Научная статья на тему 'Проблемы профессиональной подготовки студентов направления «туризм» в контексте обучения межкультурной коммуникации'

Проблемы профессиональной подготовки студентов направления «туризм» в контексте обучения межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межкультурная коммуникация / межкультурная компетенция / образовательные технологии / методы обучения / туризм. / intercultural communication / intercultural competence / educational technologies / methods of teaching / tourism.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баурова Юлия Владимировна, Богачева Валерия Павловна

В работе представлен теоретический анализ проблемы профессиональной подготовки кадров сферы туризма, доказана актуальность обучения межкультурной коммуникации как инструмента формирования профессиональных компетенций студента направления подготовки «Туризм». В статье представлены идеи по технологиям, методам, принципам обучения межкультурной коммуникации для достижения профессиональной направленности межкультурной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баурова Юлия Владимировна, Богачева Валерия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of professional students’ training in the field of tourism in the context of intercultural communication teaching

The paper presents a theoretical analysis of the problem of personnel’s professional training in the field of tourism, the relevance of intercultural communication teaching as a tool for the formation of a student’s professional competencies in the field of study of "Tourism" is proved. The article presents ideas on technologies, methods, principles of intercultural communication teaching to achieve the professional orientation of intercultural training.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессиональной подготовки студентов направления «туризм» в контексте обучения межкультурной коммуникации»

ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2023. № 1 (8)

ЛИНГВОДИДАКТИКА (LINGUISTIC DIDACTICS)

УДК 37.02

ББК 74.48

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТУРИЗМ» В КОНТЕКСТЕ

ОБУЧЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Баурова Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Производственный менеджмент», Саратовский государственный технический

университет имени Гагарина Ю.А., Россия, workingday08@mail.ru

Богачева Валерия Павловна, студентка 2 курса Института прокуратуры ФГБОУ

ВО «СГЮА», Россия, v.bogachyowa@yandex.ru

В работе представлен теоретический анализ проблемы профессиональной

подготовки кадров сферы туризма, доказана актуальность обучения межкультурной

коммуникации как инструмента формирования профессиональных компетенций студента

направления подготовки «Туризм». В статье представлены идеи по технологиям,

методам, принципам обучения межкультурной коммуникации для достижения

профессиональной направленности межкультурной подготовки.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция,

образовательные технологии, методы обучения, туризм.

PROBLEMS OF PROFESSIONAL STUDENTS’ TRAINING

IN THE FIELD OF TOURISM IN THE CONTEXT OF INTERCULTURAL

COMMUNICATION TEACHING

Yulia V. Baurova, ORCID 0000-0001-6564-3873, Yuriy Gagarin State Technical

University of Saratov, Russia, workingday08@mail.ru

Valeriya P. Bogacheva, 2nd-year student of the Institute of Public Prosecutor's Office of

Saratov State Legal Academy, Russia, v.bogachyowa@yandex.ru

The paper presents a theoretical analysis of the problem of personnel’s professional

training in the field of tourism, the relevance of intercultural communication teaching as a tool

for the formation of a student’s professional competencies in the field of study of «Tourism»

45

ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2023. № 1 (8)

ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2023. № 1 (8)

is proved. The article presents ideas on technologies, methods, principles of intercultural

communication teaching to achieve the professional orientation of intercultural training.

Keywords: intercultural communication, intercultural competence, educational

technologies, methods of teaching, tourism.

Актуальность исследования проблем профессиональной

подготовки студентов направления «Туризм»

Туризм, будучи механизмом межкультурных процессов, выступает

одним из наиболее эффективных способов взаимодействия культур,

практической реализацией принципов диалога, сотрудничества

и взаимообогащения. В современных же реалиях сфера туризма является

сложным, динамическим социокультурным и экономическим явлением,

которое позволяет удовлетворить потребности потребителей

в организованном досуге, исходя из их субъективных целей, многообразие

которых детерминирует высокие требования к специалистам туристской

индустрии, в том числе к их коммуникативным навыкам.

Значимость коммуникативных навыков и умений в туристском бизнесе

сложно переоценить, т.к. именно благодаря им специалисты организуют

эффективное взаимовыгодное сотрудничество, грамотно выстраивают

партнерские переговоры, проводят совещания, заседания, брифинги, пресс-

конференции, телефонные разговоры, презентации, осуществляют деловую

переписку, реализуют менеджерскую функцию в своей сфере, поддерживают

собственный деловой имидж и имидж своей туристской компании,

развивают туристские коллаборации. Специалист туристского профиля

должен ориентироваться в самых разнообразных ситуациях общения,

учитывая условия, при которых осуществляется акт коммуникации, статус

адресата, объект обсуждения, выстраивая адекватным образом тактику

общения с ним, что предполагает овладение совокупностью знаний

и умений, через которые опосредуется культурное взаимодействие в рамках

межкультурной компетенции.

Необходимость получения в процессе подготовки специалистов сферы

туризма и гостеприимства знаний в области прикладных дисциплин,

в частности, этики, иностранных языков, межкультурной коммуникации

и других, в рамках организации поликультурного образования,

продиктовано и реализацией национального проекта «Туризм и индустрия

46

ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2023. № 1 (8)

ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2023. № 1 (8)

гостеприимства» [11]. Нацпроект, включающий 3 федеральных проекта:

развитие туристической инфраструктуры и создание качественных

турпродуктов, повышение доступности и информированности

о туристических продуктах, улучшение управления в сфере туризма,

предполагает увеличение объема туристских услуг и рост числа туристских

фирм. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики,

в 2020 году в организациях туриндустрии, без учета субъектов малого

предпринимательства, были заняты 1 146 426 сотрудников. При этом

по информации Федерального агентства по туризму в Российской

Федерации насчитывалось 634 профильных учреждения высшего

профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для

сферы туризма и гостеприимства. К 2030 году данные образовательные

организации должны подготовить 4,7 миллиона специалистов, что

свидетельствует о возрастании важности вопроса профессиональной

подготовки кадров сферы туризма [3: 104].

На настоящий момент ряд исследователей (Е.Л. Заднепровская,

В.С. Плотникова, Т.Н. Поддубная, А.А. Фомин и другие) отмечает

наличие дисбаланса между уровнем подготовки выпускаемых

специалистов в сфере туризма и конкретными требованиями

работодателей данной отрасли [5: 111], о чем свидетельствует и наличие

значительного числа открытых вакансий в данной сфере и большого

количества незанятых дипломированных специалистов. Так, эксперты

ведущего российского портала в области интернет-рекрутинга HeadHunter

провели исследование данной проблемы и пришли к выводу о том, что

такое явление вызвано особенностями качественной подготовки молодых

специалистов [7: 94].

С целью совершенствования и модернизации туристского образования

в Российской Федерации был разработан и утвержден федеральный

государственный образовательный стандарт высшего образования

по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» (уровень бакалавриата),

предусматривающий в рамках Требований к результатам освоения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

программы бакалавриата сформированность у выпускника ряда

универсальных компетенций, в числе которых выделены категории

«коммуникация» и «межкультурное взаимодействие» [14].

47

ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2023. № 1 (8)

ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2023. № 1 (8)

Межкультурная коммуникация

в структуре туристского образования

Одной из основ сферы туризма является межкультурная коммуникация,

главное условие эффективности которой заключается во взаимопонимании

культур, терпимости и уважении к культуре партнеров по коммуникации.

Проблема обучения межкультурной коммуникации особенно актуальна

для будущих сотрудников туристической отрасли, поскольку их будущая

профессиональная деятельность не ограничивается взаимодействием

с представителями только одной культурной и социальной среды. Создавая

и реализуя туристический продукт, специалист вступает во взаимодействие

вербальное/невербальное, непосредственное/виртуальное с представителями

различных национальностей, этносов, социальных групп, то есть

осуществляет межкультурную коммуникацию.

По мнению В.В. Лихановой межкультурная коммуникация представляет

собой процесс непосредственного взаимодействия (диалога) культур,

который осуществляется в рамках несовпадающих национальных

стереотипов мышления и коммуникативного поведения, что влияет

на взаимопонимание и взаимоотношения между общающимися сторонами

[9: 84].

Е.Ф. Тарасов понимает под межкультурной коммуникацией «процесс

общения (вербального и невербального) между коммуникантами,

являющимися носителями разных культур и языков, или иначе –

совокупность специфических процессов взаимодействия людей,

принадлежащих к разным культурам и языкам» [6: 82].

Согласно исследованиям В.В. Красных, межкультурная коммуникация –

это «общение представителей разных национально-лингво-культурных

сообществ, носителей разных ментально-лингвальных комплексов,

обладающих разными национальными когнитивными базами» [10: 85].

Подготовка к межкультурной коммуникации требует овладения

особыми знаниями, навыками и умениями, комплекс которых принято

рассматривать в рамках межкультурной компетенции.

В своих работах А. В. Косов, специалист-практик в области

международного бизнеса и межкультурной коммуникации, подчеркивает,

что повышение уровня межкультурной компетенции – необходимое условие

формирования личности специалиста, работающего в сфере предоставления

48

ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2023. № 1 (8)

ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2023. № 1 (8)

туристских услуг, отмечая, что основы межкультурной компетенции «могут

быть применимы … в любой стране мира, так как они основаны

на толерантном отношении к чужой культуре, что предотвращает

конфликтность поведения, делает более эффективным межличностное

общение» [8].

Отметим, что в данном контексте в отечественной науке отсутствует

терминологическое единство. Так в культурологических и педагогических

исследованиях употребляются термины «глобальная компетентность»,

«межкультурная компетентность», «глобальная межкультурная

компетентность», «межкультурная коммуникативная компетентность»,

«межкультурная компетенция», «социокультурная компетенция»,

«поликультурная компетенция». При этом «межкультурная компетентность»

рассматривается исследователями-культурологами, термин «межкультурная

компетенция» употребляется в педагогических исследованиях, посвященных

методике преподавания иностранных языков [2: 86].

Как справедливо отмечает Н.В. Янкина, «между языком и реальным

миром стоит человек, носитель языка и культуры», что указывает

на взаимосвязь межкультурной компетенции с языковой и коммуникативной

компетенциями, при этом не являющейся тождественной им [13: 41].

А.П. Садохин рассматривает межкультурную компетенцию как

«комплекс знаний и умений, позволяющих индивиду в процессе

межкультурной коммуникации адекватно оценивать коммуникативную

ситуацию, эффективно использовать вербальные и невербальные средства,

воплощать в практику коммуникативные намерения и проверять результаты

коммуникации с помощью обратной связи».

О.И. Халупо также подчеркивает комплексную природу межкультурной

компетенции и выделяет в ней: а) теоретическую составляющую – овладение

знаниями в области языка и культуры; б) практическую составляющую –

набор определенных способностей, навыков и умений, который бы позволил

человеку продуктивно общаться, без затруднений понимать представителей

других культур или просто социализироваться в их пространстве,

не нарушая их норм и правил поведения, обычаев и традиций, адекватно

реагировать на их поступки [12: 59].

Как отмечает Е.Д. Сон, в структуру межкультурной компетенции входят

культурологические, общие и специфические знания, умения практического

49

ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2023. № 1 (8)

ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2023. № 1 (8)

общения, а также межкультурная психологическая восприимчивость.

Владение этой компетенцией является основой для развития

профессионализма [13: 42].

Представленный краткий обзор позиций отечественных исследователей

относительно определения понятия «межкультурная компетенция» дает

возможность заключить, что они отмечают ее комплексную интегральную

природу ‒ знания и умения, теоретическую и практическую составляющие

и описывают понятие как способность эффективно взаимодействовать или

осуществлять межкультурную коммуникацию. Положение о комплексной

природе межкультурной компетенции созвучно сфере профессиональной

деятельности будущих специалистов индустрии туризма, отличающейся от

традиционных сфер деятельности, прежде всего, интегральным характером,

аккумулирующим в себе знания самых разных отраслей, что дает широкие

возможности для обучения межкультурной коммуникации будущих

специалистов сферы туризма.

Проблема обучения межкультурной коммуникации

Для осуществления эффективной подготовки специалистов сервиса

и туризма межкультурному взаимодействию требуется четкая организация,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учитывающая все факторы в образовательном процессе.

Содержательно профессиональная направленность обучения

межкультурной коммуникации строится через поступательное изучение

в теории и на практике таких тем, как культурная идентичность

и менталитет, национальный характер, система ценностей и отношений,

кросс-культурная психология и этика, культурный стиль, деловая

коммуникация, организация бизнеса, проведение деловых встреч

и переговоров, принципы подбора команды и работа в команде, лидерство

и принятие решений, характер проведения свободного времени и других.

Исследователи Р.М. Арсений, Е.В. Безносюк выделяют следующие

наиболее эффективные образовательные технологии и методы обучения,

способствующие, прежде всего, формированию у студентов навыков

использования коммуникативных техник [1: 68-69], и ориентирующие

обучающихся на активизацию познавательной, креативной, инновационной

деятельности в условиях межкультурной коммуникации: 1) интерактивные

технологии обучения, представляющие собой совокупность методов, средств

и приемов организации обучения, основанных на активном характере

50

ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2023. № 1 (8)

ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2023. № 1 (8)

взаимодействия между участниками процесса обучения; 2) метод

традиционного анализа конкретных ситуаций, включающий подробное

исследование реальной или имитированной ситуации и опирающийся на

динамическую систему общения между коммуникаторами; 3) решение

профессионально ориентированных задач коммуникативной

направленности, связанных с туристской деятельностью и основанных на

конкретных ситуациях и ситуациях, включающих ситуации-иллюстрации,

ситуации-оценки, ситуации-упражнения и другие; 4) метод ситуационного

обучения, предполагающий применение кейс-стади, а именно использование

кейса – рассказа, основанного на реальных событиях и требующего

детального изучения и анализа для выбора и обоснования решения; 5) метод

инцидентов, основанный на предъявлении обучающимся краткой

информации о ситуации, происшествии и предполагающий принятие

обоснованных решений в условиях недостаточности данных; 6) деловая

игра, являющаяся диалогом на профессиональном уровне, предполагающая

столкновение разных мнений, критику гипотез, активизацию обсуждения,

и приводящая к формированию и закреплению новых знаний

и представлений; 7) метод проекта – технология организации

образовательных ситуаций, во время выполнения которых студенты решают

значимые для их будущей профессиональной деятельности задачи;

8) технология фасилитационного обучения, предполагающего организацию

коллективного процесса решения проблем в группе под руководством

лидера; 9) вебинар – онлайн-встреча или презентация, проводимая через

интернет в режиме реального времени, позволяющая студентам получить

и закрепить навыки использования коммуникативных техник и технологий.

Взаимосвязь процесса преподавания иностранных языков и обучения

межкультурной коммуникации очевидна. Так на основе анализа

отечественных и зарубежных научных источников, опыта профессиональной

деятельности были выделены принципы, определяющие содержание

обучения и профессионально ориентированных ситуаций, стратегии, формы

работы, направленные на развитие профессиональной межкультурной

компетенции [4: 61-63]: 1) принцип параллельного формирования

профессиональных компетенций, при следовании которому иностранный

язык является средством формирования не только коммуникативной,

межкультурной, но и ряда профессиональных компетенций, необходимых

51

ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2023. № 1 (8)

ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2023. № 1 (8)

специалисту в сфере туризма: так студенты обучаются работать в команде,

вести переговоры с представителями разных культур, проводить

презентации для особых целевых аудиторий, разрешать межкультурные

конфликты, формируют лидерские качества; 2) принцип

междисциплинарности, позволяющий использовать профессиональные

знания на занятиях по иностранному языку, содействуя не только

обогащению тезауруса и набора речевых тактик и стратегий,

но и формированию компенсаторной компетенции обучающегося;

3) принципы технологии развития критического мышления, позволяющие

преподавателю обратить внимание студентов на процесс собственного

понимания, развитие способности доказательно и логично представлять

новую информацию, осмысливать внутренние ощущения, анализировать

проделанную работу, оценивать собственные результаты; 4) принцип учета

уровней развития мышления, находящий отражение в разработке

упражнений при изучении дисциплины, и предоставляющий студенту

возможность «присвоив» новое знание, научиться его критически

осмысливать, оценивать и корректно использовать с учетом характера

будущей профессиональной деятельности; 5) принцип паритета родной

и иностранных культур, предполагающий, что содержание упражнений для

формирования межкультурной и социокультурной компетенций должно

включать в себя реалии как родной, так и иностранных культур, что

способствует формированию поликультурной личности, т.к. будущий

специалист в сфере туризма, представляющий свою страну иностранным

гостям, должен уметь аргументированно и корректно демонстрировать

богатство и уникальность родной истории и культуры; 6) принцип элемента

неожиданности, применение которого развивает способность студента

адекватно реагировать на неожиданный ход общения, в том числе в процессе

межкультурной коммуникации; 7) принцип учета профессионального

мнения работодателя для создания ситуаций, исходя из которого,

разрабатывать учебные ситуации необходимо в тесном сотрудничестве

с представителями сферы туризма и индустрии гостеприимства, так как

подобные профессионально ориентированные ситуации общения позволят

осуществить наиболее полное погружение в профессиональную языковую

среду, создать условия для успешного развития профессиональной

межкультурной компетенции.

52

ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2023. № 1 (8)

ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2023. № 1 (8)

Выводы

Туризм как составляющая межкультурной коммуникации является

двигателем развития социокультурной сферы любого общества, именно

поэтому так важен уровень подготовки кадров в туристической отрасли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компетентность персонала, имеющая ключевое значение, является

основным ресурсом конкурентного преимущества туристических

организаций, условием высокого качества предоставляемых ими услуг

и успешного культурного обмена между представителями разных стран,

наций и народов.

Реализация требований к профессиональным навыкам будущих

специалистов отрасли туризма диктует необходимость в создании структуры

подготовки, в которой значительное место отводится обучению

межкультурной коммуникации, коммуникативным техникам и технологиям,

учету принципов обучения иностранному языку, определяющих содержание

обучения, стратегии и формы работы, направленные на развитие

профессиональной межкультурной компетенции.

Требуется комплексный, междисциплинарный подход на основе данных

психологии, культурологии, политологии, экономики, методики

преподавания иностранного языка, что позволит выработать у обучаемых

представления и понятия о культурных особенностях носителей языка,

создать условия для упорядоченнного инокультурного осмысления

окружающего мира, особенностей межличностных отношений

коммуникантов, накопления и передачи опыта межкультурной

коммуникации. Данной цели способствует и обучение дисциплинам

учебного плана подготовки бакалавров направления «Туризм»:

«Философия», «История», «Психология в туристской деятельности»,

«Деловые коммуникации в туризме», «Менеджмент в туризме», «Мировая

культура и искусство», «Межкультурная и профессиональная коммуникации

на иностранном языке», «Техника ведения переговоров», «Традиции и кухни

народов мира» и другие.

Заключение

Анализ реализации туристского образования свидетельствует

о необходимости разработки комплекса мер, направленных

на формирование профессионально ориентированной системы подготовки

кадровых ресурсов туристской индустрии с акцентом на межкультурной

53

ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2023. № 1 (8)

ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2023. № 1 (8)

коммуникации. Именно высокий уровень сформированности

межкультурных компетенций специалистов сферы туризма представляет

собой основу успешной реализации их деятельности. При этом

технологиями и методами обучения для достижения профессиональной

направленности межкультурной подготовки студента направления «Туризм»

являются те (деловая игра, метод ситуационного обучения, метод

инцидентов и другие), что ориентируют обучающихся на когнитивное

погружение в культуру, открытие новых смыслов и идей, выявлению

проблем и вариантов их решений, рефлексию, кросс-культурный анализ

сфер профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Арсений Р.М., Безносюк Е.В. Подготовка будущих бакалавров направления

подготовки 43.03.02 «Туризм» к использованию коммуникативных техник и технологий //

Вестник РМАТ. 2022. № 2. С. 64-70.

2. Вылегжанина И.А. Формирование глобальной межкультурной компетентности

обучающихся в системе «школа – колледж – вуз» // Концепт. 2023. № 1. С. 82-99.

3. Гордеева Е.В., Сладкович Ю.Я. Актуальные проблемы профессионального

образования в сфере туризма и индустрии гостеприимства // Экономика и бизнес: теория

и практика. 2022. № 4-1. С. 102-107.

4. Гусева Л.В. Принципы создания ситуаций межкультурного общения для

формирования межкультурной компетенции студентов по направлению «Туризм» //

Высшее образование сегодня. 2015. № 1. С. 60-63.

5. Завражнов В.В., Столярова Е.В. Проблемы профессиональной подготовки

студентов направления «Туризм» в контексте развития современных форм туристской

деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5 (96). С. 110-112.

6. Кистанова Л.П., Михалёва Т.Г. Межкультурная коммуникация и межкультурное

взаимодействие как основа формирования иноязычной коммуникативной компетентности

специалистов сферы туризма в процессе профессиональной подготовки // Евразийский

Союз Ученых. 2014. № 6. С. 82-84.

7. Коноваленко Т.Г., Славянская И.А. Аспекты формирования межкультурных

компетенций в контексте непрерывного туристского образования // Проблемы

современной науки и образования. 2016. № 33 (75). С. 94-97.

8. Косов А. В. Фонарик для чужой души. М.: ИНФРА-М, 2007.

9. Лиханова В.В. Модель формирования межкультурной компетентности

специалистов сервиса и туризма // Вестник Бурятского государственного университета.

2014. № 1 (1). С. 84-88.

54

ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2023. № 1 (8)

ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2023. № 1 (8)

10. Мошняга Е.В. Профессиональная направленность в обучении межкультурной

коммуникации в условиях международной магистерской подготовки // Вестник РМАТ.

2019. № 2. С. 82-86.

11. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» [Электронный

ресурс]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/turizm

12. Овсянникова Т.В., Детинкина В.В. Особенности формирования межкультурной

компетенции студентов неязыковых направлений подготовки // Известия Волгоградского

государственного педагогического университета. 2022. № 2 (165). С. 59-65.

13. Питина С.А., Щербов А.Д. О формировании межкультурной компетенции

студентов языковых специальностей вуза // Современная высшая школа: инновационный

аспект. 2022. Т. 14. № 1. С. 40-47.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

– бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» [Электронный ресурс].

URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-43-03-02-turizm-516/

References

1. Arsenij, R.M., Beznosyuk, E.V. (2022). Podgotovka budushchih bakalavrov

napravleniya podgotovki 43.03.02 «Turizm» k ispol'zovaniyu kommunikativnyh tekhnik i

tekhnologij [Training of future bachelors of the field of study 43.03.02 "Tourism" for the use of

communication techniques and technologies]. Vestnik RMAT [Vestnik RIAT], 2, 64-70 (in

Russian).

2. Vylegzhanina, I.A. (2023). Formirovanie global'noj mezhkul'turnoj kompetentnosti

obuchayushchihsya v sisteme «shkola – kolledzh – vuz» [Formation of global intercultural

competence of students in the system "school - college - university"]. Koncept [Concept], 1, 82-

99 (in Russian).

3. Gordeeva, E.V., Sladkovich, Yu.Ya. (2022). Aktual'nye problemy professional'nogo

obrazovaniya v sfere turizma i industrii gostepriimstva [Actual problems of vocational education

in the field of tourism and hospitality industry]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Economics and Business: Theory and Practice], 4-1, 102-107 (in Russian).

4. Guseva, L.V. (2015). Principy sozdaniya situacij mezhkul'turnogo obshcheniya dlya

formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii studentov po napravleniyu «Turizm» [Principles of

creating situations of intercultural communication for the formation of intercultural competence

of students in the field of study of "Tourism"]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher

Education Today], 1, 60-63 (in Russian).

5. Zavrazhnov, V.V., Stolyarova, E.V. (2022). Problemy professional'noj podgotovki

studentov napravleniya «Turizm» v kontekste razvitiya sovremennyh form turistskoj

deyatel'nosti [The problems of professional training of students in the field of study of

"Tourism" in the context of the development of modern forms of tourism activities]. Mir nauki,

kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture and Education], 5 (96), 110-112 (in

Russian).

55

ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2023. № 1 (8)

ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2023. № 1 (8)

6. Kistanova, L.P., Mihalyova, T.G. (2014). Mezhkul'turnaya kommunikaciya i

mezhkul'turnoe vzaimodejstvie kak osnova formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj

kompetentnosti specialistov sfery turizma v processe professional'noj podgotovki [Intercultural

communication and intercultural interaction as the basis for the formation of foreign language

communicative competence of tourism specialists in the process of professional training].

Evrazijskij Soyuz Uchenyh [Eurasion Union of Scientists], 6, 82-84 (in Russian).

7. Konovalenko, T.G., Slavyanskaya, I.A. (2016). Aspekty formirovaniya mezhkul'turnyh

kompetencij v kontekste nepreryvnogo turistskogo obrazovaniya [Aspects of the formation of

intercultural competencies in the context of continuous tourism related education]. Problemy

sovremennoj nauki i obrazovaniya [Problems of modern science and education], 33 (75), 94-97

(in Russian).

8. Kosov, A. V. (2007). Fonarik dlya chuzhoj dushi [The Flashlight for a Man’s Mind].

Moscow: INFRA-M (in Russian).

9. Lihanova, V.V. (2014). Model' formirovaniya mezhkul'turnoj kompetentnosti

specialistov servisa i turizma [The model of intercultural competence formation of service and

tourism specialists]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [The Buryat State

University Bulletin], 1 (1), 84-88 (in Russian).

10. Moshnyaga, E.V. (2019). Professional'naya napravlennost' v obuchenii mezhkul'turnoj

kommunikacii v usloviyah mezhdunarodnoj magisterskoj podgotovki [Professional orientation

in intercultural communication teaching in the context of international master's training]. Vestnik

RMAT [Vestnik RIAT], 2, 82-86 (in Russian).

11. Nacional'nyj proekt «Turizm i industriya gostepriimstva» [National project "Tourism

and hospitality industry"]. [Elektronnyj resurs]. URL: https://xn--

80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/turizm (in Russian).

12. Ovsyannikova, T.V., Detinkina, V.V. (2022). Osobennosti formirovaniya

mezhkul'turnoj kompetencii studentov neyazykovyh napravlenij podgotovki [The features of

intercultural competence formation of students of non-linguistic fields of study]. Izvestiya

Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Ivzestia of the Volgograd

State Pedagogical University], 2 (165), 59-65 (in Russian).

13. Pitina, S.A., Shcherbov, A.D. (2022). O formirovanii mezhkul'turnoj kompetencii

studentov yazykovyh special'nostej vuza [On the intercultural competence formation

of university students of linguistic specialties]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj

aspect [Contemporary Higher Education: Innovative Aspects], 14, 1, 40-47 (in Russian).

14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya –

bakalavriat po napravleniyu podgotovki 43.03.02 «Turizm» [Federal state educational standard

of higher education - bachelor's degree in the field of study of 43.03.02 "Tourism"].

[Elektronnyj resurs]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-43-03-02-turizm-516/

56

ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2023. № 1 (8)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.