Научная статья на тему 'Некоторые аспекты институционализации референдумов в новейшей истории'

Некоторые аспекты институционализации референдумов в новейшей истории Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1282
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЕРЕНДУМ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ РЕФЕРЕНДУМ / ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОРПУС / ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ / REFERENDUM / SELF-DETERMINATION / INDEPENDENCE / CONSTITUTIONAL REFERENDUM / ELECTIVE REFERENDUM / ELECTORATE / DECLARATION OF INTENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Галас Марина Леонидовна

В статье проведен сравнительно-правовой анализ референдума как одного из важнейших инструментов реализации прав и свобод человека, самоопределения наций и народов в новейшей истории. Рассмотрены закономерности и особенности институциональной структуры и процедуры референдума в законодательстве государств, в нормативных актах представительных структур наций и народов, борющихся за самоопределение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of Referendum Institutionalization in Modern History

In the 20th and 21st centuries, referendum is one of the most important tools for implementing human rights and freedoms, self-determination of nations and peoples. In my article, I had done comparative legal analysis of referendums held to determine the status of territories and nations struggling for self-determination. I consider in detail the regularities and features of institutional structures and procedures of the referendum in the States’ legislation, in regulations, as well as in representative structures of struggling nations. Taking into account the contradictoriness of international law containing provisions are mutually exclusive (on the protection of territorial integrity and the right of nations to self-determination), I show throughout two centuries principles of international law, and promoted by U.S., appeared opposite to those that Russia adheres.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты институционализации референдумов в новейшей истории»

УДК 324:342.573

Галас М.Л.

Некоторые аспекты институционализации референдумов в новейшей истории

Галас Марина Леонидовна, доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

E-mail: ucera2008@mail.ru

В статье проведен сравнительно-правовой анализ референдума как одного из важнейших инструментов реализации прав и свобод человека, самоопределения наций и народов в новейшей истории. Рассмотрены закономерности и особенности институциональной структуры и процедуры референдума в законодательстве государств, в нормативных актах представительных структур наций и народов, борющихся за самоопределение.

Ключевые слова: референдум, самоопределение, независимость, конституционный референдум, факультативный референдум, избирательный корпус, волеизъявление.

Соблюдение прав человека - гарантия построения международных отношений на нравственных началах, сохранения мира, основа земной цивилизации. С точки зрения понимания субъекта власти, важным конституирующим признаком демократии является суверенитет народа.

Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 19) закреплено право человека на свободу убеждений и на свободное выражение их, которое включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Такая трактовка свободы убеждений коррелируется с толкованием ст. 10 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека 1950 г.

Симптоматично, что Декларация (ст. 21) расширила право человека на свободу убеждений институтом «воля народа». Воля народа рассматривается, как основа власти правительства, выраженная в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Наконец, ст. 28 Декларации закрепила право человека на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, могут быть полностью осуществлены1.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. в части I, ст. 1 утвердил право всех народов на самоопределение: свободное установление своего политического статуса и свободное обеспечение своего экономического, социального и культурного развития2. Важнейшим правовым инструментом реализации прав и свобод человека, самоопределения наций и народов в ХХ в. стал референдум. Избирательный корпус или его часть вправе принять окончательное решение по конституционным, законодательным, вопросам государственного строительства. Процедура референдума регламентирована законодательством суверенных государств, нормативными актами представительных структур наций и народов, борющихся за самоопределение.

Таким образом, с точки зрения международного ООН-центричного права, человек не только ресурс власти, но и ее субъект. Степень реализации прав человека характеризует уровень развития, прогрессивность, гуманизм современных государств. Декларация о принципах международного права, принятая резолюцией 2625 Г енеральной Ассамблеи ООН в 1970 г., рекомендует толковать и применять каждый принцип международного права во взаимосвязи со всем комплексом принципов3. На практике современные государства детерминируют в контексте своих гео-

1 Всеобщая декларация прав человека от 10 октября 1948 г., принята резолюцией 217 А (Ш) Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ declhr.shtml; Европейская конвенция о защите прав и свобод человека от 4 ноября 1950 г. (с изменениями от 21 сент. 1970 г. , 20 дек. 1971 г., 1 янв., б нояб. 1990 г., 11 мая 1994 г.). [Электронный ресурс] // Европейская Конвенция по правам человека: право и политика. Council of Europe 2002. Режим доступа: http://www.echr.ru/documents/doc/2440800/2440800-001.htm.

2 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах .Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 1б декабря 19бб г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml.

3 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml.

Почтовая открытка, призывающая норвежцев проголосовать на референдуме 13 августа 1905 г. за выход Норвегии из шведско-норвежской унии (надпись на открытке: «Да, мы любим эту землю!»). Фото с сайта http^//brandywinebooks.net/?post_year_month=201205

Плебисцитные марки Шлезвига, использовавшиеся в данном регионе. Аналогичные марки использовались на территории Каринтии, Верхней и Восточной Силезии, а также в Олштыне (Алленштейне) и др., где в 1920-1922 гг. проводились плебисциты для определения государственной принадлежности этих территорий. Фото с сайта http://www.edudic.ru/bfs/1589/

политических и национальных интересов наиболее предпочтительный принцип. Следует отметить, что в системе принципов международного сотрудничества, закрепленных в Уставе ООН, заложена определенная коллизия. Например, принцип территориальной целостности государств и право наций и народов на самоопределение. Юридической основой самоопределения наций и народов, является присущий им национальный неприкосновенный и неотчуждаемый суверенитет. Как известно, в лице своих постоянных органов борющиеся за самоопределение нации и народы являются субъектами международного права, обладают правом заключать соглашения с др. странами, подписывать международные договоры.

Показательно, что в ХХ в. проведено более 100 референдумов в странах Европы, более 50 - на Среднем Востоке, около 20 - в государствах Азии, более 40 - в Австралии и Океании, 25 - в Америке (по данным на 1987 г.)1.

По способу проведения выделяют референдум обязательный и факультативный. Обязательность предполагает принятие решения всем избирательным корпусом (примером может служить процедура конституционного референдума Соединенных Штатов Америки). Так, проект поправки к конституции Японии, получивший одобрение 2/3 депутатов Парламента, должен быть представлен на всенародное обсуждение2. Обязательный референдум закреплен Конституцией Болгарии3.

Факультативный референдум основан на вариативности инициирования всенародного решения: избирательным корпусом или его частью (Республика Италии), уполномоченными органами власти (Пятая Республика Франции), а также субъектами федерации (Федеративная республика Швейцарии). Государственное право может ограничивать круг вопросов, представляемых на референдум. Основной закон Республики Италия установил такие ограничения относительно налогообложения, бюджета, ратификации международных договоров, др. В Королевстве Дания всенародно не обсуждаются финансовые и бюджетные проекты,

нормы о предоставлении гражданства.

В государстве - правопреемнике Российской Федерации закон о референдуме был легитимирован в 1990 г.5. Однако первая попытка конституировать референдум была предпринята в 1964 г. Проект Конституции СССР трактовала референдум как обязательное всенародное обсуждение вопросов о принятии Конституции и других важнейших законов СССР. Референдум РСФСР в 1990 г. трактовался как факультативный. Он инициировался избирателями, но требования электората мог отклонить Съезд народных депутатов (СНД). СНД принимал решение о референдуме. На всенародное обсуждение не могли быть вынесены вопросы об изменении статуса и территориальной целостности субъектов Федерации, о налогах, бюджете, об амнистии, помиловании, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.

По предмету референдум классифицирован на конституционный (население голосует за проект конституции либо конституционные поправки) и законодательный (всенародное решение принимается по законопроекту). Законодательный референдум может быть конституирован как отменяющий (Республика Италии, Федеративная республика Швейцарии), так и ратифицирующий (Пятая республика Франции)6.

Карикатура на плебисцит по вопросу об обязательной военной службе в Канаде 27апреля 1942 г. С сайта http://forexaw. сот/ТЕКМё^о ciety/Politi cs/l457_

1 Референдум [Электронный ресурс] // ForexAW. Режим доступа: http://forexaw.com/TERMs/Society/Politics/l457_.

2 Старостина И.А., Савинцева М.И. Конституционный референдум в Японии. М.: МедиаМир, 2010. С. 50-104.

3 Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общей ред. Окунькова Л.А. Т. 1. М.: Норма, 2001. С. 381-420.

4 Там же. Т. 1. С. 751-770; Т. 2. С. 95-128.

5 Закон РСФСР о референдуме от 16.10.1990 г. № 241-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. 25 октября. № 21. Ст. 230.

6 Конституции государств Европы. Т. 2. С. 95-133; Т. 3. С. 401-434, 531-581; Италия: Конституция и законодательные акты / Под ред. В.А. Туманова. М.: Прогресс, 1988. С. 29-50.

Референдум 17 марта 1991 г. - единственный в истории Союза ССР конституционный обязательный референдум. Народное волеизъявление о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных республик не были реализованы в государственном строительстве.

12 декабря 1993 г. в России было проведено всенародное голосование по проекту Конституции, проходившее одновременно с формированием Федерального Собрания. 25 апреля 1993 г. прошел консультативный референдум о доверии Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину, поддержке социально-экономической политики Правительства, целесообразности проведения досрочных выборов главы государства и представителей народа.

Референдумы служили важным правовым аргументом в политическом противостоянии между Президентом России и Верховным Советом. Несмотря на признание Конституционным Судом Российской Федерации (Заключение от 21 сентября 1993 г. № З-2) неконституционными действия и решения Президента России Б.Н. Ельцина, связанные с указом «О поэтапной конституционной реформе Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г., ряд членов КС опубликовали особое мнение, легитимирующие политику главы государства референдумом 25.04.1993 г.1.

Помимо внутригосударственных задач референдумы решают международные вопросы. Например, о вступлении государства в международные организации - в ООН (Швейцарии), в НАТО (Испании), в ЕЭС (Великобритании). Социальноэкономические, административные, политические реформы, перманентно осуществляемые странами Европы, затрагивают интересы всего населения, а потому требуют широкого одобрения народа. В этих целях проводятся консультативные референдумы, решающие вынесенные на обсуждение вопросы в альтернативной форме (бюллетень содержит несколько вариантов ответов). Подобная практика распространена в Швеции: референдум по вопросам пенсионной реформы 1957 г., по проблеме развития ядерной энергетики 1980 г., 2003 г. о вступлении в зону евро2. Вопрос о вступлении в общий европейский рынок был всенародно обсужден в 1972 г.

По территории проведения современные референдумы могут быть градированы на общенациональные, региональные и местные.

В странах Европы и США референдум применяется в целях решения региональных, местных проблем. Более 20 Североамериканских штатов конституционно закрепили право граждан (при инициативе 5% избирателей) выносить законопроект легислатур на референдум. Подобная система всенародного решения утверждена Конституцией Швейцарии. Конституция Королевства Испании закрепила процедуру референдума провинций по легитимации устава об автономии. В Республике Италия всенародное обсуждение проводится на основании требования 500 тысяч избирателей или пяти областных советов. В Венгрии избиратели общин, городов, округов и районов столицы наделены правом на самоуправление, которое осуществляют посредством представителей или референдума. В частности вопрос объединения общин может быть представлен на референдум3.

В современной России референдум трактуется как выражение власти народа проводится в трехуровневой системе: государства, субъекта Российской Федерации, местных самоуправлений .

БЮЛЛЕТЕНЬ

для голосования на референдуме СССР

17 марта 1991 года

Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мерс гарантироваться права и свободы человека любой национальности.

Оставьте один из указанных ответов, яругой вычеркните

ДА НЕТ

Бюллетень в котором при голосовании вычеркнуты слом ДА и НЕТ или не вычеркнугы оба слова, признается недействительных.

Бюллетень для голосования на референдуме СССР 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик. Фото с сайта http://forexaw.com/TERMs/Society/Politics/l457_

Первый Президент Российской Федерации призывает соотечественников проявить гражданскую активность на референдуме 25 апреля 1993 г. о доверии Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину, поддержке социально-экономической политики Правительства, целесообразности проведения досрочных выборов главы государства и представителей народа. Фото с сайта http://forexaw.com/TERMs/Society/Politics/l457_

Афиша, призывающая шведов выбрать вариант на консультативном референдуме 13 октября 1957 г. по вопросу всеобщей пенсии (надпись на плакате: «Обеспечь пенсию ради нас. Голосуй за № 1»). Фото с сайта http://www. demoscop є. ru/weekly/2012/051 1/analit05.php

1 Особое мнение высказали Н.В. Витрук, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщакова.

2 Моргунова М.А. Государственное право Швеции. М.: Норма, 2009. С. 134-140, 153-247.

3 Конституции государств Европы. Т. 1. С. 523-564. Шоманов А., Морозов А., Тастенов А. Реформа государственного управления в Венгрии [Электронный ресурс] // Юрист. 2006. № 6. Режим доступа: http://joumal.zakon.kz/journal/8379.

Федеральный Закон № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 05.05.2014) [Электронный ресурс] // Информационно-правовая база Консультант-Плюс. Режим доступа: http://base.consultantra/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=l62749.

Квебек. Агитационные плакаты на улице города накануне референдума о независимости провинции 20 мая 1980 г. Фото с сайт https://canadasince1970. wwikispaces. com/

P+ The+Quebec+Referendum+of+1980

Местный референдум в Ямало-Ненецком автономном округе 26 сентября 2004 г. о статусе четырех муниципальных образований. Фото с сайта http://www.vsluhru/news/politics/35648

Цхинвал. Подсчет голосов после референдума о независимости Южной Осетии 12 ноября 2006 г С сайта http://news.flexcom.ru/world/2006/11/13/ 209915/

Соответственно, инициатива проведения референдума в России принадлежит избирателям - не менее 2-х млн. граждан, конституционному Собранию, федеральным органам власти. На всенародное обсуждение могут быть представлены вопросы, отнесенные Конституцией к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. На референдум могут быть вынесены проект новой Конституции, законопроект, вопросы, обязательное обсуждение которых предусмотрено международным договором России. Закреплена факультативность референдума. Не могут быть представлены на обсуждение: об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации; об изменении срока полномочий Президента страны, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, срока проведения выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов и т.д.1.

На современном этапе генезиса государства и мирового сообщества актуализируются референдумы по вопросам: независимости, самоопределения, изменения формы правления, административно-территориального деления и границ субъектов федерации, досрочного прекращения должностных полномочий представителей народа (Республика Италии, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Федеративная Республика Германии, Австрийская Республика)2. В 1999 г. посредством референдума Австралия изменила форму правления, преобразовав государство в республику. Дважды - в 1980 и в 1995 гг. - проводился референдум о независимости канадской провинции Квебека. Не набрав требуемого количества голосов в пользу независимости, провинция, тем не менее, пошла по пути суверенизации.

В период распада СССР на постсоветском пространстве прошел «парад суверенитетов». В результате решения Верховного Совета СССР о проведении всесоюзного референдума, Верховный Совет Литовской ССР принял Постановление «Об опросе жителей Литовской Республики» (18 января 1991 г.), согласно которым в Литве должен был пройти всенародный опрос по вопросу независимости республики, формально провозглашенной

11 марта 1990 г. Актом восстановления независимости Литвы. 9 февраля был проведён всенародный опрос («избирательная консультация») по вопросу независимости Литвы. Участвовало 84% избирателей, 90,4% из них высказались за независимую демократическую Литовскую республику. Аналогично прошло признание суверенитета Латвии, Эстонии. В Грузии была сделана ссылка на историческое основание независимости: на 31 марта 1991 г. был назначен республиканский референдум о «восстановлении государственной независимости на основании Акта о независимости Грузии от 26 мая 1918 года». Трижды референдумы о независимости прошли в Южной Осетии (1992, 2000, 2006 гг.).

На фоне бойкотирования Молдавией общесоюзного референдума прошло «самопровозглашение» Республики Гагаузия и Приднестровской Молдавской ССР. 17 сентября 2006 г. 97% приднестровцев на референдуме проголосовали за политический курс государственной независимости и последующее свободное присоединение к Российской Федерации.

24 августа 1991 г. был объявлен референдум по вопросу независимости Украины и утвержден 11 октября постановление Верховной Рады вместе с Актом провозглашения независимости Украины. 16 апреля 2000 г. прошел Всеукраинский референдум о государственном строительстве.

1 Федеральный Конституционный Закон № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 г. (ред. от 24.04.2008) [Электронный ресурс] // Информационно-правовая база КонсультантПлюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=76494 (дата обращения 06.05.2014). Ст. 2, ст. 3, п.1, ст. 6 п.4, ст.14, п.1.

2 Конституции государств Европы. Т. 1. С. 12-130, 566-630; Т. 2. С. 96-130; Т. 2. С. 531-570. Горшкова М.А. Сравнительный анализ избирательного права Российской Федерации и Великобритании. М.: РГГУ, 2012. С. 20-154.

Республика Татарстан 21 марта 1992 г. провела референдум по вопросу суверенизации и признания государства субъектом международного права, регулирующего отношения с Российской Федерацией и постсоветскими республиками, иными государствами на основе равноправных договоров. Согласно Конституции Российской Федерации, Татарстан является ее субъектом. Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 31 марта 2004 г. подтверждено: в пределах своих полномочий самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях1.

Митинг в поддержку референдума о суверенитете Татарстана 21 марта 1992 г. Фото с сайта http://cs418728.vk.me/v41872 8575/39fc/eleep9nPGGI.jpg

Агитационные плакаты, призывающие голосовать на референдуме о выходе Черногории из союза с Сербией 2006 г. Фото с сайта ЫЬр://т.1еШа.т/жи^/2006/05/21/ге]вг епйит

Референдум в Киргизии о принятии Конституции Кыргызской республики 27 июня 2010 г. Фото с сайта http://forexaw.com/TERMs/Society/Poli tics/l457_

В 2006 г. прошел референдум Черногории о выходе из Государственного Союза с Сербией. Решение черногорцев тогда поддержали Евросоюз, ООН, Россия и КНР.

17 марта 2014 г. Президент Российской Федерации подписал Указ «О признании Республики Крым». 21 марта вступил в юридическую силу ФКЗ №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Основаниями принятия в Российскую Федерацию Республики Крым определены: 1) результаты общекрымского референдума, проведенного 16 марта 2014 г., на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации; 2) Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя; Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов2; 3) предложения Республики Крым и города с особым статусом Севастополя о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым; 4) Федеральный конституционный закона от 17.12. 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в

Референдум в Крыму 16 марта 2014 г. Слева направо: плакат, призывающий голосовать на референдуме; голосование в

Симферополе; празднование итогов референдума в Керчи.

Фото с сайтов http://www.peacekeeper.ru/ru/?module=news&action=view&id=19826, http://oblast45.ru/publication/3856,

http://www.yuga.rU/photo/2702.html#slideshow

1 Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 31 марта 2004 г. № 3п-1-23/2004 [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.rU/8111249/#block_10#ixzz31PX42Vqm.

2 Корреспондирует Венской конвенции ООН от 23.09.1978 г. о правопреемстве государств в отношении договоров.

3 Согласно ст. 4, п. 1, 2 данного закона в качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть по взаимному согласию сторон в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством.

Очередь желающих проголосовать на плебисците в Сааре 13 января 1935 г. Фото с сайта https://isemodernworldhistorygrade9/.

Агитационный плакат призывает немцев Саара голосовать 23 октября 1955 г. за воссоединение с Германией против французской аннексии.

Фото с сайта http://sumlenny. livejourn а[. comД353891.html

Референдум в регионе Венето 16 марта 2014 г. Фото с сайта http://www.italian-blog.com/2014/03/italiia-referendum. html

Экс-президент Соединенных Штатов Америки Джимми Картер с супругой Розалин и бывший Генеральный секретарь ООН Коффи Аннан в избирательном центре в столице Южного Судана -Джубе, 9 января 2011 г. Фото © AP /Pete Muller с сайта http://fototelegraf.ru/?p=29440

Конституция Украины определила референдум как форму непосредственной демократии. Вопросы об изменении границ решается исключительно Все-украинским референдумом (ст. 73). Всеукраинский референдум провозглашается по народной инициативе по требованию не менее трех миллионов граждан Украины, которые имеют право голоса (ст. 72)1. Однако в решении Конституционного Суда Украины № 6-рп/2008 от 16 апреля 2008 г. констатировано не урегулирование процедуры подписания и обнародования законов, принятых всеукраинским референдумом. Вопрос отнесен исключительно к ведению законодательного органа. К данной норме апеллирует киевский режим, всеми средствами стремящийся к легитимации 25 мая 2014 г.

Таким образом, возникла новая постреволюционная реальность: гражданское противостояние на Украине, осложненное фактором интенсивного международного влияния, порождает процесс самоопределения народа. Киевский политический режим не легитимирован.

В своем заявлении по Крыму и Севастополю Президент Российской Федерации подчеркнул не только численное большинство русского населения, но также культурную и историческую его взаимосвязь с Россией2. Восстановление исторических прав на территорию признано международным правом одним из оснований для изменения границ.

В качестве определенной аналогии можно привести воссоединение с Федеративной Республикой Г ермании Саара по результатам плебисцита 23 октября 1955 г. После окончания Второй мировой войны эта межграничная территория, сопредельная Франции и Люксембургу, была занята силами антигитлеровской коалиции и получила статус протектората Франции. Статус Саара остро дискутировали общественность и официальные круги США и Великобритании, которые видели политическую целесообразность во включении этой территории в состав Пятой Республики Франции. Последняя, напротив, была заинтересована в сохранении особого статуса Саара.

18 сентября 2014 г. пройдет референдум по вопросу независимости Шотландии. Легитимность государственного объединения Шотландии и Англии оспаривалась с 1707 г. В 1930е гг. Шотландская Национальная партия на политическом уровне инициировала отделение от метрополии. В ноябре 2013 г. политиком А. Сэлмондом на обсуждение правительства и общественности была представлена «Белая книга» -документ о государственном строительстве Шотландии.

Регион Италии Венето (столица Венеция) 16 марта 2014 г. открыл референдум об образовании суверенной федеративной республики Венеция. Жители региона ссылались на историческую традицию: Светлейшая Республика сохраняла независимость до 1797 г., когда была повержена Наполеоном Бонапартом и присоединена к Австрии.

В январе 2011 г. во исполнение Найвашского соглашения 2005 г. межу Центральным правительством Судана и Народной армией освобождения Судана прошел референдум по вопросу независимости Южного Судана. Показательно, что в речи на ежегодной Мюнхенской конференции по вопросам политики и безопасности Генеральный секретарь ООН Пан Г и Мун поддержал итоги референдума о независимости Южного Судана. Дипломатический

1 Конституція України; Конституція, Закон від 28.06.1996 № 254к/96-ВР (Відомості Верховної Ради України (ВВР), 1996, № 30, ст. 141; із змінами, внесеними згідно із Законами № 742^П від 21.02.2014, ВВР, 2014, № 11, ст.143). [Электронный ресурс] // Верховна Рада України. Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80.

Из 2 млн. 200 тысяч жителей Крымского полуострова почти 1,5 миллионов составляют русские [Электронный ресурс] // Российская газета. 2014. 18 марта. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/03/18/obrashenie.html.

его

1

Граждане Швейцарии на референдуме выступили за введение ограничения зарплат и бонусов топ-менеджеров. Фото с сайта http://finance. obozrevatel. com/ analytics-and-forecasts/31860-shvejtsartsyi-na-referendume-ogranichili-vyiplatyi-top-menedzheram.htm

лидер Евросоюза Кэтрин Эштон охарактеризовала этот референдум как «исторический момент» развития страны, а итоги - как «отражение демократических пожеланий народа»

Свободное волеизъявление народа в форме референдума -высшее проявление демократии, легитимированное в Конституциях, конституционных законах современных государств Европы, Америки, Востока. Факультативный тип референдума регламентирует волеизъявление народа законодательными рамками вопросов, выносимых на обсуждение, либо исключенных из сферы обсуждения. Обязательный тип референдума, как завершающая стадия правотворчества, наиболее демократичен. В Швейцарии референдум - неотъемлемый элемент внесения изменений в Конституцию, но может быть проведен исключительно по инициативе народа либо в случае парламентских разногласий. В Австрии, Испании референдум императивен в отношении процесса пересмотра Конституции и основ конституционного строя.

Представление народа о справедливом конституционном строе, правопорядке, социально-экономических и политических, ментальных основах страны происхождения закономерно эволюционирует параллельно изменениям внутригосударственного, международного, геополитического порядка, но могут не совпадать с идеологемами центральной власти или политических групп. Тогда референдум становится инструментом национального примирения, как в Судане, либо механизмом создания новой государственнополитической реальности, как в Испании в период падения тоталитарного режима Франко, в России постперестроечного времени, в Крыму в период национальной революции в Украине, в современной Венеции.

В вопросе о крымском референдуме Россия и официальные представители стран Центральной и Западной Европы,

США, а соответственно Евросоюз и НАТО диаметрально разошлись в определении доминантного принципа ООН-центричного международного права. Стремясь не допустить расширения зоны геополитического влияния России, Запад основополагающим принципом объявил неприкосновенность национальных границ государств. Этот принцип корреспондирует доктрине киевского политического режим. Для России же в случае Крыма главенствующим принципом стало право наций и народов на самоопределение. По теории континуитета, которой придерживается Россия, признание права народов на самоопределение - прерогатива суверенного государства.

Признание суверенности народа в таком контексте может быть индивидуальным или коллективным.

Всемирно известный российский философ И.А. Ильин, размышляя о политической свободе человека, о сущности самоопределения «к лучшему» индивидуума и сообщества людей: «Политическая свобода есть разновидность внешней свободы: человеку предоставляется самостоятельно говорить, писать, выбирать, решать и подавать свой голос в делах общественного устроения. Его требования “не мешайте, не заставляйте, не запрещайте - я сам!..” - удовлетворяются, но уже не только в вопросах его внутренней духовной жизни, а в вопросах общего и совместного устроения»2. В современном государстве избирательный корпус или его часть вправе принять окончательное решение по конституционным, законодательным, вопросам государственного строительства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 октября 1948 г., принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН

[Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/

declhr.shtml.

2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государ-

Акция в поддержку референдума 18 сентября 2014 г. о независимости Шотландии. Фото с сайта http/notesfromthesmallestcounty. wordpress. com/

Волна местных референдумов 2009 г. о суверенитете Каталонии (митинг 11 сентября 2009 в Барселоне, призывающий к независимости и к поддержке консультативного референдума 13 сентября в муниципалитете Ареньш-да-Мун). Фото с сайта http://www.partizantravel.com/en/

1 Шишло А. ЕС приветствует результаты референдума в Судане [Электронный ресурс] // РИА Новости. 07.02.2011. Режим доступа: http://m.ria.ru/world/20l Ш207/331524203.^т1.

2 Ильин И.А. Путь духовного обновления / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации. 2011. С. 90.

ствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml.

3. Европейская конвенция о защите прав и свобод человека от 4 ноября 1950 г. (с изменениями от 21 сентября 1970 г. , 20 де-

кабря 1971 г., 1 января, б ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.). [Электронный ресурс] // Европейская Конвенция по правам человека: право и политика. Council of Europe 2002. Режим доступа: http://www.echr.ru/documents/doc/2440800/2440800-001 .htm.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах .Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной

Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml.

5. Федеральный Конституционный Закон № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 г. (ред. от

24.04.2008) [Электронный ресурс] // Правовая база КонсультантПлюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online. cgi?req=doc;base=LAW ;n=76494.

6. Федеральный Закон № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации» (ред. от 05.05.2014) [Электронный ресурс] // Правовая база КонсультантПлюс. Режим доступа : http ://base. consultant.ru/cons/ cgi/ online. cgi ?req=doc ;base=LAW ;n=162749.

7. Закон РСФСР о референдуме от 16.10.1990 г. № 241-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. 25 октября. № 21. Ст. 230.

8. Конституція України; Конституція, Закон від 28.06.1996 № 254к/96-ВР (Відомості Верховної Ради України (ВВР), 1996, № 30,

ст. 141; із змінами, внесеними згідно із Законами № 742-VII від 21.02.2014, ВВР, 2014, № 11, ст.143). [Электронный ресурс] // Верховна Рада України. Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80.

9. Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 31 марта 2004 г. № 3п-1-23/2004 [Электронный ресурс] // Система

ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/8111249/#block_10#ixzz31PX42Vqm.

10. Горшкова М.А. Сравнительный анализ избирательного права Российской Федерации и Великобритании. М.: РГГУ, 2012.

11. Из 2 млн. 200 тысяч жителей Крымского полуострова почти 1,5 миллионов составляют русские [Электронный ресурс] // Рос-

сийская газета. 2014. 18 марта. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/03/18/obrashenie.html.

12. Ильин И.А. Путь духовного обновления / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации. 2011.

13. Италия: Конституция и законодательные акты / Под ред. В.А. Туманова. М.: Прогресс, 1988.

14. Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1 / Под общей ред. Окунькова Л.А. М.: Норма, 2001.

15. Моргунова М.А. Государственное право Швеции. М.: Норма, 2009.

16. Референдум [Электронный ресурс] // Форекс. Режим доступа: http://forexaw.com/TERMs/Society/Politics/l457_.

17. Старостина И.А., Савинцева М.И. Конституционный референдум в Японии. М.: МедиаМир, 2010.

18. Шишло А. ЕС приветствует результаты референдума в Судане [Электронный ресурс] // РИА Новости. 07.02.2011. Ре-

жим доступа: http://m.ria.ru/world/20110207/331524203.html.

19. Шоманов А., Морозов А., Тастенов А. Реформа государственного управления в Венгрии [Электронный ресурс] //

Юрист. 2006. № 6. Режим доступа: http://journal.zakon.kz/journal/8379.

20. Criddle B. "The French Referendum on the Maastricht Treaty September 1992." Parliamentary Affairs 46.2 (1993): 228-238.

21. Hill R.J. "Profile-Moldova Votes Backwards: The 2001 Parliamentary Election." Journal of Communist Studies and Transition

Politics 17.4 (2001): 130-139.

22. Levine S., Roberts N.S. "The New Zealand Electoral Referendum of 1992." Electoral Studies 12.2 (1993): 158-167.

23. Munoz J., Guinjoan M. "Accounting for Internal Variation in Nationalist Mobilization: Unofficial Referendums for Independ-

ence in Catalonia (2009-11)." Nations and Nationalism 19.1 (2013): 44-67.

24. Nijeboer A. "The Dutch Referendum." European Constitutional Law Review 1.03 (2005): 393-405.

25. Pierce R., Valen H., Listhaug O. "Referendum Voting Behavior: The Norwegian and British Referenda on Membership in the

European Community."American Journal of Political Science (1983): 43-63.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Галас, М. Л. Некоторые аспекты институционализации референдумов в новейшей истории / М.Л. Галас // Пространство и Время. — 2014. — № 2(16). — С. 49—56. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st2-16.2014.15

Деталь агитационного плаката, призывающего голосовать за независимость Шотландии на референдуме 18 сентября 2014 г. С сайта http://montrealsimon.blogspot.ru/2014/01/robbie-burns-and-scottish-independence.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.