Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация образования / цифровые компетенции учителя / дистанционные образовательные технологии / цифровые инструменты / digitalization of education / digital teacher competencies / distance learning technologies / digital tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Ирина Валентиновна, Смышляева Ольга Валентиновна

В статье рассматриваются вопросы формирования цифровых компетенций будущих учителей информатики в рамках изучения дисциплин предметной подготовки. Проанализированы подходы к определению понятия «цифровые компетенции учителя» и составу его компонентов, выделены возможные направления их формирования в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности. На примере дисциплин предметной подготовки «Информационные системы» и «Основы искусственного интеллекта» бакалавров педагогического образования по профилю «Информатика» обоснована возможность формирования цифровых компетенций посредством включения в процесс обучения дистанционных образовательных технологий и цифровых инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Ирина Валентиновна, Смышляева Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the issues of the formation of digital competencies of future computer science teachers in the framework of the study of subject training disciplines. The approaches to the definition of the concept of "digital teacher competencies" and the composition of its components are analyzed, possible directions of their formation in the process of preparing a future teacher for professional activity are highlighted. On the example of the disciplines of subject training "Information Systems" and "Fundamentals of Artificial Intelligence" of bachelors of pedagogical education in the profile "Informatics", the possibility of forming digital competencies through the inclusion of distance learning technologies and digital tools in the learning process is substantiated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

16. Шедий, М.В. Коррупционные отношения в современном обществе: социологический анализ: Монография / М.В. Шедий. - Орел: РАНХиГС,- 2013. - 150 с.

17. Яковлева, Е.И. Развитие исправительно-трудовых учреждений России: лекция / Е.И. Яковлева. - Академия МВД России, 1995. - Москва: Академия МВД России. - 28 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Панова Ирина Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Смышляева Ольга Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ

ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования цифровых компетенций будущих учителей информатики в рамках изучения дисциплин предметной подготовки. Проанализированы подходы к определению понятия «цифровые компетенции учителя» и составу его компонентов, выделены возможные направления их формирования в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности. На примере дисциплин предметной подготовки «Информационные системы» и «Основы искусственного интеллекта» бакалавров педагогического образования по профилю «Информатика» обоснована возможность формирования цифровых компетенций посредством включения в процесс обучения дистанционных образовательных технологий и цифровых инструментов.

Ключевые слова: цифровизация образования, цифровые компетенции учителя, дистанционные образовательные технологии, цифровые инструменты.

Annotation. The article discusses the issues of the formation of digital competencies of future computer science teachers in the framework of the study of subject training disciplines. The approaches to the definition of the concept of "digital teacher competencies" and the composition of its components are analyzed, possible directions of their formation in the process of preparing a future teacher for professional activity are highlighted. On the example of the disciplines of subject training "Information Systems" and "Fundamentals of Artificial Intelligence" of bachelors of pedagogical education in the profile "Informatics", the possibility of forming digital competencies through the inclusion of distance learning technologies and digital tools in the learning process is substantiated.

Key words: digitalization of education, digital teacher competencies, distance learning technologies, digital tools.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках реализации государственного задания на проведение научных исследований № 073-03-2023-029 от 27.01.2023 г. (с изменениями от 03.11.2023 г.) по теме «Методология проектирования единой системы научно-методического

сопровожденияучителей технологического профиля (физика, информатика, технология) в условиях непрерывного

образования»

Введение. Проблеме формирования ИКТ-компетентности педагога за последние два десятилетия посвящены многочисленные исследования, в основу которых положены рекомендации ЮНЕСКО к структуре ИКТ-компетентности учителей [8]. В Рекомендациях ЮНЕСКО подчеркивается, что «современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников. Современный учитель должен быть способен помочь учащимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения и, в итоге, стать полноценными гражданами и работниками» [8, С. 4]. Рекомендации затрагивают такие аспекты работы учителей, как: понимание роли ИКТ в образовании, учебная программа и оценивание, педагогические практики, технические и программные средства ИКТ, организация и управление образовательным процессом, профессиональное развитие [8].

Рекомендации ЮНЕСКО были положены в основу структуры профессионально-педагогической ИКТ-компетентности педагога в профессиональном стандарте педагога, в составе которой выделены общепользовательская, общепедагогическая и предметно-педагогическая компетентности [7]. Последняя отражает профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности, в нашем случае информатики, формирование которой возможно в процессе изучения дисциплин предметной подготовки будущего учителя информатики.

Изложение основного материала статьи. Современный период развития образования характеризуется его цифровой трансформацией, и термин ИКТ-компетентность заменяется цифровой компетентностью, предполагающей использование не только базовых и предметно-ориентированных ИКТ-технологий, но и технологий дистанционного обучения, а также цифровых инструментов и сервисов сети Интернет. Изменению структуры компетентности учителей в условиях цифровой трансформации школы посвящена статья М.С. Цветковой и В.М. Кирюхина «Advanced Digital Competence of the Teacher» [12]. Новые компетенции учителей авторы представляют в виде «треугольника цифровых компетенций»: жизненно-важных (общепользовательские компетенции), социальных (компетенции в вопросах этики, права и безопасности существования в цифровом обществе) и профессиональных (применения цифровых инструментов в преподавании учебного предмета и для самообразования, повышения квалификации). К последней они относят такие инструменты цифровой педагогики, как электронное обучение, платформы для мобильного обучения, электронные книги и открытые образовательные ресурсы [12]. В настоящее время этот список профессиональных цифровых компетенций учителя дополняется умением работать с инструментами на основе искусственного интеллекта. Как отмечают авторы статьи «Education for Sustainable Development in Modern Conditions of Digitalization» учителям необходимо понимать возможности технологий искусственного интеллекта для образования и уметь применять их в своей профессиональной деятельности [11]. Формированием и развитием профессиональных цифровых компетенций традиционно занимается система профессионального образования, в том числе и постдипломного.

С точки зрения зарубежного опыта представляет интерес разработанный Комитетом по образованию Европейского союза профиль цифровых компетенций учителя. В его состав входят следующие профессиональные навыки педагога: работа с цифровыми образовательными ресурсами (отбор, создание, совместное использование); работа с цифровыми

инструментами (для обучения, преподавания, оценки результатов); использование цифровых технологий в образовательном процессе; сопровождение процесса развития цифровой компетентности учащихся [10].

В настоящее время наряду с цифровой трансформацией образования происходит переход педагогических вузов страны на унифицированные учебные планы подготовки педагогов-предметников, разработанные в соответствии с требованиями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»). Проблема формирования профессионально-педагогических цифровых компетенций будущих учителей информатики в рамках концепции Ядра может быть решена как в ходе изучения дисциплин специализированного коммуникативно-цифрового учебного модуля, таких как «Технологии цифрового образования» и «Современные информационные технологии», содержание которых ориентировано на формирование общепрофессиональных цифровых компетенций бакалавров педагогического образования [1, 2], так и в рамках изучения дисциплин предметно-методического модуля по профилю «Информатика», ориентированных на формирование предметно-методических цифровых компетенций посредством включения в процесс изучения этих дисциплин дистанционных образовательных технологий и специализированных цифровых инструментов [5].

Данный факт дает нам возможность пересмотреть структуру и содержание дисциплин предметно-методической подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Информатика» в контексте обозначенной проблемы [4, 9]. В рамках договора с AHO ВО «Университет Иннополис» по внедрению в образовательный процесс цифровых технологий, востребованных в сфере образования, нами были актуализированы рабочие программы дисциплин предметной подготовки «Информационные системы» и «Основы искусственного интеллекта», которые входят в состав предметно-методического модуля «Информатика» и реализуются в НГПУ им. К. Минина для бакалавров педагогического образования по профилям «Математика и Информатика» и «Информатика и Технология».

В настоящее время в НГПУ им. К.Минина обучение реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, по всем дисциплинам учебного плана разрабатываются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) на платформе Moodle. Работа в электронной среде сама по себе ориентирована на высокий уровень самостоятельности студентов, поэтому на аудиторных занятиях мы рассматриваем концептуальные основы дисциплины, а в рамках самостоятельной работы в ЭИОС студенты изучают дополнительный материал, знакомятся с новыми технологиями и инструментами на различных цифровых платформах.

Для всех дисциплин предметной подготовки определена компетенция ПК-1 - «способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач», и ИДК ПК-1.2. - «умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО», что предполагает формирование содержания дисциплин таким образом, чтобы в дальнейшем выпускники смогли применять полученные знания и умения при проектировании собственной профессионально-педагогической деятельности, в том числе и применять специализированные цифровые инструменты, используемые в ходе изучения дисциплин.

С учетом вышесказанного нами были актуализированы требования к результатам обучения дисциплине «Информационные системы» в контексте применения цифровых инструментов, в частности, в расшифровку компетенции добавлены следующие категории: знать цифровые образовательные ресурсы (ЭБС, МООК), облачные технологии (Case-средства) для интеграции в учебное содержание; уметь применять цифровые образовательные ресурсы, облачные технологии для интеграции в учебное содержание; владеть навыками применения цифровых образовательных ресурсов, облачных технологий для интеграции в учебное содержание.

Базовыми информационными технологиями для организации обучения по дисциплине «Информационные системы» являются: ЭУМК «Информационные системы» на платформе Moodle, приложение MS PowerPoint для сопровождения лекционных занятий, «облачные» таблицы для совместной работы, СУБД MS Access для реализации лабораторного практикума.

Ориентируясь на функциональное назначение информационных систем - хранение, обработка и передача данных, для расширения кругозора обучающихся в первый раздел курса «Общая характеристика информационных систем» добавлена тема «Специализированные информационные системы и технологии работы с данными». Содержание темы предполагает возможность знакомства обучающихся с такими типами информационных систем как геоинформационные системы (интерактивные карты, Планета Земля и др.), автоматизированные информационные системы в образовании (Дневник.ру, Аверс, ЭлЖур и др.), электронные библиотечные системы и другие.

Во второй раздел «Проектирование информационных систем» добавлена тема «CASE-технологии проектирования информационных систем», в рамках которой реализуется изучение цифровых инструментов (облачных решений) проектирования ПС (схем БД), таких как lucidchart.com, Drow.io и других. В качестве самостоятельной работы студентам предлагается сравнить возможности различных онлайн CASE-средств (сервисы для создания ERD https://pro-spo.ru/internet/5639-servisy-dlya-sozdaniya-sxem-i-diagramm; инструменты для создания диаграмм баз данных https://heritage-offshore.com/net-admin/8-luchshih-instrumentov-diagrammy-bazy-dannyh/).

В третий раздел «Создание и обработка баз данных средствами СУБД» добавлена тема «Свободно распространяемые СУБД», в рамках которой происходит знакомство студентов с СУБД OpenOffice. Base, LibreOffice Base. В четвертый раздел «Программирование в среде СУБД» добавлена возможность более углубленного изучения языка SQL. В рамках самостоятельной работы предлагается разработать чек-лист по созданию и обработке БД в конкретной СУБД на основе материалов, представленных Интернет-ресурсами:

- уроки по MS Access (https://www.youtube.com/watch?v=h_UPuVGwkko);

- пакет SQL-курсов (https://stepik.org/course/61247/promo);

- база данных InterBase для начинающих (https://www.ibprovider.com/rus/documentation/interbase.html).

В качестве итогового проекта по дисциплине «Информационные системы» студенты разрабатывают базу данных по индивидуальному заданию и могут выбрать для её реализации любую СУБД, что дает возможность более широко посмотреть на эту тему в курсе школьной информатики, подготовиться к её реализации с учетом новых приложений и цифровых инструментов [5, 6].

Актуализация рабочей программы дисциплины «Основы искусственного интеллекта» так же была начата с уточнения компетенций. В требования к результатам обучения были включены следующие категории:

- знание Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта (https://ethics.a-ai.ru/);

- знание государственных платформ с открытыми данными (https://rosstat.gov.ru/, https://data.gov.ru/, https://mintrud.gov.ru/opendata, открытые-данные.минобрнауки.рф), а также международных платформ с открытыми данными для машинного обучения (например, kaggle.com);

- знание онлайн сред и платформ для разработки проектов по искусственному интеллекту (Yandex DataSphere, Google Colab, Teachable Machine);

- умение использовать данные из открытых источников и платформы по машинному обучению для реализации учебных проектов по машинному обучению.

Дисциплина «Основы искусственного интеллекта» содержит четыре раздела: «Искусственный интеллект: история и тенденции развития» (раздел 1); «Инженерия знаний» (раздел 2); «Машинное обучение» (раздел 3); «Основы технологий обработки больших данных» (раздел 4).

Рассмотрим изменения, внесенные в рамках актуализации в содержание дисциплины. В первый раздел была добавлена самостоятельная работа «Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта». Данной теме сегодня уделяется особое внимание. Ключевую роль в формировании отношения общества к развитию технологий и их применению играет вопрос об этике искусственного интеллекта.

Студентам предлагается изучить Российский Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта (https://ethics.a-ai.ru/), создать ментальную карту, отражающую основные идеи разработчиков кодекса: что такое «Кодекс этики ИИ»; цель создания Кодекса; основные принципы Кодекса; этические проблемы, которые существуют сегодня; для кого создан Кодекс; проработать каждую идею, добавляя необходимую информацию, картинки, ссылки.

Задача обеспечения российского рынка технологий искусственного интеллекта квалифицированными кадрами в соответствии с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года» диктует необходимость знакомства студентов, будущих учителей информатики, с современными средствами создания моделей машинного обучения [3]. В соответствии с этим лабораторные работы третьего раздела «Машинное обучение» построены по этапам развития реальных проектов по машинному обучению: «Постановка задачи. Подбор данных», «Предварительный анализ данных», «Построение и обучение модели искусственного интеллекта», «Оценка модели». В качестве источников данных студенты учатся использовать открытые данные на государственных платформах открытых данных, а также специализированных платформах открытых данных для машинного обучения. В качестве инструментального средства предварительного анализа данных и построения модели машинного обучения рассматривается популярный сегодня в этой сфере язык программирования Python с реализацией проектов в Jupyter Notebook. Студентам предлагается решить задачу прогнозирования успешности обучающегося с использованием методов машинного обучения в зависимости от заданных факторов.

Также в раздел «Машинное обучение» была добавлена самостоятельная работа «Обучаем нейронные сети без программирования» с целью познакомить студентов с онлайн сервисами, демонстрирующими принципы работы машинного обучения на примере сервиса Teachable Machine. Обучающимся предлагается выбрать одно из направлений проекта (проект с изображениями, проект с аудио, проект по позированию), продумать число классов и заполнить классы подходящими объектами, обучить модель, протестировать результат, предложить варианты формулировок заданий для школьных проектов с использованием данного инструмента.

Выводы. В условиях цифровой трансформации образования проблема формирования цифровых компетенций будущих учителей информатики особенно актуальна. В процессе разработки рабочих программ дисциплин предметной подготовки и в ходе их реализации в формате ЭУМК необходимо создать условия для приобретения студентами навыков интеграции в учебном процессе современных педагогических, цифровых технологий и Интернет-сервисов с целью приобретения опыта их применения в будущей профессионально-педагогической деятельности. Дисциплины предметной подготовки должны не только давать углублённые знания по ключевым разделам школьного курса информатики, но и демонстрировать средства и технологии, в том числе и цифровые, которые можно перенести и в школьную аудиторию.

Поэтому в ходе освоения дисциплин предметной подготовки будущие учителя получают не только знания в данной предметной области, но и необходимые навыки для участия в решении задач цифровой трансформации школ, готовятся к построению своих будущих предметных цифровых образовательных сред.

Литература:

1. Круподерова, Е.П. Подготовка будущих учителей к организации обучения в цифровой образовательной среде / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-1. -С. 136-139

2. Круподерова, Е.П. Подготовка будущих учителей к освоению технологий цифрового образования / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова, В.П. Харитонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№77-4.-С. 133-135

3. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. - [Электронный ресурс]. -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72738946/ (дата обращения: 17.11.2023)

4. Панова, И.В. Проблемы методической подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Информатика» в условиях дистанционного обучения / И.В. Панова // Образование в цифровую эпоху: опыт, проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц (22-23 декабря 2022 г.). - Нижний Новгород: Мининский университет, 2023. - С. 49-54

5. Панова, И.В. Трансформация профессионального образования в эпоху цифровой экономики / И.В. Панова // Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация: сборник статей участников V-ой Международной научно-практической конференции. Научный редактор C.B. Миронова, ответственный редактор C.B. Напалков; Арзамасский филиал ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского". - 2019. - С. 399-402

6. Перевощикова, E.H. Методические аспекты формирования у студентов новых компетенций по разработке заданий для учащихся в рамках модульного подхода / E.H. Перевощикова, A.B. Бычков // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9,№1.-С. 6. DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-1-6

7. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - URL: https :// fgos vo .ru/docs/index/2/1/

8. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. - [Электронный ресурс]. - 115 с. - URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf/ (дата обращения: 14.11.2023)

9. Perevoshchikova, E.N. The methodology for developing professional competencies of bachelors in the program "Pedagogical education"/ E.N. Perevoshchikova H Espacios. -2019. - T. 40. - № 33. - P. 9.

10. Punie, Y., editor(s), Redecker, С., European Framework for the Digital Competence of Educators: DigCompEdu , EUR 28775 EN, Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017, ISBN 978-92-79-73718-3 (print), 978-92-79-73494-6 (pdf), doi:10.2760/178382 (print),10.2760/159770 (online), JRC107466.

11. Samerkhanova, E.K. Education for Sustainable Development in Modern Conditions of Digitalization / E.K. Samerkhanova 11 Social Mobility, Social Inequality, and the Role of Higher Education. - Series: Studies in Critical Social Sciences, Volume 254.-2023. - P. 281-292

12. Tsvetkova, M.S. Advanced digital competence of the teacher / M.S. Tsvetkova, V.M. Kiryukhin 11 Education in the 21st Century. - 02.05.2019. - [Electronic resource], - URL: https://www.intechopen.com/books/teacher-education-in-the-21st-century/advanced-digital-competence-of-the-teacher (accessed: 15.11.2023)

Педагогика

УДК 796:378

старший преподаватель Пермяков Олег Михайлович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); студент Погодина Светлана Евгеньевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ

ЯЗЫКОВ

Аннотация. Проблема изучения иностранных языков на сегодняшний день является актуальной. Знание иностранных языков является одним из важнейших критериев профессионального роста, который способствует развитию метакомпетенций и межкультурных коммуникаций. Требования, предъявляемые к будущим специалистам в области педагогики, с каждым годом возрастают. Преподаватели иностранного языка находятся в постоянном поиске наиболее результативных методов обучения. Традиционные систематические занятия, построенные на изучении фонетики, грамматики и практики перевода не всегда приносят желаемый результат, именно поэтому целесообразно использовать нетрадиционные методы обучения. В данной статье рассматривается влияние физических упражнений на прогресс в изучении иностранных языков. Представлены примеры различных нетрадиционных методов обучения иностранным языкам, предложенные советскими и зарубежными учёными. Описаны научные исследования, подтверждающие положительное влияние спорта на работу мозга. Целью работы является определение степени влияния физических упражнений на изучение иностранных языков. В ходе проведённого исследования со студентами Российского государственного профессионально-педагогического университета, доказано, что применение физических нагрузок является эффективным способом повышения уровня изучения иностранных языков.

Ключевые слова: обучающиеся, иностранные языки, физическая активность, спорт, здоровье.

Annotation. Nowadays the problem of learning foreign languages is relevant. Knowledge of foreign languages is one of the most important criteria for professional growth, which contributes to the development of meta-competencies and intercultural communication. The demands placed on future specialists in the field of pedagogy are increasing every year. Teachers of a foreign language are constantly looking for the most effective methods of teaching. Traditional systematic lessons based on the study of phonetics, grammar and translation practices do not always bring the desired outcome, which is why it is advisable to use non-traditional methods of teaching. This article considers the impact of physical exercises on the progress of learning foreign languages. Examples of various non-traditional methods of teaching foreign languages proposed by Soviet and foreign scientists are presented. The article describes scientific researches confirming positive influence of sport on brain functioning. The aim of the work is to determine the degree of influence of physical exercises on the study of foreign languages. In the course of a study conducted with students of the Russian State Vocational Pedagogical University, it was proved that the use of physical activity is an effective way to increase the level of learning foreign languages.

Key words: students, foreign languages, physical activity, sport, health.

Введение. На сегодняшний день изучение иностранных языков является неотъемлемой частью профессиональной компетентности педагога. Знание иностранных языков открывает уникальные возможности профессионального роста, способствует развитию метакомпетенций и межкультурных коммуникаций. В своей монографии И.К. Войтович упоминает, что «сегодня владение иностранным языком - не роскошь, как это было когда-то, а жизненная необходимость. Изучение иностранного языка в современном мире - это один из самых важных составляющих моментов в жизни современного, успешного человека» [2, С. 19]. В модернизированном образовательном процессе применяется огромное количество методов обучения иностранным языкам, что позволяет подобрать эффективную академическую стратегию исходя из индивидуальных особенностей обучающегося.

Изложение основного материала статьи. Преподаватели иностранного языка находятся в постоянном поиске наиболее результативных методов обучения. Традиционные систематические занятия, построенные на изучении фонетики, грамматики и практики перевода не всегда приносят желаемый результат, именно поэтому целесообразно использовать нетрадиционные методы обучения. Развитие данных методов началось в начале XX века. Одним из первых считается метод проектов, основоположником которого является учёный У.Х. Килпатрик. Основная идея проектного метода заключается в самостоятельной работе учеников с интересующим их родом деятельности, в ходе которого решаются различные практические задачи. Учитель в данном случае выступает координатором и экспертом, в то время как ученикам отводится роль организаторов учебного процесса. Ещё одним методом, в котором ученик выступает в роли главенствующего субъекта, является метод «тихого» обучения (the silent way), предложенный выдающимся преподавателем в области математики, психологии и иностранных языков К. Гаттеньо. Обучение в тишине является эффективным приемом в педагогике, который стимулирует мыслительные процессы и концентрацию внимания. В 1960-е годы активно использовалась разработка болгарского педагога и психиатра Г.К. Лозанова - суггестопедический метод, который базируется на раскрытии резервных возможностей памяти человека с использованием различных техник внушения и релаксации [4].

В дальнейшем исследования Г.К. Лозанова положили основу для целого ряда интенсивных методов обучения иностранному языку. К ним можно отнести разработки интенсивного обучения устной речи Л.Ш. Гегечкори. В данном методе сочетается циклическое чередование речевой практики и языковой подготовки. Использование данного метода позволяет овладеть коммуникативными компетенциями в короткие сроки. Также, существует более инновационная вариация - суггестокибернетический интегральный метод, предложенный В.В. Петрусинским. В основе метода лежат суггестивные техники, воздействующие на обучающихся при помощи средств кибернетики. Учебный процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.