Научная статья на тему 'Подходы к определению дефиниции инновационное развитие торговли (методический аспект)'

Подходы к определению дефиниции инновационное развитие торговли (методический аспект) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Юлия Юрьевна

В статье исследованы актуальные подходы к определению сущности инновационного развития, представлена иерархическая декомпозиция элементов модели инновационного развития розничной торговли, предложены элементы инфраструктуры торгового розничного рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к определению дефиниции инновационное развитие торговли (методический аспект)»

15. Дудакова И. А. Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2011.140 с.

16. Крымов С.М. Стратегический менеджмент /Серия «Высшее профессиональное образование». М.: Академия, 2011. 208 с.

17. Дудакова И. А. Актуальные проблемы организации производства, менеджмента и маркетинга: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2011. 166 с.

18. Левенцов В. А., Левенцов А.Н. Определение влияния снижения размера дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия // Научно-технические ведомости СПбПУ. Экономические науки. 2013. № 6-2 (185). С. 67-73.

19. Левенцов А.Н., Левенцов В.А. Проблемы управления запасами на машиностроительных предприятиях единичного типа производства // Известия Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ. 2005. № 1. С. 68-71.

20. Крымов С.М., Кольган М.В. Экономико-организационные аспекты формирования информационной системы промышленного предприятия: монография. Ростов-на-Дону: ООО «ДГТУ-Принт», 2016. 122 с.

Leventsov Valery, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences (e-mail: va@leventsov.ruj

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg. THE ANALYSIS OF MODERN FORMS AND CHARACTERISTICS OF STRATEGIC ALLIANCES

Annotation: The basic types of modern alliances. Identified priorities and logic of development. The main problems of functioning and prospects for overcoming. Keywords: Strategic alliances, types, goals, challenges.

УДК 339.3

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕФИНИЦИИ ИННОВАЦИОННОЕ

РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ (МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Медведева Юлия Юрьевна, к.экон.н., доцент, доцент кафедры Маркетинг и инженерная экономика (e-mail: jjmedvet@yandex.ru) Донской государственный технический университет, г.Ростов-на-Дону, Россия

В статье исследованы актуальные подходы к определению сущности инновационного развития, представлена иерархическая декомпозиция элементов модели инновационного развития розничной торговли, предложены элементы инфраструктуры торгового розничного рынка

Ключевые слова: торговля, инновационное развитие, инфраструктура, инновации

В современных условиях российская розничная торговля остаётся одним из наиболее перспективных секторов экономики. Российская розница функционирует в сложных условиях: удорожание финансов, усиление гос-

регулирования меняют подходы к организации деятельности, санкции, удорожание импорта, рост отечественного производственного сектора ведет к изменению отношений с поставщиками и партнёрами. Меняется и потребитель он теперь более рациональный, осторожный и не уверенный. Не смотря на существующие экономические проблемы, политические невыгодные решения, изменения покупательского поведения, прирост объемов продаж торговых предприятий обуславливает жесткую конкуренцию в отрасли. Доля розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли по данным Госкомстата ежегодно растёт (21,9 % от оборота организаций розничной торговли в 2013 г., 22,9 - в 2014 г., 25 -в 2015 г. 27,2 в 2016 г.)

Торговля как обособленная рыночная сфера функционирует в специфических конъюнктурных условиях. Обеспечивая товарообращение, торговые компании непосредственно участвуют в инновационных процессах, чем и предопределяется неизбежность инновационного развития торговли.

Розничная торговля зависима от инновационных изменениях в смежных отраслях, является проводником инновационных товаров. Вместе с тем сфера торговли сама может выступать источником инноваций. Исследование современных подходов к инновационному развитию розничной торговли позволяет систематизировать и обобщить материалы в области инновационного развития торговли. В частности, в качестве ключевой категории рассматривается дефиниция «инновации в торговле».

Исследование методологических подходов к инновационному развитию розничной торговли позволяет систематизировать и обобщить материалы в области инновационного развития торговли. В качестве ключевой категории рассматривается дефиниция «инновации в торговле».

Понятие инновации чаще применятся в производственной сфере, однако она не обязательно является чем-то вещественным. Идея продажи в рассрочку (кредит), реализация которой буквально изменяет структуру и объемы потребления, саму экономику, превосходит по своему значению многие технические инновации. В этом случае инновация для торговой организации может рассматриваться как новая ценность, приобретаемая потребителем, отвечающая его нуждам и желаниям.

Особенность инновационного развития в торговле на наш взгляд, заключается в двойственности торгово-технологического процесса. Технологический процесс обеспечивает процесс товародвижения до конечного потребителя и состоит из комбинаций технологических операций соответствующих форме и формату торговли. Технологический операции не требуют участия потребителя в отличия от торговых.

Таблица 1 - Актуальные подходы к определению _инновационного развития торговли_

Автор Характеристика основной научной идеи Комментарии

Федюнин Д.В. Предложена концепция построения инновационной модели устойчивого развития розничных торговых сетей, базирующаяся на принципах и методах теории отраслевых экономических систем, коммуникативного менеджмента и устойчивого экономического роста Объектом исследования являются розничные торговые сети, а инновации признаются способом устойчивого развития розничных торговых сетей

Шарф А. А. Инновации в торговле - набор определенных процессов, которые происходят внутри торгового предприятия и приводят к повышению конкурентоспособности предприятия, росту производительности труда и увеличению прибыльности Важнейшая особенность инноваций - процессный характер развития

Борисова О.В. Торговле присущи инновации, которые связаны с изменениями в деятельности организации и способствуют повышению эффективности ее работы. Предлагается использование типологии инноваций и градация уровня их риска при оценке эффективности проектов (например, при определении дисконт-фактора) Предлагается использование типологии инноваций в зависимости от уровня риска

Солодилов КВ. Основная задача нововведений в торговле - обеспечить высокое качество процессов купли-продажи и товародвижения, торгового обслуживания и торговой деятельности в целом. Особое значение - внедрению технологий более эффективного использования торговых площадей, торгового оборудования, технических средств, программных продуктов

Митина Н.Н., Шубина Е.А., Саликова Е.. На инновационную деятельность торговой организации оказывают влияние факторы двух категорий: факторы объективного порядка и факторы субъективного порядка. Охарактеризованы следующие виды инноваций: бенчмар-кинг, инжиниринг, реинжиниринг, мэрджер, аутсорсинг. Разделение факторов воздействия на объективные и субъективные позволяет отразить современные тенденции влияния на развитие

Красюк И. А. Дальнейшее развитие торговли в условиях импортозамещения возможно при условии внедрения инноваций, в первую очередь, должны внедряться те инновации, которые позволят получить экономический эффект и укрепить конкурентные позиции на рынке Постулируются приоритетные критерии: рост эффективности и конкурентоспособности

Специфика инновационной деятельности в торговле:

- инновации в сфере ритейла в большей степени связаны с разработкой новой или изменением свойств уже существующей услуги или технологии ее оказания, в этом случае покупатель получает дополнительную ценность услуги;

- особое значения для реализации инновационного развития торгового предприятия приобретают маркетинговые инновации;

- в силу особенностей функционирования торговых предприятий внедряемые на них новшества зачастую носят торгово-технологический характер, связанный с появлением новых элементов или способов организации торгово-технологического процесса или маркетинга;

- в сфере ритейла появляются и внедряются инновации, создаваемые и в самой торговой отрасли, и в других отраслях народного хозяйства (прежде всего в промышленности, ИКТ);

- в силу высокого уровня экспансии зарубежными ритейлерами и слабости федеральных и региональных торговых предприятий большая часть инноваций в отечественной розничной торговле являются заимствованием зарубежного опыта.

Предпосылки инновационного развития розничной торговли

Институциональное основание инновационного развития

Инфраструктура инновационного развития роз-

Инновационная среда предприятий розничной тор-

Проектирование инновационных форм и методов управления торгово-технологическими системами

Модель инновационного развития торгово-технологической системы

Рисунок 1 - Иерархическая декомпозиция элементов модели инновационного развития розничной торговли

Исследуя инновационную среду как обязательную составляющую инновационного развития экономических систем, целесообразно учитывать тот постулат, согласно которому инновационное развитие на макроэкономиче-

ском уровне характеризуется особой инновационной направленностью целей, путей их достижения, особой инновационной «настройкой» механизма государственного воздействия на экономику и рыночную самоорганизацию. При этом наблюдается ориентация звеньев всех сфер экономики на комплексное использование инноваций в производстве товаров и услуг, обеспечении их продвижения, перераспределение форм и методов регулирования экономического поведения агентов по результативности воздействия.

Теоретико-методологической основой инновационного развития розничной торговли является синтез экономической и институциональной теории, теории организации систем, теории торгового маркетинга, логистики, менеджмента, статистического и факторного анализа, экономики-математического моделирования.

Торгово-розничные услуги

Инвестици-

ГЧ ХЛЛ-ТТТ

Технологиче

ГЧЛТТТТ

Организаци-

ГЧХЛЛ-ТТТ

Инноваци-

< 7

Потребители

Рисунок 2 - Элементы инфраструктуры торгового розничного рынка

Неотъемлемой частью процесса формирования механизма инновационной деятельности в торговле является создание инновационной инфраструктуры. Эта трудоемкая и многовариантная задача требует значительных временных затрат. Наличие инфраструктуры - это необходимое усло-

вие активизации инновационной деятельности, но не достаточное. В настоящее время инфраструктура, как правило, рассматривается как относительно самостоятельная область экономики, складывающаяся в ходе углубления общественного разделения труда. Исследовать инфраструктуру розничной торговли целесообразно в тесной взаимосвязи с общей рыночной инфраструктурой (рис.2).

Институционально-эволюционный подход позволяет определить систему через совокупность свойств, входящих в нее элементов, а свойства системы, в свою очередь отражают характеристики образующих ее элементов. таким образом можно определить такие свойства инфраструктуры рынка определяют характеристики оптового сектора экономики. К таким свойствам можно розничной торговли как многообразие форм собственности, свобода ценообразования, мобильность экономических ресурсов и др. Элементы инфраструктуры рынка, сходные по основным задачам, объединены в комплексы. Тогда основными элементами инфраструктуры розничной торговли будут выступать инвестиционный, организационный, технологический, нормативно правовой, материальный, кадровый, внешнеэкономический комплексы.

Список литературы

1. Оборот розничной торговли [Электронный ресурс] Сайт Федеральная служба государственной статистики: URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ main/ rosstat/ ru/statistics/ enterprise/retail/# (дата обращения: 20.10.2017)

2. Дудакова И. А. Формирование розничных торговых сетей: эволюция, проблемы, противоречия и перспективы (инвестиционный аспект): монография Шахты: изд-во ЮРГУЭС, 2005. 211 с.

3. Дудакова И.А., Гладкова Ю.В. Инновационное развитие сферы услуг России как основа построения сервисной экономики// Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т. 10. № 6 (49). С. 937-947.

4. Федюнин Д.В. Методологический подход к управлению инновациями в торговле // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2012. № 3. С. 65-67.

5. Шарф А.А. Инновации в торговле: основные проблемы и пути их решения // Проблемы современной экономики- Челябинск: Два комсомольца, 2012. С .31—33

6. Борисова О.В. Эффективное управление инновациями в предприятиях торговли // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 1 (2,3). С. 38-41.

7. Шарф, А. А. Инновации в торговле: основные проблемы и пути их решения // Проблемы современной экономики— Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 31—33

8. Солодилов К.В. Инновации в розничных торговых сетях // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 10, Иннов. деят. Вып. 7. 2012. С. 28-32

9. Митина Н.Н., Шубина Е.А., Саликова Е.Ю. // Инновации в торговле: характеристика, проблемы и перспективы Экономика и социум №1(6) 2013. С. 503-512

10. Красюк И. А. Место инноваций в развитии страны и торговли // Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (2381). С. 56-62.

11. Дудакова И. А. Маркетинговый аспект региональной инфраструктуры розничной торговли// Маркетинг. 2010. № 6. С. 76-91.

12. Дудакова И. А. Сервисная ориентация в современной концепции маркетин-га//Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 5. С. 123-125.

13. Красюк И. А. Научно-практические основы организации розничной торговой сети в регионах//Экономика и предпринимательство. 2013. № 8 (37). С. 632-635.

Medvedev Yulia Yurievna, candidate of Economics, associate Professor Don state technical University (Rostov-on-don)

APPROACHES TO THE DEFINITION OF THE DEFINITION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF TRADE (METHODOLOGICAL ASPECT)

Abstract: in the article modern approaches to definition of essence of innovative development is represented by a hierarchical decomposition of the elements of the model of innovative development of retail proposed infrastructure retail market Key words: trade, innovative development, infrastructure, innovation

УДК.339.1

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

В ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДУКТОВЫМИ

ТОВАРАМИ Мирзоева Дарья Дмитриевна, магистрант (e-mail: Mirzoeva-dasha95@mail.ru) Красюк Ирина Анатольевна, д.э.н., профессор (e-mail: iri-krasjuk@yandex.ru) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г.

Санкт-Петербург, Россия

Проведен анализ современного состояния и перспектив развития ведущих российских и зарубежных сетевых компаний. Исследованы основные направления эффективного развития торговых компаний, рассмотрено положительное влияние присоединения России к ВТО. Сделан вывод о перспективах развития розничной торговли, целесообразности использования зарубежного опыта.

Ключевые слова: розничная торговля, торговые сети, торговый формат, потребитель, онлайн-торговля.

Всемирная торговая организация осуществляет контроль за 97% мировой торговли. Вступление России во Всемирную торговую организацию (далее ВТО) оказало позитивное влияние на развитие торговли. Рассмотрим положительные стороны присоединения России к ВТО [3]:

1. Россия - равноправный участник в мировой торговле;

2. Уменьшение барьеров между странами-участницами при взаимодействии на мировом уровне;

3. Снижение кредитных ставок для граждан и предпринимателей как малого, так и среднего бизнеса;

4. Активное внедрение зарубежных компаний на российском рынке;

5. Снижение пошлин;

6. Увеличение иностранных инвестиций.

Вступление России в ВТО создало условия для прихода на российский рынок зарубежных торговых сетей. В Российской Федерации активно ве-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.