Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / цифровая образовательная среда / качество образования / education / digital educational environment / quality of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиловская Наталья Станиславовна, Казанцева Галина Алексеевна, Кислова Оксана Николаевна

В последнее время очень много говорится о необходимости вложения средств в развитие социальной сферы, и одним из приоритетных направлений здесь является образование. Современное образование мы уже не можем представить без дистанционных технологий: онлайн-лекции и мастер-классы, вебинары и интернет-курсы стали привычной, не вызывающей удивления, частью образовательного процесса. Пандемия COVID-19 сделала дистант атрибутом повседневности. Отмечая бесспорные положительные стороны современной образовательной среды, авторы акцентировали внимание на важнейшей проблеме образование и воспитание это процесс, в котором ключевую роль играет прямой контакт преподавателя и обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиловская Наталья Станиславовна, Казанцева Галина Алексеевна, Кислова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recently, there has been a lot of talk about the need to invest in the development of the social sphere, and one of the priority areas here is education. We can no longer imagine modern education without distance technologies: online lectures and master classes, webinars and online courses have become a familiar, unsurprising part of the educational process. The COVID-19 pandemic has made distance an attribute of everyday life. Noting the undeniable positive aspects of the modern educational environment, the authors focused on the most important problem education and upbringing is a process in which direct contact between the teacher and the student plays a key role.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ»

Педагогика

УДК 378

кандидат философских наук, доцент Шиловская Наталья Станиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казанцева Галина Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, старший преподаватель Кислова Оксана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В последнее время очень много говорится о необходимости вложения средств в развитие социальной сферы, и одним из приоритетных направлений здесь является образование. Современное образование мы уже не можем представить без дистанционных технологий: онлайн-лекции и мастер-классы, вебинары и интернет-курсы стали привычной, не вызывающей удивления, частью образовательного процесса. Пандемия COVID-19 сделала дистант атрибутом повседневности. Отмечая бесспорные положительные стороны современной образовательной среды, авторы акцентировали внимание на важнейшей проблеме - образование и воспитание это процесс, в котором ключевую роль играет прямой контакт преподавателя и обучающегося.

Ключевые слова: образование, цифровая образовательная среда, качество образования.

Annotation. Recently, there has been a lot of talk about the need to invest in the development of the social sphere, and one of the priority areas here is education. We can no longer imagine modern education without distance technologies: online lectures and master classes, webinars and online courses have become a familiar, unsurprising part of the educational process. The COVID-19 pandemic has made distance an attribute of everyday life. Noting the undeniable positive aspects of the modern educational environment, the authors focused on the most important problem - education and upbringing is a process in which direct contact between the teacher and the student plays a key role.

Key words: education, digital educational environment, quality of education.

Введение. В государственной концепции образования поставлена цель создания к 2030 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Это предполагает предоставление равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации всем категориям обучающихся, в результате чего планируется повысить эффективность процессов функционирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность [1]. Старт цифровизации образования был дан в 2017 году соответствующим Постановлением Правительства и к сегодняшнему дню ее результаты впечатляют. В соответствии с Ежегодным докладом Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2022 году только сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды используют 48% школьных педагогов, а доля общеобразовательных организаций, оснащенных в целях внедрения цифровой образовательной среды составляет 37% [61.

Безусловно, данная стратегия развития национального образования имеет неоспоримые преимущества:

• быстрый доступ к любого рода информации;

• гибкая организация учебного процесса, предполагающая возможность обучаться в удобное для учащегося время и в любой точке мира;

• повышение уровня самостоятельной работы учащихся, что предполагает, например, самостоятельное построение образовательной траектории;

• возможность учитывать индивидуальные особенности, склонности и интересы учащегося в процессе обучения;

• многообразие форматов цифровых обучающих ресурсов (от отдельных видеолекций, интерактивных заданий до целых интернет-курсов);

• повышение эффективности контроля за качеством обучения путем аналитики прогресса обучающегося.

Изложение основного материала статьи. Сегодня мы воспринимаем информатизацию и компьютеризацию

образования, т.е. именно вхождение компьютера в жизнь, начиная от младшего школьника, и, кончая студентом, как панацею выхода из образовательного кризиса и непременное условие повышения уровня и качества образования. Компьютеризация сельской школы, наличие высокоскоростного интернета, например, представляется средствами массовой информации как ее качественное изменение: теперь уровень сельского и столичного школьника могут сравняться, что дает возможность выбрать себе дальнейшую образовательную траекторию и, в конечном итоге, профессию. Это, разумеется, не лишено логики. Так, использование цифровой среды в образовательном процессе в сельской школе поможет сделать одинаково доступной любую информацию как для сельского, так и для столичного ученика и тем самым нивелирует пространственную и образовательную пропасть между ними.

Несмотря на неоспоримые плюсы цифровой образовательной среды, действительно буквально подарившей нам мегабайты доступной информации, не стоит недооценивать ее проблемные стороны. Противоречивость современного цифрового образования отмечается сегодня многими исследователями. Так, Е.В. Грязнова акцентирует внимание на следующих моментах: «цифровая парадигма педагогического взаимодействия выводит на ряд серьезных проблем и вопросов, таких как экономическая готовность страны к обеспечению цифровизации самой экономики, прежде всего, и других сфер общественной жизни; готовность педагогического сообщества к формированию кадрового потенциала для обеспечения цифровизации образования; готовность и мотивация обучающихся к переходу на новые формы взаимодействия в цифровой образовательной среде; готовность государства к обеспечению управления системой образования, включающих вопросы разработки нормативных документов, регламентов контроля и корректировок цифрового педагогического взаимодействия» [2].

Педагоги и психологи, исследующие воздействие информационной среды на психологию ее потребителей, также отмечают ряд тревожных тенденций. Наряду с информационной технической грамотностью современной молодежи, ее моногозадачностью, исследователи фиксируют в качестве проблемной зоны дефицит внимания и гиперактивность. Обилие

интренет-ресурсов облегчает подбор правильного ответа, делает его практически мгновенным, но легко полученная информация слабо усваивается, и это препятствует развитию проективного мышления, способности сосредотачиваться [4].

Пандемийные годы и связанные с ними цифровые технологии обучения ярко выявили проблемы, обозначенные В.И. Пановым. Среди отрицательных эффектов дистанционного обучения он отметил «нарушение условий для социализации школьников (91% педагогов), снижение эмоционального контакта и дефицит «живого» общения между педагогами и школьниками». На эту проблему указывали и родители, и педагоги, и администрации учебных заведений [5]. Есть множество вопросов, выявленных проблем, но, создается впечатление, что мы находимся только в начале пути к их разрешению.

Ситуация, в определенном смысле напоминает сложившуюся в Советском Союзе, только касалась она иной сферы жизнедеятельности - производства. Если конкретнее, то советскому руководству виделось, что производительность и качество труда якобы напрямую зависят от количества используемой в производстве техники (машин, станков и т.п., которыми заполнялись производственные мастерские школ, а школьники в старших классах обязаны проработать один день на производстве). В принципе здесь есть явно марксистский подтекст: именно машина освободит человека, аннулирует изнурительный труд, превратит его в свободное и приятное творчество. На деле эта светлая марксистская мечта оказалась не настолько радужной. Отчуждения человека от продукта его труда избежать не удалось, и создать условия для бесконечного творчества не получилось. Да и в принципе вещь конвейерная, техническая, вовсе не лучше вещи ручной. Последняя, может быть, и качественнее, и души вложенной в ней больше. Сегодня, как известно, самые дорогие и качественные автомобили, например, не конвейерной, а ручной сборки.

Тоже и с образованием. Компьютер, высокоскоростной интернет, конечно, иметь хорошо, особенно, если это далекая глубинка. Только есть одно существенное «но» - никогда машина не сравнится с живым человеком, никогда безличное машинное виртуальное образование не будет лучше, качественнее, образования через живое личностное общение с преподавателем. А сегодня, к сожалению, образование как диалог преподавателя и учащегося вытесняется образованием как диалогом учащегося и машины. Машина, а не преподаватель становится верным другом на годы учебы. Интернет всемогущ: там и задания, и ответы на них. Следовательно, в машину и ее техническое совершенствование и оснащение, а не в преподавателя вкладываются государственные средства.

Между тем, растет нагрузка на преподавателя, и среди разнообразных обязанностей сложно найти время на качественную подготовку к занятиям, продумать качественную сторону общения со студентами, и в итоге, зажечь в них интерес и любовь к своему предмету, к познанию в принципе, привить способность к самостоятельному критическому мышлению.

Современная школа, как средняя, так и высшая, оснащена цифровыми образовательными площадками. Стало ли при этом выше качество образования? Если старшее поколение со школьной скамьи знало, кто такие Меровинги, помнило стихотворения Пушкина, Лермонтова, а гимназист XIX века говорил на нескольких языках, читал на латыни и на древнегреческом, то современное, компьютерно подкованное, как это не кажется дико, не знает, что 1348 год - это XIV век, Древний Египет находи(т)лся вовсе не к северу от России, а латынь - язык древних римлян, жили которые неизвестно когда - дескать, специальные знания. Так что выпускник современной информационно оснащенной школы и выпускник традиционной школы двадцать-пятьдесят лет назад: сравнение не всегда в пользу первого. Впервые дети получают образование, уровень которого, возможно, в чем-то ниже, чем у родителей (хотя это образование именуется высшим), что говорит о глубочайшим цивилизационном кризисе.

Заметим еще одну важную особенность: ключевым в классическом образовательном процессе было усилие. Между образованием и необразованием была четкая граница, и необходимо было усилие, чтобы ее перейти. Человек через усилие становился образованным. Имеется в виду то, что образование предыдущих времен получалось через упорный труд. Труд найти, отобрать информацию, понять ее, запомнить, сделать выводы. Труд мыслить самостоятельно. Тем самым труд стать личность, мыслящей, анализирующей, образованной. Сложно представить современного студента в читальном зале за стопкой фолиантов, читающего их и конспектирующего. Сегодня не читают книги целиком. Сегодня вообще мало читают и мало кто читает. Идея о том, что можно что-то записать и тем самым продумать, осмыслить, возможно, добавить собственные комментарии, согласиться или поспорить, выглядит абсурдной. Потому что есть цифровая образовательная среда. Она минимизирует человеческое усилие. Более того, подчас аннигилирует его. Этим она и заманчива, подкупает нас, затягивает. Она создает возможность быстро и главное практически без усилия, кликами мышки и поверхностным, беглым, лишенным вдумчивости просмотром потоков информации подготовиться к чему угодно (от школьного урока или семинарского занятия в вузе до защиты кандидатской). Отсюда современное знание превращается в пастиш, гипертекст, составленный из фрагментов чьих-то текстов, которые, в свою очередь, также лишены оригинальности мысли и представляют собой рекомбинацию других тестов. По сути, подобный образовательный процесс под силу любому школьнику. Необходимы только навыки работы на компьютере с потоками информации и умение читать, лучше всего выразительно читать.

Негативной стороной образования-без-усилия является то, что мы сегодня формируем новое поколение людей без ответственности. Существует такое понятие, как экзистенциальная ответственность, которая предполагает не набор обещаний и вынужденных, навязанных извне обязательств. Экзистенциальная ответственность - это посвящение себя чему-либо, ежедневное сражение за свои ценности. Я ответственен за то, что ценно для меня [7, С. 21]. Цифровая образовательная среда, с одной стороны, вроде бы изначально направлена на повышение личностной мотивации и образовательной самостоятельности и тем самым экзистенциальной ответственности. Она предлагает широкий выбор образовательных траекторий, апеллирующий к свободе личностного выбора и ценностным приоритетам. Однако, с другой стороны, она искушает ленивого по природе человека своей легкостью, возможностью строить образовательный процесс с минимумом усилий, что, к сожалению, зачастую приводит к поверхностному образованию. В этой ситуации не может идти речи о ежедневном сражении за собственные ценности и по сути легкая, свободная, комфортная жизнь становится сегодня ценностным ориентиром личности.

Кроме того, информатизация современного образования не только не повышает качества образования, но и порождает проблему одиночества человека, его отчуждения. Сегодня привычная для нас реальность, когда традиционное аудиторное занятие заменяется виртуальным, дистанционным. Возможно, это удобно, у этого есть свои плюсы. Допустим, профессор из МГУ читает онлайн-лекцию студенту из деревни «Чудово». Обратная сторона - человек глобально отделяется от другого, теряет связь с ним, замыкается, «обрастает» виртуальными друзьями. Другой виртуализируется, он «говорит», стуча по клавишам клавиатуры компьютера, предавая слова посредством мессенджеров, в результате живое общение заменяется виртуально мертвым. Компьютерное образование растит человека одинокого, смотрящего на мир через экран монитора: весь мир и другой замкнут в этом экране.

Выводы. Не стоит забывать, что ценностью и приоритетом образования всегда было живое человеческое общение. Поэтому школа будущего - это не только цифровая образовательная среда, но и высококвалифицированные преподаватели

сократовского типа. Следует вспомнить сократовский прием постижения истины, а значит и обучения: через диалог, беседу, через иронию и майэвтику. Идеал - не компьютер в школьном кабинете, а эрудиция, знания, опыт преподавателя, его увлеченность собственным предметом, которая способна при личном общении передаться учащемуся. Исторически первые школы - Академия Платона, Ликей Аристотеля, Сады Эпикура. Как известно, Аристотель обучал в своей школе, ведя философские беседы, прогуливаясь по крытой галерее, после чего его последователей стали называть перипатетики. И это мощная философская школа (наряду с платоновской), сформировавшая всю последующую двух с лишним тысячелетнюю философию. И если каждый преподаватель будет хоть чуть-чуть Аристотелем, а школа - его Ликеем, то такие преподаватель и школа будут на вес золота.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 28.09.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.09.2023). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// base.garant.ru/71848426/

2. Грязнова, Е.В. Противоречия цифрового высшего образования в информационной культуре современного общества / Е.В. Грязнова // ВАК Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. - №1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1469/941

3. Портнов, A.B. Производительность труда - взгляд через призму Госплана СССР [Текст] / A.B. Портнов // Экономическое возрождение России. - 2021. - № 2021. - № 3(69). - С. 67-71

4. Яруллина, Л.Р. Портрет цифрового поколения студентов: психологический контекст / Л.Р. Яруллина. [Электронный ресурс]. - URL: mir-nauki.com (дата обращения: 05.11.2023)

5. Панов, В.И. Некоторые психологические аспекты цифровизации / В.И. Панов // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. - 2021. - №1. - С. 37-39

6. Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2022 году. [Электронный ресурс]. - Правительство России: [сайт]. - URL: http://government.ru/news/48764/ (дата обращения: 05.11.2023)

7. Ланге, А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности / А. Ланге // Вопросы психологии. - 2004. - № 4.

8. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). -DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат педагогических наук, доцент Шишмолина Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В

УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности на иностранном языке студентов гуманитарных направлений в условиях цифровизации образования. Целью статьи является описание разработанного в Петрозаводском государственном университете курса в рамках дисциплины «Иностранный язык» с использованием на платформе Moodle для бакалавров направления «Социология» и анализ опыта формирования у них иноязычной коммуникативной компетенции во всех четырех видах речевой деятельности. В статье обосновывается актуальность применения в обучении иностранному языку принципов взаимосвязанного обучения и инструментов цифровой дидактики с целью повышения уровня коммуникативной компетенции, а также улучшения навыков работы с информацией и использования современных технологий. Указывается на необходимость разработки способов практической реализации данных принципов при организации обучения иностранному языку в вузе. Методологическую основу исследования составили общедидактические и методические принципы организации обучения иностранному языку в вузе с использованием инструментов цифровой образовательной среды. Автор статьи анализирует свой опыт применения разработанного курса при обучении бакалавров, доказавший свою эффективность при формировании у них востребованных цифровых и коммуникативных компетенций. По результатам эксперимента курс получил положительную оценку большинства респондентов, которые отметили, что междисциплинарная основа содержания занятий способствует повышению их интереса к изучаемым темам, а система упражнений улучшила их способность понимать информацию на слух и выражать свое мнение в дискуссии. Кроме того, более половины участников опроса заметили значительное повышение собственной цифровой компетенции повышение мотивации и заинтересованности в изучении иностранного языка. На основании результатов, полученных при апробации курса, автор делает вывод об эффективности использования курса с использованием взаимосвязанного обучения на платформе Moodle, а также о возможности применения данной технологии при обучении иностранному языку студентов нелингвистических направлений.

Ключевые слова: взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, коммуникативная компетенция, цифровая компетенция.

Annotation. The article deals with the issues of integrated teaching of foreign language to students of humanities in the conditions of digitalization of education. The aim of the article is to describe the course developed at Petrozavodsk State University in the framework of the discipline "Foreign Language" using the Moodle platform for bachelors of "Sociology" and to analyze the experience of forming foreign language communicative competence in all four types of speech activity. The article substantiates the relevance of applying the principles of interrelated learning and digital didactics tools in foreign language teaching to increase the level of communicative competence, as well as to improve the skills of working with information and using modern technologies. The necessity of developing ways of practical implementation of these principles in the organization of foreign language teaching in higher education institutions is pointed out. The methodological basis of the study is the general didactic and methodological principles of organizing foreign language teaching in higher education institutions using the tools of digital educational environment. The author of the article analyses her experience of applying the developed course in the training of bachelors, which proved its effectiveness in the formation of their demanded digital and communicative competences. According to the results of the experiment, the course was positively evaluated by most respondents, who noted that the interdisciplinary basis of the class content helped to increase their interest in the topics studied, and the system of exercises improved their ability to understand information by ear and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.