Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / коммуникативная компетенция / цифровая компетенция / interrelated learning / communicative competence / digital competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишмолина Елена Петровна

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности на иностранном языке студентов гуманитарных направлений в условиях цифровизации образования. Целью статьи является описание разработанного в Петрозаводском государственном университете курса в рамках дисциплины «Иностранный язык» с использованием на платформе Moodle для бакалавров направления «Социология» и анализ опыта формирования у них иноязычной коммуникативной компетенции во всех четырех видах речевой деятельности. В статье обосновывается актуальность применения в обучении иностранному языку принципов взаимосвязанного обучения и инструментов цифровой дидактики с целью повышения уровня коммуникативной компетенции, а также улучшения навыков работы с информацией и использования современных технологий. Указывается на необходимость разработки способов практической реализации данных принципов при организации обучения иностранному языку в вузе. Методологическую основу исследования составили общедидактические и методические принципы организации обучения иностранному языку в вузе с использованием инструментов цифровой образовательной среды. Автор статьи анализирует свой опыт применения разработанного курса при обучении бакалавров, доказавший свою эффективность при формировании у них востребованных цифровых и коммуникативных компетенций. По результатам эксперимента курс получил положительную оценку большинства респондентов, которые отметили, что междисциплинарная основа содержания занятий способствует повышению их интереса к изучаемым темам, а система упражнений улучшила их способность понимать информацию на слух и выражать свое мнение в дискуссии. Кроме того, более половины участников опроса заметили значительное повышение собственной цифровой компетенции повышение мотивации и заинтересованности в изучении иностранного языка. На основании результатов, полученных при апробации курса, автор делает вывод об эффективности использования курса с использованием взаимосвязанного обучения на платформе Moodle, а также о возможности применения данной технологии при обучении иностранному языку студентов нелингвистических направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишмолина Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of integrated teaching of foreign language to students of humanities in the conditions of digitalization of education. The aim of the article is to describe the course developed at Petrozavodsk State University in the framework of the discipline "Foreign Language" using the Moodle platform for bachelors of "Sociology" and to analyze the experience of forming foreign language communicative competence in all four types of speech activity. The article substantiates the relevance of applying the principles of interrelated learning and digital didactics tools in foreign language teaching to increase the level of communicative competence, as well as to improve the skills of working with information and using modern technologies. The necessity of developing ways of practical implementation of these principles in the organization of foreign language teaching in higher education institutions is pointed out. The methodological basis of the study is the general didactic and methodological principles of organizing foreign language teaching in higher education institutions using the tools of digital educational environment. The author of the article analyses her experience of applying the developed course in the training of bachelors, which proved its effectiveness in the formation of their demanded digital and communicative competences. According to the results of the experiment, the course was positively evaluated by most respondents, who noted that the interdisciplinary basis of the class content helped to increase their interest in the topics studied, and the system of exercises improved their ability to understand information by ear and express their opinions in discussion. In addition, more than half of the participants in the survey noticed a significant increase in their own digital competence increased motivation and interest in learning a foreign language. Based on the results obtained during the course approbation, the author concludes about the effectiveness of the course using interconnected learning on the Moodle platform, as well as about the possibility of using this technology in teaching foreign language to non-linguistic students.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

сократовского типа. Следует вспомнить сократовский прием постижения истины, а значит и обучения: через диалог, беседу, через иронию и майэвтику. Идеал - не компьютер в школьном кабинете, а эрудиция, знания, опыт преподавателя, его увлеченность собственным предметом, которая способна при личном общении передаться учащемуся. Исторически первые школы - Академия Платона, Ликей Аристотеля, Сады Эпикура. Как известно, Аристотель обучал в своей школе, ведя философские беседы, прогуливаясь по крытой галерее, после чего его последователей стали называть перипатетики. И это мощная философская школа (наряду с платоновской), сформировавшая всю последующую двух с лишним тысячелетнюю философию. И если каждый преподаватель будет хоть чуть-чуть Аристотелем, а школа - его Ликеем, то такие преподаватель и школа будут на вес золота.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 28.09.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.09.2023). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// base.garant.ru/71848426/

2. Грязнова, Е.В. Противоречия цифрового высшего образования в информационной культуре современного общества / Е.В. Грязнова // ВАК Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. - №1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1469/941

3. Портнов, A.B. Производительность труда - взгляд через призму Госплана СССР [Текст] / A.B. Портнов // Экономическое возрождение России. - 2021. - № 2021. - № 3(69). - С. 67-71

4. Яруллина, Л.Р. Портрет цифрового поколения студентов: психологический контекст / Л.Р. Яруллина. [Электронный ресурс]. - URL: mir-nauki.com (дата обращения: 05.11.2023)

5. Панов, В.И. Некоторые психологические аспекты цифровизации / В.И. Панов // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. - 2021. - №1. - С. 37-39

6. Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2022 году. [Электронный ресурс]. - Правительство России: [сайт]. - URL: http://government.ru/news/48764/ (дата обращения: 05.11.2023)

7. Ланге, А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности / А. Ланге // Вопросы психологии. - 2004. - № 4.

8. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). -DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат педагогических наук, доцент Шишмолина Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В

УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности на иностранном языке студентов гуманитарных направлений в условиях цифровизации образования. Целью статьи является описание разработанного в Петрозаводском государственном университете курса в рамках дисциплины «Иностранный язык» с использованием на платформе Moodle для бакалавров направления «Социология» и анализ опыта формирования у них иноязычной коммуникативной компетенции во всех четырех видах речевой деятельности. В статье обосновывается актуальность применения в обучении иностранному языку принципов взаимосвязанного обучения и инструментов цифровой дидактики с целью повышения уровня коммуникативной компетенции, а также улучшения навыков работы с информацией и использования современных технологий. Указывается на необходимость разработки способов практической реализации данных принципов при организации обучения иностранному языку в вузе. Методологическую основу исследования составили общедидактические и методические принципы организации обучения иностранному языку в вузе с использованием инструментов цифровой образовательной среды. Автор статьи анализирует свой опыт применения разработанного курса при обучении бакалавров, доказавший свою эффективность при формировании у них востребованных цифровых и коммуникативных компетенций. По результатам эксперимента курс получил положительную оценку большинства респондентов, которые отметили, что междисциплинарная основа содержания занятий способствует повышению их интереса к изучаемым темам, а система упражнений улучшила их способность понимать информацию на слух и выражать свое мнение в дискуссии. Кроме того, более половины участников опроса заметили значительное повышение собственной цифровой компетенции повышение мотивации и заинтересованности в изучении иностранного языка. На основании результатов, полученных при апробации курса, автор делает вывод об эффективности использования курса с использованием взаимосвязанного обучения на платформе Moodle, а также о возможности применения данной технологии при обучении иностранному языку студентов нелингвистических направлений.

Ключевые слова: взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, коммуникативная компетенция, цифровая компетенция.

Annotation. The article deals with the issues of integrated teaching of foreign language to students of humanities in the conditions of digitalization of education. The aim of the article is to describe the course developed at Petrozavodsk State University in the framework of the discipline "Foreign Language" using the Moodle platform for bachelors of "Sociology" and to analyze the experience of forming foreign language communicative competence in all four types of speech activity. The article substantiates the relevance of applying the principles of interrelated learning and digital didactics tools in foreign language teaching to increase the level of communicative competence, as well as to improve the skills of working with information and using modern technologies. The necessity of developing ways of practical implementation of these principles in the organization of foreign language teaching in higher education institutions is pointed out. The methodological basis of the study is the general didactic and methodological principles of organizing foreign language teaching in higher education institutions using the tools of digital educational environment. The author of the article analyses her experience of applying the developed course in the training of bachelors, which proved its effectiveness in the formation of their demanded digital and communicative competences. According to the results of the experiment, the course was positively evaluated by most respondents, who noted that the interdisciplinary basis of the class content helped to increase their interest in the topics studied, and the system of exercises improved their ability to understand information by ear and

express their opinions in discussion. In addition, more than half of the participants in the survey noticed a significant increase in their own digital competence increased motivation and interest in learning a foreign language. Based on the results obtained during the course approbation, the author concludes about the effectiveness of the course using interconnected learning on the Moodle platform, as well as about the possibility of using this technology in teaching foreign language to non-linguistic students.

Key words: interrelated learning, communicative competence, digital competence.

Введение. Современное высшее образование ставит перед собой ряд задач по подготовке квалифицированных специалистов, обладающих знаниями, навыками и компетенциями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности в выбранной области. Помимо развитого критического и аналитического мышления, владения в условиях быстро меняющейся технологической среды современными информационными и коммуникационными технологиями, умения мыслить творчески, решать нестандартные задачи, создавать и развивать инновационные идеи и проекты, от будущих выпускников работодатели ожидают сформированности умения эффективного взаимодействия с другими людьми, работы в коллективе и принятия решений в группе, что, в свою очередь, требует владения коммуникативной компетенцией, в том числе на иностранном языке. С развитием информационных технологий и доступностью интерактивных образовательных платформ открываются новые возможности для эффективного изучения иностранных языков, построенного на основе взаимосвязанного обучения, которое представляет собой систематическую работу над совершенствованием всех видов речевой деятельности - чтения, письма, говорения и аудирования [8] - помогает обучающимся освоить язык в комплексе, повысить уровень коммуникативной компетенции, а также улучшить навыки работы с информацией и использования современных технологий. В настоящее время существует необходимость не только в разработке и адаптации новых учебных материалов и методик, которые будут эффективно интегрировать навыки во всех четырех видах речевой деятельности, но и в проведении дальнейших исследований для выявления наиболее эффективных стратегий и методов. Цель статьи - описать опыт формирования иноязычной коммуникативной компетенции во всех четырех видах речевой деятельности у студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием инструментов цифровой дидактики в рамках курса по дисциплине «Иностранный язык» на платформе Moodle.

Изложение основного материала статьи. В теории и практике языкового образования разных периодов существовали различные взгляды на стратегии обучения видам речевой деятельности. Предполагалось, что следует раздельно формировать навыки как чтения, письма, говорения и аудирования в силу их уникальных когнитивных и лингвистических особенностей. Однако последние исследования говорят в пользу интеграции этих навыков для более эффективного овладения языком, так как интегрированный подход побуждает учащихся к анализу и синтезу информации, способствуя эффективной коммуникации и развитию критического мышления [12].

Специалисты в области лингводидактики считают интегрированный подход к развитию навыков чтения, письма, говорения и аудирования эффективным и перспективным, предлагая в качестве практических инструментов его реализации такие стратегии, как использование аутентичного материала, задания на письменное выражение на основе прослушивания или чтения, а также применение коммуникативных упражнений, которые требуют использования всех навыков одновременно [13]. Выявлена положительная корреляция между уровнем владения аудированием и совершенствованием устной речи. Кроме того, исследователи определили, что на эту взаимосвязь влияют такие факторы, как языковая экспозиция, мотивация и стратегии изучения языка [11]. В университете Кореи применяют интегрированные обучение чтению и письму, преимущества которого, по мнению авторов, являются:

1. развитие словарного запаса за счет того, что новая лексика из текстового контекста практикуется затем в письменных работах, что способствует запоминанию слов и закладывает прочный фундамент для эффективной коммуникации;

2. анализ грамматических и синтаксических моделей в аутентичных текстах с целью переноса их в собственную письменную речь для улучшения структуры и связности предложений;

3. необходимость анализировать, оценивать и реагировать на сложные текстовые контексты, что способствует развитию критического мышления, необходимого для успешной учебы и профессиональной деятельности;

4. знакомство с различными культурными образами через аутентичные английские тексты, что расширяет культурные знания и способствует межкультурному взаимопониманию [12].

Педагоги Краснодарского Высшего Военного Авиационного Училища Лётчиков разработали и внедрили в обучение комплекс авторских упражнений по дисциплине «Авиационный английский язык», построенный по принципу взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности. Исследование показало, что использование такого подхода повысило эффективность обучения и помогло студентам достичь хороших результатов в овладении неродным языком [2]. В научных работах в области взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности не только анализируются и оцениваются существующие методики и подходы, но и предлагаются новые модели и практики для обучения иностранным языкам, в том числе в контексте межкультурной коммуникации [1]. Исследователи отмечают эффективность различных методов и форм работы, таких как ролевые игры, диалоги, чтение аутентичных текстов и других, способствующих развитию у студентов продуктивных и перцептивных видов речевой деятельности [6]. В практической деятельности педагоги используют принцип взаимосвязанного обучения для решения задачи обучения переводческому аудированию и говорению, что способствует формированию умения выявлять смысловое содержание оригинала и передавать его во вторичном высказывании [7]. Авторы сходятся во мнении, что взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности на иностранном языке способствует более глубокому усвоению языковых навыков за счет их синергетического воздействия друг на друга, что ведет к развитию коммуникативной компетенции студентов [1; 2; 9]. Авторы отмечают, что такой подход способствует развитию различных навыков иноязычной коммуникации, поскольку он основан на реальных коммуникативных ситуациях и активном использовании языка [5]. Задачу развития навыков во всех видах речевой деятельности одновременно решают также полифункциональные упражнения, которые предлагают комплексный подход к обучению, включающий грамматику, лексику, говорение аудирование, чтение и письмо и основанный на активном использовании студентами иностранного языка в реальных коммуникативных ситуациях [4]. В.Н. Поляков, решая проблему эффективности формирования стабильных навыков и умений в различных видах речевой деятельности, предлагает использовать учебный текст как основу полифункциональных упражнений и отмечает, что недостаточная работа по формированию навыков и умений одного вида речевой деятельности влечет за собой ошибки в других видах речевой деятельности [10]. Тем не менее, при использовании полифункциональных упражнений следует их правильно структурировать, учитывать уровень языковых навыков и потребностей студентов, а также предлагать задания, отвечающие индивидуальным интересам обучающихся и их целям в изучении иностранного языка [4; 3]. Таким образом, проведенный анализ релевантных источников показал, что в научных исследованиях вопросов взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности на иностранном языке предлагаются новые перспективы и подходы к обучению иностранным языкам,

учитывая не только языковые аспекты, но и культурные и коммуникативные особенности. Тем не менее, многие вопросы практической реализации данного подхода к организации обучения остаются недостаточно разработанными.

Следует отметить, что в решении данной задачи целесообразно использовать средства цифровой дидактики, ставшие в последние годы более доступными благодаря стремительному развитию цифровых технологий. Такой подход к обучению имеет ряд преимуществ, создавая более динамичную среду для овладения неродным языком и позволяя эффективно развивать необходимые для иноязычной коммуникации навыки. Например, современные платформы для изучения языков предлагают обучающие материалы, видеоуроки и аудиофайлы, которые интегрируют различные навыки речи, позволяя студентам улучшить свою коммуникативную компетенцию. Существуют ресурсы, предлагающие возможность записывать и прослушивать собственную речь, чтобы улучшить произношение и интонацию, например, в приложении Elsa Speak пользователи могут записывать свою речь, а затем приложение проводит анализ и предоставляет обратную связь, оценивая произношение, использование правильных звуков и интонацию. Онлайн-приложения и сервисы не только предоставляют возможность проводить виртуальные диалоги и дискуссии на иностранном языке, что способствует развитию уверенности в говорении, но и предоставляют упражнения для развития навыков чтения и понимания текстов на иностранном языке, например, программа Duolingo Stories представляет собой интерактивные истории на различные темы, написанные специально для изучения иностранных языков. Каждая история снабжена аудиоматериалом и встроенным словарем, что помогает улучшить произношение и позволяет быстро проверить значение незнакомых слов. Пользователь может читать историю на иностранном языке, одновременно прослушивая произношение, а также отвечать на понимающие вопросы после прочтения текста. Это приложение помогает улучшить навыки чтения и понимания, прочитанного на иностранном языке через интересные и захватывающие истории.

Основываясь на теоретических и методологических принципах взаимосвязанного обучения в цифровой среде кафедрой иностранных языков гуманитарных направлений Петрозаводского государственного университета на платформе Moodle был разработан курс, реализуемый в рамках дисциплины «Иностранный язык» для направления подготовки «Социология». Курс включает систему заданий, нацеленных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности, представлен в Табл. 1.

Таблица 1

Структура курса взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности на иностранном языке для студентов

гуманитарных направлений (на платформе Moodle)

Тема / Модуль Виды речевой деятельности Задания Результат

1. Социология как наука. Методы научного исследования. 2. Современные тендерные исследования. 3. Социальное взаимодействие в обществе. 4. Зависимость и её формы. 5. Преступность в современном обществе. 5. Поведенческие штампы, межкультурная коммуникация; предрассудки в различных культурах. Чтение (с последующими заданиями на письмо, говорение, аудирование). Чтение с полным, выборочным, частичным пониманием информации (профессионально ориентированные аутентичные тексты, материалы интернет и т.д) с последующими заданиями: Ответьте на вопросы. Задайте вопросы по теме собеседнику, обсудите в группе основные идеи текста. Напишите аннотацию к прочитанному тексту. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции в четырех видах речевой деятельности.

Аудирование (с последующими заданиями на письмо, говорение). Просмотр профессионально ориентированных документальных фильмов, видео роликов по темам с последующим устным обсуждением в группе (в парах, мини-группах), написанием плана фильма, эссе по теме видеоконтента.

Письмо (на основе заданий на чтение и аудирование). Задания на основе информации из разделов Чтение и Аудирование (составьте глоссарий по теме, обсудите тему прочитанной или прослушанной информации в чате мессенджера. Напишите эссе).

Говорение (на основе заданий на чтение, аудирование, письмо). Задания на основе информации из разделов Чтение и Аудирование (вопросы - ответы по теме, круглый стол, мини-конференция, дискуссия, подготовка презентации, создание видеоролика в формате Digital Story.

Деятельность студентов, организованная в контексте взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности на иностранном языке, имеет системных характер, и направлена на последовательное формирование коммуникативных навыков обучающихся. Как следует из Таблицы 1, каждую тему они изучают, получая информацию из различных источников (текст или медиа контент), что способствует развитию навыков в перцептивных видах речевой деятельности (чтение и аудирование), затем следует выполнение заданий в продуктивных ее видах (письмо и говорение). Такая система позволяет студентам лучше усваивать языковые навыки и успешно применять их в различных ситуациях общения, в том числе с использованием цифровых технологий, например, беседа в мессенджере, чат, подготовка цифровой истории, аудиосообщения с ответом по изучаемой теме, видеоотчеты и др. Практическая значимость разработанного курса заключается в том, что интегрированные упражнения, включающие, например, чтение и письмо, помогают студентам разобраться в сложных текстах и одновременно практиковаться в написании эссе. Аналогично, задания, включающие аудирование и письмо, развивают навыки понимания на слух и умение выразить свои мысли на письме, что является важными компетенциями в общении на иностранном языке. Благодаря включению разнообразных заданий при изучении профессионально ориентированных тем студенты получают возможность практиковаться в разговорной речи, выражать свои мысли и понимать собеседника.

Эффективность данного курса была проверена в ходе опроса, проведенного среди 80 студентов, участвовавших в апробации курса в 2021-2023 году. Прежде всего, 80% студентов, обучавшихся с использованием предлагаемого курса, дали ему положительную оценку. Более половины респондентов (56,3%) отметили, что междисциплинарная основа содержания занятий способствует повышению их интереса к изучаемым темам, а система упражнений улучшила их способность понимать информацию на слух и выражать свое мнение в дискуссии. Около 35% участников опроса заявили о том, что данный курс способствовал разнообразию процесса обучения, так как занятия стали более интересными и практико-ориентированными. Кроме того, 68,8% студентов положительно оценили применение различных цифровых инструментов, отметив значительное повышение собственной цифровой компетенции., а также, по их мнению, это ведет к повышению мотивации и заинтересованности в изучении иностранного языка.

Выводы. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности является эффективным инструментом обучения иностранному языку, позволяющим развивать различные навыки и компетенции студентов, обеспечивающим активное применение студентами иностранного языка в ситуациях реального общения. Благодаря разнообразию и интерактивности таких упражнений, студенты становятся активными участниками процесса обучения, что способствует их более эффективному обучению и улучшению результатов. Включение в курс инструментов цифровой образовательной среды позволяет студентам выполнять индивидуальные и групповые цифровые проекты и получать по ним обратную связь, повышая тем самым свою коммуникативную и цифровую компетенции, востребованные в будущей профессиональной сфере.

Литература:

1. Аитов, В.Ф. Взаимосвязанное обучение иноязычным видам речевой деятельности на неязыковых факультетах в вузе на основе проблемного подхода / В.Ф. Аитов, Р.И. Виноградова // Вестник Башкирского университета. - 2006. - №2. -С. 97-101

2. Анисимова, Е.С. Интегрированный подход к обучению различным видам речевой деятельности на английском языке / Е.С. Анисимова, Л.В. Воробец, A.B. Щеголева // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 6-1. -URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32329 (дата обращения: 15.11.2023)

3. Веккессер, М.В. Проблемный диалог как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся / М.В. Веккессер // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-4. -С. 40-43

4. Владимирова, E.H. Полифункциональные упражнения для обучения иноязычному аудированию на основе универсальных учебных действий / E.H. Владимирова, С.С. Куклина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-4. - С. 43-47

5. Гаджимирзоева, О.С. Речевая деятельность в системе обучения русскому языку как иностранному / О.С. Гаджимирзоева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69-4. - С. 60-63

6. Калашникова, C.B. Использование электронного курса «иностранный язык» в системе moodle при дистанционном обучении сотрудников органов внутренних дел российской федерации / C.B. Калашникова, Е.В. Пестова // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2023. - №8. - С. 848-854

7. Коваленко, М.П. Взаимосвязанное обучение будущих переводчиков пониманию и порождению устного монологического высказывания / М.П. Коваленко, Е.А. Руцкая // Известия ВГПУ. - 2017. - №9 (122). - С. 115-120

8. Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие / И.Л. Колесникова, O.A. Долгина. - Москва: Дрофа. - 2008. - С. 166.

9. Коломыцева, О.Н. Соотношение понятий «нетрадиционные формы» и «современные технологии обучения» в процессе взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности / О.Н. Коломыцева // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2021. -№4 (93). - С. 194-198

10. Поляков, В.Н. Текст как основа взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности на занятиях по Русскому языку как иностранному / В.Н. Поляков // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного: Коллективная монография. - Москва: ООО "Издательство "Спутник+". -2016. - С. 678-687

11. Astorga, E.D. The relationship between listening proficiency and speaking improvement in higher education: Considerations in assessing speaking and listening / E.D. Astorga II Higher Learning Research Communications. - 2011. - T. 5. -№. 2.-C. 5.

12. Cho, H. Integrated reading and writing: A case ofKorean English language learners / H. Cho, J. Brutt-Griffler H Reading in a Foreign Language. - 2015. - №27(2). - P. 242.

13. Hinkel, E. Integrating the Four Skills: Current and Historical Perspectives / E. Hinkel II The Oxford Handbook of Applied Linguistics, 2nd edn, Oxford Handbooks. Robert B. Kaplan (ed.). - 2010 online edn. - Oxford Academic, 18 Sept. 2012). doi: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780195384253.013.0008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.