Иностранные студенты в образовательном пространстве российских вузов: проблемное поле и потенциал социологических исследований
Волков Юрий Григорьевич,
заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, Южный федеральный университет
Гаврилов Павел Сергеевич,
аспирант, Южный федеральный университет E-mail: pgavrilov@sfedu.ru
В данной статье освещается спектр вопросов и проблем, составляющих пространство научного дискурса в области иностранного студенчества в современной России. В свете доминирующего в современном мире курса на интернационализацию национальных образовательных систем данная категория студенчества все чаще попадает в фокус исследовательского внимания представителей различных областей и отраслей социально-гуманитарного знания. Вместе с тем, как показывается в статье, именно социологическая наука призвана сформировать методологическую платформу для изучения иностранного студенчества российских вузов и интегрировать на уровне комплексного осмысления проблем этой социальной группы потенциал сложившихся научных направлений. Перспективы развития социологического направления в изучении данной проблематики видится также в разработке эмпирического инструментария для отслеживания динамики подготовки профессиональных кадров в российском государстве для других стран, особенностей адаптации иностранного студенчества в образовательном пространстве российских вузов, их интеграции в социокультурное пространство принимающего региона; выявление региональной специфики обучения студентов-иностранцев России в контексте адаптации к социокультурным реалиям конкретного региона; изучение ценностных установок иностранного студенчества и их мнения относительно обучения в российских вузах.
Ключевые слова: иностранные студенты, российские вузы, российское образование, адаптация, интеграция, интернационализация.
Одним из ключевых трендов развития современной системы высшего образования во всем мире стал курс на интернационализацию. В границах данного тренда престиж и статус национальной системы образования в системе международных координат определяется, во многом, долей иностранных студентов в общем количестве обучающихся студентов. Эта доля в российских вузах на современном этапе не позволяет рассматривать Россию в числе лидеров по привлечению иностранных граждан к получению высшего образования при том, что при том, что доля иностранных студентов среди обучающихся поступательно растет. Иностранная молодежь все чаще выбирает в качестве страны для получения высшего образования Российскую Федерацию. Этому способствует проводимая государством образовательная политика, контуры которой во многом формируются задачами расширения международного образовательного сотрудничества. Так, Россотрудничество в рамках проекта «Образование иностранцев в РФ» пересмотрело условия для студентов других стран при подаче заявки на обучение в России на предмет их упрощения [8], что, безусловно, положительно скажется на динамике иностранного студенчества в российских вузах. Сейчас же лидирующие позиции удерживают такие страны, как Англия, Франция, Австралия, Германия, Канада. Растет активность Китая, динамично расширяющего международное образовательное сотрудничество как в формате привлечения иностранного студенчества в свои вузы, так и отправки китайской молодежи в вузы других стран [10].
Обращает на себя внимание тот факт, что российское высшее образование прежде, в советский период
75
истории, считалось очень престижным, и граждане многих стран стремились получить диплом специалиста в СССР, особенно по инженерно-техническим специальностям, естествознанию, поскольку в данных областях советское образование по праву считалось одним из лучших в мире. Это соответствовало статусу Советского Союза в целом как страны, занимающей лидирующие позиции в мире в важнейших областях науки и техники [2].
Постсоветские реформы и их кризисные последствия негативно сказались на российской системе высшего образования и ее международном престиже. Тем не менее, мировой курс на интернационализацию в системе высшего образования задает ориентиры и для развития национальной системы образования в России. Соответственно, в фокус научного внимания все чаще стали попадать вопросы, связанные с изучением иностранных студентов в совокупности ряда проблем, сопровождающих их обучение в российских вузах. Эти проблемы включают в себя множество аспектов социально-психологического, исторического, социально-политического, этнокультурного и экономического плана, определяющих особенности адаптации этой социальной группы к условиям жизни в России и в ее образовательном пространстве.
Прежде всего, следует отметить дисциплинарное разнообразие сложившихся научных исследований и направлений в области изучения студентов-иностранцев российских вузов. Естественным образом попав в фокус социологических исследований, о чем мы будем далее более подробно говорить, данная тематика привлекла также внимание представителей и исторической, и психологической, и педагогической, и политологической, и этнологической науки. Так, в историческом направлении особую ценность имеют работы, в которых ученые обращаются к изучению советского опыта работы с иностранными студентами в вузах [11]. Этот опыт нельзя не учитывать в современных реалиях, когда плохое знание
русского языка становится ключевым барьером к успешному освоению образовательной программы российской высшей школы. В СССР уделялось первостепенное внимание знанию русского языка и пониманию особенностей российской истории и культуры в образовательной политике, связанной с подготовкой иностранных студентов в вузах страны. И в этой связи к историческому, а именно - советскому прошлому обращаются не только историки, но и социологи. Особое внимание ими обращается на то, что в СССР разрабатывались и применялись специальные программы и методики, позволяющие более эффективно адаптироваться иностранцам к советскому образовательному пространству с совершенно новыми для них социокультурными условиями [12, с. 118].
Для психологов прежде всего интерес представляют вопросы и проблемы, связанные с личностным становлением студентов-иностранцев в образовательном пространстве российских вузов; с особенностями их взаимодействия с инокультурной средой и интеграцией в нее; с негативными факторами адаптации этой группы обучающихся в иностранной студенческой среде и способами устранения влияния этих факторов [14]. Данные аспекты развиваются и в работах этнолингвистического и этнологического направления. Особое внимание учеными уделяется ценностным, этнокультурным аспектам адаптации иностранных студентов к российским условиям образовательной и социокультурной среды, их мотивационным установкам [1; 6; 15]. При этом указывается на сложности, связанные со значительными культурными отличиями этих студентов, которые в большинстве своем принадлежат к странам с кардинально иной цивили-зационной спецификой, в связи с чем и возникают различного рода социокультурные барьеры их адаптации в социокультурном пространстве высшей школы России [5].
Педагогическое направление в изучении иностранного студенчества
76
в России связано с анализом педагогических практик и методик работы с данной категорией студентов, разработкой оптимальных механизмов оптимизации педагогической работы с иностранными студентами. Особое внимание учеными педагогического направления указывается на необходимость повышения профессиональной компетентности преподавателей, работающих с ними [4].
Социально-политические установки и ценности студентов-иностранцев привлекают внимание представителей политической науки [16], и только в рамках социологической рефлексии обнаруживается попытка комплексного осмысления проблем иностранных студентов, проходящих обучение в высшей школе РФ. При этом социологи акцентируют внимание на необходимость выстраивания теоретической платформы для подобных научных изысканий и эмпирической верификации предлагаемых идей и тезисов, выдвигаемых учеными в процессе изучения проблемы интеграции в социокультурное и образовательное пространство России иностранных граждан [2; 7].
В социологических исследованиях в фокус внимания наиболее часто попадают проблемы адаптации студентов-иностранцев к образовательным реалиям российских вузов [3; 15], а также интеграции в социокультурную среду российского общества [17]. Социологи отмечают, что иностранная студенческая молодежь находится в весьма сложной ситуации, поскольку ей приходится, как и всем студентам, осваивать образовательную программу высшей школы, что представляет сложности и для многих российских студентов, но к этому добавляются еще и проблемы, обусловленные социокультурными различиями иностранной студенческой группы. Будучи, как правило, представителями обществ с иными, существенно отличающимися от российского общества ментальными, институциональными, антропологическими, языковыми, поведенческими характеристиками, студенты-иностранцы испытывают зна-
чительные адаптационные трудности [12, с. 117].
И здесь со всей обоснованностью поднимается проблема языковой адаптации иностранных студентов в российском образовательном пространстве, поскольку незнание языка становится серьезным барьером на пути эффективной и быстрой адаптации иностранного студента в принимающее сообщество, а также успешного освоения образовательных программ [9]. Изучение русского языка, помимо того, что занимает много времени, представляет еще и значительные сложности для представителей таких стран, как Китай, Таиланд, Индии, Вьетнам, Индонезия [13], а тенденции последних лет таковы, что из стран восточной цивилизации поступательно увеличивается поток студентов. Следовательно, проблема языковой подготовки иностранных студентов должна выступать в числе приоритетных в рамках реализуемой в стране политики интернационализации российской системы высшего образования, и советский опыт здесь может оказаться весьма кстати.
Итак, можно повести основной итог. Тематика, связанная с иностранным студенчеством в современной России, проблемами адаптации этой студенческой группы в образовательном пространстве российских вузов, привлекает представителей многих отраслей социально-гуманитарного знания, и целый ряд вопросов и направлений получил достаточно хорошее освещение в научной литературе. Однако динамический характер интернационализации системы высшего образования в современном международном пространстве значительно повышает исследовательский тонус именно в направлении этого спектра проблем, связанных с изучением адаптационных, мотивационных, ин-тегративных аспектов образовательной деятельности иностранных студентов в России для определения тенденций и перспектив развития российской высшей школы в траектории повышения ее престижа и статуса на международной арене. И в этом плане четко обознача-
77
ется потенциал социологической науки и социологических методов в решении прикладных вопросов в данной предметной области исследований.
Перспективы развития социологического направления в изучении иностранного студенчества в российских вузах видятся в реализации таких исследовательских задач и сюжетов, как: разработка эмпирического инструментария для отслеживания динамики подготовки профессиональных кадров в российском государстве для других стран, а также особенностей адаптации иностранного студенчества в образовательном пространстве российских вузов, их интеграции в социокультурное пространство принимающего региона; выявление региональной специфики обучения студентов-иностранцев в контексте адаптации к социокультурным реалиям конкретного региона РФ; изучение ценностных установок иностранного студенчества и их мнения относительно обучения в российских вузах, что позволит прогнозировать динамку иностранного студенчества в России и разрабатывать рекомендации для создания более благоприятных условий обучения иностранных граждан в российских вузах в различных регионах страны.
Литература
1. Авдонина Д.С., Бочкарёва Ю.В., Булганина С.В. Проблемы адаптации иностранных студентов в российских ВУЗах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka. ru/issues/2016/11/74033.
2. Арефьев А. Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов [электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 228 стр. 1 CD ROM.
3. Архипов А.Ю., Рогова Т.М., Сав-ченкова И.Н., Фурса Е.В. Высшие учебные заведения в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов (на примере Южного федерального университета) // Terra Economicus. 2013. № 1-2. С. 124128.
4. Бенсон Г.Ф. Компетенции современного преподавателя высшей школы в контексте интернационализации образования // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2017. 12 (189). С. 85-91.
5. Береговая О. А., Лопатина С.С., Отургашева Н.В. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах // Перспективы науки и образования. 2019. № 2(38). С. 108-118.
6. Вершинина И.А., Курбанов А.Р., Панич Н.А. Иностранные студенты в России: особенности мотивации и адаптации // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6. С. 94-102 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi. org/10.15826/umj.2016.106.063.
7. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Эмпирические исследования. Universitas. 2013. Том 1. № 3. С. 47-33.
8. Заграница берет урок [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2020/02/25/kakie-proekty-pomogut-privlech-v-rossiiu-zarubezhnuiu-molodezh.html
9. Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе // Наука. Общество. Государство. 2014. № 1. С. 125-134. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rucont.ru/efd/552886.
10. Ли Яньхуэй. Новая динамика высшего образования в Китае // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 151-160.
11. Пацукевич О.В. Международная учебная миграция иностранных студентов на примере России: исторический аспект // Вестник Белорус-
78
ской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 2. С.286-289.
12. Петров В.Н., Ракачев В.Н., Ракаче-ва Я.В., Ващенко А.В. Особенности адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2009. № 2. C. 117-121.
13. Погукаева А.В., Коберник Л.Н., Омельянчук Е.Л. Адаптация иностранных студентов в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=24651
14. Попкова Е.Б. Инкультурация иностранных студентов в российском вузе: межличностный аспект // Вестник Адыгейского университета. 2012. № 4. С. 190-195.
15. Пугачев И.А., Будильцева М.Б., Варламова И.Ю. Адаптация иностранных учащихся к условиям обучения в российском вузе: комплексный подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2018. Т. 15. № 2. С. 225-235.
16. Расторгуев С.В., Волхонская З.И. Методология исследования общественно-политических установок иностранных студентов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. № 10(4). С. 6-13.
17. Савченко И.А. Иностранный студент в России: условия и барьеры интеграции// Вестник ОГУ. 2010. № 4 (110). С. 25-31.
FOREIGN STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIAN UNIVERSITIES: PROBLEM FIELD AND POTENTIAL OF SOCIOLOGICAL RESEARCH
Volkov Yu.G., Gavrilov P.S.
Southern Federal University
This article covers the range of issues and problems that make up the space of scientific
discourse in the field of foreign students' community in modern Russia. In the light of the dominant course in the modern world towards the internationalization of national educational systems, this category of students is increasingly falling into the focus of research attention of representatives of various fields and branches of the social and humanitarian knowledge. At the same time, as shown in the article, it is sociological science that is called upon to form a methodological platform for the study of foreign students in Russian universities and to integrate the potential of existing scientific directions at the level of a comprehensive understanding of the problems of this social group. Prospects for the development of the sociological direction in the study of this problem are also seen in the development of empirical tools for tracking the dynamics of training professional personnel in the Russian state for other countries, the peculiarities of foreign students' adaptation in the educational space of Russian universities, their integration into the socio-cultural space of the host region; identification of the regional specifics of teaching foreign students in Russia in the context of adaptation to the socio-cultural realities of a particular region; studying the value attitudes of foreign students and their opinions regarding education in Russian universities.
Keywords: foreign students, Russian universities, Russian education, adaptation, integration, internationalization.
References
1. Avdonina D.S., Bochkareva Yu.V., Bulgani-na S.V. Problems of adaptation of foreign students in Russian universities // Modern scientific research and innovations. 2016. No. 11 [Electronic resource]. Access mode: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74033.
2. Arefiev A. L., Sheregi F.E. Foreign students in Russian universities. Section one: Russia in the international education market. Section two: Formation of the contingent of foreign students for Russian universities [electronic resource] / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow: Center for Sociological Research, 228 p. 1 CD ROM.
3. Arkhipov A. Yu., Rogova T.M., Savchenk-ova I.N., Fursa E.V. Higher educational institutions in attracting, training and adapting foreign students (on the example of the Southern Federal University) // Terra Eco-nomicus. 2013. No. 1-2. P. 124-128.
79
4. Benson G.F. Competences of a modern teacher of higher education in the context of the internationalization of education // Bulletin of TSPU (TSPU Bulletin). 2017.12 (189). P. 85-91.
5. Beregovaya O.A., Lopatina S.S., Otur-gasheva N.V. Barriers to socio-cultural adaptation of foreign students in Russian universities // Prospects for science and education. 2019. No. 2 (38). P. 108-118.
6. Vershinina I.A., Kurbanov A.R., Pan-ich N.A. Foreign students in Russia: features of motivation and adaptation // University management: practice and analysis. 2016. No. 6. P. 94-102 [Electronic resource]. Access mode: https://doi.org/10.15826/ umj.2016.106.063.
7. Drozhzhina D.S. Study of adaptation of foreign students: discussion of methodology // Empirical research. Universitas. 2013.Vol. 1. No. 3. P. 47-33.
8. Abroad takes a lesson [Electronic resource]. Access mode: https://rg.ru/2020/02/25/ kakie-proekty-pomogut-privlech-v-rossiiu-zarubezhnuiu-molodezh.html
9. Kapezina T.T. Problems of teaching foreign students in a Russian university // Science. Society. State. 2014. # 1. P. 125-134. [Electronic resource]. Access mode: https:// rucont.ru/efd/552886.
10. Li Yanhui. New dynamics of higher education in China // Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University. 2015. No. 6. P. 151-160.
11. Patsukevich OV International educational migration of foreign students on the example of Russia: the historical aspect // Bulletin of the Belarusian State Agricultural Academy. 2019. No. 2. P. 286-289.
12. Petrov V.N., Rakachev V.N., Rakacheva Ya.V., Vaschenko A.V. Features of adaptation of foreign students // Sociological studies. 2009. No. 2. P. 117-121.
13. Pogukaeva A.V., Kobernik L.N., Omelyan-chuk E.L. Adaptation of foreign students in a Russian university // Modern problems of science and education. 2016. No. 3 [Electronic resource]. Access mode:
18. http://science-education.ru/ru/article/ view?id=24651
14. Popkova E.B. Inculturation of foreign students in a Russian university: the interpersonal aspect // Bulletin of the Adyghe University. 2012. No. 4. P. 190-195.
15. Pugachev I.A., Budiltseva M.B., Varlamo-va I. Yu. Adaptation of foreign students to learning conditions in a Russian university: an integrated approach // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Educational issues: languages and specialties. 2018.Vol. 15. No. 2.P. 225-235.
16. Rastorguev S.V., Volkhonskaya Z.I. Research methodology of social and political attitudes of foreign students // Humanities. Financial University Bulletin. 2020. No. 10 (4). P. 6-13.
17. Savchenko I.A. Foreign student in Russia: conditions and barriers to integration // Vest-nik OSU. 2010. No. 4 (110). P. 25-31.
80