УДК 378
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ INTERDISCIPLINARY MODERN EDUCATION
Медная Т.А.
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Mednaya T.A.
South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential
Academy of
National Economy and Public Administration
Аннотация: В статье анализируется междисциплинарность образования на современном этапе развития высшего профессионального образования в Российской Федерации. Рассмотрен набор компетенций необходимых выпускнику высшего учебного заведения, так же рассматриваются междисциплинарные связи, обеспечивающие междисциплинарный подход к образованию.
Ключевые слова: междисциплинарный подход, междисциплинарные связи, компетенция, интегральный электронный учебный комплекс, классическая форма высшего образования.
Annotation: The article analyzes the interdisciplinary education at the present stage of development of higher education in the Russian Federation. Consider a set of competencies required of university graduates, as well regarded interdisciplinary communication, providing an interdisciplinary approach to education.
Key words: interdisciplinary approach, interdisciplinary communication, competence, integrated e-learning center, the classical form of higher education.
До XX-XXI века, была распространена классическая форма университетского образования, которая предполагала разделение науки на отдельные части - дисциплины. Но современность меняет все, с каждым годом мы замечаем, что распространяется неклассическая форма университетского образования, которая основывается на комплексности дисциплин, их интеграции и активном проникновении одних наук в другие. Именно это, дает начало для междисциплинарности современного образования.
Междисциплинарный характер образования позволяет студентам выбрать нужные образовательные траектории, зависящие от объективных и субъективных факторов. Митусова О.А. перечисляет стратегии, позволяющие включиться в российские и европейские траектории: стратегия целостности образования, коммуникативные стратегии, стратегии межкультурного общения, стратегии адаптации и аккультурации и др [1].
В связи с этим, ключевой задачей современной системы образования - становится формирование единой целостной картины мира в сознании учащегося.[2] В современном обществе растет число информации, и учащимся становится сложно разобраться во всем самим, этот факт, делает междисциплинарный подход все более популярным, ведь обобщая и интегрируя знания и информацию, всем будет гораздо проще разобраться в ей и усвоить ее, в дальнейшем.
В связи с развитием культуры разумного мышления, являющейся важным атрибутом для становления самостоятельной личности, которое в первую очередь реализуется в высших образовательных учреждениях,
получает актуальность поддержание и развитие междисциплинарных связей.
Междисциплинарные связи, категориальное и методологическое единство учебных курсов, новейших достижений современной науки, интеграция потока информации, позволяет студенту успешно овладеть общекультурными компетенциями и глубоко осмысливать профессиональные задачи, стоящие перед ним.[3]
Современные преобразования в высшем образовании, становятся все более важными для формирования базовых компетенций молодых специалистов. Ведь изменяя методику получения знаний студентами, меняются и требования к ним. На современном этапе, можно представить минимальный набор компетенций, необходимых выпускнику нынешних вузов:
а) Личностные компетенции: познавательная самостоятельность, интеллектуальная активность, гибкость в выборе языковых средств, способность адаптироваться к ситуации, выбор оптимальных стратегий для решения задач.
б) Дискурсивные компетенции: гибкое использование языковых навыков и коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности.
в) Лингвориторические компетенции: способность четко и демократично выражать свои мысли, адекватный выбор речевого поведения.
г) Компетенция автономной учебной деятельности и профессионального образования.[4]
Междисциплинарный подход является основной возможностью сохранить объемы знаний и повысить их практическую значимость. Междисциплинарные связи позволяют, как бы спрессовать учебный процесс без перегрузки студентов и преподавателей.
Междисциплинарные связи позволяют студентам комплексно осваивать общекультурные и профессиональные компетенции. Суть междисциплинарных связей состоит в том, что преподаватель дает новый материал студентам, опираясь на полученные ими знания за предыдущие курсы. Данный метод, с одной стороны, помогает обеспечить лучшее запоминание прошедшего материала, и с другой стороны, дает студенту возможность лучше понимать и усваивать новый материал, который пригодится для изучения предметов, которые запланированы в последующие курсы обучения.
Ключевыми факторами организации междисциплинарных связей являются:
1. Высокая квалификация преподавателя. Он должен обладать полным объемом знаний по своей дисциплине и иметь хорошее представление о других дисциплинах, предусмотренных образовательным стандартом данной специальности;
2. Постоянная работа преподавателей по взаимному согласию программ учебных дисциплин. С целью обеспечения их взаимосвязи, а также по согласованию графика преподавания материала курсов, читаемых параллельно.
Из этого, следует вывод, что формирование междисциплинарных связей должно строиться в первую очередь на сотрудничестве и общении в педагогическом сообществе.
Для формирования системного знания и разработки интегрированных курсов можно выделить следующие типы междисциплинарных связей:
1. Учебно-междисциплинарные прямые связи. Они возникают в случае, если усвоение одной дисциплины базируется на знании другой. При изучении определяется базисное ядро знаний по каждой дисциплине, структура связей дисциплин.[5] Возможна разработка по каждой
дисциплине пакета тестовых заданий входного контроля знаний; адаптивные программы автоматизированного обучения по восполнению пробелов базисных знаний обучающихся; пакет заданий итогового контроля по каждой дисциплине; методика сквозного контроля и восполнения пробелов знаний в течение всего курса обучения.
Например, гуманитарные дисциплины: история, литература, обществознание, культурология - тесно связаны между собой. Интегрированные занятия по истории и литературе позволяют изучать исторические события через произведения литературы, через судьбы литературных героев.
2. Исследовательско - междисциплинарные связи проблемного характера. Возникают тогда, когда две (или более) дисциплины имеют общий объект исследования или общие проблемы, но рассматриваются с разных дисциплинарных подходов, в различных аспектах.
3. Ментально-опосредованные связи возникают в том случае, когда средствами разных учебных дисциплин формируются одни и те же компоненты, интеллектуальные умения, необходимые в профессиональной деятельности. Здесь используют методы анализа, системного мышления, пространственного воображения, образно-интуитивного мышления. Ментально-опосредованные связи возникают при изучении общеинженерных и профессиональных дисциплин. Они касаются процессуальной стороны преподавания, развивают профессионально-интеллектуальные умения.
4. Опосредованно - прикладные связи формируются тогда, когда понятия одной науки используются при изучении другой.
Доцент Санкт-Петербургского филиала НИУ «Высшая школа экономики» Котляров, предлагает весьма интересную идею, такую как, создание единого комплекса учебно-методических материалов по всем предметам по определенному направлению подготовки.
Комплекс, должен быть доступен каждому как в электронном, так и в печатном виде. Так как он интегрирует в себе все дисциплины и их УМК, то его следует назвать ИЭУК (интегральный электронный учебный комплекс).
ИЭУК должен иметь трехуровневую структуру: I. Федеральный компонент (единый для всех вузов, обеспечивающий подготовку бакалавров и магистров соответствующего направления);
II. Отраслевой компонент (единый для всех вузов, обеспечивающих подготовку по определенной специализации в рамках соответствующего направления);
III. Вузовский компонент (дисциплины, введенные самим вузом).
Благодаря такой структуре, учебного комплекса, студенты смогут хорошо усвоить не только дисциплины специализации, но и общеобразовательные курсы (философию, высшую математику, культурологию), так как они в той или иной мере будут увязаны с дисциплинами специализации.[6]
На наш взгляд, тематика статьи все более актуальна в современности, ведь мы видим, что многие науки действительно увязаны друг с другом, и мы думаем, что это неплохо, ведь, изучая один предмет, тем самым в нас закладывается основа для изучения следующих предметов. При изучении все более новых для нас дисциплин, мы уже понимаем, о чем будет идти речь, мы уже знаем основы. Можно сказать, что мы, углубляем свои знания, с каждой новой дисциплиной открывая что-то новое, мы расширяем свой кругозор и заставляем свой мозг работать на полную мощность, вспоминая знания с прошлых предметов. Именно поэтому, мы считаем, что междисциплинарность имеет место быть в современном образовании.
Успешность междисциплинарного образования зависит от психологической компетентности педагога, подсистемы которой разделяют на : когнитивную. Коммуникативную, социальную и др. [7], принимая во внимание профессиональные качества преподавателя можно предвидеть успешное развитие междисциплинарности в учебном процессе
Список литературы:
1. Митусова О.А. Стратегии включения студентов/выпускников вузов в образовательные траектории Европы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2012. — №2. — С.69.
2. Петрова Г.И. Междисциплинарность университетского образования, как современная форма его фундаментальности. //Вестник Томского государственного образования. Философия. Социология. Политология, 2008, №3, Стр. 7.
3. Руди А.Ш. Устойчивая картина мира в сознании студента. //Вестник высшей школы. Философия и социология образования, 2013, №11, Стр. 24-26.
4. Митусова О.А. Инновационный подход к языковому образованию будущего специалиста. //Известия ЮФУ Филологические науки, 2010, №2, Стр. 168.
5. Звонников В.И. Инновации в подготовке кадров управления. //Высшее образование сегодня, 2011, №7, Стр. 20.
6. Котляров И. Д. Инструмент формирования межпредметных связей. //Высшее образование в России, 2012, №8-9, Стр. 131-134.
7. Щербакова Т.Н., Кладько А.И. Коммуникативная компетентность педагога как профессиональны ресурс // Государственные записки СКАГС — 2014. — №4. — С.199.