Научная статья на тему 'ИНОЯЗЫЧНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНОЯЗЫЧНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межкультурная компетенция / иноязычное обучение / профессиональное образование / межкультурная коммуникация / образовательные программы / intercultural competence / foreign language education / vocational education / intercultural communication / educational programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю В. Макаренко, А С. Сивцева

Данная статья посвящена актуальной теме развития иноязычной межкультурной компетенции при профессионально направленном обучении иностранному языку. Современный мир требует специалистов, способных эффективно взаимодействовать в многонациональной среде, обладающих навыками межкультурной коммуникации и владеющих иностранными языками. Статья представляет теоретический обзор существующих исследований по межкультурной компетенции, обсуждает роль этой компетенции в современном образовании и профессиональной сфере, а также выделяет актуальные вызовы и направления для будущих исследований. Подчеркивается важность внедрения межкультурных аспектов в образовательный процесс и роль педагогов и учебных программ в формировании этой компетенции. Статья предоставляет важные научные и практические основы для дальнейших исследований и разработки образовательных программ. В работе делаются выводы о том, что современный мир характеризуется глобализацией и интернациональными связями, что делает межкультурную компетенцию неотъемлемой частью профессиональной подготовки в различных областях. Развитие этой компетенции требует, как теоретической осмысленности, так и практической тренировки. Межкультурная компетенция обладает многими аспектами, исследование которых включает психологию, культурологию, лингвистику и образование. Внедрение межкультурных аспектов в образовательный процесс имеет большое значение. Педагоги и качественные учебные программы играют решающую роль в формировании межкультурной компетенции у будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю В. Макаренко, А С. Сивцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE INTERCULTURAL COMPETENCE AS A KEY ASPECT OF MODERN EDUCATION

The article is devoted to a relevant topic of development of foreign-language intercultural competence in professionally directed foreign language teaching. The modern world requires specialists who are able to effectively interact in a multinational environment, have intercultural communication skills and speak foreign languages. The article presents a theoretical overview of existing research on intercultural competence, discusses the role of this competence in modern education and the professional sphere, and highlights current challenges and directions for future research. The importance of introducing intercultural aspects into the educational process and the role of teachers and curricula in the formation of this competence is emphasized. The article provides important scientific and practical foundations for further research and development of educational programs. The paper concludes that the modern world is characterized by globalization and international relations, which makes intercultural competence an integral part of professional training in various fields. The development of this competence requires both theoretical comprehension and practical training. Intercultural competence has many aspects, the study of which includes psychology, cultural studies, linguistics and education. The introduction of intercultural aspects into the educational process is important. Educators and quality curricula play a crucial role in building intercultural competence in future professionals.

Текст научной работы на тему «ИНОЯЗЫЧНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

«Обучение» способам игровой деятельности должно носить ярко выраженный эмоциональный характер. Через косвенные приемы педагог может воздействовать на ребенка различными средствами, создавая благоприятную образовательную среду и стимулируя развитие ребенка.

Использование игровых ситуаций и приемов «учить, играя» является эффективным способом косвенного педагогического воздействия. Например, организация ролевых игр и конструкторских заданий может стимулировать развитие различных навыков и способностей у детей, таких как социальное взаимодействие, креативность, логическое мышление и решение проблем. Использование разнообразных материалов, книг, игр и историй также является косвенным приемом педагогического воздействия. Они помогают детям расширять свои знания, развивать воображение и интерес к учению, а также способствуют развитию речи и познавательных навыков.

Игра считается основным элементом творчества, изобретательства и дизайна. Она поощряет, усиливает тягу к знаниям, разжигает любознательность, заинтересовывает ребенка. Игра способна влиять на речевое развитие ребенка, воздействуя на характер построения диалогической речи, регулируя и формируя способность ребенка к общению в конкретной жизненной ситуации [1].

Роль воспитателей в игровой деятельности с дошкольниками, направленная на развитие коммуникативных навыков, заключается в следующем: вовлечение детей в игру; осуществление ролевого диалога сначала со взрослым (педа-

Библиографический список

гогом), а затем между детьми. Воспитатель может строить с детьми совместную игру, постепенно усложняя ее, в следующем порядке: вначале взрослый берет на себя главную роль и вовлекает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем воспитатель включается в игру ребенка, принимая на себя дополнительную роль, а затем отдает ее другому ребенку, то есть ориентирует детей на себя, «замыкает» их в смысловой пучок, требующий ролевого взаимодействия [5].

Таким образом, результаты исследования позволяют заключить, что игровая деятельность является эффективным способом формирования коммуникативной культуры дошкольников. Игры могут стимулировать развитие речи, способствовать выработке умения слушать других, а также учить детей выражать свои мысли с помощью языка и жестов. Например, в ходе игр, где дети вынуждены общаться, договариваться, решать какие-то спорные моменты или догонять друг друга, они активно тренируют навыки коммуникации, сотрудничества и решения проблем. В результате дети обучаются взаимодействовать с другими людьми, что очень важно для их социального развития. Эти умения, приобретенные через игровую деятельность, будут важными не только в дошкольном возрасте, но и в будущем, когда дети взрослеют и начинают взаимодействовать со сверстниками, учителями, родителями и другими членами общества. Игра помогает детям научиться эффективно общаться, сотрудничать, решать проблемы и выражать свои мысли и эмоции, что является важными навыками для успешного взаимодействия с окружающим миром.

1. Барнаш А.В., Фрикке Я.А., Юрик Е.Э. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Тенденции развития науки и образования. 2022; № 84 (4). 43-45.

2. Болотина Л.Р Дошкольная педагогика. Москва: Академия, 2020.

3. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. Психология развития человека. Москва: Смысл, Эксмо, 2004.

4. Грукова Н.В. Подвижные игры как индикатор развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Психология. 2021; № 1 (21): 102-107.

5. Клинкова О.С. Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников. Молодой ученый. 2023; № 6 (453): 235-237.

6. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник. Москва: Издательский центр «Академия», 2007.

7. Кондратьева Н.В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников. Молодой ученый. 2015; № 6 (86): 629-632.

8. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности. Вестник Челябинского государственного университета. 2014; № 13: 173-178.

9. Мележик О.В. Основные подходы отечественных и зарубежных ученых к определению понятия «коммуникативная культура». Вестник Тамбовского университета: 2018; № 23 (174): 108-115.

10. Михайленко Н.П. Роль игры в организации поведения ребенка. Дошкольное воспитание. 2011; № 9: 123-125.

11. Пиксайкина А.В. Роль игры в воспитании взаимоотношений у детей дошкольного возраста. Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». 2020; № 1: 425-430.

12. Халимдарова ГР Коммуникативная культура старших дошкольников: компоненты, критерии, показатели. Вестник Марийского государственного университета. 2022; Т. 16, № 4: 491-499.

13. Хизгяева Н.В. Психологические особенности развития коммуникативной культуры дошкольника. Психология и психотехника. 2014; № 3: 1-18.

14. Чернецкая А.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.

References

1. Barnash A.V., Frikke Ya.A., Yurik E.'E. Syuzhetno-rolevaya igra kak sredstvo razvitiya kommunikativnyh umenij u detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Tendenciirazvitiya nauki i obrazovaniya. 2022; № 84 (4). 43-45.

2. Bolotina L.R. Doshkol'nayapedagogika. Moskva: Akademiya, 2020.

3. Vygotskij L.S. Problema kul'turnogo razvitiya rebenka. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl, 'Eksmo, 2004.

4. Grukova N.V. Podvizhnye igry kak indikator razvitiya kommunikativnyh kompetencij u detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Psihologiya. 2021; № 1 (21): 102-107.

5. Klinkova O.S. Igrovaya deyatel'nost' kak instrument formirovaniya kommunikativnoj kompetencii doshkol'nikov. Molodojuchenyj. 2023; № 6 (453): 235-237.

6. Kozlova S.A. Doshkol'naya pedagogika: uchebnik. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007.

7. Kondrat'eva N.V. Igra kak veduschaya deyatel'nost' v social'no-lichnostnom razvitii doshkol'nikov. Molodoj uchenyj. 2015; № 6 (86): 629-632.

8. Mardahaev L.V. Semejnoe vospitanie: problemy i osobennosti. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; № 13: 173-178.

9. Melezhik O.V. Osnovnye podhody otechestvennyh i zarubezhnyh uchenyh k opredeleniyu ponyatiya «kommunikativnaya kul'tura». Vestnik Tambovskogo universiteta: 2018; № 23 (174): 108-115.

10. Mihajlenko N.P. Rol' igry v organizacii povedeniya rebenka. Doshkol'noe vospitanie. 2011; № 9: 123-125.

11. Piksajkina A.V. Rol' igry v vospitanii vzaimootnoshenij u detej doshkol'nogo vozrasta. -Osovskie pedagogicheskie chteniya "Obrazovanie v sovremennom mire: novoe vremya novye resheniya". 2020; № 1: 425-430.

12. Halimdarova G.R. Kommunikativnaya kul'tura starshih doshkol'nikov: komponenty, kriterii, pokazateli. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022; T. 16, № 4: 491-499.

13. Hizgyaeva N.V. Psihologicheskie osobennosti razvitiya kommunikativnoj kul'tury doshkol'nika. Psihologiya ipsihotehnika. 2014; № 3: 1-18.

14. Cherneckaya A.V. Razvitie kommunikativnyh sposobnostej u doshkol'nikov. Rostov-na-Donu: Feniks, 2014.

Статья поступила в редакцию 05.12.23

УДК 371

Makarenko Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: makarenkojv@yandex.ru

Sivtseva A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: makarenkojv@yandex.ru

FOREIGN LANGUAGE INTERCULTURAL COMPETENCE AS A KEY ASPECT OF MODERN EDUCATION. The article is devoted to a relevant topic of development of foreign-language intercultural competence in professionally directed foreign language teaching. The modern world requires specialists who are able to effectively interact in a multinational environment, have intercultural communication skills and speak foreign languages. The article presents a theoretical overview of existing research on intercultural competence, discusses the role of this competence in modern education and the professional sphere, and highlights current challenges and directions for future research. The importance of introducing intercultural aspects into the educational process and the role of teachers and curricula in the formation of this competence is emphasized. The article provides important scientific and practical foundations for further research and development of educational programs. The paper concludes that the modern world is characterized by globalization and international relations, which makes intercultural competence an integral part of professional training in various fields. The development of this competence requires both theoretical comprehension and practical training. Intercultural competence has many aspects, the study of which includes psychology, cultural studies, linguistics and education. The introduction of intercultural aspects into the educational process is important. Educators and quality curricula play a crucial role in building intercultural competence in future professionals.

Key word: intercultural competence, foreign language education, vocational education, intercultural communication, educational programs

Ю.В. Макаренко, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: makarenkojv@yandex.ru

А.С. Сивцева, канд. пед. наук, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, E-mail: makarenkojv@yandex.ru

ИНОЯЗЫЧНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья посвящена актуальной теме развития иноязычной межкультурной компетенции при профессионально направленном обучении иностранному языку. Современный мир требует специалистов, способных эффективно взаимодействовать в многонациональной среде, обладающих навыками межкультурной коммуникации и владеющих иностранными языками. Статья представляет теоретический обзор существующих исследований по межкультурной компетенции, обсуждает роль этой компетенции в современном образовании и профессиональной сфере, а также выделяет актуальные вызовы и направления для будущих исследований. Подчеркивается важность внедрения межкультурных аспектов в образовательный процесс и роль педагогов и учебных программ в формировании этой компетенции. Статья предоставляет важные научные и практические основы для дальнейших исследований и разработки образовательных программ. В работе делаются выводы о том, что современный мир характеризуется глобализацией и интернациональными связями, что делает межкультурную компетенцию неотъемлемой частью профессиональной подготовки в различных областях. Развитие этой компетенции требует, как теоретической осмысленности, так и практической тренировки. Межкультурная компетенция обладает многими аспектами, исследование которых включает психологию, культурологию, лингвистику и образование. Внедрение межкультурных аспектов в образовательный процесс имеет большое значение. Педагоги и качественные учебные программы играют решающую роль в формировании межкультурной компетенции у будущих специалистов.

Ключевые слова: межкультурная компетенция, иноязычное обучение, профессиональное образование, межкультурная коммуникация, образовательные программы

Современный мир охвачен взаимосвязями и интернациональными взаимодействиями, которые не ограничиваются национальными границами. Экономическая глобализация, культурный обмен и миграция создают потребность в развитии иноязычной межкультурной компетенции у специалистов в различных областях. Это становится особенно важным в контексте профессионально направленного обучения иностранному языку.

Актуальность данной темы заключается в том, что она связана с реальными вызовами и потребностями современного общества и рынка труда. Профессионалы, обладающие межкультурной компетенцией и способностью эффективного общения на иностранном языке, востребованы во многих сферах: бизнесе, международных отношениях, туризме, образовании, медицине и других областях.

Развитие иноязычной межкультурной компетенции представляет собой сложный и многогранный процесс, который требует, как теоретического осмысления, так и практической подготовки. Этот процесс также тесно связан с исследованиями в области психологии, культурологии, лингвистики и образования.

Актуальность темы развития межкультурной компетенции очевидна, и это не только академически важное направление, но и неотъемлемая часть подготовки специалистов в условиях современного мира.

Цель данной статьи - теоретическое осмысление практической подготовки процесса развития межкультурной компетенции студентов вуза.

Основные задачи статьи видятся в следующем: раскрыть, описать и обосновать структуру и содержание межкультурной компетентности.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Научная новизна статьи заключается в том, что выявлены факторы, влияющие на содержание межкультурной компетенции как профессионального качества студентов вуза.

Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении научного представления о содержании межкультурной компетенции как профессионального качества студентов вуза.

Практическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке рабочих программ и учебных курсов, учебных, и учебно-методических пособий, в практической деятельности вузовских преподавателей.

В современном образовании иноязычная межкультурная компетенция приобрела статус ключевого аспекта, неотъемлемого от современных требований и вызовов [1]. Глобализация, многоязычие и культурное разнообразие стали характерными чертами современного мира, и способность взаимодействовать с различными культурами на иностранном языке стала необходимой составляющей успешной социальной и профессиональной адаптации.

Именно в этом контексте иноязычная межкультурная компетенция приобретает свое значение и роль. Она включает в себя не только знание иностранного языка, но и способность эффективно взаимодействовать с представителями других культур, понимать и уважать их ценности, нормы и обычаи [2]. Эта компетенция позволяет не только успешно общаться и работать в многонациональных коллективах, но и расширяет горизонты понимания разнообразия мировой культуры.

Роль и значение межкультурной компетенции проявляются в различных сферах и областях. В сфере международных отношений, деловых контактов и туризма она становится определяющим фактором успешного взаимодействия [3].

В области образования межкультурная компетенция становится целью и результатом обучения, обогащая образовательные программы и методики [4].

Однако развитие иноязычной межкультурной компетенции ставит перед специалистами и образовательными учреждениями ряд вызовов. Это включает

в себя необходимость адаптации образовательных методик, создание среды, способствующей практическому развитию компетенции, а также обеспечение ресурсами, необходимыми для обучения иностранному языку и культурному взаимодействию.

Итак, иноязычная межкультурная компетенция стала непременным элементом современного образования и профессиональной деятельности. Ее ценность проявляется в условиях глобального мира, и успешное развитие данной компетенции требует совершенствования образовательных методов и подходов [5].

Исследования в области иноязычной межкультурной компетенции характеризуются междисциплинарным подходом, объединяя в себе вклад различных наук, таких как лингвистика, психология, культурология и образование.

Один из ключевых аспектов междисциплинарных исследований в области межкультурной компетенции заключается в том, что они позволяют объединить знания и методы различных наук для комплексного анализа данной проблемы [6]. Лингвисты изучают язык как инструмент межкультурного взаимодействия, а психологи - психологические процессы, связанные с межкультурными контактами. Культурологи исследуют культурные особенности и их влияние на межкультурное общение, а образовательные специалисты разрабатывают методики обучения иноязычной межкультурной компетенции. Этот междисциплинарный подход позволяет смотреть на исследуемую проблему с разных ракурсов и обогащать анализ.

Важным аспектом междисциплинарных исследований является взаимодействие между специалистами из разных областей. Совместная работа и обмен знаниями между лингвистами, психологами, культурологами и педагогами способствует развитию новых исследовательских методов и подходов [7]. Каждая наука приносит свой вклад в формирование общей картины иноязычной межкультурной компетенции.

Ключевыми теоретическими концепциями, лежащими в основе междисциплинарных исследований, являются понятия культурного взаимодействия, межкультурной коммуникации, межкультурной компетенции [8]. Эти концепции объединяются и адаптируются для исследования и развития межкультурной компетенции в различных контекстах и сферах применения.

Поэтому междисциплинарный характер исследований в области иноязычной межкультурной компетенции играет важную роль в создании более глубокого понимания данной компетенции и способствует развитию эффективных методов обучения и оценки [9].

Иноязычная межкультурная компетенция имеет важное место в образовании, особенно в контексте современной глобализации и растущей потребности во взаимодействии между различными культурами. Многочисленные исследования посвящены разработке и оценке методов и подходов, направленных на развитие этой компетенции в учебных заведениях.

Один из ключевых аспектов развития межкультурной компетенции в образовании - это интеграция культурного изучения с изучением иностранного языка. Исследования показывают, что комбинированные методы обучения, включая языковое и культурное изучение, эффективно способствуют формированию межкультурной компетенции у обучающихся. Такой подход позволяет студентам лучше понимать ценности, нормы и обычаи других культур и применять их в реальных ситуациях.

Подходы к развитию межкультурной компетенции также включают в себя активное взаимодействие с носителями языка и культуры. Программы обмена, стажировки и учебные поездки становятся все более популярными. Исследования демонстрируют, что такие опыты обогащают знания студентов, помогают применить их в реальной жизни и способствуют углубленному пониманию межкультурных различий.

Однако существуют и вызовы при развитии межкультурной компетенции в образовании. Одним из них является нехватка квалифицированных преподавателей и методических материалов, способствующих обучению этой компетенции. Эффективное обучение требует разнообразных ресурсов и подходов, а это может стать проблемой для некоторых учебных заведений.

Также важным вызовом является оценка и измерение межкультурной компетенции. Это сложная задача, так как данная компетенция включает в себя множество аспектов, начиная от языковых навыков и заканчивая способностью эффективно взаимодействовать с представителями разных культур. Исследования по разработке надежных методов оценки межкультурной компетенции продолжают развиваться.

Исследования в области развития межкультурной компетенции в образовании подчеркивают важность этой компетенции в современном мире. Они выявляют положительные практики, обозначают вызовы и предлагают пути для дальнейшего совершенствования образовательных программ с целью развития межкультурной компетенции у будущих специалистов и граждан, что обеспечивает практическую направленность иноязычной подготовки студентов (П.П. Ростовцева [13; 14]).

Как отмечает Л.П. Гадзаова [15; 16], межкультурная компетенция, особенно в контексте иноязычной межкультурной компетенции, играет важнейшую роль в современной профессиональной сфере. В условиях глобализации и увеличения международного взаимодействия она становится неотъемлемой частью успеха специалистов в самых различных профессиональных областях. Рассмотрим, как иноязычная межкультурная компетенция влияет на успешное взаимодействие специалистов в международных командах, многонациональных предприятиях и глобальных рынках, а также проанализируем соответствующие исследования.

1. Межкультурная компетенция и международное взаимодействие.

Иноязычная межкультурная компетенция играет ключевую роль в обеспечении успешного взаимодействия в международных командах, где культурные различия и языковые барьеры могут представлять собой значительные вызовы [7].

Исследования подтверждают, что развитая межкультурная компетенция способствует более эффективному межкультурному сотрудничеству и достижению выдающихся результатов в глобальных проектах. Это включает в себя способность к эффективной коммуникации, преодолению языковых и культур-

Библиографический список

ных барьеров, а также созданию устойчивых международных партнерских отношений.

2. Межкультурная компетенция и многонациональные предприятия.

Межкультурная компетенция играет важную роль в успехе многонациональных предприятий, работающих на мировых рынках [5]. Сотрудники, обладающие навыками межкультурного общения и понимания, более успешно справляются с вызовами, с которыми они сталкиваются в таких компаниях. Исследования в области бизнеса и управления показывают, что межкультурная компетенция способствует развитию глубоких отношений с клиентами и партнерами из разных стран, что, в свою очередь, способствует росту объемов продаж и конкурентоспособности на мировых рынках.

3. Исследования, подтверждающие влияние межкультурной компетенции.

Существует растущее количество исследований, демонстрирующих влияние межкультурной компетенции на успех в профессиональной сфере [8].

Эти исследования анализируют различные аспекты межкультурного общения и его влияние на профессиональное развитие. Результаты таких исследований становятся основой для создания образовательных программ и корпоративных курсов, направленных на развитие межкультурной компетенции среди специалистов.

Итак, иноязычная межкультурная компетенция играет важнейшую роль в профессиональной сфере, способствуя успешному международному взаимодействию, развитию многонациональных предприятий и обеспечивая увеличение карьерных возможностей [11].

Опираясь на данные тезисы, можно сделать выводы о том, что современный мир характеризуется глобализацией и интернациональными связями, что делает межкультурную компетенцию неотъемлемой частью профессиональной подготовки в различных областях. Развитие этой компетенции требует, как теоретической осмысленности, так и практической тренировки.

Межкультурная компетенция обладает многими аспектами, исследование которых включает психологию, культурологию, лингвистику и образование. Внедрение межкультурных аспектов в образовательный процесс имеет большое значение. Педагоги и качественные учебные программы играют решающую роль в формировании межкультурной компетенции у будущих специалистов.

Таким образом, статья подчеркивает актуальность, многогранность и сложность развития межкультурной компетенции, а также важность интеграции этого аспекта в образовательный процесс с учетом роли педагогов и учебных программ.

1. Беляк Н.К., Колосова Н.В. Межкультурная компетенция в контексте иностранных языков: теоретические и методические аспекты. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016; № 10: 22-29.

2. Губанова Е.В. Развитие межкультурной компетенции студентов в образовательной среде высшей школы. Молодой ученый. 2019; № 10: 374-376.

3. Крысин Л.П. Межкультурная коммуникация и межкультурная компетенция. Иностранные языки в школе. 2018; № 2: 5-13.

4. Лебедева Н.М. Проблемы формирования межкультурной компетенции будущего учителя иностранного языка. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016; № 1: 134-139

5. Павленко С.Ю., Журба Л.П. Роль межкультурной компетенции в образовании. Вестник Черкасского университета. Серия: Педагогические науки. 2019; № 2: 69-74.

6. Селиверстов В.Ф. Межкультурная компетенция и межкультурное обучение: основные понятия и подходы. ВестникВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017; № 3: 9-15.

7. Черняк О.Ю. Подготовка будущих специалистов средствами межкультурной компетенции. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018; № 5: 583-586.

8. Карпов А.И. Межкультурная компетенция будущих педагогов: сущность, структура и развитие. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019; № 9: 130-138.

9. Недашковская Т.А. Проблемы формирования межкультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам. Вестник Российского государственного социального университета. 2017; № 26: 84-88.

10. Савинова О.В., Серов А.В. Межкультурная компетенция как ключевая компетенция в образовании. Вестник Российского государственного социального университета. 2018; № 29: 160-166.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Терентьева А.В. Межкультурная компетенция в образовательном пространстве высшей школы. Вестник Балтийского федерального университета имени И. Канта. 2019; № 8: 88-94.

12. Шаранова А.В. Применение проектно-практической технологии обучения как средства формирования межкультурной компетенции учителей. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика и психология образования. 2018; № 1: 91-100.

13. Ростовцева П.П. Педагогическое обеспечение практической направленности иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2013.

14. Ростовцева П.П. Языковая образовательная политика в экономических вузах. Мир образования - образование в мире. 2014; № 3 (55): 143-145.

15. Гадзаова Л.П. Гарантированное государственное образование и проектирование программ вузовского обучения, позволяющих определять базовые и специальные профессиональные компетенции. Историческая и социально-образовательная мысль. 2014; № 2: 107-112.

16. Гадзаова Л.П. Формирование межкультурной компетентности и профессиональной устойчивости нового поколения студентов вуза. Владикавказ, 2015.

References

1. Belyak N.K., Kolosova N.V. Mezhkul'turnaya kompetenciya v kontekste inostrannyh yazykov: teoreticheskie i metodicheskie aspekty. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 10: 22-29.

2. Gubanova E.V. Razvitie mezhkul'turnoj kompetencii studentov v obrazovatel'noj srede vysshej shkoly. Molodoj uchenyj. 2019; № 10: 374-376.

3. Krysin L.P. Mezhkul'turnaya kommunikaciya i mezhkul'turnaya kompetenciya. Inostrannye yazyki v shkole. 2018; № 2: 5-13.

4. Lebedeva N.M. Problemy formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii buduschego uchitelya inostrannogo yazyka. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2016; № 1: 134-139

5. Pavlenko S.Yu., Zhurba L.P. Rol' mezhkul'turnoj kompetencii v obrazovanii. Vestnik Cherkasskogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskie nauki. 2019; № 2: 69-74.

6. Seliverstov V.F. Mezhkul'turnaya kompetenciya i mezhkul'turnoe obuchenie: osnovnye ponyatiya i podhody. Vestnik VGU. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2017; № 3: 9-15.

7. Chernyak O.Yu. Podgotovka buduschih specialistov sredstvami mezhkul'turnoj kompetencii. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2018; № 5: 583-586.

8. Karpov A.I. Mezhkul'turnaya kompetenciya buduschih pedagogov: suschnost', struktura i razvitie. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019; № 9: 130-138.

9. Nedashkovskaya T.A. Problemy formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii v processe obucheniya inostrannym yazykam. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2017; № 26: 84-88.

10. Savinova O.V., Serov A.V. Mezhkul'turnaya kompetenciya kak klyuchevaya kompetenciya v obrazovanii. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2018; № 29: 160-166.

11. Terent'eva A.V. Mezhkul'turnaya kompetenciya v obrazovatel'nom prostranstve vysshej shkoly. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta imeni I. Kanta. 2019; № 8: 88-94.

12. Sharanova A.V. Primenenie proektno-prakticheskoj tehnologii obucheniya kak sredstva formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii uchitelej. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2018; № 1: 91-100.

13. Rostovceva P.P. Pedagogicheskoeobespechenieprakticheskojnapravlennostiinoyazychnojpodgotovkistudentovneyazykovyh vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

14. Rostovceva P.P. Yazykovaya obrazovatel'naya politika v 'ekonomicheskih vuzah. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2014; № 3 (55): 143-145.

15. Gadzaova L.P. Garantirovannoe gosudarstvennoe obrazovanie i proektirovanie programm vuzovskogo obucheniya, pozvolyayuschih opredelyat' bazovye i special'nye professional'nye kompetencii. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014; № 2: 107-112.

16. Gadzaova L.P. Formirovanie mezhkul'turnojkompetentnosti iprofessional'noj ustojchivostinovogo pokoleniya studentov vuza. Vladikavkaz, 2015.

Статья поступила в редакцию 05.12.23

УДК 37.02

Minazova V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: veneraminazova@mail.ru

Alieva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Director of Institute of Pedagogy, Psychology and Defectology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: sacita.alieva@mail.ru

Khasbulatova Kh.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Primary Philological Education, Dagestan State Pedagogical University n.a. R.G. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: hasbulatova@gmail.com

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF MASTERING NATURAL SCIENCE KNOWLEDGE IN PRIMARY SCHOOL. The

article deals with an actual problem of environmental education and upbringing of primary school children. The results of a study conducted with the aim of studying the impact of information and communication technologies on the effective assimilation of knowledge about the world by younger schoolchildren, fostering respect for nature are presented. During the conducted pedagogical experiment, the hypothesis is tested that the use of various elements of information and communication technologies in the lessons of cognition of the surrounding world will contribute to a better assimilation of natural science knowledge, skills and the formation of qualities of respect for nature among younger schoolchildren. The test results conducted in the experimental and control groups at the ascertaining stage show that there are certain gaps in the students' natural science knowledge; the degree of their interest in the educational subject "The world around" is not high enough. The results of the survey of teachers show that information and communication technologies are rarely used in the lessons of cognition of the surrounding world in the third grade. At the training stage of the study, a system of information and communication technology elements (video materials, thematic videos, interactive whiteboard and slide presentations, etc.) is introduced in the experimental classroom in the process of implementing a specially designed lesson cycle. A comparative analysis of the results of the control stage confirmed the effectiveness of ICT - the level of assimilation of natural science knowledge in the experimental group became higher; the answers of children showed that the lessons of knowledge of the world are a priority for a large number of students; children believe that information and communication technologies in the lessons of knowledge of the surrounding world bring significant benefits. The article concludes that knowledge about the world around us and the increased interest in the topics of nature lessons stimulate schoolchildren to discuss topical environmental problems and develop environmental projects. Information and communication technologies have a huge pedagogical potential, which in the future can be used not only in the educational activities of younger schoolchildren, but also in design and research activities of an environmental orientation.

Key words: primary school children, environmental education, environmental education, world around child, natural science knowledge, information and communication technologies

B.М. Миназова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: veneraminazova@mail.ru

C.А. Алиева, канд. пед. наук, доц., директор Института педагогики, психологии и дефектологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: sacita.alieva@mail.ru

Х.М. Хасбулатова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: hasbulatova@gmail.com

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается актуальная проблема экологического обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Представлены результаты исследования, проведенного с целью изучить влияние информационно-коммуникационных технологий на эффективное усвоение младшими школьниками знаний об окружающем мире, воспитание бережного отношения к природе. В ходе проведенного педагогического эксперимента проверялась гипотеза о том, что использование различных элементов информационно-коммуникационных технологий на уроках познания окружающего мира будет способствовать лучшему усвоению природоведческих знаний, умений и навыков и формированию качеств бережного отношения к природе у младших школьников. Результаты тестирования, проведенные в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе, показали, что существуют определенные пробелы в природоведческих знаниях учащихся; степень проявляемого ими интереса к учебному предмету «Окружающий мир» недостаточно высока. Результаты анкетирования педагогов показали, что на уроках познания окружающего мира в третьем классе информационно-коммуникационные технологии используются редко. На обучающем этапе исследования в экспериментальном классе внедрена система элементов информационно-коммуникационных технологий (видео-материалы, тематические ролики, интерактивная доска и презентации в виде слайдов и др.) в процессе реализации специально разработанного цикла занятий. Сравнительный анализ результатов контрольного этапа подтвердил эффективность ИКТ - уровень усвоения природоведческих знаний в экспериментальной группе стал выше; ответы детей показали, что уроки познания мира в приоритете у большого количества учащихся; дети считают, что информационно-коммуникационные технологии на уроках познания окружающего мира приносят значительную пользу. В статье делается вывод о том, что знания об окружающем мире и выросший интерес к темам уроков познания природы стимулируют школьников к обсуждению актуальных экологических проблем и разработке проектов экологического характера. Информационно-коммуникационные технологии имеют огромный педагогический потенциал, который в дальнейшем может быть использован не только в учебной деятельности младших школьников, но и в проектно-исследовательской деятельности экологической направленности.

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, экологическое обучение, экологическое воспитание, окружающий мир, природоведческие знания, информационно-коммуникационные технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.