Научная статья на тему 'СТУДЕНТЫ-ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ'

СТУДЕНТЫ-ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / АДАПТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / FOREIGN STUDENTS / ADAPTATION / INTEGRATION / SOCIOCULTURAL CONDITIONS / POLYETHNICITY / HIGHER EDUCATION / INTERDISCIPLINARY RESEARCH / RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаврилов Павел Сергеевич

В статье освещаются разнообразные подходы и сюжеты исследования иностранного студенчества, проходящего обучение в российской высшей школе, с позиций накопленного теоретического и прикладного опыта в дисциплинарных практиках социально-гуманитарных наук. Рассмотренные по отдельности дисциплинарные практики в совокупности ключевых направлений и проблем исследования данной тематики позволили выявить общий пласт проблемных зон и актуальных вопросов, среди которых наиболее акцентированно представлены проблемы адаптации иностранных студентов к социальным и культурным реалиям российской образовательной полиэтничной среды, к региональным условиям и факторам функционирования системы образования и сферы межэтнических отношений. Показано, что предложенные учеными методики и методологические модели изучения данной проблематики отличаются многообразием и нуждаются в переосмыслении с точки зрения изменившихся образовательных и социокультурных реалий, а также контингента самого иностранного студенчества. Обоснована потребность в разработке адекватного социальным и культурным реалиям российского общества и его системы образования социологического инструментария изучения проблемы интеграции иностранных студентов в образовательное и этносоциальное пространство России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гаврилов Павел Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN STUDENTS IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF MODERN REALITIES OF HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT: INTERDISCIPLINARY RESEARCH EXPERIENCE

The article highlights various approaches and plots of the research of foreign students studying in Russian higher school, from the stand-point of the accumulated theoretical and applied experience in the disciplinary practices of social humanitarian sciences. Considered separately, disciplinary practices in the aggregate of key areas and research problems of this topic made it possible to identify a common layer of problem areas and topical issues, among which the problems of adaptation of foreign students to the social and cultural realities of the Russian educational polyethnic environment, to regional conditions and factors of the functioning of the system of education and the sphere of interethnic relations are most emphasized. It is shown that the methods and methodological models proposed by scientists for studying this problem are diverse and need to be rethought from the point of view of the changed educational and sociocultural realities, as well as the contingent of the foreign students themselves. The need to develop a sociological toolkit for studying the problem of integrating foreign students into the educational and ethnosocial space of Russia is substantiated.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНТЫ-ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 316.4

DOI 10.18522/2227-8656.2021.1.5

СТУДЕНТЫ-ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ

FOREIGN STUDENTS IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF MODERN REALITIES OF HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT: INTERDISCIPLINARY RESEARCH EXPERIENCE

Гаврилов Павел Сергеевич

Аспирант,

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: pgavrilov@sfedu.ru

В статье освещаются разнообразные подходы и сюжеты исследования иностранного студенчества, проходящего обучение в российской высшей школе, с позиций накопленного теоретического и прикладного опыта в дисциплинарных практиках социально-гуманитарных наук. Рассмотренные по отдельности дисциплинарные практики в совокупности ключевых направлений и проблем исследования данной тематики позволили выявить общий пласт проблемных зон и актуальных вопросов, среди которых наиболее акцентированно представлены проблемы адаптации иностранных студентов к социальным и культурным реалиям российской образовательной полиэтничной среды, к региональным условиям и факторам функционирования системы образования и сферы межэтнических отношений.

Pavel S. Gavrilov

Postgraduate Student, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: pgavrilov@sfedu.ru

The article highlights various approaches and plots of the research of foreign students studying in Russian higher school, from the standpoint of the accumulated theoretical and applied experience in the disciplinary practices of social humanitarian sciences. Considered separately, disciplinary practices in the aggregate of key areas and research problems of this topic made it possible to identify a common layer of problem areas and topical issues, among which the problems of adaptation of foreign students to the social and cultural realities of the Russian educational polyethnic environment, to regional conditions and factors of the functioning of the system of education and the sphere of interethnic relations are most emphasized. It is shown that the methods and methodological models proposed by scientists for studying this problem are diverse and need to be rethought

Показано, что предложенные учеными ме- from the point of view of the changed educa-тодики и методологические модели изуче- tional and sociocultural realities, as well as the ния данной проблематики отличаются мно- contingent of the foreign students themselves. гообразием и нуждаются в переосмыслении The need to develop a sociological toolkit for с точки зрения изменившихся образова- studying the problem of integrating foreign тельных и социокультурных реалий, а также students into the educational and ethnosocial контингента самого иностранного студенче- space of Russia is substantiated. ства. Обоснована потребность в разработке адекватного социальным и культурным реалиям российского общества и его системы образования социологического инструментария изучения проблемы интеграции иностранных студентов в образовательное и этносоциальное пространство России.

Ключевые слова: иностранные студенты; Keywords: foreign students; adaptation; inte-адаптация; интеграция; социокультурные gration; sociocultural conditions; polyethnicity; условия; полиэтничность; высшее образова- higher education; interdisciplinary research; ние; междисциплинарные исследования; Russian society. российское общество.

Введение

Интернационализация высшего образования - ведущий тренд в развитии системы образования передовых национальных образовательных систем, и Российское государство стремится находиться в этом тренде, чтобы занять достойное место в мировом рейтинге образова-

W ТЛ W _

тельных структур и отношений. В этой связи перед учеными самых разных научных направлений встает масса вопросов.

Во-первых, это вопросы, связанные с конкурентоспособностью высшей школы РФ, ее привлекательностью для иностранного контингента учащихся, проблемами, условиями и факторами повышения эффективности российских вузов на пути интернационализации и привлечения иностранного контингента учащихся, который во многом и определяет статус и престиж того или иного образовательного учреждения, а также системы образования государства в целом. Можно смело оперировать весьма точно отражающими ситуацию мнениями российских ученых, отмечающих целый ряд проблем, значительно снижающих привлекательность российского образования для граждан других стран и выступающих серьезным барьером на пути интеграции России в систему международного образовательного сотрудничества: «несовершенный механизм обеспечения учебной миграции, визовые ограничения для граждан из ряда стран; ограничения в трудоустройстве во время учебы; преобладание в учебном процессе программ на русском языке; проблемы межэтнического характера» (Галямова, 2017. С. 23). Конечно, посте-

пенно идет процесс по созданию более благоприятных условий для привлечения иностранных студентов в Россию (с этой целью в 2021 г. Рос-сотрудничество начинает реализацию проекта «Образование иностранцев в РФ») (Заграница берет урок, 2020), что позволит не только увеличить количество заявок со стороны иностранных граждан на обучение в России, но и сформировать в глазах иностранного студенчества положительный образ российского высшего образования.

Во-вторых, это вопросы, связанные с особенностями, проблемами, факторами, барьерами и механизмами адаптации иностранных студентов в российских вузах, их социокультурными, социально-психологическими, социально-демографическими и ценностными характеристиками и специфическими чертами.

Указанные два блока вопросов подразделяются на более узкие направления и аспекты исследования, в рамках которых ученые раскрывают как теоретические, так и прикладные сюжеты данной проблематики. Их комплексное освещение с выделением дисциплинарных практик составляет цель данной работы.

Иностранные студенты российских вузов в фокусе междисциплинарного исследовательского пространства: вопросы теории и практики

Достаточно большое количество научных исследований в области изучения иностранных студентов в совокупности множества сопровождающих их обучение в российских вузах проблем на современном этапе не позволяет дать их исчерпывающий перечень с глубоким анализом в рамках данной работы, а потому целесообразно выделить направления дисциплинарных практик с аналитическим сопровождением сложившегося в их пространстве дискурса.

С нашей точки зрения, наиболее выраженным междисциплинарным характером обладает социологическое направление в изучении иностранных студентов в российских вузах, поскольку оно зачастую включает в себя множество аспектов социально-психологического, исторического, этнокультурного, социально-политического и экономического плана в стремлении охватить все многообразие социальных факторов, детерминирующих жизнедеятельность этой социальной группы в ее различных проявлениях. В этой связи социологическим направлением логично завершить анализ дисциплинарных практик в области изучения студентов-иностранцев российских вузов, а начать данный анализ следует с исторического направления, в рамках которого проводится ретроспективная линия исследования, позволяющая проследить становление

практики привлечения и обучения иностранных студентов в России. Ценность исторических работ данного направления довольно значима, и сегодня ученые различных научных отраслей довольно активно обращаются к изучению советского опыта работы с иностранными студентами в вузах, анализируя накопленный опыт и то положительное, что можно с успехом использовать и в современной практике обучения иностранцев в России (Пацукевич, 2019). Безусловно, эта практика уже иная, как и сами студенты, прибывающие из других стран в Россию, но непременными условиями эффективности обучения иностранцев и их интеграции в образовательное сообщество выступают знание русского языка и понимание особенностей российской культуры, ее истории. И в этом отношении опыт Советского государства может оказаться очень востребованным в современных условиях.

Значительных успехов в анализируемом нами направлении добились психологи. Их внимание привлекает множество вопросов и проблем, среди которых наиболее часто фигурируют следующие: личностное становление иностранных студентов в образовательном пространстве российских вузов; межличностный аспект взаимодействия иностранных студентов с инокультурной средой и интеграцией в нее; факторы стресса и тревожности в иностранной студенческой среде, способы нивелирования их влияния и др. (Логинова, 2011; Попкова, 2012).

Интересные исследования с попыткой выхода на комплексный подход представлены на стыке социально-психологических, этнолингвистических подходов (Пугачев, 2018). Ученые особое внимание уделяют ценностным, этнокультурным аспектам адаптации студентов из зарубежных стран к российским условиям (Авдонина, 2016), указывая на сложности, связанные со значительными культурными отличиями этих студентов, которые в большинстве своем принадлежат к странам с кар-

^ ^ 1 ^ 1—г ^

динально иной цивилизационной спецификой. По этой причине возникают различного рода социокультурные барьеры их адаптации в социокультурном пространстве высшей школы России (Береговая, 2019). И неспроста специалисты значительное внимание в своих работах уделяют межкультурным, межэтническим аспектам коммуникации в поликультурной студенческой среде с акцентом на иностранных студентах как субъектах межэтнического взаимодействия.

В особый блок можно выделить исследования педагогического направления, в которых анализируются педагогические практики и методики работы с иностранными студентами, критерии их эффективности, предлагаются оптимальные механизмы педагогической работы с обучающимися этой категории, отмечаются значимость специальных

компетенций преподавателей, работающих с иностранными студентами, и необходимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров вузов, принимающих на обучение студентов из других стран (Бенсон, 2017). Важной стороной педагогических исследований в сфере иностранного студенчества выступает аксиологическая составляющая как непременно важная для его успешной интеграции в социокультурную образовательную среду российских вузов (Белоусова, 2010).

В работах политологического блока анализируются социально-политические установки и ценности иностранных студентов, рассматриваются сквозь призму данного контекста проблемы их адаптации к политическим реалиям российского общества, анализируются политические практики привлечения иностранного студенчества в Россию. Некоторые исследователи, работая в этом направлении и анализируя типы иностранных студентов с позиций цивилизационных критериев, культурного профиля, обращаются к социологическому инструментарию (шкалированию), что позволило им разработать интегральный индекс общественно-политических установок иностранной студенческой молодежи (Расторгуев, 2020).

И, наконец, социологический блок работ по данной проблематике привлекает, как уже было сказано, попыткой комплексного осмысления проблем этой категории студентов российских вузов с позиций выстраивания теоретической платформы для подобных научных изысканий и эмпирической верификации предлагаемых на уровне социологической рефлексии идей и тезисов относительно социальных проблем, с которыми сталкиваются в процессе интеграции в социокультурное и образовательное пространство России иностранные студенты.

Так, Д.С. Дрожжина аргументированно доказывает точку зрения о необходимости более интенсивного использования качественных (а не количественных) методов исследования иностранного студенчества, комбинирования различных подходов и методик в поиске инновационных методологических стратегий социологического изучения данного социального объекта в новых социальных реалиях (Дрожжина, 2013). Следует отметить и спектр прикладных вопросов, решаемых на уровне эмпирических разработок, позволивших социологам показать в динамике процесс подготовки профессиональных кадров в Российском государстве для других стран (Арефьев, 2014); апробировать собственные методики социологического измерения адаптационного процесса в среде иностранного студенчества российских вузов (Петров, 2009); выявить региональную специфику и проблемные зоны обучения иностранных студентов в контексте адаптации к социокультурным реалиям конкрет-

ного региона РФ (Архипов, 2013), в том числе с учетом общественного мнения самих студентов-иностранцев (Орлова, 2020; Голубкина, 2018); поставить и по-своему решить проблему культурной интеграции в социальное пространство России студентов-иностранцев (Савченко, 2009, 2010), их обучения с учетом языковых барьеров, порождающих проблемы как адаптации к иной социокультурной ситуации, так и успешного освоения образовательных программ (Капезина, 2014). Исследователи, обращаясь к социологическим методам исследования в рамках анализа адаптационных проблем иностранного студенчества, не могут обойти стороной психологические аспекты, обосновывая успешность адаптации иностранных студентов не столько знанием русского языка, сколько позитивным, комфортным психологическим климатом в студенческой среде, в образовательном пространстве вуза в целом (Берестнева, 2013).

Выводы

Таким образом, можно прийти к заключению, что при всем многообразии дисциплинарных практик в области изучения иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, вырисовывается проблемное поле исследования, состоящее из ряда актуальных вопросов общего характера, хоть и решаются они средствами имеющегося у каждой научной отрасли методологического и практического инструментария, порой в комбинированном формате. К такого рода вопросам и сюжетам относятся проблемы адаптации иностранных студентов к социальным и культурным реалиям российской образовательной среды, к ее полиэт-ничным условиям с особенностями этнолингвистического склада, межэтнического характера отношений регионального социума. Предложенные методики и методологические модели изучения данной проблематики отличаются многообразием и нуждаются в переосмыслении с точки зрения изменившихся образовательных и социокультурных реалий, а также контингента самого иностранного студенчества.

Актуальной представляется разработка адекватного социальным и культурным реалиям российского общества и его системы образования социологического инструментария изучения проблемы интеграции иностранных студентов в образовательное и социальное пространство России, их адаптации посредством формирования определенных ценностных установок на стыке собственных ценностей и ценностей новой для них социальной и культурной среды. Именно в методологическом поле социологии наиболее эффективно синтезируются как проблемы иностранного студенчества, так и методологические подходы к их исследо-

ванию на базе сложившихся моделей исследования в пространстве смежных социально-гуманитарных дисциплин.

Литература

Авдонина Д.С., Бочкарёва Ю.В., Бул-ганина С.В. Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11. Режим доступа: http:// web.snauka.ru/issues/2016/ 11/74033.

Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. М.: Центр социологических исследований, 2014. 228 с.

Архипов А.Ю., Рогова Т.М., Савченко-ва И.Н., Фурса Е.В. Высшие учебные заведения в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов (на примере Южного федерального университета) // Terra Economicus. 2013. № 1-2. С. 124-128.

Белоусова Е.И. Формирование ценностных ориентаций российских и иностранных студентов: аксиологический аспект // Вестник РУДН. Психология и педагогика. 2010. № 4. С. 75-80.

Бенсон Г.Ф. Компетенции современного преподавателя высшей школы в контексте интернационализации образования // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 12 (189). С. 85-91.

Береговая О.А., Лопатина С.С., Отургашева Н.В. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 108-118.

Берестнева О.Г., Марухина О.В., Щербаков Д. О. Проблема адаптации иностранных студентов как проблема адаптации субъекта деятельности к измененным условиям // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/ ar-ticle/view?id=9985.

Галямова Э.Ф., Кудимана Г.О. Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг // Вестник Удмуртского ун-та. 2017. Т. 27, вып. 3. С. 21-26.

References

Avdonina, D.S., Bochkareva, Yu.V., Bulganina, S.V. (2016). Problems of adaptation of foreign students in Russian universities. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii, 11. Available at: http:// web. snau-ka.ru/issues/2016/11/74033. (in Russian).

Arefiev, A.L., Sheregi, F.E. (2014). Foreign students in Russian universities. M.: Tsentr sotsiologicheskikh issledovaniy. (in Russian).

Arkhipov, A.Yu., Rogova, T.M., Savchenkova, I.N., Fursa, E.V. (2013). Higher educational institutions in attracting, training and adapting foreign students (on the example of the Southern Federal University). Terra Economicus, 1-2, 124-128. (in Russian).

Belousova, E.I. (2010). Formation of value orientations of Russian and foreign students: axiological aspect. Vestnik RUDN. Psikhologiya i pedagogika, 4, 75-80. (in Russian).

Benson, G.F. (2017). Competencies of a modern teacher of higher education in the context of the internationalization of education. Vestnik TGPU (TSPU Bulletin), 12 (189), 85-91. (in Russian).

Beregovaya, O.A., Lopatina, S.S., Otur-gasheva, N.V. (2019). Barriers to social and cultural adaptation of foreign students in Russian universities. Perspektivy nauki i obra-zovaniya, 2 (38), 108-118. (in Russian).

Berestneva, O.G., Marukhina, O.V., Shcherbakov, D.O. (2013). The problem of adaptation of foreign students as a problem of adaptation of the subject of activity to changed conditions. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, 4. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view? id=9985. (in Russian).

Galyamova, E.F., Kudimana, G.O. (2017). Attractiveness of Russian universities on the international market of educational services. Vestnik Udmurtskogo un-ta, 27, 3, 21-26. (in Russian).

Голубкина Т.М., Ефимова С.А., Ки-приянова Н.В., Петросян Д.И., Соколова М.В. Российский вуз глазами иностранных студентов // Запад - Восток. 2018. № 11. С. 223-239.

Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Эмпирические исследования. Ш^егаШ. 2013. Т. 1, № 3. С. 47-33.

Заграница берет урок. Режим доступа: https://rg.ru/2020/02/25/kakie-proekty-рошо§Ш;-рпу1еск-у-го88пи-2агиЬе2кпши-mo1odezh.html.

Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе // Наука. Общество. Государство. 2014. № 1. С. 125-134.

Логинова В.И. Профессионально-личностное становление иностранных студентов в образовательной среде российского вуза : автореф. дис. ... д-ра пси-хол. наук. М., 2011. 58 с.

Орлова Е.С., Заводян И.С. Общественное мнение иностранных студентов об учебе в российских вузах // Форум молодёжной науки. 2020. Вып. 1, № 2. Режим доступа: https:// doi.org/10.35599/ Аэтттп/01.02.16.

Пацукевич О.В. Международная учебная миграция иностранных студентов на примере России: исторический аспект // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 2. С. 286-289.

Петров В.Н., Ракачев В.Н., Ракаче-ва Я.В., Ващенко А.В. Особенности адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2009. № 2. С. 117-121.

Попкова Е.Б. Инкультурация иностранных студентов в российском вузе: межличностный аспект // Вестник Адыгейского ун-та. 2012. № 4. С. 190-195.

Пугачев И.А., Будильцева М.Б., Варламова И.Ю. Адаптация иностранных учащихся к условиям обучения в российском вузе: комплексный подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Вопросы образования: языки и специальность. 2018. Т. 15, № 2. С. 225-235.

Golubkina, T.M., Efimova, S.A., Kipri-yanova, N.V., Petrosyan, D.I., Sokolova, M.V. (2018). Russian university through the eyes of foreign students. Zapad - Vostok, 11, 223239. (in Russian).

Drozhzhina, D.S. (2013). Study of adaptation of foreign students: discussion of methodology. Empiricheskiye issledovaniya. Uni-versitas, 1, 3, 47-33. (in Russian).

Abroad takes a lesson. Available at: https://rg.ru/2020/02/25/kakie-proekty-pomogut-privlech-v-rossi iu-zarub ezhnuiu-molodezh.html. (in Russian).

Kapezina, T.T. (2014). Problems of teaching foreign students in a Russian university. Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo, 1, 125-134. (in Russian).

Loginova, V.I. (2011). Professional and personal formation of foreign students in the educational environment of a Russian university. (Doctoral Dissertation, Moscow). (in Russian).

Orlova, E.S., Zavodyan, I.S. (2020). Public opinion of foreign students about studying in Russian universities. Forum mo-lodozhnoy nauki, 1, 2. Available at: https:// doi.org/10.35599/forummn/01.02.16. (in Russian).

Patsukevich, O.V. (2019). International educational migration of foreign students on the example of Russia: historical aspect. Vest-nik Belorusskoy gosudarstvennoy sel'skokho-zyaystvennoy akademii, 2, 286-289. (in Russian).

Petrov, V.N., Rakachev, V.N., Raka-cheva, Ya.V., Vaschenko, A.V. (2009). Features of adaptation of foreign students. Sotsiologicheskiye issledovaniya, 2, 117-121. (in Russian).

Popkova, E.B. (2012). Inculturation of foreign students in a Russian university: the interpersonal aspect. Vestnik Adygeyskogo unta, 4, 190-195. (in Russian).

Pugachev, I.A., Budiltseva, M.B., Var-lamova, I.Yu. (2018). Adaptation of foreign students to learning conditions in a Russian university: an integrated approach. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Voprosy obrazovaniya: yazyki i spetsial'nost', 15, 2, 225-235. (in Russian).

Расторгуев С.В., Волхонская З.И. Методология исследования общественно-политических установок иностранных студентов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового ун-та. 2020. № 10 (4). С. 6-13.

Савченко И.А. Иностранный студент в России: условия и барьеры интеграции // Вестник ОГУ. 2010. № 4 (110). С. 25-31.

Савченко И.А. Культурная интеграция иностранного студента в российскую социальную действительность: опыт исследования // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2009. № 4 (16). С. 111-117.

Поступила в редакцию

Rastorguev, S.V., Volkhonskaya, Z.I. (2020). Methodology for studying the social and political attitudes of foreign students. Gumanitarnyye nauki. Vestnik Finansovogo un-ta, 10 (4), 6-13. (in Russian).

Savchenko, I.A. (2010). Foreign student in Russia: conditions and barriers to integration. Vestnik OSU, 4 (110), 25-31. (in Russian).

Savchenko, I.A. (2009). Cultural integration of a foreign student into the Russian social reality: research experience. Vestnik Nizhegorodskogo un-ta im. N.I. Loba-chevskogo. Sotsial'nyye nauki, 4 (16), 111117. (in Russian).

11 декабря 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.