Научная статья на тему 'ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаврилов Павел Сергеевич

Данная статья посвящена актуальной, но еще мало изученной в социологии проблеме, связанной с иностранными студентами, обучающимися в российских вузах. Целый спектр проблем адаптационного характера, с которыми сталкиваются иностранные студенты в современной России, а также, низкий статус российского образования в современном международном образовательном пространстве, определяет актуальность социологической разработки данного направления. В статье проводится параллель с организацией системы обучения иностранных студентов в СССР и в современной России, что позволило прийти к выводу о необходимости воссоздания централизованной системы управления процессом обучения иностранных граждан в российских вузах. Безусловно, эта система должна учитывать реалии современного времени, в том числе и в отношении самого субъекта - иностранного студента с его системой мотивации обучения, ценностными ориентациями и барьерами адаптации к социокультурной среде принимающего сообщества. Иными словами, иностранный студент и его проблемы должны находиться в фокусе внимания российской социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гаврилов Павел Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN STUDENTS OF RUSSIAN UNIVERSITIES AS AN OBJECT OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

This article is devoted to the actual, but still little studied in sociology, problem related to foreign students studying in Russian universities. A whole range of problems of an adaptive nature that foreign students face in modern Russia, as well as the low status of Russian education in the modern international educational space, determines the relevance of the sociological development of this direction. The article draws a parallel with the organization of the system of training of foreign students in the USSR and in modern Russia, which allowed us to come to the conclusion that it is necessary to recreate a centralized system for managing the process of training foreign citizens in Russian universities. Of course, this system should take into account the realities of modern times, including in relation to the subject itself - a foreign student with its system of learning motivation, value orientations and barriers to adaptation to the socio-cultural environment of the host community. In other words, the foreign student and his problems should be the focus of Russian sociology.

Текст научной работы на тему «ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 316

ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

FOREIGN STUDENTS OF RUSSIAN UNIVERSITIES AS AN OBJECT OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

Гаврилов Павел Сергеевич

аспирант,

Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет pgavrilov@sfedu.ru

Pavel S. Gavrilov

Postgraduate Student,

Institute of Sociology and Regional Studies,

Southern Federal University

pgavrilov@sfedu.ru

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной, но еще мало изученной в социологии проблеме, связанной с иностранными студентами, обучающимися в российских вузах. Целый спектр проблем адаптационного характера, с которыми сталкиваются иностранные студенты в современной России, а также, низкий статус российского образования в современном международном образовательном пространстве, определяет актуальность социологической разработки данного направления. В статье проводится параллель с организацией системы обучения иностранных студентов в СССР и в современной России, что позволило прийти к выводу о необходимости воссоздания централизованной системы управления процессом обучения иностранных граждан в российских вузах. Безусловно, эта система должна учитывать реалии современного времени, в том числе и в отношении самого субъекта - иностранного студента с его системой мотивации обучения, ценностными ориентациями и барьерами адаптации к социокультурной среде принимающего сообщества. Иными словами, иностранный студент и его проблемы должны находиться в фокусе внимания российской социологии.

молодежь, студенчество, иностранные студенты, социальные барьеры, адаптация, социокультурные условия, высшее образование.

This article is devoted to the actual, but still little studied in sociology, problem related to foreign students studying in Russian universities. A whole range of problems of an adaptive nature that foreign students face in modern Russia, as well as the low status of Russian education in the modern international educational space, determines the relevance of the sociological development of this direction. The article draws a parallel with the organization of the system of training of foreign students in the USSR and in modern Russia, which allowed us to come to the conclusion that it is necessary to recreate a centralized system for managing the process of training foreign citizens in Russian universities. Of course, this system should take into account the realities of modern times, including in relation to the subject itself - a foreign student with its system of learning motivation, value orientations and barriers to adaptation to the socio-cultural environment of the host community. In other words, the foreign student and his problems should be the focus of Russian sociology.

Keywords: youth, students, foreign students, social barriers, adaptation, socio-cultural conditions, higher education.

Ключевые слова:

Annotation.

Современное общество динамично развивается под влиянием информационных технологий, и в этом принципиально новом мире молодое поколение выступает авангардом социокультурной динамики. На него возлагаются значительные надежды как на социальную группу, от которой во многом зависит будущее общества, развивающегося в парадигме динамичных социальных трансформаций.

Особая роль в этом процессе отводится студенчеству, которое рассматривается как наиболее продвинутая в интеллектуальном и креативном плане часть молодежи, находящаяся в авангарде социальных перемен и социокультурного обновления социума [1, с. 202]. В данных обстоятельствах совершенно очевиден и оправдан социологический интерес к данному субъекту общественного развития, особенно в условия повышенной значимости высшего образования в современном мире и в российском обществе, в том числе.

Выступая особой социально-демографической группой с характерными показателями численности, половозрастной структуры, территориального распределения, социального статуса и т.д., студенчество отличается также специфичными и общими для данной группы чертами, связанными с общим видом деятельности, интересами, образом жизни, что оформляет ее в определенную социально-профессиональную группу с групповым самосознанием и специфической субкультурой [2; 9]. Характер проблем, с которыми сталкивается студенчество, также имеют общий вектор, производный от самой природы студенческого периода жизни, который определяет временный характер статуса студента, его неопределенность и несамостоятельность в системе социально-профессиональных и трудовых отношений, значительную материальную зависимость от родителей.

Конечно же, многое зависит от общественного порядка с его системой социально-экономических и политических отношений, социальной политики, отношения к молодежи, образованию и т.д. В современных российских условиях студенческий период представляет довольно сложный этап в жизни молодежи, прежде всего по причинам материального характера, поскольку при всей востребованности молодежного труда именно молодежь испытывает наибольшие трудности в процессе трудоустройства [3]. Особенно это относится к молодежи, уже получившей образование и впервые выходящей на рынок труда после получения профессии, и к студенчеству, еще не имеющему полноценного профессионального статуса.

В еще более сложной ситуации находится иностранная студенческая молодежь, проблемы которой носят, с одной стороны, общий для студенческой группы характер, а, с другой, -специфический, обусловленный социокультурными различиями этой студенческой группы. На это обстоятельство указывают российские социологи, отмечающие, что иностранные студенты, проходящие обучение в российских вузах, составляют особую категорию, и эта особенность связана с этническим фактором, поскольку, будучи представителями обществ с иными, существенно отличающимися от российского ментальными, институциональными, антропологическими, языковыми, поведенческими и т.д. характеристиками, студенты-иностранцы испытывают значительные адаптационные трудности [4, с. 117]. Отношение к ним может варьировать от простого любопытства, желания познакомиться с представителями другой культуры, другого народа до неприятия и ксенофобии. Потому, - продолжают свою мысль В.Н. Петров, В.Н. Рака-чев, Я.В. Ракачева и А.В. Ващенко, - в советское время разрабатывались и применялись специальные программы и методики, направленные на более благоприятный, легкий формат адаптации иностранных студентов к совершенно новым для них условиям социокультурной среды [4, с. 118].

Сегодня отсутствуют единые методики адаптации иностранных студентов к социокультурным и климатическим реалиям российского общества, а прежние уже не могут считаться эффективными в изменившихся условиях самого российского общества, а также, иностранного студенчества, прибывающего в Россию для получения высшего образования. Вместе с тем, в процессе соревнования национальных систем образования, которое выступает одним из ключевых элементов глобальной конкуренции, фактор подготовки профессиональных кадров для зарубежных стран играет значительную роль [5, с. 8], а число иностранных студентов, желающих получить высшее образование в России, поступательно растет, хотя и не так стремительно, как в других странах [6], что, в совокупности, определяет высокую актуальность для социологической науки данной проблематики.

Итак, важным показателем престижа и статуса национальной системы образования на международном уровне является доля иностранных студентов среди численности всех обучающихся студентов, но эта доля в современной России не позволяет причислить нашу страну к странам-лидерам в области обучения иностранных граждан. К таковым сейчас относят Англию, Францию, Австралию, Германию, Канаду при всем том, что до распада СССР для граждан многих стран было престижно получить образование в Советском Союзе, так как оно, особенно по инженерно-техническим специальностям, естествознанию, высоко ценилось и считалось одним из лучших в мире, чему соответствовал и сам статус СССР как страны, входившей в группу стран-лидеров в важнейших областях науки и техники [5, с. 14.].

Контингент иностранных студентов в СССР почти на 2/3 состоял из граждан развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, и с этой точки зрения мало, что изменилось в современной реальности, однако, все остальное изменилось значительно и не в лучшую сторону. Если в СССР самым серьезным образом подходили к политике в области обучения иностранных граждан, в результате чего была создана централизованная и эффективно функционировавшая система управления обучением иностранных граждан с акцентированным вниманием к изучению ими русского языка по специально разработанной методике преподавания русского языка как иностранного, то в современной России такой централизованной системы нет, а полученный в России диплом уже не расценивается как гарантия карьерного роста.

В результате, иностранные студенты, приезжающие в Россию для получения высшего образования, сталкиваются с целым рядом трудностей и социальных барьеров, для преодоления которых им приходится прилагать колоссальные усилия, поскольку нет отлаженной и эффективной методики и системы адаптации иностранных граждан к условиям социокультурных реалий и образовательного пространства российского общества.

Приезжая в Россию, иностранный студент должен быть готов к тому, что ему придется многие проблемы решать самому, чтобы в непривычной для него социокультурной среде удалось бесконфликтно вписаться в систему социальных отношений и ценностей. Российское общество вряд ли можно отнести к обществам с высокой толерантной культурой, о чем говорит достаточно высокий уровень ксенофобских настроений и межэтнических противоречий в разных регионах страны. Интегрироваться в такое общество студенту, представляющему иную страну со значительными социокультурными различиями, достаточно непросто.

Безусловно, в этом есть вина и самого принимающего сообщества, которое должно быть внимательным к иностранных студентам, стремиться им помочь, понять их, принять в их культурных особенностях, проявляя толерантность и доброжелательность. Для этого само государство должно ответственно и серьезно подойти к созданию условий для более пластичной адаптации иностранных студентов к реалиям российской жизни, оперируя, хотя бы, советским опытом подобной образовательной политики. И здесь мы вновь поднимаем проблему языковой адаптации иностранных студентов, поскольку незнание языка является серьезным барьером на пути эффективной и быстрой адаптации иностранного студента в принимающее сообщество. Изучение русского языка, помимо того, что занимает много времени, представляет еще и значительные сложности для представителей таких стран, как Китай, Таиланд, Индии, Вьетнам, Индонезия [7], а тенденции последних лет таковы, что из стран восточной цивилизации поступательно увеличивается поток студентов.

Таким образом, языковой барьер, зачастую, становится барьером на пути освоения образовательной программы в вузе, что определяет крайнюю важность выстраивания грамотной политики вуза в области языковой подготовки иностранных студентов, нуждающихся в ней.

Помимо социокультурных барьеров адаптации иностранных студентов к российским условиям жизни, немаловажным барьером выступает и экономический фактор. Известно, что в ряде стран современного мира иностранные студенты имеют право работать и, тем самым, зарабатывать себе на жизнь, проявлять свою субъектность в качестве акторов социально-экономических отношений и погружаться в социальную среду через трудовую деятельность, усваивая ценности и нормы принимающего сообщества, его трудовой этос. В России до недавнего времени этот вопрос решался очень сложно. Можно сказать, что и вовсе не решался, так как иностранных студентов редко брали на работу - сам процесс трудоустройства таких ребят в России чрезвычайно долго и сложно протекал, так как требовалось специальное разрешение, но на его получение уходило много времени (около года, а порой и больше).

Конечно, иностранные студенты в стремлении обойти формальные ограничения пытались найти неформальные пути временного трудоустройства для решения материальных проблем, которые, как показывают опросы иностранных студентов, в частности, в Южном федеральном университете, характерны для значительной части обучающихся [8, с. 126]. Однако удавалось это немногим. Данное ограничение, связанное с работой иностранных студентов в России, уже снято, и наша страна получила определенные конкурентные преимущества в борьбе за иностранного студента среди ряда зарубежных стран [6].

Итак, адаптация иностранных студентов к условиям российской социокультурной реальности, достаточно сложной для молодых людей из различных стран, цивилизационно далеких от России, требует от российского государства и его системы высшего образования поиска новых и эффективных подходов и методик к организации образовательной деятельности и академического пространства в целях привлечения граждан других стран к получению высшего

образования в нашей стране и успешного прохождения образовательных программ. От того, насколько успешно будут иностранные студенты преодолевать различного рода социальные барьеры и интегрировать в академическое сообщество и социокультурное пространство общества, будет зависеть имидж национальной образовательной системы и динамика желающих получить высшее образование в России.

Литература:

1. Ситаров В.А. Ценностные трансформации современной студенческой молодежи / В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 2. С. 202-210.

2. Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа / Р.В. Сергеев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 1. С. 127-133.

3. Мищенко Д.Н. Этапы профессиональной мобильности российской молодежи в эпоху глобальной информатизации: факторы риска / Д.Н. Мищенко // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 2. С. 159-171.

4. Петров В.Н. Особенности адаптации иностранных студентов / В.Н. Петров [и т.д.] // Социологические исследования.2009. № 2. C. 117-121.

5. Арефьев А.Л. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов / А.Л. Арефьев, Ф.Э. Шереги; Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Центр социологических исследований. 228 с.

6. Заграница берет урок. URL : https://rg.ru/2020/02/25/kakie-proekty-pomogut-privlech-v-rossiiu-zarubezhnuiu-molodezh.html

7. Погукаева А.В. Адаптация иностранных студентов в российском вузе / А.В. Погукаева, Л.Н. Коберник, Е.Л. Омельянчук // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=24651

8. Архипов А.Ю. Высшие учебные заведения в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов (на примере Южного федерального университета) / А.Ю. Архипов [и т.д.] // Terra Economicus. 2013. № 1-2. С. 124-128.

9. Тужба Э.Н. Социальная адаптация мигрантов: теоретическая модель анализа / Э.Н. Туж-ба // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 12.

10. Тужба Э.Н. Глобализация культуры: основные измерения и последствия / Э.Н. Тужба // Ученые записки Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы. Научный журнал. 2011. Вып. 1. Т. 15.

Literature:

1. Sitarov V.A. Axiological transformation of modern student's youth / V.A. Sitarov // Knowledge. Understanding. Skill. 2017. № 2. P. 202-210.

2. Sergeev R.V. Youth and students as social groups and the object of sociological analysis / R.V. Sergeev // Bulletin of the Adygeya State University. Series 1: Regional Studies: Philosophy, History, sociology, Law, Political science, cultural studies. 2010. № 1. Р. 127-133.

3. Mishchenko D.N. Stages of professional mobility of Russian youth in the era of global informatization: risk factors / D.N. Mishchenko // Humanitarians of the South of Russia. 2020. Vol. 9. № 2. P.159-171.

4. Petrov V.N. Features of adaptation of foreign students / Petrov V.N. [et. al.] // sociological research. 2009. № 2. P. 117-121.

5. Arefyev A.L. Foreign students in Russian universities. Section One: Russia in the international education market. Section two: Formation of the contingent of foreign students for Russian universities / A.L. Arefyev, F.E. Sheregi; Ministry of Education and Science of the Russian Federation. M. : Center for Sociological Research. 228 p.

6. Abroad takes a lesson. URL : https://rg.ru/2020/02/25/kakie-proekty-pomogut-privlech-v-rossiiu-zarubezhnuiu-molodezh.html

7. Pogukaeva A.V. Adaptation of foreign students in the Russian university / A.V. Pogukaeva, L.N. Kobernik, E.L. Omelyanchuk // Modern problems of science and education. 2016. № 3. URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=24651

8. Arkhipov A.Yu. Higher educational institutions in attracting, training and adapting foreign students (on the example of the Southern Federal University) / A.Yu. Arkhipov [et. al.] // Terra Eco-nomicus. 2013. № 1-2. Р. 124-128.

9. Tuzhba E.N. Social Adaptation of Migrants: A Theoretical Model of Analysis / E.N. Tuzhba // Humanitarian, Social, Economic and Social Sciences. 2019. № 12.

10. Tezhba E.N. Globalization of Culture: Basic Dimensions and Consequences / E.N. Tezhba // Scientists Notes of the St. Petersburg Institute of Psychology and Social Work. Scientific Journal. 2011. Rel. 1. Vol. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.