УДК 378.14 ББК Ч448.4
ГСНТИ 14.35.05
Код ВАК 13.00.02
Попович Алексей Петрович,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физвоспитания и спорта; Уральский государственный лесотехнический университет; 620100, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 37; e-mail: Alex1957popovich@mail.ru.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КАРЬЕРНОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: карьера, сознание, качество подготовки, профессиональная ориентация, карьерный рост, физическое воспитание.
АННОТАЦИЯ. В статье предложен краткий обзор проблематики повышения качества профессиональной подготовки выпускников вуза. Рассматривается проблема качества подготовки специалистов в свете профессиональной ориентации выпускников. Установлена связь кадровых проблем в сфере промышленного производства с отсутствием профессиональных ориентиров и карьерных устремлений. Исследуется возможность использования достижений теории и методики физического воспитания при повышении качественной подготовки выпускников вузов, дальнейшего продвижения по «служебной лестнице» в выбранной ими профессии. Представлена взаимосвязь средств физической культуры при получении объективных знаний природы, общества, деятельности человека. Краткий анализ понятий «сознание» и «карьера» позволяет определить те стороны человека и его жизнедеятельности, на которые можно влиять средствами и методами физической культуры. Понимание и самосознание собственного «Я», конкретизация собственных успехов в физкультур-но-спортивной сфере способствуют формированию у будущего специалиста качеств, необходимых для развития физического и духовно-нравственного потенциала. Гармоничное профессиональное развитие человека возможно за счет достижений теории и практики физической культуры и спорта. Делаются выводы о необходимости процессов самообразования, самосовершенствования для карьерного роста. Сформулировано понятие «сознание карьерного роста» и выносится на обсуждение необходимость его формирования в период обучения в вузе.
Popovich Alexey Petrovich,
Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Head of Department of Physical Education and Sports, Ural State Forestry University, Ekaterinburg, Russia.
INNOVATIVE APPROACH IN SHAPING CAREER CONSCIOUSNESS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATION
KEYWORDS: career, consciousness, the quality of training, professional orientation, career development, physical education.
ABSTRACT. This is an overview of the problem of improvement of professional education quality of university graduates. The problem of the quality of training specialists in the light of career guidance of the graduates is discussed. The correlation of personnel shortage in the sphere of industry and the absence of career guidance and career ambitions is proved. The possibility of the use of the theory and methods of physical education to improve the quality of training and career growth in the chosen profession is studied. The correlation of the means of physical education in the course of getting knowledge about the nature, the society and the human activity is described. A short analysis of the concepts «consciousness» and «career» makes it possible to single out the features of a person and their lifestyle that can be changed with the help of physical education. Understanding and self-awareness of an «I», depiction of one's own success in physical education sphere promotes the formation of the qualities necessary for the development of physical and spiritual potential of a person. Well-balanced professional development of a person is possible with the help of the theory and practice of physical education and sport. A conclusion is made about the necessity of self-education and self-perfection for career growth. The concept "career growth consciousness" is defined and the necessity of its formation in the course of studying at the university is argued.
П!
'роблема высшей школы, которую .пытается решать практически вся педагогическая и гуманитарная сфера, связана с повышением качества подготовки специалистов, выпускников учебных заведений. Вряд ли можно сегодня назвать успешными какие-то промышленные отрасли, которые не испытывали бы кадровых проблем среди технического персонала. Надо признать, что наряду с появлением одаренных молодых инженеров, средний уровень подготовки инженерных кадров в
технических вузах оставляет желать лучшего. Проводя исследование в своей работе относительно того, каким образом решается задача повышения качества подготовки, мы приходим к пониманию того, что профессиональный уровень будущего инженера зависит не только от наличия современных, специальных, образовательных технологий и иных составляющих. Крайне велика значимость и гуманитарного цикла дисциплин в подготовке специалиста. К сожалению, «раскачивание» нашего образовательного
© Попович А. П., 2016
процесса из стороны в сторону продолжается. Несколько лет назад одним из требований при присвоении статуса «университета» было наличие гуманитарного факультета и соответствующих дисциплин. Многие добротные технические институты, имеющие высокопрофессиональных «технарей »-
преподавателей, просто «растворились» в этом бескрайнем гуманитарном «океане». Сейчас наступили иные времена — тотального закрытия непрофильных специальностей, что в принципе вполне обосновано. Но какова роль и значимость гуманитариев в подготовке специалистов? В данной статье отражен ответ на этот вопрос: гуманитарная составляющая является неотъемлемой частью профессиональной подготовки технических кадров.
Одним из путей, методов, существенно влияющих на качество подготовки инженеров, является формирование у будущего инженерного работника «сознания карьерного роста». В процессе преподавания в техническом вузе от студентов часто можно услышать следующий комментарий относительно своего будущего: «мне все равно где я буду работать, не исключаю, что и в торговой сети, главное — зарплата повыше». А как же потраченные студентом годы, усилия на освоение специальности? Весомым доводом является и то, что образование получалось за счет бюджета государства, и оно несет огромные убытки от того, что специалист, подготовленный по данному профилю, ушел в иную сферу. Но почему бы не попробовать поработать по приобретенной специальности несколько лет, а потом уже делать выводы?
Одним из резервов решения проблемы «утечки» кадров в другие отрасли и есть формирование у молодого человека в процессе обучения «сознания карьерного роста».
В данной статье мы рассмотрим такие понятия, как «сознание», «карьера», «рост» с позиции психологии, философии, бытия человека, специфики возрастной анатомии, гигиены.
Из всего многообразия формулировок о том, что такое «сознание», приведем одну: сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функции сознания заключаются в формировании цели собственной деятельности, выборе пути и методов при разумном регулировании собственных взаимоотношений с окружающим миром. Сознание выстраивает отношения между предметами и явлениями окружающей действительности на основе объективности, а субъективная составляющая находит отражение в эмоци-
ональном сопровождении.
Современные психологи подчеркивают многослойность сознания. Однако в данной статье мы остановимся на двух слоях сознания:
- бытийное сознание, состоящее из дви-гательно-координационных способностей и возможностей, а также накопленного опыта;
- рефлексивное сознание, лежащее в основе значения и смысла жизнедеятельности.
Сознание и осознание общественного значения того или иного поступка и смыслового содержания влияют на поведение человека.
В качестве ключевого компонента сознания можно обозначить осознание собственного «Я».
Сознание неразрывно связано с «бытием». При этом функции сознания:
- отражательные,
- ответно-реагирующие,
- функционально-определяющие,
- рефлексивные.
Необходимо более подробно остановиться на соотношении понятий «сознание» и «подсознание». Существенно значимые сигналы, попавшие в поле ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением [11]. На все менее значимые сигналы, поступающие из внешнего мира, человек отвечает на основе автоматизма. Автоматизм подсознания разгружает сознание человека от рутинной работы и опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания.
Осознанно мы уходим от подробного описания взглядов Э. Клапареда и З. Фрейда, которые утверждают, что задачи, часто встречающиеся в обычной обстановке, решаются подсознательно, реализуя автоматизмы [3; 6]. Отсюда следует вывод, что автоматизм подсознания разгружает сознание от всякого рода «рутинных» операций. Многие знания человека, его взаимоотношения с внешним миром не осознаются им, и во многом являются неосознанными не только для него, но и для окружающих. Бессознательная регуляция может рассматриваться как целенаправленная лишь в том смысле, что после достижения определенной цели происходит снижение напряжения сознания.
Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, не осознаны, но вместе с тем в определенный момент могут стать осознанными, т.е., вербализоваться [4].
Различают бессознательное и подсознательное. Вершиной сознания является самосознание, которое способствует познанию собственного мира человека, помогая выделить себя, и позволяет ему влиять на свои внутренние состояния [6].
От определения «сознания» и краткого
представления специфики этого понятия перейдем к понятию «карьера». Слово «карьера» переводится как бег, жизненный путь. Данное понятие включает в себя результат профессиональной деятельности или достижение положения человека, а также его прогресс в непрофессиональной сфере. Понимание карьеры сегодня связано с продвижением вверх по служебной лестнице представителей среднего класса внутри конкретной профессиональной группы [15]. Карьера отражает переход из зависимой социальной страты в ту, которая дает больше свободы, но нельзя забывать, что «свобода это великая ответственность».
Молодой человек, заканчивая школу, чаще всего, пребывает в позе витязя, понурившего голову, на картине Васнецова, даже не отдавая себе отчет в том, что выбор профессии во многом или приблизит его к ощущению счастья, или удалит. Однако преподаватели вуза не могут в большой степени влиять на выбор профессии.
Огромное количество существующих профессий можно условно объединить в 5 групп:
1. Человек—природа.
2. Человек—техника.
3. Человек—знак.
4. Человек—художественный образ.
5. Человек—человек.
Одна из основательниц периодизации жизненного пути Ш. Бюллер выделила пять
основных жизненных фаз человека:
1. До 16-20 лет.
2. От 16-20 до 25-30.
3. От 25-30 до 45-50.
4. От 45-50 до 65-70.
5. От 65-70 до смерти.
Исходя из этой периодизации, заметим, что важнейшие этапы человеческой жизни, в том числе определяющие и карьеру, приходятся на период реального пребывания в образовательно-профессиональной сфере: общеобразовательная школа, колледж, университет. Осознание необходимости карьерного роста невозможно без процесса самообразования, самосовершенствования.
На адаптацию человека к жизнедеятельности можно влиять, формировать, регулировать посредством физических упражнений. При научно обоснованных программах двигательной деятельности можно и необходимо формировать как карьеру молодого специалиста, так и его сознание и подсознание [6]. В связи с этим необходимо прямо ставить приоритетные задачи перед педагогической общественностью о формировании «сознания карьерного роста».
Профессионально-квалификационный цикл имеет этапы, без которых невозможна трудовая деятельность, не говоря уже о карь-
ере: знания, навыки, умения [5]. Без понимания необходимости обновления знаний и стремления к этому процессу невозможно представить современного специалиста. Каждые 10-15 лет получаемые знания устаревают и требуют замены. Умения будут видоизменены в течение 20-25 лет. Навык— это багаж, сопровождающий человека всю его жизнь.
Наиболее точное определение понятию «карьера», на наш взгляд, было дано Дж. М. Иванцевич и А. А. Лобановым (1993, ст. 239): «Карьера — индивидуально осознанная последовательность гуманизма во взглядах, позиции, достижения, связанные с опытом работы и деятельности в течении трудовой жизни». Данное определение отражает эволюционные, образовательные и возрастные изменения.
В ходе анализа различных трактовок понятия «карьера» нами был выделен ряд общих черт, таких как: процесс, цель, путь, изменения.
В целом карьеру можно определить как менталитет субъекта, формирующийся на ранних этапах человеческой жизни, начинающий проявляться, возможно, в студенческий период или в начале трудовой деятельности [7; 12]. Другими словами, о карьере можно говорить и как о социально-психологическом явлении. Нельзя не признать, что карьера относится к категории управления и регулирования.
Ученые выделяют 4 стадии карьеры:
1. Предварительная стадия.
2. Первоначальная стадия.
3. Стабильная работа.
4. Стадия отставки.
Особо следует подчеркнуть, что важной является первоначальная стадия — период обучения в вузе. Однако вместе с тем в этот период у молодого человека нет целенаправленной установки, которая предшествует задачам в профессионально-квалификационной структуре карьеры.
Не менее важны следующие этапы — трудоустройство, поддержание индивидуально профессионального уровня, завершение карьеры, что происходит в более преклонном возрасте.
Необходимо отметить, что существует понятие профессиональной карьеры как совершенствование человека только в одной ранее избранной им профессиональной сфере. Более обобщенное понятие профессиональной карьеры подразумевает овладение иным, более широким спектром профессиональных навыков или самой профессии как таковой.
Карьера как системообразующая сфера создает внутриорганизационную структуру, развивающую работника по трем направлениям: вертикальном, горизонтальном, цен-
тростремительном [9; 10]. Данная структура развития относится к работнику трудовой деятельности, проходящей в рамках одного предприятия.
Какова же площадь зоны влияния педагога на воспитательный процесс молодого человека, насколько значимо влияние наследственного фактора, который должен учитываться при формировании сознания карьерного роста?
Нельзя обойти вниманием классиков современной психологии личности З. Фрейда и В. Штерна о двойной детерминации развития личности, поскольку наследственность человека и теория «персонализма» должны учитываться в равной степени.
На стыке Х1Х-ХХ вв. В. Штерн, определив развитие личности, связал это не только с исследованием интересов ребенка, но и с этапами развития мышления и речи, определив личность как самоопределяющуюся и целенаправленно действующую целостность. Развитие ребенка определяется средой, в которой он пребывает. Разработанная ученым теория конвергенции учитывает большое влияние на развитие ребенка, формирование психики, наследственности и среды. Роль педагога и семьи велика, так как опосредованно через специализированные игры различной направленности мы можем влиять на развитие ребенка и формировать его интересы. Родителям и педагогам необходимо знать, что развитие ребенка — это процесс становления, дифференциации и преобразования психических структур.
В своих учениях В. Штерн подчеркивает: «психическое развитие ребенка имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению», о чем часто забывают и родители, и педагоги, и тренеры. К решению данной проблемы можно подойти с помощью методов современной дисциплины — конфликтологии, которая изучает закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня [2]. Так, один из основателей дифференциальной психологии, психологии индивидуальных различий, В. Штерн практически указал на существенную роль биологического возраста, что необходимо учитывать в процессе обучения.
Формирование сознания и развитие человека в целом осуществляется в семье, окружающем социуме, а также дошколь-
ными и общеобразовательными учреждениями. Наш педагогический цех имеет достаточное количество талантливых педагогов, успешно и творчески работающих в системе образования. Тем не менее, значимость роли физической культуры в этом процессе недооценена.
Кроме того, достижения теории физического воспитания могут и должны быть использованы для повышения качества выпускников вузов и дальнейшего продвижения в выбранной ими профессии на основе сформированного «сознания карьерного роста».
Краткий анализ понятий «сознание», «карьера» позволяет определить те стороны человека и его жизнедеятельности, на которые можно влиять средствами и методами физической культуры. Понимание и самосознание собственного «Я», конкретизация собственных успехов в физкультурно-спортивной сфере формирует у молодого человека качества, необходимые для развития физического и духовно-нравственного потенциала [12]. Физическая культура способствует получению глубоких объективных знаний природы, общества, деятельности человека, развивая основные функции: познавательные, мировоззренческие, материально-производственные, прогностические и др. [10]. Практически гармоничное развитие человека, современного руководителя, способного реализовать свой интеллектуальный, творческий потенциал, сочетая личные амбиции с пониманием и решением задач производства, государственных проблем, невозможно без многогранного воздействия достижений теории и практики физической культуры и спорта. За период обучения в вузе необходимо стремиться к формированию «сознания карьерного роста» молодых людей, тем более что для этого существуют методологические основы влияния и формирования, что в совокупности с природным талантом славянского рода позволит нам готовить инженерные кадры самого высокого профессионального уровня [13; 14].
Сознание карьерного роста — человеческая способность к восприятию окружающей действительности, трансформации знаний, определяющих отношение человека к обществу, и на основе этого продвижение вверх по карьерной и социальной лестнице с сохранением приоритетов производственных и общечеловеческих ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М. : Академия, 2010.
2. Вишнякова Н. Ф. Конфликтология : уч. пособие для слушателей системы повышения квалификации работников образования. Минск : Университетское, 2000.
3. Лидьярд А., Гилмор Г. Бег с Лидьярдом. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.
4. Лурия А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. Ростов н/Д. : Феникс, 1998.
5. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Возрастная анатомия. Физиология и гигиена. М. : Академия, 2011.
6. Немов Р. С. Психология : учебник. М. : Юрайт, 20ll.
7. Петрушин В. И. Психология карьеры. М. : академический проект. Альма Матер, 2004.
S. Платонов В. Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение. Киев : Олимпийская литература, 20l3.
9. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. М. : Советский спорт, 2005.
10. Прокофьев В. И. Наука и религия о психической деятельности человека. М. : Знание, l955-
11. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. : Питер, 2005.
12. Самсонова А. В. Гипертрофия скелетных мышц человека. СПб. : Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 20l2.
13. Томпсон П. Дж. Л. Введение в теорию тренировки. М. : Человек, 20l4.
14. Чинкин А. С., Назаренко А. С. Физиология спорта. М. : Спорт, 20l6.
15. Юттнер Ф. Твой выбор в любви, дружбе, профессии. Екатеринбург : Изд. УрГУ, 20l0.
REFERENCES
1. Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti. Kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka. M. : Akademiya, 20l0.
2. Vishnyakova N. F. Konfliktologiya : uch. posobie dlya slushateley sistemy povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya. Minsk : Universitetskoe, 2000.
3. Lid'yard A., Gilmor G. Beg s Lid'yardom. M. : Mann, Ivanov i Ferber, 20l5.
4. Luriya A. R. Yazyk i soznanie / pod red. E. D. Khomskoy. Rostov n/D. : Feniks, l998.
5. Nazarova E. N., Zhilov Yu. D. Vozrastnaya anatomiya. Fiziologiya i gigiena. M. : Akademiya, 20ll.
6. Nemov R. S. Psikhologiya : uchebnik. M. : Yurayt, 20ll.
7. Petrushin V. I. Psikhologiya kar'ery. M. : akademicheskiy proekt. Al'ma Mater, 2004.
S. Platonov V. N. Periodizatsiya sportivnoy trenirovki. Obshchaya teoriya i ee prakticheskoe primenenie. Kiev : Olimpiyskaya literatura, 201З.
9. Platonov V. N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpiyskom sporte. M. : Sovetskiy sport, 2005.
10. Prokof ev V. I. Nauka i religiya o psikhicheskoy deyatel'nosti cheloveka. M. : Znanie, 1955.
11. Rubinshteyn S. L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir. SPb. : Piter, 200б.
12. Samsonova A. V. Gipertrofiya skeletnykh myshts cheloveka. SPb. : Natsional'nyy gosudar-stvennyy universitet fizicheskoy kul'tury, sporta i zdorov'ya im. P.F. Lesgafta, 2012.
13. Tompson P. Dzh. L. Vvedenie v teoriyu trenirovki. M. : Chelovek, 2014.
14. Chinkin A. S., Nazarenko A. S. Fiziologiya sporta. M. : Sport, 2016.
15. Yuttner F. Tvoy vybor v lyubvi, druzhbe, professii. Ekaterinburg : Izd. UrGU, 2010.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. В. Моисеева.