Научная статья на тему 'Междисциплинарность современного образования'

Междисциплинарность современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3516
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / INTERDISCIPLINARY APPROACH / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС / КЛАССИЧЕСКАЯ ФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE CLASSICAL FORM OF HIGHER EDUCATION / INTEGRATED E-LEARNING CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медная Т. А.

В статье анализируется междисциплинарность образования на современном этапе развития высшего профессионального образования в Российской Федерации. Рассмотрен набор компетенций необходимых выпускнику высшего учебного заведения, так же рассматриваются междисциплинарные связи, обеспечивающие междисциплинарный подход к образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медная Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY MODERN EDUCATION

The article analyzes the interdisciplinary education at the present stage of development of higher education in the Russian Federation. Consider a set of competencies required of university graduates, as well regarded interdisciplinary communication, providing an interdisciplinary approach to education.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарность современного образования»

УДК 378

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ INTERDISCIPLINARY MODERN EDUCATION

Медная Т.А.

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Mednaya T.A.

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential

Academy of

National Economy and Public Administration

Аннотация: В статье анализируется междисциплинарность образования на современном этапе развития высшего профессионального образования в Российской Федерации. Рассмотрен набор компетенций необходимых выпускнику высшего учебного заведения, так же рассматриваются междисциплинарные связи, обеспечивающие междисциплинарный подход к образованию.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, междисциплинарные связи, компетенция, интегральный электронный учебный комплекс, классическая форма высшего образования.

Annotation: The article analyzes the interdisciplinary education at the present stage of development of higher education in the Russian Federation. Consider a set of competencies required of university graduates, as well regarded interdisciplinary communication, providing an interdisciplinary approach to education.

Key words: interdisciplinary approach, interdisciplinary communication, competence, integrated e-learning center, the classical form of higher education.

До XX-XXI века, была распространена классическая форма университетского образования, которая предполагала разделение науки на отдельные части - дисциплины. Но современность меняет все, с каждым годом мы замечаем, что распространяется неклассическая форма университетского образования, которая основывается на комплексности дисциплин, их интеграции и активном проникновении одних наук в другие. Именно это, дает начало для междисциплинарности современного образования.

Междисциплинарный характер образования позволяет студентам выбрать нужные образовательные траектории, зависящие от объективных и субъективных факторов. Митусова О.А. перечисляет стратегии, позволяющие включиться в российские и европейские траектории: стратегия целостности образования, коммуникативные стратегии, стратегии межкультурного общения, стратегии адаптации и аккультурации и др [1].

В связи с этим, ключевой задачей современной системы образования - становится формирование единой целостной картины мира в сознании учащегося.[2] В современном обществе растет число информации, и учащимся становится сложно разобраться во всем самим, этот факт, делает междисциплинарный подход все более популярным, ведь обобщая и интегрируя знания и информацию, всем будет гораздо проще разобраться в ей и усвоить ее, в дальнейшем.

В связи с развитием культуры разумного мышления, являющейся важным атрибутом для становления самостоятельной личности, которое в первую очередь реализуется в высших образовательных учреждениях,

получает актуальность поддержание и развитие междисциплинарных связей.

Междисциплинарные связи, категориальное и методологическое единство учебных курсов, новейших достижений современной науки, интеграция потока информации, позволяет студенту успешно овладеть общекультурными компетенциями и глубоко осмысливать профессиональные задачи, стоящие перед ним.[3]

Современные преобразования в высшем образовании, становятся все более важными для формирования базовых компетенций молодых специалистов. Ведь изменяя методику получения знаний студентами, меняются и требования к ним. На современном этапе, можно представить минимальный набор компетенций, необходимых выпускнику нынешних вузов:

а) Личностные компетенции: познавательная самостоятельность, интеллектуальная активность, гибкость в выборе языковых средств, способность адаптироваться к ситуации, выбор оптимальных стратегий для решения задач.

б) Дискурсивные компетенции: гибкое использование языковых навыков и коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности.

в) Лингвориторические компетенции: способность четко и демократично выражать свои мысли, адекватный выбор речевого поведения.

г) Компетенция автономной учебной деятельности и профессионального образования.[4]

Междисциплинарный подход является основной возможностью сохранить объемы знаний и повысить их практическую значимость. Междисциплинарные связи позволяют, как бы спрессовать учебный процесс без перегрузки студентов и преподавателей.

Междисциплинарные связи позволяют студентам комплексно осваивать общекультурные и профессиональные компетенции. Суть междисциплинарных связей состоит в том, что преподаватель дает новый материал студентам, опираясь на полученные ими знания за предыдущие курсы. Данный метод, с одной стороны, помогает обеспечить лучшее запоминание прошедшего материала, и с другой стороны, дает студенту возможность лучше понимать и усваивать новый материал, который пригодится для изучения предметов, которые запланированы в последующие курсы обучения.

Ключевыми факторами организации междисциплинарных связей являются:

1. Высокая квалификация преподавателя. Он должен обладать полным объемом знаний по своей дисциплине и иметь хорошее представление о других дисциплинах, предусмотренных образовательным стандартом данной специальности;

2. Постоянная работа преподавателей по взаимному согласию программ учебных дисциплин. С целью обеспечения их взаимосвязи, а также по согласованию графика преподавания материала курсов, читаемых параллельно.

Из этого, следует вывод, что формирование междисциплинарных связей должно строиться в первую очередь на сотрудничестве и общении в педагогическом сообществе.

Для формирования системного знания и разработки интегрированных курсов можно выделить следующие типы междисциплинарных связей:

1. Учебно-междисциплинарные прямые связи. Они возникают в случае, если усвоение одной дисциплины базируется на знании другой. При изучении определяется базисное ядро знаний по каждой дисциплине, структура связей дисциплин.[5] Возможна разработка по каждой

дисциплине пакета тестовых заданий входного контроля знаний; адаптивные программы автоматизированного обучения по восполнению пробелов базисных знаний обучающихся; пакет заданий итогового контроля по каждой дисциплине; методика сквозного контроля и восполнения пробелов знаний в течение всего курса обучения.

Например, гуманитарные дисциплины: история, литература, обществознание, культурология - тесно связаны между собой. Интегрированные занятия по истории и литературе позволяют изучать исторические события через произведения литературы, через судьбы литературных героев.

2. Исследовательско - междисциплинарные связи проблемного характера. Возникают тогда, когда две (или более) дисциплины имеют общий объект исследования или общие проблемы, но рассматриваются с разных дисциплинарных подходов, в различных аспектах.

3. Ментально-опосредованные связи возникают в том случае, когда средствами разных учебных дисциплин формируются одни и те же компоненты, интеллектуальные умения, необходимые в профессиональной деятельности. Здесь используют методы анализа, системного мышления, пространственного воображения, образно-интуитивного мышления. Ментально-опосредованные связи возникают при изучении общеинженерных и профессиональных дисциплин. Они касаются процессуальной стороны преподавания, развивают профессионально-интеллектуальные умения.

4. Опосредованно - прикладные связи формируются тогда, когда понятия одной науки используются при изучении другой.

Доцент Санкт-Петербургского филиала НИУ «Высшая школа экономики» Котляров, предлагает весьма интересную идею, такую как, создание единого комплекса учебно-методических материалов по всем предметам по определенному направлению подготовки.

Комплекс, должен быть доступен каждому как в электронном, так и в печатном виде. Так как он интегрирует в себе все дисциплины и их УМК, то его следует назвать ИЭУК (интегральный электронный учебный комплекс).

ИЭУК должен иметь трехуровневую структуру: I. Федеральный компонент (единый для всех вузов, обеспечивающий подготовку бакалавров и магистров соответствующего направления);

II. Отраслевой компонент (единый для всех вузов, обеспечивающих подготовку по определенной специализации в рамках соответствующего направления);

III. Вузовский компонент (дисциплины, введенные самим вузом).

Благодаря такой структуре, учебного комплекса, студенты смогут хорошо усвоить не только дисциплины специализации, но и общеобразовательные курсы (философию, высшую математику, культурологию), так как они в той или иной мере будут увязаны с дисциплинами специализации.[6]

На наш взгляд, тематика статьи все более актуальна в современности, ведь мы видим, что многие науки действительно увязаны друг с другом, и мы думаем, что это неплохо, ведь, изучая один предмет, тем самым в нас закладывается основа для изучения следующих предметов. При изучении все более новых для нас дисциплин, мы уже понимаем, о чем будет идти речь, мы уже знаем основы. Можно сказать, что мы, углубляем свои знания, с каждой новой дисциплиной открывая что-то новое, мы расширяем свой кругозор и заставляем свой мозг работать на полную мощность, вспоминая знания с прошлых предметов. Именно поэтому, мы считаем, что междисциплинарность имеет место быть в современном образовании.

Успешность междисциплинарного образования зависит от психологической компетентности педагога, подсистемы которой разделяют на : когнитивную. Коммуникативную, социальную и др. [7], принимая во внимание профессиональные качества преподавателя можно предвидеть успешное развитие междисциплинарности в учебном процессе

Список литературы:

1. Митусова О.А. Стратегии включения студентов/выпускников вузов в образовательные траектории Европы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2012. — №2. — С.69.

2. Петрова Г.И. Междисциплинарность университетского образования, как современная форма его фундаментальности. //Вестник Томского государственного образования. Философия. Социология. Политология, 2008, №3, Стр. 7.

3. Руди А.Ш. Устойчивая картина мира в сознании студента. //Вестник высшей школы. Философия и социология образования, 2013, №11, Стр. 24-26.

4. Митусова О.А. Инновационный подход к языковому образованию будущего специалиста. //Известия ЮФУ Филологические науки, 2010, №2, Стр. 168.

5. Звонников В.И. Инновации в подготовке кадров управления. //Высшее образование сегодня, 2011, №7, Стр. 20.

6. Котляров И. Д. Инструмент формирования межпредметных связей. //Высшее образование в России, 2012, №8-9, Стр. 131-134.

7. Щербакова Т.Н., Кладько А.И. Коммуникативная компетентность педагога как профессиональны ресурс // Государственные записки СКАГС — 2014. — №4. — С.199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.