УДК 343.98:343.985.1 ББК 67.52
© 2020 г. Сидоренко Дмитрий Николаевич,
заместитель начальника кафедры исследования документов учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Волгоградской академии МВД России. E-mail: [email protected]
Костенко Наталья Сергеевна,
доцент кафедры уголовного процесса учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
ИНСПЕКТИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В статье рассматриваются теоретические вопросы института инспектирования деятельности территориальных органов внутренних дел по экспертно-криминалистическому направлению. Раскрываются системные позиции указанной линии работы, определяются ее предмет, цели и задачи. Изучаются вопросы ведомственной оценки экспертно-криминалистической деятельности территориальных органов внутренних дел.
Ключевые слова: экспертно-криминалистическая деятельность, экспертно-криминалистические подразделения, инспектирование, проверка, ведомственная оценка, ведомственный контроль.
Sidorenko Dmitriy Nickolaevich - Deputy Chief of the Department of the Document Examination of the Educational and Scientific Complex on Forensic Activity, the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia.
Kostenko Natalya Sergeevna - Associate Professor, the Department of Criminal Procedure, Educational and Scientific Complex on Preliminary Investigation in the Internal Affairs Bodies, the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.
INSPECTION OF TERRITORIAL BODIES OF INTERNAL AFFAIRS FOR THE IMPLEMENTATION OF FORENSIC EXPERT ACTIVITIES: SEPARATE THEORETICAL ASPECTS
The paper deals with the theoretical issues of the institute of inspection, in relation to forensic activities. System positions of inspection are revealed; its subject, the purposes, tasks are defined; the direct subject of inspection is widely covered. The issues of the departmental assessment of the forensic activities of territorial bodies in the Internal Affairs are studied.
Keywords: forensic activities, forensic units, inspection, verification, departmental assessment, departmental control.
Процесс выработки согласованных действий между субъектом и объектом управления обуславливает необходимость организации контроля, который является средством повышения эффективности работы органов внутренних дел (ОВД), в том числе и в вопросах экспертно-криминалистической деятельности (ЭКД).
Одной из основных форм контроля в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации является комплексное инспектирование. Оно представляет собой сложный инструмент проверки исполнения управленческих решений, регламентируемый в настоящее время Инструкцией по организации и проведению инспектирования, контрольных и целевых проверок деятельности
органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77.
Инспектирование, как одна из форм ведомственного контроля, предусматривает комплексное обследование (проверку), оценку состояния и эффективности ЭКД ОВД, в том числе деятельности экспертно-криминали-стических подразделений (ЭКП). Инспектирование довольно сложная процедура, т. к. его сущность заключается не только в наблюдении за соответствием деятельности проверяемого органа (подразделения), действующим управленческим предписаниям, но и в выявлении недостатков в оперативно-служебной деятельности, анализе причин их возникновения и выработки возможных путей реше-
ния. В связи с этим в ходе подготовки и проведения инспектирования происходит сбор и изучение первичной информации о деятельности подконтрольного подразделения, по результатам которого осуществляется проверка фактического состояния дел и степени соответствия их требованиям нормативных актов, управленческих решений, а также полученной первичной информации.
Общей целью комплексного инспектирования по экспертно-криминалистическому направлению является повышение эффективности ЭКД территориальных органов внутренних дел. Непосредственной целью - выступает изучение уровня организации и оценка деятельности ЭКП по применению экс-пертно-криминалистических средств и методов (ЭКСМ) при раскрытии и расследовании преступлений, его взаимодействию с другими подразделениями ОВД, а также внесение предложений по совершенствованию деятельности ЭКП.
Задачи инспектирования экспертно-кри-миналистического направления конкретизируют ее непосредственную цель и обусловлены содержанием работы ОВД по организации и обеспечению ЭКД при раскрытии и расследовании преступлений. В качестве задач инспекторской проверки выступают:
- проверка соответствия организации деятельности проверяемого ОВД требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов и управленческих решений по вопросам применения ЭКСМ в борьбе с преступностью;
- установление соответствия уровня экс-пе ртно- криминалистиче ского обеспечения складывающейся оперативной обстановке на обслуживаемой территории;
- определение регламентирования деятельности ЭКП и их сотрудников, организации документационного обеспечения, информационно-аналитической работы, состояния учета работы и планирования деятельности ЭКП;
- оценка фактически складывающегося положения дел в проверяемом ЭКП, степень его влияния на результаты ЭКД ОВД, роль руководства ЭКП в управлении имеющимися силами и средствами;
- выявление причин и условий возникновения имеющихся недостатков в деятельности проверяемого ЭКП, разработка мер, направленных на их устранение;
- оказание практической и методической помощи проверяемому подразделению в совершенствовании его деятельности;
- изучение и обобщение новых положительных форм работы по осуществлению ЭКД.
Субъектами проверки ЭКП являются члены инспекторской комиссии, проверяющей организацию деятельности экспертно-крими-налистического направления; сотрудники вышестоящего экспертного подразделения или сотрудники, привлеченные к проверке из других ЭКП, иные специалисты в области ЭКД ОВД. Субъект проверки должен иметь опыт работы в ЭКП и владеть методикой проверки экспертно-криминалистической деятельности.
Предмет проверки ЭКП - это уровень эффективности деятельности подразделения, выполнение требований, предъявляемых к экспертно-криминалистиче скому обеспечению раскрытия и расследования преступлений, соответствие целям и задачам борьбы с преступностью органа внутренних дел, при котором создано проверяемое ЭКП [1, с. 4].
В общем понимании объект проверки - это деятельность ЭКП по экспертно-криминали-стическому обеспечению раскрытия и расследования преступлений, возложенная на подразделение локальными актами МВД России. Непосредственными объектами проверки ЭКП являются различные направления деятельности подразделения [5]:
1) Экспертно-криминалистическая деятельность.
При оценке данного направления изучается эффективность работы сотрудников ЭКП при производстве осмотров мест происшествий (ОМП), организация производства экспертиз и исследований, функционирование экспертно-криминалистических учетов, состояние хранения вещественных доказательств.
Для объективного подхода к изучению данного направления деятельности немаловажную роль играют такие факторы как:
- соответствие уровня экспертно-крими-налистического обеспечения и применения ЭКСМ складывающейся оперативной обстановке в регионе, в т. ч. организация взаимодействия ЭКП со службами и подразделениями при раскрытии и расследовании преступлений;
- эффективность применения ЭКСМ при производстве ОМП и рациональность при-
влечения специалистов ЭКП на ОМП, меры, принимаемые по расстановке экспертно-кри-миналистических сил и средств, для реализации потребностей ОВД;
- своевременность исследования изъятых в ходе ОМП следов и объектов в раскрытии преступлений, полнота и эффективность использования экспертно-криминалистических учетов в раскрытии преступлений. Организация производства экспертиз и исследований, качество, результативность и сроки их выполнения, востребованность результатов исследований заинтересованными службами;
- уровень и эффективность участия специалистов ЭКП в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях.
2) Управленческая деятельность руководства ЭКП.
Данное направление предусматривает оценку выработки и реализации управленческих решений, управленческое воздействие на подразделения территориальных органов МВД России на районном уровне, а также документационное обеспечение управления. В этих целях изучается:
- соответствие организации деятельности проверяемого ОВД требованиям нормативных правовых актов и управленческих решений по вопросам применения ЭКСМ в противодействии преступности. И в доведении их до личного состава ЭКП, а также организации и контроле исполнения законодательных актов. В том числе положений Федерального закона от 31.05.2001 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных и региональных программ по противодействию преступности, нормативных правовых актов, директивных документов, распоряжений и указаний МВД России. Оцениваются соответствие принимаемых управленческих решений требованиям нормативных правовых актов;
- эффективность организации планирования деятельности ЭКП, которая является составной частью управленческих функций, т. к. от содержания планов, актуальности планируемых мероприятий, конкретизация их по срокам и исполнителям зависит конечный итог замысла управленческого решения;
- организационно-методическая работа ЭКП, включающая в себя наличие и качество аналитических материалов, подготовленных
по результатам служебной деятельности ЭКП, конкретность решений, принимаемых на совещаниях подразделения, материалы и предложения ЭКП при подготовке коллегий, оперативных совещаний ОВД, обзоров, научно-методических изданий;
- организация и контроль деятельности ЭКП, дислоцированных в территориальных органах МВД России на районном уровне, в т. ч. эффективность служебных командировок, принятые по ним управленческие решения, а также реализация предложений, внесенных по результатам ранее проведенных выездов в ЭКП;
- организационно-штатная структура ЭКП, качественный состав кадров, организация их профессиональной подготовки, состояние комплектования и штатное расписание ЭКП, потребность в дополнительных штатных единицах и меры, принимаемые ОВД по штатному укреплению ЭКП;
- стиль, формы и методы руководства ЭКП, а именно организация морально-психологического обеспечения, наставнической работы, работа с кадровым резервом, практика проведения аттестации сотрудников ЭКП, а также работа по укреплению дисциплины и законности.
3) Состояние статистической работы.
Изучая данное направление деятельности, основной задачей ставится установление достоверности статистических данных, выявление фактов искажения сведений, влияющих на оценочные показатели ЭКД. Для решения этих задач оценивается:
- состояние учета работы ЭКП, объективность отчетных сведений;
- состояние учетно-регистрационной дисциплины в ЭКП, соответствие отчетной документации фактическому положению дел;
- наличие, полнота и регулярность поступления в ЭКП статистических сведений информационного центра, аналитических справок о состоянии преступности и динамике раскрытия преступлений, наличие системы контроля суточных оперативных сводок.
Инспектирование осуществляются с учетом требований комплексности, всесторонности, достоверности, объективности, компетентности, систематичности, на основе сочетания учета формализованных показателей и экспертной оценки.
В качестве формализованных показателей результатов ЭКД выступают [7]:
- эффективность привлечения специалистов к участию в ОМП - позволяет оценить качество формирования следственно-оперативных групп сотрудниками ЭКП и выражается в произведении количества ОМП по зарегистрированным преступлениям к общему количеству ОМП и количеству ОМП по зарегистрированным преступлениям отдельных видов к количеству зарегистрированных преступлений этих видов;
- комплексность изъятия следов (объектов) в ходе ОМП - предусматривает возможность оценить качественные и количественные показатели работы специалиста-криминалиста в процессе проведения следственного действия, т. е. дает представление, насколько квалифицированно специалист применяет криминалистические средства и методы для обнаружения, фиксации и изъятия следов и объектов, имеющих криминалистическое значение при раскрытии и расследовании преступлений;
- эффективность использования дактилоскопических и трасологических следов, изъятых в ходе ОМП - выражается в отношении количества преступлений, по которым выставлены регистрационные карты со следами рук, обуви, орудий взлома, транспортных средств, к количеству ОМП по которым изымались данные следы. И позволяет определить как качественный показатель работы специалиста на ОМП, так и полноту поступления следов на экспертное исследование;
- результативность экспертно-криминали-стических учетов и уровень результативных экспертиз - дают возможность определить роль ЭКП в раскрытии преступлений, т. е. установить долю розыскной информации, полученной в результате использования учетов, ведущихся в ЭКП и количества экспертиз способствующих раскрытию преступлений;
- уровень развития направлений экспертиз - позволяет установить в какой степени организовано производство исследований по различным экспертным специальностям, а именно определить количество видов судебных экспертиз, производство которых организовано в ЭКП к количеству экспертных специальностей, по которым в ОВД проводится аттестация на право их самостоятельного производства.
Итоговая оценка ЭКД на основе формализованных показателей, осуществляется в ком-
плексе с результатами экспертной оценки, учитывающей различные существенные характеристики деятельности проверяемого подразделения, которые не подвергаются полной цифровой обработке и в целом определяются описательно. При применении метода экспертной оценки дополнительно учитываются [6]:
- ведомственная оценка по направлению деятельности, проведенная по показателям ведомственной статистической отчетности до выезда в инспектируемый орган;
- удельный вес неудовлетворительных оценок в общем количестве оценок по линии ЭКД;
- степень участия ЭКП в реализации ЭКД, т. е. реальный вклад экспертных подразделений в совершенствование технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, повышение уровня основных показателей органов внутренних дел в борьбе с преступностью с использованием ЭКСМ; мнение руководителей и сотрудников взаимодействующих подразделений органов внутренних дел об эффективности направлений совместной деятельности;
- достаточность позитивной динамики конечных результатов ЭКД, ее реальное влияние на улучшение криминальной обстановки, состояние кадрового, тылового, ресурсного обеспечения деятельности проверяемого подразделения;
- изменения законодательства и иных нормативных актов, влияющих на показатели деятельности экспертно-криминалистическо-го направления (например, изменение системы или показателей оценки деятельности);
- наличие резервов и управленческого потенциала у руководителей ЭКП инспектируемого органа, уровень их активности и эффективности организаторской деятельности по устранению ранее выявленных недостатков в работе;
- фактическое положение дел в инспектируемом органе и подчиненных подразделениях осуществляющих ЭКД, развитие и применение современных методов и средств, использование положительного опыта деятельности, профессионализм сотрудников ЭКП, повышение качества выполняемых ими экспертиз и исследований и др.;
- природно-географическое положение, социально-экономические и другие условия функционирования подразделения, а также
иные факторы, влияющие (затрудняющие или способствующие) на организацию и результаты деятельности инспектируемого органа по ЭКД.
Экспертная оценка, как правило, вырабатывается на совещании комиссии и предполагает определение уровня организации и эффективности ЭКД территориального органа МВД России на основе группового мнения специалистов (экспертов), входящих в состав инспекторской бригады (руководитель и ее члены).
Исходя из этого, видно, что инспекторская деятельность базируется на человеческом факторе и управленческих отношениях, которые складываются и регулируются в ходе подготовки, проведения инспектирования и по его результатам. При этом управленческие отношения в результате правильного применения нормативных актов, которыми они регулируются, являются гарантом объективного контроля в форме инспектирования. Человеческий фактор, не регламентирован никакими нормативными документами, затрагивает социально-экономическую, психолого-педагогическую, морально-этическую и иные стороны деятельности и зависит от субъектов инспектирования.
Таким образом, комплексное инспектирование, ставя перед собой задачи глубокого изучения организаторской и оперативно-служебной деятельности объекта контроля, предполагает как минимум проверку и констатацию фактического состояния дел в подконтрольном органе, сравнительный анализ фактического положения дел с заданным режимом функционирования и оценки характера допущенных отклонений.
На основе анализа формализованных показателей и экспертной оценки, а также возможностей личного состава проверяемого органа, инспекторская комиссия должна дать объективные и научно-обоснованные выводы:
- о соответствии деятельности объекта контроля в целом и его структурных звеньев стоящим перед ними целям и задачам;
- о состоянии организаторской работы и путях ее совершенствования;
- о мерах, которые следует предпринять для реализации выводов комиссии.
В этих целях в ходе проверки осуществления территориальным органом ЭКД, рациональности использования штатной численности ЭКП в условиях складывающейся опера-
тивной обстановки в регионе субъектом инспектирования выполняются следующие виды работ:
- дается профессиональная оценка эффективности осуществления комплексного использования ЭКСМ при раскрытии и расследовании преступлений, результативности методов и стиля руководства;
- намечаются пути дальнейшего совершенствования ЭКД, за счет использования внутренних резервов, выявленных в ходе проверки;
- вырабатываются меры по повышению взаимодействия ЭКП с другими подразделениями ОВД, иными правоохранительными органами, а также общественными формированиями;
- оказывается методическая помощь в подборе, расстановке, обучении и воспитании кадров, укреплении дисциплины и законности, повышении их личной ответственности;
- определяется степень влияния вышестоящих подразделений на повышение эффективности ЭКД;
- прорабатываются меры по устранению выявленных недостатков и оказанию практической помощи проверенному органу [4, с.159].
Из перечисленного выше можно сделать вывод о том, что в общей системе контрольных функций комплексное инспектирование по отношению к другим формам контроля имеет стратегическое значение. Позволяет дополнительно дать ответы на многие вопросы, вызвавшие негативные явления и процессы и возможности разработки последующих мер по устранению их последствий [3].
Постоянное и непрерывное развитие института инспектирования и ведомственной оценки территориальных органов внутренних дел носит динамичный характер т. к., только в действующие нормативные документы, регламентирующие данные направления, с 2014 г. вносились изменения около 10 раз, при этом показатели ведомственной оценки ЭКД с 2012 по 2017 гг. кардинально менялись 4 раза. Высокая динамика изменения нормативной основы рассматриваемого института с одной стороны говорит о его востребованности в процессе управления органами внутренних дел, в т. ч. и ЭКП, а с другой стороны о необходимости его постоянного совершенствования [2, с. 101], с учетом потребностей практических органов.
Таким образом, инспектирование направлено на реализацию функции управления и является действенным средством повышения эффективности работы органов внутренних дел, в т. ч. и по осуществлению экспертно-криминалистической деятельности. Однако как специфическая форма контроля, процесс
Литература
1. Грицкова И.Е., Игонина А.Е., Саукин А.А., Снетков В.А. Организация, формы и методы проверки ЭКП ОВД и оказания им практической помощи: учебное пособие. М., 2009.
2. Истратенков А.Ю. Современные проблемы нормативного регулирования проведения инспекторских проверок в органах предварительного следствия // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию Российской полиции): материалы XIV международной научно-теоретической конференции. СПб, 2017.
3. Капорцев А.Г. Периодический контроль за деятельностью ОВД. М.,1998.
4. Маркина Э.В., Сосновская Ю.Н. Актуальные вопросы по подготовке к проведению инспектирования территориальных органов Министерства внутренних дел России на районном уровне // Вестник экономической безопасности 2016. № 1.
5. Методика изучения и оценки эффективности экспертно-криминалистической деятельности территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, в том числе деятельности экспертно-криминалистических подразделений (распоряжение МВД России от 10.03.2016 № 1/1931).
6. Приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации».
7. Распоряжение МВД России от 23 ноября 2017 г. № 1/14251 «Об оценке оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России по экспертно-кримина-листическому направлению».
инспектирования продолжает нуждаться в более детальной регламентации внутриорга-низационных форм, включающих в себя структурно-штатное оформление, кадровое, нормативное, ресурсное и организационное обеспечение.
Bibliography
1. Gritskova I.E., Igonina A.E., Saukin A.A., Snetkov V.A. Organization, forms and methods of checking the EKP ATS and providing them with practical assistance: a tutorial. M., 2009.
2. Istratenkov A.Yu. Modern problems of normative regulation of inspections in preliminary investigation bodies // State and law: evolution, current state, development prospects (towards the 300th anniversary of the Russian police): materials of the XIV international scientific-theoretical conference. SPb, 2017.
3. Kaportsev A.G. Periodic control over the activities of the ATS. M., 1998.
4. Markina EV, Sosnovskaya Yu.N. Topical issues in preparation for the inspection of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level // Bulletin of Economic Security 2016. № 1.
5. Methods for studying and evaluating the effectiveness of forensic activities of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district, interregional and regional levels, including the activities of forensic experts (order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 03/10/2016 №. 1/1931).
6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated February 3, 2012 № 77 «On the basics of organizing departmental control over the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation».
7. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of November 23, 2017 № 1/14251 «On the assessment of the operational and service activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the forensic area».