Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ УЧЕБНЫХ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И МНЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ'

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНЫХ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И МНЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ МИГРАНТЫ / АДАПТАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хунагов Рашид Думаличевич, Магранов Алексей Сергеевич, Гаврилов Павел Сергеевич

Цель исследования: анализ основных теоретических подходов современных отечественных исследователей к изучению проблем адаптации иностранных студентов и сравнение с результатами опроса учебных мигрантов. Методологическая база исследования представлена результатами прикладного социологического исследования, реализованного ЮРФ ФНИСЦ РАН в первой половине 2021 г. В ходе реализации исследования были опрошены иностранные студенты вузов ЮФО. Результаты исследования. В данной статье рассмотрены теоретические работы современных отечественных исследователей, посвященные изучению проблемы адаптации учебных мигрантов в российских вузах. Описаны основные рекомендации и примеры реализованных мероприятий по облегчению процесса адаптации иностранных студентов, выделенные в данных работах. Проведен сравнительный анализ мнений учебных мигрантов относительно необходимых улучшений в учебном процессе и рекомендаций, представленных исследователями в научных работах. Выделены методы воспитательной работы по содействию в адаптации иностранных студентов в вузе, необходимость реализации которых отмечают как представители научного сообщества, так и сами учебные мигранты. Также определены направления работы, на важность которых обращают внимание иностранные студенты, но которые недостаточно изучены в работах исследователей. Перспективы исследования. Результаты проведенного исследования позволят повысить эффективность воспитательной работы в высшем учебном заведении, направленной на помощь в адаптации учащимся, приехавшим из других государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хунагов Рашид Думаличевич, Магранов Алексей Сергеевич, Гаврилов Павел Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF EDUCATIONAL MIGRANTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES: MODERN SCIENTIFIC APPROACHES AND OPINIONS OF FOREIGN STUDENTS

Objective of the study is the analysis of the main theoretical approaches of modern Russian researchers to the study of the problems of adaptation of foreign students and comparison with the results of a survey of educational migrants. The methodological basis of the research is presented by the results of an applied sociological study implemented by the SRB - FCTAS RAS in the first half of 2021. During the implementation of the study, foreign students of the Southern Federal District universities were interviewed. Research results. This article examines the theoretical works of modern Russian researchers devoted to the study of the problem of adaptation of educational migrants in Russian universities. The main recommendations and examples of implemented measures to facilitate the process of adaptation of foreign students high-lighted in these works are described. A comparative analysis of the opinions of educational migrants regarding the necessary improvements in the educational process and the recommendations presented by researchers in scientific papers is carried out. The methods of educational work to assist in the adaptation of foreign students at the university are highlighted, the need for the implementation of which is noted by both representatives of the scientific community and the educational migrants themselves. Also, the directions of work are identified, the importance of which is paid attention to by foreign students, but not sufficiently studied in the works of researchers. Prospects of the study. The results of the study will improve the effectiveness of educational work in higher education institutions aimed at helping students from other countries to adapt.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ УЧЕБНЫХ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И МНЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ»

УДК 316.346.32-053.6:314.74 DOI 10.18522/2227-8656.2021.6.14

Тип статьи в журнале - научная

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНЫХ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И МНЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

ADAPTATION OF EDUCATIONAL MIGRANTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES: MODERN SCIENTIFIC APPROACHES AND OPINIONS OF FOREIGN STUDENTS

© 2021 г. Р. Д. Хунагов*, А. С. Магранов***** П. С. Гаврилов**

* Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

** Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия *** Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, г. Ростов-на-Дону, Россия

Цель исследования: анализ основных теоретических подходов современных отечественных исследователей к изучению проблем адаптации иностранных студентов и сравнение с результатами опроса учебных мигрантов.

Методологическая база исследования

представлена результатами прикладного социологического исследования, реализованного ЮРФ ФНИСЦ РАН в первой половине 2021 г. В ходе реализации исследования были опрошены иностранные студенты вузов ЮФО.

© 2021 R. D. Khunagov*, A. S. Magranov***** P. S. Gavrilov**

* Adyghe State University, Maykop, Russia ** Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia *** South Russian Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia

Objective of the study is the analysis of the main theoretical approaches of modern Russian researchers to the study of the problems of adaptation of foreign students and comparison with the results of a survey of educational migrants.

The methodological basis of the research is

presented by the results of an applied sociological study implemented by the SRB - FCTAS RAS in the first half of 2021. During the implementation of the study, foreign students of the Southern Federal District universities were interviewed.

Результаты исследования. В данной статье рассмотрены теоретические работы современных отечественных исследователей, посвященные изучению проблемы адаптации учебных мигрантов в российских вузах. Описаны основные рекомендации и приме-

Research results. This article examines the theoretical works of modern Russian researchers devoted to the study of the problem of adaptation of educational migrants in Russian universities. The main recommendations and examples of implemented measures to facilitate the

ры реализованных мероприятий по облегчению процесса адаптации иностранных студентов, выделенные в данных работах. Проведен сравнительный анализ мнений учебных мигрантов относительно необходимых улучшений в учебном процессе и рекомендаций, представленных исследователями в научных работах. Выделены методы воспитательной работы по содействию в адаптации иностранных студентов в вузе, необходимость реализации которых отмечают как представители научного сообщества, так и сами учебные мигранты. Также определены направления работы, на важность которых обращают внимание иностранные студенты, но которые недостаточно изучены в работах исследователей.

Перспективы исследования. Результаты проведенного исследования позволят повысить эффективность воспитательной работы в высшем учебном заведении, направленной на помощь в адаптации учащимся, приехавшим из других государств.

Ключевые слова: учебные мигранты; адаптация; межкультурное взаимодействие; внеучеб-ная работа; социально-воспитательная работа

process of adaptation of foreign students highlighted in these works are described. A comparative analysis of the opinions of educational migrants regarding the necessary improvements in the educational process and the recommendations presented by researchers in scientific papers is carried out. The methods of educational work to assist in the adaptation of foreign students at the university are highlighted, the need for the implementation of which is noted by both representatives of the scientific community and the educational migrants themselves. Also, the directions of work are identified, the importance of which is paid attention to by foreign students, but not sufficiently studied in the works of researchers.

Prospects of the study. The results of the study will improve the effectiveness of educational work in higher education institutions aimed at helping students from other countries to adapt.

Keywords: educational migrants; adaptation; intercultural interaction; extracurricular work; social and educational work

Введение

Интернационализация высшего образования стала одним из главных результатов глобализационных процессов последних десятилетий. Данный процесс существует на протяжении веков и напрямую связан с эволюцией университетов. Однако самый активный - массовый - этап интернационализации высшего образования приходится на вторую половину XX в. Начинает происходить интеграция национальных систем высшего образования в глобальную образовательную среду. Именно процессы глобализации и интернационализации в течение последних десятилетий определяют векторы развития высшего образования (Береговая, 2019). Процесс интернационализации высшего образования включает в себя следующие формы международного взаимодействия:

• индивидуальная мобильность студентов или преподавателей;

• формирование новых международных стандартов образовательных программ;

• интеграция в учебные программы международных образовательных стандартов;

• институциональное партнерство (Горбунова, 2005. С. 125).

Особое значение среди вышеуказанных форм международного

взаимодействия имеет возрастание мобильности студентов и преподавателей. Данный процесс обусловил увеличение потоков учебной миграции во всем мире, в том числе и в Россию. В этой связи особую важность приобретает проблема успешной адаптации иностранных студентов к условиям новой для них социокультурной среды.

Адаптация иностранных студентов представляет собой достаточно сложный и многогранный процесс. Основными его элементами выступают:

• приспособление к иноязычной и инокультурной среде: смена не только языка общения, но и образа жизни, привычек;

• приспособление к новым социально-экономическим условиям;

• приспособление к условиям обучения в вузе и студенческой жизни: особое значение здесь имеют не только сложности, связанные с освоением новых предметов и учебным расписанием, но и взаимоотношения с преподавателями и сокурсниками;

• приспособление к новым природно-климатическим условиям (Лебедева, 2020).

Успешность процесса адаптации определяется статусом индивида в социальной среде, а также его удовлетворенностью условиями в ней в целом. Тогда как неуспешная адаптация может привести к перемещению в другую социальную среду либо к проявлениям девиантного поведения (Камара, 2012). От успешности процесса приспособления к жизни в чужой стране зависит в том числе и профессиональная социализация молодых иностранцев. Адаптировавшись к новой социокультурной среде, они могут быстрее включаться в процесс обучения. А это значит, что учебные мигранты обладают весьма сжатыми сроками для приспособления к новым условиям жизни (Комарова, 2013). Столь заметная роль адаптации иностранных студентов в процессе их личностной и профессиональной социализации обусловила внимание к данной проблеме со стороны специалистов разных областей научного знания: социологов, педагогов, психологов. Многими исследователями были разработаны рекомендации по социально-воспитательной работе в вузе, направленной на облегчение адаптации иностранных студентов, некоторые из них реализуются в ряде высших учебных заведений. Однако для разработки

наиболее эффективных методов необходимо понимание потребностей и желаний самих учебных мигрантов.

Современные научные подходы к разработке рекомендаций по облегчению адаптации учебных мигрантов

Как уже было отмечено выше, проблема адаптации иностранных студентов в российских вузах является предметом интереса у представителей различных научных направлений. В соответствии с этим исследователи разрабатывают рекомендации для вузов относительно различных аспектов процесса адаптации: социальных, психологических и т. д. Однако стоит заметить, что, несмотря на разницу в подходах, многие ученые сходятся во мнении по поводу необходимых изменений в организации учебного процесса. Рассмотрим подходы современных отечественных исследователей к изучению адаптации иностранных студентов в российских высших учебных заведениях.

Ряд исследователей обращают внимание на психологические аспекты адаптации учебных мигрантов. Так, Н. С. Ременцова отмечает, что для эффективной помощи иностранным студентам в процессе адаптации преподаватели вуза должны учитывать их национальные и индивидуальные психологические особенности. Это является более значимым фактором их включения в учебный процесс, нежели имеющийся у них объем знаний. На длительность и сложность приспособления учебных мигрантов к условиям новой социокультурной среды оказывают влияние и такие факторы, как дистанция между культурой страны пребывания и их собственной культурой (чем больше данный разрыв, тем труднее им удается адаптироваться), цель приезда в страну (у приехавших надолго процесс приспособления более успешен, но протекает медленно). Учет национальных и психологических особенностей иностранных студентов требует согласованной позиции профессорско-преподавательского состава относительно методики работы с ними (Ременцова, 2012). О. И. Титова рассматривает роль психологического сопровождения учебных мигрантов в вузе в процессе их адаптации. Она подчеркивает, что система психологического сопровождения представляет собой необходимый элемент образования, и выделяет ряд направлений данной работы с иностранными студентами в вузе:

• психологическая диагностика - оценка адаптационного потенциала учебных мигрантов, их личностных характеристик и стиля взаимодействия с другими людьми;

• развивающая деятельность - тренинги и другие методы, направленные на формирование ресурсов развития в рамках учебного процесса;

• психологическое просвещение и профилактика - деятельность по формированию психологической компетенции у студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;

• психологическое консультирование - личностное консультирование, направленное на помощь учебным мигрантам в решении возникающих трудностей (Титова, 2015).

Многие исследователи отмечают важность межкультурного взаимодействия иностранных и русских студентов. М. И. Болотова отмечает, что с помощью межкультурного взаимодействия учебные мигранты могут интегрировать свое мировоззрение в новую среду, а это способствует не только облегчению учебы, но и приобретению новых социальных статусов. Однако отсутствие коммуникативной мотивации и закрытость этнических сообществ могут приводить к появлению проблемы формирования готовности студентов к межкультурному взаимодействию. Для решения данной проблемы предлагается реализация мероприятий в рамках внеучебной работы в вузе. В качестве примера подобной деятельности автор приводит Оренбургский государственный медицинский университет, где проводятся виртуальные и реальные экскурсии, позволяющие иностранным студентам увидеть природные и исторические достопримечательности города и региона; литературно-поэтические вечера, где молодые представители других стран могут познакомиться с творчеством известных русских писателей и поэтов, а также лучше изучить русский язык; просмотр документальных фильмов; акции и концерты, в рамках которых учебные мигранты могут не только ознакомиться с русской народной музыкой, но и продемонстрировать народные песни и танцы своей родной страны (Болотова, 2019).

Схожую точку зрения демонстрируют Е. С. Белоус и О. В. Ромашова - они обращают внимание на необходимость предотвращения негативных явлений в процессе межкультурного взаимодействия. Это обусловливает важность проведения мероприятий, направленных на формирование позитивного образа России у студентов, приехавших из других государств. Авторы приводят пример реализации такой деятельности в Волгоградском государственном техническом университете (ВолгГТУ). Наряду с учебными пособиями, содержащими информацию о культурном наследии и особенностях государственного устройства России, в ВолгГТУ для иностранных студентов организовываются экскурсии в музеи, проводятся конкурсы сочинений, концерты русской

народной музыки и просмотры художественных фильмов. Также студенты, приехавшие из других стран, активно вовлекаются в волонтерскую деятельность и участвуют в различных видах проектной деятельности (конференции, семинары, конкурсы проектов). При этом значительную роль в формировании положительного образа России в процессе межкультурного взаимодействия играют представители профессорско-преподавательского состава. Преподаватели должны быть образцом нравственности и высокой культуры для студентов (Белоус, 2020). Кроме того, представители профессорско-преподавательского состава должны принимать во внимание существование различий в культуре у иностранных студентов. Для этого, как отмечают С. И. Моднов и Л. В. Ухова, необходимо проводить методические семинары для преподавателей вузов по организации учебного процесса в многонациональных студенческих группах (Моднов, 2013).

Особая роль внеаудиторной воспитательной работы с учебными мигрантами отражена и в результатах исследования С. В. Маталовой и И. В. Бойцовой. Они подчеркивают необходимость стимулирования интереса иностранных студентов к межкультурному взаимодействию. Примером эффективной внеучебной работы по созданию условий для межкультурного взаимодействия выступают встречи иностранных учащихся Приволжского исследовательского медицинского университета и русских студентов Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Проводимые встречи направлены на мотивацию иностранных студентов к изучению русского языка и культуры (Маталова, 2019).

Ряд исследователей выделяют в качестве самых эффективных более институционализированные формы межкультурного взаимодействия - различные студенческие ассоциации, клубы. Так, Р. Ф. Ахтариева, А. Р. Рахманова, Е. В. Салимуллина рассматривают пример Казанского (Приволжского) федерального университета. В данном вузе осуществляется работа Ассоциации иностранных студентов вуза и Клуба интернациональной дружбы (действует в Елабужском институте К(П)ФУ), деятельность которых направлена на создание благоприятных условий для адаптации иностранных студентов в вузе, а также на оказание им различных видов помощи и поддержки (Ахтариева, 2021). О. Р. Файзуллина анализирует опыт реализации проекта «Студенты - студентам», организованного Клубом интернациональной дружбы. Данный проект имеет двустороннюю направленность: иностранные студенты получают помощь в процессе адаптации, а русские студенты - наставники получают возможность приобретения ценного опыта (Файзуллина, 2019). Опыт работы схожей структуры во Владивостокском

государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) описывает Ю. В. Морозова. В данном вузе действует Международный клуб (VSUES International Club), в рамках работы которого студенты-волонтеры помогают учебным мигрантам адаптироваться к новым условиям. Участники клуба осуществляют поддержку иностранных студентов как в рамках учебного процесса, так и во внеучебной деятельности (Морозова, 2018).

Некоторые исследователи рассматривают факторы повышения успешности адаптации учебных мигрантов, связанные с нормативно-правовым регулированием. Так, Т. В. Лебедева, анализируя правовые аспекты учебной миграции в Россию, отмечает, что нормативно-правовая база в этой сфере требует усовершенствования (в первую очередь ввиду необходимости законодательного определения понятий «учебная миграция», «адаптация учебных мигрантов» и др.). Достижение данной цели требует привлечения к разработке документов представителей научного сообщества, общественных организаций, обладающих опытом в реализации мероприятий по адаптации иностранных студентов (Лебедева, 2020).

Таким образом, в работах современных отечественных исследователей демонстрируются достаточно разнообразные подходы к разработке методов социальной и воспитательной работы в вузе, направленной на помощь в адаптации иностранным студентам. Однако для разработки эффективных мер по содействию адаптации учебных мигрантов необходимо опираться на мнения и потребности самих студентов-иностранцев. Обратимся к рассмотрению результатов прикладного социологического исследования, посвященного изучению проблем адаптации иностранных студентов в российских вузах.

Методология исследования

В 2021 г. Южно-Российским филиалом Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ЮРФ ФНИСЦ РАН) было реализовано социологическое исследование «Проблемы интеграции и адаптации иностранных студентов в российских вузах». Одной из задач данного исследовательского проекта было изучение мнений иностранных студентов о роли образовательного пространства высшего учебного заведения в процессе их адаптации к новой социокультурной среде. Метод исследования - анкетирование. Выборка - многоступенчатая квотная. Всего было опрошено 1095 человек. Выборочную совокупность составили иностранные студенты, магистранты и аспиранты вузов Южного федерального округа (ЮФО). Стоит отметить, что инструментарий исследования был адаптирован для иностранных студентов, в разной степени владеющих русским языком. С этой целью респондентам были

предложены для заполнения на выбор русскоязычный и англоязычный варианты анкеты.

Результаты исследования

Инструментарий проведенного социологического исследования содержал вопрос «Что бы изменили в образовательном процессе для облегчения учебы иностранных студентов в Вашем вузе?». Данный вопрос был открытым, и респондентам была предоставлена полная свобода в написании своих предложений. Согласно полученным данным, иностранные студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях ЮФО, чаще всего не стали бы ничего менять в учебном процессе, так как их все устраивает - 23,8 %. При этом 6,5 % затруднились дать какие-либо предложения по усовершенствованию образовательного процесса, ответив «не знаю». Тем не менее среди респондентов, ответивших на данный вопрос, были отмечены достаточно разнообразные проблемные точки. Прежде всего, молодые иностранцы отмечали необходимость решения проблем, связанных со знанием языка и коммуникацией. Так, 3,6 % указали, что им нужно больше занятий по русскому языку, а 2,8 % хотели бы больше общаться с русскоговорящими студентами. Еще 1,2 % отметили, что им нужна помощь в преодолении языкового барьера.

Также учебными мигрантами были высказаны пожелания по улучшению учебного процесса, касающиеся представителей профессорско-преподавательского состава. 3,3 % указали, что нуждаются в большей помощи со стороны преподавателей, а также своего куратора-наставника. Практически столько же респондентов (3,1 %) ответило, что хотели бы видеть больше терпения со стороны своих преподавателей, а также меньше проявлений строгости в свой адрес. Таким образом, результаты исследования зафиксировали, что преподаватели не всегда принимают во внимание специфику процесса обучения иностранных студентов и сопутствующие ему трудности адаптации. Тем не менее студентов-иностранцев, указавших желание сменить преподавателя по той или иной дисциплине, оказалось только 0,3 %.

Помимо этого, иностранными студентами были указаны моменты, касающиеся не столько коммуникативных барьеров, сколько трудностей межкультурного взаимодействия. 0,8 % опрошенных отметили, что для облегчения образовательного процесса учебных мигрантов необходима подготовка русских студентов и преподавателей к общению с иностранцами. То есть как их сокурсники, так и представители профессорско-преподавательского состава могут не знать (или не принимать всерьез) культурных особенностей иностранных студентов, что может привести к

трудностям в налаживании отношений или даже к конфликтным ситуациям. Это подтверждает тот факт, что 0,6 % указали необходимость искоренения расовых предрассудков и предвзятого отношения.

Были зафиксированы и предложения учебных мигрантов, касающиеся непосредственно организации учебного процесса. Так, 3,3 % респондентов предложили изменить учебный план. Однако дело здесь не только в трудности восприятия отдельных дисциплин по специальности на чужом языке. 0,6 % молодых иностранцев отметили, что среди преподаваемых в вузе дисциплин присутствуют предметы, которые будут бесполезны в их родной стране. Также 0,9 % отметили, что им нужно больше практических занятий, а 0,4 % высказались за сокращение количества домашнего задания. 1,2 % респондентов указали на необходимость улучшения условий использования предоставляемых учебных материалов: упрощение доступа к ним, язык материала, уровень качества материала. Еще 1 % опрошенных сказали, что нужно улучшить процесс обучения на подготовительном факультете. Помимо этого, учебные мигранты проявляют заметный интерес к полилинг-вальному образованию: 1,7 % указали необходимость преподавания дисциплин на нескольких языках, 0,6 % опрошенных хотели бы получить больше возможностей изучать другие языки в рамках учебной программы. Интересует респондентов и участие в культурной жизни вуза - 1,3 % отметили необходимость увеличения количества культурных мероприятий для иностранцев.

Также иностранными студентами были высказаны пожелания относительно формы и методов проведения занятий в университете. 0,8 % респондентов предложили изменить метод обучения в вузе в целом, а еще 0,7 % высказались более конкретно - они отметили необходимость индивидуального подхода к студентам-иностранцам. А вот мнения относительно дистанционной формы обучения у молодых иностранцев разделились: 0,6 % высказались за дистанционное обучение, а 0,5 % - наоборот, за его отмену. Однако, учитывая весьма нестабильную ситуацию с пандемией коронави-руса COVID-19, становится очевидным тот факт, что дистанционная форма обучения может использоваться в качестве основной еще длительное время.

Заключение

Подводя итог, стоит отметить, что адаптация учебных мигрантов -достаточно сложный и многогранный процесс, успешность которого зависит от большого количества факторов. Современные отечественные исследователи изучают отдельные аспекты данного процесса с позиции различных научных дисциплин. Однако разработка наиболее эффективных мер поддержки иностранных студентов требует учета их национальных и куль-

турных особенностей, а также их мнений как непосредственных участников учебного процесса. Сопоставив практические рекомендации и опыт реализованных проектов, представленные в работах современных авторов, и данные прикладного социологического исследования учебных мигрантов в вузах ЮФО, можно выделить основные проблемные точки процесса адаптации, требующие основного внимания. Больше всего иностранные студенты нуждаются в помощи в преодолении языкового барьера и налаживании межкультурного взаимодействия. И, как показал анализ теоретических работ, основные меры социально-воспитательной работы со студентами-иностранцами, реализуемые в российских вузах, направлены именно на решение данных проблем. Однако недопустимо делать упор только на культурно-массовые мероприятия и акции (а подобная тенденция встречается в ряде работ). Как следует из результатов проведенного нами опроса учебных мигрантов, для облегчения процесса адаптации к новым условиям им необходим индивидуальный подход - прежде всего помощь и понимание со стороны преподавателей и сокурсников. Кроме того, помимо внеучебной деятельности, требуется уделять внимание мнениям иностранных студентов об организации учебного процесса.

Литература

Ахтариева Р. Ф., Рахманова А. Р., Сали-муллина Е. В. Особенности интеграции иностранных студентов в полиэтническую образовательную среду вуза // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. тр. Ялта: РИО ГПА, 2021. Вып. 71, ч. 2. С. 39-41.

Белоус Е. С., Ромашова О. В. Формирование позитивного образа России в мультикуль-турной образовательной среде // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2020. Т. 2, № 9. С. 25-32.

Береговая О. А., Кудашов В. И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 31-43.

Болотова М. И. Проблемы межкультурного взаимодействия в полиэтнической среде вуза и пути их решения // Оренбургские горизонты: прошлое, настоящее, будущее : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 275-летию Оренбургской губернии и 85-летию Оренбургской области. Оренбург: Фронтир, 2019. С. 212-215.

References

Akhtarieva, R. F., Rakhmanova, A. R., Sal-imullina, E. V. (2021). Features of integration of foreign students into the multi-ethnic educational environment of the university. Problems of modern pedagogical education. Collection of scientific papers. Jalta: RIO GPA, 71, 2, 39-41. (In Russian).

Belous, E. S., Romashova, O. V. (2020). Creating a positive image of Russia in a multicultural educational environment. Social'naja inte-gracija i razvitie jetnokul'tur v evrazijskom pros-transtve, 2, 9, 25-32. (In Russian).

Beregovaya, O. A., Kudashov, V. I. (2019). Internationalization of higher education in the context of globalization. Perspektivy nauki i obra-zovanija, 3(39), 31-43. (In Russian).

Bolotova, M. I. (2019). Problems of intercultural interaction in the multiethnic environment of the university and ways to solve them. Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 275th anniversary of the Orenburg province and the 85th anniversary of the Orenburg region. Orenburg: Frontier Publ., 212-215. (In Russian).

Горбунова Е. М, Ларионова М. В. Интернационализация высшего образования в странах ОЭСР // Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. 152 с.

Камара И. Иностранные студенты в России: проблемы социальной адаптации // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 82-85.

Комарова М. Н., Сошников Е. А., Глебов В. В. Культурно-социальная и психологическая адаптация иностранных студентов // Успехи современного естествознания. 2013. № 8. С. 49-51.

Лебедева Т. В. Правовые и социальные аспекты учебной миграции в Российскую Федерацию // Международный журнал конституционного и государственного права. 2020. № 2. С. 61-67.

Маталова С. В., Бойцова И. В. Образ России глазами русских и иностранных обучающихся (поликультурный подход) // Мир русского слова. 2019. № 4. С. 42-47.

Моднов С. И., Ухова Л. В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2, Т. I (Гуманитарные науки). С. 111-115.

Морозова Ю. В. К вопросу об адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе: региональные аспекты // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 1 (11). С. 129-132.

Ременцова Н. С. К вопросу адаптации иностранных студентов в университетах России // Международное образование и сотрудничество. М.: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2012. С. 120-123.

Титова О. И. Психологическое сопровождение иностранных студентов и его роль в обеспечении качества образования в поликультурной среде // Сибирский вестник специального образования. 2015. № 1 (14). С. 98-102.

Файзуллина О. Р. Успешная адаптация иностранных студентов как ключевой показатель уровня интернационализации в высшем учебном заведении // Вестник НЦ БЖД. 2019. № 2 (40). С. 47-52.

Gorbunova, E. M., Larionova, M. V. (2005). Internationalization of higher education in OECD countries. Current issues of education development in the OECD countries. Moscow: Izdatel'skij dom GU VShJe Publ. (In Russian).

Kamara, I. (2012). Foreign students in Russia: problems of social adaptation. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija, 8, 82-85. (In Russian).

Komarova, M. N., Soshnikov, E. A., Glebov, V. V. (2013). Cultural, social and psychological adaptation of foreign students. Uspehi sovremennogo estestvoznanija, 8, 4951. (In Russian).

Lebedeva, T. V. (2020). Legal and social aspects of educational migration in Russia. Mezhdunarodnyj zhurnal konstitucionnogo i gosudarstvennogo prava, 2, 61-67. (In Russian).

Matalova, S. V., Boytsova, I. V. (2019). The image of Russia through the eyes of Russian and foreign students (multicultural approach). Mir russkogo slova, 4, 42-47. (In Russian).

Modnov, S. I., Ukhova, L. V. (2013). Problems of Adaptation of Foreign Students Studying in the Technical University. Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik, 2, I (Gumanitarnyye nauki), 111115. (In Russian).

Morozova, Yu. V. (2018). On the issue of foreign student adaptation in multinational higher school: the regional aspects. Azimut nauchnyh is-sledovanij: pedagogika i psihologija, 7, 1 (11), 129-132. (In Russian).

Remencova, N. S. (2012). On the issue of adaptation of foreign students in Russian universities. Mezhdunarodnoye obrazovaniye i sotrud-nichestvo. Moscow: Moskovskij avtomobil'no-dorozhnyj gosudarstvennyj tehnicheskij universi-tet (MADI) Publ., 120-123. (In Russian).

Titova, O. I. (2015). Psychological support foreign students and its role in ensuring the quality of education in a multicultural environment. Sibir-skij vestnik special'nogo obrazovanija, 1 (14), 98102. (In Russian).

Fayzullina, O. R. (2019). Successful adaptation of international students as the key index of internationalization level in the institute of higher education. Vestnik NTsBZhD, 2 (40), 47-52. (In Russian).

Для цитирования: Хунагов Р. Д., Магра-нов А. С., Гаврилов П. С. Адаптация учебных мигрантов в российских вузах: современные научные подходы и мнения иностранных студентов // Гуманитарий Юга России. 2021. 6 (52). С. 174-185. БОТ 10.18522/2227-8656.2021.6.14

История статьи:

Поступила в редакцию - 24.09.2021 г. Получена в доработанном виде -01.11.2021 г. Одобрена - 15.11.2021 г.

Сведения об авторах

Хунагов Рашид Думаличевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доктор социологических наук, профессор, председатель совета, Научно-исследовательский институт комплексных проблем Адыгейского государственного университета

385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, e-mail: khunagov-rd@mail.ru

Магранов Алексей Сергеевич

Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Центр социально-политических исследований Южного федерального университета; ведущий научный сотрудник, Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116, корп. 3, e-mail: alex_daredevil@mail.ru

Гаврилов Павел Сергеевич

Аспирант,

Южный федеральный университет

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/47, e-mail: pgavrilov@sfedu.ru

Information about authors

Rashid Dumalicevic Hunagov

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Chairman of the Council of the Research Institute for Complex Problems, Adyghe State University

208 Pervomayskaya St., Maykop, 385000, e-mail: khunagov-rd@mail.ru

Aleksei Sergeevich Magranov

Candidate of Sociological Sciences, Senior Researcher, Center for Socio-political Studies, Southern Federal University;

Leading researcher, South Russian Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

bld. 3, 116 Dneprovsky Lane, Rostov-on-Don, 344065, e-mail: alex_daredevil@mail.ru

Pavel Sergeevich Gavrilov

Postgraduate Student, Southern Federal University

105/47 Bolshaya Sadovaya St., 344006, Rostov-on-Don, e-mail: pgavrilov@sfedu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.