УДК 378.013.75
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
MODEL OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN INSTITUTIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
И. Г. Петраков I. G. Petrakov
ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова», г. Москва
Аннотация. Выделены проблемы, связанные с внедрением инновационного управления в систему высшего профессионального образования. На основе рассмотрения задач развития инновационного управления современным вузом определены принципы управления последним. Представлена авторская модель управления инновационными процессами в высшей профессиональной школе.
Abstract. The problems on the introduction of innovative management into the system of higher professional education are revealed. Considering the problems of development of innovative management of a modern institute of higher education, the principles of managing the latter are determined. The author's model of management of innovative processes in institutions of higher professional education is presented.
Ключевые слова: инновации в современном вузе, особенности инновационного управления учреждением высшего профессионального образования, модель управления инновационными процессами.
Keywords: innovations in a modern institute of higher education, peculiarities of innovative management of an institution of higher professional education, model of management of innovative processes.
Актуальность исследуемой проблемы. Российская Федерация активно входит в Европейское пространство высшего профессионального образования и разделяет основные положения Болонской декларации. Данное обстоятельство предполагает необходимость внедрения инноваций в деятельность учреждений высшего профессионального образования. В первую очередь инновации должны быть направлены на изменение процесса управления российским вузом. Дело в том, что российская высшая школа до последнего времени готовит выпускников по трем уровням: бакалавриат, специалитет, магистратура. В европейском образовании уровень «специалитет» отсутствует. В связи с этим в нашей стране начат, в соответствии с Постановлением Правительства [4], эксперимент по внедрению бакалавриата, который предполагает необходимость разработки системы унификации уровней подготовки российской высшей школы с общеевропейской на основе инновационного преобразования системы управления российскими вузами.
Материал и методика исследований. В соответствии с замыслом и задачами исследования были использованы методы теоретического и эмпирического уровней: сравнительно-сопоставительный анализ философских, психологических и педагогических источников, разных видов официальных документов; синтез теоретической и эмпирической информации; систематизация; моделирование; социологический опрос; оценка и самооценка; психологическое тестирование; экспериментальная работа; изучение отчетов и справок по результатам проверок, итоговых документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печати; использовались методы системно-структурного подхода, прогностики, наблюдения, контент-анализа, изучения результатов практической деятельности.
Для экспериментальной проверки предложенных в исследовании подходов к развитию инновационной деятельности в современном вузе были выбраны критерии, связанные с развитием профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств личности.
Показателем критерия «развитие профессиональных компетенций» стал уровень развития умений: использовать интерактивные технологии; получать информацию из национальных и международных систем коммуникации; выделять и анализировать тенденции развития профессиональной сферы; прогнозировать перспективы развития профессии; вести инновационную деятельность; выбирать и структурировать многообразные материалы; использовать технологию дистанционного обучения.
В качестве показателей по критерию «развитие профессионально значимых качеств личности» выделены следующие: мотивация выпускников на постоянное повышение квалификации, направленность на личностное и профессиональное развитие; уровень развития навыков саморефлексии и проблемного мышления, инициативы, исследовательских и креативных качеств личности, самостоятельности.
Экспериментальной базой исследования явились: Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова и его Алтайский, Уфимский, Чебоксарский, Шадринский филиалы, Королевский институт управления, экономики и социологии.
Проводился эксперимент в рамках научно-исследовательских проектов: «Россия в системе глобальных социальных координат», «Социальная сфера в России: реалии и перспективы», «Интеграция образования, науки и инновационной деятельности»; «Формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда».
Основными методами в экспериментальной работе по проверке направлений и организационно-педагогических условий развития инновационной деятельности в вузе были: анкетирование, протоколирование занятий, опрос, тестирование, выполнение исследовательских заданий. Всего в экспериментальной работе участвовали 218 студентов экспериментальной группы и 214 - контрольной, 58 преподавателей педагогического, психологического, исторического и дефектологического факультетов вышеперечисленных вузов.
Результаты исследований и их обсуждение. При исследовании динамики изменения качества подготовки студентов в ходе инновационной деятельности вуза были введены коэффициенты по каждому показателю: высокий уровень (все спроектированные задачи по профессиональному развитию личности реализованы), средний уровень (изменения носят существенный характер, но поставленные задачи не реализованы в полном объеме) и низкий уровень (изменения незначительны и большая часть из них находится в пределах допустимой погрешности эксперимента).
Измерение динамики уровня рассчитывалось с помощью ^критерия Стьюдента. Данный метод многомерного статистического анализа дает возможность определить характер распределения квалиметрического материала по учебным годам, в которые проводился эксперимент. Анализ результатов эксперимента показал, что в экспериментальной группе наблюдаются существенно более высокие результаты по сравнению с контрольной. При этом положительная динамика по критерию «развитие профессиональных компетенций» в экспериментальной группе превышает аналогичные данные в контрольной группе на 16-29 % в зависимости от показателя, а по критерию «профессионально значимые качества личности» - на 27-42 % соответственно. По нашему мнению, такое соотношение показывает, что в ходе инновационного развития вуза более низкое повышение качества подготовки в области профессиональной компетентности связано с тем, что на нее инновационные процессы влияют меньше, чем на профессионально значимые качества личности. Это вполне объяснимо, так как профессиональная компетентность по сравнению с профессионально значимыми качествами личности в большей степени формируется традиционными методами и средствами обучения.
Не менее важным обстоятельством необходимости развития инновационной деятельности в вузе является вхождение человечества в информационную эру своего развития, объективно определяющее лавинообразное появление новых знаний, необходимость их трансляции студентам. В этих условиях традиционные методы профессиональной подготовки постепенно утрачивают свою эффективность (сегодняшние профессионально значимые знания и передовые профессиональные технологии уже через год, а тем более через 5-6 лет, могут оказаться невостребованными или устаревшими), что вызывает необходимость поиска новых направлений деятельности современного вуза в соответствии с вызовом времени [1].
Еще одним важным обстоятельством необходимости развития инновационной деятельности в системе образования в России и системе высшего профессионального образования в частности являются политические и социально-экономические особенности развития нашей страны в последние два десятилетия. Переход от авторитарного к демократическому стилю управления государством, развитие рыночных отношений во всех областях человеческой деятельности неизбежно определяют появление новых требований к выпускнику вуза, не свойственных для предыдущей экономической формации развития страны. Это в свою очередь предполагает необходимость внедрения новшеств в деятельность высшей школы [2].
Сегодня можно констатировать, что инновации в высшей профессиональной школе -это нововведения, базирующиеся на новых требованиях к выпускникам и особенностях деятельности вузов, определяющих необходимость поиска новой модели управления вузом, направлений его развития и организационно-педагогических условий их реализации.
Проблемы внедрения инновационного управления в систему высшего профессионального образования связаны со следующими факторами: внедрением многих управленческих инноваций на основе административных указаний, а не в силу объективных потребностей и возможностей; недостаточной информированностью субъектов инновационных изменений об их целях и планируемых результатах; приверженностью значительной части управленческого корпуса традиционным методам управления, вызывающей пассивность сотрудников при разработке новшеств; попыткой в последние двадцать лет постоянно внедрять нововведения в управление вузом, многие их которых не были
востребованы или объективно подкреплены. Например: преобразование значительной части институтов в университеты без необходимых научных, материальных и кадровых изменений; преобладание тактического управления над стратегическим, которое обеспечивает решение соответствующих задач в короткие сроки и, как правило, носит декларативный характер; недостаточная разработанность системы объективного контроля эффективности внедрения нововведений в систему управления.
Главной задачей внедрения системы инновационного управления современным вузом является снижение негативного влияния вышеперечисленных факторов. Также к задачам развития системы управления вузом в инновационном режиме мы относим: необходимость более широкой интеграции вуза как учреждения, ведущего профессиональную подготовку кадров высшей квалификации, с фундаментальной наукой, научноисследовательской и практикоориентированной работой; повышение конкурентных позиций учреждения за счет создания условий, обеспечивающих востребованность выпускников, разработку и внедрение новых технологий подготовки специалистов и системного управления этими процессами; разработку и применение различных методов управления при решении стратегических и тактических задач деятельности вуза в инновационном режиме; концентрацию управленческих воздействий в рамках реализации инновационных проектов; обеспечение благоприятного инвестиционного климата при развитии учреждения высшего профессионального образования.
На основе рассмотрения задач развития инновационного управления современным вузом в качестве методологического обеспечения модели управления последним нами выделены следующие принципы: научности, целостности, системности, открытости, функциональности, последовательности, результативности.
Принцип научности отвечает за то, что любые нововведения в управлении вузом должны приниматься на научной основе, с использованием достижений теории управления. Данный принцип обеспечивает прогностичность, объективность, последовательность и востребованность новшеств.
Принцип целостности предполагает выделение конкретных элементов управленческой структуры, прогнозирование изменений в каждом из них при внедрении новшеств.
Выше мы указывали, что обеспечение системности есть важнейшая проблема при внедрении любых инноваций. В управлении принцип системности отвечает за изменение во всех элементах управленческой системы при изменении в одном из них. При этом, если нет изменений хотя бы в одном элементе при изменении других - это означает, что данный элемент лежит за пределами системы.
Принцип открытости предполагает, что любые новшества в управлении доводятся до всех участников учебно-воспитательного процесса. При этом четко фиксируются цель, задачи, механизмы, результаты и сроки реализации нововведений.
Принцип функциональности предполагает, что выбор модели управления, организационных форм и механизмов реализации нововведений определяется конкретными задачами развития вуза, экономическими и кадровыми возможностями.
Принцип последовательности определяет необходимость четкой взаимосвязи и последовательности внедрения инноваций, рассмотрения причин возможных неудач и приостановления инновационного процесса до анализа и определения путей устранения выделенных недостатков.
Принцип результативности исходит из того обстоятельства, что любая инновация предполагает дополнительные трудозатраты коллектива и в случае отсутствия результата может вызвать негативное отношение к инновациям в целом.
Инновационное управление предполагает необходимость выполнения ряда требований к нововведениям [3]:
- инновации внедряются в систему управления вузом на основе объективных потребностей;
- преимущества, получаемые в результате внедрения управленческих инноваций, существенно превосходят возможные недостатки;
- управленческие инновации разрабатываются с учетом задач перспективного развития вуза и возможных изменений требований к качеству подготовки выпускников;
- характер инноваций четко коррелируется с воздействием внешних изменений на деятельность вуза;
- инновации в управлении зависят от уровня материально-технического и кадрового обеспечения учреждения.
К механизмам развития инноваций в управлении современным вузом, по нашему мнению, следует отнести: нормативный, административный, материальный, профессиональный.
Нормативный механизм предполагает необходимость разработки и документального обеспечения всех этапов инновационной деятельности на основе научного моделирования.
Административный механизм предполагает привлечение и мотивацию кадров к инновационной деятельности, их специальную подготовку, в случае необходимости -создание команды.
Материальный механизм предполагает постановку новых задач перед различными структурными подразделениями, обеспечение их взаимодействия в новых условиях, поиск и внедрение новых форм и методов управления.
Профессиональный механизм обеспечивает широкое использование в управленческой деятельности технологий стратегического управления, а также новых информационных технологий, развитие корпоративной этики, переход на электронный документооборот, широкое привлечение социальных партнеров к развитию учреждения высшего профессионального образования.
Реализация вышеперечисленных механизмов включает в себя следующие этапы:
1) утверждение инициативной группы, отвечающей за разработку и внедрение инноваций в управление вузом;
2) определение цели и задач внедрения нововведений в управление;
3) разработку или выбор управленческих новшеств, а также плана внедрения инноваций на основе анализа соответствующих преобразований;
4) нормативное обеспечение инноваций в соответствии с действующим законодательством;
5) определение роли различных управленческих структур при внедрении инновационного управления, а также характера их взаимодействия;
6) выбор и внедрение информационного обеспечения эффективности инновационных преобразований на основе их мониторинга;
7) анализ и уточнение на его основе задач инновационных мероприятий по совершенствованию системы управления вузом.
Таким образом, предложена авторская модель управления инновационными процессами в высшей профессиональной школе, включающая:
1) задачи развития системы управления вузом в инновационном режиме, определенные на основе анализа: традиционных и новых требований к выпускнику системы высшего профессионального образования, определяющих необходимость инновационного развития системы подготовки специалистов; особенностей инновационного развития учреждений высшего профессионального образования в нашей стране; требований к инновациям в вузе; проблем инновационного развития вуза и факторов, их определяющих;
2) требования к инновационному управлению учреждением высшего профессионального образования;
3) совокупность принципов (научности, целостности, системности, открытости, функциональности, последовательности, результативности) как концептуальное основание развития модели управления инновационным развитием вуза;
4) механизмы развития инноваций в управлении современным вузом;
5) этапы реализации инновационного управления в вузе.
Важным основанием повышения эффективности деятельности современного вуза является направленность на личностное и профессиональное развитие студентов. Оно предполагает необходимость обеспечения специфических организационно-педагогических условий: создание образовательной среды, характеризующейся едиными подходами студентов и преподавателей к профессиональному и личностному развитию с учетом их индивидуальных особенностей; системное соединение содержательного, материальнотехнического, информационного компонентов учебно-воспитательного процесса; расширение взаимодействия органов студенческого самоуправления с кафедрами, деканатами, другими органами управления вуза; ориентацию образовательного пространства с позиции целевой установки на личностное и профессиональное развитие; использование многообразных методов мониторинга развития и саморазвития студентов.
В работе мы выделяем практикоориентированные направления инновационной деятельности в современном вузе, необходимость реализации которых определяется особенностями развития российского высшего профессионального образования.
В новых условиях и на перспективу важнейшим направлением инновационной деятельности вуза становится развитие студенческой самостоятельности. Студенческая самостоятельность рассматривается как мотивированность студентов на самостоятельный поиск и получение знаний, умение вести эту работу и получать заранее спрогнозированные результаты.
К организационно-педагогическим условиям развития студенческой самостоятельности следует отнести: развитие систем управления и самоуправления учебновоспитательным процессом; широкое использование в учебном материале исследовательских заданий; мотивацию студентов на рефлексивную деятельность.
В настоящее время на всех уровнях профессионального образования внедряется ком-петентностный подход. Высшая профессиональная школа не является в этом смысле исключением. Компетентностный подход как инновационное практикоориентированное направление развития вуза - это подготовка компетентных специалистов на основе формирования и развития у них многообразных личностных и профессиональных компетенций.
К организационно-педагогическим условиям реализации компетентностного подхода в нашем исследовании отнесены: разработка и структурирование новых компетенций в соответствии с регулярным появлением новых требований к специалистам; мотивация выпускников на постоянное повышение квалификации; развитие психологопедагогических оснований формирования самообразовательной деятельности; расширение образовательных услуг в вузе; создание образовательной среды вуза с позиции необходимости реализовать компетентностный подход.
Новые информационные технологии являются инновационным средством подготовки специалистов и важнейшим инструментом самообразовательной деятельности. На основе новых информационных технологий можно наиболее объемно получать информацию из многообразных научных источников, представленных в Интернете, хранить ее в компьютере, иметь возможность свободно пользоваться ею в любое удобное время. Построение учебно-воспитательного и самообразовательного процессов сегодня немыслимо без использования новых информационных технологий. Для наиболее эффективной работы с этими технологиями важно обеспечить адекватные организационно-педагогические условия. К последним мы относим: формирование навыков работы с электронными документами; согласование содержательного наполнения профессиональных дисциплин с особенностями электронных технологий; разработку и внедрение единых методов преподавания на основе новых информационных технологий; создание обучающей информационной среды вуза.
Любое обучение предполагает необходимость развития у учащихся навыков са-морефлексии для объективной оценки уровня своего развития. Особенно важным данное положение становится при внедрении в учебно-воспитательный процесс инновационных подходов. Для реализации направления, связанного с развитием навыков само-рефлексии, следует применить конкретные организационно-педагогические условия: широко использовать проективное обучение, компетентностный подход и программируемое обучение; широко интегрировать предметы и предметные области; выстраивать учебно-воспитательный процесс на принципах опережающего обучения; развивать взаимопомощь студентов с позиций реализации возможностей взаимного контроля.
Навыки саморефлексии особенно важны при реализации дистанционного обучения на основе новых информационных технологий. Дистанционное обучение позволяет дополнить знания и умения студентов, развивает учебную самостоятельность. Эффективное дистанционное обучение реализуется в конкретных организационнопедагогических условиях, таких как: соответствие средств телекоммуникации учебным задачам; широкий объем с возможностью выбора электронных учебных материалов; сформированность у студентов умений выбирать и структурировать многообразные материалы; умение вести поиск новых источников информации и осуществлять самоконтроль результатов обучения.
Важным направлением подготовки специалистов является формирование у них умений и навыков вести инновационную работу в профессиональной деятельности после окончания вуза. Важнейшей закономерностью развития современного общества является постоянное появление новых технологий в различных отраслях. Поэтому современный специалист должен уметь быстро осваивать новые подходы, эффективно применять их в трудовой деятельности. Для реализации данного направления важно создать в вузе соответствующие организационно-педагогические условия. К последним в исследовании от-
несены: формирование устойчивой мотивации на инновационную деятельность; развитие исследовательских и креативных качеств личности; формирование навыков проблемного мышления; системная организация учебно-воспитательного процесса; развитие инициативы студентов.
Резюме. Сегодня проблемы развития инновационной деятельности в современном вузе в целом и внедрения модели инновационного управления в систему высшего профессионального образования в частности заслуживают пристального внимания, изучаются, обсуждаются на разных уровнях развития образования. В настоящее время нет единого мнения о стратегии, механизмах и путях повышения эффективности инновационной работы в высшей профессиональной школе.
На основе рассмотрения задач развития инновационного управления современным вузом выделены принципы управления последним, проблемы, связанные с внедрением инновационного управления в систему высшего профессионального образования. Представлена авторская модель управления инновационными процессами в высшей профессиональной школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Драйден, Г. Революция в обучении / Г. Драйден, Д. Вос. - Можайск : Изд-во «ПАРВИНЭ», 2003. -
672 с.
2. Куприяненко, А. И. Социально-инновационные ресурсы в системе управления современными российскими вузами / А. И. Куприяненко. - М. : РГСУ, 2009. - 169 с.
3. Петраков, И. Г. Объективная потребность общества в модернизации образовательных систем / И. Г. Петраков // Инновационные аспекты в образовательном пространстве вуза : сборник научных трудов. -Шадринск : Изд-во МГГУ им. М. А. Шолохова, Шадринский филиал, 2010. - С. 97-108.
4. Постановление Правительства РФ от 19 августа 2009 г. № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2010 № 483) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.referent.ru/1/146113?l13.