УДК 378
ИННОВАЦИИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
INNOVATION IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
Медная Т. А. студентка ЮРИУ РАНХиГС, факультета ГМУ, группы ГМУБ_411
Mednaia T.A. student
South Russian institute of management оf the Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration faculty GMU groups GMUB_411
В статье анализируются новшества в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации, их реализация и функционирование на практике. Рассмотрен перечень основных задач высшего профессионального образования и функционирование инновационной образовательной деятельности.
Ключевые слова: инновации, высшее профессиональное образование, уровни образования, бакалавр, магистр.
The article analyzes the innovations in the field of higher professional education in the Russian Federation, their implementation and operation in practice. A list of the main tasks of higher education and operation of innovative educational activities is considered.
Key words: innovation, higher education, levels of education, bachelor,
master.
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовательной политике России. Современное российское образование - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.
Образование - всегда настоящего времени, хотя основано на прошлом опыте и обращено к будущему[8]. О воспитании и образовании будущего специалиста написано много, что свидетельствует об интересе к данной проблеме, с одной стороны, и отсутствии статичности в понимании образа современного специалиста и специалиста будущего - с другой. [1]
Проблема инноваций давно интересует ученых. Л.П. Княженко, проведя анализ сущности инноваций и инновационного процесса в образовании, делает следующие выводы: 1) новшество - это средство, а инновация - это процесс освоения этого средства; 2) под инновационным процессом следует понимать деятельность по созданию педагогических новшеств, их использованию и распространению.[1]
Согласно Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в., опубликованной ЮНЕСКО, высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и свою способность к изменениям, к содействию преобразованиям и прогрессу в обществе. [2]
В ряде государственных документов Российской Федерации содержится следующее определение высшего профессионального образования - это образование на базе среднего (полного) общего или
среднего профессионально- го образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам (соответствующим установленному стандарту), завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.
В типовом положении о государственном учреждении высшего профессионального образования представлен перечень основных задач высшего образования, он выглядит следующим образом: [2]
1) Удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, нравственном и культурном развитии, посредством получения высшего профессионального образования;
2) Развивать науки и искусства посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использовать полученные результаты в образовательном процессе;
3) Содействовать подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;
4) Формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
5) Сохранять и приумножать нравственные, культурные и научные ценности общества;
6) Распространять знания среди населения, повышать его образовательный и культурный уровни.
Образовательный стандарт высшего профессионального образования сложился к 1994г. Он включает в себя общие положения, касающиеся системы высшего профессионального образования в целом; Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования; Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников по каждому конкретному направлению специальности.
В Государственном стандарте высшего профессионального образова ния закреплены три уровня высшего образования.
Первый уровень именуется неполным высшим образованием, которое получает студент, проучившийся в вузе не менее двух лет и успешно прошедший промежуточную аттестацию. Разумеется, для этого уровня образования не создается отдельных образовательных программ. Фактически он существует как незавершенное прохождение какой-либо образовательной программы более высокого уровня.
Второй уровень высшего профессионального образования завершает ся присвоением квалификации "бакалавр". Соответствующая ему образовательная программа предполагает нормативный срок обучения не менее четырех лет. [2]
И наконец, третий уровень высшего профессионального образования соответствует образовательным программам двух типов обеспечивающих подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или традиционно указываемой квалификацией - «учитель», «агроном» и т.п., обобщенным наименованием для которых является термин «специалист».
Образование напрямую связано с инновациями. Так что же это? Определим термин «инновация». Обратимся к статье известных канадских исследователей Чарльза Белангера и Поль Меджит. Они пишут: «Инновация, в общем, определяется как процесс, посредством которого такая ценность, как новые экономические и социальные выгоды(пользы), извлекается из умений и знаний через порождение, развитие и выполнение(реализацию) идей для производства новых и улучшенных продуктов, процессов, сервисов. В своей статье ученые раскрыли прагматический подход к инновациям, именно он, по их мнению, стал основным для того чтобы возросла ценность прикладного знания. [3]
Развитие инновационно - образовательной деятельности зависит от
внешних и внутренних факторов влияющих на высшие учебные заведения. Внешняя среда характеризуется повышением конкуренции, изменениями в государственной политике, направленной на модернизацию системы образовании, равно как и изменениями, касающимися контингента поступающих и требований к выпускникам со стороны работодателей[10]. Внутренняя среда характеризуется компетентностным подходом, стандартами третьего поколения, требующими существенной коррекции в организации учебного процесса. Все эти факторы, так или иначе, приводят к увеличению и распространению педагогических инноваций, позволяющих вывести качество образования на новый уровень, соответствующий требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня.
Исходные условия развития инновационно-образовательной деятельности, определяются следующими факторами: [4]
• организационно - технологическими;
• мотивационно - психологическими;
• материально - техническими;
• информационными.
Инновационный подход в обучении предопределяется: [5]
> быстрым устареванием знаний;
> интенсивной информатизацией общества;
> запаздыванием передачи социального опыта;
> организационно - структурным кризисом мировой системы образования.
В этом отношении педагогические инновации могут рассматриваться в качестве системной реакции на социально - культурную динамику развития как цивилизации в целом, так и отдельного.
Вхождение России в мировое образовательное пространство сопровождается рядом тенденций: [6]
1. Первая тенденция связана с развитием многоуровневой системы
82
обучения во многих университетах России. Преимущества этой системы состоят в том, что она обеспечивает более широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности; формировать на базе полученного университетского образования новые специальности.
2. Вторая - это обогащение вузов современными информационными технологиям, широкое включение в систему Интернет и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.
3. Третья - универсализация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими отечественными и зарубежными университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.
4. Четвертая - включение вузов России в процесс обновления высшего профессионального образования с учетом требования мировых стандартов.
Вузы, изменяющиеся в процессе инновационного поиска, относят к категории саморазвивающихся систем образования.
Бордовская и Реан отмечают, что в системе отечественного высшего образования выделяют разные типы нововведений. При этом использую следующие критерии:
> масштаб преобразований вуза;
> степень глубины осуществляемого преобразования;
> степень новизны по фактору времени.
Многие авторы определяют необходимость формирования национальной инновационной способности системы образования как
способность в масштабах всей системы образования и других сфер человеческой деятельности распространять и применять нововведения, которые коренным образом изменяют нравственность, духовность, интеллектуальность общества[9].
В конце 1970-х гг. впервые основательно прозвучала тема инноваций
и инновационности. Смысл инновации в педагогике впервые был увязан с расширением воспроизводства опыта. (М.В.Кларин)
За рубежом выделились два типа обучения:
1. поддерживающее (аналог нашего репродуктивного традиционного);
2. инновационное, которое могло быть модернизирующим (в предлагаемом нами варианте - активным и трансформирующим (инновационно - интенсивным).
В последние годы получает распространение синергетический подход. Идеи синергетики в моделировании и прогнозирование развития образовательных систем развиваются целым рядом авторов (Пригожин, Адамский, Богуславский и т.д.). [7]
Г.К. Селевко выделяет следующую структуру педагогической технологии, в которую входят: концептуальная основа, содержательная часть обучения и содержание учебного материала, процессуальная часть, куда входят организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, обучаемых и преподавателя, диагностика учебного процесса и др.
Будущее России, ее место в мировом сообществе, благосостояние населения в значительной мере определяется тем, окажется ли она в состоянии выработать и реализовать основные приоритеты в области инновационно - экономического и социального развития. Сегодня стратегия развития инноваций, оптимизации управления инновациями для России - это момент истины. Переломить ситуацию и встать в ряд ведущих стран мира возможно, сделав ставку на «экономику знаний», развитие социального и человеческого капитала.
Список литературы:
1. Митусова О.А.Инновационный подход к языковому образованию будущего специалиста. //Известия ЮФУ Филологические науки, 2010, № 2,
Стр. 164-165.
2. Сластёнин В.А. Педагогика профессионального образования. Москва, 2006.
3. Костюкевич С.В. Инновации: подход современных западных авторов в контексте Российского опыта. Вестник высшей школы. Образование за рубежом. 2011. №4. Стр. 69-73.
4. Всегда ли инновации в области терминологии - следствие развития научного знания? Методика. 2004. №3. Стр. 30.
5. Сальников В.А. Инновационное обучение: личностно-ориентированный подход. 2010. №11. Стр.22-27.
6. Непомнящий. А.В., Писаренко В.И. Инновационное образование: достижения и перспективы. 2007. №7. Стр. 14-19.
7. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования. Москва, 2011.
8. Митусова О.А. Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 171-176
9. Авдулов Н.С. Наука и инновации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2008. № 3. С. 6-15.
10. Фролова Ю.Г. Система высшего образования как необходимый элемент стратегии инновационного развития // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 1. С. 241-246