Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕФЕРЕНДУМА'

ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕФЕРЕНДУМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1229
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
референдум / демократия / государство / управление / общество / развитие / правовой институт / referendum / democracy / state / governance / society / development / legal institution

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жидяева Елена Сергеевна, Шевчук Владислав Витальевич

В настоящей статье будет дана правовая характеристика референдума. Демократические преобразования современного общества, формирование в России правового государства обусловливают совершенствование форм участия населения в управлении государством и решении вопросов местного значения. В сложившейся ситуации повышается роль институтов непосредственной демократии, в частности референдума. Именно с помощью референдума граждане государства свободно осуществляют народовластие, поэтому на данном этапе развития России представляется необходимым исследование указанного правового института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CHARACTERISTICS OF THE REFERENDUM

This article will give a legal description of the referendum. The democratic transformations of modern society, the formation of the rule of law in Russia, determine the improvement of the forms of participation of the population in the management of the state and the solution of local issues. In the current situation, the role of direct democracy institutions, in particular, the referendum, is increasing. It is with the help of a referendum that the citizens of the state freely exercise the rule of the people, so at this stage of Russia's development, it seems necessary to study this legal institution.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕФЕРЕНДУМА»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2021

ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕФЕРЕНДУМА

LEGAL CHARACTERISTICS OF THE REFERENDUM

УДК 342

Жидяева Елена Сергеевна, кандидат социологических наук, Доцент кафедры Педагогики и межкультурных коммуникаций Негосударственное аккредитованное некоммерческое частное образовательное учреждение высшего образования «Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар)»

Шевчук Владислав Витальевич, студент Негосударственное аккредитованное некоммерческое частное образовательное учреждение высшего образования «Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар)»

Zhidyaeva Е.8. Zhidyaeva_Elena@mail.ru 8ЬеуеЬик У.У. vlad.shevchuk01 @mail.ru

Аннотация

В настоящей статье будет дана правовая характеристика референдума. Демократические преобразования современного общества, формирование в России правового государства обусловливают совершенствование форм участия населения в управлении государством и решении вопросов местного значения. В сложившейся ситуации повышается роль институтов непосредственной демократии, в частности - референдума. Именно с помощью референдума граждане государства свободно осуществляют народовластие, поэтому на данном этапе развития России представляется необходимым исследование указанного правового института.

Annotation

This article will give a legal description of the referendum. The democratic transformations of modern society, the formation of the rule of law in Russia, determine the improvement of the forms of participation of the population in the management of the state and the solution of local issues. In the current situation, the role of direct democracy institutions, in particular, the referendum, is increasing. It is with the help of a referendum that the citizens of the state freely exercise the rule of the people, so at this stage of Russia's development, it seems necessary to study this legal institution.

Ключевые слова: референдум, демократия, государство, управление, общество, развитие, правовой институт.

Keywords: referendum, democracy, state, governance, society, development, legal institution.

Референдум, как важнейший институт народовластия имеет определяющее значение для современного российского конституционализма, определения направления развития общества и государства, он призван обеспечивать свободное волеизъявление граждан по самому широкому спектру вопросов.

Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет немало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны

[3].

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим

непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы [5].

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ, демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме [7].

Конституция РФ придает исключительное значение референдуму, дважды упоминая его в главах первой и второй, что составляет отличительную особенность ее содержания. Это можно объяснить стремлением разработчиков Конституции Российской Федерации подчеркнуть демократичность ее содержания, значением референдума как общечеловеческой ценности, формы выражения общественного мнения, способа принятия важных нормативно-правовых актов, инструмента реализации народовластия как основы конституционного строя [1].

В отличие от выборов, где избиратели выбирают своих представителей в законодательный орган государственной власти для решения от имени народа важных вопросов государственной жизни, референдум позволяет самому народу напрямую решать эти вопросы. Роль референдума как высшего непосредственного выражения воли и власти народа подтверждается императивным характером принимаемых на референдуме решений, которые являются общеобязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении. В связи с этим порядок реализации референдума регулируется не обычным федеральным законом, а федеральным конституционным законом [6].

Организация референдума аналогична организации выборов (списки избирателей, избирательные комиссии или комиссии по референдуму, регулирование пропаганды и агитации по вопросам референдума, подведение итогов и т.д.), но в данном случае избиратель голосует не за какую-либо

кандидатуру или список кандидатов, а за предложение, содержащее проект решения какого-либо вопроса. Как и на выборах, бесплатно предоставляется эфирное время и место в периодических изданиях политическим группировкам, выступающим за или против предлагаемого решения (время и место в изданиях предоставляется всем поровну или, как в Испании, пропорционально численности парламентских фракций).

Голосование осуществляется только с помощью официальных бюллетеней, изготовленных уполномоченными на то государственными органами (на выборах могут использоваться и неофициальные бюллетени). Прибегают также к избирательным машинам, специальным ЭВМ. Если по закону голосование на выборах является обязательным, то оно обязательно и для референдума [4].

Определение итогов референдума является очень важной процедурой. Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них (50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами.

Результаты референдума оформляются в итоге подсчета голосов и определения результатов голосования по вынесенному вопросу (вопросам). Нередко никаких иных актов о собственно референдуме не принимается: на основе его результатов издаются необходимые законы и акты исполнительной власти, вносятся определённые положения в конституцию или учитываются его итоги при подготовке проекта [2].

Также существует ответственность за нарушение законодательства о референдуме Российской Федерации. Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации его права на участие в референдуме Российской Федерации путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов референдума Российской Федерации, заведомо неправильного подсчета

голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, или иным путем, либо препятствующие работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума Российской Федерации и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на референдуме Российской Федерации, несут административную или уголовную

ответственность в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, институт референдума занимает особое место в политической жизни, его исход во многом определяет дальнейшее развитие государства на несколько лет. Референдум может изменить если не характер государственной власти, то характер и направление ее деятельности. На референдуме могут решаться ключевые вопросы жизни и одобрение на референдуме какого-то проекта решения придает ему высшую юридическую силу, ибо речь идет о прямом волеизъявлении народа. Одновременно это означает и поддержку существующей государственной власти, ее легитимацию, факт удостоверения ее соответствия чаяниям и интересам народа, большинства населения. В современных условиях стержнем для формирования и эффективного действия института референдума, должно стать обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать.

Литература

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2017. - 800 с.

2. Веденеев Ю.А. Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации политико-правовой и технологические аспекты.// Государство и право. 2018. №8 - С.3.

3. Зимон Г. Заметки о политической культуре в России. // Вопросы философии. 2019. №2 - С. 27-32.

4. Катков Д.Б. Конституционное право России М. «Юриспруденция».2018. -108 с.

5. Марченко М.Н. Референдум, как форма непосредственной демократии // Вестн. Моск.ун-та. сер. 11, Право., 2017. №6 - С.14.

6. Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований // Социс. 2018. №10 - С.12.

7. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации».

Literature

1. Baglay M. V. Constitutional law of the Russian Federation. - M.: NORM-INFRA-M, 2017. - 800 p.

2. Vedeneev Yu. A. Lysenko V. I. Electoral process in the Russian Federation political-legal and technological aspects.// State and law. 2018. No. 8-p. 3.

3. Zimon G. Notes on political culture in Russia. // Questions of philosophy. 2019. No. 2-pp. 27-32.

4. Katkov D. B. Constitutional law of Russia M. "Jurisprudence".2018. - 108 p.

5. Marchenko M. N. Referendum, as a form of direct democracy. Mosk.un-ta. ser. 11, Pravo., 2017. No. 6-p. 14.

6. Platkovsky V. V. The referendum in Russia: results of democratic transformations / / Socis. 2018. No. 10-p. 12.

7. Federal Constitutional Law No. 5-FKZ of 28.06.2004 (as amended on 18.06.2017) «On the Referendum of the Russian Federation».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.