Научная статья на тему 'Инновационный характер влияния информационных технологий на адаптацию компаний к современной экономике'

Инновационный характер влияния информационных технологий на адаптацию компаний к современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кольган Мария Владимировна

В статье автор исследует инновационный характер влияния информационных технологий на адаптацию российских компаний к современным условиям, на основе полученных в результате сбора статистических данных. Актуальность вопроса обусловлена активной ролью сферы торговли в оценки состояния экономики, что предъявляет повышенный интерес к тенденциям инновационного развития данной сферы. Сложность их осознания и реализации состоит в том, что определить вектор развития зачастую сложно в силу индивидуального набора факторов успеха, поэтому возможности масштабирования существующей практики обуславливает необходимость систематизации и анализа существующего состояния сектора торговли. В данном исследовании автор провел анализ состояния развития торговли, и выявил тенденции, наметившиеся в отрасли. Это позволило уточнить изменение роли информатизации в инновационном развитии предприятий торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кольган Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный характер влияния информационных технологий на адаптацию компаний к современной экономике»

PRIMARY RESIDENTIAL REAL ESTATE MARKET IN BELGOROD REGION

This article describes the features of the primary residential real estate market in Belgorod region. The work presents the dynamics of market prices in this segment of the market, as well as the influence of external economic and political situation in the average cost jili real estate in the region

Keywords: real estate, price index, primary market, housing, the developer.

УДК 339.1

ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА АДАПТАЦИЮ КОМПАНИЙ К СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Кольган Мария Владимировна, к.э.н., доцент Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия (Е-mail: kolgan.m@yandex.ru)

В статье автор исследует инновационный характер влияния информационных технологий на адаптацию российских компаний к современным условиям, на основе полученных в результате сбора статистических данных. Актуальность вопроса обусловлена активной ролью сферы торговли в оценки состояния экономики, что предъявляет повышенный интерес к тенденциям инновационного развития данной сферы. Сложность их осознания и реализации состоит в том, что определить вектор развития зачастую сложно в силу индивидуального набора факторов успеха, поэтому возможности масштабирования существующей практики обуславливает необходимость систематизации и анализа существующего состояния сектора торговли. В данном исследовании автор провел анализ состояния развития торговли, и выявил тенденции, наметившиеся в отрасли. Это позволило уточнить изменение роли информатизации в инновационном развитии предприятий торговли.

Ключевые слова: торговля, инновации, информатизация

Складывающаяся рыночная ситуация неразрывно связана с новым этапом технологической перестройки, сопряженным с формированием экономики, базирующейся на знаниях. Отсюда непреложно следует: необходимо переосмыслить формы и методы ведения бизнеса. Известно, что в такие периоды происходит обновление продуктов и технологий, а так же развиваются принципиально новые формы предприятий, новые экономические отношения с государством, новые хозяйственные отношения с поставщиками сырья и т.д. В условиях сегодняшней рыночной системы хозяйствования с присущей ей разобщенностью производителей чрезвычайно важное значение приобретает владение и эффективное распоряжение информацией. Это достигается с помощью использования информационных технологий в форме применения аппаратного и программного обеспечения, развитие сетевых и платежных технологий. Выживание и развитие в

новых условиях хозяйствования предполагает постоянную адаптацию бизнеса к динамично меняющейся среде на стратегическом и тактическом уровне.

Целью статьи является попытка определить характер влияния информационных технологий на сферу торговли и предложить пути адаптации компаний к новым реалиям современной экономики.

Состояние и перспективы развития розничной торговли

Еще несколько лет назад ритейл был наиболее инвестируемым элементом экономики. Ежегодный рост бизнеса отдельных сетей составлял по 2030% в год, сохраняя эти показатели за счет высоких доходов населения. Однако в 2015 году эта модель дала сбой. Из-за проблем в экономике темпы роста доходов снизились, а затем и вовсе стали отрицательными. Рецессия должна была начаться еще в конце 2015 года, но благодаря финансовым манипуляциям рост экономики удавалось удерживать на положительных отметках. Но если данную ситуацию удалось отсрочить, это не значит, что ее удалось изменить. Уже осенью 2015 произошло уменьшение средней зарплаты граждан почти на 11%. Такое падение смело можно назвать самым значительным в периоде 15 лет. Именно поэтому показатели реальных доходов на начало года населения говорят о снижении на 3,5%, показывая увеличение российских граждан, доход которых находиться за чертой бедности. В результате происходящего потребитель был обязан менять свои привычки, сокращать свои расходы и более рассудительно относиться к выбору того или иного продукта.

Данные тенденции в первую очередь отразились на секторе розничной торговли. В октябре объем розничных продаж упал на 11,7% в годовом выражении, отмечалось в ежемесячном мониторинге Минэкономразвития.

В настоящий момент можно наблюдать много схожих вещей, которые случались накануне прошлой рецессии, однако по официальным данным федеральной службы государственной статистики (рис. 1), по-прежнему можно говорить о стабильности и "выправлении" экономической ситуации, в целом и в частности розничной торговли._

2015г. 2016г. 2017г.

по общему обороту с исключением сезонного фактора тренд

Рисунок 1 - Динамика товарооборота розничной торговли России.

Тем не менее, падение рынка происходит неравномерно, некоторые его сегменты удерживают позиции, и даже на фоне снижения спроса есть игроки, которые по-прежнему уверенно растут. В первую очередь это относится к сегменту продовольственного ритейла. Например, доходы "Магнита" за первые три квартала увеличились на 26,99%, до 688,6 млрд рублей; выручка "Дикси" выросла на 19,8% до 197,4 млрд рублей.

Среди крупнейших продовольственных розничных сетей самые слабые результаты в 2016 году демонстрировала сеть "О'кей", чья выручка по итогам трех первых кварталов выросла только на 5,6% до 114,6 млрд рублей. Это связано с тем что данные компании состоят только из гипермаркетов и супермаркетов, которые в условиях кризиса пользуются меньшим интересом у потребителей.

Если говорить о большом падении, то снижение активности покупателей коснулось продавцов одежды, бытовой техники и электроники. Эти сектора сильно зависят от импортных поставок и курса рубля, падение которого автоматически спровоцировало рост цен на товары. Кроме того, интерес к покупке техники и в меньшей степени одежды поубавился и у самих пользователей. Такие покупки не относятся к товарам первой необходимости, и в условиях кризиса пользователи автоматически стараются на них экономить. О глубине проблем говорит хотя бы тот факт, что за последний год из страны ушло несколько десятков сетей по продаже одежды. О продаже или закрытии своего российского бизнеса уже объявили финская Stockmann, американская Maratex, британская New Look, испанская Desigual и другие.

Нестабильность экономической системы оказывает влияние на торговлю создавая ситуации, когда стандартные подходы только усугубляют положение дел и обостряют конфликты. Если же рассмотреть сложившуюся ситуацию шире, то нельзя не отметить тот факт, что любые кризисные явления не дают адаптироваться, приспособиться, а наоборот становятся толчком для поиска более интересных, инновационных решений проблем.

В связи с этим, наметилась общая тенденция, ритейл осуществляющий продажи через собственные торговые площадки, сети, независимых торговцев испытывает серьезные проблемы, связанные с переизбытком торговых площадей и миграцией потребителей в онлайн торговлю, а так же в дешевый сегмент, представленный китайскими ритейлерами и товарами собственных торговых марок. На сегодняшний момент можно отметить, что информатизация начинает доминировать в экономике и в частности в сфере торговли. Информационная индустрия в широком смысле представляет - широкомасштабное производство информационных товаров и услуг разного вида, основой которых являются новейшие компьютерные и информационные технологии. В сфере торговли информатизация так же является важным как продуктом так и услугой. И так как торговля является жесткой средой, для которой свойственны стремительные действия ин-

формационные технологии выступают инструментом слома соперников и установления новых, инновационных форм хозяйствования.

Рассмотрение информационной составляющей в сфере торговли следует начать с выявления тенденций наметившихся в онлайн торговле.

Объем рынка интернет-торговли в России растет высокими темпами. В 2013 году он составил 544 млрд руб., в 2014-м - 713 млрд руб. (рост на 31%), в 2015 году - 760 млрд руб. (по оценкам eMarketer, в 2015 году объем рынка в мире составил 1,8 трлн долл.). В 2016 году онлайн-продажи в России выросли еще на 21% и составили 920 млрд руб. Аналитики ожидают, что в 2017-м они достигнут 1,1 трлн руб.

Ассоциация компаний интернет-торговли, проводя исследования по объему онлайн-продаж в России, выявила рост продаж на15%. Факторами такого роста, выступающие драйверами интернет торговли можно отметить: увеличение количества интернет-пользователей, удишивление мобильного интернета, повышение грамотности интернет-пользователей. (рис. 2)

По итогам 1 квартала 2017 года российские покупатели потратили в иностранных интернет-магазинах около 70 млрд рублей, что на 106% больше, чем за тот же период 2016 года. По прогнозу АКИТ, объем трансграничной торговли в 2017 году может вырасти на 37% и достичь 300 млрд рублей. Количество входящих международных отправлений с товарным вложением в 1 квартале достигло 48 млн штук, что на 182% больше, чем годом ранее. Для сравнения, объем заказов в российских интернет-магазинах за тот же период вырос всего на 3%. +55,2%

Рисунок 2 - Объем трансграничной торговли в России

Бытовая техника и электроника - самый развитый сегмент интернет-торговли. E-commerce формирует уже 18% оборота этого рынка. Самыми популярными категориями товаров в сегменте "бытовая техника и элек-

троника" остаются телефоны и смартфоны (+30,5%), компьютеры (+15,8%) и крупная бытовая техника (+32,7%).

Электроника и бытовая техника Телефоны и смартфоны Компьютеры и ноутбуки Мелкая бытовая техника Крупная бытовая техника Фотоаппаратура Потребительская электронника

Рисунок 3 - Наиболее популярные категории товаров E-commerce в сегменте электроника и бытовая техника, % от объема продаж

Представленные преобразования в структуре торгового сектора, с превалированием онлайн - торговли еще раз подтверждает факт распространения информационных технологий во всех сферах национальной экономики, что определяет необходимость активно использовать технологии на всех этапах торгового процесса. Кроме этого, поворот политико-экономических преобразований в сторону поддержки инновационной составляющей экономики, заставляет руководителей различного ранга искать пути повышения эффективности деятельности предприятий, что полностью оправдывает повышения значимости фактора информатизации торговых процессов.

Информационные технологии расширяют возможности людей и организаций в различных направлениях, предоставляют возможность создания, распространения идей и торговле товарами.

В мировой практике информация является одним из важнейших стратегических ресурсов развития любого предприятия. Информационные технологии в условиях возможного дефицита инвестиций, могут стать эффективным механизмом роста сектора торговли, повышения его инновацион-ности.

Рассматриваемая рыночная ситуация свидетельствуют о том, что ритейл стремительно входит в события, которые сильно изменят его облик. Учитывая столь быстро меняющуюся среду, предпринимателям необходимо заранее изучить все возможные варианты действий, что составляет затруднения без включения в этот процесс информационных средств и систем. Это значит, что использование информационных средств и технологий больше не является приятным новшеством, но абсолютным требованием

для выживания компании, обеспечения ее конкурентоспособности. Следовательно, задачи информатизации должны заключаться в следующем:

- удовлетворение информационных потребностей предприятия, предоставление ему своевременной, актуальной стратегически важной информации;

- формирование, размещение, наполнение, поддержка, актуализация и использование информационных ресурсов организации, создание баз данных по проблемным областям, формирование архива уникальных ситуаций и их решений;

- развитие и совершенствование систем обработки и передачи информации, мониторинг окружающей бизнес-среды, сферы высоких технологий, своевременное внедрение необходимых технических средств.

Информатизацию торговли можно определить как активатор инновационной составляющей в процессе товарообращения, на основе широкого использования микропроцессорной, компьютерной техники, программного обеспечения; в совершенствовании хозяйственного механизма управления с переходом к стратегическому планированию реализации продукции и его финансирования как единого целого на основе экономических методов управления, т. е. повышении эффективности хозяйственной деятельности торговых предприятий за счет улучшения использования материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов.

Список литературы

1. Крымов С.М. Организация в системе менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2002. 88 с.

2. Крымов С.М., Дудакова И.А. Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2011. 140 с.

3. Крымов С.М. Стратегии управления производственными предприятиями: эволюция, тенденции, перспективы (информационная модель) //В сборнике «Глобализация экономики и российские производственные предприятия»; 13-я Международная научно-практическая конференция. Ч.1. Новочеркасск, 2015. С. 10-14.

4. Крымов С.М., Мартынова Н.В., Магомедов М.Г. Совершенствование организации мерчандайзинга в системе маркетинговой деятельности предприятий розничной торговли: монография / Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2013. 130 с.

5. Гладкова Ю.В., Крымов С.М. Управление производственной деятельностью предприятий малого бизнеса на основе инновационного развития: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2013. 158 с.

6. Крымов С.М. Тенденции развития организационных структур современных предприятий // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия «Социально-экономические науки». 2014. № 5. С. 51-57.

7. Дудакова И. А. Формирование розничных торговых сетей: эволюция, проблемы, противоречия и перспективы (инвестиционный аспект): монография Шахты: изд-во ЮРГУЭС, 2005. 211 с.

8. Дудакова И.А., Гладкова Ю.В. Инновационное развитие сферы услуг России как основа построения сервисной экономики // Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т. 10. № 6 (49). С. 937-947.

9. Дудакова И. А. Маркетинговый аспект региональной инфраструктуры розничной торговли// Маркетинг. 2010. № 6. С. 76-91.

10. Дудакова И.А. Сервисная ориентация в современной концепции маркетин-га//Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 5. С. 123-125.

11. Красюк И. А. Научно-практические основы организации розничной торговой сети в регионах//Экономика и предпринимательство. 2013. № 8 (37). С. 632-635.

12. Дудакова И.А. Формирование инвестиционной политики на предприятиях машиностроительного комплекса: автореф. дисс. канд. экон. наук; ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ). - Ростов-на-Дону, 2004. 27 с.

13. Федько В.П., Дудакова И.А. Маркетинговая составляющая развития розничной торговли //Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5. С. 55-64.

14. Левенцов В. А. Технологии интегрированного управления. СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та, 2012. 155 с.

Kolgan Maria Vladimirovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department Marketing andengineering economy, Don State Technical University THE INNOVATIVE NATURE OF THE IMPACT OF INFORMATION TECHNOLOGY ON ADAPTATION OF COMPANIES TO A MODERN ECONOMY

Abstract. In the article the author investigates the innovative nature of the impact of information technologies on the adaptation of Russian companies to modern conditions, based on the resulting statistics. The relevance of the question due to the active role of trade in assessing the state of the economy, which imposes an increased interest in the innovation development trends of this sector. The complexity of their realization and implementation is that to determine the vector of development is often complex due to the individual set of success factors, so the scalability of the existing practice causes a need of systematization and analysis of the current state of the retail sector. In this study, the author analyzed the state of trade development, and identify trends in the industry. This helped to clarify the changing role of Informatization in innovation development trade enterprises. Keywords: trade, innovation, Informatization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.