Научная статья на тему 'О некоторых проблемах механизма реализации конституционного права граждан на участие в референдуме в Российской Федерации'

О некоторых проблемах механизма реализации конституционного права граждан на участие в референдуме в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
923
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
институт референдума / всерос­ сийский референдум / институт непосредственной де­ мократии. / institute of a referendum / All-Russian referendum / institute of direct democracy.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мурад Абдулазизович Абдулазизов

В статье автор рассматривает про­ блемы реализации института референдума в Россий­ ской Федерации. Анализ законодательства позволя­ ет выявить проблемы, которые не позволяют в долж­ ной мере использовать институт референдума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some problems of the mechanism of implementation of the constitutional right of citizens to participation in the referendum in the Russian Federation

In this article the author considers prob­ lems of realization of institute of a referendum in the Russian Federation. The analysis of the legislation al­ lows to reveal problems which do not allow to use insti­ tute of a referendum in a due measure.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах механизма реализации конституционного права граждан на участие в референдуме в Российской Федерации»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10063

0 НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мурад Абдулазизович АБДУЛАЗИЗОВ,

магистрант кафедры конституционного и муниципального

права Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В статье автор рассматривает проблемы реализации института референдума в Российской Федерации. Анализ законодательства позволяет выявить проблемы, которые не позволяют в должной мере использовать институт референдума.

Ключевые слова: институт референдума, всероссийский референдум, институт непосредственной демократии.

Annotation. In this article the author considers problems of realization of institute of a referendum in the Russian Federation. The analysis of the legislation allows to reveal problems which do not allow to use institute of a referendum in a due measure.

Keywords: institute of a referendum, All-Russian referendum, institute of direct democracy.

В соответствии со ст. 84 Конституции Российской Федерации отношения по подготовке и проведению референдума должны регулироваться специальным федеральным конституционным законом. Такими законом является Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»1. Следует также отметить, что на региональном уровне действуют соответствующие законы, регулирующие отношения, связанные с подготовкой и проведением референдума субъекта Российской Федерации, как и на местном уровне.

В частности, в Республике Дагестан регулирование данного института нашло свое отражение в Законе Республики Дагестан «О референдуме Республики Дагестан»2, который регулирует отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Республики Дагестан.

На местном же уровне в Дагестане регулирование института референдума проходит в соответствии с Законом Республики Дагестан «О местном референдуме в Республике Дагестан»3,

регулирующем отношения, связанные с организацией и проведением местного референдума в Республике Дагестан.

Изучив и проанализировав все вышеуказанные нормативные акты, мы можем сделать вывод, что они схожи в своей концепции и заимствуют положения и нормы Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации». Указанные законодательные акты предусматривают идентичный механизм реализации конституционного права граждан на участие в референдумах различных уровней, который делится на следующие этапы:

■ Выдвижение инициативы проведения референдума и назначение самого референдума.

■ Формирование комиссии референдума.

■ Формирование списка наблюдателей за про-

ведением референдума.

■ Образование участков референдума.

■ Формирование списка участников референдума.

■ Финансовое обеспечение референдума.

№ 2/2019

■ Информационное обеспечение референдума.

■ Проведение голосования.

■ Подсчет голосов участников референдума, установление итогов голосования и результатов референдума.

■ Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов референдума.

■ Вступления в силу решения, принятого на референдуме.

Вместе с тем обозначенный механизм реализации конституционного права граждан на участие в референдуме не лишен и проблем в аспекте его реализации.

Например, многие авторы выделяют проблему гражданской инициативы проведения референдума Российской Федерации. Для реализации легитимной инициативы необходимо собрать два миллиона подписей граждан, участников референдума. И это при том, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится по месту жительства не более 50 тыс.

Так, Н.О. Новикова считает, что «Реализовать гражданскую инициативу в подобной форме под силу только очень крупным политическим структурам, имеющим развитую сеть территориальных организаций, немалые денежные средства, а также иные возможности»4.

Данное мнение разделяют и другие авторы, и они обращают внимание на излишнюю сложность в реализации существующего механизма. Эти сложности видны при сопоставлении доводов, приведенных в их точках зрения, с нормами Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»5, а также с положениями Конституции РФ.

Анализ научной литературы и нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что федеральный референдум все-таки должен проводиться по наиболее важным, существенным вопросам, которые касаются всего нашего государства и отвечают интересам всего общества в целом, а не отдельных его слоев.

В связи с этим, на наш взгляд, упрощать процедуру назначения и проведения референдума нецелесообразно. Полагаем, что данный процесс нужно, наоборот, оставить в существующей форме. Упрощать его, значит, дать возможность любому гражданину или отдельной

небольшой группе граждан инициировать такой важный институт, каким является референдум.

С нашей точки зрения это неправильно, поскольку данная ситуация приведет к тому, что, во-первых, вся страна постоянно будет находиться в состоянии проходящего референдума — никто не будет работать; во-вторых, референдум в масштабах России — это очень затратная процедура, на которую требуются большие финансовые средства; в-третьих на современном этапе развития наша страна нуждается в стабильности, а точнее, в стабильном развитии. И такие колебания из стороны в сторону нам, считаем, не нужны.

На наш взгляд, сложный для реализации механизм, закрепленный сегодня на федеральном уровне по проведению референдума Российской Федерации, является наиболее оправданным, отвечающим вызовам сегодняшнего дня.

На уровне субъектов Российской Федерации, как нам представляется, проблема заключается в отсутствии четкого перечня вопросов, которые могут выноситься на референдум такого уровня. Данную проблему нужно рассматривать на примере законодательства субъектов, поскольку законом субъекта может быть установлен перечень вопросов, подлежащих вынесению на референдум в обязательном порядке, из числа находящихся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации или федеральными законами.

Сложный механизм реализации права граждан на участие в референдуме является одной из важнейших проблем этого института и на местном уровне.

По данным исследования М.В. Бутыриной, референдум — это та форма осуществления населением права на местное самоуправление, воспользоваться которой готовы 35% опрошенных жителей муниципальных образований, что уступает только муниципальным выборам6.

Исходя из этого можно говорить о необходимости существенного упрощения процедуры выдвижения инициативы на местном уровне, что позволит обычному гражданину непосредственно участвовать в управлении и регулировании вопросов, касающихся его повседневной жизни, тем самым реализуя свое право на осуществление власти, так как референдум и есть форма народовластия в прямом его виде, тем

№ 2/2019

более в стране, где именно народ является единственным источником власти7.

Полагаем, что гражданин не должен ждать, пока пройдет общегосударственный или региональный референдумы для того, чтобы реализовать свое конституционное право на референдум.

Механизм реализации референдума на местном уровне, по нашему мнению, следует упростить. Нужно сделать его реализацию доступной для местного населения, что позволит населению не только раз за разом осуществлять свое конституционное право на участие в референдуме, но и в достаточной степени приблизить население к власти и решению своих бытовых, повседневных вопросов, увеличивая при этом доверие населения к власти. Это также позволит поднять на качественно более высокий уровень взаимодействие граждан с местной властью, что является немаловажным аспектом для здорового развития всего российского общества.

Таким образом, можно говорить об идентичности механизма реализации конституционного права граждан на участие в референдуме на всех уровнях его реализации; при этом, как и любой механизм, он не лишен недостатков, которые проявляются в специфичных проблемах, возникающих на всех уровнях его применения.

1 О Референдуме Российской Федерации: Федералльный конституционный закон РФ от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ (в ред. от 18.06.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2 О референдуме в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 27.12.2005 г. № 76 (в ред. от 09.03. 2016 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3 О местном референдуме в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 30.11.2005 г. № 67 (в ред. от 09.03.2016 г.) // СПС «Консультант Плюс»

4 Новикова Н.О. Проблемы гражданской инициативы проведения референдума в Российской Федерации // Вопросы рос. юстиции. (Екатеринбург). 2009. № 3. С. 118.

5 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 18.04.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

6 Бутырина М.В. Местное самоуправление — основа формирования гражданского общества // Вестник Ивановского гос. энергетич. Ун-та. 2010. № 1. С. 87.

7 Кочев ВЛ. Особенности подготовки и проведения референдума субъекта РФ по вопросу об образовании нового субъекта // Вестник Пермского ун-та. Юрид. науки. 2010. № 3. С. 78.

Библиографический список

1. О Референдуме Российской Федерации: Федералльный конституционный закон РФ от

28.06.2004 г. № 5-ФКЗ (в ред. от 18.06.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. О референдуме в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 27.12.2005 г. № 76 (в ред. от 09.03.2016 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3. О местном референдуме в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от

30.11.2005 г. № 67 (в ред. от 09.03.2016 г.) // СПС «Консультант Плюс»

4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 18.04. 2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

5. Бутырина МВ. Местное самоуправление — основа формирования гражданского общества // Вестник Ивановского гос. энергетич. Ун-та. 2010. № 1.

6. Кочев В.Л. Особенности подготовки и проведения референдума субъекта РФ по вопросу об образовании нового субъекта // Вестник Пермского ун-та. Юрид. науки. 2010. № 3.

7. Новикова Н.О. Проблемы гражданской инициативы проведения референдума в Российской Федерации // Вопросы рос. юстиции. (Екатеринбург). 2009. № 3.

№ 2/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.