Влияние неконтролируемых миграционных потоков на распространение террористической угрозы в государствах - участниках СНГ
МАРЕЕВ ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ,
исполнительный секретарь Научно-консультативного совета при Антитеррористическом центре государств - участников СНГ
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные проблемы предотвращения террористической угрозы в связи с ростом неконтролируемой миграции в страны СНГ из регионов мира, охваченных войнами, конфликтами, политическими кризисами. Проанализированы факты использования международными террористическими организациями миграционных каналов для усиления их влияния, приводящего к росту террористической опасности. Определены меры противодействия незаконной миграции в СНГ в связи с угрозами сохранения ИГИЛ как глобального религиозно-политического проекта и военно-политической модели исламского государства. Подчеркнута угроза диффузного проникновения боевиков в миграционных потоках в СНГ за счет так называемых «возвращенцев». Отражена деятельность Антитеррористического центра СНГ по борьбе с неконтролируемыми миграционными потоками, несущими угрозы распространения терроризма.
Ключевые слова: неконтролируемые миграционные потоки, террористические угрозы в странах СНГ, предотвращение проникновения в страны СНГ мигрантов-террористов
Impact of uncontrolled migration flows on the spread of the terrorist threat in the CIS member states
MAREEV PAVEL LVOVICH,
Executive Secretary of the Scientific Advisory Board under the Anti-Terrorism Center CIS member states
Abstract: The article deals with topical issues of preventing a terrorist threat due to the growth of uncontrolled migration to the CIS countries from regions of the world affected by wars, conflicts, and political crises. The facts of the use of migration channels by international terrorist organizations to increase their influence are analyzed, which leads to an increase in terrorist danger. Defined measures to counter illegal migration in the CIS in connection with the threats of preserving ISIL as a global religious-political project and the military-political model of the Islamic state. The threat of «diffuse» penetration of militants in migration flows in the CIS due to the so-called «returnees» was emphasized. Reflects the activities of the CIS Antiterrorist Center in combating uncontrolled migration flows that carry the threat of the spread of terrorism.
Keywords: uncontrolled migration flows, terrorist threats in the CIS countries, prevention of migrants-terrorists entering the CIS countries
Основные подходы к предотвращению угроз неконтролируемых миграционных потоков в страны СНГ
Рассматривая вопрос возникновения террористических угроз странам Содружества в результате использования международными террористическими организациями миграционных каналов, следует обозначить ряд тезисов, которые, на наш взгляд, являются на сегодняшний день базовыми.
Во-первых, влияние на общую социально-политическую (в том числе с точки зрения террористической опасности) обстановку прямо не зависит от законности или незаконности миграции. В случае выявления угроз речь идет именно о неконтролируемой миграции.
Во-вторых, любые миграционные потоки (в независимости от их масштабов и законности) позволяют потенциальным террористам проникать на территорию стран Содружества, в том числе легальным путем.
При этом основные миграционные потоки, затрагивающие наши страны, условно можно подразделить на трудовую миграцию (как внутреннюю в рамках СНГ) и внешнюю миграцию, спровоцированную, с одной стороны, вооруженным противостоянием в сирийско-арабской и афгано-пакистанской зонах, с другой - конфликтом на Украине (а также частично в Молдавии).
Следует отметить, что указанные потоки могут пересекаться и при этом вписываться в общую картину миграционной ситуации на Евразийском континенте. И если не брать внутреннюю миграцию населения исключительного государств СНГ, то наибольшая нагрузка в плане миграции на сегодняшний день падает все-таки не на страны Содружества.
Особо следует отметить и тот факт, что среди мигрантов преобладают «беженцы», устремляющиеся в места с исторически сложившимся принципиально иным укладом жизни и не совпа-
дающие по своему этническому происхождению с основной массой населения принимающих территорий.
Что касается регионов Ближнего Востока и Северной Африки (конфликт на «Большом Ближнем Востоке»), то именно они на сегодняшний день являются основным источником внешней миграции с территорий гуманитарного кризиса. Так, по данным международных организаций, в указанной зоне внешние мигранты - до 5,5 млн человек, а внутренне перемешенные лица (проживающие во временных лагерях) - 16,2 млн.
В целом, по данным Международной организации миграции, внутри ближневосточного региона насчитывается до 37,5 млн официально зарегистрированных мигрантов.
Уже имеющиеся внешние мигранты сформировали (сейчас уже не принципиально - стихийно, самостоятельно, под руководством местных государственных или негосударственных структур, по чьему-то замыслу или программе) несколько устоявшихся миграционных маршрутов, направленных в первую очередь в европейские страны (в настоящее время).
25 сентября 2018 г. было проведено расширенное пленарное заседание Научно-консультативного совета при Антитеррористического центра СНГ (АТЦ СНГ) на тему «О мерах по недопущению проникновения в государства - участники СНГ лиц, причастных к террористической деятельности, в миграционных потоках, спровоцированных вооруженным конфликтом на Ближнем Востоке». Выступая на этом заседании, вице-президент Академии военных наук России профессор С.А. Модестов, обозначил эти миграционные маршруты - западный, центральный и восточный1.
1 Модестов С. Анализ миграционной ситуации на Ближнем Востоке и ее влияние на оперативную обстановку в странах СНГ // Материалы сбора руководящего состава органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ Сб. материалов. М.: Изд-во «РУСЬ», 2018. С. 73-88.
Было отмечено, что западный (вместе с центральным и частью восточного) и оставшаяся часть восточного потоков по-разному сказываются на оперативной (в плане террористических угроз) обстановке в странах СНГ.
Западный и центральный маршруты, начинающиеся в странах Магриба, выводят в Европу массу мигрантов из Северной, Западной, Экваториальной Африки и Африканского Рога. Их влияние на страны СНГ пока минимально - «только в силу ограничительных мер, опасности морского перехода и большей дешевизны, переключающей
людские потоки на Восток. Особой заинтересованности в переезде к нам эти мигранты не испытывают, если только не рассматривают наши страны, как транзитные этапы на пути к желанным европейским удобствам»1.
Восточный маршрут берет начало в Машрике (Сирии, Ливане, Иордании, Палестине, Ираке, Йемене), а также в Афганистане и Пакистане. Именно он затрагивает наши страны.
Кроме того, ужесточение административно-полицейского режима в государствах Европы привело к появлению еще одного - арктического маршрута, проходящего через территорию России, который не только безопаснее, но и дешевле, чем через Балканы и Средиземное море. Специалисты подсчитали, что миграция по «северному маршруту» обходится в 2,5 тыс. долл. США, тогда как «южный» может стоить 10-18 тыс. долл. США. Это позволяет предположить, что Россия будет и далее достаточно популярной промежуточной точкой для транзита.
Опасности центрально-азиатских миграционных потоков для стран СНГ
Еще одним перспективным маршрутом становится центрально-азиатский, на котором возможна активизация миграционных потоков из Афганистана. Этим же путем, по всей вероятности, будут возвращаться на родину таджики, узбеки и уйгуры, выезжавшие на заработки, а также боевики, использующие трудовую миграцию в качестве легенды прикрытия. В том числе по маршрутам героинового графика.
Большое влияние на дальнейшее становление этого маршрута и массовое проникновение по нему боевиков МТО в государства - участники СНГ, безусловно, оказывает ситуация, складывающаяся на внешних границах Содружества с Афганистаном.
В настоящее время боевики ИГИЛ продолжают постепенно перемещаться в северные районы этой страны, где во время активных боевых действий движения «Талибан» и правительственных сил Афганистана смогут предпринять попытки перехода на территорию центрально-азиатских республик.
По имеющимся данным, к лету 2018 г. общая численность боевиков на севере Афганистана достигла порядка 15-20 тыс., в том числе в приграничных с Таджикистаном провинциях - до 7000. Растущая активность МТО у южных границ стран СНГ' усиливает потенциальную угрозу переноса очага напряженности из Афганистана в Центральную Азию через «Бадахшанский плацдарм».
1 Там же.
Кроме того, при содействии спецслужб США и Пакистана осуществляется переброска авиацией сил и средств боевиков в Афганистан. Под воздействием миссии НАТО в южных и центральных провинциях Афганистана боевики постепенно вытесняются на север республики.
Наиболее сложная обстановка складывается на таджикско-афганской границе, продолжает обостряться обстановка на туркмена-афган-ском участке, боевики «Исламского государства» стали активно просачиваться и на приграничную территорию к границе с Республикой Узбекистан.
Опираясь на возвращающихся с Ближнего Востока через Афганистан боевиков ИГИЛ, «Аль-Каиды», «Движения за независимость Восточного Туркестана», а также вербуя среди местного населения своих сторонников (в том числе в безличной форме, дистанционно, с использованием социальных сетей), международные террористические группировки могут вскоре серьезно дестабилизировать обстановку в России, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане и Китае.
На этом фоне мы наблюдаем, что процессы по мирному урегулированию ситуации в Афганистане продолжают ухудшаться, а это, в свою очередь, несет реальную угрозу безопасности странам СНГ. В связи с наличием фактов участия большого количества выходцев из государств -участников СНГ в боевых действиях на стороне «Исламского государства», «Талибана» и других террористических структур, усиливается вероятность, что после возвращения этих лиц из-за рубежа боевой опыт террористической деятельности будет востребован террористическим подпольем на территории стран исхода.
В сложившейся ситуации государства - участники СНГ в плане развития миграционных потоков выступают как источник миграции, как транзитная страна, как конечный пункт для мигрантов.
При этом боевики МТО, прибывающие в наши страны в миграционных потоках, как правило, относятся к трем основным категориям:
• разочаровавшиеся в идеях «джихада» и имеющие твердое намерение прекратить противоправную деятельность, осесть в тихом и спокойном мете, забыв о прошлой своей деятельности. Самостоятельно, без внешнего воздействия они не вернутся к совершению противоправных действий, будут всячески избегать контактов с представителями террористических и экстремистских структур;
• возвращающиеся из регионов с повышенной террористической активностью из-за болезни или ранения, но другим обстоятельствам, не связанным с неприятием террористической идеологии или методов. Они, как правило, при определенном стечении обстоятельств готовы вернуться в ряды МТО и зачастую рассматриваются лидерами этих организаций в качестве своеобразного резерва, с которым можно и нужно работать в целях их возвращения в свои ряды, в том числе для участия в «спящих ячейках».
• целенаправленно направляемые МТО для организации (ведения) террористической деятельности в стране прибытия. Наиболее опасная категория мигрантов, представители которой вряд ли самостоятельно откажутся от выполнения поставленных задач и до пресечения (ликвидации) будут вести работу в интересах международного терроризма.
Последние две категории мигрантов, готовых к осуществлению террористической деятельности, условно также можно подразделить на три группы:
• подготовленные (профессиональные) террористы, прибывающие в качестве беженцев;
• незасвеченные члены террористических структур после прохождения боевой или религиозной подготовки;
• лица, являющиеся с повинной, раскаявшиеся.
Если с первой группой все достаточно ясно, то
как иллюстрацию в отношении оставшихся двух можно привести следующие примеры.
По данным МВД России, на конец 2017 г. 1185 человек выехали из Российской Федерации в арабские страны для получения религиозного образования. По экспертным оценкам, через систему зарубежного исламского образования уже
прошло более 10 тыс. российских граждан. При этом среди активных участников и пособников экстремистского бандподполья установлены выпускники исламских учебных заведений Сирии, Иордании, Египта, Саудовской Аравии, Пакистана. Вот еще один механизм обработки лиц, выезжающих за рубеж на учебу, для вовлечения их в деятельность МТО.
Есть также категория «раскаявшихся» боевиков, якобы разочаровавшихся в идеалах «джихада» и потому возвращающихся на родину. Однако, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту о надзоре за освободившимися из тюрьмы лицами, предложенному в апреле 2017 г. комитетом Госдумы России по безопасности и противодействию коррупции, по статистике, около 70% сторонников радикальных структур принимают участие в экстремистских акциях снова.
Меры противодействия террористической деятельности незаконных мигрантов в сотрудничестве стран СНГ
7-8 ноября 2018 г. в Москве состоялось XVII Совещание руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов, в котором приняли участие представители 125 делегаций из 80 государств и пяти международных организаций. В выступлениях многих участников были обозначены и проблемы, связанные с миграционным кризисом.
Некоторые из них привлекли наибольшее внимание и имеют общераспространенный характер. Связаны они со следующим:
• возвращение жен и вдов с детьми, ряд из которых настроен на осуществление террористической деятельности;
• широкомасштабное использование поддельных документов стран ЕС и СНГ;
• депортация в третьи страны, а не в страну
исхода;
• образование диаспор беженцев по всему миру и формирование «спящих ячеек»;
• слияние терроризма и организованной преступности;
• наличие у боевиков ИГИЛ сирийских документов;
• слабая охрана государственных границ отдельных стран;
• создание новых МТО под новые регионы;
• новые факторы реакции на миграционные процессы (в том числе - смешение неонацизма с радикальным исламом против структур государственной власти);
• рост угрозы «правых» террористов в Европе и др.
Выступая на пленарном заседании Совещания, руководитель АТЦ СНГ А.П. Новиков отметил, что основные тенденции в обстановке, влияющие на внешнюю миграцию, применительно к странам СНГ заключаются в следующем:
1. ИГИЛ фактически получает «ребрендинг», в результате чего может сохраниться и как гло-
бальный религиозно-политический проект, и как военно-политическая модель с последующей модернизацией.
2. Происходит эвакуация из сирийско-иракской зоны боевиков и формирование новых узлов «земель Халифата».
3. Для государств СНГ не характерно централизованное и организованное прибытие уцелевших группировок, но имеет место диффузное проникновение боевиков, в том числе в миграционных потоках, а также за счет так называемых «возвращенцев». Инфильтрация такого типа является прямым результатом отдельного проекта ИГИЛ, получившего название «новая хиджра». Данный проект предполагает переселение убежденных сторонников ИГИЛ в так называемые «земли халифата», т.е. на территории, которые либо уже находятся, либо в перспективе могут попасть под протекторат ИГИЛ.
4. Продолжается формирование так называемых спящих или замороженных ячеек, в том числе за счет мигрантов (как внешних, так и трудовых).
В выступлении А.П. Новикова также было отмечено, что в качестве транзитных стран используются также Венгрия, Украина, Польша, в меньшей степени - Румыния и Швейцария, территория ряда стран Содружества.
Так, в Республике Молдова в прошедшем году были задержаны и выдворены из страны граждане России, Таджикистана, Азербайджана и Кыргызстана, которые намеревались проехать через территорию республики из зон вооруженных конфликтов. Кроме того, с конца 2016 г. в качестве транзитной боевиками рассматривается территория Казахстана. Еще один потенциальный коридор транзита - через Грузию1.
Возвращаясь к миграционным проблемам, которые были обозначены на XVII Совещании руко-
водителей специальных служб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств партнеров ФСБ России, хотелось бы отдельно остановиться на названном новом факторе - реакция на миграционные процессы населения стран Запада. Корректные заявления руководителей спецслужб ряда государств не позволили обозначить проблему словом «фашизм». Вместе с тем, в развитие тезиса о росте экстремистских проявлений «правых» можно привести несколько примеров.
Что касается Германии, то в августе 2018 г. каждый мигрант получал пособие в 400 евро в месяц, бесплатное койко-место и питание в лагере беженцев, 600 евро на детей, бесплатный проезд в городском транспорте.
При этом средняя зарплата учителя - гражданина ФРГ составляла 1500 евро в месяц, месячный абонемент на городской общественный транспорт - 120 евро.
Не остался незамеченным факт, который был растиражирован всеми ведущими СМИ в ноябре 2018 г., - раскрытие Федеральным управлением уголовной полиции Германии заговора среди военнослужащих бундесвера, участники которого выступали с неонацистских позиций, вели активную антиэмигрантскую пропаганду.
В опубликованном 23 февраля 2018 г. в США в Докладе правозащитной организации Southern
1 Выступление руководителя Антитеррористического центра государств - участников СН1 генерал-полковника полиции А.П. Новикова на XVII Совещании руководителей специальных служб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств - партнеров ФСБ России. Москва. 7-8 ноября 2018 г.
Poverty Law Center, были приведены следующие цифры. Количество ксенофобских группировок, пропагандирующих насилие или прибегающих к нему, в США включало: в 2015 г. - 892 группировки; в 2016 г. - 915 группировок; в 2017 г. -954 группировки. С 99 до 121 выросло за 2017 г. число неонацистских групп белых американцев и с 14 до 22 - антимусульманских. Всего организаций США, объединяющих сторонников превосходства белой расы, - более 600. При этом в США выросло со 193 до 233 количество группировок, пропагандирующих черный расизм.
К сожалению, данная тенденция имеет все предпосылки для развития и в ряде других стран, которые не подвержены «эффекту бумеранга» (в плане реакции на миграционные процессы), но также по тем или иным причинам имеющих на сегодняшний день факты проявления национализма, неофашизма, крайнего анархизма.
Это не может не вызывать озабоченности, в том числе и в связи с развитием миграционных процессов на пространстве СНГ.
Так, например, по данным МВД России, по состоянию на 1 января 2017 г. на территории страны находилось официально более 9,7 млн иностранных граждан. Больше всего украинцев -25,4%, граждан Узбекистана - 15,6% и Таджикистана - 9%. Из общего числа мигрантов разрешения на трудовую миграцию имели 3,8 млн человек (38,8% всех находящихся в России). Более половины трудовых мигрантов распределены в пяти субъектах Российской Федерации -Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ростовской и Белгородской областях.
Всего же за год в Россию въезжают 16 млн иностранцев. В первом полугодии 2018 г., по данным МВД, 200 тыс. проверок приезжих позволили раскрыть более 20 тыс. преступлений.
В 2016 г. российское гражданство приняли 265 тыс. иностранцев, из которых 38% - бывшие граждане Украины.
Безусловно, в ближайшее десятилетие основное давление на наши страны будет оказывать миграционный и гуманитарный кризис на Большом Ближнем Востоке. При этом проводимая Европейским Союзом миграционная политика ведет к сокращению числа прибывающих в Европу. Новые волны миграции будут создаваться и направляться искусственно.
Все это позволяет сделать вывод о влиянии обозначенных выше тенденций в развитии миграционной ситуации на обстановку в наших странах и рассматривать эти тенденции как источник потенциальной угрозы безопасности государствам - участникам СНГ.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Выступление Руководителя АТЦ СНГ генерал-полковника А.П. Новикова на первой Конференции высокого уровня с участием руководителей контртеррористических ведомств государств - членов на тему «Укрепление международного сотрудничества в целях
борьбы сменяющейся угрозой терроризма» 29 июня 2018 года в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН
2. Выступление Руководителя АТЦ СНГ генерал-полковника полиции А.П. Новикова на XVII Совещании руководителей специальных служб, органов
безопасности и правоохранительных органов иностранных государств - партнеров ФСБ России. Москва. 7-8 ноября 2018 г.
3. Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде. Аналитический доклад Антитеррористического центра государств - участников СНГ и Международного общественного фонда «Рос-
сийский фонд мира» / под общ. ред. руководителя АТЦ СНГ, канд. юр. наук генерал-полковника полиции А.П. Новикова. М., 2018. http://www.cisatc. orgZ118261766.pdf
4. Предупреждение вовлечения молодежи в террористические и экстремистские организации: метод. рекомендации. СПб.: Изд-во «РУСЬ», 2016.