодержцы, назывались. Таким образом, Рурик мог быть коего-нибудь Августа, сиречь римского императора, сродник. Вероятности отрешись не могу, достоверности — не вижу»9. О первом русском царе Иоанне IV Васильевиче Рюриковиче как великом самодержце, сумевшем построить великое Московское царство, в героической поэме «Петр Великий» Ломоносов писал:
«Великий Иоанн, Твой сродник и пример, Что Россов превознес и злых Агарян стер. Он, жертву принося за помощь в бранях Богу, Меж прочими и здесь дал милостыню многу...»10
Самого первого русского императора Петра I Ломоносов представлял как «Монарха, от Промысла избранного человека»11.
В оде императрице Елизавете Петровне (25 ноября 1761 г.) имперский ученый-поэт отмечал:
«Владеешь нами двадцать лет, Иль лутче, льешь на нас щедроты, Монархиня, коль благ совет
7 Ломоносов М.В. Записки по русской истории. М., 2003. С. 27.
8 Там же. С. 28.
9 Там же. С. 67.
10 Там же. С. 275.
11 Там же.
Для россов вышния доброты! О коль к нам склонны Небеса! О коль преславны чудеса!.. Великия Елисавет И силу кажет и державу; Но в сердце держит сей совет: Размножить миром нашу славу, И выше как военной звук Поставить красоту наук»12.
В этой оде Елизавета Петровна Романова представлена как домо-строительница, продолжательница дел своего великого отца — Петра I. От взгляда Ломоносова не ускользнули ее главные дела по совершенствованию Дома-Хозяйства, т.е. домостроительства, а именно: предложение строительства Российской империи — сильная социальная политика, начало просвещения народа, успехи в военных кампаниях. Императрица Елизавета Петровна глубоко хранит православные традиции русского народа.
В «Торжественной оде Екатерине II Алексеевне Романовой на ее восшествие на престол 28 июня (по ст. стилю) 1762 года» Ломоносов прославил Екатерину Великую:
«Внемлите все пределы света И ведайте, что может Бог! Воскресла нам Елисавета: Ликует церьковь и чертог. Она! или Екатерина! Она из обоих едина! Ея и бодрость и восход Златой наукам век восставит И от презрения избавит Возлюбленный российский род»13.
Самодержавие как монархическая государственность основывается на выполнении Закона Божия и его заповедей, «правды». «Правда» — это клеточка и институт Домостроя всего нашего «земного домостроительства» как «образа Первообраза» «небесного домостроительства». Ломоносов законы Екатерины II трактовал с позиции отечественного институционализма и домостроительства:
«Услышьте, судии земные И все державные главы: Законы нарушать святые
12 Там же. С. 115, 120.
13 Там же. С. 122.
От буйности блюдитесь вы И подданных не презирайте, Но их пороки исправляйте Ученьем, милостью, трудом Вместите с правдою щедроту, Народну соблюдайте льготу, То Бог благословит ваш дом»14.
В этих ломоносовских строках прописаны институты Русского Дома-Хозяйства: общее благо, светский закон как образ Первообраза Закона Божия, труд как добродетель, правда как справедливость, Дом-Хозяйство, Дом-Государство, Государство-Правда. Ломоносов пишет о необходимости их полной институциализации в Российской империи во времена Екатерины II. Описание институциональных основ Русского царства, домостроительства и самодержавия Ломоносовым является базой постижения реальности Российской империи в целом. Россия предстает образом Неба. Ломоносов писал: «И Небу равная Россия казала дел коль много звезд»15. Ломоносовские институты самодержавного Дома-Хозяйства еще раз подтверждают наш вывод о «самобытности» России, выполняющей конкретную, единственную в своем роде цивилизационную и институциональную миссию.
Имперский проект социально-экономического процветания России имперского ученого М. В. Ломоносова. Ломоносов глубоко верил во вселенское предназначение России, в ее процветание. Для Ломоносова Российская империя — это интеллектуальное, культурное, экономически процветающее пространство. Однако сегодня Российская Федерация предстает перед Западом как набор чисел по М. Делягину: 2%, 14%, 35% (где 2% — это доля населения России в населении мира; 14% — это размер территории РФ в мировом пространстве, а 35% — это российская часть в мировых запасах природных ресурсов). Отсюда следует сырьевая направленность (модель) экономического развития РФ. Имперский проект, социально-экономические воззрения Ломоносова, автора семи научных диссертаций (беспрецедентное явление в научном мире), определены на основе ряда его произведений и высказываний. Они имеют актуальное значение для отечественной экономической мысли и в целом для русского проекта в эпоху глобализации. В них М.В. Ломоносов предстает как сторонник учения о домостроительстве и философии хозяйства.
Следует подчеркнуть, что «первый наш Университет» (по А.С. Пушкину), сам Ломоносов, был не только философом хозяйства, но и философом химии, философом физики, философом механики и т.д. Ломоносов всегда изучал, осмысливал реальность. Его учения,
14 Там же. С. 126.
15 Там же. С. 120.
проекты нельзя отнести ни к материалистическим, ни к идеалистическим, они всегда являются реалистическими. Его научный метод, с помощью которого он изучал реальность, разрабатывал проекты, служит и сегодня общим научным методом познания и создания реальных проектов.
Проект Ломоносова: Российская империя как интеллектуальное, культурное пространство. Частью имперского проекта Ломоносова в области наращивания человеческого капитала, являющегося одновременно духовно-нравственным капиталом в отечественной традиции, выступает его проект учреждения Императорского Московского университета. В письме И.И. Шувалову (июнь—июль 1754 г.) М.В. Ломоносов писал: «...ежели Московский университет по примеру иностранных учредить намеряетесь, что весьма справедливо, то желал бы я видеть план, вами сочиненный. Но ежели ради краткости времени или ради других каких причин того не удостоюсь, то уповая на отеческую вашего превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении Московского университета кратко вообще. 1) Главное мое основание... чтобы план Университета служил во все будущие роды... 2) Профессоров в полном университете меньше двенадцати быть не может в трех факультетах
В Юридическом три...
В Медицинском 3 же...
В Философском шесть...
3) при Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян»16.
25 ноября 1747 г. Ломоносов написал свою знаменитую оду «Царей и царств земных отрада», в которой прославил науку и мирное процветание Российской империи.
Вполне справедливо в качестве интеллектуальных проектов Ломоносова перечислить следующие: проект исследования земных недр, т.е. проект Геология17; проект Механика; проект Химия; проект География; проект Метеорология; проект Демография; проект История и др. В целом — это проект «Русская наука». Во всем многообразии, глубине и широте русская наука предстает в качестве составляющей русской и одновременно и мировой культуры. Ломоносов подчеркивал национальные традиции русской науки, не оторванные от истинной мировой науки, открывал самостоятельный путь развития русской национальной культуры, открытой для мировой культуры, определял ее институциональные основы (прежде всего в виде неформальных правил: традиций, привычек, обычаев, а также организаций).
16 Ломоносов М.В. Избранная проза. М., 1980. С. 173.
17 М.В. Ломоносов прописывал названия наук с больших букв.
Первый русский академик М.В. Ломоносов создает одушевленный образ Родины-Матери в «Слове о пользе химии». Для него Русское царство — Российская империя — одушевленное, одухотворенное, культурное, интеллектуальное пространство. Ломоносов обосновал и показал в реальной действительности, что Россия способна создавать интеллектуальный продукт, наращивать Отечественное интеллектуальное одухотворенное богатство, включающее человеческий капитал (в современном смысле этого понятия по Г. Бэккеру), одновременно являющийся и духовно-нравственным, поскольку истинная отечественная наука имеет православные корни и дух.
«Благополучие, слава и цветущее состояние» Российской империи. В 1752 г. благодаря «господину советнику М.В. Ломоносову» была снята копия с оставшейся не арестованной рукописи И.Т. Посошкова под названием «Книга о скудости и богатстве» (1724). Значение этого подвига ученого со временем только увеличивается. Как известно в настоящее время широкому кругу наших современников в России и зарубежом, первый русский экономист, по сути являющийся и первым экономистом в мире, Иван Тихонович Посошков сумел создать в первой четверти XVIII в. полное учение о богатстве как вещественном, так и невещественном.
Ломоносов, готовясь к написанию большого социально-экономического трактата, который должен был состоять из восьми глав, опирался на учение И.Т. Посошкова о невещественном богатстве — «правде» и домостроительстве («домостройстве»). Анализ плана данного трактата М.В. Ломоносова и написанной им только первой и единственной его главы «О размножении и сохранении российского народа» позволяет найти общее и специфическое в социально-хозяйственных и институционально-экономических воззрениях И.Т. Посошкова и М.В. Ломоносова. Ломоносов в сохранении и размножении российского народа видел не только национальный мегапроект «Демография» (как в современных условиях). В росте населения российской империи Ломоносов видел главное богатство Дома-Хозяйства. Он представляет собой народ «Москвы—Третьего Рима», он может воспроизводить человеческий, а также духовно-нравственный капитал. «Исправление неисправ» как у Посошкова, так и у Ломоносова касалось прежде всего духовной сферы, а также тех сфер человеческой жизнедеятельности, тех институтов, где создается невещественное богатство — «правда»: это духовенство, воинство, судейство. Так, М.В. Ломоносов в «примечаниях» (об обязанностях духовенства) писал: «Ежели надлежащим образом духовенство должность свою исполнять будет, то благосостояние общества несравненно и паче чаяния возвысится, затем что, когда добрые нравы в народе через учение и вкоренения страха усилятся, меньше будет преступлений, меньше челобитья, меньше ябедников, меньше затруднений в
судах и меньше законов. Хорошо давать законы, ежели их исполнять кому»18. И Посошков, и Ломоносов рост материального, вещественного благосостояния народа связывали с ростом невещественного богатства — «правды», как истины во благе, истины в деле, истины в образе, справедливости, а также праведных законах они понимали и царскую правду. Неистинное служение духовенства (как производителей невещественного богатства — правды) русской православной церкви станет одной из главных причин свержения монархии, самодержавия в Российской империи в феврале 1917 г.19
В «Трудах по географии» (1763—1765) Ломоносов определяет цель имперского проекта социально-экономического процветания Российской империи, ее государственной политики. Это «благополучие, слава и цветущее состояние» страны. Одновременно он показывает пути достижения цели: «Первое — от внутреннего покоя, безопасности и удовольствия подданных, второе — от победоносных действий против неприятеля, с заключением прибыточного и славного мира, третье — от взаимного сообщения внутренних избытков с отдаленными народами через купечество»20. Ломоносов утверждал, что «российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном»21. В работе «Первые основания металлургии или рудных дел» Ломоносов заключал, что «металлургия —...предводительница к
сему внутреннему богатству», «в северных недрах пространно и богато
22
царствует натура»22.
Магистральным путем к социально-экономическому процветанию Российской империи Ломоносов считал обеспечение независимости, самостоятельности России. Основой этому является всестороннее развитие производительных сил в эпоху развития всероссийского рынка, промышленных революций в мире, экспансии западноевропейского торгового капитала. Имперский проект Ломоносова включал и прогрессивное, эффективное развитие сельского хозяйства с использованием достижений аграрных наук, в частности отраженных в «Лифляндской экономии». Свой аграрный проект М.В. Ломоносов назвал «Мнение о учреждении государственной коллегии земского домостроительства» (1763)23. Государственный институт земского домостроительства должен заботиться, по мнению автора проекта, не только о земледелии, но и о лесах, дорогах, каналах, деревенских
18 Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т. 6. М., 1952. С. 402.
19 См.: Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г. ). М., 2007. С. 532.
20 Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 422.
21 Там же. С. 498.
22 Там же. С. 261.
23 См.: История русской экономической мысли / Под. ред. А.И. Пашкова. М., 1955. Т. I, ч. I. С. 412.
ремеслах, экспортных ресурсах страны, что сегодня называется «пространственной экономикой» (ранее — размещением производительных сил). Ломоносовым был открыт новый уровень, аспект домостроительства, а именно «земского домостроительства».
Процветание империи обеспечивают и торговля, внутренняя и внешняя, и развитие купечества. Ломоносов выступал за активный торговый баланс страны, за проведение протекционистской политики. По мнению Ломоносова, государство должно поощрять экспорт избытка продуктов отечественного производства над внутренними потребностями страны. Ломоносов не поощряет всякий экспорт, он четко дает институционально-экономическое обоснование своего проекта развития внешней торговли. Оно заключается в том, чтобы не ущемлять интересы нашего Отечества, не ослаблять экономическую независимость, ликвидировать отсталость, а также в неприятии всех «правил игры», которые выработал западноевропейский торговый капитал.
Ломоносов в рамках большого имперского проекта социально-экономического процветания Российской империи выдвинул научно обоснованный проект Северного морского пути, теоретически доказал проходимость Северного Ледовитого океана. Свои идеи о торговом мореплавании из Архангельска в Индию он обосновал в «Письме о северном ходе в Ост-Индию Сибирским океаном» (1755), а также в «Кратком описании разных путешествий по северным морям и показании возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» (1763). Гениальность данного проекта Ломоносова подтвердилась уже в XX в., когда его идеи эксплуатации Северного морского пути осуществились в СССР. М.В. Ломоносов стоит у истоков развиваемой в XXI в. «пространственной экономики» и «географической экономики».
Таким образом, Ломоносов выдвигает свой имперский проект социально-экономического процветания Российской империи на основе разрабатываемой им модели культурного, интеллектуального, хозяйственного развития Земли Русской, наделенной несметными природными сокровищами и человеческими талантами — модели домостроительства и самодержавия. М.В. Ломоносов последовательно придерживался теории божественного непререкаемого происхождения монархической власти и домостроительства. Его проект является не проектом частного интереса, а проектом реальности. Энциклопедич-ность взглядов Ломоносова позволяет ему быть конкурентоспособным и востребованным в XXI в., во-первых, при реализации национальных проектов (в частности национального мегапроекта «демография»), во-вторых, в определении, в вековом поиске национальной модели хозяйственной системы России, в-третьих, в развитии философии хозяйства как мегазнания, в «исправлении неисправ».
Вместо заключения отрывок из письма М.В. Ломоносова И.И. Шувалову от 1 ноября 1761 г.
«Все оные по разным временам замеченные порознь мысли подведены быть могут, как мне кажется, под следующие главы:
1. О размножении и сохранении российского народа.
2. О истреблении праздности.
3. О исправлении нравов и о большем народа просвещении.
4. О исправлении земледелия.
5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств.
6. О лучших пользах купечества.
7. О лучшей государственной экономии.
8. О сохранении военного искусства во время долговременного мира.
...Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».
список литературы
Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г. ). М., 2007.
Ломоносов М.В. Сочинения. М.; Л., 1961.
Ломоносов М.В. Записки по русской истории. М., 2003.
Ломоносов М.В. Избранная проза. М., 1980.
Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т 6. М.; Л., 1952.
История русской экономической мысли / Под. ред. А.И. Пашкова. М., 1955. Т I, ч. I.
О вере и науке. М., 1998.
Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. М., 2003.