ПРАКТИКА
ПРАВА МИГРАНТОВ КАК ОСНОВА ИХ ПРАВОВОГО СТАТУСА THE RIGHTS OF MIGRANTS AS THE BASIS OF ITS LEGAL STATUS
УДК 342.95
А.В. ПОЛТЕВ, A.V. POLTEV,
магистрант undergraduate
(Белгородский государственный национальный (Belgorod National Research University)
исследовательский университет) al.poltev@mail.ru
Аннотация: в статье рассмотрена совокупность прав иностранных граждан и лиц без гражданства, предоставляемых им на территории Российской Федерации, как основной составной части правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Рассмотрены исключения из совокупности прав, предоставляемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, и некоторые дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: иностранный гражданин, лицо без гражданства, правовой статус, право человека и гражданина, внутренний мигрант, внешний мигрант, трудовой мигрант, экологический мигрант, беженец.
Abstract: the article considers the totality of the rights of foreign citizens and individuals without citizenship provided to them on the territory of the Russian Federation, as the main constituent of the legal status of foreign citizens and individuals without citizenship on the territory of the Russian Federation. Considered exceptions to the bundle of rights granted to foreign citizens and persons without citizenship and other rights provided to certain categories of foreign citizens and individuals without citizenship on the territory of the Russian Federation.
Keywords: foreign citizen, person without citizenship, legal status, right of man and citizen, internal migrant, external migrant, migrant worker, environmental migrant, refugee.
Ядром правового статуса мигранта являются права мигранта, определяемые как юридические возможности (мера возможного поведения), предназначенные для удовлетворения законных интересов и потребностей личности. В Конституции Российской Федерации закреплены основные права человека и гражданина, которые распространяются на всех, в т.ч. и на мигрантов. Помимо Конституции Российской Федерации права мигрантов получили закрепление в специальном законодательстве применительно к различным категориям мигрантов [1, с. 3].
При определении объема прав мигрантов следует различать внутренних и внешних мигрантов, поскольку их права существенно разнятся. Несмотря на то, что п. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, а п. 2 ст. 55 Конституции устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, п. 3 ст. 55 Конституции допускает возможность ограничения прав человека и гражданина. Они могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [2, с. 9].
Внутренние мигранты передвигаются по территории страны, являются гражданами Российской Федерации и, следовательно, обладают всеми правами граждан Российской Федерации без всяких изъянов. Внешние мигранты делятся на эмигрантов и иммигрантов. Эмигранты, то есть лица, которые выезжают за пределы Российской Федерации, обладают правами того государства, которое их принимает, с ограничениями, которые введены принимающим государством для данного круга лиц. Иммигранты, то есть лица, которые прибывают на территорию Российской Федерации из других стран, обладают правами граждан Российской Федерации с изъятиями, которые предусмотрены федеральными законами.
Основным документом, регламентирующим правовой статус иностранцев в России, является Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Ст. 4 данного закона устанавливает, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Часть таких ограничений установлена непосредственно Федеральным законом Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА
2017'2
В частности, п. 2 ст. 11 данного закона устанавливает, что иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации, не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания. П. 1 ст. 12 Закона устанавливает невозможность иностранных граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдумах, проводимых государством. Работать на территории Российской Федерации иностранные граждане могут только при наличии специального разрешения (п. 4 ст. 13).
Исключение составляют отдельные категории иностранцев, прямо перечисленных в Законе. К ним, например, относятся лица, которые являются:
- участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
- сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
- беженцами или лицами, получившими временное убежище на территории Российской Федерации;
- высококвалифицированными специалистами либо членами их семей; обучающимися в Российской Федерации;
- прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы и т.д. (см. п. 4 ст. 13 Закона).
В то же время для всех иностранцев вводятся ограничения на занятие отдельными видами труда или на занятие определенных должностей. Например, в соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» «...государственная гражданская служба Российской Федерации -вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации». Следовательно, иностранные граждане состоять на государственной службе не могут.
Также иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть муниципальными служащими (п. 1. ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Запрещается им быть командирами воздушных судов гражданской авиации дел (п. 4 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации). Кроме того, иностранным гражданам запрещается быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в неком-
мерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Тем не менее иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лиц гражданского персонала.
Потребность в привлечении иностранных работников определяется ежегодно Правительством Российской Федерации, которое анализирует социально-экономическую и демографическую обстановку в регионах и на основе проведенного анализа устанавливает квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Интересным представляется тот факт, что, несмотря на наличие ограничений в выборе места работы, в социальном обеспечении и пенсионном обеспечении иностранцы полностью приравниваются к гражданам Российской Федерации [3, с. 41].
Отдельные категории мигрантов, наоборот, наделяются дополнительными правами, гарантируемыми и обеспечиваемыми государством.
Например, ст. 6 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» установила такие права беженцев, как бесплатное получение услуг переводчика; обеспечение за счет государства проезда и провоза багажа к месту пребывания; получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи; обеспечение местом проживания в центре временного размещения, а также питанием и коммунальными услугами; обеспечение медицинской и лекарственной помощью; получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве.
Большое количество дополнительных прав получила такая категория населения, которая современными учеными называется «экологические беженцы». Их права регулируются целым рядом нормативных актов. К ним относятся Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральный закон Российской Федерации от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
Так, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в соответствии со ст. 12 Закона, имеют право на:
- ежемесячную денежную компенсацию;
- внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
- доплату до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на ниже-оплачиваемую работу;
- назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости;
- получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;
- 50% оплату жилья и коммунальных услуг. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и зоны отселения (вынужденных переселенцев), регулируется ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Они имеют право на:
- первоочередное трудоустройство на новом месте жительства в соответствии с профессией и квалификацией. При отсутствии возможности такого трудоустройства гражданам предоставляется другая работа с учетом их желания или возможность обучения новым профессиям (специальностям) с сохранением им в установленном
= ПРАКТИКА
порядке среднего заработка в период обучения;
- сохранение после прибытия на новое место жительства на период трудоустройства, но не более чем на четыре месяца, среднего заработка и непрерывного трудового стажа;
- единовременную денежную компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества, включающую в себя стоимость строений, домашнего имущества, всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов;
- единовременное пособие в связи с переездом на новое место жительства в размере 500 рублей на каждого переселяющегося члена семьи;
- компенсацию стоимости проезда, расходов по перевозке имущества железнодорожным, водным, автомобильным и авиационным (в случае, если нет другого) транспортом, кроме случаев, когда транспортное средство предоставляется бесплатно. При этом нетрудоспособным гражданам, многодетным семьям, матерям-одиночкам и одиноким женщинам дополнительно оплачивается стоимость услуг по погрузке и разгрузке имущества;
- обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз;
- внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, в специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа.
Подводя итог проведенному в статье анализу, можно сделать вывод о том, что, применив традиционную классификацию, можно выделить пять групп прав мигрантов:
а) личные;
б) политические;
в) экономические;
г) социальные;
д) культурные права.
Данная классификация достаточно условна, т.к. в реальной жизни все группы прав и свобод тесно взаимосвязаны.
Литература
1. Лупенко И.Ю. Понятие и элементы специального правового статуса мигрантов // Миграционное право. 2013. № 4. С. 2-5.
2. ВитрукН.В. Общая теория правового положения личности. - Москва: Норма, 2008.
3. Плюгина И.В. Конституционные основы правового регулирования статуса мигрантов в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2008.
— References —
1. Lupenko I.Ju. Ponjatie i jelementy special'nogo pravovogo statusa migrantov // Migracionnoe pravo. 2013. № 4. S. 2-5.
2. VitrukN.V. Obshhaja teorija pravovogo polozhenija lichnosti. - Moskva: Norma, 2008.
3. Pljugina I.V. Konstitucionnye osnovy pravovogo regulirovanija statusa migrantov v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. - Moskva, 2008.
(статья сдана в редакцию 09.10.2017)