Научная статья на тему 'Специфика использования инновационных технологий в процессе товародвижения на основе информатизации'

Специфика использования инновационных технологий в процессе товародвижения на основе информатизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / TRADE / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крымов Сергей Михайлович, Кольган Мария Владимировна

В работе проведен анализ основных преобразований российской торговли на современном этапе развития, на основе которых формулируются основные принципы трансформации сферы товарообращения. Выделены направления усовершенствования товародвижения, обеспечивающие инновационный характер торгово-технологических процессов предприятия путем информатизации. Определено, что в современных условиях хозяйствования предприятиям торговли необходимо находить решения, способствующие инновационной гибкости и адаптации к внешней среде, а также использовать инновационные процессы в целях реализации своих конкурентных преимуществ и дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of using innovative technologies in commodity circulation process based on informatization

The article analyzes the main transformations of Russian trade at the present stage of development, on the basis of which we define the basic principles of transformation of the sphere of commodity circulation. We mark out the areas for improving commodity circulation, providing innovative character to trade and technological processes of the enterprise through informatization. We've identified that under modern conditions of managing trade enterprises it is necessary to find solutions that promote innovative flexibility and adaptation to the external environment and to use innovative processes to realize their competitive advantages and further development.

Текст научной работы на тему «Специфика использования инновационных технологий в процессе товародвижения на основе информатизации»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 1 • январь 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

специфика использования инновационных технологий в процессе товародвижения на основе информатизации

Крымов С.М}, Кольган М.В.1

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия

2 Донской государственный технический университет, Ростов-на-дону, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В работе проведен анализ основных преобразований российской торговли на современном этапе развития, на основе которых формулируются основные принципы трансформации сферы товарообращения. Выделены направления усовершенствования товародвижения, обеспечивающие инновационный характер торгово-технологических процессов предприятия путем информатизации. Определено, что в современных условиях хозяйствования предприятиям торговли необходимо находить решения, способствующие инновационной гибкости и адаптации к внешней среде, а также использовать инновационные процессы в целях реализации своих конкурентных преимуществ и дальнейшего развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: торговля, инновации, инновационные технологии, информационные технологии.

specifics of using innovative technologies

in commodity circulation process based on informatization

KrymovS.M}, Kolgan M.V.2

1 Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University (SPbPU), Russia

2 Don State Technical University, Russia

введение

В связи с трансформацией общества в России, как и во всем мире, формируется новая, информационная экономика. Данные изменения ведут к смене вектора развития всех отраслей хозяйствования, ориентацией на широкое использование инноваций. В торговой отрасли, как и в других сферах деятельности, происходит постоянное совершенствование хозяйственной деятельности предприятий, основанное на инновациях. Текущая деятельность субъектов отрасли традиционно определяется реалиями рынка, потребностями потребителей, качеством и своевременностью реализации товаров. Вместе с тем, торговые предприятия стремятся актуализировать инновационную составляющую процесса товарообмена. Это связывается со следующими подходами. Разработкой более эффективных методов обслуживания покупа-

телей, расширением мультиатрибутивной модели торговой услуги, новыми методами ценообразования и продаж, формирование иных, перспективных подходов к управлению каналами сбыта, трансформацией правовых взаимоотношений с посредниками, модификацией подходов к управлению персоналом, внедрением новейших средств автоматизации труда и т.д. Исследования в рамках данных направлений развития торговли осуществляли А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Гончарук, А. Г. Городнов и др., что обобщено, в частности, в фундаментальной работе Д, В. Федюнина [12] (Рвйуытп, 2013).

Однако существенный интерес к формированию и внедрению инновационных технологий в торговле, их исследование представлено в научно-практической литературе явно недостаточно. Особенно с позиции информационных технологий, развитие которых определяет дальнейший тренд, как российской, так и мировой экономики, одной из системообразующих составляющих которых является торговля. Обращение авторов к развитию данной проблемы и определяет актуальность представленной работы.

Целью представленной работы является исследование возможностей и разработка путей внедрения инновационных технологий торговыми организациями на основе информатизации, с учетом специфики процессов товародвижения.

основные принципы развития предприятий торговли с позиций динамики использования инновационных технологий

Развитие новых технологий обусловило кардинальные изменения в методиках конкурентной борьбы и мировоззрении рыночных субъектов, предоставило компа-

ABSTRACT:_

The article analyzes the main transformations of Russian trade at the present stage of development, on the basis of which we define the basic principles of transformation of the sphere of commodity circulation. We mark out the areas for improving commodity circulation, providing innovative character to trade and technological processes of the enterprise through informatization. We've identified that under modern conditions of managing trade enterprises it is necessary to find solutions that promote innovative flexibility and adaptation to the external environment and to use innovative processes to realize their competitive advantages and further development.

KEYWORDS: trade, innovation, innovative technologies, information technologies

JEL classification: F10, L86, o31, o33 Received: 02.01.2018 / published: 31.01.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Krymov S.M. (SKrymov0yandex.ru)

CITATION:_

Donskoy D.A. (2017) Instrumenty razvitiya regionalnoy promyshlennosti [Tool for fostering regional Krymov S.M., Kolgan M.V. (2018) Spetsifika ispolzovaniya innovatsionnyh tekhnologiy v protsesse tovarodvizheniya na osnove informatizatsii [Specifics of using innovative technologies in commodity circulation process based on informatization]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (1). - 233-244. doi: 10.18334/rp.19.1.38762

ниям множество возможностей по поиску и реализации на практике новых способов повышения конкурентоспособности.

Так, на предприятиях формируются новые модели управления с расстановкой новых приоритетов бизнеса. Средства, которые прежде составляли основной доход компании, уступают свою роль драйверу современного бизнеса - информации. Формируется тенденция к тяготению бизнеса использовать «гибкие возможности», позволяющие оперативно реагировать на варьирование элементов внешней среды. Постепенно торговые компании превращаются в адаптивные структуры, способные поддерживать скачки гиперконкуренции.

В связи с этим в целях определения роли инновационных процессов в деятельности современных торговых организаций необходимо сформулировать ряд принципов, по которым осуществляется трансформация торговли. В рамках заявленной темы акценты делаются на перспективы применения информационных систем (ИС) предприятия.

1. Принцип эффективности: необходимо достижение рационального соотношения между издержками на реализацию продукции и целевым эффектом, получаемым при функционировании предприятия. Расчет производственных и иных издержек осуществляется в ИС предприятия, в рамках которой происходит обработка поступающих данных и мониторинг экономической эффективности.

2. Принцип синергии: подразумевает координацию элементов (отделов, служб торгового предприятия) на основе ИС таким образом, чтобы эффект от использования их потенциала превышал действия, оказываемые каждым автономно.

В качестве наиболее подходящего примера можно считать формат оптовой торговли в форме центра маркетинга и логистики, выполняющий функции единого субъекта координации товародвижения и оборота оптовой торговли, способный выполнять функции организатора оптового оборота, координации и интеграции потенциалов субъектов товародвижения с учетом экономических интересов каждого из участников, создания благоприятных условий для эффективного функционирования субъектов по средствам единой ИС. Кроме этого постоянно появляются новые формы оптовой и розничной торговли, развиваются сами системы распределения продукции.

ОБ АВТОРАХ:_

Крымов Сергей Михайлович, профессор высшей торгово-экономической школы, доктор экономических наук, профессор (SKrymov0yandex.ru)

Кольган Мария Владимировна, доцент кафедры маркетинга и инженерной экономики, кандидат экономических наук (ko1gan.m0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Крымов С.М., Кольган М.В. Специфика использования инновационных технологий в процессе товародвижения на основе информатизации // Российское предпринимательство, 2018. - Том 19. - № 1. - С. 233-244. doi: 10.18334/гр.19.1.38762

3. Принцип эмерджентности: при объединении частей в целое возникает качественно новое состояние, чего не было и не могло быть без этого объединения. Это новое свойство (эмерджентность) характерно для процессов интеграции торговли, осуществляемых, как на основе образования альянсов, основанных на горизонтальных либо вертикальных союзах, так и использования реляционных контрактов с субъектами рынка [10] (Krymov, Leventsov, 2017).

4. Принцип равновесия: в процессе принятия тех или иных бизнес-решений следует учитывать многообразие информации о межотраслевом влиянии на конъюнктуру отрасли, распределении ресурсов на производство различных благ, эффективность распределения, о влиянии рыночного механизма на экономические результаты, максимизацию полезности потребителя и прибыли производителя, др. При анализе данных в ИС противоположности должны сбалансировать друг друга, что приведет к устойчивому развитию системы.

5. Принцип противоречивости: противоречие ведет к смещению фокуса, нарушению связи, образованию некого разрыва, который следует пытаться преобразовать так, чтобы появилась новая логическая связь. Именно поэтому этот принцип приводит к созданию новых рынков, моделей развития.

6. Принцип энтропии: в торговой отрасли или предприятии торговли характеризует вероятный эффект от полученного и имеющегося набора информации, который разрушит или укрепит ИС. Если в результате получения информации неопределенность полностью устранена, то она равна энтропии, имевшей место до получения информации.

7. Принцип информированности: циркулирование в рамках торговой системы объективной информации, ее информативность, время прохождения в системе, устойчивость и совместимость информационных потоков в ИС позволяют поддерживать процессы трансформации торговли.

8. Принцип пертинентности: соотношение объема полезной информации (субъективная оценка покупателя) при покупке товара к общему объему полученной информации. Так, например, приоритетным маркетинговым решением должно стать достижение пертинентности информации торговой сети, обеспечивающей потребителей и потенциальных клиентов нужным объемом полезной информации, дифференцированной с учетом потребительских предпочтений, на основе которой будет достигнуто принятие потребителями более обоснованных решений, что в значительной степени увеличит лояльность потребителей торговой сети [1] (Dudakova, 2011).

9. Принцип версионности: изменения внешних или внутренних факторов, данные о работе и взаимодействиях бизнес-процессов порождают новую копию (версию) бизнес-процесса, которая актуальна и более совершенна на текущий момент. С помощью ИС версия, представленная имплицитно в базе данных, может быть реализована [2] (Krymov, Kolgan, 2015).

10. Принцип интенциональности: намерения торгового предприятия должны быть включены в дескрипцию ИС и быть коррелированны с логикой рыночного позиционирования фирмы, ее стратегическими ориентирами.

Вышеперечисленные принципы развития субъектов торговой отрасли, а также усиливающаяся конкуренция в данной отрасли способствуют развитию их инновационной деятельности. В настоящее время можно наблюдать рост значимости товарных инноваций и внедрения торгово-технологических новаций, позволяющих организации получить конкурентное преимущество.

Оодержание инновационных технологий в товародвижении

Важнейшая категория инноваций торговли, товарная, является базой для сегментирования рынка, завоевания определенных ниш. Говоря о сегментировании, подразумевается выбор целевых групп и позиционирование компании, деление рынка на все более узкие сегменты покупателей для завоевания конкретного рынка и выхода на новые. Данная позиция является несколько шаблонной, поэтому в целях повышения инновационности коммерческих действий не стоит ограничивать их строго последовательной процедурой деления, слишком большое количество товарных групп не оставляет места для новых возможностей. Торговля, по нашему мнению, прежде всего, доктрина управления процессами, где особую значимость приобретают технологическое обеспечение, логистика, информатизация.

При этом крупнейшие разработчики информационных технологий в торговой отрасли отмечают, что одним из важнейших направлений развития ритейла в настоящее время является комплексное внедрение современных цифровых технологий, которые изменят и хозяйственную деятельность, и коммуникации, и социальную сферу и в конечном итоге обеспечат свой вклад в формирование новой «цифровой» экономики.

Можно выделить два направления усовершенствования товародвижения, обеспечивающих инновационный характер торгово-технологическим процессам предприятия путем информатизации. Это, во-первых, создание ИС, во-вторых, информационных технологий.

Торгово-технологический процесс на торговом предприятии представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово- технологического процесса товародвижения. Специфическая особенность организации деятельности в торговом предприятии состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле необходима рациональная организация как торгового, так и технологического процесса [5] (^Ав^ 2008).

Информационные технологии, применяемые в торговле, можно определить как инновационные или передовые технические решения, используемые в процессе товарообмена, существенно облегчающие жизнь персоналу и покупателям.

К технологиям, существенно ускоряющим торгово-технологические процессы можно отнести ряд устройств, которые широко используются ритейлом с учетом его развития. Практически все современные компании уже знакомы и активно используют, как некий обязательный набор POS-терминалы, систему штрихкодирования. Проходит тестирование система биометрической оплаты, производимой по сканированию отпечатков пальцев. В ряде магазинов Ralph Lauren используется «умная интерактивная примерочная», с помощью зеркала она позволяет покупателю выводить на поверхность сенсорного экрана различную информацию об имеющихся товарах, осуществлять связь с персоналом магазина, демонстрировать любые модели одежды, отправлять запрос администратору, чтобы принесли еще одну вещь для примерки, а также делать фото. Интерактивные примерочные кабины, зеркала, столы, полки, стенды и витрины привлекают внимание покупателей и помогают сделать им индивидуальное предложение. Понять поведение покупателя помогут RFID-метки, ЭБ-позиционирование товара, компьютерное зрение и видео-аналитика. Таким образом, можно определить самые популярные витрины, разместить там рекламную информацию или определить непопулярные зоны. И конечно, продавцы, и кассиры магазина должны работать с самыми современными гаджетами и использовать их для активного взаимодействия с клиентом, или же магазину следует заменить кассиров системой самостоятельной оплаты покупок без кассира - Self Check-out. Мы видим, что инновационные технологии в сфере продаж существуют и активно развиваются, однако заказчики не всегда готовы их использовать по многим причинам: мешают недостаток денежных средств, высокая стоимость нововведений, отсутствие господдержки и экономические риски, связанные с инновациями. Выходом из этой ситуации и доступом к инновациям могли бы стать именно ИС в рамках торговых сетей. Наиболее простой путь - кооперация предприятий, создание на различных отраслевых и территориальных платформах локальных ИС, обеспечивающих реализацию подобных новаций.

Увидеть в информационных технологиях источники реального роста, соотнести их со своей стратегией и перспективой, и сделать это раньше других, значит, получить неоспоримые преимущества перед соперниками.

методы информатизации торговых предприятий

Перед ритейлом встает вопрос выбора подхода к использованию ИС и технологий и здесь возможны три подхода, что представлены в авторской таблице 1.

1. Реализация собственными силами. Достоинства: предприятие является абсолютным собственником результата работы; возможность самостоятельно организовывать процесс разработки и вести план выполнения; индивидуальный подход к созданию системы, учитывающий всю требуемую специфику бизнес-процессов.

Недостатки: требуется вовлеченность руководящего состава в процесс разработки; частый пересмотр конечных границ проекта, что ведет к увеличению времени реали-

Таблица 1

Подходы к информатизации деятельности торговых компаний

Параметр (свойство) Направления

i ii III

Характеристика Разработка собственных 1Т-решений Адаптация к нуждам ритей-ла. использование ERP-си-стем (Enterprise Resource Planning System - система планирования ресурсов предприятия) - корпоративных информационных систем, предназначенных для автоматизации учета и управления Применение специализированных торговых систем, то есть решений, ориентированных на ритейл

Разработчики (варианты) Собственная 1Т-платформа ЗАО «Тандер», Ь2Ь-пор-тал и др. сервисы для взаимодействия с дилерами и поставщиками Примеры таких систем -Oracle и SAP в высоком ценовом сегменте, Microsoft Dynamics - в среднем. GESTORI Pro компания-разработчик France Informatique & Technologie

Применение в торговых сетях «АШАН», «Перекресток», «Магнит» «Детский мир», «Аптечная сеть 36,6», «Техносила», «О'кей» Сеть магазинов «Пятерочка», «FixPrice»

Источник: составлено авторами.

зации; затруднен обмен опытом в наработках по решению смежных проблем сторонними организациями.

2. Адаптация приобретенного уже готового продукта с доработкой под нужды предприятия с применением собственных ресурсов.

К достоинствам отнесем относительно низкую себестоимость реализации и сокращение сроков внедрения на начальных этапах; вовлеченность сотрудников в решение текущих проблем предприятия, что проводит к более детальной проработке задачи и наилучшему удовлетворению конечных требований исполнителей бизнес-процессов.

Негативные последствия данного метода проявляются в наложении ограничений приобретенного продукта на реализуемую систему, что в основном выражается в недостаточном объеме механизмов доработки. Кроме того, от сотрудников предприятия требуются дополнительные знания в области стороннего продукта и его специфики, что многократно усложняет поддержку и расширение системы; необходимость адаптивного изменения под новые версии базового продукта.

3. Аутсорсинг, т. е. делегирование сторонней организации всей концепции системы с ее детальным описанием и проработкой. Наиболее крупные поставщики информационных технологий в торговой отрасли представлены в таблице 2.

Таблица 2

Наиболее крупные поставщики информационных технологий в торговой отрасли

го о

Название организации Город Совокупная выручка от проектов в рознице в 2016 г. (включая НДС, в тыс. руб.) Совокупная выручка от проектов в рознице в 2015 г. (включая НДС, в тыс. руб.) Рост выручки 2016/ 2015, в % Крупнейшие заказчики 2016 г.

БоШте Москва 8 900 000 8 717 787 2,1 % н/д

Мауког Москва 5 592 567 5 299 553 5,5% Ростелеком, Х5 Retail, Мегафон-Ритейл, Связной, Дикси, Спортмастер, Л'Этуаль, Вымпелком, Магнит, Леруа Мер-лен, Inventive Retail Group, Ашан, Икеа и т.д.

ЦФТ Москва 3 948 712 2 751 147 43,5 % н/д

Крок Москва 3 460 025 3 436 614 0,7% Hoff, Х5 Retail Group, Ашан, Метро Кэш энд Керри, М.Видео, Седьмой континент

Атол Москва 3 389 347 3 179318 6,6 %

АйТеко Москва 2 380 408 569 470 318% Табер Трейд, Торговая сеть "Да" (Фреш Маркет), Лента, Тойота Мотор, Адидас, Перекресток, Метро Кэш энд Керри

Инфо- системы Джет Москва 1 943 291 2 299 817 -15,5% М.Видео, ЛПВ (Малина), Рив Гош, Детский мир, Эльдорадо, Евросеть, Спортмастер, Х5 Retail Group и др.

1С-Ра рус Москва 1 187 999 1 022 000 16,2% Адидас, Ашан, Центросоюз РФ, Билайн, МТС, Мегафон, Теле 2, Связной, Мегафарм, Stockmann, Бенеттон, Samsonite, Offprice, Детский мир, Kindzania, Санлайт Бриллианте, Рублевский ТД, «Техносила»

Корус Консалтинг СНГ* Санкт-Петер-бург 1 061 316 786 946 34,9 % Сбербанк, ВымпелКом, МГТС, Газпроснефть - корпоративные продажи, Х5 Ритейл Групп, Тандер, Лента, О'Кей, Дикси Юг, Метро Кэш Энд Керри, Сити Ритейл, Интерторг, Ашан

Системный софт Москва 801 483 678 093 18,2% Перекресток, Дикси, Лента, Эльдорадо, Спортмастер

(\lovardis Санкт-Петер-бург 770 000 625 000 23,2 % Комус, М.Видео, МегаФон, Prisma, Лента, Globus, Heineken, Охапка, Восток-Запад, Рив Гош, Техносила

та

сл сл

о <=

7D

Z >

I-О -п m Z —I

дз

m и дз

сл

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ho о

ш

=3

с ш

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5 6

Корус Консалтинг Санкт-Петер-бург 729 ООО 660 ООО 10,5% Дикси, Концепт Труп, Лента, Мелон Фэшн Труп, О'Кей, СТД «Петрович», Гиперглобус, Кораблик, Глория Джине, ТД «Интерторг» (Семья, Spar), Фрешмаркет, Оптовый клуб «Ряды», Jlepya Мерлен

Рестрим Москва 620 235 301 227 105,9% Ростелеком

АйТи Москва Ш 800 412 500 6,9 % Х5 retail group, Союзснаб

Источник: составлено авторами по материалам источника [7].

К достоинствам метода относятся договорная основа взаимоотношений с конкретными сроками реализации и стоимостью конечного результата; работой занимается специализированная организация, имеющая опыт в решении подобных или смежных задач, сокращая тем самым требуемый объем доработок и ошибок и реализуя концепцию разделения труда.

Недостатки выражаются в неглубоком понимании проблем исполнителем и попытках применить уже готовые наработки к задачам, требующим иного, индивидуального подхода. Именно в узких, зачастую уникальных ситуациях возможно проявить концептуальную живучесть системы. В случае невозможности применения разработанного продукта сторонней организацией для абсолютного числа возможных состояний системы предприятие-заказчик рискует выйти за ее пределы и тем самым отказаться вообще от какой-либо общей системы, сведя решение к частностям. Данная проблема проявляется не сразу и выявляется в процессе длительного использования, демонстрируя гибкость и возможность адаптивного изменения под требования бизнес-процессов. Никто не хочет становиться добровольным тестировщиком «сырых» программ за собственные деньги [8].

Каждому из выше перечисленных методов присущи определенные достоинства и недостатки. В первом случае невозможность диверсификации рисков от внедрения информационных продуктов со сторонними организациями-партнерами, особенно приоритетными, может привести к элиминации данного способа в целом. Во втором случае проблема является смежной с первым. Она связанна с эксплицитными или имплицитными ограничениями приобретенного «базового» стороннего продукта. Третий способ наиболее длителен и трудоемок и зачастую сопряжен со значительными рисками. Однако его применение в настоящее время набирает силу. В частности, аутсорсинт подготовки к продаже различных продовольственных товаров (включая упаковку, сортировку и пр.) поставщикам становится нормой. А для этого требуется определенная информационная координация действий. Таким образом, специфика использования определяется торговыми организациями индивидуально, в зависимости от имеющихся ресурсов, в том числе компетенций руководства, персонала компаний, методов ведения бизнеса.

Заключение

Подводя итоги исследования, можно выявить:

1. Возможность адекватного реагирования на изменение внутренней и внешней сред системы торговли зависит от ряда принципов, сформулированных авторами -эффективности, пертинетности, версионности, интенциональности и др.

2. Выделено два направления усовершенствования товародвижения, обеспечивающих инновационный характер торгово-технологическим процессам предприятия путем информатизации: во-первых, создание ИС, во-вторых, информационных технологий. К методам применения, существенно ускоряющим торгово-технологические

процессы, можно отнести ряд устройств, которые широко используются ритейлом с учетом уровня современного развития ИС.

3. В качестве методов информатизации предприятий торговли используют: а) реализацию собственными силами; б) приобретение готового продукта с доработкой под нужды предприятия; в) аутсорсинг - делегирование сторонней организации всей проработки концепции системы. Специфика использования определяется торговыми организациями индивидуально, в зависимости от имеющихся ресурсов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Дудакова И.А. Маркетинг формирования и развития региональной инфраструк-

туры розничной торговли на примере городов: теория, методология, практика: Автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.05. - Ростов-на-Дону, 2011.

2. Крымов С.М., Кольган М.В. Управление изменениями организационных структур

на основе учета принципа версионности в информационных системах производственных предприятий // Экономика и предпринимательство, 2015. - № 6-2(59-2).

3. Краев О.А. Молодежь и наука // 80-летие образования Красноярского края: сборник

материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием. Красноярск, 2014.

4. Пустынникова Ю. Искусство управления каналами сбыта // Управление компанией,

2013. - № 9.

5. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века. - М.:

Издательство «АСТ», 2008.

6. Крымов С.М., Кольган М.В. Экономико-организационные аспекты формирова-

ния информационной системы промышленного предприятия. - Ростов-на-Дону: ДГТУ-Принт, 2016.

7. В автоматизации ритейла наступило время специализированных решений. CNews

Analytics. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnews.ru/reviews (дата обращения: 20.12.2017).

8. Крупнейшие ИТ-разработчики России. CNews Analytics. [Электронный ресурс].

URL: http://www.cnews.ru/reviews (дата обращения: 20.12.2017).

9. Крымов С.М., Евграфов А.А., Кольган М.В. Конъюнктура регионального рынка

строительно-отделочных материалов как фактор инновационного развития региональной торговли // Практический маркетинг, 2017. - № 2-1(240).

10. Крымов С.М., Левенцов В.А. Концептуальные основы и тенденции трансформаций реляционных отношений современных предприятий на различных этапах развития // Российское предпринимательство, 2017. - № 22. - doi: 10.18334/ rp.18.22.38499.

11. Шарф А.А. Инновации в торговле: основные проблемы и пути их решения. Moluch. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2781 (дата обращения: 18.01.2018).

12. Федюнин Д.В. Методология и методы управления инновациями в торговле. - М.: КноРус, 2013.

REFERENCES:

Dudakova I.A. (2011). Marketing formirovaniya i razvitiya regionalnoy infrastruktury roznichnoy torgovli na primere gorodov: teoriya, metodologiya, praktika [Marketing of formation and development of the regional retail trade infrastructure by the example of cities: theory, methodology and practice] Rostov-on-Don. (in Russian).

Fedyunin D.V. (2013). Metodologiya i metody upravleniya innovatsiyami v torgovle [Methodology and methods for innovation management in trade] M.: KnoRus. (in Russian).

Kraev O.A. (2014). Molodezh i nauka [Youth and science] The 80th anniversary of Krasnoyarsk Krai. (in Russian).

Krymov S.M., Evgrafov A.A., Kolgan M.V. (2017). Konyunktura regionalnogo rynka stroitelno-otdelochnyh materialov kak faktor innovatsionnogo razvitiya regionalnoy torgovli [Conjuncture of the Regional Market of Construction and Finishing Materials as Factor of Regional Trade Innovative Development].Practical Marketing. (2-1(240)). (in Russian).

Krymov S.M., Kolgan M.V. (2015). Upravlenie izmeneniyami organizatsionnyh struktur na osnove ucheta printsipa versionnosti v informatsionnyh sistemakh proizvodstvennyh predpriyatiy [Change management organizational structures on the basis of the principle of versioning in the information systems of industrial enterprises]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (6-2(59-2)). (in Russian).

Krymov S.M., Kolgan M.V. (2016). Ekonomiko-organizatsionnye aspekty formirovaniya informatsionnoy sistemy promyshlennogo predpriyatiya [Economic and organizational aspects of the formation of the information system at industrial enterprise] Rostov-on-Don: DGTU-Print. (in Russian).

Krymov S.M., Leventsov V.A. (2017). Kontseptualnye osnovy i tendentsii transformatsiy relyatsionnyh otnosheniy sovremennyh predpriyatiy na razlichnyh etapakh razvitiya [Conceptual foundations and trends in transformations of relational interactions of modern enterprises at various stages of development]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (22). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.22.38499.

Pustynnikova Yu. (2013). Iskusstvo upravleniya kanalami sbyta [The art of managing sales channels].Upravlenie kompaniey. (9). 53. (in Russian).

Toffler E. (2008). Metamorfozy vlasti: znanie, bogatstvo i sila na poroge XXI veka [Metamorphoses of the power: Knowledge, wealth and force on a threshold of the 21st century] M.: AST. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.