УДК 378
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ INNOVATIVE APPROACH TO THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
Баженова А.К.
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Bazhenova A.K.
South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential
Academy of
National Economy and Public Administration
Аннотация: В данной статье рассматривается роль инновационного процесса в системе высшего образования. Раскрывается понятие и содержание инновационного образовательного процесса. Анализируется преимущества и недостатки внедрения инноваций в сфере высшего профессионального образования.
Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, высшее профессиональное образование, балльно-рейтинговая система, дистанционное обучение.
Annotation: This article describes the role of the innovation process in higher education. The concept and content of the innovation educational process are revealed. The advantages and disadvantages of innovation in higher education are analyzed.
Key words: innovation, innovation process, higher education, rating system, distance learning.
На сегодняшний день, сфера высшего профессионального образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом. В основе развития новой образовательной системы лежат современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии - инновации.
В самом общем виде инновационность образовательного процесса состоит в подготовке специалиста, обладающего компетенциями, которые позволили бы ему конкурировать на рынке труда; в формировании профессиональных качеств, позволяющих решать инновационные задачи; в инновационном содержании учебных курсов, инновационных технологиях, средствах, формах и методах обучения и контроля знаний [1].
В свете перевода высшего профессионального образования на инновационные рельсы (что было своего рода глобальным образовательным вызовом, брошенным России), Правительством РФ был разработан пакет документов, в числе которых - «Стратегия инновационного развития России на период до 2020 г» [2]. В 2014 году Правительством РФ, была утверждена государственная программа «Развитие образования на 2013 - 2020 годы», которая не только включила в себя совокупность мероприятий, направленных на достижение целей, изложенных в «Стратегии инновационного развития России до 2020 года», но и дополнила её рядом новых направлений инновационного развития системы высшего образования [3]. Так, в программе делается акцент на развитии системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования, реализации молодежной политики в интересах инновационного развития потенциала молодежи, который, в
свою очередь, рассматривается в качестве фундамента обновления любой сферы общества и образовательной системы особенно.
Уже сегодня мы становимся свидетелями модернизации системы высшего образования, в основе которой лежит инновационный подход, сущность которого заключается в том, что продуцировании, принятии и распространении инноваций в современном мире является непременным условием развития общества и государства [4].
В связи с этим, повышенное внимание, на наш взгляд, следует уделить процессу внедрения инноваций в систему высшего образования, и, что самое главное, эффекту отдачи от них. Попробуем разобраться, действительно ли мнение, что все инновации - есть очевидное абсолютное благо, относительно которого всякого рода сомнения неуместны.
Подробно остановимся на анализе следующих инноваций в образовательном процессе.
1. В связи с подписанием Болонской декларации произошла замена научно-фундаментального подхода к образованию
«компетентностным»[5]. Переход на «компетентностный» («профильный») тип образования предусматривает, что обучение ориентировано не сколько на передачу знаний, которые очень быстро устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющим затем получать знания самостоятельно. Т.е. акцент делается не на освоении знаний, а на усвоении техник для обработки большого массива информации. В этом случае вместо системного представления о мире (как это было в годы СССР) специалист с высшим образованием получает набор фрагментарных узкопрофильных знаний, дающих ему возможность более или менее ориентироваться в существующем пространстве своей профессии, но не изменять это пространство. Именно так видел цель реформы министр Андрей Фурсенко, который заявлял, что
главное - взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими.
2. Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине представляет собой комплекс организационных, учебных и контрольных мероприятий, направленных на непрерывный мониторинг учебной деятельности студентов, дифференциацию оценки успеваемости по различным видам деятельности в рамках конкретной дисциплины, рейтинговую оценку знаний по дисциплине. Балльно-рейтинговая система способствует повышению мотивации студентов к качественному освоению основной образовательной программы и стимулирует регулярную самостоятельную работу студентов, в конце концов, к ней привязаны разные виды бонусов (повышенные стипендии, стажировки, международная мобильность и т.д. ) На сегодняшний день, рейтинговая система широко используется во многих высших учебных заведениях России, однако при её внедрении в учебный процесс возникает много спорных вопросов. Во-первых, не все темы осваиваются студентами одинаково успешно, но при суммировании эти различия сглаживаются. Тогда возможна ситуация, что студент не освоил какую-либо тему, но получает хорошую оценку. Во-вторых, к концу семестра некоторые студенты, подсчитав свои баллы, решают, что их количество достаточно для получения зачёта или допуска к экзамену и перестают работать. В данной ситуации рейтинговая система, нацеленная на повышение мотивации студентов, не выполняет свою функцию. Ещё один нюанс перехода на рейтинговую систему заключается в том, что существует возможность манипулирования балльно-рейтинговой системой студентами с целью пройти обучение с наименьшими усилиями. Так, зная, что научная работа даёт высокие баллы в общую копилку рейтинга, студенты иногда могут браться за научную работу не в связи с их реальным интересом к предмету, а исходя из заинтересованности получения более высокой
итоговой рейтинговой оценки. Эта возможность облегчается развитием информационных технологий, когда материал в готовом виде для своей так называемой «научной» работы можно получить с помощью интернета. Еще один нюанс рейтинговой системы заключается в том, что зачастую преподаватели оказываются перед выбором: как следует оценивать знания студента - по конечному результату (т. е. лишь по экзамену) или принимать во внимание работу студента по этой дисциплине в течение всего семестра? Большинство преподавателей, оказавшихся в такой ситуации, склоняются к первому варианту, считая, что наиболее объективной будет оценка по конечному результату, а не по процедуре его достижения и затраченным на это усилиям. Но в таком случае на момент сдачи экзамена все студенты оказываются в равном положении в том смысле, что любой из них может в принципе рассчитывать на высокую оценку, вне зависимости от того, насколько прилежно он работал в течение семестра. Таким образом, несмотря на регламентируемые преимущества балльно-рейтинговой системы, существует целый ряд нюансов, касающихся практического применения её положений, связанных с тем, что она до сих пор недостаточно адаптирована под особенности российского менталитета, и некоторые её пункты нуждаются в доработке [6].
3. В современных условиях одним из важнейших факторов прогрессивного развития общества становится широкомасштабная информатизация сферы образования на основе создания и эффективного функционирования инновационных образовательных технологий: информационных ресурсов (баз данных и знаний, электронных образовательных ресурсов (ЭОР), электронных библиотек и т. д.) и телекоммуникаций, программного обеспечения и сетевых информационных технологий, концептуальных основ и методологических подходов. Внедрение инновационных образовательных технологий в
сферу образования в корне меняет устоявшиеся педагогические функции и приводит к тому, что сам педагог становится консультантом, исследователем и организатором своего информационного пространства. Применение современных СИОТ способствует активному развитию и преобразованию деятельности обучаемых за счет выработки у них новых навыков, операций, процедур и способов выполнения действий, новых целевых установок, новых форм опосредования и совсем новых видов своей деятельности в информационно-образовательном пространстве [7]. Нельзя не отметить, что на основе современных достижений науки и техники в сфере информации и информатизации стало возможным использование различных форм электронного обучения, основным элементом которого выступают дистанционные образовательные технологии. Так, согласно 273-ФЗ РФ «Об Образовании в РФ» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [8]. Преимущества дистанционного обучения бесспорны. Такая форма позволяет повысить профессиональную квалификацию персонала в соответствии с интересами работодателей; получить качественное образование непосредственно по месту жительства; существенно снизить стоимость обучения по сравнению с другими формами образования.
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, отметим, что инновации в современном мире являются двигателем общественного прогресса.
Процесс инновационной деятельности в сфере высшего профессионального образования - это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания. Цель инновационного процесса в образовании -
это кардинальные изменения сложившихся традиционных элементов образовательной системы или их взаимосвязей и достижение нового качественного состояния системы.
В условиях быстро меняющегося мира и формирования нового стиля жизни образовательная система страны должна адекватно реагировать на запросы общества и экономики, внедряя инновации и сохраняя все то ценное, что было наработано не одним поколением русских и советских ученых и педагогов.
Ещё Сократ говорил, что «секрет изменений - направить всю свою энергию не на борьбу со старым, а на создание нового». Так не стоит забывать о нравственной ценности традиций. Ведь именно они служат оплотом всего лучшего, что накоплено человечеством.
Список литературы:
1. Куликова Ю.П. Направления и формы совершенствования инновационной деятельности в высшей школе РФ. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС.2012. № 4. С. 217226.
2. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» СПС «Гарант»
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы".
4. Фролова Ю.Г. Система высшего образования как необходимый элемент стратегии инновационного развития. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 1. С. 241246.
5. Митусова О.А. Стратегии включения студентов/выпускников российских вузов в образовательные траектории Европы. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 2. С. 6974.
6. Михайлов О. «Подводные камни» рейтинговой системы // Высшее образование в России. - 2008. - № 8. - С. 29-34.
7. Стебеняева Т., Лазарева Л. Информатизация сферы образования на основе внедрения инновационных образовательных технологий//Инновации в системе высшего образования (материалы V Всероссийской научно-методической конференции), Челябинск,2014г.
8. Федеральный закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ"// СПС «Гарант».