Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ'

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
168
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ / ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ / РОССИЙСКИЙ ВУЗ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ / ОБЩЕСТВО / СОЦИУМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Оухейш Таха Т. М.

В данной статье рассматриваются проблемы адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах. Актуальность. В настоящее время проблема адаптации иностранных студентов в российских вузах является особенно важной, ее решают руководство вузов и педагоги. Необходимо отметить, что ежегодно растет число прибывших иностранных студентов с целью обучения в России. Считаем, что было бы ошибочно говорить о том, что не существует проблем в области социальных и культурных аспектов адаптации в российских вузах. Основная нагрузка, которая связана с процессом обучения и адаптацией иностранных студентов ложится на плечи вузов. Поэтому процесс адаптации иностранных студентов к образовательной среде вуза должен быть организованным, целенаправленным и комплексным. Результаты. Автором статьи приведены основные проблемы в рамках адаптации иностранных студентов. Считаем, что успешная адаптация обеспечит высокую результативность профессиональной подготовки и формирования доброжелательного отношения к России в целом и российским вузам после возвращения иностранных студентов на родину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Оухейш Таха Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

This article discusses the problems of adaptation of foreign students to the conditions of study in Russian universities. Relevance. Currently, the problem of adaptation of foreign students in Russian universities is particularly important, it is solved by the university management and teachers. It should be noted that the number of foreign students arriving to study in Russia is growing every year. We believe that it would be a mistake to say that there are no problems in the field of social and cultural aspects of adaptation in Russian universities. The main burden associated with the learning process and the adaptation of foreign students falls on the shoulders of universities. Therefore, the process of adaptation of foreign students to the educational environment of the university should be organized, purposeful and comprehensive. Results. The author of the article presents the main problems in the framework of adaptation of foreign students. We believe that successful adaptation will ensure high efficiency of professional training and the formation of a friendly attitude towards Russia as a whole and Russian universities after the return of foreign students to their homeland.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ»

Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах

Оухейш Таха Т.М.

аспирант, ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет»

E-mail: tahaouheish1994@yahoo.com

В данной статье рассматриваются проблемы адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах. Актуальность. В настоящее время проблема адаптации иностранных студентов в российских вузах является особенно важной, ее решают руководство вузов и педагоги. Необходимо отметить, что ежегодно растет число прибывших иностранных студентов с целью обучения в России. Считаем, что было бы ошибочно говорить о том, что не существует проблем в области социальных и культурных аспектов адаптации в российских вузах. Основная нагрузка, которая связана с процессом обучения и адаптацией иностранных студентов ложится на плечи вузов. Поэтому процесс адаптации иностранных студентов к образовательной среде вуза должен быть организованным, целенаправленным и комплексным. Результаты. Автором статьи приведены основные проблемы в рамках адаптации иностранных студентов. Считаем, что успешная адаптация обеспечит высокую результативность профессиональной подготовки и формирования доброжелательного отношения к России в целом и российским вузам после возвращения иностранных студентов на родину.

Ключевые слова: адаптация, проблемы адаптации, иностранный студент, российский вуз, обучающийся, процесс адаптации, общество, социум.

Первоочередная задача, которая стоит перед вузами России на сегодняшний день - войти в мировое пространство образования, в связи с чем в интернационализацию деятельности высших учебных заведений входит большой спектр мероприятий и программ, где важное место отводится привлечению студентов-иностранцев в Россию.

Активными темпами происходит развитие межгосударственного контакта в области образования, в связи с чем увеличивается количество студентов, желающих обучаться в другой стране. У каждого из них есть определенная цель приезда в Россию: получение специальности, подготовка диссертации, прохождение переподготовки по специальности. Для того чтобы процесс обучения студента был успешен, ему необходимо пройти социальную адаптацию в стране своего пребывания.

Считается, что численность студентов-иностранцев является одним из основных показателей успеха высшего учебного заведения в рамках мирового рынка образовательных услуг. Данный показатель отражается в стратегической программе «Образование», где говорится о том, что к началу 2024 года в России будет обучаться примерно 425 тысяч иностранных студентов из разных стран мира.

В процессе вхождения в образовательное пространство России студенты-иностранцы испытывают ряд сложностей, среди которых основную проблему представляет адаптация в российских вузах [1].

Отечественный автор Ширяева И.В., под адаптацией иностранных студентов подразумевает формирование устойчивой системы отношений к компонентам педагогической системы, которая обеспечивает поведение адекватного характера, способствующее достижению целей педагогической системы.

Гладушем А.Д. приводится мнение о сущности понятия «адаптация». Он считает, что адаптация -это многоаспектный процесс взаимодействия личности и социокультурной среды, благодаря которому студенты-иностранцы, обладая этническими и психологическими особенностями, проходят различные социальные, психологические, нравственные сложности, а также учатся новым видам деятельности и формам поведения [2].

В литературных источниках адаптация представлена процессом, в ходе которого человек приспосабливается к изменяющейся среде посредством разных социальных средств. Но необходимо отметить, что такому процессу свойственно иметь проблемы, требующие внимания. Данные проблемы носят в себе налаживание контактов

сз о

о Л о

о сз о в

в и

см со

в социуме, преодоление языкового барьера, самореализация и интеграция в новом социуме, а также развитие толерантного отношения к участникам межкультурного общения и взаимодействия.

Проведя оценку сложностей среди иностранных студентов, которые только приехали на обучение в Россию, нами были выделены основные (рис. 1).

27%

21%

1 п 14% 14%

10%

5°%

3°%

.о!*

^ У У

гр

Рис. 1. Сложности, возникающие у иностранных студентов в России,%

Как мы видим, 27% студентов сложно привыкнуть к погодным условиям России. У 20% опрошенных студентов возникли проблемы с условиями проживания в общежитиях. Для 20% студентов представляет сложность общение на чужом языке - русский язык сложен и малопонятен для иностранцев. Так, большая часть иностранных студентов в процессе обучения сталкиваются с различными проблемами, которые носят физиологический и социальный характер.

Иностранные студенты останавливают свой выбор обучения на России, так как страна обладает высокими социальными и культурными показателями. Изначально студенту-иностранцу будет трудно обучаться в вузе, это происходит из-за того, что в России большое разнообразие культур, которые отличаются друг от друга.

Иностранные студенты начали приезжать в Россию еще сорок лет назад, в начале открытия курсов по русскому языку. И уже тогда существовали проблемы, связанные с адаптацией иностранцев по прибытии в страну. Но тогда этому не придавалось особое значение, так как это явление было новым и малоизученным.

Сегодня вузы России имеют заинтересованность в привлечении иностранных студентов, в связи с чем тема «Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах» является особенно актуальной. Актуальность темы обусловлена тем, что благодаря адаптации иностранный студент сможет быстрее включиться в обучающий процесс, тем самым повысится активность в познании, а вследствие и качество подготовки молодых специалистов в вузах.

В Россию едут учиться студенты из разных уголков мира. Так, наряду с разными погодными условиями, различиями в культуре, устоявшимися традициями и обычаями, у студентов возникают проблемы в адаптации, которые усиливаются тем, что присутствует языковой барьер. В своей стране студент-иностранец способен легко уладить конфликтную ситуацию за счет того, что окружающая среда ему знакома и привычна. А попав в другую страну, студент прилагает каждодневные усилия

для того, чтобы взаимодействовать с окружающими людьми. На этом основании процесс адаптации изучается с разных сторон в педагогике и психологии [3].

С позиции педагогики «адаптация» изучается в работах отечественных авторов: Бояринцевой

H.Н, Митиной С.Н, Немой Р.С, Соловьевой В.Н, Третьяковой П.И и ряда иных авторов. Известными психологами Выготским Л.С, Лурье С.В, Сте-фаненко Т.Г изучалась проблема социальной адаптации.

Процесс адаптации студентов-иностранцев можно исследовать с нескольких позиций, беря во внимание социальную психологию [4]:

- определенный процесс, в ходе которого индивид активно приспосабливается к меняющимся условиям среды социума;

- вид взаимодействия, в ходе которого личность либо социальная группа взаимодействует с социальной средой;

- адаптация выступает как гармонизация в отношениях субъекта и социальной среды.

Как известно, на сегодняшний день не существует единой концепции адаптации, которая объединяла бы в себе понятия с точки зрения психологии, социологии, педагогики. Для нашего удобства будем изучать процесс адаптации, как согласованность возможностей индивида со специфическими условиями социальной среды, в которой он находится.

Иностранные студенты по-разному адаптируются к условиям российских вузов, одни быстро привыкают к меняющимся условиям и языку, другие же не могут свыкнуться и покидают страну задолго до окончания обучения.

Основные причины, которые оказывают влияние на быструю адаптацию у иностранных студентов нужно исследовать с позиции таких критериев как:

I. Критерий субъективного или личностного характера (студент проявляет лень, не желает обучаться в вузе, показывает застенчивость и ряд иных особенностей).

2. Критерий, состоящий из объективно-субъективной оценки (у студента на слабом

уровне протекает развитие самокотроля и саморефлексии).

3. Критерий, основанный на объективной либо внешней оценке (студента пугает взаимодействие с новым коллективом, часто меняющие-

ся непривычные погодные условия, использование новых методик в обучении) [5]. На рисунке 2 нами раскрываются основные проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах.

Рис. 2. Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах

Главная проблема, стоящая перед студентом -лингвистическая. Здесь возникает масса сложностей, которые отражаются в понимании русского языка. Большая часть студентов-иностранцев вовсе не знают русский язык, что влечет за собой появление языкового барьера, который является наиболее сложной проблемой при адаптации. В повседневной жизни иностранный студент часто встречается с русскоговорящими людьми в общественных местах (магазинах, кафе), то есть за пределами вуза с ним везде будут говорить на русском языке [6]. Следовательно, возникают трудности языкового барьера, то есть студенту достаточно сложно усвоить новый язык общения.

Второй проблемой является этнокультурный аспект, где студенту приходится сталкиваться с непониманием окружающих людей и средой проживания в целом. Данная проблема состоит в том, что студент будет питаться русскими блюдами, так как некоторые ингредиенты для приготовления знакомых блюд отсутствуют в России. Допустим, студент-иностранец привык питаться разными экзотическими фруктами постоянно, поэтому находясь в России, ему будет сложно изменить свой привычный рацион на макаронные изделия и картофель.

Третья проблема адаптации в российских вузах представлена отсутствием специальных учебно-методических материалов и вынужденное чтение неадаптированных текстов на русском языке [7]. Для решения данной проблемы следует выпускать издания с учетом специфики мыслительных процессов иностранных студентов, учебные словари с терминами по специальности студента.

Четвертой проблемой служит снижение академической мотивации у иностранных студентов.

Данная проблема заключается в том, что студент разочаровывается в получаемых знаниях и их качестве, ему не нравится сам процесс обучения, не устраивает профессиональная компетентность педагогов и техническая оснащенность вуза.

Следующая проблема заключается в различиях форм и методов построения процесса обучения в российском вузе [8]. Иностранному студенту тяжело самореализовываться и самовыражаться в условиях вуза. Проблема заключается в том, что большая часть иностранцев более требовательна, чем российские студенты, например, студент-иностранец будет задерживать педагога пока полностью не разберется и не усвоит учебный материал.

Еще одна проблема кроется в климате и географических условиях, что негативно сказывается на адаптации студентов-иностранцев в России. Студентам следует привыкнуть к тому, что в России другой климат и часовой пояс. Нет привычной для них жары, а вместо этого слякоть и холод [9].

Итак, в процессе выбора иностранным студентом страны, в которой он будет получать высшее образование, ему следует, как можно раньше начинать изучение языка и традиций, обладать рядом качеств, которые помогут ему освоиться в непривычной среде. Среди важных качеств личности выступают такие как: наличие коммуникабельности, готовность к сотрудничеству, активность в социуме, толерантность. Перечисленные качества упростят и помогут в общении с обществом. Не стоит забывать о том, что студент должен быть самостоятельным, нести ответственность, быть готовым к анализу и рефлексии. Подобные качества способны облегчить как общение студента в коллек-

сэ о

о Л о

о сз о в

в u

CM

со

тиве, так и процесс обучения в целом. При полном спектре качеств, студент-иностранец пройдет процесс адаптации в вузе России более успешно и сможет без усилий влиться в общество.

Таким образом, для того чтобы разрешить проблему адаптации, иностранные студенты, также как и высшие учебные заведения России, должны участвовать в этом процессе полноценно и своевременно. Уже сегодня большинство российских вузов страны проводят курсы в области иностранных языков для педагогов, занимаются переводами ресурсов на разные языки мира, это делается для того, чтобы упростить процесс адаптации иностранцев.

Выводы

Так, при разрешении проблем в области адаптации и процесса образования будут более эффективно решаться задачи обучения и воспитания. Полагаем, что иностранному студенту будет трудно привыкнуть к российскому пространству образования, поэтому этот процесс будет достаточно долгим и нелегким [10]. Перед принимающей стороной стоит задача оптимизировать качество жизни и обучения студентов-иностранцев, проходящих через трудный путь адаптации в новых для них условиях.

Считаем, что адаптация крайне важна для иностранных студентов, приехавших на обучение в российские вузы, исходя из чего, проблематика адаптации определена первоочередными задачами, которые ставятся для эффективности обучения специалистов в будущем. Для того, чтобы возросли конкурентоспособные преимущества вузов России, важен активный рост адаптированных в среде обучения иностранных студентов. Подобный аспект важен как со стороны самого обучения, так и со стороны обыденной жизни студентов.

Полученные данные и представленные в тексте исследования, позволяют сделать вывод о том, что и студенты, и их руководители достаточно ясно осознают проблемы и видят пути их решения. Это является необходимым условием дальнейшего совершенствования процесса адаптации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза.

Литература

1. Аргунова В.Н., Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах // В.Н. Агрунова. - М.: 2019. № 4. - С. 7-12.

2. Булганина С.В., Прохорова М.П. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение // В сборнике: инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. -2016. С. 3-5.

3. Бухалко А.Д., Основы психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе // А.Д. Бухалко. - М.: 2019. № 2. - С. 56-59.

4. Гладуш, А.Д. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России / А.Д. Гладуш, Г.Н. Трофимова, В.М. Филиппов. - М.: рудн, 2020.

5. Гребенникова И.А., Адаптация иностранных студентов: механизмы и факторы/И.А.Гребенникова. - М.: 2011. № 3. - С. 98-100.

6. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т., Проблемы социальной адаптации иностранных студен-тов/Ю.Н.Дорожкин. - М.: 2017. № 3. - С. 73-77.

7. Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Дискурсивное поле роста транспарентности российских вузов в контексте их интеграции в европейское пространство // Современные проблемы науки и образования. 2019.№ 3. С. 327.

8. Катаева О.В., Проблемные вопросы адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество и некоторые пути их решения // О.В. Катаева. - М.: 2022. - 89 с.

9. Погукаева А.В., Коберник Л.Н., Омельян-чук Е.Л. Адаптация иностранных студентов в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3.

10. Степанов Д.А., Проблемы социальной адаптации иностранных студентов к условиям российского вуза // Д.А. Степанов. - М.: 2021. -38 с.

PROBLEMS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

Taha H.M. Ouheish

Tula State University

This article discusses the problems of adaptation of foreign students to the conditions of study in Russian universities. Relevance. Currently, the problem of adaptation of foreign students in Russian universities is particularly important, it is solved by the university management and teachers. It should be noted that the number of foreign students arriving to study in Russia is growing every year. We believe that it would be a mistake to say that there are no problems in the field of social and cultural aspects of adaptation in Russian universities. The main burden associated with the learning process and the adaptation of foreign students falls on the shoulders of universities. Therefore, the process of adaptation of foreign students to the educational environment of the university should be organized, purposeful and comprehensive. Results. The author of the article presents the main problems in the framework of adaptation of foreign students. We believe that successful adaptation will ensure high efficiency of professional training and the formation of a friendly attitude towards Russia as a whole and Russian universities after the return of foreign students to their homeland.

Keywords: adaptation, problems of adaptation, foreign student, russian university, student, adaptation process, society, society.

References

1. Argunova V.N., Barriers of socio-cultural adaptation of foreign students studying in Russian universities // V.N. Agrunova. - M.: 2019. No. 4. - pp.7-12.

2. Bulganina S.V., Prokhorova M.P. Additional professional education of students: a sociological dimension // In the collection: innovative approaches to solving professional and pedagogical problems. - 2016. pp. 3-5.

3. Bukhalko A.D., Fundamentals of psychological and pedagogical support for the adaptation of foreign students to study at a Russian university // A.D. Bukhalko. - M.: 2019. No.2. - pp.56-59.

4. Gladush, A.D. Socio-cultural adaptation of foreign citizens to the conditions of study and residence in Russia / A.D. Gladush, G.N. Trofimova, V.M. Filippov. - M.: RUDN, 2020.

5. Grebennikova I.A., Adaptation of foreign students: mechanisms and factors/I.A.Grebennikova. - M.: 2011. No. 3. - pp.98-100.

6. Dorozhkin Yu.N., Mazitova L.T., Problems of social adaptation of foreign students/Yu.N. Dorozhkin. - M.: 2017. No.3. - pp.7377.

7. Egorov E.E., Lebedeva T.E. The discursive field of transparency growth of Russian universities in the context of their integration into the European space // Modern problems of science and education. 2019. No. 3. p. 327.

8. Kataeva O.V., Problematic issues of adaptation and integration of foreign citizens into Russian society and some ways to solve them // O.V. Kataeva. - M.: 2022. - 89 p.

9. Pogukaeva A.V., Kobernik L.N., Omelianchuk E.L. Adaptation of foreign students in a Russian university // Modern problems of science and education. - 2016. - № 3.

10. Stepanov D.A., Problems of social adaptation of foreign students to the conditions of the Russian university // D.A. Stepanov. -M.: 2021. - 38 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.