Научная статья на тему 'Институт гражданства: в свете последних изменений законодательства'

Институт гражданства: в свете последних изменений законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / FOREIGN CITIZEN / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / PERSON WITHOUT CITIZENSHIP / ГОСУДАРСТВО / STATE / ЗАКОН / LAW / ГРАЖДАНСТВО / CITIZENSHIP / ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА / ACQUISITION OF CITIZENSHIP / НОСИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА / RUSSIAN SPEAKER / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГРАЖДАНСТВЕ / LAW ON CITIZENSHIP / СУВЕРЕНИТЕТ / SOVEREIGNTY / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грипп Эльвина Харисовна, Яхина Юлия Харисовна

The institute of citizenship is the basis of the legal status of an individual within society and state. Citizenship is associated with such legal consequences for an individual as the scope of his rights, freedoms, responsibilities, reliability of their state security and protection. The law on citizenship of the Russian Federation is developing dynamically. The main goal of all changes and amendments to the law on citizenship of the Russian Federation is to provide the opportunity for expatriates to acquire Russian citizenship. However, citizenship is an essential attribute of state sovereignty. Thus, the institute of citizenship has an essential value for development of the Russian state and is a key element for the Russian statehood strengthening and patriotism development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTE OF CITIZENSHIP: IN VIEW OF THE RECENT CHANGES IN LEGISLATION

The institute of citizenship is the basis of the legal status of an individual within society and state. Citizenship is associated with such legal consequences for an individual as the scope of his rights, freedoms, responsibilities, reliability of their state security and protection. The law on citizenship of the Russian Federation is developing dynamically. The main goal of all changes and amendments to the law on citizenship of the Russian Federation is to provide the opportunity for expatriates to acquire Russian citizenship. However, citizenship is an essential attribute of state sovereignty. Thus, the institute of citizenship has an essential value for development of the Russian state and is a key element for the Russian statehood strengthening and patriotism development.

Текст научной работы на тему «Институт гражданства: в свете последних изменений законодательства»

УДК 342.7

ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА: В СВЕТЕ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ГРИПП Эльвина Харисовна

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail:elvina72@rambler.ru

ЯХИНА Юлия Харисовна

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры конституционного права ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Уфа, Россия. E-mail: yulechka72@yandex.ru

Институт гражданства составляет основу правового положения личности в обществе и государстве. Именно с гражданством связаны юридические последствия для человека: его права, свободы, обязанности, надежность их государственной гарантированности и защиты. Законодательство о гражданстве Российской Федерации динамично развивается. Главная цель всех изменений и дополнений в закон о гражданстве РФ - предоставить возможность соотечественникам за рубежом получить гражданство Российской Федерации. Вместе с тем гражданство - это и неотъемлемый атрибут государственного суверенитета. Тем самым институт гражданства имеет существенное значение для развития российского государства и является важнейшим условием, как для укрепления российской государственности, так и развития патриотизма.

Ключевые слова: права человека, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства, государство, закон, гражданство, приобретение гражданства, носитель русского языка, законодательство о гражданстве, суверенитет, патриотизм.

THE INSTITUTE OF CITIZENSHIP: IN VIEW OF THE RECENT CHANGES IN

LEGISLATION

GRIPP Elvina Kharisovna

Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Deputy Head of the Department of Constitutional and International Law of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, Saint-Petersburg, Russia. E-mail:elvina72@rambler.ru

YAKHINA Julia Kharisovna

Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Head of the Department of Constitutional Law of the Ufa Law Institute of the MIA of Russia, Ufa, Russia. E-mail: yulechka72@yandex.ru

The institute of citizenship is the basis of the legal status of an individual within society and state. Citizenship is associated with such legal consequences for an individual as the scope of his rights, freedoms, responsibilities, reliability of their state security and protection. The law on citizenship of the Russian Federation is developing dynamically. The main goal of all changes and amendments to the law on citizenship of the Russian Federation is to provide the opportunity for expatriates to acquire Russian citizenship. However, citizenship is an essential attribute of state sovereignty. Thus, the institute of citizenship has an essential value for development of the Russian state and is a key element for the Russian statehood strengthening and patriotism development.

Key words: human rights, citizen, foreign citizen, person without citizenship, state, law, citizenship, acquisition of citizenship, Russian speaker, law on citizenship, sovereignty, patriotism.

Гражданство, являясь важнейшим институтом права, составляет основу правового положения личности в обществе и государстве. Через данный институт возникает устойчивая в пространстве и времени правовая связь между личностью и государством, которая дает им право на использование всех взаимных прав и обязанностей. Именно с гражданством связаны юридические последствия для человека: его права, свободы и обязанности, их государственные гарантии и защита.

Законодательство о гражданстве Российской Федерации динамично развивается. Во многих отношениях это определяется последствиями распада СССР, что и привело, на наш взгляд, к резкому росту числа соотечественников за рубежом. Большинство из них до сих пор

имеют желание приобрести российское гражданство. В результате - миграция и связанные с ней проблемы, которые разрешаются в Российской Федерации путем изменения законодательства о гражданстве РФ.

В 2012 г. были внесены изменения в Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", которые регулируют правовой статус следующих отдельных категорий лиц, длительное время проживающих на территории Российской Федерации. Это: дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 г. в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 г., не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, совершеннолетние недееспособные лица, находящиеся под их опекой, а также совершеннолетние и несовершеннолетние дети вышеперечисленных дееспособных лиц, если все указанные лица не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве; лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 г. и не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, а также их несовершеннолетних детей. [3].

Президент Российской Федерации В.В. Путин в декабре 2012 года в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации поручил упростить процедуру и сократить сроки рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации от соотечественников - носителей русского языка, родственники которых по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской империи и СССР, при условии их переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и отказа от гражданства иностранного государства [4]. В целях реализации данного документа был принят Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3]. Для реализации данного закона Президентом Российской Федерации 8 августа 2014 г. был подписан Указ № 551 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325" [6].

В целях учета граждан Российской Федерации, которые имеют гражданство иного государства, а также граждан, обладающих статусом постоянных проживающих на территории иностранного государства новеллой закона о гражданстве РФ стало закрепление федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве РФ" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, обязанности по уведомлению государства о наличии у них соответствующих форм политико-правовой связи [3]. Установление такой обязанности, как верно отмечает Я.Л. Ванюшин, обусловлено тем, что поскольку в данном случае лицо находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается. Волеизъявление такого лица может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству [2, с. 29].

Для получения объективной картины реализации законодательства о гражданстве РФ необходимо проанализировать статистические данные по приобретению гражданства РФ по Республике Башкортостан за 2012-2015 гг. [5]. Так, в 2013 г. количество иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации, по сравнению с 2012 г., увеличилось на 37,0%. Данная тенденция обусловлена изменениями в законодательстве о гражданстве Российской Федерации, в частности, с

69

изменением порядка приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в отношении отдельной категории лиц, длительное время проживающих на территории Российской Федерации.

Общее количество лиц, приобретших российское гражданство за 2013 г., составило 1592 человек, что на 430 человек. больше чем в 2012 г. В том числе: в упрощенном порядке -1145; на основании международных соглашений - 28; в соответствии со ст. 41.3 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации - 393; восстановлено в гражданстве Российской Федерации - 4; в соответствии со ст. 41.2 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации признано гражданами Российской Федерации - 22.

Из общего количества иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых в гражданство Российской Федерации, составляют выходцы из следующих государств: Узбекистан, Армения, Казахстан, Таджикистан, Украина, Азербайджан.

В 2014 г. количество иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации, по сравнению с 2013 г. увеличилось на 39,0%. Данная тенденция обусловлена изменениями в законодательстве о гражданстве Российской Федерации, в частности, с появлением иных оснований приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, а также в связи с увеличением потока прибывших в республику граждан Украины, вынужденно покинувших основное место проживания в связи с обострением политической ситуации в Луганской и Донецкой областях.

Общее количество лиц, которые приобрели российское гражданство, составило 2213 человек. В том числе в упрощенном порядке - 1565; на основании международных соглашений - 153; в соответствии со ст. 41.3 федерального закона о гражданстве Российской Федерации - 459; восстановлено в гражданстве Российской Федерации - 4; признано гражданами Российской Федерации в соответствии со ст. 41.2 федерального закона о гражданстве Российской Федерации - 32.

В связи с изменениями в федеральном законодательстве о гражданстве Российской Федерации в Управлении Федеральной миграционной службы создана Комиссия по признанию иностранных граждан и лиц без гражданства носителем русского языка, которая начала свою деятельность с октября 2014 г. С начала работы данной Комиссии принято к рассмотрению 281 заявление о признании носителем русского языка. Состоялось 14 заседаний Комиссии, по результатам которых приняты решения о признании носителем русского языка в отношении 202 иностранных граждан и лиц без гражданства (71,9%), 79 заявителей не признаны носителями русского языка (28,1%).

С 2014 г. в Республике Башкортостан наблюдается рост количества иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации. Данная тенденция обусловлена изменениями в законодательстве о гражданстве Российской Федерации, в частности, с появлением иных оснований приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, а также в связи с увеличением потока прибывших в республику граждан Украины, вынужденно покинувших основное место проживания.

Динамика численности иностранных граждан, принятых и восстановленных в гражданство Российской Федерации в 2012-2015 гг.

2012 2013 2014 За 6 мес. 2015

Принято и восстановлено в гражданстве Российской Федерации (чел.) 1162 1592 2213 1228

из них:

мужчин 568 824 1202 594

женщин 594 768 1011 634

В 1 полугодии 2015 г. гражданство Российской Федерации приобрели 1228 иностранных граждан и лиц без гражданства. Из них в упрощенном порядке российское гражданство получили 964 иностранных граждан. Рост обусловлен приемом в российское гражданство иностранных граждан, состоящих в браке с гражданами Российской Федерации, родившихся на территории РСФСР и имевших гражданство бывшего СССР, являющихся нетрудоспособными и имеющих дееспособных сына или дочь.

В 1 полугодии 2015 г. в 4 раза (с 21 чел. до 91 чел.) увеличился прием в российское гражданство в соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном приобретении гражданства. Наибольшее количество граждан, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с международными соглашениями, составили граждане Республики Казахстан (66 чел.).

В соответствии со ст. 41.3 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации приобрели гражданство Российской Федерации - 165 человек. Признано гражданами Российской Федерации согласно ст. 41.2 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации - 8.

В Комиссию о признании иностранного гражданина носителем русского языка с заявлениями о признании данного статуса обратились 627 человек, из которых 421 (67,2%) - признаны носителями русского языка, 57 - приняты в гражданство Российской Федерации, 162 -получили уведомления о возможности приобретения гражданства Российской Федерации.

Около 93% всех лиц, получивших гражданство в 2015 г., являются гражданами бывшего СССР. Самую большую группу из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, которые приобрели гражданство Российской Федерации, составляют граждане Узбекистана (30%), на втором месте граждане Таджикистана (18%). В первую пятерку стран также входят Армения (8,6%), Казахстан (8,0%), Украина (7,0%).

Динамика численности иностранных граждан, принятых и восстановленных в гражданство Российской Федерации с разбивкой по странам в 2011-2015 гг.

2011 2012 2013 2014 За 6 мес. 2015.

Узбекистан 218 414 475 779 368

Таджикистан 77 111 121 295 229

Армения 61 120 170 281 106

Казахстан 380 100 68 302 100

Украина 39 85 78 134 86

Кыргызстан 325 52 31 82 36

Азербайджан 74 52 67 121 26

Грузия 32 39 32 63 16

Беларусь 25 9 14 17 11

Туркменистан 8 24 21 25 9

В 2014 г. для граждан Российской Федерации установлена обязанность уведомлять о наличии гражданства иностранного государства либо вида на жительства или иного действительного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание в иностранном государстве. Так в 2014-2015 гг. Управлением Федеральной миграционной службы принято 5665 уведомлений о наличии иного гражданства, а также 1321 уведомление о наличии документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Наибольшее количество уведомлений подано гражданами Российской Федерации, также имеющими гражданство Таджикистана (17,7%) и Узбекистана (13,5%).

Рассмотрим статистические данные по приобретению российского гражданства в целом по Российской Федерации за 2014-2015 гг. [5].

В 2015 г. количество иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации по сравнению с 2014 г. увеличилось на 37,0%. Общее количество лиц, которые приобрели российское гражданство в 2015 г. составило 124991 человек, что на 29755 больше, чем в 2014 г. (95236). В том числе в 2015 г. принято в гражданство РФ - 123800 человек (в 2014 г. - 93780 чел.), (в общем порядке - 37 (в 2014 г.- 47 чел), в упрощенном порядке - 110679 (в 2014 г. - 77372 чел.); на основании международных соглашений - 7954 (в 2014 г. - 7144 чел.); в соответствии со ст. 41.3 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации - 5130 (в 2014 г. - 9217 чел.); восстановлено в гражданстве Российской Федерации - 421 (в 2014 г. - 433 чел.); признано гражданами Российской Федерации в соответствии со ст. 41.2 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации - 770 (в 2014 г. - 1023 чел.).

В 2015 году принято уведомлений от граждан РФ о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания 171927 человек. Количество лиц, признанных носителями русского языка, принятых в гражданство РФ - 878 человек.

Таким образом, тенденция увеличения лиц, которые приобрели российское гражданство в 2015 г. обусловлена изменениями в законодательстве о гражданстве Российской Федерации, в частности, с изменением порядка приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в отношении отдельной категории лиц, длительное время проживающих на территории Российской Федерации, а также лиц, признанных носителями русского языка.

Изложенное свидетельствует о том, главная цель изменений и дополнений в закон о гражданстве - предоставить возможность соотечественникам за рубежом получить гражданство Российской Федерации. Вместе с тем гражданство - это и неотъемлемый атрибут государственного суверенитета. При решении вопросов гражданства следует учитывать и интересы государства. Как отмечал И.Е. Фарбер в своих исследованиях: "Гражданство неразрывно связано с государственностью. Более того, неоспорима связь между гражданством и государственным суверенитетом" [7, с. 50]. Главное в логическом основании института гражданства заключается в том, что посредством этого института происходит придание государству как субъекту права юридически значимых очертаний не только в области его суверенных полномочий и его территории, но и тех физических лиц, которые «составляют» государство. Именно с позиции распространения на личность суверенитета государства мы говорим о том, что гражданство является основой правового положения этой личности в государстве: наличие гражданства гарантирует полное распространение на личность всех прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве данной страны[1, с. 26].

Таким образом, подводя итог, необходимо констатировать, что гражданство является универсальной правовой связью человека с государством, от которой зависит как объем обоюдных прав и обязанностей, так и защита государством гражданина и гражданином государства. Институт гражданства имеет существенное значение для развития российского государства и является важнейшим условием, как для укрепления российской государственности, так и развития патриотизма, "связано с воспитанием чувств гражданственности, верности Родине" [7, с. 47].

Библиографические ссылки

1. Бердникова К.Л. Гражданство в системе прав и свобод человека и институтов публичной власти // Современное право. 2012. № 2. С. 26-31.

2. Ванюшин Я.Л. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" - Комментарий. [Электронный ресурс] Система Гарант, 2014. С. 29.

3. О гражданстве Российской Федерации: федер. Закон Рос. Федерации от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 апреля 2002 г. одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 мая 2002 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 22, ст. 2031.

4. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2012. 13 дек.

5. По материалам УФМС Российской Федерации по Республике Башкортостан.

6. О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325:

указ Президента Рос. Федерации от 6 августа 2014 г. № 551 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 32, ст. 4469.

7. Фарбер И. Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов, 1974. С. 50.

References

1. Berdnikova K.L. Grazhdanstvo v sisteme prav i svobod cheloveka i institutov publichnoj vlasti (Citizenship in the System of Human Rights and Freedoms and Political Institutions), Sovremennoepravo, 2012, No. 2, pp. 26-31.

2. Vanjushin Ya.L. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 31 maja 2002 goda № 62-FZ "O grazhdanstve Rossijskoj Federacii - Kommentarij (Comments to the Federal Law of 31 May 2002 № 62-FL "On Russian Citizenship - Comments"), Sistema Garant, 2014, pp. 29.

3. O grazhdanstve Rossijskoj Federacii: feder. Zakon Ros.Federacii ot 31 maja 2002 g. № 62-FZ (On Russian Citizenship: the Federal Law of 31 May 2002 № 62-FL): prinjat Gos. Dumoj Feder.Sobr. Ros.Federacii 19 aprelja 2002 g. odobr. Sovetom Federacii Feder.Sobr. Ros.Federacii 15 maja 2002 g., Sobr. za-konodatel'stva Ros. Federacii, 2002, № 22, st. 2031.

4. Poslanie Prezidenta Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniju RF (President Putin Address to the Federal Assembly of RF), Rossijskaja gazeta, 2012, 13dek.

5. Po materialam UFMS Rossijskoj Federacii po Respublike Bashkortostan (According data of the DFIS in the Republic of Bashkortostan).

6. Vnesenii izmenenij v Polozhenie o porjadke rassmotrenija voprosov grazhdanstva Rossijskoj Federacii, ut-verzhdennoe Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 14 nojabrja 2002 g. № 1325: ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 6 avgusta 2014 g. № 551 (Amending the Provision on Dealing with Russian Citizenship Matters, approved by the Decree of the President of RF of 14, November 2002 № 1325: the Decree of the President of RF of 6, August 2014 № 551), Sobr. zakonodatel'stva Ros.Federacii, 2014, № 32, st. 4469.

7. Farber I.E. Svoboda i prava cheloveka v sovetskom gosudarstve (Freedom and Human Rights in the Soviet State), Saratov, 1974, pp. 50.

Дата поступления: 15.05.2016 Received: 15.05.2016

УДК 342.7

ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАРИМОВ Рим Римович

кандидат юридических наук, начальник научно-исследовательского отдела ФГКОУВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Уфа, Россия. Е-mail: karimov_rim@mail.ru

КАРИМОВА Гузель Юрисовна

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного права ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Уфа, Россия. Е-mail: guzel-karimova-80@mail.ru

Важной задачей для любого государства является воспитание достойного поколения, способного продолжить последующее развитие страны и общества. Для обеспечения этой задачи необходимо соблюдение многих условий, среди которых важное значение приобретает защита прав и законных интересов

PROTECTION OF THE RIGHTS OF THE CHILD UNDER THE LAW OF THE RUSSIAN

FEDERATION

KARIMOV Rim Rimovich

Candidate of Sciences (Law), Chief of the Research Department of the Ufa Law Institute of the MIA Russia, Ufa, Russia. E-mail: karimov_rim@mail.ru

KARIMOVA Guzel Yurisovna

Candidate of Sciences (Law), Senior Lecturer of the Department of Constitutional Law, Ufa Law Institute of the MIA of Russia, Ufa, Russia. E-mail: guzel-karimova-80@mail. ru

An important task for any country is to educate a worthy generation, capable to continue further development of the country and society. For this task, it is necessary to comply with many conditions; among them, it is important to protect the rights and legitimate interests of the child. The Russian Federation is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.