Научная статья на тему 'Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов'

Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL ACTIVITY / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / КАРЬЕРА / CAREER / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / NON-TRADITIONAL FORMS OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярлыкова О.В.

В статье рассматривается концепция формирования профессионального роста будущих педагогов педагогических вузов средствами физической культуры. Годы обучения закладывают основу для самоопределения будущего специалиста, готового конкурировать в современном обществе. Физическая культура совокупность ценностей, которые способствуют профессиональному мастерству и карьерному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярлыкова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов»

УДК 37.037.1

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

О.В. Ярлыкова,

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Железноводск

Аннотация. В статье рассматривается концепция формирования профессионального роста будущих педагогов педагогических вузов средствами физической культуры. Годы обучения закладывают основу для самоопределения будущего специалиста, готового конкурировать в современном обществе. Физическая культура - совокупность ценностей, которые способствуют профессиональному мастерству и карьерному росту.

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровье, физическая культура, двигательная активность, профессиональная компетентность, мотивация, педагогические технологии, профессиональный рост, карьера, нетрадиционные формы обучения.

The influence of physical education on the professional development of

future teachers

Yarlykova O. V., Stavropol State Pedagogical Institute

Abstract. the article discusses the concept of formation of professional development of future teachers of pedagogical institutes by means of physical education. The years of training form the basis for the determination of the future specialist, ready to competence in modern society. Physical education -includes values which promote professional skills and career growth.

Keywords: physical education, health, physical activity, professional competence, motivation, educational technology, professional development, career, non-traditional forms of learning.

Современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни, экологическое неблагополучие отрицательно сказывается на здоровье нашего населения, особенно детей, подростков, студенческой молодежи, их физической подготовленности, должном обучении здоровому образу жизни, выработки навыков его соблюдения, мотивации к адекватному поведению.

Давно доказано, что одним из эффективных средств физического совершенствования и укрепления здоровья человека является физическая куль-

тура, которая оказывает значительное влияние на процессы профессионального роста будущих специалистов. Её положительное влияние может осуществляться в том случае, если она опирается на естественнонаучную основу теории физического воспитания, тесно связанную с физиологией, гигиеной, анатомией и другими науками. Физическая культура оказывают значительное влияние на развитие человека в частности, так и в обществе в целом, являясь неотъемлемой частью общей культуры. Физическое воспитание является очень сложным и многофункциональным психофизиологическим процессом, особенно в условиях, когда люди уделяют недостаточное внимание физической культуре.

Поскольку решение проблемы укрепления здоровья нации связывается и с физической культурой, то она должна занимать должное место в образовании и воспитании.

Познавая культуру, человек познает не некую независящую от него реальность, а по сути себя самого, свое собственное бытие, объектированное в фактах культуры. В познании культуры человек использует техники и приемы общего, так и весьма специфического характера, проясняя смысл своего собственного бытия, своей деятельности и своей сущности [3, с. 21]. Каждый культурный человек просто обязан постоянно поддерживать и укреплять свое здоровье, чтобы быть способным к творческому подъему, профессиональному росту и карьере.

Здоровье человека обусловлено генетическими факторами, экологией, но главное, образом жизни, который может оказывать решающее влияние на уровень здоровья и продолжительность жизни человека. Следовательно, эффективным фактором, оказывающее влияние на уровень здоровья, на развитие профессиональных качеств и производительность труда, остается стиль жизни, в котором одним из важнейших компонентов является оптимизация двигательной деятельности. Оптимальный двигательный режим - естественное средство профилактики соматических и психических заболеваний. С сожалением приходится констатировать, что большинство россиян (90%) не готовы к регулярным занятиям физическими упражнениями, недооценивают их оздоровительную ценность, в то время как в европейских странах, около 80% населения занимаются своим здоровьем, пока еще здоровы, используя различные виды двигательной активности.

Наиболее благоприятным объектом в деле формирования положительного отношения к регулярным занятиям физическими упражнениями и осознанной потребности в здоровом образе жизни является молодое подрастающее поколение [4, с.3].

В последние годы активно развиваются научные исследования, касающиеся проблемы здоровья в системе образования (Р.И. Айзман, Г.Л. Апана-сенко, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.П. Казначеев, М.Г. Колесникова, В.В. Колбанов, Г.А. Кураев и др.), которые являются предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и психологии, педагогики и других социальных наук.

Развитие учителя, как личности и профессионала, подчинено тем же закономерностям, которые предопределяют становление любого человека занятого в любой сфере деятельности, то есть его социализацию, которая с точки зрения социологии, есть процесс приобретения человеком качеств, необходимых ему для жизнедеятельности в обществе [2, а39].

Однако в большинстве своем в образовательных структурах отсутствует целенаправленная и систематическая работа по формированию здорового образа жизни молодежи, поэтому чрезвычайно актуальной как для настоящего, так и для будущего России продолжает оставаться проблема сохранения, укрепления здоровья и формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно-воспитательной работы современных общеобразовательных учебных заведений. Её решение может активно осуществляться на занятиях физической культуры и во внеаудиторных формах работы.

Новые подходы к содержанию, формам, методам, технологиям институционным учреждениям, готовящим педагога - профессионала, порождены широким комплексом факторов, изменяющих всю систему образования в России. Это порождает интерес к соответствующим инновационным технологиям [2, с. 62].

В настоящее время является актуальной проблема становления такого педагога, который соединяет в себе личностные и профессиональные качества, проявляет потребность в непрерывном саморазвитии [2, с. 156].

Для решения проблем формирования личности и сохранения здоровья подрастающего поколения в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий можно определить следующие задачи:

- образовательные - обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам; формировать специальные теоретические знания, для совершенствования профессионального роста в деятельности будущих педагогов;

- воспитательные - воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физической культурой с целью совершенствования физических качеств, которые необходимы для практической профессиональной подготовки будущих специалистов; формировать личностные качества через воспитание патриотизма, чувства товарищества, честности, ответственности за свои поступки; формировать у юношей необходимые для военной службы умения и навыки, внутреннюю готовность к службе в вооруженных силах России;

- оздоровительные - укреплять здоровье, содействовать нормальному физическому развитию; развивать жизненно важные физические качества: выносливость, силу, быстроту, координацию, гибкость, ловкость для быстрого карьерного роста, умение быстро адаптироваться в новой среде. Формировать установку на здоровый образ жизни: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личную гигиену, отказ от вредных привычек.

Комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе физического воспитания в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации - основа формирования положи-

тельных качеств личности к ведению здорового образа жизни. Именно в юношеском возрасте, в период высокой социальной активности, происходит становление интеллектуального и социального интегрирования в систему общественных отношений, и определение здорового образа жизни [5]. Особое внимание должно уделяться студенческой молодежи в связи с тем, что от их физического и психического здоровья во многом зависит дальнейшая их работоспособность, тот вклад, который она призвана внести в возрождение России, именно она должна стать примером для молодого поколения. И в первую очередь это относится к студентам педагогического вуза - будущим учителям. Овладение педагогической профессией требует не только усвоения определенного объема знаний и навыков, оно предполагает определенный жизненный настрой, предъявляет высокие требования как к личностным качествам так к его физическому и психическому здоровью.

Информационные, умственные и психологические нагрузки на организм студентов в процессе обучения в вузе неуклонно возрастают. Неумение расслабляться, правильно дышать, гиподинамия и неправильное питание приводят к прогрессирующему ухудшению здоровья, к различным заболеваниям, и снижению работоспособности. Все это обуславливает необходимость формирования физической культуры личности.

Учитывая социальную значимость физической культуры в современных условиях, физические упражнения в большей мере применяются в оздоровительных целях, повышая функциональные возможности основных систем жизнеобеспечения и профилактических воздействий на организм с учетом отрицательных факторов. Необходимо вовлекать большее количество студентов в занятия физической культурой, воспитывать привычку к здоровому образу жизни, с целью мотивации плодотворной творческой деятельности и личностному росту в работе педагога [1, с.9]. Такая постановка работы по физической культуре, это путь к здоровому образу жизни, повышению двигательной активности будущих учителей.

Профессиональное становление будущего педагога и его карьерный рост требуют формирования устойчивых мотиваций; универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных; потребности в бережном отношении к своему здоровью, физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Формирование физической культуры требует создания условий, связанных с высоким профессиональным уровнем педагогов, применением современных педагогических технологий: мультимедийных, нестандартных, игровых, нетрадиционных форм обучения физической культуры: ритмической гимнастики, аэробики, шейпинга, степ - аэробики, калланетики.

Именно в студенческом возрасте, в период высокой социальной активности, не только происходит становление интеллектуального и социального интегрирования в систему общественных отношений, но и определяется индивидуальный стиль жизни. Иными словами, закладываются компетенции

будущего специалиста, с которой он вступает как в атмосферу профессиональной деятельности, так и в сферу своего стиля жизни.

Профессиональная компетентность педагога - высокий, интегральный уровень проявления субъективных свойств. Быть компетентным в каком -либо виде педагогической деятельности - значит быть профессионалом. Профессиональная компетентность педагога, есть единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности характеризует его профессионализм и творческий рост [2, с.38].

Учителя - представители стрессогенной профессии - нуждаются в реабилитационных процедурах. Это положение разделяют многие исследователи, рекомендующие системы преодоления психологической напряженности и снятия стрессовых ситуаций в деятельности учителя [2, с. 129]. В связи с чем, возрастает роль физической культуры, как средство борьбы со стрессом, средства, которые повышают стрессоустойчивость, нормализует психоэмоциональное состояние при напряженной интеллектуальной, или физической работе и способствуют карьерному росту и развитию профессиональных качеств педагога.

Библиографический список

1. Лукьяненко В.П. Теоретико-методическое обоснование содержания общего среднего образования в области физической культуры. //Автореферат док. пед. наук. Ставрополь - 2002.

2. Сгонник Л.В. Профессионально - личностное развитие учителя в системе непрерывного педагогического образования («педагогический колледж - педагогический вуз»). Монография. - М. 2003, 174с.

3. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / М., 2004.-182 с.

4. Ульянов В.И. Физическая культура. Пятигорск: ПГЛУ, 1997.

5. Ярлыкова О.В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза. // Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» - г. Варна, Болгария, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.