Научная статья на тему 'Местный референдум'

Местный референдум Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2728
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL REFERENDUM / MUNICIPAL LAW / LOCAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шакирова Залия Вакилевна

На основе анализа теоретической базы и практики применения права на местное самоуправление, в статье рассматривается одна из основных форм народовластия, закрепленная в Законе местный референдум. В работе выявлены некоторые пробелы в законодательстве, которые касаются вопросов для вынесения на местный референдум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local referendum

Based on the analysis of the theoretical base and practice of applying the right to local self-government, the article considers one of the main forms of democracy, a local referendum enshrined in the Law. The work revealed some gaps in the legislation that govern the conduct of a local referendum.

Текст научной работы на тему «Местный референдум»

Местный референдум Local referendum

Шакирова Залия Вакилевна

Студент 2 курса Факультет Юридический Институт Права, Башкирский Государственный Университет

Уфа

e-mail: Zaliyushka25@gmail.com

Shakirova Zaliya Vakilevna

Student 2 term Faculty of Law Institute of Law, Bashkir State University

Ufa

e-mail: Zaliyushka25@gmail.com

Аннотация.

На основе анализа теоретической базы и практики применения права на местное самоуправление, в статье рассматривается одна из основных форм народовластия, закрепленная в Законе местный референдум. В работе выявлены некоторые пробелы в законодательстве, которые касаются вопросов для вынесения на местный референдум.

Annotation.

Based on the analysis of the theoretical base and practice of applying the right to local self-government, the article considers one of the main forms of democracy, a local referendum enshrined in the Law. The work revealed some gaps in the legislation that govern the conduct of a local referendum.

Ключевые слова: Местный референдум, Муниципальное право, Местное самоуправление.

Key words: Local referendum, Municipal law, Local government.

Актуальность темы данной статьи обуславливается необходимостью увеличения эффективности и совершенствования местного самоуправления в тесной взаимосвязи с формированием и развитием гражданского общества в нашей стране. Основной Закон РФ характеризует местное самоуправление в качестве важнейшей составляющей основ конституционного строя, как в качестве самостоятельной формы реализации гражданами принадлежащей им власти в муниципальных образованиях. Исходя из этого, местное самоуправление выступает наиболее значимым звеном в системе сегодняшних общедемократических преобразований общественного устройства и государственности Российской Федерации и является одной из основ современной теории правового демократического государства и концепции народовластия.

По мнению С.С. Айвазян, с которым мы полностью согласны, развитие правового регламентирования и правоприменительной практики местного референдума, широкое применение его в качестве самого эффективного механизма реализации непосредственной демократии выступает значимой гарантией прав, законных интересов и свобод граждан. Помимо этого, непосредственное участие граждан в реализации местного самоуправления содействует активизации деятельности всех муниципальных организаций и органов, выступает мощнейшим фактором роста социально-политической активности населения, уровня его политической культуры и компетентности, значимым фактором становления и развития самоуправления.

В России институт местного референдума - относительно новая форма реализации непосредственной демократии. Наряду с этим стремительное развитие законодательства, регламентирующего порядок организации и реализации местного референдума, а кроме того новые приоритеты, устанавливаемые сегодня практикой

местного самоуправления, ведут к определенному отставанию существующей теоретической основы местного референдума. В итоге появляется необходимость уточнения, а порой и пересмотра некоторых положений о местном референдуме. Таким образом, актуальность рассмотрения института местного референдума обуславливается тем, сегодня такая яркая форма непосредственного волеизъявления граждан, с помощью которой должно быть реализовано народовластие, выступающее обязательным признаком правового демократического государства, отличается слабой разработанностью и редко используется на практике.

Итак, местный референдум является главной формой реализации непосредственной демократии в местном самоуправлении. Местный референдум позволяет органам местного самоуправления определять мнение граждан по определенным вопросам местного значения, а также дает возможность гражданам муниципального образования выражать собственное решение для его последующей реализации властными органами. Возможность использования референдума при рассмотрении наиболее важных вопросов местного значения, а вместе с тем совершенствование порядка проведения местного референдума являются одними из важнейших задач в сфере местного самоуправления для государства сегодня, что также, с нашей точки зрения, выступает гарантом независимости муниципальной власти от власти государственной. Закрепление института местного референдума в ст. 130 Конституции России говорит о необходимости уделять внимание этому вопросу наравне со всеми прочими проблемами местного самоуправления.

Невзирая на то, что местный референдум выступает самой эффективной, действенной и приближенной к гражданам муниципального образования формой реализации непосредственной демократии, мы можем сказать о том, что сегодня этот институт не используется достаточно широко. Кроме того, при применении данного института также возникает ряд довольно существенных проблем, которые требуют решения.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Основного Закона РФ народ осуществляет собственную власть непосредственно, а вместе с тем через органы власти и самоуправления. В соответствии с ч. 3 той же статьи непосредственным и высшим проявлением власти народа выступает референдум. В ч. 3 той же статьи подразумевается, как федеральный, так и местный референдум. На уровне муниципальных образований референдум регламентируется Федеральным законом № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Для осуществления гражданами права на местный референдум законодатель предусматривает в ст. 22 ФЗ № 131-Ф3 обязанности муниципалитетов по назначению местного референдума, опубликованию принятых решений и самое важное - обязанность по исполнению воли народа, изъявляемой на местном референдуме. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» провозглашает обязанность создания инициативной группы численностью не меньше десяти человек. Мы полагаем, что такое ограничение не приемлемо, поскольку «ведущую роль должна играть поддержка вопроса, выносимого на местный референдум гражданами в виде подписей (не больше 5% от численности населения муниципалитета)». Также необходимо отметить, что граждане могут выносить вопрос на местный референдум исключительно таким образом и никак иначе.

Раньше, в 2005 году инициаторами проведения местного референдума могли являться еще и руководящие органы общественного объединения, где численного ограничения не устанавливалось. Федеральным законом от 21.07.2005 № 93-Ф3 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» этот субъект выдвижения инициативы местного референдума был устранен. Мы полагаем, что такие ограничения не

содействуют развитию гражданского социума в целом и института местного референдума в частности, в качестве формы непосредственной реализации народом собственной власти в демократическом государстве.

Также необходимо обратить внимание еще на один момент. В соответствии с ч. 2 ст. 36 ФЗ № 67-ФЗ инициативная группа должна направить «ходатайство» о ее регистрации. Ходатайство включает в себя формулировку вопроса для референдума и сведения о членах инициативной группы с протоколом заседания. Если проанализировать понятие «ходатайство», то можно говорить о том, что этот термин имеет такие синонимы, как прошение или просьба. Таким образом, создается впечатление, что субъекты инициирования референдума обращаются с прошением в комиссию референдума для осуществления собственных прав. Это право закрепляется в Основном Законе государства, и граждане не могут просить осуществлениея собственных прав, они могут осуществлять собственные права в определенном порядке и только. Мы считаем, что для многих этот аспект, с юридической позиции, не вызывает существенных противоречий и не является основополагающим. Но с нашей точки зрения, таким образом искусственно изменяется соотношение сторон и нарушается равенство общества и государства. Мы предлагаем заменить формулировку «обращается с ходатайством» на «представляет необходимую документацию для регистрации инициативной группы».

Следующим спорным моментом мы полагаем то, по вопросу какого масштаба может назначаться референдум, в данном случае местный, однако закон, к примеру Костромской области, допускает проведение референдумов по вопросам местного и государственного значения. Мы полагаем целесообразным закрепить в подобных законах формулировку по вопросам «местного, общественного и государственного значения», поскольку отдельные значимые вопросы могут носить в одно и то же время общегосударственный характер, касаться граждан отдельного муниципального образования и являться для них злободневными.

Кроме того, дискуссионным моментом видится присутствие противоречий в федеральном законодательстве. Федеральный закон № 67-ФЗ устанавливает степень значимости вопроса, который выносится на местный референдум, в то время как Федеральный закон № 131-ФЗ не делает подобного разграничения. Среди научного общества нет общей точки зрения относительно понятия «наиболее значимых вопросов» (муниципального или государственного уровня) согласно которым может быть назначен референдум. В силу этого, мы полагаем, что правильнее будет отказаться от подобной формулировки, как это было сделано в ФКЗ № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Помимо этого, как уже было сказано, согласно ФЗ № 67-ФЗ местный референдум должен проводиться по наиболее значимым вопросам местного значения. Но ФЗ № 131-ФЗ определяет, что местный референдум проводится в целях разрешения вопросов местного значения, без разграничения на незначимые и значимые. Для правоприменителя это разногласие создает большое количество проблем, и в том числе самостоятельное установление степени значимости вопроса, принимая во внимание тот факт, что критериев значимости нет.

Еще одним существенным немаловажным препятствием в организации местного референдума выступает непрерывно усложняющаяся процедура его организации, а также существенные финансовые затраты, связанные с его инициированием, иными словами, те же самые проблемы, свойственные процедуре организации всероссийского референдума. Это и сбор соответствующего числа подписей жителей на территории муниципального образования, и сроки проведения этого сбора. Необходимо сказать о том, что процент необходимого количества подписей жителей муниципального образования различается в регионах, что тоже может в будущем дать компетентным учреждениям возможность сделать реализацию местного референдума невыполнимым. Особого внимания требует и предельно допустимый установленный законодателем срок в двадцать дней, определение которого ничем не обосновывается.

Но, с нашей точки зрения, важнейшей проблемой проведения референдума выступает пассивность участия граждан муниципальных образований. Это связано, в первую очередь, с недоверием к органам местного самоуправления, убежденности в неспособности этих органов разрешать актуальные проблемы внутри муниципального образования, нежелание самих органов привлекать граждан к участию в местном самоуправлении, а вместе с тем слабая правовая осведомлённость населения относительно существования такой формы народовластия и действительной возможности разрешения вопросов местного значения путем такого инструмента, как местный референдум.

Согласно статистике, составленной на основе выборочного опроса граждан, выяснилось, что 59% опрошенных никогда не принимали участие в местном референдуме, 31% опрошенных никогда не слышали о проведении местного референдума на территории их проживания, лишь 10% опрошенных заявили о своём активном участии в местном референдуме.

В заключение необходимо сказать, что по мере демократизации общества рассмотренный институт оказывает серьезное влияние на весь исторический путь развития государства, дает государственным органам возможность выявлять те вопросы, решение которых позволяет сглаживать социальные конфликты. Развитие современной России и конституционного права невозможно сегодня представить без института референдума, прочно занявшего свое место среди других государственно-правовых институтов.

Список используемой литературы:

1. Айвазян С.С. Особенности местного референдум в Российской Федерации // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам IX междунар. науч. -практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 57-62.

2. Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. - М.: Эксмо. - 2018. - С. 379.

3. Еникеев О.А., Еникеева С.А. Отдельные проблемы внедрения эффективного контракта в здравоохранении // Правовое государство: теория и практика. 2018. Т. 2. № 52. С. 169-175.Еникеев О.А. Конституционное право на медицинскую помощь: аспекты медицинского страхования // Право и государство: теория и практика. 2008. № 4 (40). С. 39-41.

4. Жильцова О. С. Референдум как политико-правовой феномен [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 8-10.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс.

6. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.

7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // СПС Консультант Плюс.

8. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2005 N 93-ФЗ (ред. от 01.06.2017) // СПС Консультант Плюс.

9. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // СПС Консультант Плюс.

10. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.

11. Чаннов, С. Новации законодательства о местном самоуправлении / С. Чаннов // Практика муниципального управления. 2018. № 1. С. 12-15.

12. Шайхуллин М.С. К вопросу о необходимости усиления гарантий непосредственного осуществления населением местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 10. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.