Иностранные боевики-террористы — отвечая на современные вызовы. Конференция высокого уровня с участием профильных структур СНГ
(Научный доклад НИИПБ СНГ и АТЦ СНГ на Конференции высокого уровня, состоявшейся 11-12 февраля в штаб-квартире ОБСЕ в Вене)
НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ СТУПАКОВ,
директор Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ, член научного совета при Совете безопасности Российской Федерации,
главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», кандидат юридических наук, доцент АНТОН МИХАЙЛОВИЧ АРЕФЬЕВ,
заместитель начальника отдела
Антитеррористического центра государств - участников СНГ, кандидат политических наук ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ МАРЕЕВ,
исполнительный секретарь Научно-консультативного совета
при Антитеррористическом центре государств - участников СНГ, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент
АННОТАЦИЯ
В статье дается общий взгляд совместной делегации Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ и Антитеррористического центра государств - участников СНГ на те процессы и тенденции в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, на которых акцентировали внимание представители различных стран и международных организаций в ходе состоявшейся 11 - 12 февраля 2020 года в г. Вене Конференции высокого уровня «Иностранные боевики-террористы - отвечая на современные вызовы», организованной ОБСЕ, КТУ ООН и Швейцарией при взаимодействии с председательство-ванием Албании в ОБСЕ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: терроризм; экстремизм; иностранные боевики-террористы; «возвращенцы»; радикализация; реинтеграция; реабилитация
Foreign terrorist fighters — addressing current challenges. Regional high-level conference with participation of cis specialized agencies
(Scientific report of the Research Institute of CIS Security Problems and the CIS Antiterrorist Center at a high-level conference held on February 11-12 at the OSCE headquarters in Vienna)
NIKOLAY VALEREVICH STUPAKOV,
Director, CIS Security Research Institute,
member of the Scientific Board of the Russian Federation Security Council, chief editor of magazine "International Cooperation of the Eurasian States: Policy, Economy, Law", candidate of legal sciences
ANTON MIKHAILOVICH AREFIEV,
Deputy head of department, CIS Anti-Terrorism Center, candidate of political sciences PAVEL LVOVICH MAREEV,
Executive secretary, Scientific and Advisory Council at the CIS Anti-Terrorism Center, candidate of legal sciences, candidate of historical sciences, associate professor
ANNOTATION
The article offers a review by the joint delegation of CIS Security Research Institute and CIS Anti-Terrorism Center of the processes and trends in countering terrorism and extremism which have been in focus of the delegates from the states and international organization at the Regional HighLevel Conference on "Foreign Terrorist Fighters - Addressing Current Challenges" convened by the OSCE, the United Nations Office of Counter-Terrorism and Switzerland, in cooperation with the Albanian OSCE Chairmanship on 11 and 12 February 2020 in Vienna.
KEYWORDS: terrorism; extremism; foreign terrorist fighters; returnees; radicalization; reintegration; rehabilitation
Обзор материалов Конференции высокого уровня — взгляд из СНГ
11-12 февраля 2020 г. в штаб-квартире Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в г. Вене проведена Конференция высокого уровня «Иностранные боевики-террористы - отвечая на современные вызовы», организованная Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Контртеррористическим управлением ООН и Швейцарией при взаимодействии с председательствованием Албании в ОБСЕ.
В конференции приняли участие 438 делегатов, представлявших более 50 государств, а также 38 международных, научных и неправительственных организаций.
В соответствии с заключенным 23 августа 2019 г. Меморандумом о сотрудничестве между Антитеррористическим центром государств - участников СНГ и АНО «Научно-исследовательский институт проблем безопасности СНГ» в данной конференции приняла участие совместная делегация:
• от НИИПБ СНГ - директор Института Н.В. Ступаков и старший научный сотрудник Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества А.Ю. Грачев;
• от АТЦ СНГ - заместитель начальника отдела Арефьев А.М. и исполнительный секретарь Научно-консультативного совета при АТЦ СНГ П.Л. Мареев.
Данная конференция носили внеплановый характер (ежегодная Контртеррористическая конференция в рамках ОБСЕ состоится в мае 2020 г. в Тиране), однако следует отметить достаточно пассивное участие в ней представителей государств - участников СНГ (за исключением Казахстана и Узбекистана). Так, в 2019 г. в Братиславе на аналогичной конференции в качестве основных докладчиков пленарного заседания выступали заместители министров иностранных дел Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Армения, в ходе первой сессии от ОДКБ в качестве спикера выступил исполняющий обязанности генерального секретаря, а на второй - руководитель Фонда исследования проблем демократии (Российская Федерация), входивший в состав делегации МИД России. Кроме того, с восьмью краткими сообщениями на трех секциях конференции выступили представители Азербайджана, Киргизии, Российской Федерации, Таджикистана, АТЦ СНГ.
В ходе данной конференции в пленарной части страны СНГ представлены не были (если не считать представителя МИД Таджикистана с обзором одной из прошедших региональных конференций, организованных ОБСЕ в 2019 г. на территории четырех стран, включая Республику Таджикистан), а в качестве основных докладчиков на сессиях выступили только представители Антитеррористического центра СНГ (1-я сессия), МИД России (2-я сессия) и Узбекистана (5-я сессия). Краткие сообщения сделали делегаты от АТЦ СНГ (3-я и 5-я сессии), Казахстана, России, Азербайджана, Армении, Таджикистана.
Обратило на себя внимание: выступления практически всех представителей стран Содружества были на английском языке, хотя русский являлся официальным. И в кулуарах исключительно на русском языке беседовали участники не только между собой, но и с пред-
ставителями международных организаций и ряда других делегаций.
На этом фоне в ходе последующей встречи представитель МИД России как положительный момент отметил активное участие в конференции представителей Антитеррористического центра и Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ.
В ходе двухдневной конференции было проведено пленарное заседание, состоящее из вступительной части и обзора результатов региональных контртеррористических конференций ОБСЕ, прошедших в 2019 г., а также пять тематических секций.
Открыл мероприятие представитель Швейцарии (страна - соорганизатор конференции), который, наряду с призывом объединить усилия в борьбе с терроризмом, уделить особое внимание работе с несовершеннолетними, организовать контртеррористическую деятельность и защиту населения без дискриминации, отдельно обозначил позицию своей страны по вопросу репатриации бывших участников международных террористических организаций (МТО), воевавших в Сирии и Ираке. Так, с его слов, Швейцария выступает за дальнейшее преследование и судебное реагирование на деятельность лиц, признанных «иностранными боевиками-террористами» (ИБТ) и при этом не будет репатриировать своих граждан. Основной акцент в выступлении был сделан на интересах именно государства как субъекта международного права.
Следует отметить, что уже третий год, начиная с 2018 г., прослеживается определенная тенденция - если ранее на подобных форумах ОБСЕ основной акцент делался на защите прав человека, свободе слова, толерантности и т.п., то сейчас упоминание этих категорий становится второстепенным, скорее дежурным.
Так, в 2019 г. большее внимание уделялось призывам к совершенствованию полицейской работы, национального законодательства, организации профилактики насильственного экстремизма. В этом году общий настрой не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие, хотя в большинстве последующих выступлений организаторами всячески проводилась линия на склонение аудитории к поддержке программ по репатриации вышеуказанных граждан, активизации реабилитационной работы с «возвращенцами» и т.д.
Во вступительной части конференции выступили высокопоставленные функционеры ОБСЕ и ООН, обозначившие видение современных террористических угроз с точки зрения представляемых ими организаций.
Начав с предложения почтить минутой молчания жертвы терроризма, заместитель Генерального секретаря - руководитель Контртеррористического управления (КТУ) ООН В. Воронков отметил, что результаты работы мониторинговой команды по ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация) показывают, что ситуация, сложившаяся с возвращением ИБТ, будет долго сохраняться. КТУ осуществляет программу поддержки реинтеграции, отмечая особую сложность в работе с женщинами и детьми, деятельность которых ассоциирована с МТО. Лучшим решением проблемы, по его словам, должен стать их вывоз из зон конфликта с соблюдением принципа индивидуальной уголовной ответственности. Отдельно была отмечена спонсорская роль Катара и Нидерландов.
Результаты сравнительного анализа выступления В. Воронкова с прошлогодним аналогичным выступлением на открытии конференции представителя Контртеррористического управления ООН дают основание констатировать, что основное внимание по-прежнему должно быть сосредоточено на «возвращенцах» из мест ведения боевых действий, выявлении среди них потенциальных террористов. С этой целью необходимо усилить работу по сбору биометрических данных, укреплению государственных органов, сбору доказательств, проводить соответствующие аналитические и научные исследования. Не изменились и обозначенные основные угрозы:
• выход из мест заключения лиц, ранее осужденных за терроризм;
• радикализация жен и детей «бывших» террористов;
• антисемитизм и исламофобия;
• рост «правого» и «левого» радикализма. Традиционный для ежегодной конференции «сегмент высокого уровня» был заменен на обзор результатов региональных контртеррористических конференций ОБСЕ, прошедших в 2019 г., его сделали представители стран, в которых они проходили (Венгрия, Беларусь, Таджикистан и Монголия).
Если выступления последних трех стран явились действительно обзорами (сколько участников, какая тематика, общие призывы и т.д.), то выступление представителя Венгрии вызвало неподдельный интерес и во многом в менее корректной форме развивало идеи, только обозначенные Швейцарией.
Основная идея - два явления, которые сделали Европу другой:
• «Исламское государство»;
• миграционные процессы.
Что, по мнению министра, необходимо незамедлительно делать:
• искоренить любое проникновение «тысяч бывших боевиков, которые возвращаются в Европу»;
• сосредоточиться на защите государственных границ, которая на сегодняшний день неудовлетворительна - «от 100 до 200 человек в день пытаются пересечь нашу границу до сих пор»;
• «Надо сбросить политическую корректность!» и понять, что мигранты - это угроза. Необходимо учитывать, что нет права бесконтрольного перемещения через государственные границы.
Кроме того, впервые на подобной площадке министр заострил внимание на том, что «сегодня самая преследуемая религия - это хри-
стианство. Четверо из пяти человек, которых убивают в мире, - это христиане».
После вступительной части последовательно проведено пять тематических сессий:
• «Реагирование на подстрекательство, вербовку и содействие деятельности иностранных боевиков-террористов»;
• «Предотвращение передвижения иностранных боевиков-террористов»;
• «Сбор и обмен доказательной базы по иностранным боевикам-террористам»;
• «Судебное преследование иностранных боевиков-террористов»;
• «Репатриация, реинтеграция и реабилитация лиц, участвовавших в конфликтах».
Сессия 1. «Реагирование на подстрекательство, вербовку и содействие деятельности иностранных боевиков-террористов»
В ходе сессии после основного доклада представителя Европейского Союза выступили пять докладчиков от Албании, США, ООН, АТЦ СНГ и Глобального центра по корпоративной безопасности (США - Великобритания)1, а также представители Казахстана, Нидерландов, КНР, Австрии, Морокко, Турции, Египта, ШОС с краткими сообщениями.
В основном докладе представителя ЕС было отмечено, что, по его данным, несмотря на то, что по всему миру создана сеть «спящих ячеек», в Европе ни один «возвращенец» не организовал террористического акта. «Они -не угроза? Можете их репатриировать. Только это,по всей вероятности, не относится к таким странам, как Венгрия или Швейцария,
выступления их представителей мы уже слышали». В очередной раз вспоминаются слова члена парламента Великобритании лорда Десаи:
«Брюсселю следует в сотрудничестве с ООН разработать и профинансировать план по рас-
1 Глобальный центр по кооперативной безопасности (Global Center) основан в 2004 г. А. Милларом в целях поощрения совместных международных мер по борьбе с терроризмом (А. Миллар является правительственным консультантом по вопросам борьбы с терроризмом, президентом четвертого Форума Свободы и профессором Университета Джорджа Вашингтона). Центр разрабатывает проводит исследования и предоставляет независимые политические консультации в области развития, безопасности и финансовой целостности и транспарентности. Консультативный совет Центра включает ряд международных высокопоставленных лиц, ученых и политиков в основном США и Великобритании.
Центр получает финансовую поддержку от ряда государственных и частных доноров, включая национальные правительства.
селению беженцев из Сирии и других ближневосточных государств в Центральной Азии. В Центральной Азии имеются малонаселенные страны - Туркмения, Таджикистан, Монголия и т.д. Плотность населения (в этом регионе) в сто раз ниже плотности населения в Европе. Я бы хотел, чтобы ООН в сотрудничестве с этими государствами организовала перемещение как можно большего числа мигрантов и беженцев для расселения в этих странах».
При этом, как сказано в докладе, угроза для стран ЕС в основном исходит от лиц, которые освобождаются из мест лишения свободы, а также от нарастающей волны «правого экстремизма». Особенно это характерно для Германии. На сегодняшний день, по мнению МВД Германии, «правые радикалы» и джиха-дисты - это сопоставимая угроза.
Отдельно докладчик коснулся лиц, которые участвовали в «конфликте на Украине» (особо подчеркнув - «на любой стороне»), связав их распространением не только «крайне правых», но и «крайне левых» угроз.
В качестве нового направления, которое в перспективе могут использовать террористы,
было отмечено экологическое, связанное с охраной окружающей среды.
С положительной стороны в работе по выявлению радикализма выступавший охарактеризовал работу «горячих линий», приведя в пример Францию. По его словам, в этой стране из 21 тыс. радикалов 6000 выявлено с участием именно этих структур. Кроме того, особое внимание должно уделяться использованию информационных массивов и выборке материалов на «языке ненависти». Причем, по его мнению, более сложным при определении террористического контента является работа с «правым радикализмом» (использование соответствующей символики, кодовых программ, шифрование информации и т.д.).
Традиционное место в докладе было уделено необходимости использования возможностей институтов гражданского общества, религиозных деятелей,государственно-част-ного партнерства.
В докладах спикеров сессии прозвучали наиболее значимые (в том числе появившиеся в последнее время), с точки зрения выступавших, угрозы безопасности государствам
ОБСЕ, так или иначе аффилированные с терроризмом и экстремизмом, и отдельные практики противодействия им.
Так, делегат от Албании, отметив, что в его стране не было конфликтов на религиозной почве, в качестве проблемы выделил неподконтрольность ряда мечетей официальному исламу, в которых распространяются радикальные идеи (в качестве примера приведен арест девяти имамов, занимавшихся вербовкой в МТО), а также «искусственное создание конфликтов между мусульманами и христианами», радикализация футбольных фанатов, которые используют в том числе и религиозные лозунги и ритуалы.
Представитель США назвал в качестве основных приоритетов для Америки два направления:
• реабилитация;
• «белый терроризм» (расово мотивированный).
Основная же идея всего выступления -страны обязаны репатриировать своих граждан из Сирии и Ирака, учитывая знание того факта, что «большинство из них вернется к терроризму». В качестве «глобального лидера» в решении этого вопроса докладчик несколько раз называл Казахстан. Что касается США, то, по его словам, они на сегодняшний день репатриировали 23 своих гражданина.
В конце доклада американец вернулся к проблеме роста «белого терроризма», выделив такие страны, как Австралия, Новая Зеландия, США, особо акцентировав внимание на Украине, на территорию которой «ездят тренироваться» (в контексте расового и этнического терроризма).
Эксперт ООН по правам человека акцентировала внимание на необходимости определения места проведения судов над террористами и их пособниками (вопрос придания их суду не обсуждается). Вопрос прав человека и т.п. при этом использовался скорее в дежур-
ном контексте, с единственной оговоркой, что смертная казнь в ряде стран применяется без гарантий справедливости.
В качестве основного спикера на данной сессии выступил представитель совместной делегации АТЦ СНГ и НИИ ПБ СНГ (текст выступления приведен ниже). Следует отметить не только положительную реакцию зала, но и проявление особого интереса делегатов конференции к представленному материалу, особенно в части, касающейся работы в межконфессиональной среде с привлечением возможностей институтов гражданского общества.
Среди кратких выступлений можно выделить речь представителя Нидерландов, который вслед за Венгрией и Швейцарией открыто заявил, что «мы не возвращаем своих граждан». Основное - работать с теми, кто собирается выезжать и совместно с США оказывать помощь другим странам в уголовном преследовании террористов.
Обойдя вопрос отношения своих стран к «возвращенцам», в этом же ключе выступили представители Австрии и КНР, сделав акцент на необходимости правосудия и предотвращении ИБТ.
В целом декларативное выступление Турции было направлено на поддержку тезиса: «репатриация должна быть со стороны стран исхода», а также на призыв отказаться от всякого сотрудничества с Курдской рабочей партией, отряды которой контролируют лагеря беженцев на территории Сирии.
Достаточно сдержанные косвенные обвинения в адрес действий в Сирии самой Тур-
ции прозвучали в выступлении представителя Египта(впрочем,название страны не звучало). Был поднят вопрос и о необходимости введения санкций ООН «в отношении тех, кто нарушил Устав ООН».
От стран - участников СНГ выступил представитель Казахстана с краткой характеристикой операции «Жусан» (по репатриации около 600 казахстанских граждан) и предоставил слово одной из возвращенных из Сирии женщин, которая ярко и эмоционально выразила благодарность правительству республики. Выступление было встречено бурными аплодисментами зала.
Сессия 2. «Предотвращение передвижения иностранных боевиков-террористов»
С основным докладом на сессии выступил австрийский представитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ, а также четыре докладчика от Российской Федерации, Еврокомиссии, БДИПЧ ОБСЕ и КТУ ООН. С мест выступили пять представителей - от Азербайджана, Таиланда, Украины, Армении и России.
Традиционно информативное наполнение сессии было на более низком уровне и зачастую затрагивало чисто технические вопросы, связанные с рассмотрением конкретных программ (докладчики от международных организаций), или позиций стран - участников ОБСЕ (представители государств).
После общего обзора резолюций СБ ООН по «возвращенцам», заявлений о необходимости совершенствования пограничного контроля, сбора биометрических данных, необходимости парламентского контроля и т.д., прозвучавших в выступлении делегата от Парламентской ассамблеи ОБСЕ, первым на сессии выступил российский представитель. Докладчик акцентировал внимание на расползании возвращающихся из Сирии и Ирака боевиков по всему миру и призвал страны к исполнению
принципа «Или выдай - или суди!». Также он указал на бесперспективность создания международного суда по ИБТ, а также поддержал процесс репатриации лиц, ранее участвовавших в террористической деятельности, их жен и детей. В отношении ОБСЕ было отмечено, что совет министров иностранных дел организации с 2016 г. не принял ни одного решения о согласовании документов по борьбе с терроризмом.
Близкие по смыслу к выступлению представителя ПА ОБСЕ доклады делегатов от Еврокомиссии, БДИПЧ ОБСЕ и КТУ ООН (гр. Нидерландов) затронули работу в рамках программы пограничной безопасности FRONTEX, необходимость проверки всех лиц, прибывающих в Европу в миграционных потоках, создания новых баз данных и их совместимости. Особо подчеркивалась роль Интерпола и его базы данных, в докладе правозащитника ОБСЕ вскользь упоминалась необходимость соблюдения прав человека.
Из всех кратких сообщений с мест следует выделить речь представителя Украины (сотрудник миссии ОБСЕ), который начал с того,
что его страна была несколько раз упомянута спикерами, которые не учитывают того, что «идет война между Украиной и Россией». Впрочем,особого интереса к его выступлению и какой-либо реакции со стороны делегатов Конференции не последовало. Большее понимание аудитории, на наш взгляд, вызвало сожаление представителя российской делегации, которому было предоставлено дополнительное слово, о том, что Украина злоупотребляет возможностью присутствовать на столь представительном форуме, где обсуждаются серьезные вопросы.
Надо сказать, что ранее на подобных форумах любые провокационные поводы могли быть, если и не развиты, то использованы в целях дискредитации того или иного государства в лице участников. Так, например, на аналогичной конференции в 2017 г. после явно неосторожного (к тому же двусмысленного) заявления одного из представителей российской делегации в адрес английских властей зал покинули представители Великобритании и США, был объявлен технический перерыв, после которого последовал ряд заявлений и т.д.
Сессия 3. «Сбор и обмен доказательной базы по иностранным боевикам-террористам»
Основным докладчиком сессии выступил представитель КТК ООН, отметив, что ситуация с распространением террористической угрозы в мире не улучшается - наряду с возвращением участников боевых действия, растет новое поколение террористов. С 2014 г. КТК ООН занимается проблемой «возвращенцев», и сейчас, по оценкам комитета, среди них насчитывается до 14 тыс. боевиков разной категории (первоначально их было около 40 тыс.). Среди лидеров работы с «возвращенцами» в докладе были отмечены Российская Федерация, США, Казахстан, Узбекистан. Докладчик еще раз обратил внимание на 18 принципов в отношении рассматриваемой категории лиц, разработанных ООН, и необходимости межведомственного взаимодействия не только на государственном, но и на международном уровне.
В качестве четверых содокладчиков стали представители Испании, УНП ООН, Интерпола и Международной европейской комиссии по защите прав человека. С мест выступили шесть делегатов от ОАЭ, США, ОИК, Польши, АТЦ СНГ и Турции.
Представитель полиции Испании охарактеризовал свою страну как один из основных пунктов въезда в Европу потенциальных террористов, что обусловлено чисто географически. Что касается выявленных ИБТ в Испании, то их, по словам полицейского, сейчас 250 человек (230 мужчин и 20 женщин) - все они или испанцы, или граждане Марокко. Среди наиболее эффективных способов выявления ИБТ, которые использует испанская полиция, докладчик назвал использование агентуры под прикрытием,внедряемой в потенциально опасную среду.
Основное внимание сотрудницы УНП ООН было обращено на рекомендации по использованию электронных доказательств, на долю которых, по подсчетам Управления, приходится 80%. В качестве примера приводилась работа «Европола». Еще один интересный вопрос, который обозначил докладчик, - различие в подходах к определению свободы слова в разных странах (где-то «свобода», а где-то то же самое - «подстрекательство»).
Достаточно информативным стало выступление французского сотрудника Интерпола,
сообщившего, что на 2020 г. к организации присоединилось 194 государства, бюджет составил 139 млн евро, имеется 1050 человек персонала, включая 275 прикомандированных из 140 стран. «Интерпол» имеет 18 основных баз данных, в которых в том числе содержится более 170 тыс. профилей террористов, и отрабатывает до 19 млн поисковых запросов в день. Особо докладчик отметил эффективность базы данных «Эдиссон» (удостоверения личности), а также рост поступлений в базу биометрических данных.
В выступлениях с мест можно отметить позицию делегата от Организации Исламская Конференция о неочевидности связи между миграцией и распространением терроризма, а также ряд цифр, приведенных выступавшим от Турции (запретили въезд 92 тыс. лиц, 7000 депортировали, в том числе в 2019 г. -734 чел., 34 тыс. прошли проверку, около 1200 чел. из 42 государств находятся в турецких тюрьмах по уголовным статьям, связанным с терроризмом,1500 чел.подозреваемых в террористической деятельности содержатся в де-портационных лагерях)2.
В отличие от прошлых лет сдержанным и не политизированным было выступление представителя Польши.
В выступлении делегата АТЦ СНГ (тезисы приведены ниже) прозвучала информация об опыте отработки вопросов сбора и совместного использования информации по иностранным боевикам-террористам в ходе проведенного в 2019 г. антитеррористического учения «Арарат-Антитеррор-2019» на территории государств Содружества и возможности использования этого опыта при построении антитеррористического сотрудничества в рамках международного сообщества.
Сессия 4. «Судебное преследование иностранных боевиков-террористов»
Традиционно короткая сессия состояла из основного доклада представителя Чехии в Евросоюзе и четверых содокладчиков от Черногории, Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Группы по борьбе с терроризмом агентства ЕС «Евроюст» и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).
Основной смысл всех выступлений свелся к призывам о необходимости строгого применения стандартов ювенальной юстиции, особенно в случаях, когда уголовная ответственность несовершеннолетних нуждается в проверке на связь с МТО.
2 Все цифры, приведенные в данной статье, воспринимались на слух, доклады выступавших с мест организаторам не передавались и, соответственно, не подлежат опубликованию или распространению иным способом, поэтому не могут считаться официальными.
Особое место было уделено вопросу поддержки и защиты детей, связанных с ИБТ или являющихся членами семей террористов, которые «в силу их возраста и сложившихся обстоятельств сами могут (должны - ?) рассматриваться как жертвы» (ЮНИСЕФ).
Значительное место в выступлении основного докладчика было уделено необходимости учета гендерного фактора и работе по реабилитации женщин.
Следует отметить, что если в 2019 г. даже среди кратких сообщений особо хорошее впечатление на аудиторию произвело выступление участника от Российской Федерации, который говорил о практике работы в пенитенциарных учреждениях, деятельности российских государственных органов по реабилитации, то в ходе данной сессии этого года работа в СНГ по этому направлению не затрагивалась.
Сессия 5. «Репатриация, реинтеграция и реабилитация лиц, участвовавших в конфликтах»
Сессия включала основной доклад представителя ОБСЕ, пять содокладов представителей Международного Комитета Красного Креста, Управления ООН по наркотикам и преступности, правозащитной организации Германии, Глобального фонда взаимодействия с сообществами и устойчивости (GCERF)3 и Уз-
бекистана, а также пять кратких выступлений от Македонии, США, Таджикистана, Италии и делегации СНГ.
В докладе от ОБСЕ и последующих выступлениях МККА, УНП ООН и правозащитника из Германии звучали в основном общие фразы о необходимости развития программ по реаби-
3 Швейцарский фонд, заявленной целью деятельности которого является поддержание местных инициатив по всему миру, направленных на борьбу с местными факторами насильственного экстремизма и повышающие устойчивость против насильственных программ.
Представитель фонда в ходе Конференции выступил активным участником «параллельного мероприятия» Казахстана и США.
литации бывших террористов, защиты детей и женщин в военных конфликтах, репатриации граждан из Сирии и Ирака.
Особо выделить можно только выступление представителя Узбекистана, состоявшее из трех частей - вводной, в которой он остановился на особенностях проведенной республикой гуманитарной операции «Добро» по вывозу свих граждан из Сирии, видеофильма об этой операции, и выступления (по примеру делегации Казахстана) вывезенной женщины.
Представители Македонии и Таджикистана также поделились успехами по возвращению своих граждан.
От делегации АТЦ СНГ на сессии выступил директор Научно-исследовательского института СНГ Н. Ступаков (тезисы выступления приведены ниже), остановившийся на необходимости научной проработки рассматривавшийся на Конференции вопросов и опыте Антитеррористического центра в этой области с использованием потенциала институтов гражданского общества. Также им было высказано намерение провести под эгидой АТЦ СНГ совместно с РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина «параллельное мероприятие» в ходе предстоящей Контртеррористической конференции ОБСЕ в Албании.
В заключение конференции модераторы сессий подвели итог, продекларировав основные направления сотрудничества в рамках ОБСЕ.
Общий итог конференции подвели заместитель Генерального секретаря ООН, руководитель Контртеррористического управления ООН В. Воронков и генеральный секретарь ОБСЕ Т. Гремингер, в очередной раз отметившие значимость площадки ОБСЕ и обозначившие основные проблемы, которые обсуждались в ходе мероприятия.
В заключение были перечислены основные масштабные контртеррористические мероприятия, намеченные на ближайшее время, в которых активное участие собирается принять КТУ ООН, включая вторую контртеррористическую неделю в июне 2020 г. в Нью-Йорке.
Со своей стороны полагаем, что активное участие профильных структур Содружества Независимых Государств в подобных мероприятиях дает возможность не только общего видения ситуации по рассматриваемым вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом, демонстрации своего положительного опыта, но и с позитивной стороны влияет на восприятие зарубежными партнерами той деятельности, которая осуществляется нашими странами на пространстве Содружества.
Отдельно стоит отметить практику совместной работы Антитеррористического центра государств - участников СНГ как основ-
ного координирующего органа национальных спецслужб в сфере борьбы с терроризмом с Научно-исследовательским институтом проблем безопасности СНГ как научным учрежде-
нием, представляющим институты гражданского общества стран Содружества, занимающихся вопросами обеспечения национальной и коллективной безопасности.
Тезисы доклада представителя совместной делегации АТЦ СНГ и НИИ ПБ СНГ на 1-й сессии Конференции высокого уровня
Уважаемый господин председатель, уважаемые дамы и господа!
Позвольте от имени руководства Антитеррористического центра государств - участников СНГ выразить благодарность Секретариату ОБСЕ, Контртеррористическому управлению ООН, руководству Швейцарии и Албании за приглашение принять участие в сегодняшней конференции.
В своем выступлении я хотел бы поделиться опытом системного подхода к вопросу реагирования на проблему подстрекательства, вербовки и содействия деятельности иностранных боевиков-террористов на всех этапах. Прежде всего - необходимости координации деятельности правоохранительных органов с институтами гражданского общества на глобальном, субрегиональном и национальном уровнях и выработки научного подхода к указанной проблеме.
Изменение геополитического ландшафта в Сирии и Ираке внесло коррективы в деятельность террористов, которые перешли к такти-
ке партизанской войны в зонах конфликтов, а также совершению одиночных терактов в странах происхождения. Анализ сложившейся ситуации позволил вычленить ряд проблемных аспектов, наиболее актуальных для стран Содружества в настоящее время. Среди них:
• формирование сети так называемых «спящих ячеек» международных террористических организаций, которые могут быть активированы практически в любое время и в любой последовательности;
• использование территорий государств Содружества для транзита в зоны вооруженных конфликтов, а также для обратных потоков (так называемая «новая хиджра»);
• прибытие в государства Содружества лиц, ранее принимавших участие в составе МТО на территориях других государств. Особый момент - возвращение женщин и детей, являющихся членами семей ИБТ;
• продолжение пропагандистской и вербовочной деятельности в МТО, в том числе в учебных заведениях и местах лишения свободы;
• модернизация схем и технологических приемов финансирования терроризма.
На основе Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных наций страны СНГ в октябре 2019 г. приняли очередную Программу сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, которая охватывает период с 2020 по 2022 г. В странах действуют национальные программы и планы по противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма. Значительное внимание
во всех этих документах уделено вопросам недопущения межконфессиональных, межрелигиозных, межэтнических конфликтов.
В качестве ключевых направлений совместной работы органов безопасности и спецслужб мы видим:
• развитие международной нормативной правовой базы;
• совершенствование и гармонизацию национального законодательства;
• проведение совместных профилактических и полицейских мероприятий и специальных операций;
• взаимодействие с международными организациями;
• осуществление информационно-аналитической деятельности и научно-методической работы в сфере борьбы с терроризмом;
• сотрудничество в подготовке специалистов.
Одним из ключевых направлений совместной деятельности в рамках СНГ остается противодействие финансированию терроризма. Уникальным является опыт сотрудничества АТЦ СНГ с Советом руководителей подразделений финансовых разведок: Центр осуществляет информационное обеспечение межгосударственной операции «Барьер», которая предполагает постановку на мониторинг финансовых операций и, в частности, денежных переводов, совершенные лицами, находящимися в межгосударственном розыске.
А это, на сегодняшний день:
• более 4000 лиц, разыскиваемых нашими странами за преступления террористического и экстремистского характера;
• более 5000 иностранных боевиков-террористов, выходцев из СНГ.
В результате такого взаимодействия на региональном уровне в 2017 г. было выявлено
Joint anti-terrorism drills of the CIS Member-states
Sin со 2001 the CIS Anti-Terrorism Center has conducted 16 joint drills under different concepts and scenarios
99 разыскиваемых лиц, в 2018 г. - 62 (данные за 2019 г. обобщаются).
Важно отметить, что во главу угла ставится соблюдение принципа верховенства права и законности введения любых ограничений прав человека.
Наряду с совершенствованием технологий межгосударственного и международного розыска на пространстве СНГ мы ежегодно расширяем спектр сценариев совместных антитеррористических учений государств - участников СНГ.
Всего за годы существования Антитеррористического центра под его эгидой состоялось 16 совместных антитеррористических учений. Но об этом планируем рассказать в ходе второй сессии.
Отдельное направление наших региональных усилий - это привлечение институтов гражданского общества к профилактике радикализации.
В настоящее время Центр участвует в нескольких целевых проектах, направленных на недопущение вовлечения граждан стран Содружества в деятельность международных террористических и экстремистских организаций.
Особенность этих проектов - привлечение представителей разных вероисповеданий, различных возрастных групп, сотрудников правоохранительных органов, структур граж-
данского общества, средств массовой информации. В их реализации участвуют граждане различных государств СНГ.
Длящийся уже не первый год проект «Стоп ИГИЛ. Урал против терроризма» с положительной стороны показал высокий уровень взаимодействия Духовного управления мусульман и представителей РПЦ, сотрудников полиции, АТЦ СНГ, а также их взаимодействие с религиозными и общественными организациями, учебными заведениями ряда регионов России, Казахстана, Киргизии.
Сотрудники органов безопасности и полиции совместно с представителями гражданского общества и религиозных конфессий объясняют недопустимость теологического и морального обоснования терроризма, осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод при организации контртеррористической деятельности.
В рамках сегодняшнего мероприятия интерес представляет опыт нашего партнера -Уральской ассоциации «Центр этноконфессио-нальных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма». Я не буду сейчас озвучивать весь перечень мероприятий, осуществляемых этой ассоциацией, а остановлюсь на одном направлении, которое, как мне кажется, уникально. Ассоциация участвует в организации совместного обучения на базе Уральского горного университета пра-
вославных и исламских теологов. Спецификой учебного процесса является то, что общие дисциплины, предусмотренные учебными планами христианской и исламской теологии (история, философия, иностранный язык и пр.), студенты слушают вместе. Специализированные конфессиональные дисциплины изучаются раздельно.
То есть мы с вами понимаем, что добрые отношения, заложенные в период учебы между будущими священниками и имамами, в дальнейшем положительно отразятся на состоянии межконфессиональных и межнациональных отношений в конкретных регионах.
Следует отметить, что координация нашей деятельности по реагированию на подстрекательство, вербовку и содействие ИБТ с институтами гражданского общества опирается на научно-методическую основу.
ящ Iм
ft* * ><
Founded in 2006 the CIS Security Research Institute focuses on integrated analysis of the security issues of the CIS member-states through elaboration of research projects, reports}
recommendations, scientific publications as well as conduct of expert examinations and consultations.
CIS member-states consider fight on terrorism as one of the important objectives to ensure security and advocate further enhancement of cooperation in this field, including through engagement of scientific and other civilsociety institutions
i y.',
Так, Антитеррористический центр установил рабочие контакты с Научно-исследовательским институтом проблем безопасности СНГ. Институт был создан в 2006 г. для комплексного анализа проблем безопасности стран Содружества посредством разработки научных проектов, докладов, рекомендаций, выпуска научных изданий, а также проведения экспертиз и консультаций. Сегодня директор этого института доктор Николай Ступаков в составе нашей делегации, и мы надеемся, что ему будет предоставлено запланированное слово в ходе одной из сессий.
Prevention of terrorism and extremism among young people 1
'if ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ► cisatc.org (Rus) ^^Й^Епд) A SCARY STORY OF DAESH ^H* Azerbaijani Armenian Georgian , , Kyrgyz Gb^ucKA^t cbo-jba. Russian
длиш.
В 2018 г. для студентов и преподавателей учебных заведений Антитеррористическим центром совместно с международным общественным фондом «Российский фонд мира» была издана книга «Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде», которая сегодня используются в целом ряде учебных заведений Содружества и доступна для ознакомления на русском языке на нашем сайте, а в ближайшей перспективе - на английском языке в информационных массивах Международного банка данных по противодействию терроризму.
При подготовке издания был изучен и опыт наших коллег не только из стран СНГ. Среди них программа «Вместе: Австрия», программа Министерства образования и науки Франции «Большая мобилизация образования в поддержку ценностей Республики», норвежская программа «Выход» и др.
Широкое распространение в учебных заведениях Содружества получило издание АТЦ СНГ «Страшная сказка ДАИШ».
На пространстве СНГ положительной практикой является изготовление агитационной продукции общественными и религиозными организациями при поддержке государства. Так, например, при поддержке Министерства внутренних дел России снят художественный фильм «Рядом с нами». Режиссером фильма является православный священник (Александр
Новопашин). Сюжет фильма раскрывает деструктивную сущность идеологии экстремизма, разоблачает истинные цели лидеров псевдорелигиозных экстремистских организаций.
Feature films supported by the governmental authorities
* КРАСНЫЙ
УРОВЕНЬ
4 f Щ
Щ/ ■ ......*•■ \.......
Red level (Kazakhstan)
В 2018 г. в Республике Казахстан при поддержке Комитета национальной безопасности состоялась премьера многосерийного фильма «Красный уровень». Авторы сериала демонстрируют, как вербуют потенциальных «смертников» и что происходит с теми, кто попал в руки представителей международного терроризма.
Генезис и субъектный состав террористической активности в различных регионах мира сильно варьируются, отличаются правовые и управленческие механизмы обеспечения безопасности. Однако именно по этой причине на субрегиональном уровне и становится возможным решение задачи снижения уровня террористических угроз.
В этой связи мы можем только приветствовать позицию международных структур по поддержке и содействии национальным и региональным стратегиям по борьбе с терроризмом.
В заключение отмечу, что информация о мероприятиях Центра регулярно публикуется на страницах Вестника контртеррористической сети ОБСЕ.
Благодарю за внимание.
Next to us (Russia)
Тезисы выступления представителя совместной делегации АТЦ СНГ и НИИ ПБ СНГ на 3-й сессии Конференции высокого уровня
Уважаемый господин председатель, уважаемые дамы и господа!
В ходе нашего выступления на 1-й сессии уже говорилось об участии Антитеррористического центра государств - участников СНГ в организации мероприятий, направленных на предотвращение передвижения иностранных боевиков-террористов.
Мы уже неоднократно отмечали, что для государств Содружества не характерно централизованное и организованное прибытие уцелевших в сирийско-иракской зоне группировок МТО. По согласованной оценке, имеет место диффузное проникновение боевиков, в том числе в миграционных потоках, а также за счет так называемых «возвращенцев».
СОВМЕСТНОЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ «АРАРАТ-АНТИТЕРГОР-2019»
Практика эффективного обмена информацией между разведывательными и полицейскими органами стран Содружества в целях предотвращения перемещения указанных лиц в 2019 г. была отработана в ходе совместного антитеррористического учения компетентных органов государств СНГ «Арарат-Анти-террор-2019». Учение было проведено Республикой Армения при координирующий роли Антитеррористического центра СНГ, с участием разведывательных, пограничных, полицейских органов Армении, Беларуси, Казах-
стана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.
В ходе учения отработаны механизмы выявления и пресечения деятельности международной подпольной террористической сети, координируемой так называемыми «возвращенцами» и направленной на подготовку и проведение террористических актов на объектах топливно-энергетического комплекса, в том числе с использованием инструментов финансового мониторинга.
С учетом времени выступления, остановлюсь только на тех уроках, которые необходимо, на наш взгляд, учесть при организации совместной работы по рассматриваемым на данной сессии вопросам.
1. В основе эффективности совместных действий - своевременный обмен данными о намерениях МТО направить боевиков-террористов, прошедших минно-подрывную подготовку и имеющих опыт ведения боевых действий, на территории других государств для проведения масштабных и резонансных террористических актов, активизации деятельности «спящих ячеек» и дестабилизации обстановки в этих странах.
2. Учитывая глобальность замыслов террористических организаций, без обращения к партнерам значительная часть субъектов антитеррористической деятельности не в состоянии самостоятельно противостоять угрозе.
3. При осложнении обстановки положительной практикой явилось создание на базе специализированной международной организации временного рабочего органа - Штаба координации, в состав которого вошли представители не только компетентных органов, но и институтов гражданского общества.
По замыслу учений боевики МТО под видом беженцев в миграционных потоках прибыва-
ли на территорию семи стран Содружества и с привлечением членов «спящих ячеек» создавали необходимые условия для совершения террористических актов. Одновременно террористы мелкими группами незаконно проникали на территории стран СНГ через слабо контролируемые участки государственной границы в труднодоступных горных районах ряда государств.
Наряду с этим учитывалось, что боевики МТО, используя популярные социальные сети и мессенджеры, проводят информационно-пропагандистскую работу экстремистского характера, осуществляют поиск и вербовку пособников среди радикально настроенной части населения стран СНГ.
Отработка указанных вводных показала, что:
• необходим комплексный подход к проведению согласованных оперативно-розыскных и иных мероприятий, выявлению и блокированию интернет-сайтов и иных информационных ресурсов, используемых террористами;
• максимальную эффективность имеет применение информационных систем коллективного пользования органов безопасности, специальных служб и правоохранительных органов, таких как Международный банк данных по противодействию терроризму, совместные банки данных дактилоскопической информации, базы данных «Интерпола» и др.
При этом положительной практикой явилось создание «Группы проверки граждан по биометрическим учетам». В ее состав вошли операторы мобильных программно-аппаратных комплексов с задачей проведения дактилоскопической регистрации граждан, проверки следов по учету и идентификации объектов в местах проведения разведывательных мероприятий и на пункте пропуска государственной границы. Имеющийся результат -возможность проверки и получение полных данных с фотографиями, сведений о совершенных ранее преступлениях, данных о нахождении в межгосударственном розыске и преступных связях.
Следует отметить, что правовые основы таких совместных действий стран СНГ регламентированы Договором о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, Договором о межгосударственном розыске лиц и Регламентом компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска.
Учения содержали и другие новации. Так, удалось сместить акцент с двустороннего обмена информацией на многосторонний и отработать алгоритм более интенсивного задействования ресурсного потенциала АТЦ СНГ как специализированного органа Содружества по координации борьбы с терроризмом.
Тезисы выступления представителя совместной делегации АТЦ СНГ и НИИ ПБ СНГ на 5-й сессии Конференции высокого уровня
Уважаемый господин председатель, уважаемые дамы и господа!
В составе делегации Антитеррористического центра СНГ мы представляем активно сотрудничающий с ним на основании соответствующего Меморандума институт гражданского общества - Автономную некоммерческую организацию «Научно-исследовательский институт проблем безопасности СНГ».
Основная задача такого сотрудничества -научая проработка и создание методологической основы той деятельности, которую осуществляют специализированные органы Содружества в борьбе с терроризмом.
Позитивным моментом мы видим то, что присутствие на такой специфической площадке представителей гражданского общества позволяет не только более широко взглянуть на проблему, но и оказать содействие разве-
дывательным и полицейским органам с учетом соблюдения прав человека и гражданского общества наших стран.
Один из вопросов, который должен, на наш взгляд, подвергнуться дальнейшему не только практическому рассмотрению, но и дальнейшей научной (правовой, психологической, исторической и иной) проработке - вопрос реабилитации и реинтеграции боевиков и членов их семей.
На сегодняшний день у нас сложилось понимание того, что объективно существуют степени радикализации указанных лиц(по уровню опасности).
Так, применительно к «возвращенцам» с территорий, контролировавшихся «Исламским государством», это:
• «джихадизм» - готовность взяться за оружие;
• такфиризм - взгляд на общество как на врага;
• непризнание традиционных религиозных основ;
• риск попадания под информационное и структурное влияние нетрадиционных религиозных течений и групп (в зависимости от окружающей среды человека).
В ходе реабилитационной работы необходимо адекватно вовлеченности радикально-зависимого объекта в деструктивные убеждения определять методологию профилактики и разубеждения.
Неэффективно применять в отношении лиц, пребывающих в 1-й степени радикально-
сти, методы, относимые к 4-й стадии. Должно быть соответствие, только так будет обеспечено адекватное воздействие на сознание человека. Возможно лишь частичное сочетание методов различных этапов в зависимости от конкретной ситуации и состояния находящегося перед корректором исправляемого человека. Иначе можно спровоцировать обострение реакции профилактируемых лиц и ухудшение ситуации в целом.
Для достижения положительных результатов в работе по пенитенциарной профилактике религиозного экстремизма и дерадикализации приверженцев деструктивных религиозных убеждений рекомендуется взять за основу следующие проверенные на практике принципы подхода к работе (принципы эффективности).
1. Доброжелательность к объектам профилактики - на основе уважения и гуманного отношения к обычным людям стремиться реально повлиять на изменение к лучшему мировоззрения и жизненного пути каждого приверженца радикализма, с которым проводится разъяснительная работа, и восприятие его как обманутого и пострадавшего от радикальной обработки человека.
2. Неформализм и обратная реакция -стремиться работать честно, с максимальной самоотдачей, не относиться к работе формально (на уровне безответного монолога, направленного в безликую аудиторию) и добиваться любой - как позитивной, так и негативной -реакции от объектов воздействия, вызывая их на мировоззренческую и теологическую дискуссию, чтобы опровергнуть (сломать) в их же глазах набор их деструктивных доводов и аргументов и продвинуть корректную, здоровую систему взглядов.
3. Целенаправленность и системность -приходить к людям с программой доводимого материала, направленного конкретно на их исправление; не идти на поводу у тех, на кого требуется оказать исправляющее воздействие,
контролировать ситуацию и управлять процессом, быть настойчивым в работе с людьми.
4. Реализм и практичность - исходить из реально складывающейся ситуации (с учетом постоянного мониторинга и анализа) и ставить только такие задачи, которые действительно потребны на данный момент и которые могут быть выполнены своими силами.
Практика показала, что итоговым результатом идеологического разубеждения религиозного радикала в результате комплексного адресного воздействия на него со всех указанных позиций является полный отказ от экстремистских воззрений, прекращение отчуждения от окружения и общества, восстановление социальных связей, стремление к нормальной жизнедеятельности, трудоустройству, поступлению на учебу, поддержанию семейных отношений, рост чувства патриотизма.
Одна из поднимавшихся вчера и сегодня проблем - попытки проникновения лиц, не отказавшихся от террористических взглядов, в том числе и в ходе реабилитационных мероприятий, на объекты критически важной инфраструктуры.
Здесь мы видим большой потенциал сотрудничества не только с разведывательными и полицейскими органами, но и со структурами бизнеса и образования. В этом плане наш Институт совместно с Антитеррористическим центром СНГ и факультетом комплексной безопасности топливно-энергетического комплекса Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина планирует на очередной контртеррористической конференции в рамках ОБСЕ провести параллельное мероприятие, на котором будут представлены наши совместные научные рекомендации и практики обеспечения комплексной антитеррористической защиты объектов топливно-энергетического комплекса.