Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ'

АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕГМЕНТА РЫНКА ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / MARKET OF PRESCHOOL EDUCATION / COMPETITIVE ENVIRONMENT / CUSTOMER SATISFACTION / PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF NON-STATE SEGMENT OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL SERVICES MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хальзова Наталья Александровна, Лунина Юлия Владимировна

Развитие частного сектора в социальной сфере направлено, прежде всего, на повышение качества и доступности оказываемых населению социальных услуг. Однако возможность реализации данного направления на региональном уровне существенно зависит от уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и благосостояния его населения, а также сопряжена со сложностями объективной оценки ее результативности. В последнее время одним из ключевых направлений развития социальной сферы в Российской Федерации является содействие развитию частного сектора на рынках услуг социальной сферы. Данное направление задается на федеральном уровне, а его реализация осуществляется преимущественно на уровне субъектов Российской Федерации. До недавнего времени никто не говорил о конкурентоспособности на рынке дошкольных образовательных услуг, поскольку спрос превышал предложение из-за проблемы наличия мест в детских садах и отсутствия альтернативы. Сегодня мы можем констатировать развитие предпринимательской деятельности и в этом сегменте рынка. В данной статье авторы проводят анализ ситуации на рынке дошкольного образования в Хабаровском крае, с точки зрения удовлетворенности потребителя, представляют меры, направленные на развитие конкуренции и поддержку организаций негосударственного (частного) сектора на рынке услуг дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE MARKET OF SERVICES OF PRESCHOOL EDUCATION IN KHABAROVSK KRAI

Until recently nobody spoke about competitiveness of the preschool educational organizations as demand exceeded the offer because of a problem of existence of places in kindergartens and lack of an alternative. Today we to state development of business activity and in this segment of the market of educational services. In this article authors carry out the analysis of a situation in the market of preschool education in Khabarovsk Krai, in terms of customer satisfaction, represent the measures aimed at the development of the competition and support of the organizations of the non-state (not municipal) sector in the market of services of preschool education.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ»

Khalzova Natalia Alexandrovna, Lunina Julia Vladimirovna

THE ANALYSIS OF THE MARKET OF SERVICES OF PRESCHOOL ..

economic sceinces

УДК 338.4

DOI: 10.26140/anie-2020-0901-0090

АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

© 2020

SPIN-код: 8147-3447 AuthorlD: 857415

Хальзова Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции

Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск (Россия) (680035, Россия, Хабаровск, улица Тихоокеанская, 136 e-mail: halzov07@inbox.ru) SPIN-код: 7372-8483 AuthorlD: 852653

Лунина Юлия Владимировна, магистр, заведующий учебной частью Хабаровский технический колледж (680035, Россия, Хабаровск, улица Тихоокеанская, 132, e-mail: lunina2110@mail.ru) Аннотация. Развитие частного сектора в социальной сфере направлено, прежде всего, на повышение качества и доступности оказываемых населению социальных услуг. Однако возможность реализации данного направления на региональном уровне существенно зависит от уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и благосостояния его населения, а также сопряжена со сложностями объективной оценки ее результативности. В последнее время одним из ключевых направлений развития социальной сферы в Российской Федерации является содействие развитию частного сектора на рынках услуг социальной сферы. Данное направление задается на федеральном уровне, а его реализация осуществляется преимущественно на уровне субъектов Российской Федерации. До недавнего времени никто не говорил о конкурентоспособности на рынке дошкольных образовательных услуг, поскольку спрос превышал предложение из-за проблемы наличия мест в детских садах и отсутствия альтернативы. Сегодня мы можем констатировать развитие предпринимательской деятельности и в этом сегменте рынка. В данной статье авторы проводят анализ ситуации на рынке дошкольного образования в Хабаровском крае, с точки зрения удовлетворенности потребителя, представляют меры, направленные на развитие конкуренции и поддержку организаций негосударственного (частного) сектора на рынке услуг дошкольного образования.

Ключевые слова: рынок дошкольного образования, конкурентная среда, удовлетворенность потребителя, проблемы развития негосударственного сегмента рынка дошкольных образовательных услуг.

THE ANALYSIS OF THE MARKET OF SERVICES OF PRESCHOOL EDUCATION IN KHABAROVSK KRAI

© 2020

Khalzova Natalia Alexandrovna, candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Marketing and Competition Pacific National University, Khabarovsk (Russia) (680054, Russia, Khabarovsk, Pacific Street, 136, e-mail: halzov07@inbox.ru) Lunina Julia Vladimirovna, master, Head of Educational Department Khabarovsk Technical College (680054, Russia, Khabarovsk, Pacific Street, 132, e-mail: lunina2110@mail.ru) Abstract. Until recently nobody spoke about competitiveness of the preschool educational organizations as demand exceeded the offer because of a problem of existence of places in kindergartens and lack of an alternative. Today we to state development of business activity and in this segment of the market of educational services. In this article authors carry out the analysis of a situation in the market of preschool education in Khabarovsk Krai, in terms of customer satisfaction, represent the measures aimed at the development of the competition and support of the organizations of the non-state (not municipal) sector in the market of services of preschool education.

Keywords: market of preschool education, competitive environment, customer satisfaction, problems of development of non-state segment of pre-school educational services market.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Планы социально-экономического развития субъектов территории разрабатываются Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с органами исполнительной власти регионов. В контексте заявленной темы рассматривается основная целевая установка - создание инновационной социальной инфраструктуры, в том числе и для сокращения отставания значений показателей социального развития от уровня среднероссийских. Одним из инструментов реализации комплекса мер, направленных на опережающее развитие регионов Дальнего Востока выступает диалог исполнительной власти со своей экосистемой. Наработка коммуникационного инструментария позволит реализовать качественные обратные связи, даст возможность выходить за границы системы и оценивать ее со стороны, позволит управлять как системой, так и циклом взаимодействия клиента с органами власти.

Социальная сфера всегда являлась очень болезненным вопросом. С одной стороны, ее бюджетное финансирование создает гарантии получения социальных услуг населением и поддержания занятости в данном

секторе. С другой стороны, отсутствуют объективные измерители качества получаемых потребителями услуг и степени удовлетворенности населения данными услугами. В основу формируемой и задаваемой в рамках развития предпринимательской инициативы политики заложена идея повышения качества услуг социальной сферы, реализуемая в первую очередь посредством создания конкуренции между услугами, оказываемыми государственными (муниципальными) и частными организациями. Предполагается, что государственное финансирование услуг в социальной сфере должно «идти за выбором потребителя». Обратная сторона этой идеи - озабоченность региональных и местных властей о том, обеспечит ли частный сектор выполнение социальных обязательств государства перед населением, не уйдет ли он с рынка в случае роста экономической нестабильности, каковы гарантии того, что качество услуг, оказываемых частными организациями, будет выше. Более того, реализация идеи «бюджетное финансирование должно идти за выбором потребителя» в целом необязательно приведет к оптимизации и сокращению бюджетных расходов. Дошкольное образование - это часть социальной политики органов местного самоуправления, целью, ко-

экономические науки

Хальзова Наталья Александровна, Лунина Юлия Владимировна АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...

торой является повышение качества жизни населения. Стратегия устойчивого развития отдельных направлений обусловливает межведомственную основу и опору на социальный контекст развития дошкольного образования. Система дошкольного образования финансируется из муниципального бюджета и является одним из приоритетных направлений в программе социально-экономического развития Хабаровского края [1]

Формирование целей статьи. Главная задача сферы дошкольного образования - удовлетворение потребностей населения в услугах дошкольного образования согласно стандартам качества [2-6]. Проблемы соответствия спроса и предложения в дошкольном образовании касается не только наличия образовательной услуги как таковой, но и ее качества.

Особенностью рынка дошкольного образования авторы считают его социальную значимость, а так же деление потребителей на две категории покупателей (родители/ законные представители) и пользователей (дети).

При этом следует отметить, что в условиях рыночной экономики спрос на социальные услуги, оказываемые частными организациями, чаще всего является результатом общего роста благосостояния населения.

В своей статье авторы представляю результаты исследования удовлетворенности потребителей качеством услуг рынка дошкольного образования в Хабаровском крае, а так же рассматривают возможные механизмы развития негосударственного (частного) сегмента рынка.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Большинство родителей, принявших участие в исследовании, удовлетворены системой обеспечения детскими садами в своем населенном пункте. На рисунке 1 представлена динамика положительных и отрицательных ответов родителей на вопрос: «Доступно ли дошкольное образование в Вашем населённом пункте?».

рактеризовали услуги образовательных организаций.

Родители детей, посещающих группы по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, организованные индивидуальными предпринимателями высоко оценили качество питания, помещения группы и площадки для прогулок (свыше 80% отметили варианты ответов «Хорошо» и «Очень хорошо»).

Рисунок 2а - Процентное соотношение ответов родителей детей, посещающих муниципальные и краевые

ДОО

Рисунок 2 - Динамика ответов родителей, %

В среднем 98,6 % родителей детей, посещающих муниципальные и краевые дошкольные образовательные организации, 82,8 % родителей детей, посещающих дошкольные организации, организованные индивидуальными предпринимателями и 96 % родителей детей, посещающих негосударственные, ведомственные дошкольные образовательные организации отметили варианты ответов «Да, доступно», «Скорее да, чем нет».

Свыше 80% родителей детей, посещающих муниципальные и краевые дошкольные образовательные организации, высоко оценили качество питания и помещение группы. Около 80% дали положительную оценку качеству дополнительных занятий, залам для занятий, площадкам для прогулок (отметили варианты ответов «Хорошо» и «Очень хорошо»), (рисунок 2а, 2б)

Оценка предложенных аспектов обучения и пребывания детей в детском саду родителями детей, посещающих негосударственные дошкольные образовательные организации немного выше, чем других родителей, принявших участие в опросе, более 90% положительно оха-

Рисунок 2б - Процентное соотношение ответов родителей детей, посещающих негосударственные, ведомственные ДОО

70% родителей в полной мере удовлетворены качеством дополнительных занятий, 65% родителей устраивают залы для занятий. Так же родители отметили, что посещение детского сада способствует формированию у ребенка воспитанности и самостоятельности (отметили свыше 90% родителей) и нравственности (свыше 80%). Развитие у ребенка в дошкольной организации таких качеств как инициативность, грамотность и образованность ожидают свыше 70% родителей, 60% родителей надеются, что их ребенок получит достаточный уровень подготовки к школе.

Менее всего родители удовлетворены медицинским обслуживанием и отсутствием открытых занятий для родителей и дополнительных занятий для детей. В таблице 2 представлена информация по процентному соотношению ответов родителей на вопрос: «Что вам нравится в работе детского сада?»

Таблица 2 - Процентное соотношение ответов родителей детей, посещающих муниципальные и краевые дошкольные образовательные организации, группы по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, организованные индивидуальными предпринимателями, негосударственные дошкольные образовательные организации

Khalzova Natalia Alexandrovna, Lunina Julia Vladimirovna

THE ANALYSIS OF THE MARKET OF SERVICES OF PRESCHOOL ..

economic sceinces

на вопрос: «Что вам нравится в работе детского сада?» [7]

Ответы родителей Ответы родителей Ответы родителей

детей, посещающих муниципальные и детей, посещающих группы по присмотру детей, посещающих

краевые ДОО и уходу за детьми него су дар ственны

дошкольного организованные индивидуальными предпринимателями е ДОО

Отношение педагогического персонала

детского сада к детям и (доброжелательное, вежлив родителям ое, чуткое 86,6% 92,5% 87,5%

отношение креоенку. ответст j иное:.)

Отношение вспомогательного

детского сада к детям и (доброжелательное, вежлив родителям ое, чуткое 70,1% 67,5% 61,8%

отношение креоенку. ответст

Отношение управленческого детского сада к родителям персонала 68,0% 60,0% 45,4%

Наличие игр и музыкальных анятий 59,4% 55,0% 54,6%

Проведение занятий детьми 62,1% 40,0% 51,3%

обучении и др.)

Высокий уровень подготовки школе 50,6% 2,5% 28,3%

Наличие открытых занятий для родителей 41,7% 5,0% 31,6%

Проведение праздников 76,6% 62,5% 68,4%

Питание в детском саду 65,9% 80,0% 60,5%

Наличие индивидуального подхода к 593% 72,5% 43,4%

Наличие дополнительных занятий 43,6% 30,0% 58,6%

Медицинское обслуживание 31,9% 17,5% 39,5%

Несмотря на то, что потребители высоко оценивают качество услуг, необходимо выделить показатели рынка которые демонстрируют низкий уровень удовлетворенности. К данным показателям относится: стоимость услуги и возможность выбора услуги, так например: респонденты - женщины не удовлетворены стоимостью услуги (95%) и возможностью выбора услуги (77%); респонденты старше 50 лет (стоимостью услуги - 95%), домохозяйки (ценами - 100%), респонденты с доходом от 15 до 25 тысяч рублей (ценами - 100%, возможностью выбора - 83%) и респонденты с доходом свыше 45 тысяч рублей (ценами - 100%, качеством - 86%). Респондентов не удовлетворяет возможность выбора услуги (доступность) или полное ее отсутствие, потребители считают, что данный рынок не является высококонкурентными, 18% респондентов отмечают полное отсутствие ценовой конкуренции и 21% низкий уровень конкуренции. Мнение потребителей о количестве организаций, представленных на рынке, показал, что 59% опрошенных говорит о малом количестве организаций (т.е. выбор ограничен), о достаточном количестве указывают 39%, и о полном отсутствии говорят 3% респондентов.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что конкурентная среда на рынке услуг дошкольного образования характеризуется существенным доминированием муниципальных образовательных учреждений над негосударственными (частными) учреждениями и формируется в основном в крупных городах Хабаровского края, негосударственный сегмент рынка развит недостаточно. Данный вывод подтверждается следующими статистическими данными: система дошкольного образования края представлена 398 дошкольными образовательными организациями. По состоянию на 01 января 2019 г. муниципальные детские сады посещали 69861 человек (увеличилось на 7,6%), негосударственные - 2446 человек (уменьшение на 15%), государственные - 1000 человек (увеличилось на 1,0 %), государственные краевые организации посещали 411 детей. В целом по краю 73718 детей (70007 - в 2017 году, 68542 - в 2016 году) получают дошкольное образование в детских садах и группах при начальных школах. Задача по увеличению охвата дошкольным образованием детей в возрасте от 0 до 3 лет решается через развитие вариативных форм оказания данных услуг, развития негосударственного сегмента рынка. В настоящее время на рынке услуг дошкольного образования участвуют 15 негосударственных дошкольных организаций (или 3,7 % от общего количества дошкольных организаций) и 105 индивидуальных предпринимателей.

Охват услугами дошкольного образования детей в возрасте от 1 до 7 лет составляет 76%. По данным Росстата, на 01 января 2018 г. охват услугами дошколь-

ного образования детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в городском округе «Город Хабаровск» составлял 30,3 %, в Хабаровском муниципальном районе края - 21,8 %, в Бикинском муниципальном районе края - 23,5 %, в Вяземском муниципальном районе края - 31,2 %, 27,8% детей, в возрасте от 3 до 6 лет, состоят в очереди для получения места в дошкольном образовательном учреждении, около 16 населенных пунктов края с численностью населения до 1 тысячи человек не имеют детских садов [8]

Авторы обращают внимание на малое количество или отсутствие новых организаций дошкольного образования, данная тенденция касается как городских округов, так и муниципальных районов Хабаровского края. Такая структура регионального бизнеса может быть индикатором кризисных явлений, которые затрудняют выход на рынок новых организаций и, следовательно, развитие конкуренции. Исследование показало, что бюджетные средства в основном направляются на строительство и ремонт муниципальных детских садов, а не на привлечение негосударственных поставщиков. Создание одного места у индивидуального предпринимателя в десятки раз дешевле, чем при строительстве муниципальных детских садов. Такое развитие событий приводит к тому, что проблемы предпринимателей не решаются, не создается и не обеспечивается деятельность инфраструктуры поддержки предпринимательства в сфере дошкольного образования по таким важным направлениям как имущественная, информационная, образовательная, консультационная и правовая поддержка.

В Хабаровском крае деятельность по содействию развитию негосударственного (частного) сегмента рынка дошкольного образования осуществляется следующими механизмами:

1. Реализация пилотных проектов по обеспечению доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.

2. Реализация положений Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее

- Стандарт), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. № 1738-р. Стандарт предусматривает содействие развитию конкуренции на социально значимых рынках регионов за счет расширения участия на них негосударственного сектора экономики. Один из принципов Стандарта

- повышение удовлетворенности потребителей и других участников экономической деятельности качеством товаров, работ и услуг, реализуемых на региональных рынках.

Указанные механизмы преследуют значимые цели -повышение доступности и качества оказываемых услуг социальной сферы, развитие конкуренции на рынках данных услуг. Однако при этом деятельность по содействию развитию частного сектора в социальной сфере на региональном уровне сталкивается с существенными барьерами и сложностями ее реализации. Эти барьеры связаны как с регулированием социальной сферы на федеральном уровне, так и с деятельностью и спецификой Хабаровского края как субъекта Российской Федерации, а также с уровнем социально-экономического развития региона и платежеспособности его населения.

В настоящее время принятые на федеральном уровне нормы по направлению развития частного сектора в социальной сфере предоставляют полную свободу субъектам Российской Федерации в части решения поставленной проблемы, устанавливая лишь цели, которые должны быть достигнуты на региональном уровне. Однако зачастую регионы испытывают сложности в процессе достижения данных целей из-за отсутствия норм федерального регулирования. Так, например, в сфере услуг дошкольного образования на федеральном уровне отсутствуют нормы, регулирующие предоставление услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста индивидуальными предпринимателями на дому (так на-

экономические науки

Хальзова Наталья Александровна, Лунина Юлия Владимировна АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...

зываемые детские сады на дому). Вместе с тем данное направление является достаточно перспективным в рамках деятельности по развитию негосударственного сектора в сфере услуг дошкольного образования.

По мнению авторов, стимулирование развития рынка дошкольного образования может происходить разными сценариями, например:

- Предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на равных условиях государственным (муниципальным) и частным организациям. Финансирование деятельности организаций дошкольного образования субъекты Российской Федерации, как правило, рассматривают государственный (муниципальный) сектор и частные организации по отдельности. Что касается предоставления субсидий частным организациям дошкольного образования, данное направление регулируется отдельно, как и на региональном, и на муниципальном уровнях. При этом размер субсидий, выплачиваемых частным организациям, в целом соответствует уровню, установленному для бюджетных учреждений. Описанный подход транслируется с регионального на муниципальный уровень, так как средства перераспределяются из регионального бюджета в муниципальные в форме субвенций, которые муниципалитеты передают организациям в виде субсидий. Например, в Хабаровском крае установлено, что объемы субсидий из краевого бюджета, в том числе частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с предоставлением дошкольного образования, определяются в соответствии с размерами нормативов подушевого финансирования муниципальных дошкольных организаций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, устанавливаемыми Министерством образования и науки Хабаровского края

- Предоставление финансирования (в том числе грантов в форме субсидий) по итогам конкурсов, в которых на равных условиях принимают участие государственные (муниципальные) и частные организации. В сфере дошкольного образования на региональном уровне существует практика проведения общих конкурсов для государственных (муниципальных) и частных организаций, в частности: конкурсы на выявление лучшей организации дошкольного образования, конкурсы на предоставление субсидий инновационным организациям и др.

- Субсидирование спроса на услуги организаций социальной сферы вне зависимости от их формы собственности:

- финансирование организаций, оказывающих услуги в социальной сфере, на региональном уровне может также осуществляться посредством возмещения (компенсации) стоимости (или части стоимости) оказываемых услуг потребителям. В сфере дошкольного образования можно наблюдать (на примере субъектов РФ) разные вариации механизма компенсации части стоимости услуг дошкольного образования, а именно:

- возмещение затрат родителям и опекунам на равных условиях вне зависимости от формы собственности организации дошкольного образования, которое посещают их дети.

- предоставление компенсаций стоимости услуг частных организаций, речь идет о финансировании частных организаций отдельно от государственных (муниципальных) учреждений. В данном случае можно говорить о некорректной трактовки понятия «конкурентные механизмы распределения бюджетных средств», т.к. конкурентные механизмы финансирования должны внедряться между государственными (муниципальными) и частными, а не только между частными организациями.

Анализ состояния рынка дошкольного образования в Хабаровском крае позволяет сделать вывод, что развитие данного рынка преследует значимые социально-экономически цели - повышение доступности и качества

услуг, развитие добросовестной конкуренции. Однако реализация этой деятельности на региональном уровне сопряжена с определенными затруднениями и барьерами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сюпова М. С. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в дошкольном образовании (на примере города Хабаровска) Вестник ТОГУ. 2013. № 1(28)

2. Левитан М.П. Проектный подход к управлению качеством дошкольного образования в дошкольной образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 281-284.

3. Барышникова Е.В. Психологическая безопасность предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 259-263.

4. Егорова В.А., Григорьева В.З. Исследование факторов, влияющих на качество образовательных услуг в дошкольных учреждениях // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 80. С. 63-66.

5. Головина Т.А. Методика реализации процедур управленческого контроля в условиях экономической неопределенности / Т.А. Головина // Финансы и кредит. 2010. № 30 (414). С. 50-56.

6. Парахина Л.В. Управление инновационным развитием в региональной экономической системе: стратегический подход / Л.В. Парахина // Новые подходы и технологии эффективного управления в глобальной экономике. Материалы XI международной научно-практической конференции. Кафедра менеджмента институт экономики и управления орловского государственного университета имени И.С. Тургенева . 2016. С. 116-121

7. Ежегодный региональный доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Хабаровского края в 2018 году» [Электронный ресурс] // URL:https://minec.khabkrai.ru/ Deyatelnost/Prioritety-i-zadachi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-kraya (дата обращения: 28.09.2019)

8. Управление федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу [Электронный ресурс] // URL: http://habstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/habstat/ru/ about/ (дата обращения: 28.09.2019)

Статья поступила в редакцию 13.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.