ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 34:324
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-80-82 NIION: 2015-0066-5/21-081 MOSURED: 77/27-011-2021-05-280
Институт референдума в системе народовластия
Евгения Александровна Жигалова1, Юрий Владимирович Шелегов2
1 2 Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, Россия
1 razrl5@rambler.ru
2 shelegoff@list.ru
Аннотация. Декларируется исключительность сущности референдума в сравнении с остальными формами свободного выражения воли граждан, а также приводятся основания, которые свидетельствуют о несовершенстве существующих подходов его использования на практике. Сделан вывод о том, что это особая форма принятия важнейших государственных решений, но его использование в большей степени зависит от активности самого населения и его заинтересованности в расширении демократических основ построения общества.
Ключевые слова: государство, общество, референдум, всенародное голосование, выбор, демократия, суверенитет, плебисцит
Для цитирования: Жигалова Е. А., Шелегов Ю. В. Институт референдума в системе народовластия // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 80-82. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-80-82.
Original article
Institute of referendum in the population system
Evgeniya A. Zhigalova1, Yuri V. Shelegov2
1 2 East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russia
1 razr15@rambler.ru
2 shelegoff@list.ru
Abstract. The article declares the uniqueness of the essence of the referendum in comparison with other forms of free expression of the will of citizens, and also provides grounds that indicate the imperfection of existing approaches to its use in practice. The conclusion is made that it is a special form of making the most important state decisions, but its use largely depends on the activity of the population itself and its interest in expanding the democratic foundations of building society.
Keywords: state, society, referendum, popular vote, choice, democracy, sovereignty, plebiscite
For citation: Zhigalova E. A., Shelegov Yu. V. Institute of referendum in the population system // Bulletin of economic security. 2021;(5):80-2. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-80-82.
В настоящее время референдум признается одной из самых эффективных и, что главное, честных социально-правовых форм проявления демократии в современном мире, позволяющих наиболее максимально отражать запросы общества, а также развивать в гражданах важные электоральные качества, и формировать в них ответственность за собственный выбор.
Референдум как институт народовластия используется в современной практике управления государственными делами достаточно редко, однако это использование часто носит не реакционный характер, а
© Жигалова Е. А., Шелегов Ю. В., 2021
правовосстановительный. Дело в том, что его механизмы напрямую связаны с волей населения, где постановка вопроса в ее реализации граничит с такими составляющими, как: необходимость, важность, неизбежность и стратегичность. Это обусловлено самим значением понятия «референдум», которое при переводе с латинского означает «то, что должно быть сообщено» [3, с. 109]. Этот факт ставит перед исследователями вопрос, насколько аспекты управления обществом значимы для его развития, а также какие именно формы могут удовлетворить возникший по данному поводу общественный интерес?
JURISPRUDENCE
Согласно положениям Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации», отечественный законодатель определяет референдум в качестве источника проявления всенародного голосования по вопросам государственного значения со стороны тех, кто на законодательном уровне обладает правом принимать в нем участие (ст. 1 ФКЗ) [1, с. 162].
На основе приведенной дефиниции возможно выделить основные признаки рассматриваемого явления:
- референдум - это, прежде всего, непосредственное участие в управлении делами государства со стороны каждого гражданина в отдельности;
- в основу его реализации на практике положен принцип учета большинства тех, кто наделен избирательными правами и делает это посредством голосования (участия в голосовании);
- в ходе референдума принимаются важнейшие вопросы государственного значения, форматирование (изменение) последствий которых в дальнейшем возможно исключительно путем применения аналогичной меры;
- после принятия того или иного решения для его законодательного закрепления (вступления в силу) не требуется инициатива со стороны какого-либо органа или должностного лица; его окончательным этапом является промульгация (официальное опубликование результатов).
В свою очередь, в зависимости от характера (сложности) поставленного вопроса, референдумы делятся на императивные и консультативные; утверждающие и отвергающие [2, с. 26]. В зависимости от предмета референдума выделяются: конституционный (проводится для принятия конституции. Примером чему является ситуация, связанная с принятием Конституции России 1993 года) и законодательный (необходим для внесения в ту же конституцию важнейших изменений. В частности, в 2020 году был проведен референдум по принятию и внесению в Основной закон государства ряда поправок); международно-правовой (для установления границ международного влияния); административный (проводится по вопросам определения территориальной целостности и установления суверенитета) [4, с. 42].
Основной проблемой при реализации прав граждан, при участии в таком мероприятии как референдум, является то, что не всегда вопросы, которые выносятся на голосование, являются понятными для его участников. Это, с точки зрения правильности определения последствий выбора конкретной позиции, может формировать явный признак недоверия населения к данному институту. К примеру, особой отличительной чертой референдума от остальных институтов проявления демократии является то, что
при постановке вопроса граждане, по общему правилу, должны отвечать либо - «да», либо - «нет». При этом постановка вопроса не должна быть сложной и обязана нести в себе изначальную ясность затрагиваемых (предлагаемых) решений. Однако на практике данный аспект носит крайне неустойчивый характер, тем более, что законодательно, вынесение вопроса на предварительную оценку не предусмотрено. В результате активная часть населения, призываемая инициаторами проведения референдума, не может сориентироваться в логике поставленного вопроса и путем выбора правильно определить судьбу того или иного института.
Так, по результатам заявленных конституционных поправок 2020 года, были приняты решения о разграничении полномочий некоторых государственных органов. Однако, несмотря на положительные рецензии ряда представительных органов, а также высшей судебной конституционной инстанции страны в данном вопросе, для граждан так и осталось неясным - для чего данные преобразования нужны, и самое главное, какое именно благотворное влияние будет оказано данными изменениями на жизнь самого общества. Вместе с тем справедливо-критичное отношение в этом аспекте может быть сформировано исключительно путем предварительной оценки со стороны не только прогосударственных инстанций, но и путем вынесения каждого вопроса на общественное обсуждение. То есть становится очевидным, что указанный институт не должен существовать и использоваться «вслепую», а принятие тех или иных решений не должно вноситься в ранг государственного значения безо всяких причин.
Таким образом, мы видим, что референдум -это особая демократическая форма, реализация которой обусловлена рядом общих и специальных признаков, где главным, по-прежнему, может быть только один - свободное выражение своей воли. Учет и верная оценка данного признака и есть задача законодателя при правовом определении условий функционирования референдума в современном обществе.
Список источников
1. Агакишиев, Э. Г. Конституционно-правовое обеспечение местного референдума в Германии, Швейцарии и России : дис. ... канд. юрид. наук. специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право // М., 2021. 162 с.
2. Жидяева, Е. С. Правовая характеристика референдума / Е. С. Жидяева, В. В. Шевчук // StudNet. 2021. Т. 4. № 6.
3. Критика поправок к конституции : мнение эксперта // [Электронный источник]. Официальный
№ 5/2021
Bulletin of economic security
81
сайт «ИА REGNUM». Доступ: https://regnum.ru/news/ polit/2987929.html (дата обращения: 16.10.2021).
4. Новиков, Е. В. К вопросу о местном референдуме в Российской Федерации // Эффективность государственного и муниципального управления: современные вызовы и проблемы : Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, Иркутск, 25 февраля 2021 года / Отв. редактор А. Г. Самусевич. Иркутск : Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2021. С.39-43.
References
1. Agakishiev E. G. Constitutional and legal support of local referendum in Germany, Switzerland and Russia : dis. ... cand. of legal sciences. specialty 12.00.02 - constitutional law; constitutional litigation; municipal law // M., 2021. 162 p.
2. Zhidyaeva E. S. Legal characteristics of the referendum. E. S. Zhidyaeva, V. V. Shevchuk // StudNet. 2021. T. 4. No. 6.
3. Criticism of amendments to the constitution : expert opinion // [Electronic source]. Official site of «IA REGNUM». Access: https://regnum.ru/news/ polit/2987929.html (accessed: 16.10.2021).
4. Novikov E. V. On the question of a local referendum in the Russian Federation // Efficiency of state and municipal administration: modern challenges and problems : Materials of the interuniversity student scientific-practical conference, Irkutsk : February 25,
2021 / Ed. editor A. G. Samusevich. Irkutsk : Irkutsk Institute (branch) VSUYu (RPA of the Ministry of Justice of Russia), 2021. P. 39-43.
Библиографический список
1. Ермолаев, Н. С. К вопросу о развитии законодательства, регламентирующего подготовку и проведение референдума в советский и современный период // Научно-практические исследования. 2021. № 2-2(37). С. 12-15, и др.
2. Дзядевич, Е. В. Референдум как форма непосредственного правотворческого участия общественности // Крымский Академический вестник. 2021. №17. С. 273-277, и др.
3. Нефедов, К. В. Референдум как форма непосредственного осуществления народовластия : понятие, виды // Вестник научной мысли. 2021. № 3. С. 108-115.
Bibliographic list
1. Ermolaev, N. S. On the development of legislation regulating the preparation and conduct of a referendum in the Soviet and modern period // Scientific and practical research. 2021. No. 2-2 (37). P. 12-15, etc.
2. Dzyadevich, E. V. Referendum as a form of direct lawmaking public participation // Crimean Academic Bulletin. 2021. No. 17. P. 273-277, etc.
3. Nefedov, K. V. Referendum as a form of direct implementation of democracy : concept, types // Bulletin of scientific thought. 2021. No. 3. P. 108-115.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторах
Е. А. Жигалова - научный сотрудник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Восточно-Сибирского института МВД России;
Ю. В. Шелегов - заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат юридических наук.
Information about the authors
E. A. Zhigalova - Staff Scientist of Research and Publishing Department the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;
Yu. V. Shelegov - Deputy Head of the Department of State and Legal Disciplines, the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 23.10.2021; одобрена после рецензирования 29.11.2021; принята к публикации 10.12.2021.
The article was submitted 23.10.2021; approved after reviewing 29.11.2021; accepted for publication 10.12.2021.