Научная статья на тему 'ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ'

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слинько А.А., Могилев М.А.

П р е д м е т. Важным элементом государственной образовательной политики является развитие дошкольного образования как самостоятельной ступени образования.Т е м а . Институализация модернизационных процессов в образовании. Ц е л и . Проанализировать новые возможности образовательной политики Российской Федерации с точки зрения развития негосударственного сектора дошкольного образования.М е т о д о л о г и я . Использованы такие методы научного исследования как сравнительный метод, исторический метод, анализ источников.Р е з у л ь т а т ы . Проведенное исследование однозначно показало, что в современной российской образовательной политике реализуется запрос на модернизацию школьной системы, на развитие частного образования. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ развития негосударственного сектора в сфере дошкольного образования. В ы в о д ы . Образовательная политика в России в сфере дошкольного образования в настоящее время нуждается в корректировке и дополнениях, в том числе и в доработке правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слинько А.А., Могилев М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONALIZATION OF MODERNIZATION PROCESSES IN EDUCATION

A n i m p o r t a n t e l e m e n t of the state educational policy is the development of preschool education as an independent stage of education. T o p i c . Institutionalization of modernization processes in education. G o a l s . To analyze the new opportunities of the educational policy of the Russian Federation from the point of view of the development of the non - state sector of preschool education. M e t h o d o l o g y. Such methods of scientific research as the comparative method, the historical method, and the analysis of sources were used. R e s u l t s . The conducted research has clearly shown that in the modern Russian educational policy, a request is being implemented for the modernization of the school system, for the development of private education. S c o p e o f a p p l i c a t i o n . The results of the study can be used in the development of programs for the development of the non - governmental sector in the field of preschool education. C o n c l u s i o n s . The educational policy in Russia in the field of preschool education currently needs adjustments and additions, including extensive revision of the legal framework.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ»

«Высшая школа экономики». — Москва : НИУ ВШЭ, 2021. — 132 с.

4. Российское образование в контексте индекса человеческого капитала // Бюллетень о сфере образования. — 2018. — № 18. — 32 с.

5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204.

6. Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://old.gks.ru

7. Чарочкина Е. Ю. Интеграция образования, науки и бизнеса как условие формирования инновационной экономики знаний / Е. Ю. Чарочкина, И. В. Андросова, О. В. Согаче-ва, Е. С. Симоненко // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 9-1 (86). — С. 107—111.

LIST OF LITERATURE

1. Kobeleva A. A. Human capital: conceptual apparatus and structure [Electronic resource] // Economic research. — 2017. — No. 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-ponyatiynyy- apparat -i- struktura

УДК 372

2. Monitoring the economic situation in Russia: trends and challenges of socio-economic development [Electronic resource]. — 2021. — No. 1 (133). — January. — URL: http://www.iep.ru/files/text/ crisis_monitoring/2021_01-133_Jan.pdf

3. Education in figures: 2021: a short statistical collection / L. M. Gokhberg, O. K. Ozerova, E. V. Sautina [and others] ; Nat. issled. University Higher School of Economics. — Moscow : NRU HSE, 2021. — 132 p.

4. Russian education in the context of the human capital index // Bulletin on the sphere of education. — 2018. — No. 18. — 32 p.

5. On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024 : Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204.

6. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. — URL https://www.gks.ru//

7. Charochkina E. Yu. Integration of education, science and business as a condition for the formation of an innovative knowledge economy / E. Yu. Charochkina, I. V. Androsova, O. V. Sogacheva, E. S. Simonenko // Economics and Entrepreneurship. — 2017. — No. 9-1 (86). — P. 107—111.

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В ОБРАЗОВАНИИ

Коды JEL: Z18, R59

Слинько А. А., доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и политического управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Воронежский филиал) РАНХиГС, г. Воронеж, Россия.

E-mail: kafppu@vrn.ranepa.ru

SPIN-код: 1118-2860

Могилев М. А., аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, (Воронежский филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия.

E-mail: kafppu@vrn.ranepa.ru

SPIN-код: 1333-4689

Поступила в редакцию 29.11.2021. Принята к публикации 01.12.2021

Аннотация

Предмет. Важным элементом государственной образовательной политики является развитие дошкольного образования как самостоятельной ступени образования.

Тема. Институализация модернизационных процессов в образовании.

Цели. Проанализировать новые возможности образовательной политики Российской Федерации с точки зрения развития негосударственного сектора дошкольного образования.

Методология. Использованы такие методы научного исследования как сравнительный метод, исторический метод, анализ источников.

Результаты. Проведенное исследование однозначно показало, что в современной российской образовательной политике реализуется запрос на модернизацию школьной системы, на развитие частного образования.

Область применения. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ развития негосударственного сектора в сфере дошкольного образования.

Выводы. Образовательная политика в России в сфере дошкольного образования в настоящее время нуждается в корректировке и дополнениях, в том числе и в доработке правовой базы.

Ключевые слова: государственная образовательная политика, развитие дошкольного образования, негосударственный сектор в сфере дошкольного образования.

UDC 372

INSTITUTIONALIZATION OF MODERNIZATION PROCESSES IN

EDUCATION

JEL CODES: Z18, R59

Slinko A. A., doctor of Political Sciences, Professor, Head of the Department of Political Science and Political Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Voronezh branch), RANEPA, Voronezh, Russia.

E-mail: kafppu@vrn.ranepa.ru

SPIN: 1118-2860

Mogilev M. A., postgraduate student, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, (Voronezh branch of RANEPA), Voronezh, Russia.

E-mail: kafppu@vrn.ranepa.ru

SPIN: 1333-4689

Annotation

An important element of the state educational policy is the development of preschool education as an independent stage of education.

Topic. Institutionalization of modernization processes in education.

Goals. To analyze the new opportunities of the educational policy of the Russian Federation from the point of view of the development of the non-state sector of preschool education.

Methodology. Such methods of scientific research as the comparative method, the historical method, and the analysis of sources were used.

Results. The conducted research has clearly shown that in the modern Russian educational policy, a request is being implemented for the modernization of the school system, for the development of private education.

Scope of application. The results of the study can be used in the development of programs for the development of the non-governmental sector in the field of preschool education.

Conclusions. The educational policy in Russia in the field of preschool education currently needs adjustments and additions, including extensive revision of the legal framework.

Keywords: state educational policy, development of preschool education, non-governmental sector in the field of preschool education.

Введение

Обновленная Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Проблема трансформации Основного закона встала на повестку дня в связи с целым комплексом сложных изме-

DOI: 10.22394/1997-4469-2021-55-4-102-107

нений глобального и регионального характера, но положения, касающиеся права граждан на образование, остались незыблемыми [1].

Дошкольное образование в настоящее время является областью, подвергшейся наибольшим изменениям и развитию по отношению к наследию советского периода истории. В 2000-е годы в Российской Федерации прошла мощная дискуссия о необходимости перехода к дошкольному образованию как самостоятельной ступени образования, после чего было разработан и введен в действие в 2013 году образовательный стандарт дошкольного образования, ори-

ентированный на развитие ребенка средствами средового подхода [2].

В то же время муниципальная сеть детских садов не справилась не только с задачей эффективного развития детей и обеспечения комфортного пребывания ребенка, но и не смогла переварить очередь за местом в детском саду. Особенно остро встал вопрос о ясельных группах для детей до 3-х лет, которыми до сих пор не полностью обеспечены некоторые регионы РФ. В этих условиях была разработана стратегия передачи части полномочий в обеспечении услугами детских садов частным дошкольным образовательным учреждениям, для чего были изменены требования к помещениям частных детских садов (которые теперь могли находиться во встроенных и пристроенных помещениях многоэтажек и использовать дворовую инфраструктуру).

Внедрение новой политики развития дошкольного образования

Одновременно были созданы механизмы субсидирования из средств местных бюджетов образовательной компоненты услуги дошкольного образования частных детских садов, имеющих лицензию, упрощено лицензирование частных детских садов. Важным моментом, обеспечившим внедрение новой политики развития дошкольного образования, оказалось включение в критерии эффективности деятельности глав региона (губернаторов) числа частных детских садов и размера выделяемых им субсидий.

Правительство сообщило о ходе работы по выполнению поручения Президента России № Пр-1171 от 26 мая 2014 года [3] о мерах по развитию частных дошкольных образовательных организаций, предусматривающих, в том числе, внесение в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [4] и иные нормативные правовые акты изменений, направленных на обеспечение равенства условий их деятельности с государственными муниципальными детскими садами, а также о проработке вопроса о предоставлении юридическим лицам права на основании лицензии осуществлять образовательную деятельность в сфере дошкольного образования в качестве основного вида деятельности. В целях поддержки негосударственного сектора дошкольного образования сформирована нормативная правовая база, в том числе, в части обеспечения равенства условий деятельности частных дошкольных образовательных организаций с условиями государственных и муниципальных детских садов.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» фи-

нансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных организациях с 1 января 2014 года отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации. Так, Федеральным законом предусмотрено предоставление субсидий на возмещение затрат частных дошкольных образовательных организаций, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных детских садов.

Предоставляются субсидии из федерального бюджета:

— субъектам малого и среднего предпринимательства на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и других подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми в размере не более 1 млн рублей;

— субъектам малого и среднего предпринимательства — индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, осуществляющим образовательную деятельность по программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации в размере не более 10 млн рублей.

Условием предоставления субсидий из федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольного образования является включение мер по поддержке развития негосударственного сектора дошкольного образования в утвержденный в субъекте Федерации комплекс мероприятий.

Внесены изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса в части освобождения от налогообложения услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, реализующих об -разовательную деятельность по программам до -школьного образования [5]. Учитывается специфика деятельности частных дошкольных организаций и групп малой наполняемости.

Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации, установленные статьёй 47 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации», гарантированы педагогическим работникам всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе частных. В отношении педагогических работников частных организаций проводится аттестация аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации.

Внесены изменения в статью 21 Федерального закона «О развитии малого и среднего

предпринимательства в Российской Федерации», предусматривающие оказание органами государственной власти и местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере образования, в том числе дошкольного, в виде создания условий для подготовки кадров или их дополнительного профессионального образования, а также учебно-методической и научно-методической помощи [6].

Негосударственный сектор дошкольного образования представлен как частными дошкольными образовательными организациями, так и детскими садами и семейными группами, созданными индивидуальными предпринимателями, а также частными организациями, оказывающими услуги по уходу и присмотру за детьми. Федеральным законом предусмотрены нормы, направленные на развитие разных организационно-правовых форм юридических лиц.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе в сфере дошкольного образования, приравнены по правам и ответственности к организациям, осуществляющим образовательную деятельность (пункт 20 статьи 2 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации») [4]. За юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы закреплена возможность осуществлять образовательную деятельность по программам дошкольного образования. Так, некоммерческие организации вправе осуществлять образовательную деятельность как в качестве основного, так и дополнительного вида деятельности. Учитывая, что коммерческие организации являются организациями, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, такие организации вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. Это дает возможность предприятиям и организациям создавать корпоративные детские сады. Кроме того, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлена возможность реализовывать программу дошкольного образования в качестве дополнительного вида деятельности, определив присмотр и уход за детьми в качестве основного вида деятельности. Принятые меры стимулируют развитие негосударственного сектора в сфере дошкольного образования.

Министерство просвещения подготовило правила предоставления и распределения субсидий из федеральной казны бюджетам субъектов РФ «на финансовое обеспечение мероприятий по созданию дополнительных мест (групп) для детей в возрасте от полутора до трех лет

в организациях [частной формы собственности] и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и присмотр и уход за детьми» [7].

Согласно предлагаемым правилам, регионы формируют и отправляют в Министерство просвещения перечни таких групп с указанием количества мест в каждой из них. Действующие санитарно-эпидемиологические требования предполагают, что в группах может быть не менее двух и не более 12 мест. Инициатива подготовлена в рамках реализации государственной программы «Развитие образования». Данный проект постановления разработан в целях своевременного и эффективного выполнения мероприятий федерального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», входящего в состав национального проекта «Демография». Нацпроект «Демография», рассчитанный на 2019—2024 годы, включает в себя пять федеральных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости женщин», «Старшее поколение», «Укрепление общественного здоровья», «Спорт — норма жизни». Общий бюджет на ближайшие шесть лет составит 3,1 трлн рублей.

Рост числа детей, получивших образовательные услуги в таких детских садах — важный итог произошедших изменений в образовательной политике. Дети, получившие в раннем возрасте импульс к личностному развитию в процессе получения услуги в детском саду с образовательной составляющей, окажут влияние на последующее образование, а также постепенно изменят отношение в обществе к образованию как важнейшему вложению в человеческий капитал.

Таким образом, возникновение дошкольного образования как отдельного педагогического феномена значительно повысило эффективность школьного образования, повысив адаптивность детей к школе. Значительную роль в развитии дошкольного образования сыграло изменение локальной образовательной политики России. Термин «развивающее образование» получил довольно широкое распространение в российском образовательном контексте. В системе развивающего образования знания, умения и навыки выполняют функцию не столько самостоятельных целей, сколько средств в процессе развития ребенка [8].

Современный инновационный тренд в начальной школе

В инновационной деятельности можно выделить три основных блока: техническая, учебная и внеурочная инновации. Особенность фе-

деральных государственных образовательных стандартов общего образования — их деятель-ностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательном учреждении. В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, зачастую становится непродуктивной. Перед педагогами возникла проблема — превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Поэтому у детей и их родителей возникают новые потребности и интересы, составляющие мотивационные системы экономических и политико-административных элит, которые являются новыми не по форме, а исключительно по содержанию, так как имеют в истории сопоставимые по предмету и уровню удовлетворения аналоги [9]. Одним из ответов на новые запросы является Школа Монтессори — это школа «делания», школа активностей, в которой дети сами получают информацию и извлекают знания из материалов учебной среды, поэтому компетентности тут формируются автоматически, причем в практической, прикладной плоскости. В Воронеже функционирует детский Монтессори-центр, где работают педагоги, которые имеют высшее педагогическое и психологическое образование, образовательное учреждение имеет две лицензии на образовательную деятельность: дошкольное образование и дополнительное образование детей и взрослых.

Воронежская городская Дума утвердила программу комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа город Воронеж, в которой было декларировано развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры городского округа. Места для

дошкольников создают так же в рамках нац-проекта «Демография». Российская Федерация и Воронежская область вкладывают достаточно серьезные финансовые ресурсы для того, чтобы полная обеспеченность местами в дошкольных образовательных учреждениях стала возможной.

Заключение

В условиях современной российской политики, где прослеживается значительное стремление государственной власти обеспечить контроль за различным сферами деятельности, влияние государства на образовательную политику и вектор ее развития прослеживается в изменении государственной политики в сфере образования в современной России, в реализации запроса на модернизацию школьной системы, в развитии частного образования.

Образовательная политика в России в сфере дошкольного образования в настоящее время нуждается в корректировках и дополнениях, в том числе и обширной доработке правовой базы, однако, сфера образования является перспективным полем для развития как малого, и среднего бизнеса, так и системы образования в Российской Федерации в целом.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Слинько А. А. Конституционный процесс в России и особенности региональной политики / А. А. Слинько, В. А. Гвоздев // Регион: системы, экономика, управление. — 2020. — № 1. — С. 147—151.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. — URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/

3. Перечень поручений по итогам заседания Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/45812

4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (по-

следняя редакция) [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс. — URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.10.2021) [Электронный ресурс] // Консуль-тантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19671/

6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (последняя редакция) // Консуль-тантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_52144/

7. Минпросвещения предложило субсидировать места в частных детсадах для детей до трех лет [Электронный ресурс]. — URL: https:// tass.ru/nacionalnye-proekty/6337519

8. Юдина Е. Г. Общение и деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте / Е. Н. Юдина // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. — Москва, 2002;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Родители стали массово переводить детей на семейное обучение [Электронный ресурс] // Московский комсомолец. — URL: https://www. mk.ru/social/2019/09/16/roditeli-stali-massovo-perevodit-detey-na-semeynoe-obuchenie.html (дата обращения: 15.011.2021).

LIST OF LITERATURE

1. Slinko A. A. Constitutional process in Russia and features of regional policy / A. A. Slinko, V. A. Gvozdev // Region: systems, economics, management. — 2020. — № 1. — P. 147—151.

2. On the approval of the federal state educational standard for preschool education : Order of the Ministry of Education and Science of

УДК 332.133.4

the Russian Federation of October 17, 2013 No 1155 [Electronic resource]. — URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70412244/

3. List of instructions following the meeting of the Commission for monitoring the achievement of target indicators of socio-economic development of Russia [Electronic resource]. — URL: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/45812

4. On Education in the Russian Federation : Federal Law dated December 29, 2012 No 273-FZ (last edition) [Electronic resource] // ConsultantPlus. — URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/

5. Tax Code of the Russian Federation (part 2) of 05.08.2000 N 117-FZ (as revised on 01.10.2021) [Electronic resource] // ConsultantPlus. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19671/

6. On the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation : Federal Law dated 24.07.2007 No 209-FZ (last edition) [Electronic resource] // ConsultantPlus. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_52144/

7. The Ministry of Education proposed to subsidize places in private kindergartens for children under three [Electronic resource]. — URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6337519

8. Yudina E. G. Communication and activity in preschool and primary school age / E. N. Yudina // Pedagogy: pedagogical theories, systems, technologies. — Moscow, 2002.

9. Parents began to transfer their children to family education en masse [Electronic resource] // Moscow's comsomolets. — URL: https://www.mk.ru/ social/2019/09/16/roditeli-stali-massovo-perevodit-detey-na-semeynoe-obuchenie.html (date accessed: 15.011.2021).

ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Коды JEL: Е 29, F 15, J 68

Сыроижко В. В., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, финансов и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: val.siroizhko2012@yandex.ru SPIN-код: 5622-8777

Дьяченко Д. И., магистрант 3 курса, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: didja4enko@yandex.ru SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 19.11.2021. Принята к публикации 25.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.