Научная статья на тему 'ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИКАХ'

ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИКАХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ВУЗЫ / СТУДЕНТЫ-МИГРАНТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИЭТНИЧНЫЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаврилов Павел Сергеевич

Цель исследования: рассмотреть особенности дисциплинарных практик в области изучения иностранных студентов, проходящих обучение в России, в контексте их адаптации и интеграции к полиэтничным условиям принимающего регионального сообщества и вузовской среды. Методологическая база исследования строится на принципах и положениях междисциплинарного подхода, предполагающего возможность и перспективы синтеза накопленного научного знания в той или иной научной отрасли с целью формирования комплексного подхода в изучении актуальной научной проблемы, в данном случае связанной с социокультурной адаптацией студентов-мигрантов. Результаты исследования позволили обосновать точку зрения о наибольшем методологическом потенциале в изучении адаптации иностранных студентов в полиэтничном пространстве российских регионов и вузов мультидисциплинарного подхода, который, находясь на стыке дисциплинарных практик, позволяет в оптимальном режиме интегрировать накопленное знание в данном предметном поле, сформировавшемся в различных областях и сферах социально-гуманитарной науки. Перспективы исследования определяются отсутствием самостоятельных социологических исследований, выполненных в предметном поле, актуализирующем фактор полиэтничности в адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Наличие отдельных сюжетных линий, включенных в общий адаптационный контекст проблематики, связанной с иностранным студенчеством в России, не снимает с научной повестки вопроса о проведении самостоятельных социологических исследований, направленных на изучение барьеров адаптации и интеграции обучающихся в вузах полиэтничных регионов России иностранных граждан. Данная позиция обосновывается эмпирически подтверждаемыми фактами влияния этнической/расовой принадлежности иностранных студентов на сложности адаптации в полиэтничной среде российских вузов и интеграции в местное региональное сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гаврилов Павел Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN STUDENTS IN POLYETHNIC SPACE OF RUSSIAN UNIVERSITIES: PROBLEMS OF ADAPTATION AND INTEGRATION IN RESEARCH PRACTICES

Objective of the study is to consider the features of disciplinary practices in the field of studying foreign students in Russia in the context of their adaptation and integration to the multi-ethnic conditions of the host regional community and the university environment. The methodological basis of the research is based on the principles and provisions of an interdisciplinary approach, which assumes the possibility and prospects for the synthesis of accumulated scientific knowledge in a particular scientific field in order to form an integrated approach to the study of an urgent scientific problem, in this case related to the socio-cultural adaptation of migrant students. Research results allowed us to substantiate the point of view about the greatest methodological potential in studying the adaptation of foreign students in the multi-ethnic space of Russian regions and universities of a multidisciplinary approach, which, being at the junction of disciplinary practices, allows us to optimally integrate the accumulated knowledge in this subject field, formed in various fields and spheres of social and humanitarian science. Prospects of the study are determined by the lack of independent sociological research carried out in the subject field, which actualizes the factor of polyethnicity in the adaptation of foreign students studying at Russian universities. The presence of separate storylines included in the general adaptation context of the problems related to foreign students in Russia does not remove from the scientific agenda the issue of conducting independent sociological research aimed at studying the barriers to adaptation and integration of foreign citizens studying at universities in multi-ethnic regions of Russia. This position is justified by the empirically confirmed facts of the influence of the ethnic/racial affiliation of foreign students on the difficulties of adaptation in the multi-ethnic environment of Russian universities and integration into the local regional community.

Текст научной работы на тему «ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИКАХ»

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 316.4

DOI 10.18522/2227-8656.2021.4.10

ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИКАХ

© 2021 г.

П. С. Гаврилов *

* Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

Цель исследования: рассмотреть особенности дисциплинарных практик в области изучения иностранных студентов, проходящих обучение в России, в контексте их адаптации и интеграции к полиэтничным условиям принимающего регионального сообщества и вузовской среды.

Методологическая база исследования строится на принципах и положениях междисциплинарного подхода, предполагающего возможность и перспективы синтеза накопленного научного знания в той или иной научной отрасли с целью формирования комплексного подхода в изучении актуальной научной проблемы, в данном случае связанной с социокультурной адаптацией студентов-мигрантов.

Результаты исследования позволили обосновать точку зрения о наибольшем методологическом потенциале в изучении адаптации иностранных студентов в полиэтнич-ном пространстве российских регионов и

Тип статьи в журнале - научная

FOREIGN STUDENTS IN POLYETHNIC SPACE OF RUSSIAN UNIVERSITIES: PROBLEMS OF ADAPTATION AND INTEGRATION IN RESEARCH PRACTICES

© 2021 P. S. Gavrilov *

* Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Objective of the study is to consider the features of disciplinary practices in the field of studying foreign students in Russia in the context of their adaptation and integration to the multi-ethnic conditions of the host regional community and the university environment.

The methodological basis of the research is based on the principles and provisions of an interdisciplinary approach, which assumes the possibility and prospects for the synthesis of accumulated scientific knowledge in a particular scientific field in order to form an integrated approach to the study of an urgent scientific problem, in this case related to the socio-cultural adaptation of migrant students.

Research results allowed us to substantiate the point of view about the greatest methodological potential in studying the adaptation of foreign students in the multi-ethnic space of Russian regions and universities of a multidisciplinary approach,

вузов мультидисциплинарного подхода, который, находясь на стыке дисциплинарных практик, позволяет в оптимальном режиме интегрировать накопленное знание в данном предметном поле, сформировавшемся в различных областях и сферах социально-гуманитарной науки.

Перспективы исследования определяются отсутствием самостоятельных социологических исследований, выполненных в предметном поле, актуализирующем фактор по-лиэтничности в адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Наличие отдельных сюжетных линий, включенных в общий адаптационный контекст проблематики, связанной с иностранным студенчеством в России, не снимает с научной повестки вопроса о проведении самостоятельных социологических исследований, направленных на изучение барьеров адаптации и интеграции обучающихся в вузах полиэтничных регионов России иностранных граждан. Данная позиция обосновывается эмпирически подтверждаемыми фактами влияния этнической/расовой принадлежности иностранных студентов на сложности адаптации в полиэтничной среде российских вузов и интеграции в местное региональное сообщество.

Ключевые слова: иностранные студенты; вузы; студенты-мигранты; социокультурная адаптация; интеграция; социальные барьеры; высшее образование; полиэтничный регион.

which, being at the junction of disciplinary practices, allows us to optimally integrate the accumulated knowledge in this subject field, formed in various fields and spheres of social and humanitarian science.

Prospects of the study are determined by the lack of independent sociological research carried out in the subject field, which actualizes the factor of polyethnicity in the adaptation of foreign students studying at Russian universities. The presence of separate storylines included in the general adaptation context of the problems related to foreign students in Russia does not remove from the scientific agenda the issue of conducting independent sociological research aimed at studying the barriers to adaptation and integration of foreign citizens studying at universities in multi-ethnic regions of Russia. This position is justified by the empirically confirmed facts of the influence of the ethnic/racial affiliation of foreign students on the difficulties of adaptation in the multi-ethnic environment of Russian universities and integration into the local regional community.

Keywords: foreign students; universities; migrant students; sociocultural adaptation; integration; social barriers; higher education; polyethnic region.

Введение

Актуальная, но еще недостаточно изученная в российской социологии проблема адаптации иностранных студентов в пространстве российских вузов к условиям образовательной среды и интеграции представляет интерес в самых различных аспектах. Эти аспекты связаны с выбором образовательного учреждения, направления подготовки иностранными студентами, мотивами обучения в России (Вершинина, 2016), а также с проблемами, с которыми сталкиваются в ходе обучения в вузах России студенты-иностранцы, с барьерами для интеграции в систему социальных связей и отношений (Федотова, 2018). Особое место в

дискурсе указанной проблематики занимает проблема адаптации студентов зарубежных стран в полиэтничном пространстве образовательной среды российских вузов. Вся Россия представляет собой полиэтнич-ный ландшафт взаимодействия и жизнедеятельности многочисленных народов, населяющих страну, но более выраженный характер адаптационной проблематики носят многосоставные по этническому признаку регионы РФ, а потому целесообразно с теоретической и практической точки зрения подходить к изучению иностранных студентов, решивших получить образование в России, в контексте региональной специфики, во многом определяемой этнокультурным составом региона.

Для регионов с полиэтничным составом населения прием иностранных студентов предполагает необходимость более пристального внимания к вопросам адаптации и интеграции иностранных студентов, поскольку на социокультурные особенности российского общества накладываются уникальные этнокультурные характеристики представителей региональных сообществ. Эта конфигурация факторов, производных от полиэтничного характера региона и формируемой в его пространстве образовательной среды, порождает целый спектр проблем адаптационного характера, которые определяют актуальность социологической разработки данного предметного поля.

Дисциплинарные практики в области изучения адаптации и интеграции иностранных студентов в России в контексте влияния фактора полиэтничности: общее и особенное

Обзор исследовательской литературы по данной проблематике показывает, что спектр работ в этом направлении весьма ограниченный и к тому же имеющий дисциплинарный формат. Внимание ученых, сосредоточенное на адаптационных проблемах иностранных студентов в России, привлекли сюжеты, связанные с социально-экономическими трудностями адаптации этой группы студентов, различиями в формах реализации образовательного процесса и традициях взаимодействия основных субъектов образования, особенностями адаптации студентов из различных стран в координатах мотивации обучения, в том числе по сравнению с российским студенчеством.

Среди работ, раскрывающих полиэтничные аспекты адаптации иностранных студентов в российских вузах, следует выделить труды психологического, педагогического, экономического и собственно социологического направления.

В психологическом контексте значимые разработки принадлежат таким исследователям, как И. В. Абакумова, Л. Ц. Кагермазова, З. Ш. Генер-дукаева (Абакумова, 2016; Кагермазова, 2014). Учеными предлагается в ка-

честве актуальной и востребованной программа межкультурной социально-психологической адаптации студентов-мигрантов, внедрение которой оптимизирует адаптационный процесс для этой категории студентов российских вузов с учетом социальных и психологических особенностей, присущих им. Исследователи справедливо полагают, что психологическая поддержка в процессе педагогической деятельности необходима для более эффективного межэтнического и культурного взаимодействия в образовательной среде вуза, включающей иностранных студентов. Это позволит подготовить почву для межкультурного диалога, в котором представитель каждой этнокультурной группы сможет выстроить логику взаимодействия в алгоритме знакомства с культурой принимающей образовательной среды и сохранения своей культурной идентичности. Базовым теоретическим основанием такой психолого-педагогической поддержки, с точки зрения ученых, выступает личностно ориентированная парадигма, направленная на понимание и учет индивидуальных характеристик студентов, прибывших на обучение в российские вузы из других стран. Психологические разработки М. И. Ивановой, Е. Д. Максимчук (Иванова, 2001; Максимчук, 2015) также содержат значимые ориентиры для адаптации иностранных студентов в пространстве высшей школы РФ в контексте актуализации фактора поликультурности принимающего регионального сообщества.

Экономисты, более озадаченные вопросами, связанными с экономическими эффектами образовательного экспорта, расширения возможностей и перспектив привлечения иностранного студенчества в региональные вузы, что предполагает разработку и внедрение соответствующей региональной стратегии интернационализации высшей школы, создание благоприятной мультикультурной среды для адаптации иностранцев-студентов в регионе и т. д. (Вашурина, 2017). Значимыми для экономистов являются также социально-экономические проблемы адаптации иностранных студентов в России (Маркина, 2018), и тем не менее не обходятся стороной и вопросы, актуализирующие значимость полиэтничной среды, таящей в себе определенные риски дезадаптации молодых иностранцев, прибывших получить образование в Россию. Так, коллектив ученых Южного федерального университета в ходе опроса иностранных студентов указанного вуза выявил, что около 30 % респондентов сталкивались с проблемами этнического характера, с негативным отношением на почве этнической/расовой принадлежности (Архипов, 2013).

С позиций педагогической науки ученые поднимают вопрос формирования этнокультурных ценностей у студентов-иностранцев, включенных в полиэтничную среду вуза и конкретного региона (Иванова, 2016). Важнейшим индикатором адаптированности иностранных студентов ученые по

праву называют социокультурную адаптацию, выражением которой выступают адекватное восприятие инокультурной среды и ее представителей, способность и готовность к общению с носителями иной культуры, обучению в одном пространстве с ними с ощущением психологического комфорта. Механизмом социокультурной адаптации, с точки зрения педагогов, является этническое воспитание, реализуемое на протяжении учебно-образовательного процесса в формате освоения субъектом той или иной этнической группы этносоциальных ценностей, норм и ролей, содержащихся в этнокультурных ценностях.

Ю. В. Морозова, акцентирующая внимание на социокультурной адаптации студентов-иностранцев в российских вузах, так же как и многие другие ученые, указывает на такой важнейший аспект, как межкультурное взаимодействие студенческого сообщества высшего учебного заведения, от которого зависит, по сути, эффективность адаптации в новой для иностранного студенчества социокультурной среде вуза, особенно если она многонациональная. Способствовать этому, по ее мнению, будут мероприятия адаптивной направленности, реализуемые в формате как учебной, так и внеучебной деятельности усилиями всех акторов образовательного учреждения (преподаватели, студенты, администрация вуза) (Морозова, 2018).

Некоторые исследователи акцент в вопросах адаптации иностранных студентов, особенно в контексте преодоления инокультурных барьеров, делают на специальной подготовке преподавательского состава вуза (Алда-кимова, 2019). И это выглядит вполне оправданным, если учитывать, что многочисленные социологические опросы иностранных студентов в России показывают зависимость успешности прохождения стадий адаптационного процесса студентов-мигрантов в ходе интеграции в образовательную и социокультурную среду вуза от характера взаимодействия с преподавателями, от их отношения к иностранной студенческой аудитории, уровня толерантности и стремления помочь адаптироваться в новых для таких студентов условиях этнокультурной среды (Береговая, 2019).

Иными словами, многое зависит от уровня профессиональной компактности преподавательского состава, его языковой и коммуникативной грамотности, культуры межэтнического общения (Бенсон, 2017). В этой связи социологи основной упор в изучении механизма адаптации иностранных студентов в вузовской среде РФ делают на учебном процессе, роли преподавателя, его методической культуре и умении моделировать учебный процесс в зависимости от региональной специфики иностранного студенчества в конкретной студенческой аудитории (Каменева, 2018).

В целом, надо заметить, что в социологии накопился достаточно большой массив исследований в области адаптации иностранных студентов

к образовательному пространству вузов РФ. Перечислить их всех не представляется возможным, но для нас важно то, что во многих из них фигурируют проблемы адаптации этой студенческой группы к полиэтничным условиям принимающего регионального сообщества и вуза с акцентом на специфике восприятия студентов-мигрантов и отношения к ним полиэт-ничного населения региона (Ишкинеева, 2017; Дрожжина, 2013). При этом ученые обозначают влияние регионального фактора, поясняя, что не только различия в целевых установках исследования и методологических ориента-ций играют роль, но и региональный фактор, детерминирующий условия адаптации иностранных студентов в тех или иных регионах России в соответствии с их этнической структурой, особенностями межэтнической коммуникации, культурой толерантности, сказывающейся на специфике вузовской среды (Беккер, 2015).

Известно, что наиболее мозаичным составом населения и, соответственно, вузовской среды характеризуется Юг России, особенно Северный Кавказ. Так, анализируя особенности принимающего сообщества на Северном Кавказе, исследователи выявили причину адаптационных сложностей иностранных студентов - это полиэтничность населения и, соответственно, образовательных центров данного макрорегиона, влияющая на восприятие иностранных студентов местными жителями, особенности межэтнического взаимодействия с представителями самых разных этнических групп, имеющих свои ментальные характеристики, ценностные ориентации и установки. Их многообразие в совокупности с языковым барьером как ключевым, характерным и для других регионов России в контексте адаптации студентов-мигрантов, формирует преграды на пути успешной интеграции в местное социокультурное пространство и эффективного обучения в вузах региона (Белозеров, 2017).

Вместе с тем аспекты, связанные с фактором полиэтничности принимающего иностранных студентов регионального и вузовского сообщества, представлены в социологических исследованиях в качестве отдельных сюжетных линий. Самостоятельных же научных исследований социологического характера в указанном тематическом ракурсе не проводилось.

Вывод

В заключение следует отметить, что разделение на дисциплинарные практики в изучении адаптационных проблем иностранных студентов в условиях вузовской среды полиэтничного региона является достаточно условным. Да, оно, безусловно важно и четко просматривается в плане выделения специфики предметного поля и методологического инструментария в изучении данного спектра проблем, но во всех исследованиях, во-

первых, поднимается и анализируется ключевая тема - социокультурная адаптация студентов-иностранцев, даже если речь идет об отдельных аспектах и механизмах адаптации (к процессу обучения, студенческой группе, экономическим и организационным условиям обучения и проживания в регионе и т. д.), а во-вторых, само понятие социокультурной адаптации как ключевое в изучении иностранных студентов и их интеграции в новый социум, новую социокультурную среду априори предполагает формирование кросс-дисциплинарного методологического пространства исследования, так как социокультурная адаптация - это многоплановый и многогранный процесс, охватывающий комплекс факторов и условий, детерминирующих приспособление индивида, группы к социальным и культурным условиям

с с _

окружающей среды. В этой связи изучение данного процесса, в том числе применительно к иностранному студенчеству, неминуемо отсылает исследователя того или иного научного профиля к методологии и данным смежных научных дисциплин. Так, психологические исследования не могут не учитывать факторы социальной и институциональной среды при изучении социально-психологических проблем и барьеров для адаптации иностранных студентов к новому социальному окружению, данные эмпирических замеров и саму методику социологических опросов, а социологи, в свою очередь, не могут обойти стороной вопрос о социально-психологических барьерах в адаптационном процессе, описывая трудности адаптации иностранных студентов к этнокультурной социальной среде. Тот же тезис можно отнести и к педагогическим исследованиям, в центре внимания которых находится образовательный процесс, методика и алгоритм его выстраивания, роль педагога в организации образовательного пространства как пространства успешной интеграции иностранных студентов в социокультурную среду вуза. Тем не менее и педагогические разработки используют потенциал социологических, психологических, социально-психологических исследований, особенно если речь идет о попытке создания комплексных моделей и методик адаптации, предлагаемых учеными ввиду того, что в «современной педагогике высшей школы нет целостной научной концепции адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах» (Пугачев, 2018).

Очевидно, что наибольшим методологическим потенциалом в изучении адаптации иностранных студентов в полиэтничном пространстве российских регионов и вузов обладает мультидисциплинарный подход, который, находясь на стыке дисциплинарных практик, позволяет в оптимальном режиме интегрировать накопленное знание в данном предметном поле, сформировавшееся в различных областях и сферах социально-гуманитарной науки.

Литература

Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц., Ге-нердукаева З. Ш. Межкультурная социально-психологическая адаптация студентов в полиэтническом образовательном пространстве вуза // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 3. С. 53-72.

Алдакимова О. В. О моделировании методической системы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 70-72.

Архипов А. Ю., Рогова Т. М., Савченко-ва И. Н., Фурса Е. В. Высшие учебные заведения в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов (на примере Южного федерального университета) // TERRA ECO-NOMICUS. 2013. Т. 11, № 1, ч. 2. С. 124-128.

Беккер И. Л., Иванчин С. А. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2015. № 4 (36). С. 247-257.

Белозеров В. С., Щитова Н. А., Чихи-чин В. В., Соловьев И. А. Иностранные студенты на Северном Кавказе: региональные различия и проблемы адаптации (на примере Северо-Кавказского федерального университета) // Наука. Инновации. Технологии. 2017. № 4. С.79-92.

Бенсон Г. Ф. Компетенции современного преподавателя высшей школы в контексте интернационализации образования // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2017. № 12 (189). С. 85-91.

Береговая О. А., Лопатина С. С., Отур-гашева Н. В. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 108-118. DOI: 10.32744/ pse.2019.2.9.

Вашурина Е. В., Евдокимова Я. Ш. Развитие системы привлечения иностранных студентов: региональная модель // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 1. С. 41-51.

Вершинина И. А., Курбанов А. Р., Па-нич Н. А. Иностранные студенты в России: особенности мотивации и адаптации // Уни-

References

Abakumova, I. V., Kagermazova, L. Ts., Generdukaeva, Z. Sh. (2016). Intercultural socio-psychological adaptation of students in the multiethnic educational space of the university. Ros-siyskiy psikhologicheskiy zhurnal, 13, 3, 53-72. (in Russian).

Aldakimova, O. V. (2019). On modeling the methodological system of training university teachers for the socio-cultural adaptation of foreign students. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 5 (78), 70-72. (in Russian).

Arkhipov, A. Yu., Rogova, T. M., Savchen-kova, I. N., Fursa, E. V. (2013). Higher educational institutions in attracting, teaching and adapting foreign students (on the example of the Southern Federal University). TERRA ECONOMICUS, 11, 1, 2, 124-128. (in Russian).

Becker, I. L., Ivanchin, S. A. (2015). Problems of adaptation of foreign students to the educational process of a Russian university (on the example of the Penza State University). Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region, 4 (36), 247-257. (in Russian).

Belozerov, V. S., Shchitova, N. A., Chikhichin, V. V., Soloviev, I. A. (2017). Foreign students in the North Caucasus: regional differences and adaptation problems (on the example of the North Caucasus Federal University). Nauka. Innovatsii. Tekhnologii, 4, 79-92. (in Russian).

Benson, G. F. (2017). Competences of a modern teacher of higher education in the context of the internationalization of education. Vestnik TGPU (TSPUBulletin), 12 (189), 85-91. (in Russian).

Beregovaya, O. A., Lopatina, S. S., Otur-gasheva, N. V. (2019). Barriers to sociocultural adaptation of foreign students in Russian universities. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2 (38), 108118. DOI: 10.32744 / pse.2019.2.9. (in Russian).

Vashurina, E. V., Evdokimova, Ya. Sh. (2017). Development of the system of attracting foreign students: a regional model. Universitetsko-ye upravleniye: praktika i analiz, 21, 1, 41-51. (in Russian).

Vershinina, I. A., Kurbanov, A. R., Panich, N. A. (2016). Foreign students in Russia: features of motivation and adaptation. Universitetskoye up-

верситетское управление: практика и анализ. 2016. № 106 (6). С. 94-102.

Дрожжина Д. С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Эмпирические исследования. Ш^еге^. 2013. Т. 1, № 3. С. 33-47.

Иванова Г. П., Ширкова Н. Н. Формирование этнокультурных ценностей у иностранных студентов в контексте социокультурной адаптации // Акмеология. 2016. № 2 (58). С. 147-151.

Иванова М.И. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2001. 353 с.

Ишкинеева Ф. Ф., Озерова К. А., Кавее-ва А. Д., Ахметова С. А., Фурсова В. В. Интернациональный характер современного образования: адаптация иностранных студентов в российском вузе // Вестник Института социологии. 2017. № 20. С. 35-54. Б01: https://doi.Org/10.19181/vis.2017.20.1.444.

Кагермазова Л. Ц. Формирование готовности к межкультурной коммуникации у студентов-мигрантов в поликультурной среде вуза // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. 2014. Т. IV, № 2. С. 101-103.

Каменева Т. Н., Кунилова К. Д. Учебный процесс как механизм адаптации иностранных студентов к условиям российского общества // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 2 (83). С. 59-63. Б01: 10.22394/1818-40492018-83-2-59-63.

Максимчук Е. Д. Социально-психологическое сопровождение межкультурной адаптации иностранных студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 11 (164). С. 87-92.

Маркина Д. М. Социально-экономические факторы, оказывающие влияние на мотивацию обучения в России иностранных студентов на примере РАНХиГС // Социально-экономические явления и процессы. 2018. № 2. С. 58-63.

Морозова Ю. В. К вопросу об адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе: региональные аспекты // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 1(22). С. 129-132.

Пугачев И. А., Будильцева М. Б., Варла-

ravleniye: praktika i analiz, 106 (6), 94-102. (in Russian).

Drozhzhina, D. S. (2013). Study of adaptation of foreign students: discussion of methodology. Empiricheskiye issledovaniya. Universitas, 1, 3, 33-47. (in Russian).

Ivanova, G. P., Shirkova, N. N. (2016). Formation of ethnocultural values among foreign students in the context of socio-cultural adaptation. Akmeologiya, 2 (58), 147-151. (in Russian).

Ivanova, M. I. (2001). Socio-psychological adaptation of foreign students to the higher school of Russia. (Doctoral Dissertation, Saint Petersburg). (in Russian).

Ishkineeva, F. F., Ozerova, K. A., Kaveeva, A. D., Akhmetova, S. A., Fursova, V. V. (2017). International character of modern education: adaptation of foreign students in a Russian university. Vestnik Instituta sotsiologii, 20, 35-54. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.20.L444. (in Russian).

Kagermazova, L. Ts. (2014). Formation of readiness for intercultural communication among migrant students in the multicultural environment of the university. Izvestiya Kabardino-Balkarskogo gosudarstvennogo universiteta, IV, 2, 101-103. (in Russian).

Kameneva, T. N., Kunilova, K. D. (2018). The educational process as a mechanism for adaptation of foreign students to the conditions of Russian society. Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii, 2 (83), 59-63. DOI: 10.22394/1818-4049-2018-832-59-63. (in Russian).

Maksimchuk, E. D. (2015). Socio-psychological support of intercultural adaptation of foreign students. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 11 (164), 8792. (in Russian).

Markina, D. M. (2018). Socio-economic factors influencing the motivation of foreign students to study in Russia on the example of RANEPA. Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy, 2, 58-63. (in Russian).

Morozova, Yu. V. (2018). On the issue of adaptation of foreign students in a multinational university: regional aspects. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya, 7, 1 (22), 129-132. (in Russian).

Pugachev, I. A., Budiltseva, M. B., Var-

мова И. Ю. Адаптация иностранных учащихся к условиям обучения в российском вузе: комплексный подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Вопросы образования: языки и специальность. 2018. Т. 15, № 2. С. 225-235.

Федотова Н. Л., Миллер Л. В. Особенности адаптации иностранных студентов к русской лингвокультурной и образовательной среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2018. Т. 16, № 2. С. 191-206. Б01: 10.22363/2313-22642018-16-2-191-206.

Для цитирования: Гаврилов П. С. Иностранные студенты в полиэтничном пространстве российских вузов: проблемы адаптации и интеграции в научно-исследовательских практиках // Гуманитарий Юга России. 2021.4 (50). С. 140-149.

DOI 10.18522/2227-8656.2021.4.10

Сведения об авторах Гаврилов Павел Сергеевич

Аспирант,

Южный федеральный университет

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/47, e-mail: pgavrilov@sfedu.ru

lamova, I. Yu. (2018). Adaptation of foreign students to learning conditions in a Russian university: an integrated approach. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Voprosy obra-zovaniya: yazyki i spetsial'nost', 15, 2, 225-235. (in Russian).

Fedotova, N. L., Miller, L. V. (2018). Features of adaptation of foreign students to the Russian linguocultural and educational environment. Vestnik Rossiyskogo universiteta dru-zhby narodov Seriya: Russkiy i inostrannyye yazyki i metodika ikh prepodavaniya, 16, 2, 191-206. DOI: 10.22363 / 2313-2264-2018-162-191-206. (in Russian).

История статьи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию - 30.04.2021 г.

Получена в доработанном виде -05.07.2021 г.

Одобрена - 09.08.2021 г.

Information about authors

Pavel Sergeevich Gavrilov

Postgraduate Student, Southern Federal University

105/47 Bolshaya Sadovaya St., 344006, Rostov-on-Don, e-mail: pgavrilov@sfedu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.