Научная статья на тему 'Международное сотрудничество государств - участников СНГ по противодействию терроризму и развитие уголовно-правовых норм против преступлений террористической направленности'

Международное сотрудничество государств - участников СНГ по противодействию терроризму и развитие уголовно-правовых норм против преступлений террористической направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН СНГ ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ / INTERNATIONAL LEGAL MEASURES TO COUNTER TERRORISM / INTERNATIONAL COOPERATION OF THE CIS COUNTRIES IN COMBATING TERRORISM / CRIMINAL LAW NORMS IN COMBATING TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ревин Валерий Петрович

В статье определены международно-правовые подходы ООН, России, стран СНГ, других стран к разработке мер борьбы с терроризмом и незаконной торговлей оружием. Показано, что страны СНГ нацелены на всестороннее международное сотрудничество в этой области и активно осуществляют совместные действия по предотвращению преступлений террористической направленности. Рассматриваются теоретические аспекты развития норм Модельных актов СНГ и Уголовных кодексов стран СНГ о признаках терроризма как уголовного преступления. Отмечается, что Уголовный кодекс РФ не дает полного перечня деяний, признаваемых терроризмом, и в этой части требует дополнения. Ст. 205 УК РФ не приводит правовую конструкцию терроризма, а выделяет конкретные действия, связанные с совершением взрывов, поджогов и других деяний, опасных для жизни людей, либо наступления иных общественно опасных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International cooperation of the CIS member states in countering terrorism and the development of criminal law against crimes of a terrorist nature

The article defines the international legal approaches of the UN, Russia, CIS countries and other countries to the development of measures to combat terrorism and the illicit arms trade. It is shown that the CIS countries are aimed at full international cooperation in this area and are actively pursuing joint actions to prevent crimes of a terrorist nature. The theoretical aspects of the development of the norms of the Model Acts of the CIS and the Criminal Codes of the CIS countries on the signs of terrorism as a criminal offense are considered. It is noted that the Criminal Code of the Russian Federation does not provide a complete list of acts recognized as terrorism and in this part requires addition. Art. 205 of the Criminal Code of the Russian Federation does not lead to the legal construction of terrorism, but highlights specific actions related to the commission of explosions, arson and other acts dangerous to human life, or the onset of other socially dangerous consequences.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество государств - участников СНГ по противодействию терроризму и развитие уголовно-правовых норм против преступлений террористической направленности»

Международное сотрудничество государств — участников СНГ по противодействию терроризму и развитие уголовно-правовых норм против преступлений террористической направленности

РЕВИН ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВИЧ,

профессор Московского государственного технологического университета, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, почетный сотрудник МВД РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный профессор Европейского университета, академик РАЕН

Аннотация: В статье определены международно-правовые подходы ООН, России, стран СНГ, других стран к разработке мер борьбы с терроризмом и незаконной торговлей оружием. Показано, что страны СНГ нацелены на всестороннее международное сотрудничество в этой области и активно осуществляют совместные действия по предотвращению преступлений террористической направленности. Рассматриваются теоретические аспекты развития норм Модельных актов СНГ и Уголовных кодексов стран СНГ о признаках терроризма как уголовного преступления. Отмечается, что Уголовный кодекс РФ не дает полного перечня деяний, признаваемых терроризмом, и в этой части требует дополнения. Ст. 205 УК РФ не приводит правовую конструкцию терроризма, а выделяет конкретные действия, связанные с совершением взрывов, поджогов и других деяний, опасных для жизни людей, либо наступления иных общественно опасных последствий.

Ключевые слова: международно-правовые меры противодействия терроризму, международное сотрудничество стран СНГ по борьбе с терроризмом, уголовно-правовые нормы по борьбе с терроризмом

International cooperation of the CIS member states in countering terrorism and the development of criminal law against crimes of a terrorist nature

REVIN VALERY PETROVICH,

Professor of Moscow State Technological University, Doctor of Law, Professor, Honored Worker of Science of the Russian Federation, Honorary Worker of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Honorary Professor of the European University, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences

Abstract: The article defines the international legal approaches of the UN, Russia, CIS countries and other countries to the development of measures to combat terrorism and the illicit arms trade. It is shown that the CIS countries are aimed at full international cooperation in this area and are actively pursuing joint actions to prevent crimes of a terrorist nature. The theoretical aspects of the development of the norms of the Model Acts of the CIS and the Criminal Codes of the CIS countries on the signs of terrorism as a criminal offense are considered. It is noted that the Criminal Code of the Russian Federation does not provide a complete list of acts recognized as terrorism and in this part requires addition. Art. 205 of the Criminal Code of the Russian Federation does not lead to the legal construction of terrorism, but highlights specific actions related to the commission of explosions, arson and other acts dangerous to human life, or the onset of other socially dangerous consequences.

Keywords: international legal measures to counter terrorism, international cooperation of the CIS countries in combating terrorism, criminal law norms in combating terrorism

Обсуждение подходов государств — участников СНГ к разрешению проблем противодействия незаконным поставкам оружия в борьбе с международным терроризмом

Актуальность темы противодействия терроризму объединенными усилиями стран СНГ связана с возрастающими неблагоприятными тенденциями, выраженными процессами расширения международной консолидации террористических действий и оформлением таких действия на уровне организованного транснационального взаимодействия террористов, поддерживаемого некоторыми мусульманскими государствами. Имеют место и опасные тенденции к увеличению количества совершаемых террористических актов, росту неблагоприятной динамики структурных трансформаций таких явлений, усилению жестокости и масштабности действий террористов в Европе, в Азии и других регионах.

Типичными признаками современного терроризма становятся его международный характер, транснациональная организованная инфраструктура преступных связей, идейное обоснование преступных устремлений к захвату чужих территорий с энергоресурсами, исключительная угроза для международной и национальной безопасности государств, создание террористических «квазигосударств» (таких как ИГИЛ - запрещенное в Российской Федерации террористическое государство-организация) на территориях стран Ближнего Востока и др.

Еще полтора десятилетия назад возникали сомнения в существовании «Аль Каиды» и ее лидера Усамы бен Ладена, они воспринимались как фантомы в пространстве, созданном СМИ, и благодаря этому отражались в массовом сознании людей1.

Возрастанию уровня международного терроризма, особенно с учетом колоссального притока мигрантов в Европу, способствовало много факторов, включая рост заинтересованности спецслужб западных государств - членов НАТО для расширения, создания, обучения, финансирования террористических организаций. Такие организации по планам государств-пособников террористов создаются для нагнетания напряженности на границах с Российской Федерацией, на постсоветском пространстве, в Средиземноморском, Причерноморском, Прикаспийском регионах мира, а также в «неугодных» государствах Азии, Африки, Южной Америки, ранее состоявших в дружественных отношениях с СССР и сегодня ориентированных на сотрудничество с Россией.

Россия, ее партнеры по СНГ, другие страны мира, составляющие прогрессивное мировое сообщество, отстаивающее принципы международного права и ключевую роль ООН в урегулировании вооруженных и иных конфликтов, нацелены на международное сотрудничество по борьбе с терроризмом, которое хотя и имеет много проблем, показывает эффективные примеры такого взаимодействия, например - сотрудничество по борьбе с террористами в Сирии.

Благодаря объединенным усилиям России, стран СНГ, Турции, Ирана, самой Сирии и других государств, освобожденной от террористов ИГИЛ (запрещенной в России террористической организации) стала почти всея территория Сирии, что позволило существенно ограничить угрозы про-

1 Ахмедов Э.Ю. Международно-правовые аспекты регламентации сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом в рамках вспомогательных органов Совета Безопасности ООН // Международное публичное и частное право. 2015. № 1. С. 22.

никновения террористов в Россию и страны СНГ, контролировать процесс обеспечения безопасности этого региона

В сентябре 2018 года Минобороны России объявило, что за три года операции в Сирии армией Сирийской арабской Республики при поддержке воздушно-космических сил России было уничтожено 87 тыс. боевиков, в том числе 4500 человек из России и стран СНГ. Еще несколько тысяч граждан России и государств СНГ находятся на территории боевых действий или в тюрьмах на территории Ирака, Турции и других арабских государств1.

Современные процессы возрастания международного терроризма отражают негативные тенденции глобализма, когда для крупныхтерро-ристических организаций, действующих в мире, выгодно объединяться в гибридные политические и коммерческие сообщества, создавая новые террористические и экстремистские межгосударственные инфраструктуры, связанные с нелегальным оборотом оружия и финансированием терроризма.

В этой связи А.П. Новиков, руководитель Антитеррористического центра государств - участников СНГ, 3 сентября 2018 года выступил на конференции в Москве «Противодействие незаконным поставкам оружия в контексте борьбы с международным терроризмом», организованной АТЦ СНГ при поддержке МИД России, где участво-

вали представители более 20 стран и 11 международных организаций. В своем докладе он сообщил, что незаконная торговля оружием в мире по оценкам экспертов достигает более 2,5 млрд долл. США, а для нелегальных оружейных поставок в зонах вооруженных конфликтов незаконно используются такие типы комплектации, хранения, перемещения оружия, как военный арсенал, нелегальное производство, нелегальная поставка, контрабанда оружия и др., которые применяются экстремистскими и террористическими группировками с привлечением коррумпированных должностных лиц и международных оружейных брокеров2.

Это говорит о том, что сверхприбыли, связанные с незаконным оборотом оружия очень привлекательны и популярны в транснациональной преступной бизнес-среде, где криминальные террористические структуры при попустительстве властей препятствуют контролю государства за незаконными поставками оружия, принуждают власти нарушать международные обязательства государств по противодействию незаконному обороту оружия, легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.

А.П. Новиков в своем выступлении также подчеркнул, что эти общеуголовные преступления террористического и экстремистского характера создают высокий уровень различных угроз общественной безопасности для государств - участников СНГ. Для противодействия этим угрозам АТЦ СНГ с помощью системных мер контролирует незаконный оборот оружия, опираясь на Концепцию единой системы информационной маркировки взрывчатых веществ, боеприпасов и огнестрельного оружия государств - участников СНГ 2005 года3 и Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным изготовлением и оборо-

1 В Россию просятся семь тысяч вдов // Коммерсантъ. 2018. 14 ноября.

2 Международная конференция «Противодействие незаконным поставкам оружия в контексте борьбы с международным терроризмом». Москва. 3 сентября 2018 года. Организована АТЦ СНГ и МИД России.

3 Решение о Концепции единой системы информационной маркировки взрывчатых веществ, боеприпасов и огнестрельного оружия государств - участников Содружества Независимых Государств. Решение Совета глав государств Содруже-

том огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств 2008 года1.

По итогам Конференции АТЦ СНГ о мерах противодействия незаконным поставкам оружия в контексте борьбы с международным терроризмом 3 сентября 2018 года были приняты Рекомендации органам безопасности, спецслужбам и правоохранительным органам государств -участников СНГ по противодействию незаконного оборота оружия как важному направлению в борьбе с международным терроризмом.

Рекомендации включают первостепенные совместные меры, обеспечивающие возможность стран СНГ:

• совершенствовать и развивать модельные нормативные акты и специальные программы стран СНГ по разработке эффективных приемов в борьбе с международными террористически-

ми действиями, предупреждать и пресекать преступность, связанную с незаконной торговлей

оружием;

• разрабатывать и реализовать совместные согласованные меры предупреждения организованной преступности, связанной с нелегальным оборотом оружия, профилактические и оперативно-розыскные меры;

• разрабатывать меры по поддержке и расширению межгосударственных систем предоставления информации по фактам незаконной поставки оружия, информации по лицам, совершившим данного типа преступления;

• совместно проводить мероприятия по повышению профессионального уровня представителей контртеррористических подразделений, которые напрямую связаны с борьбой с нелегальным оборотом оружия2.

Роль ООН и других международных организаций по принятию международно-правовых актов по борьбе с терроризмом и противодействию незаконным поставкам оружия

Вооружаемые посредством незаконных поставок оружия гибридные террористические холдинги (например, объединение «Исламского государства» и «Аль-Каиды», обе организации признаны террористическими и запрещены в России) могут обладать мощной ресурсной базой и деструктивным потенциалом, что и далее грозит новыми глобальными вызовами в сфере безопасности. В современной действительности наблюдается информационная, тактическая, ресурсная поддержка террористических организаций, как в отдельно взятой стране, так и в международном масштабе. Наглядный пример -

нынешнее положение в Афганистане, Сирии, Израиле, Индии, Испании, в недавнем прошлом на территории Чеченской Республики, где незаконные вооруженные формирования поддерживаются реакционными исламскими лидерами, отдельными государствами, создаются и действуют мощные международные террористические организации. Терроризм, «тлевший» в ХХ веке и лишь изредка принимавший масштабный характер, распространяется словно страшный, неотвратимый пожар в ХХ1 веке3.

В качестве тревожных тенденций последних лет следует отметить желание лидеров террори-

ства Независимых Государств от 03.06.2005 г. http://adilet.zan.kz/rus/docs/H050000311_

1 Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств от 14.11.2008 г. base.garant.ru/2567708/

2 Выступление Руководителя АТЦ СНГ А.П. Новикова. Рекомендации по противодействию незаконным поставкам оружия в контексте борьбы с международным терроризмом Конференции АТЦ СНГ 3 сентября 2018 года. http://www.cisatc. 0^/132/164/1240/8909

3 Сенин К. Корпорация монстров: к чему приведет объединение ИГ и Аль-Каиды // Известия. 2018. 6 сентября.

стических организаций придать своим действиям глобальный характер, представить дело как конфликт мусульманского и христианского мира, борьбу за свободу и независимость и другие обоснования своих действий, привлекательных для некоторой части экстремистски настроенного мирового народонаселения1.

ООН и другие международные структуры на протяжении последних десятилетий активно осуществляли разработку ряда международно-правовых актов по борьбе с терроризмом. Это - Декларация ООН «О мерах по ликвидации международного терроризма» (1994); Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997)2; Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999)3; Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001)4 и ряд других международно-правовых актов, направленных на борьбу с международным терроризмом, которые создали правовую базу для противодействия терроризму.

Однако работа в этом направлении вряд ли может считаться завершенной. Международный терроризм развивается, приобретает новые качества, меняет формы и методы своей преступной деятельности, что требует от мирового сообщества активных, консолидированных действий, совершенствование международных правовых актов и подходов, обеспечивающих возможность эффективной защиты личности, общества, как в рамках национальных государств, так и в мас-

штабах мирового сообщества от проявлений терроризма.

Данные обстоятельства потребовали разработку международным сообществом понимания явления современного терроризма и совершенствование международно-правовых документов по противодействию. Террор (от лат. «terror» -страх, ужас) с давних времен не имел столь массового характера и соответственно не изучался надлежащим образом. Терроризм, его проявления, примерно с 1920-1930-х годов стали объектом достаточно активного изучения в странах Запада, однако единого понимания терроризма, как и согласованных мер, и систематических действий, до настоящего времени нет. Терроризм в последнее время стал рассматриваться как насилие, осуществленное для достижения политических или иных публичных целей. В этой связи террористы придерживаются правила: чем ужаснее преступление, тем лучше5.

Большинство зарубежных политических деятелей и юристов рассматривают терроризм как деятельность реакционных сил, которые используют специфические возможности террористических действий для подрыва межгосударственных отношений, провоцируют международные конфликты, имеющие цели изменения внешней и внутренней политики конкретного государства и достижения других политических (сепаратистских) или иных (экономических, религиозных, этнических) целей6.

1 Киреев М.П. Проблемы борьбы органов внутренних дел с актами терроризма // Терроризм: современные аспекты / отв. за выпуск П.В. Самойлов. М.: Академия управления МВД России, 2009.

2 Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 11. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42234

3 Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 г.) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42234

4 Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) // Собрание законодательства РФ. 13 октября 2003 г. № 41. Ст. 3947.

5 См. об этом подробнее: Ткаченко В.В. Российский терроризм: проблемы уголовной ответственности: монография. М.: Инфра-М, 2015; Терроризм: борьба и проблемы противодействия: учеб. пособие / под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2008; Терроризм и контртерроризм в современном мире: аналитические материалы, документы, глоссарий / под ред. О.А. Колобова. М.: Экслит, 2003.

6 ILC 2019: International Law Conference provides a premier interdisciplinary platform for researchers, practitioners, and educators to present and discuss the most recent innovations, trends, and concerns as well as practical challenges encountered and solutions adopted in the fields of Law https://internationalconference.net/law-conference

Таким образом, террор, террористическую деятельность, с точки зрения современного понимания данного явления, можно представить как применение насилия, устрашение насилием отдельных групп населения, народов и правительств с целью достижения условий или требований, выдвигаемых террористами. С помощью террористических действий предпринимаются попытки решения политических, или социальных, или экономических интересов отдельных преступных групп, движений, партий, режимов и их лидеров.

Важными средствами борьбы с террористическими проявлениями являются международные нормативные документы и национальное законодательство. По данным направлениям предстоит длительная и согласованная работа. Это связано с определением и включением в международные правовые нормы таких дефиниций и их специальных признаков, как «международный терроризм», «террористический акт международного характера», «государственный терроризм». Пока не существует их общепризнанной трактов-

ки. Очевидно, что международный терроризм -это опасные, насильственные противоправные деяния, имеющие целью вызвать политические изменения, подрывающие международные отношения и имеющие опасный характер для международного сообщества или отдельных наций либо народностей, которые противоречат общепринятым нормам поведения. Имеются ввиду, конечно же, террористические акты, совершаемые международными преступными сообществами, которые направлены на подрыв международной системы связей и противоречат нормам международной морали и права1.

Национальное уголовное и антитеррористическое законодательство России и стран СНГ об ответственности за преступления террористической направленности

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 29.03.2019 г.) терроризм связан с идеологией насильственных действий, насильственной практикой, обусловленной насильственным воздействием на органы государственного, местного самоуправления, на международные организации, основан на запугивании

населения и иных формах противоправного насильственного воздействия2.

Статья 5 и другие статьи Федерального закона № 35-ФЗ определяют основные понятия, категории, принципы, государственные организационные основы противодействия терроризму, что является правовым механизмом, взаимосвязанным с уголовным законодательством, который

1 См.: Авдеев Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление. Современный терроризм: состояние и перспективы. М.: НОРМА - ИНФРА, 2007; Гринько С.Д. Борьба с терроризмом и захватом заложника (уголовно-правовые и криминологические проблемы): автореф. дис. ... канд. юр. наук. Ростов-на-Дону, 1998; Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. СПб.: Стандарт. 2002.

2 Статья 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 29.03.2019 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42234

00 £ со | 00

помогает понимать, толковать и применять Уголовного кодекса РФ в сфере борьбы с терроризмом. Так, Правительство РФ, которому подчинены Министерство юстиции РФ, Министерство финансов и Федеральная налоговая служба, правоохранительные органы, органы в сфере исполнения наказания, другие органы, уполномоченные заниматься по роду своей деятельности определенными мерами противодействия терроризму, осуществляет (среди прочих функций) организацию разработки, контроля, мониторинга мероприятий предупреждающих терроризм и минимизацией, ликвидацией последствий проявления террористических действий1.

Однако национальные уголовное и антитеррористическое законодательство Российской Федерации, как и большинства государств СНГ, не в полной мере отражают многообразие признаков опасности терроризма. Например, Уголовный кодекс РФ не дает исчерпывающего перечня деяний, признаваемых терроризмом. В ст. 205 УК РФ не приводится полная и всесторонняя правовая конструкция определения терроризма как общественно опасного деяния, а выделяются только конкретные активные действия, связанные с совершением взрывов, поджогов и т.п., создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если

эти действия совершены в целях воздействия на общественную безопасность, устрашение населения, либо оказание воздействия на принятие решений органами власти. В данном случае опи-сательность нормы вошла в противоречие с масштабностью явления,которое, конечно же, не может быть помещено в одну статью УК РФ2.

К преступлениям террористической направленности следует отнести целую группу преступлений, указанных в ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 205.6, 206, 207, 208, 209, 210, 211, 215.1, 215.2, 215.3, 215.4, 217.1, 220, 221, 222, 222.1, 223, 226, 227, 292.1, 322.3 УК РФ. Все отмеченные составы, по мнению автора, в качестве квалифицирующих обстоятельств должны иметь признак их совершения террористическими организациями (группами)3.

Указанные преступления могут на данном этапе развития уголовного права в какой-то степени отражать совокупность действий, причинно связанных с террором, или иметь самостоятельное значение при приготовлении или покушении на преступления террористического характера. При этом при определенной похожести проявлений организованной преступности и террористических преступлений следует обязательно учитывать, что существенно их различает - это мотивы и цели совершения преступления. В Федеральном законе от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», который утратил силу, в наибольшей степени были закреплены признаки терроризма. Сейчас к ним относится более широкий круг действий, предусмотренных в Уголовном кодексе РФ.

Узкое понимание проявлений терроризма и опора на него законодательного регулирования мешает видеть истинные масштабы явления, поскольку определенным полигоном крупных и серьезных террористических актов является совершение более локальных действий, которые долж-

1 Статья 5 Федеральный закон № 35-ФЗ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42234

2 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc LAW_42234

3 Там же.

ны отслеживаться и анализироваться правоохранительными органами и спецслужбами.

Очевидно, основанием для выделения террористических действий выступают причины, цели, что очень важно, способы и объемы осуществления финансирования террористических организаций. Так, например, после утраты контроля над нефтеносными районами в Ираке и Сирии террористы лишились главной статьи доходов - выручки от торговли незаконно добытыми углеводородами. А после изгнания из оккупированной ранее территории они остались и без еще одного вида финансовых поступлений - сбора «дани» с местных жителей, что вынуждает террористов искать новые источники финансирования1.

Полагаю, что их постоянный мониторинг, специальный анализ таких мотиваций, как корысть, месть, междунациональная (этническая или религиозная) вражда, сепаратизм иррациональная мотивация психически больных, могут иметь практическое значение и быть использованы в превентивной деятельности.

Разработка четкого определения и полной характеристики терроризма, конечно же, не является самоцелью (как и разработка других концептуальных положений). Она должна послужить ориентиром для определения задач, правовых, организационных и ресурсных аспектов борьбы с терроризмом в структуре крупномасштабных мероприятий, относящихся к сфере внутренней и внешней политики России, обеспечения международного сотрудничества по противодействию терроризму. Предстоит отрабатывать методики работы правоохранительных структур в противодействии преступлениям террористического характера. Это касается таких направлений, как: • выявление случаев использования террористами ресурсных средств, новых технологий опасных производств и источников, которые могут быть использованы для совершения действий международного террористического характера;

• мониторинг и обмен информацией об организациях, могущих выступать в качестве прикрытия для террористов и принятие мер по их разобщению;

• постоянное совершенствование режима контроля на границах государств для выявления террористических групп или отдельных террористов, перемещения оружия и взрывчатых веществ, радиоактивных, ядовитых и иных опасных веществ и материалов и документов, которые могут быть использованы террористами, повышение уровня защиты их от подделок;

• обеспечение действенного контроля и постоянного мониторинга финансовых операций известных террористических организаций и иных структур, которые оказывают или могут оказывать помощь террористам;

• совершенствование и унификация мер обеспечения безопасности на транспорте, разработка и внедрение новых процедур контроля с помощью технических средств обеспечения безопасности населения и объектов жизнеобеспечения от террористических актов;

• развитие координации международных полицейских организаций, их представительств и создание постоянного канала незамедлительного представления информации соответствующим национальным структурам о возможных актах терроризма, выполнения запросов, исполнения

См.: СенинК. Корпорация монстров: к чему приведет объединение ИГ и Аль- Каиды / Известия. 2018. 6 сентября.

юридических процедур по действиям террористического характера («зеленого коридора» для такой информации);

• осуществление региональных и международных организаций и постоянно действующих се-

минаров специалистов по антитеррористической деятельности с обменом опыта такой деятельности, проведения учений,деловых игр, тренировок по противодействию вероятным посягательствам террористического характера.

Нормативно-правовые акты и литературы

1. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 11. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_42234

2. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 г.) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_42234

3. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) // Собрание законодательства РФ. 13 октября 2003 г. № 41. Ст. 3947.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019 г.).

5. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 29.03. 2019 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_42234

6. Решение о Концепции единой системы информационной маркировки взрывчатых веществ, боеприпасов и огнестрельного оружия государств - участников Содружества Независимых Государств. Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 03.06.2005 г. http://adilet.zan.kz/rus/ docs/H050000311_

7. Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств от 14.11.2008 г. base.garant. ш/2567708/

8. Выступление Руководителя АТЦ СНГ А.П. Новикова. Рекомендации по противодействию незакон-

ным поставкам оружия в контексте борьбы с международным терроризмом на Международной конференции «Противодействие незаконным поставкам оружия в контексте борьбы с международным терроризмом». Москва 3 сентября 2018 г. Организована АТЦ СНГ и МИД России. http://www.cisatc. org/132/164/1240/8909

9. Авдеев Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление. Современный терроризм: состояние и перспективы. М.: НОРМА - ИНФРА. 2007.

10. Гринько С.Д. Борьба с терроризмом и захватом заложника (уголовно-правовые и криминологические проблемы): автореф. дис. ... канд. юр. наук. Ростов-на-Дону, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. СПб.: Стандарт, 2002.

12. Ахмедов Э.Ю. Международно-правовые аспекты регламентации сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом в рамках вспомогательных органов Совета Безопасности ООН // Международное публичное и частное право. 2015. № 1. С. 22

13. Сенин К. Корпорация монстров: к чему приведет объединение ИГ и Аль-Каиды / Известия. 2018. 6 сентября.

14. Киреев М.П. Проблемы борьбы органов внутренних дел с актами терроризма // Терроризм: современные аспекты / отв. за выпуск П.В. Самойлов. М.: Академия управления МВД России, 2009.

15. Ткаченко В.В. Российский терроризм: проблемы уголовной ответственности: монография. М.: Ин-фра-М, 2015.

16. Терроризм: борьба и проблемы противодействия: учеб. пособие / под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2008.

17. Терроризм и контртерроризм в современном мире: аналитические материалы, документы, глоссарий / под ред. О.А. Колобова. М., Экслит, 2003.

18. ILC 2019: International Law Conference provides a premier interdisciplinary platform for researchers, practitioners, and educators to present and discuss the most recent innovations, trends, and concerns as well as

practical challenges encountered and solutions adopted in the fields of Law. https://internationalconference.net/ law-conference

19. Interrational Torrorism and World Security, L., 1975. P. 14: The US Covernment Response to Terrorism // Search of an Effective Strategy. By W.R. Farrell. Colorado. 1982. P. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.